Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Грузовая база
Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ), из которых порядка 70% было отправлено на экспорт в США, Бразилию, страны Азии и Европы. Несмотря на растущие потребности внутреннего рынка и наблюдаемое перераспределение продукции в его пользу, отрасль остается ориентированной на экспорт и сохранит эту направленность в среднесрочной перспективе.

Около трети экспортируемых минудобрений вывозится из России через морские порты, при этом загрузка существующих перевалочных мощностей сохраняется весьма высокой. Дальнейший рост перевалки минудобрений планируется обеспечить не только за счет строительства новых терминалов, но и посредством реализации новых логистических решений, например контейнеризацией данного вида груза.

Галина Музлова

Производство минеральных удобрений в России ежегодно растет, и в 2017 году достигло рекордного уровня 22,5 млн тонн (в пересчете на 100% питательных веществ), что на 8% больше показателя 2016 года. Наибольший прирост выпуска минудобрений в прошлом году был отмечен в калийном сегменте – на 11,5%, наименьший – в азотном – на 6,5%, производство фосфорных удобрений увеличилось на 9,8% (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства минеральных удобрений в России по видам, 2006-2017 гг. (млн тонн, в пересчете на 100% питательных веществ).

Источник: Росстат.

Простор для роста

В настоящее время загрузка мощностей по производству минудобрений в России близка к 95% (мощности составляют 24 млн тонн), а масштабы выпуска продукции позволяют полностью удовлетворять внутренний спрос и направлять значительные объемы за рубеж.

Несмотря на традиционную экспортную ориентированность отрасли, эксперты отмечают постепенный рост значимости внутреннего рынка в ее развитии. Это связано с быстрым ростом потребления минудобрений в стране, который, по данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), составляет порядка 10% в год (в большинстве развитых стран этот показатель не превышает 3-4% в год). В результате такого опережающего роста наблюдается перераспределение объемов продукции в пользу внутреннего рынка: если в 2016 году доля экспорта составляла 71% в общем объеме производства, то в 2017 году она сократилась до 67%.

Уверенное развитие российской отрасли минеральных удобрений подтверждается масштабными производственными проектами, реализуемыми крупнейшими игроками – «ЕвроХимом», «ФосАгро», «Акроном», на которые приходится больше половины выпуска минудобрений в стране.

Так, в конце 2017 года «Акрон» объявил о начале строительства нового производственного комплекса в Смоленской области на промышленной площадке «Дорогобужа» с цехами по выпуску комплексных удобрений с различными добавками. Создание нового предприятия позволит диверсифицировать производство и увеличить выпуск и ассортимент фосфорсодержащих удобрений. Годовые объемы производства составят от 0,5 млн до 1 млн тонн в год, комплекс планируется запустить в 2021 году. Также в планах «Акрона» – начать разработку нового участка Верхнекамского калийного месторождения.

«ФосАгро» в 2017 году закончило строительство самого мощного в России производства аммиака (760 тыс. тонн в год) и производства гранулированного карбамида (500 тыс. тонн в год). К 2020 году компания планирует открыть еще три новых производства – серной и азотной кислоты, а также сульфата аммония на производственном комплексе в Череповце и расширить мощности третьей апатит-нефелиновой фабрики. За счет новых проектов к 2020 году компания планирует увеличить выпуск продукции на 24%.

«Еврохим» реализует два крупнейших калийных проекта: Усольский калийный комбинат, который уже начал производить продукцию в пусконаладочном режиме и в следующем году должен выйти на проектную мощность (первая очередь – 2,3 млн тонн с возможностью расширения до 3,7 млн тонн), и «ЕвроХим – ВолгаКалий», запуск производства на котором запланирован на 2019 год, а выход на полную мощность (4,6 млн тонн) – на 2020 год. Компания также строит аммиачный завод в г.Кингисеппе и модернизирует свое карбамидное производство.

