Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Инфраструктура / Образование
Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Преддипломную плавательную практику он проходил на дизель-электрическом линейном ледоколе смешанного «река-море» плавания «Капитан Бородкин» ОАО «Ленское объединенное речное пароходство». И тему дипломной работы Владимир взял из практики работы на ледоколе «Капитан Бородкин» – «Обеспечение безопасности перехода».

Скучаю по северному сиянию

– Изначально мне хотелось пройти преддипломную практику в судоходной компании на Камчатке, но долго не было ответа на запрос, – делится техник-судоводитель Владимир Войцехович. – Пригласили на ледокол «Капитан Бородкин», и я согласился. Как штатный матрос вместе с экипажем участвовал в проводках судов во льдах, буксировках и аварийно-спасательных работах. Это были самые жесткие полгода моей жизни, но все равно до сих пор скучаю по северному сиянию!

Родился я в Благовещенске, но детство провел в деревне Новопетровка Благовещенского района Амурской области. Окончил 9 классов и поступил в Амурский филиал МГУ им. адм. Г.И. Невельского на судоводительское отделение. В нашей семье военным моряком-подводником был мой дед, Куйдин Александр Яковлевич, он служил на Камчатке. С самого раннего детства я с ним пропадал на речках, мы рыбачили с лодки. С той поры и стала меня привлекать вода. Поэтому я осознанно поступил в Морской университет, чтобы связать свою жизнь с работой в море. Такой выбор я сделал еще в пятом классе. Считаю, что обучение завершил достойно. Дипломную работу защитил на отлично, но не хватило всего нескольких пятерок для получения диплома с отличием.

На Севере, как я и предполагал, вахтенному матросу очень тяжело работать. Многому меня научили в экипаже за эти полгода жизни. Я запомню их на всю жизнь. Старпом дал мне понять, что в жизни нужно надеяться только на себя. Спасибо ему за это. Он был очень требовательным, укрепил мой характер. Да и вообще много чего открыл в плане мировоззрения.

Ледокол «Капитан Бородкин» работал на трассе Северного морского пути в море Лаптевых, Восточно-Сибирском море. Много раз проходили мимо порта Тикси, стояли на рейдовом терминале этого порта «Быков мыс». Работали на реке Лене, заходили в Хатангу, в поселок Черский на Колыме…

Считаю, что нигде я не получал такой физической и моральной нагрузки, как в Заполярье. Людей со слабым характером профессия моряка не держит. Хочешь работать – будь мужиком и весь отдавайся делу. В «полярке» некому жаловаться, что тебе тяжело. Разве только нерпам да белым медведям...

Да, было тяжело, но мне понравилась эта навигация. Очень хороший коллектив, все члены экипажа добрые и общительные, могли дать дельный совет в любой ситуации. И что еще мне очень запомнилось, так это северное сияние. Очень красиво, просто не описать словами. Небо светится ночью.

Мужская работа

Что еще вспоминается? Собираясь в мае в Якутию, я взял с собой теплые вещи, много носков и варежки. Все остальное нам выдавали. Так что уехал на Север в мае, а вернулся в конце октября. В Благовещенске в это время уже было лето, а на северах все еще держалась минусовая температура воздуха. Прилетел в Якутию, прибыл на ледокол, и мы пошли по реке в сторону Байкала на ремонт. Почти месяц был рабочей силой, ремонтировали днище ледокола. И потом уже вышли в море. Льда еще не было, но попали в серьезный для нашего судна шторм.

Ледокол стоял на рейде. Была моя вахта. В четвертом часу утра началось сильное волнение. Судно здорово качало, а потом сорвало с якорей. Всем выдали спасательные пояса, которыми мы зацеплялись за борт. Волна бьет о борт, накрывает сверху, а мы в этот момент поднимали якоря. Холодно, все мокрые, так еще ветер северный дул. Ты весь соленый с головы до ног, губы сохнут…

А ледоколу ведь надо было спасать другие суда и баржи. Наше судно оборудовано буксирным гаком. Катались туда-сюда... Цеплять баржи – тяжелая работа для команды, канат толстый и длинный, и его очень тяжело поднять даже нескольким людям. А надо было еще зацепить три баржи, чтобы образовался караван, а он больше километра длиной. Стоя за штурвалом, я следил, чтобы все шли ровно и четко. Но бывали случаи, когда нас сзади «догоняли» прицепленные баржи, их подносило течением. Приходилось выворачивать и выравнивать курс.

