Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» - Морские вести России

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

13.05.2019

Образование

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Преддипломную плавательную практику он проходил на дизель-электрическом линейном ледоколе смешанного «река-море» плавания «Капитан Бородкин» ОАО «Ленское объединенное речное пароходство». И тему дипломной работы Владимир взял из практики работы на ледоколе «Капитан Бородкин» – «Обеспечение безопасности перехода».

Скучаю по северному сиянию

– Изначально мне хотелось пройти преддипломную практику в судоходной компании на Камчатке, но долго не было ответа на запрос, – делится техник-судоводитель Владимир Войцехович. – Пригласили на ледокол «Капитан Бородкин», и я согласился. Как штатный матрос вместе с экипажем участвовал в проводках судов во льдах, буксировках и аварийно-спасательных работах. Это были самые жесткие полгода моей жизни, но все равно до сих пор скучаю по северному сиянию!

Родился я в Благовещенске, но детство провел в деревне Новопетровка Благовещенского района Амурской области. Окончил 9 классов и поступил в Амурский филиал МГУ им. адм. Г.И. Невельского на судоводительское отделение. В нашей семье военным моряком-подводником был мой дед, Куйдин Александр Яковлевич, он служил на Камчатке. С самого раннего детства я с ним пропадал на речках, мы рыбачили с лодки. С той поры и стала меня привлекать вода. Поэтому я осознанно поступил в Морской университет, чтобы связать свою жизнь с работой в море. Такой выбор я сделал еще в пятом классе. Считаю, что обучение завершил достойно. Дипломную работу защитил на отлично, но не хватило всего нескольких пятерок для получения диплома с отличием.

На Севере, как я и предполагал, вахтенному матросу очень тяжело работать. Многому меня научили в экипаже за эти полгода жизни. Я запомню их на всю жизнь. Старпом дал мне понять, что в жизни нужно надеяться только на себя. Спасибо ему за это. Он был очень требовательным, укрепил мой характер. Да и вообще много чего открыл в плане мировоззрения.

Ледокол «Капитан Бородкин» работал на трассе Северного морского пути в море Лаптевых, Восточно-Сибирском море. Много раз проходили мимо порта Тикси, стояли на рейдовом терминале этого порта «Быков мыс». Работали на реке Лене, заходили в Хатангу, в поселок Черский на Колыме…

Считаю, что нигде я не получал такой физической и моральной нагрузки, как в Заполярье. Людей со слабым характером профессия моряка не держит. Хочешь работать – будь мужиком и весь отдавайся делу. В «полярке» некому жаловаться, что тебе тяжело. Разве только нерпам да белым медведям...

Да, было тяжело, но мне понравилась эта навигация. Очень хороший коллектив, все члены экипажа добрые и общительные, могли дать дельный совет в любой ситуации. И что еще мне очень запомнилось, так это северное сияние. Очень красиво, просто не описать словами. Небо светится ночью.

Мужская работа

Что еще вспоминается? Собираясь в мае в Якутию, я взял с собой теплые вещи, много носков и варежки. Все остальное нам выдавали. Так что уехал на Север в мае, а вернулся в конце октября. В Благовещенске в это время уже было лето, а на северах все еще держалась минусовая температура воздуха. Прилетел в Якутию, прибыл на ледокол, и мы пошли по реке в сторону Байкала на ремонт. Почти месяц был рабочей силой, ремонтировали днище ледокола. И потом уже вышли в море. Льда еще не было, но попали в серьезный для нашего судна шторм.

Ледокол стоял на рейде. Была моя вахта. В четвертом часу утра началось сильное волнение. Судно здорово качало, а потом сорвало с якорей. Всем выдали спасательные пояса, которыми мы зацеплялись за борт. Волна бьет о борт, накрывает сверху, а мы в этот момент поднимали якоря. Холодно, все мокрые, так еще ветер северный дул. Ты весь соленый с головы до ног, губы сохнут…

А ледоколу ведь надо было спасать другие суда и баржи. Наше судно оборудовано буксирным гаком. Катались туда-сюда... Цеплять баржи – тяжелая работа для команды, канат толстый и длинный, и его очень тяжело поднять даже нескольким людям. А надо было еще зацепить три баржи, чтобы образовался караван, а он больше километра длиной. Стоя за штурвалом, я следил, чтобы все шли ровно и четко. Но бывали случаи, когда нас сзади «догоняли» прицепленные баржи, их подносило течением. Приходилось выворачивать и выравнивать курс.

