Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Инфраструктура / Образование
Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Преддипломную плавательную практику он проходил на дизель-электрическом линейном ледоколе смешанного «река-море» плавания «Капитан Бородкин» ОАО «Ленское объединенное речное пароходство». И тему дипломной работы Владимир взял из практики работы на ледоколе «Капитан Бородкин» – «Обеспечение безопасности перехода».

Скучаю по северному сиянию

– Изначально мне хотелось пройти преддипломную практику в судоходной компании на Камчатке, но долго не было ответа на запрос, – делится техник-судоводитель Владимир Войцехович. – Пригласили на ледокол «Капитан Бородкин», и я согласился. Как штатный матрос вместе с экипажем участвовал в проводках судов во льдах, буксировках и аварийно-спасательных работах. Это были самые жесткие полгода моей жизни, но все равно до сих пор скучаю по северному сиянию!

Родился я в Благовещенске, но детство провел в деревне Новопетровка Благовещенского района Амурской области. Окончил 9 классов и поступил в Амурский филиал МГУ им. адм. Г.И. Невельского на судоводительское отделение. В нашей семье военным моряком-подводником был мой дед, Куйдин Александр Яковлевич, он служил на Камчатке. С самого раннего детства я с ним пропадал на речках, мы рыбачили с лодки. С той поры и стала меня привлекать вода. Поэтому я осознанно поступил в Морской университет, чтобы связать свою жизнь с работой в море. Такой выбор я сделал еще в пятом классе. Считаю, что обучение завершил достойно. Дипломную работу защитил на отлично, но не хватило всего нескольких пятерок для получения диплома с отличием.

На Севере, как я и предполагал, вахтенному матросу очень тяжело работать. Многому меня научили в экипаже за эти полгода жизни. Я запомню их на всю жизнь. Старпом дал мне понять, что в жизни нужно надеяться только на себя. Спасибо ему за это. Он был очень требовательным, укрепил мой характер. Да и вообще много чего открыл в плане мировоззрения.

Ледокол «Капитан Бородкин» работал на трассе Северного морского пути в море Лаптевых, Восточно-Сибирском море. Много раз проходили мимо порта Тикси, стояли на рейдовом терминале этого порта «Быков мыс». Работали на реке Лене, заходили в Хатангу, в поселок Черский на Колыме…

Считаю, что нигде я не получал такой физической и моральной нагрузки, как в Заполярье. Людей со слабым характером профессия моряка не держит. Хочешь работать – будь мужиком и весь отдавайся делу. В «полярке» некому жаловаться, что тебе тяжело. Разве только нерпам да белым медведям...

Да, было тяжело, но мне понравилась эта навигация. Очень хороший коллектив, все члены экипажа добрые и общительные, могли дать дельный совет в любой ситуации. И что еще мне очень запомнилось, так это северное сияние. Очень красиво, просто не описать словами. Небо светится ночью.

Мужская работа

Что еще вспоминается? Собираясь в мае в Якутию, я взял с собой теплые вещи, много носков и варежки. Все остальное нам выдавали. Так что уехал на Север в мае, а вернулся в конце октября. В Благовещенске в это время уже было лето, а на северах все еще держалась минусовая температура воздуха. Прилетел в Якутию, прибыл на ледокол, и мы пошли по реке в сторону Байкала на ремонт. Почти месяц был рабочей силой, ремонтировали днище ледокола. И потом уже вышли в море. Льда еще не было, но попали в серьезный для нашего судна шторм.

Ледокол стоял на рейде. Была моя вахта. В четвертом часу утра началось сильное волнение. Судно здорово качало, а потом сорвало с якорей. Всем выдали спасательные пояса, которыми мы зацеплялись за борт. Волна бьет о борт, накрывает сверху, а мы в этот момент поднимали якоря. Холодно, все мокрые, так еще ветер северный дул. Ты весь соленый с головы до ног, губы сохнут…

А ледоколу ведь надо было спасать другие суда и баржи. Наше судно оборудовано буксирным гаком. Катались туда-сюда... Цеплять баржи – тяжелая работа для команды, канат толстый и длинный, и его очень тяжело поднять даже нескольким людям. А надо было еще зацепить три баржи, чтобы образовался караван, а он больше километра длиной. Стоя за штурвалом, я следил, чтобы все шли ровно и четко. Но бывали случаи, когда нас сзади «догоняли» прицепленные баржи, их подносило течением. Приходилось выворачивать и выравнивать курс.

И с баржами мы тоже попадали в шторм. У нашего ледокола корпус с вырезом «ласточкин хвост». Во время шторма одна из барж въехала в нас. Рвались канаты, но мы справились, экипаж работал быстро и слаженно. Самим приходилось ремонтировать поврежденные борта, помогая в этом боцману.

Когда вошли в лед, стало еще сложнее. Ситуация сложилась такая, что повышался риск застрять во льдах. Из-за этого бывало, что поспать удавалось всего два часа в сутки. Например, судну «Капитан Пашнин» повезло меньше. Там приняли решение в шторм отстояться возле берега, но лед пошел прямо в залив, и судно стало зажимать со всех сторон. Мы двинулись ему на помощь. Шли примерно двое суток. Лед к тому моменту стал крепче, и мы не смогли пробиться к судну. Был вызван на помощь атомный ледокол, который вызволил теплоход из ледового плена. В общей сложности мы спасли тогда около 15 судов, которые застряли во льдах.

