Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Инфраструктура / Образование
Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

«Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафедрой управления, логистики и эксплуатации водного транспорта Московской государственной академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова.

Михаил Зеленков, заведующий кафедрой управления, логистики и эксплуатации водного транспорта МГАВТ – флиала ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, д.п.н., к.в.н., доцент

Инновационная стратегия развития

Кафедре управления, логистики и эксплуатации водного транспорта Московской государственной академии водного транспорта – филиала ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова более 30 лет. Ее история неразрывно связана с историей развития самой академии. В период поэтапных преобразований в 1970-80-е годы Московского филиала Ленинградского института водного транспорта в Институт инженеров водного транспорта, а затем в Московскую государственную академию водного транспорта (МГАВТ), возник вопрос о создании специализированной кафедры, работа которой была бы направлена на подготовку специалистов-управленцев в области коммерческой эксплуатации и внешнеэкономических связей на водном транспорте. К этому времени значительно возросли перевозки экспортно-импортных грузов судами морского, а также речного флота, смешанного «река-море» плавания. Специфика подготовки экипажей судов заграничного плавания и специалистов в области организации внешнеторговых перевозок грузов требовала более глубокого изучения особенностей коммерческой работы, маркетинга, внешнеторговых сделок и их транспортного обеспечения.

В июле 1990 г. после ликвидации Минречфлота РСФСР и создания Государственного концерна речного флота РСФСР было принято решение о переименовании кафедры грузовой и коммерческой работы, которая не была выпускающей, в кафедру коммерческой эксплуатации и внешнеэкономических связей (КЭ и ВЭС). Кафедра сконцентрировала большую часть учебной нагрузки по подготовке квалифицированных кадров для управления воднотранспортными предприятиями и стала выпускающей по соответствующей специализации. Наиболее активно кафедра стала развиваться, когда ее возглавил академик Российской академии транспорта, к.т.н., профессор Л.В. Багров. После его ухода на другую работу и объединения кафедры с кафедрой менеджмента на водном транспорте заведующим кафедрой КЭ и ВЭС стал к.т.н., с.н.с. В.Г. Фомин. С 1 сентября 2018 г. кафедру возглавляет д.п.н., к.в.н., доцент М.Ю. Зеленков.

В разное время на кафедре работали крупные специалисты-ученые и практики в области коммерческой работы и эксплуатации водного транспорта И.А. Ведешенков, В.Г. Забелин, А.М. Зайцев, И.А. Огибин, К.И. Плужников, Г.А. Сюхин, Г.М. Чижикова и многие другие.

В ноябре 2018 г. в МГАВТ было проведено очередное преобразование кафедры путем присоединения к ней кафедры управления флотом и автоматизации транспортных процессов (УФ и АТП) с передачей преподаваемых дисциплин и контингента обучающихся. На данном этапе на кафедре обучается более 400 будущих бакалавров.

С 1 февраля 2019 г., с учетом происшедших изменений и соответствующей корректировки направлений подготовки и учебных программ, кафедра получила свое новое название – управления, логистики и эксплуатации водного транспорта. Сегодня в составе кафедры трудятся 11 педагогических работников, из них 2 доктора наук, 5 кандидатов наук, 4 старших преподавателя. Более 70% преподавателей имеют ученые степени и ученые звания, профессиональные дипломы по преподаваемым дисциплинам.

В своем новом качестве кафедра развивает активные контакты с организациями отрасли – потенциальными работодателями с целью изучения уровня требований к выпускникам, укрепления связей, обеспечивающих совершенствование учебного процесса, проведение практики, развитие сотрудничества в научно-методической области. В числе таких организаций Союз транспортников России, Комитет по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российская ассоциация экспедиторских и логистических компаний, Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, Московское речное пароходство, Московский туристический флот, Северный речной порт и целый ряд других транспортно-логистических и экспедиторских компаний.

Кафедра имеет тесные академические связи с ведущими вузами России, а также с профильными кафедрами учебных заведений системы Росморречфлота.

Формирование кадрового потенциала управленцев и логистов для транспортной отрасли – главная цель нашей кафедры, выбравшей инновационную стратегию развития.

