Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Грузовая база

Статья подготовлена аудиторско-консалтинговой сетью фирм PwC в России (www.pwc.ru). Команда PwC в секторе транспорта и логистики приняла участие в реализации более 20 портовых проектов за последние 5 лет, содействуя клиентам в вопросах стратегического развития, структурирования коммерческой бизнес-модели, привлечения долгового и долевого финансирования.

В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая стимулирует развитие экспорта, что в свою очередь ставит перед транспортной отраслью непростую задачу обеспечения своевременного вывоза и поставки зерна. На фоне увеличения спроса на российское зерно в странах Ближнего Востока и Африки порты Азово-Черноморского бассейна наращивают мощности. Помимо традиционных для России рынков сбыта, развиваются поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион. Развитие экспорта зерновых требует комплексной оптимизации и развития инфраструктуры на всем протяжении логистической цепочки.

Михаил Баженов, Партнер PwC,

Анна Ветрова, Старший консультант PwC

География экспорта российского зерна

Последние два года стали рекордными для России по сбору зерна и сои: прирост составил 15% в 2016 году и 12% в 2017 году. На фоне относительно стабильного потребления и довольно высокого уровня запасов предыдущего года еще один рекорд в 2017 году поставил экспорт зерна и сои, увеличившись почти на 30% к 2016 году и достигнув 44 млн тонн.

Валовой сбор зерна в России в 2018 году может составить, по разным оценкам, от 100 до 114 млн тонн, в том числе около 65 млн тонн пшеницы. Это существенно меньше рекордного урожая прошлого года, когда собрали 139 млн тонн, включая 85,9 млн тонн пшеницы и около 4 млн тонн сои. Экспорт в этом году может составить 44-45 млн тонн, что сопоставимо с прошлогодним значением.

Рис. 1. Динамика сбора и экспорта зерновых и сои из России в 2014-2017 гг.

Около 90% экспорта зерновых приходится на порты Азово-Черноморского бассейна. С одной стороны, они расположены в регионах сбора зерновых, с другой – наиболее близко к рынкам растущего спроса: странам Ближнего Востока и Африки.

Рис. 2. Доля портов Азово-Черноморского бассейна в экспорте из России в 2014-2017 гг.

Объемы поставок российского зерна в страны Ближнего Востока и Африки за последние 4 года выросли на 8 млн тонн (+30%). К странам Африки, обеспечивающим основной прирост, можно отнести Египет (+2 млн т), Судан (+0,6 млн т), Ливию, Кению, Танзанию (+0,2-0,3 млн т каждая). Список стран Ближнего Востока, увеличивших потребление российского зерна, включает Турцию (+1,3 млн т), Объединенные Арабские Эмираты (+0,6 млн т) и Йемен (+0,5 млн т).

Однако география экспорта расширяется не только в регионах, давно и активно работающих с Россией. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона занимают все большую долю в экспортных поставках. И если в 2016 году только Бангладеш и Южная Корея импортировали более 1 млн тонн каждая, то в 2017 году около 3 млн тонн зерна было отправлено из России в Индонезию и Вьетнам.

Быстрый рост поставок на глобальный рынок и расширение географии означают в первую очередь растущие требования к инфраструктуре. Зерно необходимо доставить в порты, обеспечить хранение и своевременное формирование судовых партий, не забыв про сезонность и пиковые нагрузки.

Рис. 3. Экспорт зерновых и сои в 2017 году (более 1 млн тонн в каждую страну)

Инфраструктура, ориентированная на экспорт

В 2017 году объем перевалки зерна в портах России составил 48 млн тонн (+33% к 2016 г.). По данным Ассоциации морских торговых портов, за первое полугодие 2018 года было перевалено 25,2 млн тонн зерна, что на 55% больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Развитие поставок зерна и сои во все более отдаленные регионы диктует особые требования к портовой инфраструктуре. Отгрузки 2017 года подтверждают тенденцию роста отгрузок через глубоководные порты и рейд порта Кавказ. Объем перевалки в глубоководных портах Азово-Черноморского бассейна увеличился на 44% в 2017 году и составил 21 млн тонн, перевалка на рейде порта Кавказ выросла до 7,8 млн тонн (+76%). При этом перевалка в мелководных портах Азовского моря выросла только на 17%, а объемы перевалки в других бассейнах в сумме остались на прежнем уровне – 2,5 млн тонн.

