История крейсеров

Из истории флота
История крейсеров

Первый русский военный корабль «Орел» был построен по проекту голландского судостроителя Ванбуковена и представлял собой совершенное по тем временам судно длиной 24,5 и шириной 6,5 м. Корабль был вооружен 22 пушками, экипаж состоял из 22 матросов и 35 стрельцов. «Морским судам быть!» – повелел молодой русский царь Петр I.

В последнее воскресенье июля на основании указа президента от 2006 г. в нашей стране отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации.

Алексей Ренкель, патентовед

Первые суда, которые можно отнести к крейсерам, были специально построены, чтобы охотиться за торговыми рейдерами, нарушителями блокады в войне между Севером и Югом в Америке. В свою очередь они и сами успешно выступали в роли рейдеров на собственный страх и риск. Поэтому появление на свет крейсеров тесно связано не только с политическими событиями, такими как Гражданская война в Америке, но также и с технологическим фактором, а именно, с использованием силы пара. По сути, ранние крейсеры должны были иметь – во всяком случае, в расчетах своих конструкторов – паровую машину такой мощности, чтобы довести скорость судна до восемнадцати узлов.

Как твердит история крейсеров, паруса давали возможность подобного рода судам совершать длительные переходы или находиться долгое время в море в поисках противника. Пар же сообщал им скорость, необходимую для погони за обнаруженными судами неприятеля, а также позволял двигаться во время штиля, благодаря чему делал независимыми от ветра. Прогресс в конструкции паровых машин привел к тому, что паровые двигатели возвратно-поступательного действия уступили место турбинам, впервые испытанным в Великобритании на крейсере «Аметист», вступившем в строй 17 марта 1905 г.

Крейсеры были защищены броней, хотя на значительно меньшей площади, чем у броненосцев, т.е. они имели броневую обшивку в виде пояса, огибавшего судно по ватерлинии. Первой страной, применившей броненосные крейсеры, обычно считается Россия со своими «Генералом-Адмиралом» и «Герцогом Эдинбургским» (1875), у которых были броневой пояс и бронированная главная башня, но палуба не была защищена броней, тогда как следующее судно, «Рюрик», имело уже и защищенную палубу.

Конструкции крейсеров и в наше время уделяют большое внимание изобретатели. Москвич Уллубий Халидов разработал и запатентовал авианесущий крейсер «ЦУНАМИ», состоящий из трех корпусов с общей палубой (пат. RU № 2201378). Изобретатель полагает, что такая конструкция позволяет улучшить маневренность и увеличить скорость авианосца. А вот броненосный крейсер (пат. RU № 2407978) Николая Болотина (г. Самара) выполнен из буксира, оборудованного в качестве привода двумя реактивными двигателями, и буксируемого бронированного боевого модуля. Конструкция позволяет повысить надежность и неуязвимость дистанционно управляемого оружия.

Русский крейсер «Варяг»

Наверх вы, товарищи! Все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает.

Крейсер «Варяг» был построен в 1899 г. в Филадельфии, США. Развивал скорость до 23 узлов, в 1902 г. вошел в состав Порт-Артурской эскадры. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер водоизмещением 6500 т. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-миллиметровых орудий. Кроме того, на корабле было установлено двенадцать 75-миллиметровых орудий, восемь 47-миллиметровых скорострельных пушек, две 37-миллиметровые пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов.

Капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Численность экипажа составляла 570 человек. К началу Русско-японской войны 1904-1905 годов «Варяг» вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо, где был блокирован японской эскадрой контр-адмирала Уриу, который угрожал атаковать русские корабли на рейде, если они не покинут порт. Всеволод Руднев решил с боем прорваться в Порт-Артур.

Вот как развивались события 27 января 1904 г. В 10 часов 30 минут прозвучал сигнал: «Все наверх к построению!». В 11 часов команда построена на верхней палубе. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: «Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю...» В ответ прогремело дружное троекратное «ура!», все заняли свои боевые места. 11 часов 20 минут. Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере следовала канонерка «Кореец».

11 часов 25 минут. Пробили боевую тревогу. Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять пункт Морского устава, составленного Петром Первым: «Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего флага». У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, японская эскадра, превосходящая «Варяг» артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным – в семь, преградила русскому крейсеру путь в открытое море. Шесть первоклассных японских крейсеров заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

11 часов 45 минут. С броненосного крейсера «Асама» раздается первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открывает огонь. «Варяг» не отвечает, идет на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь. Бой был жестоким. Крупный снаряд разрушил мостик на «Варяге», вызвал пожар в штурманской рубке. Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками и каскадами воды. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с «Варяга» серьезно повредил японские крейсеры «Асама» и «Чиода», а крейсер «Такачихо» был настолько серьезно поврежден, что вскоре затонул. Когда к «Варягу» устремились японские миноносцы, чтобы произвести торпедную атаку, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

12 часов 45 минут. Израненный, но не побежденный «Варяг» вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. Руднев принимает решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал командира. Открываются кингстоны, хлещет вспенившаяся вода, и крейсер начинает погружаться в море.

Оставшиеся в живых и избежавшие плена моряки «Варяга» и «Корейца» вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу, офицеров и матросов наградили Георгиевскими крестами IV степени. Капитан Всеволод Руднев был награжден орденом Св. Георгия IV степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный», строившегося в Петербурге.

16 апреля 1904 г. экипаж крейсера «Варяг» прибыл по железной дороге в Петербург и промаршировал от Николаевского вокзала до Зимнего дворца. Тут моряков-героев приветствовал сам император Николай II, их пригласили на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены особые обеденные приборы, которые после торжества отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от императора вручили именные часы.