«Уралкалий», который в связи с запуском калийных проектов «Еврохима» потерял монополию в калийном сегменте, планирует после 2020 года расшить производство примерно на 1 млн тонн за счет ввода Усть-Яйвинского и Половодовского участков.

В целом компании – производители минудобрений намерены до 2030 года реализовать более 30 инвестиционных проектов и выйти на объем производства 27 млн тонн. Такой показатель заложен в утвержденную в апреле текущего года правительством РФ «дорожную карту» развития отрасли. Предполагается, что заметным драйвером роста станет внутренний рынок, где потребление будет расти преимущественно за счет увеличения объема внесения удобрений на единицу площади. Так, в 2016-2018 годах объемы внесения удобрений выросли на 17%, однако уровень внесения в целом по стране остается низким: 48,8 кг на 1 га против 140 кг в США, 130 кг в ЕС и 90 кг в Латинской Америке.

Кроме того, надежды возлагаются и на увеличение экспорта, которое будет происходить благодаря росту поставок как на традиционные для России рынки, так и за счет освоения новых.

География экспорта

По оценке РАПУ, на Россию приходится порядка 10% мирового производства минеральных удобрений и 17% мировой торговли этой продукцией. Российские минудобрения поставляются в более 100 стран мира, основными импортерами выступают Бразилия, США, Индия, Китай, Турция, страны ЕС.

Можно при этом заметить, что компании отрасли ведут расширение экспортных поставок во многом за счет азиатских стран. Например, «Уралкалий» в 2017 году на 10% по сравнению с предыдущим годом увеличил объемы экспорта своей продукции в Китай, на 18% – в Индию, но только на 4% – в Северную и Латинскую Америку. Трейдинговые компании группы «Акрон» в 2017 году увеличили экспорт на 17%, при этом наибольший прирост пришелся на страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) – 28%.

Основным конкурентным преимуществом российских производителей минудобрений на мировом рынке является обеспеченность производств сырьем, включая природный газ, и его низкая стоимость. Так, в 2017 году оптовая цена на российский газ была ниже оптовой цены на газ в Европе примерно на 60% и на 30% по сравнению с ценой на газ США. Даже с учетом прогноза роста цены на газ на 20% к 2021 году российские производители азотных удобрений сохранят преимущество, поскольку цена на мировом рынке будет расти быстрее.

Вместе с тем, дальнейшее развитие экспорта минудобрений из России сопряжено с определенными рисками, такими как ужесточение конкуренции на мировом рынке в связи с запуском новых мощностей в странах Персидского залива и Северной Африки, цены на газ в которых ниже, чем в России, а сами предприятия располагаются в непосредственной близости от экспортных портов, что позволяет минимизировать затраты на транспортную логистику.

Морские терминалы: с перспективой расширения

В 2014-2017 годах объемы экспорта минудобрений через порты России росли и в 2017 году составили 17,6 млн тонн (+9% к 2016 году) (рис. 2). На поставки морем, по оценкам экспертов, приходится порядка трети общего экспорта минудобрений, в первую очередь эти поставки осуществляются в Бразилию и США.

Динамика объемов перевалки минудобрений по бассейнам была неравномерной: рост перевалки в Балтийском бассейне опережал рост экспорта и даже превысил его, тогда как грузопоток других бассейнов был более стабилен. В результате за этот период произошло перераспределение объемов перевалки между бассейнами: доля портов Балтийского бассейна выросла с 59,7% до 66,7%, тогда как доля портов Азово-Черноморского бассейна сократилась с 20,7% до 14,1%.

Рис. 2. Динамика экспорта минудобрений через порты России, 2014-2017 гг. (млн тонн).

Источник: ЗАО «Морцентр-ТЭК».