Очевидным лидером по приросту мощностей остается порт Новороссийск: во всех трех зерновых терминалах порта вводятся новые мощности и происходит оптимизация процессов обработки зерна. Результат говорит сам за себя: перевалка порта Новороссийск выросла в 1,5 раза в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Порт Туапсе не отстает от соседей, осуществляя инвестиции в развитие и наращивая перевалку.

Рис. 4. Перевалка зерна в портах России в 2016-2017 гг.

* В порту осуществляется рейдовая перевалка зерна, прибывающего из портов Азова и с внутренних водных путей, а также дозагрузка судов, отбывающих из глубоководных портов. Таким образом, общая сумма перевалки в портах на данном графике включает двойной учет зерна, отправленного из портов Азова и переваленного на рейде порта Кавказ.

Неопределенным остается вопрос строительства терминалов в Тамани, давно ожидаемых рынком. В 2017 году функционировал только зерновой терминальный комплекс Тамань, который за последний год увеличил перевалку на 27% и достиг максимальной заявленной мощности в 3,5 млн тонн. Существуют планы по строительству зернового терминала ОТЭКО с мощностью перевалки до 14,5 млн тонн и публичного зернового терминала с мощностью в 20 млн тонн. При сохранении текущего тренда роста экспорта даже поэтапная реализация одного из таких проектов поможет разгрузить существующие терминалы.

Однако помимо портовых мощностей, для поддержания растущих поставок зерна на экспорт требуется решение вопроса оптимизации использования и развития инфраструктуры, обеспечивающей доставку от мест производства к портам.

Спецификой рынка перевозок зерна является наличие четко выраженной сезонности, при которой максимальный рост грузопотока достигается в 4 квартале. При этом процент загруженности вагонного парка в месяце «пиковой» грузовой базы остается невысоким. Причиной низкой загруженности хопперов-зерновозов являются длительные непроизводственные простои на этапах погрузки, перевозки, выгрузки и возврата порожних вагонов. Они связаны с наличием множества «узких мест» в логистической цепочке железнодорожных перевозок зерна, в том числе с недостатком локомотивной тяги.

В результате коэффициент оборачиваемости зерновоза в среднем не превышает 1,5 оборота в месяц. Увеличение оборачиваемости вагонов остается недоиспользованным ресурсом для повышения эффективности текущего парка. Для этого необходимо увеличить долю маршрутных отправок зерна и снизить неэффективные простои на всех этапах логистической цепочки.

При более выраженной сезонности отгрузок в России по сравнению с конкурентами на мировом рынке, что, как следствие, приводит к неравномерной загрузке транспортной инфраструктуры в течение года, российское зерно обеспечено возможностями по хранению не в полной мере.

При общем сборе зерна и сои в 2017 году 139 млн тонн мощности по хранению, за вычетом хранилищ переработчиков, составляют около 120 млн тонн. Таким образом, в 2017 году дефицит мощностей оценивался примерно в 14%.

Несмотря на ожидаемое снижение сбора до 100-114 млн тонн в 2018 году, мощности по хранению остаются недостаточными прежде всего из-за высоких переходящих запасов – около 20 млн тонн. Кроме того, несмотря на введение новых элеваторов, только около трети мощностей приходится на современное элеваторное хранение в основных регионах-экспортерах. При этом в странах – конкурентах России мощности по хранению сопоставимы или превышают годовой сбор, что позволяет снизить сезонность отгрузок.

Рис. 5. Объем мощностей по хранению зерна в России и странах-экспортерах зерна в мире

Перспективы

Обобщая сказанное выше, важно подчеркнуть, что развитие экспорта зерновых и сои ставит перед транспортной отраслью страны комплексную задачу, решение которой требует взаимодействия всех участников рынка.

Устранение «узких мест» в отдельной части логистической цепочки не сможет обеспечить стабильное развитие рынка в долгосрочной перспективе. Волатильность урожаев приводит к увеличению рисков для владельцев инфраструктуры, а сезонный характер экспортных отгрузок создает существенную нагрузку на мощности в «пиковый» период и приводит к их недостаточности.

Для оптимизации экспортных грузопотоков необходимо развитие соответствующих портовых мощностей, улучшение диспетчеризации железнодорожных поставок, повышение эффективности доставки к портам и модернизация инфраструктуры по хранению зерновых. Развитие в России углубленной переработки зерна и экспорта сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимостью потребует, кроме того, и новых логистических решений.

В этом контексте инициативы по созданию специализированных терминалов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах, по увеличению объемов торговли со странами АТР, по стимулированию вывоза зерновых из регионов, удаленных от портовых мощностей, необходимо встраивать в существующую логистическую систему отрасли, просчитывая влияние на все сегменты рынка.

Морские порты №6 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...