И с баржами мы тоже попадали в шторм. У нашего ледокола корпус с вырезом «ласточкин хвост». Во время шторма одна из барж въехала в нас. Рвались канаты, но мы справились, экипаж работал быстро и слаженно. Самим приходилось ремонтировать поврежденные борта, помогая в этом боцману.

Когда вошли в лед, стало еще сложнее. Ситуация сложилась такая, что повышался риск застрять во льдах. Из-за этого бывало, что поспать удавалось всего два часа в сутки. Например, судну «Капитан Пашнин» повезло меньше. Там приняли решение в шторм отстояться возле берега, но лед пошел прямо в залив, и судно стало зажимать со всех сторон. Мы двинулись ему на помощь. Шли примерно двое суток. Лед к тому моменту стал крепче, и мы не смогли пробиться к судну. Был вызван на помощь атомный ледокол, который вызволил теплоход из ледового плена. В общей сложности мы спасли тогда около 15 судов, которые застряли во льдах.

Посвящение в моряки

В моряки меня посвящали во время практики на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин» в первую навигацию в качестве практиканта в сахалинском рейсе, там, соблюдая традицию, я пил соленую морскую воду. А на ледоколе прошел посвящение в полярники. Я как раз после вахты лег поспать. Только уснул, как ко мне подлетают и говорят, что нужна помощь боцману. Поднимаюсь, легко одеваюсь и бегу. Глаза слипаются. Выбегаю на палубу, а меня окатывают ледяной морской водой с головы до ног. Стою, дрожу, а меня фотографируют. Все, кто впервые пересек полярный круг на ледоколе, уже стояли мокрыми. Тогда я был злой из-за холода, а сейчас весело вспоминать это посвящение.

Были и развлечения. Охотились и на уток – включали прожекторы, а птицы летели на них, мы собирали тушки по судну. Ощипывать уток хуже, чем чистить рыбу. Втроем ощипывали 20-30 уток примерно часов за пять.

Когда мы уже собирались возвращаться в Якутию, получили задание зайти в Хатангу (один из самых северных населенных пунктов России). В этом поселке собаки породы хаски – дворняги. До появления снегоходов люди передвигались на них. С появлением нового средства передвижения местные жители от собак отказались, поэтому чистокровные хаски бегают там бездомными. Их очень много. Жаль, что взять их на судно с собой нельзя, а хотелось очень... Видели очень много песцов. За пищу песцы между собой безжалостно дерутся.

Условия работы на ледоколе были своеобразные. В специальных костюмах на улице мерзнешь, а в каюте – жара. Откроешь иллюминатор на две минуты, а на нем тут же нарастают огромные сосульки. Старший механик ругается, грозит за открытые иллюминаторы вообще отключить тепло… Ну а что делать? С одной стороны – жаримся, а с другой – мерзнем.

Сейчас я снова иду в рейс в море. И буду продолжать учиться заочно, чтобы получить высшее образование.

Последняя навигация для ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» была юбилейной, 80-й по счету. Сегодня компания является крупнейшей в арктических районах Республики Саха (Якутия). Благодаря дружной работе транспортников, грузоотправителей и региональных властей поставки грузов в рамках северного завоза выполнены на 100%, весь заявленный к перевозке груз доставлен до пунктов выгрузки. Пароходство выполняет пассажирские и грузовые перевозки на внутренних речных и морских путях. На балансе пароходства находятся более 350 грузовых, буксирных, пассажирских и вспомогательных судов общей грузоподъемностью 450 тыс. тонн.

Записала Татьяна Каширская, Информационный центр МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Фото из архива В.Войцеховича

Морской флот №6 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Совет Балтийской биржи избрал нового председателя

Совет Балтийской биржи избрал нового председателя Авторитетный поставщик международной коммерческой информации в сфере морских перевозок – Совет Балти...

