Первая среди равных

Из истории флота

Из истории отечественного атомного подводного флота

Россия имеет богатейший опыт строительства подводных лодок с атомными энергетическими установками. Начиная с первой советской атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 627 «К-3» «Ленинский комсомол», нашими конструкторами создано около 40 различных проектов атомных подводных лодок, строившихся как небольшими сериями в несколько единиц, так и сериями более 30 единиц. Всего же за всю историю строительства атомных подводных лодок в СССР и России построено более 260 атомоходов различных классов и проектов.

Владимир Данилин, ветеран-подводник, капитан 1-го ранга запаса

«Щука»

Есть среди атомных торпедных (многоцелевых) подводных лодок и самый многочисленный серийный проект в истории отечественного подводного судостроения. Речь пойдет о замечательном проекте большой атомной подводной лодки (БАПЛ) 671 РТМ (РТМК), названной «Щукой» за ее рыбообразную внешнюю конструкцию.

По официальной классификации НАТО она значится как многоцелевая атомная подводная лодка «ВИКТОР-III». Большая АПЛ проекта 671 РТМ «ЩУКА» спроектирована в Санкт-Петербургском машиностроительном бюро «Малахит». Ее первым главным конструктором стал Г.Н. Чернышев, а с 1984 г. дело продолжил главный конструктор Р.А. Шмаков.

«Щуки» строились с 1976 по 1992 год в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре. Головная БАПЛ «К-247» была заложена 15 июля 1976 г. на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола и вступила в строй по традиции в канун наступающего 1979 года. Всего отечественными корабелами было построено 27 БАПЛ данного проекта, из них 5 подтипа 671 РТМК. Некоторые БАПЛ этого проекта получили собственные имена: «Тамбов», «Даниил Московский», «Волгоград», «Обнинск». Проект 671 РТМ продолжил развитие ряда предшествующих проектов. Базовые решения, заложенные в них, позволили достаточно быстро перейти к очередной модификации ракетоторпедных многоцелевых АПЛ. Здесь были размещены новое радиотехническое вооружение и новый ГАК, который превосходил по своим возможностям предыдущие образцы. Были также проведены мероприятия по снижению акустического поля за счет внедрения новых технических решений.

Создание в нашей стране АПЛ проекта 671 РТМ практически совпало с началом реализации в США программы строительства многоцелевых АПЛ 3-го поколения типа «Лос-Анджелес». Головной корабль в серии «Лос-Анджелес» вступил в состав ВМС США в 1976 году. Первые новые американские ПЛА несколько превосходили АПЛ 671 РТМ проекта по некоторым характеристикам. Однако наши «Щуки» не уступали американским «Лосикам» в максимальной скорости подводного хода и глубине погружения. Более того, АПЛ проекта 671 РТМ имели преимущества перед американскими ПЛА типа «Лос-Анджелес» в маневренности и живучести, а также были лучше вооружены.

Биография подводных лодок любого проекта уникальна, но среди отечественных атомоходов биография «Щук» наиболее насыщена и по географии походов, и по спектру мероприятий, в которых они участвовали.

Так, в 1983 году АПЛ проекта 671 РТМ под командованием капитана 2-го ранга В.А. Терехина успешно участвовала в разведке у Восточного побережья США деятельности американского фрегата «Макклой». В результате операции была добыта ценная информация по техническим и конструктивным особенностям американских буксируемых гидроакустических антенн.

«Апорт» и «Атрина»

Одним из ярких фрагментов биографии кораблей проекта 671 РТМ стало их участие в крупномасштабных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных на Атлантике силами противолодочной дивизии подводных лодок Северного флота.

Если во время операции «Апорт» сотни тысяч американских обывателей оказались так напуганы присутствием наших субмарин в Восточной Атлантике, что были вынуждены изменить и перенести свой летний отдых с Восточного побережья США вглубь страны, то в ходе операции «Атрина» с появлением наших «Щук» у американских берегов уже серьезно забеспокоилось военно-политическое руководство США. Одна из «Щук» была даже «ошибочно» принята за советскую атомную ракетную подводную лодку – носитель стратегического ядерного оружия.

Успешное проведение операций «Апорт» и «Атрина» показало, что ВМС США при массированном использовании нами многоцелевых ПЛ не были готовы обеспечить достаточно эффективное противодействие.

Сложнейшее подледное плавание в конце 1985 года совершила «К-524» (командир – капитан 1-го ранга В.В. Протопопов.) Руководитель похода – командир противолодочной дивизии капитан 1-го ранга А.И. Шевченко.) Замысел похода состоял в том, чтобы пройти из Северного Ледовитого в Атлантический океан, обойдя Гренландию с северо-востока.

Маршрут был весьма сложным и опасным. Он изобиловал мелями и айсбергами, обильно подпитываемыми ледниками Гренландии. В море Баффина из-за айсбергов безопасных глубин вообще не существовало. В этих условиях единственным надежным информационным средством являлась гидроакустика. Уже в Атлантике К-524 встретилась с американским авианосцем «Америка» и успешно его условно «атаковала». За участие в этой операции капитану 1-го ранга

В.В. Протопопову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лодки проекта 671 РТМ в начале 80-х годов, построенные в Комсомольске-на-Амуре, первыми освоили и трансполярные переходы с Тихоокеанского на Северный театр. Корабли проекта участвовали в решении не только военных, но и сугубо мирных задач. Так, БАПЛ «Даниил Московский» (капитан 1-го ранга П.И. Литвин) доставила в конце августа 1995 года в полярный порт Харасавэй, закрытый льдами для прохода судов, 10 тонн сахара и муки.

