«Либерти» – легенда мирового судостроения - Морские вести России

«Либерти» – легенда мирового судостроения

16.10.2018

Из истории флота

«Либерти» – легенда мирового судостроения

27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судостроения не обрастал таким количеством легенд. Заведите разговор о «либертосах» со старыми моряками, и вы увидите, как увлажняются их глаза. Дело не в старческой сентиментальности и не в сожалении об ушедшей молодости; дело, скорее, в способности давать событиям адекватную оценку. Реализация проекта «Либерти» – не только грандиозное явление в истории мирового судостроения, но и факт, во многом предопределивший исход Второй мировой войны.

А. Борисенко, профессор МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Чрезвычайный проект

Мы не будем спорить о том, какую роль сыграли во время войны поставки по ленд-лизу танков, самолетов, автомобилей, паровозов, вагонов, бензина, станков, продовольствия. Цифры общеизвестны, и они говорят сами за себя. Но весь этот поистине гигантский объем грузов еще надо было перевезти через океаны – Тихий, Атлантический, Индийский. В любой точке Мирового океана можно было встретить высокобортный грузовой пароход со скошенным носом и невысокой трубой с характерным капюшоном на невысокой трубе в середине надстройки. Во время войны в США выпустили брошюру, перечисляющую все военные грузы, которые эти суда могли разместить в своих трюмах. На последней странице была надпись: «…но каждый «Либерти» везет в своем трюме еще один, самый важный груз – ПОБЕДУ!».

Для начального периода Второй мировой войны было характерно отсутствие боевых действий на суше и большая активность на морских коммуникациях. Гитлер, давая указания на развертывание неограниченной подводной войны, поставил перед адмиралом Деницем задачу «топить больше судов, чем противник может построить». Эти же цели преследовали надводные рейдеры – линейные крейсеры, «карманные» линкоры и вспомогательные крейсеры, переоборудованные из быстроходных сухогрузов и грузопассажирских судов. Немцы стремились поставить на колени Великобританию, которая к декабрю 1940 года потеряла 585 судов, составлявших 20% ее тоннажа, а к лету 1941 года тоннаж сократился на треть. Великобритании необходимо было срочно предпринять какие-то радикальные меры. В этой связи она обратилась за помощью к США, обладавшим гигантским промышленным потенциалом и способностью реализовывать самые смелые проекты.

Предвидя вступление в ближайшее время США в войну и желая оказать помощь Великобритании в дополнение к реализуемой долговременной программе судостроения, Морской комиссией была принята чрезвычайная программа. Суда типа С1, С2, и С3 оказались слишком сложными для крупносерийного производства, поэтому Морской комиссией было принято решение разработать «чрезвычайный» проект грузового судна Emergency Type Cargo дедвейтом около 10 000 тонн (тип ЕС2).

В конце 1940 года группа британских специалистов под руководством инженера R.C. Thompson с верфи «J.L. Thompson & Sons» привезла в США техническую документацию сухогруза Empire Liberty, ставшего главным прототипом для судов чрезвычайной программы – ЕС2.

Сухогруз Empire Liberty был спроектирован на базе довоенного сухогруза Dorington Curt дедвейтом 10 тыс. тонн, скоростью 11 узлов и расходом твердого топлива 25 тонн в сутки путем приспособления его элементов к крупносерийному производству.

Всего до конца войны в Великобритании и Канаде было построено около 300 таких судов (серии Fort и Park). На основе проекта Empire Liberty в США для Великобритании было построено 60 судов типа Ocean Vanguard. Основные характеристики Empire Liberty и Ocean Vanguard, такие как размерения, скорость, мощность главной машины, архитектурно-конструктивный тип и общее расположение, практически совпадали. Для них было характерно раздельное устройство двух рубок в средней части корпуса. Суда английской постройки оборудовались трехтопочными шотландскими (огнетрубными) котлами на твердом топливе, в то время как на американских аналогах использовали водотрубные котлы на жидком топливе. Значительные изменения были внесены в электрооборудование судов. Было также внесено много конструктивных изменений, связанных с особенностями английского и американского сортаментов листовой и профильной стали, стандартов труб и арматуры. Существенные отличия были отмечены в технологии изготовления корпусных конструкций, так как английские суда строились в основном с применением клепки, а американские – преимущественно с помощью сварки.

Перед авторами проекта судна типа ЕС2 была поставлена задача постройки полностью стандартизованных, простых по конструкции и дешевых в постройке и эксплуатации судов, производство которых можно было развернуть на нескольких заводах в минимально короткий срок. Так было создано универсальное сухогрузное судно водоизмещением немного более 14 000 тонн. Корпус судна был полностью сварным. Исключения составляли шпангоуты, которые крепились к наружной обшивке с помощью клепки. Помимо упрощенной предварительной сборки, приклепанные шпангоуты обеспечивали некоторую экономию металла, т.к. при приварке пришлось бы прибегнуть к резке крупных швеллеров за отсутствием соответствующих профилей для набора. Сама конструкция корпуса была исключительно простой – шпангоутная рама из бимсов верхней и нижней палуб, твиндечного шпангоута в виде уголков и трюмного шпангоута из швеллера. Бимсы и шпангоуты соединялись кницами, имелась также достаточно развитая скуловая кница, соединявшая трюмный шпангоут и флор (скуловую бракету).

