Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Инфраструктура / Образование
Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необходимость обеспечения требований государственного образовательного стандарта в виде формирования компетенций в разных направлениях деятельности специалиста и конкретных компетенций этого же специалиста по эксплуатации судового оборудования и несению вахты. Эта ситуация обусловливает необходимость соответствующей организации учебного процесса и учебно-методического обеспечения для удовлетворения нормативным требованиям. Качество подготовки предполагает соответствие уровня подготовки упомянутым компетенциям.

Александр Резник, профессор кафедры судовых котельных, турбинных установок и вспомогательного энергетического оборудования МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Применительно к учебной дисциплине «Судовые турбомашины» при постановке цели обучения определяется место турбомашин в судовой энергетической установке, включающей в себя группы технических средств, в числе которых средства, обеспечивающие судну движение, объединяемые в группу главной энергетической установки, группу вспомогательных технических средств, куда относится судовая электростанция. В этих группах паровые и газовые турбины в качестве главных двигателей находят все меньшее применение.

Вместе с тем турбокомпрессоры наддува двигателей внутреннего сгорания, являющиеся комбинированными двигателями, представляют собой агрегаты, мощность которых составляет порядка трети эффективной мощности на валу двигателя. Это обстоятельство определяет важность изучения дисциплины.

Подготовка специалистов – судовых механиков в соответствии с традициями нашей высшей школы всегда велась на базе изучения фундаментальных принципов рабочих процессов во всех элементах судовой энергетической установки (СЭУ). Профессиональные государственные стандарты требуют умения выполнять расчеты рабочих процессов, диагностирование, ремонт, проектирование оборудования, а также обоснованно выбирать оборудование вплоть до его замены и разработки нормативов эксплуатации и технического обслуживания. Отдельно следует отметить умение в соответствии с образовательным стандартом принимать участие в разработке проектной и другой подобной документации, участвовать в фундаментальных и прикладных исследованиях СЭУ.

Учебным планом специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» дисциплине «Судовые турбомашины» отводится 108 учебных часов, включающих помимо лекций практические и лабораторные работы, самостоятельное изучение дисциплины. Этот учебный объем должен обеспечить компетенции выпускника, позволяющие ему выполнять расчеты рабочих процессов в турбомашинах.

Существенным отличием модельного курса IMO для вахтенных и старших (вторых) механиков является требование компетентности в принципах работы всех элементов СЭУ, турбомашин в том числе, и на знание их конструкций и обслуживание. Требования рассчитывать рабочие процессы в компетенции не входят.

С учетом существующей ситуации с применением турбомашин на морском транспорте объем часов по модельному курсу IMO на изучение паровых турбин отводится 50 часов и 15 часов – на газовыетурбины. При этом акцент сделан на знание принципов и работы конструкции. Для подготовки специалистов по эксплуатации судовых паротурбинных установок (ПТУ) объем дисциплины устанавливается в 60 часов, включающий 20 часов на изучение паровых котлов и 20 часов на изучение характеристик (ПТУ).

Оценка компетенций в соответствии с образовательным стандартом производится традиционно посредством выполнения и защиты текущих лабораторных и практических работ, выполнения и защиты курсовой работы, экзамена. Эта традиционная система, которая должна обеспечить образовательные компетенции в части знания физики процессов и их организации, намного глубже требований компетенций IMO.

Оценка компетенций IMO производится в терминах «одобренный опыт работы, одобренный опыт работы на тренажере», что конкретнее оценки компетенций, определяемых образовательным стандартом. Понятия этих компетенций довольно неконкретны в отличие от требований Правил дипломирования моряков.

Перечень тем и вопросов в Правилах IMO стимулирует развитие материальной и методической базы изучения дисциплин. Электронная система обучения должна способствовать улучшению усвоения правил эксплуатации и знания принципов работы. В начальный период эта система за счет быстрого охвата и контроля всего контингента обучающихся не может не способствовать получению требуемых компетенций.

Требования компетенций, установленных государственным образовательным стандартом, и конвенционные требования IMO не противоречат, а дополняют друг друга. Знание не только принципов работы элементов установки, но и умение рассчитывать рабочие процессы повышают уровень эксплуатации судового энергетического оборудования.

Традицией высшего образования в России является фундаментальная подготовка, дающая в зависимости от обстоятельств изменять жизненную траекторию. Компетенции вахтенного или старшего механика обеспечивают надежный практический фундамент.

Морской флот №4 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Конгресс рыбаков пройдет на Дальнем Востоке в начале октября

Конгресс рыбаков пройдет на Дальнем Востоке в начале октября Во Владивостоке состоялось первое заседание оргкомитета XIV Международного конгресса рыбаков, на кот...

Главы делегаций ХЕЛКОМ концептуально согласовали параметры пересмотра Плана действий для Балтийского моря

Главы делегаций ХЕЛКОМ концептуально согласовали параметры пересмотра Плана действий для Балтийского моря В столице Финляднии 18-19 июня состоялось 56-е заседание Глав делегаций Комиссии по защите морской с...

Российская экономика

Росстат: грузооборот транспорта в России в январе - мае вырос на 2,1%

Росстат: грузооборот транспорта в России в январе - мае вырос на 2,1% Грузооборот транспорта в России в январе - мае 2019 г. вырос по сравнению с показателем за аналогичн...

«ЛУКОЙЛ» будет развивать СПГ-проекты только за пределами России

«ЛУКОЙЛ» будет развивать СПГ-проекты только за пределами России «ЛУКОЙЛ» планирует заняться развитием проектов по сжижению газа за рубежом, в частности, в Камеруне ...

Транспортная политика

Левитин не исключает, что железнодорожную часть Крымского моста могут сдать

Левитин не исключает, что железнодорожную часть Крымского моста могут сдать Железнодорожная часть Крымского моста может быть сдана раньше намеченного срока,   сообщил...

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Морские порты

Грузооборот НМТП за 4 месяца 2019 г. вырос на 0,3%, до 47,6 млн тонн

Грузооборот НМТП за 4 месяца 2019 г. вырос на 0,3%, до 47,6 млн тонн Консолидированный грузооборот группы НМТП за январь - апрель 2019 года увеличился   относи...

Проект порта Тамань может быть незначительно скорректирован после актуализации модели

Проект порта Тамань может быть незначительно скорректирован после актуализации модели Проект порта Тамань после   актуализации финансовой и организационной модели его &nbs...




Морской транспорт

Акционеры ДВМП утвердили совет директоров в прежнем составе

Акционеры ДВМП утвердили совет директоров в прежнем составе Акционеры ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная структура группы Fesco) ...

Парусник «Херсонес» приветствовал участников VI-го Международного Большого Севастопольского Офицерского Бала

Парусник «Херсонес» приветствовал участников VI-го Международного Большого Севастопольского Офицерского Бала 16 июня 2019 года на площади Михайловской береговой батареи состоялся Международный VI-й Большой Сев...

Речной транспорт

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

Ж/Д транспорт

Путин подтвердил планы по вводу железнодорожной части Крымского моста до конца года

Путин подтвердил планы по вводу железнодорожной части Крымского моста до конца года Работы по строительству железнодорожной части Крымского поста выполняются в срок и   должн...

Начать строительство второго моста через Амур в 2020 году предложили хабаровские власти

Начать строительство второго моста через Амур в 2020 году предложили хабаровские власти Хабаровский край и Дальневосточная железная дорога обратились в правительство РФ с предложением реал...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...