В 1991 году БАПЛ проекта 671 РТМ были переклассифицированы из крейсерских в большие атомные ПЛ 1-го ранга.

С середины 1990-х годов АПЛ проекта 671 РТМ стали постепенно покидать боевой состав ВМФ. Однако, несмотря на пребывание в составе флота по 10–15 лет, «Щуки» продолжали демонстрировать высокие боевые качества. Об этом говорит случай, произошедший зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов.

29 февраля 1996 года российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь российскому матросу, которому требовалась после операции по удалению аппендицита на борту АПЛ срочная госпитализация. Вскоре больной вертолетом типа «Линкс» с эскадренного миноносца ВМС Великобритании «Глазго» был перенаправлен на берег в английский военно-морской госпиталь. Однако британская печать не столько умилялась неожиданному проявлению российско-британского военно-морского сотрудничества, сколько удивлялась скрытности нахождения в районе Британских островов российской АПЛ. По словам влиятельной английской газеты «Таймс», русская субмарина продемонстрировала, насколько умело осуществляла слежение за противолодочными силами НАТО, оставаясь при этом незамеченной.

Кузница кадров

Не зря, по всей видимости, в НАТО БАПЛ проекта 671 РТМ получила наименование «ВИКТОР» (от греческого «победитель»). И простое русское название «Щука» как нельзя лучше показывает тактические успехи БАПЛ проекта 671 РТМ. Ведь, как говорится в известной пословице: «На то и щука, чтоб карась не дремал».

Надежность конструкции, простота эксплуатации и продуманность решений обеспечили БАПЛ проекта 671 РТМ длительную службу без тяжелых аварий. Однако время берет свое, и постепенно корабли этого проекта выводятся из состава ВМФ.

Несмотря на достойный возраст (около 30 лет), на сегодня ряд АПЛ проекта 671 РТМ, в том числе «Даниил Московский», «Обнинск», «Тамбов», продолжают нести вахту в глубинах морей и океанов, надежно обеспечивая безопасность Отечества с морских направлений.

На подводных лодках проекта 671 РТМ прошли службу многие замечательные подводники, получившие заслуженное признание государства и общества. В 1980-90-е годы походы под лед Арктики стали привычными для этого проекта. Образцовый пример решения боевых задач в высоких широтах – легендарный поход К-354 под командованием Героя Советского Союза капитана 1-го ранга В.В. Протопопова. Вице-адмиралу А.А. Шевченко как руководителю похода на АПЛ «К-414» 25 июля 1994 года довелось впервые в истории поднять государственный флаг Российской Федерации и Андреевский флаг на Северном полюсе. Командир 33-й «ледовой» дивизии подводных лодок Р.З. Чеботаревский, удостоенный за освоение Арктики звания «Почетный полярник», стал впоследствии первым председателем Комитета Верховного Совета РФ по вопросам обороны и безопасности. В новейшей истории российского ВМФ за выполнение сложных задач и освоение новой техники командирам кораблей и соединений подводных лодок проекта 671 РТМ М.В. Моцаку, С.В. Кузьмину присвоено звание Героя России.

Соединение подводных лодок проекта 671 РТМ стало поистине кузницей кадров для Северного флота. Подводники, прошедшие службу на этих атомоходах, и поныне продолжают приносить пользу Отечеству в науке и промышленности, на государственной службе и в сфере культуры и общественной деятельности. Среди них капитан 1-го ранга запаса В.В. Спиридонов. Сейчас он руководитель мастерской морской и батальной живописи им. А.П. Боголюбова, профессиональный художник, посвятивший свое творчество созданию летописи отечественного подводного флота.

Хочется от всей души поздравить конструкторов и строителей замечательных подводных атомоходов, членов экипажей и их семьи, а также ветеранов-подводников с Днем ВМФ.

Морские вести России №10 (2018)


Вернуться к разделу Из истории флота

Новости

Лента новостей

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес»

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес» Впервые за 44-летнюю историю Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича...

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие Митинг памяти и шлюпочные гонки прошли в пятницу на Соловках в честь 80-летия со дня создания Солове...

Российская экономика

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу Российские производители намерены поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу.

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2»

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2» В Москве расценивают затягивание Данией рассмотрения заявок Nord Stream 2 AG как нарушение принципов...

Транспортная политика

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Морские порты

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ УК «Востокуголь» закрыло сделку по покупке проекта угольного терминала «Север» у ООО «Открытый порт...




Морской транспорт

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней Верховный суд Гибралтара предоставил властям право на задержание иранского супертанкера Grace 1 еще ...

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер Круизный лайнер Nautica длиной 181 метр ошвартовался у пирса дальних линий Мурманского филиала ФГУП ...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов Вопрос прекращения деятельности «Российских железных дорог» на рынке грузовых перевозок требует глуб...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...