Первая русская антарктическая экспедиция

Из истории флота
Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в воды Южного океана имела целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка – Антарктиды. Под командованием Беллинсгаузена находился шлюп «Восток», а Лазарева – шлюп «Мирный», численность команды достигала 190 человек.

Дмитрий Улыбкин, спецкор

Первые на континенте вечных льдов

Вопрос существования континента вечных льдов на протяжении тысячелетий волновал людей. Начиная с XV столетия на поиски неведанной земли отправлялись экспедиции разных стран. Ближе всех к Антарктиде подошел известный английский мореплаватель Джеймс Кук. В ходе своего второго кругосветного плавания в 1772-1775 годах, исследуя воды Южного полярного круга, он достиг самой южной точки – 71° 10' ю. ш. Путь дальше перекрывали сплошные паковые льды. Кук сделал вывод, что Антарктиды как материка либо вообще не существует, либо достичь ее невозможно, что послужило причиной отказа от дальнейших попыток мореплавателей открыть шестой континент. Подводя итоги своей экспедиции, Кук писал: «Я обошел океан Южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания».

Русская антарктическая экспедиция увенчалась полным успехом, став второй после Джеймса Кука, которая обошла всю Антарктику. Из 751 дня экспедиции 527 были проведены под парусами, причем оба экспедиционных судна не разлучались за этот срок ни разу; общая протяженность маршрута составила 49 860 морских миль (86 475 верст). 127 дней экспедиция находилась в широтах выше 60° ю.ш.; к берегам Антарктиды команда подходила 9 раз, в том числе четырежды на расстояние 3-15 км. На карту Антарктики было нанесено 28 объектов, обнаружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках.

Начало путешествия и первые открытия

4 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» снялись с якорей и под громогласное ура покинули Кронштадтский рейд.

Шлюп «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и к тому же достаточно укрепленный Михаилом Лазаревым для предстоящей экспедиции, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Корпус «Востока» оказался слабым для плавания в полярных льдах, и его приходилось неоднократно укреплять и ремонтировать в ходе экспедиции. К концу экспедиции состояние шлюпа оказалось настолько плачевным, что побудило Беллинсгаузена прекратить экспедицию на месяц раньше и принять решение о возвращении.

И Беллинсгаузен, и Лазарев неоднократно сетовали на то обстоятельство, что в обе дивизии были включены по два совершенно разнотипных судна, значительно отличавшихся по скорости хода.

Из-за чрезвычайной поспешности снаряжения (императорский указ вышел 25 марта, отплытие произошло 4 июля 1819 года) не удалось собрать научного отряда и практически все научные наблюдения как в области географии, так и этнографии и естествознания осуществляли офицеры и единственный ученый на борту – экстраординарный профессор Казанского университета Иван Симонов. Для фиксации событий, ландшафтов открытых островов и биологических видов был взят художник Павел Михайлов – будущий академик живописи; снятые им виды Южных Шетландских островов использовались в английских лоциях еще в 1940-е годы.

При попутном ветре экипажи сначала взяли курс на Бразилию – с остановками в портах, чтобы пополнять запасы провизии. Этот переход на парусных судах продолжался почти полгода – лишь к декабрю 1819 года участники экспедиции подошли к острову Южная Георгия в Южной Атлантике и, маневрируя среди айсбергов, стали двигаться дальше на юг – туда, где должна была быть Антарктида.

Уже вскоре на горизонте показался сначала один, а затем еще несколько островов: их нанесли на карту и назвали в честь тогдашнего морского министра островами Траверсе. Один из островов архипелага оказался действующим вулканом. «Поутру впереди нас к северу висели сгустившиеся черные тучи, которые как будто не переменяли своего положения; сие служило поводом к заключению, что в близости должен быть берег, и мы пошли на север к облакам. В самом деле, вскоре увидели остров; по приближении рассмотрели на юго-западной стороне жерло, из которого беспрерывно поднимались густые смрадные пары. Когда мы проходили под ветром острова, пары сии составляли непрерываемое густое облако и издалека были подобны выходящему из трубы парохода дыму, только в большем виде. Я назвал остров в честь первого по мне на шлюпе «Восток» капитан-лейтенанта – островом Завадовского», – писал Фаддей Беллинсгаузен.

Были открыты и получили названия и другие острова Атлантики. Однако главное событие было еще впереди.

Антарктида

Продолжая маневрировать во льдах и пробираться сквозь туманы, несмотря на чрезвычайно сложные условия (в каютах было влажно и температура там порой опускалась до +8 градусов по Цельсию), экспедиция двигалась дальше. Наконец в конце января 1820 года мореплаватели достигли шельфовых льдов Антарктиды, приблизившись к ней в точке 69° 21' 28" ю.ш. и 2° 14' 50" з.д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена у Берега Принцессы Марты на море Лазарева). Русские моряки увидели «ледяное поле, усеянное буграми», однако плохая погода помешала приблизиться к берегу. Корабли отошли к северу.

Через несколько дней они снова увидели берег и подошли к нему почти вплотную – это были береговые обрывы ледового материка (Земля Эндерби). Несмотря на то что февраль в Южном полушарии соответствует августу и считается летним месяцем, путешественники наблюдали температуру -4°С. Израсходовав запас дров на отопление, экспедиция направилась в Порт-Джексон (ныне – Сидней). Здесь нужно было пополнить запасы провизии, отремонтировать шлюпы и, конечно, внести все уточнения на географические карты. К моменту прибытия в Сидней лишь у двоих матросов наблюдались признаки «цинготной болезни».

Спустя полгода, как только позволили климатические условия, экспедиция вновь направилась к Южному полюсу. В конце ноября 1820 г. путешественники достигли острова Маккуори, где наблюдали лежбища морских слонов, пингвинов, попугаев, одичавших кошек и временные землянки промышленников из Порт-Джексона.

6 декабря 1820 г. мореплаватели отметили молебном в честь Николая Чудотворца, а 25 декабря 1820 г. (6 января 1821 г.) встретили Рождество. Праздничными блюдами были щи с сухарями, пунш и грог.

22 января 1821 года, пройдя 60-й градус южной широты, мореплаватели увидели чернеющее пятно – этот остров назвали именем Петра I. А через несколько дней был открыт сам материк. «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор», – писал Фаддей Беллинсгаузен. Этот берег был назван Землей Александра I – в честь русского императора, благоволившего экспедиции. Это открытие не оставило никаких сомнений: русская экспедиция действительно обнаружила легендарную Антарктиду.

Возвращение домой

Экспедиция вернулась в Кронштадт 24 июля 1821 года, для торжественной встречи в Кронштадт прибыл император Александр I. Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями.

Важнейшим открытием мореплавателей было визуальное наблюдение шельфовых ледников Антарктиды. В экспедиции также занимались метеорологией, наблюдениями надо льдами, этнографическими исследованиями на островах.

Имена Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева остались навсегда вписаны в историю великих географических открытий наряду с именами Колумба и Магеллана.

Морской флот №2 (2019)


Вернуться к разделу Из истории флота

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...