Посвящение в моряки

В моряки меня посвящали во время практики на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин» в первую навигацию в качестве практиканта в сахалинском рейсе, там, соблюдая традицию, я пил соленую морскую воду. А на ледоколе прошел посвящение в полярники. Я как раз после вахты лег поспать. Только уснул, как ко мне подлетают и говорят, что нужна помощь боцману. Поднимаюсь, легко одеваюсь и бегу. Глаза слипаются. Выбегаю на палубу, а меня окатывают ледяной морской водой с головы до ног. Стою, дрожу, а меня фотографируют. Все, кто впервые пересек полярный круг на ледоколе, уже стояли мокрыми. Тогда я был злой из-за холода, а сейчас весело вспоминать это посвящение.

Были и развлечения. Охотились и на уток – включали прожекторы, а птицы летели на них, мы собирали тушки по судну. Ощипывать уток хуже, чем чистить рыбу. Втроем ощипывали 20-30 уток примерно часов за пять.

Когда мы уже собирались возвращаться в Якутию, получили задание зайти в Хатангу (один из самых северных населенных пунктов России). В этом поселке собаки породы хаски – дворняги. До появления снегоходов люди передвигались на них. С появлением нового средства передвижения местные жители от собак отказались, поэтому чистокровные хаски бегают там бездомными. Их очень много. Жаль, что взять их на судно с собой нельзя, а хотелось очень... Видели очень много песцов. За пищу песцы между собой безжалостно дерутся.

Условия работы на ледоколе были своеобразные. В специальных костюмах на улице мерзнешь, а в каюте – жара. Откроешь иллюминатор на две минуты, а на нем тут же нарастают огромные сосульки. Старший механик ругается, грозит за открытые иллюминаторы вообще отключить тепло… Ну а что делать? С одной стороны – жаримся, а с другой – мерзнем.

Сейчас я снова иду в рейс в море. И буду продолжать учиться заочно, чтобы получить высшее образование.

Последняя навигация для ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» была юбилейной, 80-й по счету. Сегодня компания является крупнейшей в арктических районах Республики Саха (Якутия). Благодаря дружной работе транспортников, грузоотправителей и региональных властей поставки грузов в рамках северного завоза выполнены на 100%, весь заявленный к перевозке груз доставлен до пунктов выгрузки. Пароходство выполняет пассажирские и грузовые перевозки на внутренних речных и морских путях. На балансе пароходства находятся более 350 грузовых, буксирных, пассажирских и вспомогательных судов общей грузоподъемностью 450 тыс. тонн.

Записала Татьяна Каширская, Информационный центр МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Фото из архива В.Войцеховича

Морской флот №6 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале Правительство Иркутской области утвердило правила организации туризма и отдыха на Байкале, чтобы обе...

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику Северный флот России заявил, что новая система «Триумф С-400» была установлена на архипелаге Новая З...

Российская экономика

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019 Объединенная судостроительная корпорация приняла участие в Международной выставке и конференции по г...

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины»

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины» «Регуляторная гильотина» должна отменить ряд устаревших нормативных актов. Профильные компании обесп...

Транспортная политика

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути Власти Карелии предложили включить Беломорско-Балтийский канал (ББК) в состав Северного морс...

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности Предложенное  Минвостокразвития РФ изменить порядок регистрации   маломерных суд...

Морские порты

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов На этой неделе в рамках выставки «НЕВА-2019» в Санкт-Петербурге состоялась VII ежегодная конференция...

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2019 года проведены командно-штабные учения в...




Морской транспорт

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов Сухогруз «Вячеслав Анисимов», действующий в интересах Северного флота, доставил продовольствие, веще...

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск»

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск» Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» организовал ознакомительную экскурсию на ледоко...

Речной транспорт

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия»

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия» 20 сентября 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду сух...

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна На ПАО «Ярославский судостроительный завод» 19 сентября приемочной комиссией принято в эксплуатацию ...

Ж/Д транспорт

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области Для повышения комфорта пассажиров холдинг «РЖД» совместно с АНО «Единая транспортная дирекция» 27 се...

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники Необходимость перевода железнодорожных перевозок на подшипники кассетного типа ранее обосновывали в ...

Авто транспорт

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего Власти Свободного Амурской области потратят 20 млн рублей на проектирование нового автомобильного пу...

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре Об этом журналистам в   кулуарах Восточного экономического форума сообщил директор &n...

Аналитика

Транспортная политика

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Колле...

Морские порты

Победу одержали профессионализм и ответственность

Победу одержали профессионализм и ответственность На 20-й сессии Комитета Черноморского меморандума (ЧМ), состоявшейся в апреле этого года в б...

Мы работаем для моряков

Мы работаем для моряков Одной из ключевых функций, возложенных на капитана морского порта, является выдача дипломов, квалифи...

Морской транспорт

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был ...

Речной транспорт

С учетом природных особенностей

С учетом природных особенностей Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского...

На арктических реках началась навигация

На арктических реках началась навигация Администрация осуществляет содержание внутренних водных путей на территории семи самостоятельных бас...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...