74-я сессия Комитета по защите морской среды завершила работу принятием 12 резолюций с поправками к Конвенции МАРПОЛ и ряду Кодексов

74-я сессия Комитета по защите морской среды завершила работу принятием 12 резолюций с поправками к Конвенции МАРПОЛ и ряду Кодексов В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 13 – 17 мая состоялась 74-я сессия К...

Российская экономика

«Газпром нефть» повысила эффективность реализации судового топлива в первом квартале 2019 года

«Газпром нефть» повысила эффективность реализации судового топлива в первом квартале 2019 года «Газпромнефть Марин Бункер», оператор бункерного бизнеса «Газпром нефти», по итогам первого квартала...

ГТЛК подписала ряд договоров и соглашений на выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2019

ГТЛК подписала ряд договоров и соглашений на выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2019 17 мая 2019 года в рамках международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia-2019  со...

Транспортная политика

Минтранс выполнит поручение по открытию ж/д части Крымского моста раньше срока

Минтранс выполнит поручение по открытию ж/д части Крымского моста раньше срока Министерство транспорта РФ   выполнит поручение президента РФ Владимира Путина по &nb...

Транспортное развитие Петербурга и Балтийского бассейна обсуждено в рамках поездки вице-премьера Акимова и руководства Минтранса

Транспортное развитие Петербурга и Балтийского бассейна обсуждено в рамках поездки вице-премьера Акимова и руководства Минтранса Замминистра транспорта – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков принял участие в мероприятиях рабо...

Морские порты

Туманные перспективы порта Оля

Туманные перспективы порта Оля Экперты, опрошенные Morvesti.Ru, весьма осторожны в оценках темпов развития этого порта.

Актуальные вопросы повышения привлекательности порта Ейск

Актуальные вопросы повышения привлекательности порта Ейск Подробно о тенденциях развития порта журналу «МП» рассказал капитан морского порта Ейск Сергей Гречк...




Морской транспорт

На ВСЗ спустили на воду второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01

На ВСЗ спустили на воду второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01 17 мая на Выборгском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной корп...

Средне-Невский судостроительный завод заложит новое научно-исследовательское судно

Средне-Невский судостроительный завод заложит новое научно-исследовательское судно 21 мая на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в ОСК) состоится торжественная цере...

Речной транспорт

В Комсомольске-на-Амуре открыли речную навигацию с задержкой из-за мелководья

В Комсомольске-на-Амуре открыли речную навигацию с задержкой из-за мелководья Открытие речной навигации в Комсомольске-на-Амуре произошло позже обычных сроков примерно на неделю ...

Паромная переправа организована для жителей трех отдаленных сел на юго-западе Забайкалья

Паромная переправа организована для жителей трех отдаленных сел на юго-западе Забайкалья Правительство Забайкальского края выделило 6,2 млн рублей, чтобы обеспечить более 800 жителей трудно...

Ж/Д транспорт

«Цифровая логистика» освобождает от уплаты агентского вознаграждения поставщиков подвижного состава

«Цифровая логистика» освобождает от уплаты агентского вознаграждения поставщиков подвижного состава ООО «Цифровая логистика» на прошедшем сегодня совещании у генерального директора – председателя прав...

Рост перевозок ПГК по Горьковской магистрали обеспечил «Мордовцемент»

Рост перевозок ПГК по Горьковской магистрали обеспечил «Мордовцемент» Нижегородский филиал Первой грузовой компании (ПГК) в январе-апреле 2019 года перевез 1,3 мл...

Авто транспорт

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения Все работы идут по графику и завершатся в IV квартале 2019 года, сообщает ФКУ Упрдор «Вилюй».

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто Трафик Крымского моста составил  5 млн автомобилей за прошедший с момента открытия год. Об...

Аналитика

Транспортная политика

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность В феврале 2019 года в Сочи завершился Российский инвестиционный форум, который стал традиционным мер...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...