История крейсеров

Из истории флота
История крейсеров

Первый русский военный корабль «Орел» был построен по проекту голландского судостроителя Ванбуковена и представлял собой совершенное по тем временам судно длиной 24,5 и шириной 6,5 м. Корабль был вооружен 22 пушками, экипаж состоял из 22 матросов и 35 стрельцов. «Морским судам быть!» – повелел молодой русский царь Петр I.

В последнее воскресенье июля на основании указа президента от 2006 г. в нашей стране отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации.

Алексей Ренкель, патентовед

Первые суда, которые можно отнести к крейсерам, были специально построены, чтобы охотиться за торговыми рейдерами, нарушителями блокады в войне между Севером и Югом в Америке. В свою очередь они и сами успешно выступали в роли рейдеров на собственный страх и риск. Поэтому появление на свет крейсеров тесно связано не только с политическими событиями, такими как Гражданская война в Америке, но также и с технологическим фактором, а именно, с использованием силы пара. По сути, ранние крейсеры должны были иметь – во всяком случае, в расчетах своих конструкторов – паровую машину такой мощности, чтобы довести скорость судна до восемнадцати узлов.

Как твердит история крейсеров, паруса давали возможность подобного рода судам совершать длительные переходы или находиться долгое время в море в поисках противника. Пар же сообщал им скорость, необходимую для погони за обнаруженными судами неприятеля, а также позволял двигаться во время штиля, благодаря чему делал независимыми от ветра. Прогресс в конструкции паровых машин привел к тому, что паровые двигатели возвратно-поступательного действия уступили место турбинам, впервые испытанным в Великобритании на крейсере «Аметист», вступившем в строй 17 марта 1905 г.

Крейсеры были защищены броней, хотя на значительно меньшей площади, чем у броненосцев, т.е. они имели броневую обшивку в виде пояса, огибавшего судно по ватерлинии. Первой страной, применившей броненосные крейсеры, обычно считается Россия со своими «Генералом-Адмиралом» и «Герцогом Эдинбургским» (1875), у которых были броневой пояс и бронированная главная башня, но палуба не была защищена броней, тогда как следующее судно, «Рюрик», имело уже и защищенную палубу.

Конструкции крейсеров и в наше время уделяют большое внимание изобретатели. Москвич Уллубий Халидов разработал и запатентовал авианесущий крейсер «ЦУНАМИ», состоящий из трех корпусов с общей палубой (пат. RU № 2201378). Изобретатель полагает, что такая конструкция позволяет улучшить маневренность и увеличить скорость авианосца. А вот броненосный крейсер (пат. RU № 2407978) Николая Болотина (г. Самара) выполнен из буксира, оборудованного в качестве привода двумя реактивными двигателями, и буксируемого бронированного боевого модуля. Конструкция позволяет повысить надежность и неуязвимость дистанционно управляемого оружия.

Русский крейсер «Варяг»

Наверх вы, товарищи! Все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает.

Крейсер «Варяг» был построен в 1899 г. в Филадельфии, США. Развивал скорость до 23 узлов, в 1902 г. вошел в состав Порт-Артурской эскадры. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер водоизмещением 6500 т. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-миллиметровых орудий. Кроме того, на корабле было установлено двенадцать 75-миллиметровых орудий, восемь 47-миллиметровых скорострельных пушек, две 37-миллиметровые пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов.

Капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Численность экипажа составляла 570 человек. К началу Русско-японской войны 1904-1905 годов «Варяг» вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо, где был блокирован японской эскадрой контр-адмирала Уриу, который угрожал атаковать русские корабли на рейде, если они не покинут порт. Всеволод Руднев решил с боем прорваться в Порт-Артур.

Вот как развивались события 27 января 1904 г. В 10 часов 30 минут прозвучал сигнал: «Все наверх к построению!». В 11 часов команда построена на верхней палубе. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: «Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю...» В ответ прогремело дружное троекратное «ура!», все заняли свои боевые места. 11 часов 20 минут. Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере следовала канонерка «Кореец».

11 часов 25 минут. Пробили боевую тревогу. Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять пункт Морского устава, составленного Петром Первым: «Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего флага». У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, японская эскадра, превосходящая «Варяг» артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным – в семь, преградила русскому крейсеру путь в открытое море. Шесть первоклассных японских крейсеров заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

11 часов 45 минут. С броненосного крейсера «Асама» раздается первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открывает огонь. «Варяг» не отвечает, идет на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь. Бой был жестоким. Крупный снаряд разрушил мостик на «Варяге», вызвал пожар в штурманской рубке. Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками и каскадами воды. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с «Варяга» серьезно повредил японские крейсеры «Асама» и «Чиода», а крейсер «Такачихо» был настолько серьезно поврежден, что вскоре затонул. Когда к «Варягу» устремились японские миноносцы, чтобы произвести торпедную атаку, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

12 часов 45 минут. Израненный, но не побежденный «Варяг» вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. Руднев принимает решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал командира. Открываются кингстоны, хлещет вспенившаяся вода, и крейсер начинает погружаться в море.

Оставшиеся в живых и избежавшие плена моряки «Варяга» и «Корейца» вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу, офицеров и матросов наградили Георгиевскими крестами IV степени. Капитан Всеволод Руднев был награжден орденом Св. Георгия IV степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный», строившегося в Петербурге.

16 апреля 1904 г. экипаж крейсера «Варяг» прибыл по железной дороге в Петербург и промаршировал от Николаевского вокзала до Зимнего дворца. Тут моряков-героев приветствовал сам император Николай II, их пригласили на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены особые обеденные приборы, которые после торжества отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от императора вручили именные часы.

Предательство союзников

В 1916 г. Япония, будучи союзником России в Первой мировой войне, согласилась продать несколько бывших русских кораблей, в свое время захваченных ею в качестве военных трофеев, в том числе и крейсер Soya, за 4 миллиона иен. «Варяг» пришел в Кольский залив, где был включен во флотилию Северного Ледовитого океана, а в феврале 1917 г. ушел на ремонт в Англию. После Октябрьского переворота большевиков правительство Великобритании приказало задержать в своих портах все русские корабли, в том числе и «Варяг», Андреевский флаг на корме спустили и заменили военно-морским флагом Великобритании. Правительство большевиков отказывалось оплатить ремонтные работы. Крейсер остался в Соединенном Королевстве, а в 1920 г. его продали Германии на слом, но при транспортировке корабль попал в шторм и сел на камни близ поселка Лендалфут. Его взорвали, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.

На берегу Ирландского моря, в шотландском поселке Лендалфут, возле места гибели легендарного российского крейсера «Варяг», в 2007 г. был торжественно открыт посвященный ему мемориальный комплекс. Памятник представляет собой бронзовый православный крест. Останки корабля лежат на морском дне в нескольких сотнях метров от памятника. Мемориал, возведенный на месте гибели «Варяга», стал первым памятником русской воинской славы на территории Великобритании.

30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В.Ф. Рудневу

…Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага.
Лишь волны морские прославят в века
Геройскую гибель «Варяга».

Морские вести России №10 (2018)


Вернуться к разделу Из истории флота

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...