И с баржами мы тоже попадали в шторм. У нашего ледокола корпус с вырезом «ласточкин хвост». Во время шторма одна из барж въехала в нас. Рвались канаты, но мы справились, экипаж работал быстро и слаженно. Самим приходилось ремонтировать поврежденные борта, помогая в этом боцману.

Когда вошли в лед, стало еще сложнее. Ситуация сложилась такая, что повышался риск застрять во льдах. Из-за этого бывало, что поспать удавалось всего два часа в сутки. Например, судну «Капитан Пашнин» повезло меньше. Там приняли решение в шторм отстояться возле берега, но лед пошел прямо в залив, и судно стало зажимать со всех сторон. Мы двинулись ему на помощь. Шли примерно двое суток. Лед к тому моменту стал крепче, и мы не смогли пробиться к судну. Был вызван на помощь атомный ледокол, который вызволил теплоход из ледового плена. В общей сложности мы спасли тогда около 15 судов, которые застряли во льдах.

Посвящение в моряки

В моряки меня посвящали во время практики на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин» в первую навигацию в качестве практиканта в сахалинском рейсе, там, соблюдая традицию, я пил соленую морскую воду. А на ледоколе прошел посвящение в полярники. Я как раз после вахты лег поспать. Только уснул, как ко мне подлетают и говорят, что нужна помощь боцману. Поднимаюсь, легко одеваюсь и бегу. Глаза слипаются. Выбегаю на палубу, а меня окатывают ледяной морской водой с головы до ног. Стою, дрожу, а меня фотографируют. Все, кто впервые пересек полярный круг на ледоколе, уже стояли мокрыми. Тогда я был злой из-за холода, а сейчас весело вспоминать это посвящение.

Были и развлечения. Охотились и на уток – включали прожекторы, а птицы летели на них, мы собирали тушки по судну. Ощипывать уток хуже, чем чистить рыбу. Втроем ощипывали 20-30 уток примерно часов за пять.

Когда мы уже собирались возвращаться в Якутию, получили задание зайти в Хатангу (один из самых северных населенных пунктов России). В этом поселке собаки породы хаски – дворняги. До появления снегоходов люди передвигались на них. С появлением нового средства передвижения местные жители от собак отказались, поэтому чистокровные хаски бегают там бездомными. Их очень много. Жаль, что взять их на судно с собой нельзя, а хотелось очень... Видели очень много песцов. За пищу песцы между собой безжалостно дерутся.

Условия работы на ледоколе были своеобразные. В специальных костюмах на улице мерзнешь, а в каюте – жара. Откроешь иллюминатор на две минуты, а на нем тут же нарастают огромные сосульки. Старший механик ругается, грозит за открытые иллюминаторы вообще отключить тепло… Ну а что делать? С одной стороны – жаримся, а с другой – мерзнем.

Сейчас я снова иду в рейс в море. И буду продолжать учиться заочно, чтобы получить высшее образование.

Последняя навигация для ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» была юбилейной, 80-й по счету. Сегодня компания является крупнейшей в арктических районах Республики Саха (Якутия). Благодаря дружной работе транспортников, грузоотправителей и региональных властей поставки грузов в рамках северного завоза выполнены на 100%, весь заявленный к перевозке груз доставлен до пунктов выгрузки. Пароходство выполняет пассажирские и грузовые перевозки на внутренних речных и морских путях. На балансе пароходства находятся более 350 грузовых, буксирных, пассажирских и вспомогательных судов общей грузоподъемностью 450 тыс. тонн.

Записала Татьяна Каширская, Информационный центр МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Фото из архива В.Войцеховича

Морской флот №6 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