Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV - Морские вести России

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

29.10.2018

Образование

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необходимость обеспечения требований государственного образовательного стандарта в виде формирования компетенций в разных направлениях деятельности специалиста и конкретных компетенций этого же специалиста по эксплуатации судового оборудования и несению вахты. Эта ситуация обусловливает необходимость соответствующей организации учебного процесса и учебно-методического обеспечения для удовлетворения нормативным требованиям. Качество подготовки предполагает соответствие уровня подготовки упомянутым компетенциям.

Александр Резник, профессор кафедры судовых котельных, турбинных установок и вспомогательного энергетического оборудования МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Применительно к учебной дисциплине «Судовые турбомашины» при постановке цели обучения определяется место турбомашин в судовой энергетической установке, включающей в себя группы технических средств, в числе которых средства, обеспечивающие судну движение, объединяемые в группу главной энергетической установки, группу вспомогательных технических средств, куда относится судовая электростанция. В этих группах паровые и газовые турбины в качестве главных двигателей находят все меньшее применение.

Вместе с тем турбокомпрессоры наддува двигателей внутреннего сгорания, являющиеся комбинированными двигателями, представляют собой агрегаты, мощность которых составляет порядка трети эффективной мощности на валу двигателя. Это обстоятельство определяет важность изучения дисциплины.

Подготовка специалистов – судовых механиков в соответствии с традициями нашей высшей школы всегда велась на базе изучения фундаментальных принципов рабочих процессов во всех элементах судовой энергетической установки (СЭУ). Профессиональные государственные стандарты требуют умения выполнять расчеты рабочих процессов, диагностирование, ремонт, проектирование оборудования, а также обоснованно выбирать оборудование вплоть до его замены и разработки нормативов эксплуатации и технического обслуживания. Отдельно следует отметить умение в соответствии с образовательным стандартом принимать участие в разработке проектной и другой подобной документации, участвовать в фундаментальных и прикладных исследованиях СЭУ.

Учебным планом специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» дисциплине «Судовые турбомашины» отводится 108 учебных часов, включающих помимо лекций практические и лабораторные работы, самостоятельное изучение дисциплины. Этот учебный объем должен обеспечить компетенции выпускника, позволяющие ему выполнять расчеты рабочих процессов в турбомашинах.

Существенным отличием модельного курса IMO для вахтенных и старших (вторых) механиков является требование компетентности в принципах работы всех элементов СЭУ, турбомашин в том числе, и на знание их конструкций и обслуживание. Требования рассчитывать рабочие процессы в компетенции не входят.

С учетом существующей ситуации с применением турбомашин на морском транспорте объем часов по модельному курсу IMO на изучение паровых турбин отводится 50 часов и 15 часов – на газовыетурбины. При этом акцент сделан на знание принципов и работы конструкции. Для подготовки специалистов по эксплуатации судовых паротурбинных установок (ПТУ) объем дисциплины устанавливается в 60 часов, включающий 20 часов на изучение паровых котлов и 20 часов на изучение характеристик (ПТУ).

Оценка компетенций в соответствии с образовательным стандартом производится традиционно посредством выполнения и защиты текущих лабораторных и практических работ, выполнения и защиты курсовой работы, экзамена. Эта традиционная система, которая должна обеспечить образовательные компетенции в части знания физики процессов и их организации, намного глубже требований компетенций IMO.

Оценка компетенций IMO производится в терминах «одобренный опыт работы, одобренный опыт работы на тренажере», что конкретнее оценки компетенций, определяемых образовательным стандартом. Понятия этих компетенций довольно неконкретны в отличие от требований Правил дипломирования моряков.

Перечень тем и вопросов в Правилах IMO стимулирует развитие материальной и методической базы изучения дисциплин. Электронная система обучения должна способствовать улучшению усвоения правил эксплуатации и знания принципов работы. В начальный период эта система за счет быстрого охвата и контроля всего контингента обучающихся не может не способствовать получению требуемых компетенций.

Требования компетенций, установленных государственным образовательным стандартом, и конвенционные требования IMO не противоречат, а дополняют друг друга. Знание не только принципов работы элементов установки, но и умение рассчитывать рабочие процессы повышают уровень эксплуатации судового энергетического оборудования.

Традицией высшего образования в России является фундаментальная подготовка, дающая в зависимости от обстоятельств изменять жизненную траекторию. Компетенции вахтенного или старшего механика обеспечивают надежный практический фундамент.

Морской флот №4 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