Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Грузовая база

Статья подготовлена аудиторско-консалтинговой сетью фирм PwC в России (www.pwc.ru). Команда PwC в секторе транспорта и логистики приняла участие в реализации более 20 портовых проектов за последние 5 лет, содействуя клиентам в вопросах стратегического развития, структурирования коммерческой бизнес-модели, привлечения долгового и долевого финансирования.

В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая стимулирует развитие экспорта, что в свою очередь ставит перед транспортной отраслью непростую задачу обеспечения своевременного вывоза и поставки зерна. На фоне увеличения спроса на российское зерно в странах Ближнего Востока и Африки порты Азово-Черноморского бассейна наращивают мощности. Помимо традиционных для России рынков сбыта, развиваются поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион. Развитие экспорта зерновых требует комплексной оптимизации и развития инфраструктуры на всем протяжении логистической цепочки.

Михаил Баженов, Партнер PwC,

Анна Ветрова, Старший консультант PwC

География экспорта российского зерна

Последние два года стали рекордными для России по сбору зерна и сои: прирост составил 15% в 2016 году и 12% в 2017 году. На фоне относительно стабильного потребления и довольно высокого уровня запасов предыдущего года еще один рекорд в 2017 году поставил экспорт зерна и сои, увеличившись почти на 30% к 2016 году и достигнув 44 млн тонн.

Валовой сбор зерна в России в 2018 году может составить, по разным оценкам, от 100 до 114 млн тонн, в том числе около 65 млн тонн пшеницы. Это существенно меньше рекордного урожая прошлого года, когда собрали 139 млн тонн, включая 85,9 млн тонн пшеницы и около 4 млн тонн сои. Экспорт в этом году может составить 44-45 млн тонн, что сопоставимо с прошлогодним значением.

Рис. 1. Динамика сбора и экспорта зерновых и сои из России в 2014-2017 гг.

Около 90% экспорта зерновых приходится на порты Азово-Черноморского бассейна. С одной стороны, они расположены в регионах сбора зерновых, с другой – наиболее близко к рынкам растущего спроса: странам Ближнего Востока и Африки.

Рис. 2. Доля портов Азово-Черноморского бассейна в экспорте из России в 2014-2017 гг.

Объемы поставок российского зерна в страны Ближнего Востока и Африки за последние 4 года выросли на 8 млн тонн (+30%). К странам Африки, обеспечивающим основной прирост, можно отнести Египет (+2 млн т), Судан (+0,6 млн т), Ливию, Кению, Танзанию (+0,2-0,3 млн т каждая). Список стран Ближнего Востока, увеличивших потребление российского зерна, включает Турцию (+1,3 млн т), Объединенные Арабские Эмираты (+0,6 млн т) и Йемен (+0,5 млн т).

Однако география экспорта расширяется не только в регионах, давно и активно работающих с Россией. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона занимают все большую долю в экспортных поставках. И если в 2016 году только Бангладеш и Южная Корея импортировали более 1 млн тонн каждая, то в 2017 году около 3 млн тонн зерна было отправлено из России в Индонезию и Вьетнам.

Быстрый рост поставок на глобальный рынок и расширение географии означают в первую очередь растущие требования к инфраструктуре. Зерно необходимо доставить в порты, обеспечить хранение и своевременное формирование судовых партий, не забыв про сезонность и пиковые нагрузки.

Рис. 3. Экспорт зерновых и сои в 2017 году (более 1 млн тонн в каждую страну)

Инфраструктура, ориентированная на экспорт

В 2017 году объем перевалки зерна в портах России составил 48 млн тонн (+33% к 2016 г.). По данным Ассоциации морских торговых портов, за первое полугодие 2018 года было перевалено 25,2 млн тонн зерна, что на 55% больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Развитие поставок зерна и сои во все более отдаленные регионы диктует особые требования к портовой инфраструктуре. Отгрузки 2017 года подтверждают тенденцию роста отгрузок через глубоководные порты и рейд порта Кавказ. Объем перевалки в глубоководных портах Азово-Черноморского бассейна увеличился на 44% в 2017 году и составил 21 млн тонн, перевалка на рейде порта Кавказ выросла до 7,8 млн тонн (+76%). При этом перевалка в мелководных портах Азовского моря выросла только на 17%, а объемы перевалки в других бассейнах в сумме остались на прежнем уровне – 2,5 млн тонн.

Очевидным лидером по приросту мощностей остается порт Новороссийск: во всех трех зерновых терминалах порта вводятся новые мощности и происходит оптимизация процессов обработки зерна. Результат говорит сам за себя: перевалка порта Новороссийск выросла в 1,5 раза в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Порт Туапсе не отстает от соседей, осуществляя инвестиции в развитие и наращивая перевалку.