Конструктивно корпус был разбит на секции, обеспечивающие последовательность сборки. Для упрощения изготовления с применением автоматической сварки секции имели преимущественно плоскую поверхность, что позволяло при сборке использовать горизонтальные стапели. Заводы-строители вносили некоторые изменения в конструкцию корпуса, что приводило к незначительным различиям в размерениях и дедвейте.

Суда были двухпалубными, с пятью трюмами, с надстройкой и машинным отделением в средней части. Жилые помещения располагались в средней и кормовой надстройках с выходом к спасательным шлюпкам и плотам. Для отделки палубы и кают вместо дерева использовалась нескользящая огнестойкая мастика, что было и дешевле, и обеспечивало очень важную в условиях войны высокую огнестойкость. Верхняя палуба позволяла размещать на ней крупногабаритные грузы.

Суда имели 10 грузовых стрел грузоподъемностью 5 тонн, две тяжеловесные 15 (30) тонн и 50 тонн и были хорошо вооружены: кроме носового 5-дюймового и кормового 3-дюймового орудий они имели шесть-восемь 20- или 40-мм скорострельных зенитных автоматов или пулеметов. Предусматривался запас глубинных бомб. Для обслуживания вооружения на каждом судне имелась военная команда от 20 до 40 человек. Размагничивающее устройство защищало корпус от магнитных мин, рулевая и штурманские рубки были прикрыты железобетонными плитами.

Выбор главной машины решался с учетом:

а) ограниченности стратегических ресурсов, среди которых нефть и, в частности, дизельное топливо занимало одно из первых мест;

б) производственных возможностей машиностроительной промышленности.

Именно влиянием последнего фактора – загруженности предприятий, изготавливающих турбины, заказами для судов и кораблей Долговременной программы и военно-морского флота, объясняется то, что в качестве энергетической установки судов чрезвычайной программы была выбрана явно устаревшая к тому времени паровая поршневая машина тройного расширения с золотниковым парораспределением мощностью 2500 л.с.

Суда имели сравнительно невысокую эксплуатационную скорость 11 узлов, что в свою очередь позволяло их использование в конвоях совместно с имевшимися в США в большом количестве судами, построенными в период Первой мировой войны. Считалось, что суда типа ЕС2 оправдают себя, сделав один трансатлантический рейс (суда на один рейс), а с другой стороны, предполагалось, что они будут эксплуатироваться не более пяти лет.

Быстро и надежно

Производство судов типа ЕС2 было организовано с грандиозным размахом. Американцы наладили их серийное строительство без больших денежных затрат и в короткие сроки. Первый киль был заложен 30 апреля 1941 года. В строительстве судов типа ЕС2 была задействована вся промышленность США и Канады. Чрезвычайная программа предусматривала строительство 3148 судов на 18 судостроительных верфях Тихоокеанского, Атлантического побережий и побережья Мексиканского залива, насчитывавших 170 стапелей. В основу организации строительства был положен опыт Первой мировой войны, когда как в США, так и в Великобритании практиковался т.н. «индустриальный метод» постройки судов, заключавшийся в изготовлении отдельных секций на металлообрабатывающих заводах и последующей их сборке на судостроительных верфях. Метод этот во время Второй мировой войны был значительно усовершенствован и, кроме того, были найдены новые пути и принципы организации процесса производства. Участвовавшие в программе предприятия были связаны жестким графиком интеграции и поставок. Для выполнения программы потребовалось организовать массовую ускоренную подготовку рабочих судостроительных специальностей. Суда собирались конвейерным методом. Первое судно типа ЕС2, Patrick Henry, было спущено на воду 27 сентября 1941 года на верфи Bethlehem-Fairfield Shipyards Inc, Балтимор, штат Мэриленд, через 244 дня после закладки киля. Выступая на церемонии спуска на воду первого судна, президент США Франклин Рузвельт процитировал слова Патрика Генри «дайте мне свободу, или дайте мне умереть». Свобода – Либерти. С тех пор суда типа EС2 стали называть судами типа «Либерти», а 27 сентября стало национальным праздником США – Днем флота «Либерти».

Благодаря принятым мерам по перестройке и расширению производства и усовершенствованию технологических процессов значительно сокращались сроки постройки судов. Если суда типа «Либерти» первого десятка на одном из заводов строили в течение 203 дней, затрачивая на постройку 1 310 000 чел.-часов, то суда шестого десятка строили всего за 55 дней, затрачивая по 627 000 чел.-часов, а суда восемнадцатого десятка строили за 40 дней, затрачивая по 431 000 чел.-часов, т.е. одну треть от затрат труда на постройку первых судов этого типа. В дальнейшем суда спускали на воду через 20-27 дней после закладки киля (рис. 1).