Образовательный процесс

В настоящее время на кафедру возложена задача подготовки бакалавров по направлениям 23.03.01 Технология транспортных процессов», профиль «Организация перевозок и управление на водном транспорте», 26.03.01 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», профиль «Управление транспортными системами и логистическим сервисом на водном транспорте» и 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Логистика». С 1 сентября 2019 г. открывается подготовка магистров по направлению 23.04.01

«Технология транспортных процессов», профиль «Логистика международных перевозок». За кафедрой закреплено более 100 учебных дисциплин.

Помимо традиционных лекционных, практических и семинарских занятий, различных по формату практик на кафедре активно используются современные и весьма эффективные методы и элементы новейших инновационных образовательных технологий. Проведение интерактивных занятий ориентируется на коллективное участие обучающихся в принятии и обосновании ответов на изучаемые вопросы. Задачами занятий семинарского типа являются приобретение студентами необходимых практических навыков и умений по эффективному анализу, планированию и управлению деятельностью организации с применением необходимых управленческих, экономических и аналитических методов, подготовка обоснованных предложений по повышению эффективности ее работы в условиях рынка.

Программы обучения включают не только изучение теории в рамках учебных семестров, их неотъемлемой частью являются также обязательные учебные и производственные практики. В интересах повышения их эффективности кафедрой заключены договоры с Минтрансом России, Росморречфлотом и отраслевыми организациями (Ространснадзор, Московское речное пароходство, «МРП-Танкер», «Совмортранс», Российский речной регистр и др.), а также ведущими транспортно-логистическими и экспедиторскими компаниями России (Бэдфорд Групп, СПАК, Ай Кью Лоджистик, Русская перевозочная компания, STS Logistics, FM Logistic и др.). Общая продолжительность практик за время обучения составляет более четырех месяцев.

Выпускники кафедры работают на ответственных должностях в центральном аппарате Минтранса России, Росморречфлота и других управленческих структурах федерального и отраслевого уровня. Их профессиональные знания и навыки востребованы в десятках отечественных и зарубежных логистических и транспортно-экспедиторских компаний.

Дополнительное профессиональное образование

Современный работник транспортной отрасли – это высококвалифицированный, интеллектуально подготовленный человек, постоянно совершенствующий свои знания, умения и навыки. Однако его отрыв от производства даже на незначительное время несет колоссальные убытки для предприятия. В связи с этим неотъемлемым условием процесса периодического повышения квалификации трудового человека является его доступность. Данное требование современности хорошо осознали преподаватели кафедры, взяв курс на цифровую актуализацию образовательного процесса.

Создаваемая на кафедре система обучения предназначена в первую очередь для проведения повышения квалификации и переподготовки к новому виду профессиональной деятельности с использованием электронного обучения дистанционных образовательных технологий. Она включает в себя информационную поддержку слушателей, предоставление теоретических и контрольно-измерительных материалов в цифровой форме, промежуточное и итоговое удаленное тестирование. Основа удаленной подготовки – это разрабатываемые преподавателями кафедры цифровые учебно-методические комплексы профессиональных дисциплин. В настоящее время кафедра реализует ряд направлений профессиональной переподготовки:

«Управление водным транспортом – управление водными и мультимодальными перевозками», где проходят переподготовку представители Администрации порта ПАО «Северсталь»;

«Управление международными транспортными системами и логистическим сервисом», где проходят переподготовку студенты МГАВТ, получающие высшее образование по специальности «судовождение».

Участники дополнительной профессиональной переподготовки из числа обучающихся в МГАВТ могут безвозмездно посещать любые занятия, проводимые преподавателями соответствующего курса (учебной дисциплины) в рамках осуществляемого ими обучения по очной или заочной формам обучения, а также получать консультации у преподавательского состава, ведущего соответствующие учебные дисциплины для очной и заочной форм обучения.

Еще одним направлением деятельности кафедры является разработка и организация специализированных курсов повышения квалификации. Преподаватели кафедры, имеющие огромный практический опыт, активно передают его молодым специалистам. Так, в сентябре-декабре 2018 г. по запросу ООО «РН-Бункер» было осуществлено обучение нескольких потоков по программе «Основы бункеровочного бизнеса: организационно-технические, коммерческие и логистические аспекты».