Предательство союзников

В 1916 г. Япония, будучи союзником России в Первой мировой войне, согласилась продать несколько бывших русских кораблей, в свое время захваченных ею в качестве военных трофеев, в том числе и крейсер Soya, за 4 миллиона иен. «Варяг» пришел в Кольский залив, где был включен во флотилию Северного Ледовитого океана, а в феврале 1917 г. ушел на ремонт в Англию. После Октябрьского переворота большевиков правительство Великобритании приказало задержать в своих портах все русские корабли, в том числе и «Варяг», Андреевский флаг на корме спустили и заменили военно-морским флагом Великобритании. Правительство большевиков отказывалось оплатить ремонтные работы. Крейсер остался в Соединенном Королевстве, а в 1920 г. его продали Германии на слом, но при транспортировке корабль попал в шторм и сел на камни близ поселка Лендалфут. Его взорвали, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.

На берегу Ирландского моря, в шотландском поселке Лендалфут, возле места гибели легендарного российского крейсера «Варяг», в 2007 г. был торжественно открыт посвященный ему мемориальный комплекс. Памятник представляет собой бронзовый православный крест. Останки корабля лежат на морском дне в нескольких сотнях метров от памятника. Мемориал, возведенный на месте гибели «Варяга», стал первым памятником русской воинской славы на территории Великобритании.

30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В.Ф. Рудневу

…Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага.
Лишь волны морские прославят в века
Геройскую гибель «Варяга».

Морские вести России №10 (2018)


Вернуться к разделу Из истории флота

Новости

Лента новостей

Путин поздравил российских полярников с профессиональным праздником

Путин поздравил российских полярников с профессиональным праздником Президент России Владимир Путин направил поздравление российским полярникам с профессиональным празд...

Российские эксперты исследуют заливы Новой Земли и затонувшие АПЛ в рамах госпрограммы

Российские эксперты исследуют заливы Новой Земли и затонувшие АПЛ в рамах госпрограммы Российские специалисты в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» ...

Российская экономика

Семь аффилированных с Дерипаской компаний перерегистрировались на острове Октябрьский

Семь аффилированных с Дерипаской компаний перерегистрировались на острове Октябрьский Семь компаний, аффилированных с Олегом Дерипаской, 20 мая были перерегистрированы в специальном адми...

Амурский судозавод четвертый год подряд не намерен платить дивиденды из-за убытка

Амурский судозавод четвертый год подряд не намерен платить дивиденды из-за убытка Совет директоров ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в ОСК&...

Транспортная политика

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО Новые инфраструктурные проекты, в том числе проект по строительству железной дороги «Кызыл-Курагино»...

Минтранс выполнит поручение по открытию ж/д части Крымского моста раньше срока

Минтранс выполнит поручение по открытию ж/д части Крымского моста раньше срока Министерство транспорта РФ   выполнит поручение президента РФ Владимира Путина по &nb...

Морские порты

«Терминал Астафьева» в I квартале вышел на прибыльность на фоне роста перевалки угля

«Терминал Астафьева» в I квартале вышел на прибыльность на фоне роста перевалки угля ОАО «Терминал Астафьева» в январе-марте 2019 года получило чистую прибыль по РСБУ в размере 78,528 м...

Универсальный перегрузочный комплекс в порту Усть-Луга усилил защиту окружающей среды

Универсальный перегрузочный комплекс в порту Усть-Луга усилил защиту окружающей среды С начала 2019 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding) ин...




Морской транспорт

«Новошип» может выплатить дивиденды за 2018 год в размере 2,5 рубля на акцию

«Новошип» может выплатить дивиденды за 2018 год в размере 2,5 рубля на акцию Совет директоров «Новошипа» рекомендовал акционерам принять решение о выплате дивидендов по результа...

«Ингосстрах» выплатил более 2 млн рублей в связи с повреждением яхты Perla Nero

«Ингосстрах» выплатил более 2 млн рублей в связи с повреждением яхты Perla Nero Компания «Ингосстрах» произвела выплату страхового возмещения в размере более 2 млн рублей по догово...

Речной транспорт

Расчистка водоемов в Астраханской области может помочь в борьбе с обмелением Волги

Расчистка водоемов в Астраханской области может помочь в борьбе с обмелением Волги Власти Астраханской области планируют в рамках нацпроекта «Экология» решить проблему обмеления Волги...

В Татарстане отменяют заходы судов в туристические города из-за обмеления Волги

В Татарстане отменяют заходы судов в туристические города из-за обмеления Волги Заходы судов в туристические центры Татарстана - города Тетюши, Болгар и Свияжск - отменяются из-за ...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» сменил представителя РЖД в совете директоров компании

«Трансконтейнер» сменил представителя РЖД в совете директоров компании Акционеры «Трансконтейнера» на годовом собрании избрали совет директоров в новом составе, вместо пер...

Акционеры «Трансконтейнера» одобрили дивиденды за 2018 г. в размере 480,37 руб. на акцию

Акционеры «Трансконтейнера» одобрили дивиденды за 2018 г. в размере 480,37 руб. на акцию Акционеры «Трансконтейнера» на годовом собрании одобрили дивиденды за 2018 год в размере 480,37 руб...

Авто транспорт

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения Все работы идут по графику и завершатся в IV квартале 2019 года, сообщает ФКУ Упрдор «Вилюй».

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто Трафик Крымского моста составил  5 млн автомобилей за прошедший с момента открытия год. Об...

Аналитика

Транспортная политика

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность В феврале 2019 года в Сочи завершился Российский инвестиционный форум, который стал традиционным мер...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...