Рис. 1. Основные этапы сборки судов типа «Либерти» на стапеле

Абсолютный рекорд принадлежит верфи Permanente Metals Corporation, Yard № 2, Ричмонд, штат Калифорния, где 12 ноября 1942 года спустили на воду судно Robert E. Peary через 111 часов и 29 минут (4 суток 15 часов и 29 минут) после закладки киля. Еще через 3 суток судно ушло с завода под погрузку.

Суда типа «Либерти» были предназначены для перевозки генеральных грузов. Между тем обстоятельства военного времени вызвали огромную потребность в судах для перевозки угля, руды и других массовых грузов. Чтобы не создавать новые типы корпусов и учитывая все преимущества массового стандартного судостроения, решено было модернизировать для этого основной проект (ЕС2-S-C1) с внесением в него необходимых изменений в соответствии с технико-эксплуатационными требованиями для каждого вида перевозок.

Для удобства проведения грузовых операций потребовалось убрать из трюмов тоннель гребного вала и создать по два люка на один трюм, притом более широких, чем на судах основного проекта. В связи с переносом машинного отделения из средней части в кормовую оконечность значительные изменения были внесены во внутреннее устройство судна.

Модернизированное судно (проект EC2-S-AW1) имело пять трюмов (рис. 3), все впереди машинного отделения, грузовые устройства отсутствовали, люки имели ширину 9,2 м, четыре лебедки на верхней палубе служили для подъема и спуска стальных крышек люков.

В дальнейшем на базе основного проекта стали строить учебные суда (проект Z-EC2-S-C12), специализированные суда для перевозки танков (проект Z-EC2-S-C2), танкеры (проект Z-EC2-S-C3), воинские транспорты (проект Z-EC2-S-C4), специализированные суда для перевозки самолетов (проект Z-EC2-S-C5) и плавучие госпитали (рис. 4).

Сама по себе задача придумать имена для 2700 с лишним транспортов была крайне непростой. Общие правила были таковы: «Судно получает имя в честь человека, причем обязательно умершего». Первые суда типа ЕС2 назвали в честь тех, кто подписал Декларацию независимости США. Потом в ход пошли имена политиков, общественных деятелей, ученых и солдат, погибших на фронтах сначала Первой, а потом уже и Второй мировых войн. Когда в США выпустили облигации военного займа, любой человек или группа лиц, купивших облигации на два миллиона долларов, могли дать имя судну при сохранении общих правил.

Из числа построенных судов 200 были переданы Великобритании, где они получили названия, начинающиеся на Sam… Как оказалось, слов на sam в английском языке не так много, поэтому в ход пошли SS Samarkand, SS Samara, SS Samovar.

Однако суда типа «Либерти» имели малую скорость хода, что не позволяло им уходить от немецких подводных лодок. Кроме того, они не удовлетворяли требованиям послевоенной коммерческой эксплуатации. По этой причине после ввода в эксплуатацию нового завода по производству судовых паровых турбин в конце 1943 – начале 1944 года в США приступили к строительству быстроходных сухогрузных судов типа VC2 (суда типа «Виктории»), а строительство судов типа «Либерти» стали сокращать. Последнее, 2710-е судно типа «Либерти» было спущено на воду 30 октября 1945 года.

В 1943-1944 годах Советский Союз получил по ленд-лизу (во временное пользование) примерно 105 морских судов, в том числе 40 сухогрузных «Либерти» (EC2-S-C1) и 3 «Либерти»-танкера (Z-EC2-S-C3). На одном из «либертосов» («Жан Жорес») возила в годы войны ленд-лизовские грузы легендарная Анна Ивановна Щетинина. В 1948 году правительство США потребовало вернуть танкеры, а сухогрузы оставались. В середине 60-х Министерство морского флота приобрело еще десять судов типа ЕС2, но время паровых судов уже ушло, и в 70-х годах их списали на металлолом.

До наших дней сохранилось SS John W. Brown в Балтиморе и SS Jeremiah O’Brien в Сан-Франциско. Оба годны к плаванию и периодически выходят в море. Третий сохранившийся «Либерти» – плавучий рыбозавод Starof Kodiak (Кадьяк на Аляске).

В 2008 году последнее судно типа «Либерти» SS Arthur M. Huddell было передано греческому правительству. Судно было переоборудовано в музейное, получив новое имя SS Hellas Liberty, и сегодня стоит под греческим флагом в гавани Пирей, Греция.

Лично для меня суда типа «Либерти», можно сказать, родные: пароход «Александр Невский» был одним из первых судов, которые я ремонтировал, будучи доковым технологом на Владивостокском судоремонтном заводе; в мае 1944 года в Сан-Франциско принимала «Брянск» моя мама, Анастасия Васильевна – судовой врач; на «Александре Невском», «Миклухо-Маклае» и «Каменец-Подольском» работал старшим механиком мой отец, Константин Гаврилович, а на «Волгограде» некоторое был капитаном мой тесть, Владимир Феофилович Подшивалов.

Морские вести России №10 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