Рис. 4. Перевалка зерна в портах России в 2016-2017 гг.

* В порту осуществляется рейдовая перевалка зерна, прибывающего из портов Азова и с внутренних водных путей, а также дозагрузка судов, отбывающих из глубоководных портов. Таким образом, общая сумма перевалки в портах на данном графике включает двойной учет зерна, отправленного из портов Азова и переваленного на рейде порта Кавказ.

Неопределенным остается вопрос строительства терминалов в Тамани, давно ожидаемых рынком. В 2017 году функционировал только зерновой терминальный комплекс Тамань, который за последний год увеличил перевалку на 27% и достиг максимальной заявленной мощности в 3,5 млн тонн. Существуют планы по строительству зернового терминала ОТЭКО с мощностью перевалки до 14,5 млн тонн и публичного зернового терминала с мощностью в 20 млн тонн. При сохранении текущего тренда роста экспорта даже поэтапная реализация одного из таких проектов поможет разгрузить существующие терминалы.

Однако помимо портовых мощностей, для поддержания растущих поставок зерна на экспорт требуется решение вопроса оптимизации использования и развития инфраструктуры, обеспечивающей доставку от мест производства к портам.

Спецификой рынка перевозок зерна является наличие четко выраженной сезонности, при которой максимальный рост грузопотока достигается в 4 квартале. При этом процент загруженности вагонного парка в месяце «пиковой» грузовой базы остается невысоким. Причиной низкой загруженности хопперов-зерновозов являются длительные непроизводственные простои на этапах погрузки, перевозки, выгрузки и возврата порожних вагонов. Они связаны с наличием множества «узких мест» в логистической цепочке железнодорожных перевозок зерна, в том числе с недостатком локомотивной тяги.

В результате коэффициент оборачиваемости зерновоза в среднем не превышает 1,5 оборота в месяц. Увеличение оборачиваемости вагонов остается недоиспользованным ресурсом для повышения эффективности текущего парка. Для этого необходимо увеличить долю маршрутных отправок зерна и снизить неэффективные простои на всех этапах логистической цепочки.

При более выраженной сезонности отгрузок в России по сравнению с конкурентами на мировом рынке, что, как следствие, приводит к неравномерной загрузке транспортной инфраструктуры в течение года, российское зерно обеспечено возможностями по хранению не в полной мере.

При общем сборе зерна и сои в 2017 году 139 млн тонн мощности по хранению, за вычетом хранилищ переработчиков, составляют около 120 млн тонн. Таким образом, в 2017 году дефицит мощностей оценивался примерно в 14%.

Несмотря на ожидаемое снижение сбора до 100-114 млн тонн в 2018 году, мощности по хранению остаются недостаточными прежде всего из-за высоких переходящих запасов – около 20 млн тонн. Кроме того, несмотря на введение новых элеваторов, только около трети мощностей приходится на современное элеваторное хранение в основных регионах-экспортерах. При этом в странах – конкурентах России мощности по хранению сопоставимы или превышают годовой сбор, что позволяет снизить сезонность отгрузок.

Рис. 5. Объем мощностей по хранению зерна в России и странах-экспортерах зерна в мире

Перспективы

Обобщая сказанное выше, важно подчеркнуть, что развитие экспорта зерновых и сои ставит перед транспортной отраслью страны комплексную задачу, решение которой требует взаимодействия всех участников рынка.

Устранение «узких мест» в отдельной части логистической цепочки не сможет обеспечить стабильное развитие рынка в долгосрочной перспективе. Волатильность урожаев приводит к увеличению рисков для владельцев инфраструктуры, а сезонный характер экспортных отгрузок создает существенную нагрузку на мощности в «пиковый» период и приводит к их недостаточности.

Для оптимизации экспортных грузопотоков необходимо развитие соответствующих портовых мощностей, улучшение диспетчеризации железнодорожных поставок, повышение эффективности доставки к портам и модернизация инфраструктуры по хранению зерновых. Развитие в России углубленной переработки зерна и экспорта сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимостью потребует, кроме того, и новых логистических решений.

В этом контексте инициативы по созданию специализированных терминалов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах, по увеличению объемов торговли со странами АТР, по стимулированию вывоза зерновых из регионов, удаленных от портовых мощностей, необходимо встраивать в существующую логистическую систему отрасли, просчитывая влияние на все сегменты рынка.

Морские порты №6 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Пожар на двух судах в Черном море. Главное

Пожар на двух судах в Черном море. Главное Перекачка сжиженного газа с несоблюдением техники безопасности закончилась пожаром и привела к гибел...

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров 21 января с.г. в Керченском проливе произошла трагедия: по неустановленным пока причинам на двух суд...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...