В течение первого полугодия 2018 года через российские порты было отправлено на экспорт 9,1 млн тонн минудобрений, что на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Таблица 1. Основные действующие терминалы для перевалки минудобрений в 2017 году

Порт

Терминал

Мощность, тыс. тонн

Акционеры – грузовладельцы собственники

Балтийский бассейн

Санкт-Петербург

ОАО «Балтийский балкерный терминал»

7500

«Уралкалий»

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»

1000

Выборг

ООО «Порт Логистик»

500

Усть-Луга

ОАО «Европейский серный терминал»

4500

ООО «Смарт Балк Терминал»

1500

«ФосАгро»

Калининград

ООО «Андрекс» (КМРП)

500

«Акрон»

Азово-Черноморский бассейн

Новороссийск

АО «Новороссийский морской торговый порт»

2600

Туапсе

ООО «Туапсинский балкерный терминал»

2300

«ЕвроХим»

Источник: ООО «Морстройтехнология».

Наиболее крупные терминалы для перевалки минудобрений расположены в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах (табл. 1), многие из них аффилированы с производителями минудобрений. Значительный объем российских минудобрений продолжает идти через порты Прибалтики, причем этот объем в настоящее время растет, тогда как через порты Украины в прошлом году перевалка прекратилась, что обусловлено политическими причинами (рис. 3).

Рис. 3. Перевалка минеральных удобрений через порты России, Прибалтики и Украины, 2007-2017 гг.

Источник: ООО «Морстройтехнология».

Учитывая перспективы роста производства и экспорта минудобрений, все более востребованными становятся новые терминалы для их перевалки. Больше всего новых проектов в Азово-Черноморском бассейне: о намерениях по строительству терминалов заявили ПАО «НМТП» (мощность не определена); ООО «ОТЭКО-Портсервис» (5 млн тонн) и ПАО «Тольяттиазот» (до 3 млн тонн карбамида). Дополнительные мощности по перевалке удобрений появятся с вводом сухогрузного района порта Тамань, который рассчитан на перегрузку более 90 млн тонн в год сухогрузов, включая минудобрения.

На Балтике планируется строительство «ЕвроХим Терминал Усть-Луга» мощностью до 7 млн тонн. Ранее о намерении построить терминал для перевалки удобрений и генгрузов мощностью до 4 млн тонн на Балтике заявлял «Балтийский карбамидный завод», но в настоящее время проект приостановлен.

Кроме того, проект строительства глубоководного района морского порта Архангельск, который реализуется совместно с другим масштабным проектом – строительством железнодорожной магистрали «Белкомур», даст возможность переваливать на экспорт через порт Архангельск калийные удобрения, произведенные в Пермском крае.

Помимо строительства новых специализированных терминалов, рост объемов перевалки минудобрений планируется увеличивать посредством новых логистических решений. К примеру, реализуемый компаниями «Феникс» (оператор ММПК «Бронка», Санкт-Петербург) и «КОТТА контейнер» проект модальной контейнеризации насыпных и навалочных грузов позволит создать дополнительные портовые мощности для перевалки этих грузов, включая минудобрения, в короткие сроки и без значительных инвестиций. По данным участников проекта, использование разработанных специализированных контейнеров позволит порту Бронка осуществлять перевалку навалочных грузов со средней нормой погрузки до 60 тыс. тонн в сутки и таким образом создать предпосылки для переориентации российских экспортных грузов из портов Прибалтики в отечественные порты.

Морские порты №7 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово»

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) стал пятым этапом эстафеты «Дорога Памяти», приурочен...

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов На судоремонтном заводе «Нерпа» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) п...

Российская экономика

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в АО «Объединенная судо...

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам В среду в Арбитражном суде Мурманской области рассматривали исковое заявление АО «Мурманский морской...

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году АО «Ростерминалуголь» — крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, ...




Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков сказал несколько слов об СМП, судах для реализ...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста Железнодорожный трафик в Севастополе будет рекордным после открытия железнодорожной части Крымского ...

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки»

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки» Участники транспортного рынка подвели итоги работы на электронной торговой площадке «Грузовые перево...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...