Научно-методическая работа

Большое внимание на кафедре уделяется научно-методической работе, которая проводится в направлении разработки и внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий с использованием средств телекоммуникаций и мультимедиа. Преподаватели кафедры нацелены на выполнение работ, которые оформляются в виде электронных учебно-методических комплексов соответствующих дисциплин. В состав этих комплексов входят: рабочая программа дисциплины, методические указания по ее освоению, учебные пособия, аудио-, видеоматериалы, индивидуальные задания для самостоятельной работы. Важным элементом этих комплексов является наличие электронных тестовых заданий, которые дают возможность обучающемуся подготовиться к итоговому зачету или экзамену по изучаемой дисциплине.

За всю историю кафедры ее сотрудниками было выполнено более 90 научно-исследовательских работ, изданы сотни научных статей и методических разработок, в том числе монографии, учебники и учебные пособия. В научных работах коллектив кафедры вскрывает проблемы транспортной отрасли, регионов и в целом экономики России с учетом мировых интеграционных процессов, оценивает эффективность деятельности предприятий и определяет перспективы их развития.

В мае 2018 г. на кафедре создана научная школа «Организация управления водным транспортом. История, современность и перспективы». Ее руководителем является заслуженный работник транспорта, д.т.н., проф. В.А. Конталев, автор многих научных работ и публицистических книг по истории водного транспорта России. Научная школа – это сообщество ученых и специалистов различных возрастных групп и научной квалификации. Приглашаем желающих из состава отрасли и ветеранов флота принять участие в ее работе.

Сегодня научная деятельность кафедры сосредоточена на следующих направлениях: история водного транспорта России; логистические системы Северного морского пути; транспортная безопасность России; автоматизация составления паспортов речных портов; автоматизация расчетов пропускных способностей грузовых причалов и выбора оптимальных схем перевозок; разработка нормативно-правовой базы коммерческой эксплуатации водного транспорта; моделирование, автоматизация и информационное обеспечение транспортных процессов на водном транспорте; цифровые технологии и интеллектуальные системы управления транспортными процессами на водном транспорте.

На кафедре широко вовлекаются в научную деятельность обучающиеся, которые под руководством преподавательского состава разрабатывают научные работы и представляют полученные результаты на международных и межвузовских конференциях. Другим направлением научной деятельности обучающихся является написание и публикация научных статей в цитируемых журналах.

Два раза в год кафедрой проводится ставшая уже традиционной Международная научно-практическая конференция «Управление и эксплуатация водного транспорта», в которой принимают участие обучающиеся, преподавательский состав, а также представители других вузов, российских и зарубежных организаций отрасли.

Сегодня кафедра является одним из ведущих профильных подразделений МГАВТ и имеет многообещающие перспективы для своего дальнейшего развития в направлении совершенствования учебной, методической, научной и организационно-воспитательной работы. Залог этого – напряженная и кропотливая повседневная работа всего коллектива преподавателей и обучающихся.

Фото. Профессорско-преподавательский состав кафедры управления, логистики и эксплуатации водного транспорта. Слева направо: П.К. Кржеминский, Г.И. Шепелин, С.Н. Гаранин, В.В. Алферов, Е.В. Зарецкая, М.Ю. Зеленков, Л.А. Яковлева, С.В. Бакаев, В.А. Конталев

Морской флот №2 (2019)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

«Макаровка» идет на Север

«Макаровка» идет на Север Ректор вуза обсудил сотрудничество с Газпромфлотом, Росатомфлотом и губернатором Мурманска

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки С помощью заданий с погрузчиками, перегружателями, ролл-трейлером и портальным краном

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства Первый шаг к решению масштабной задачи уже сделан

Морские порты

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае Максимальный грузооборот по проекту – 35 млн тонн в год




Морской транспорт

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций Сингапурцы и корейцы отказываются помочь в обслуживании и «ставят палки в колеса»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих ледоколов «Атомфлота»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих  ледоколов «Атомфлота» Советских «старичков» остановят

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...