Инновационное образование – это хороший Учитель - Морские вести России

Инновационное образование – это хороший Учитель

08.08.2018

Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая конференция «Федеральные государственные образовательные стандарты 3++: особенности реализации». Четыре доклада из шестнадцати начинались со слова «особенности…», и для этого были основания. Первая, печальная особенность – это то, что Российская Федерация летом 2017 года исключена из «белого списка» по Парижскому меморандуму. Причинами стали возросшие задержания судов под российским флагом за нарушения международных требований и норм, связанных с безопасностью мореплавания.

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства навигации» ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Вторая особенность заключается в том, что еще не разобрались с образовательными стандартами 3+ и 3++, а уже грядет новый стандарт 3+++. Было сказано, что образовательного стандарта 4 ждать не следует, так как это потребует пересмотра финансирования, поэтому стандарты 3: «Улучшаем и улучшаем, до неузнаваемости».

В докладе «О стратегии развития инженерного образования» сроки поставлены сжатые – до 2020 года. Однако особенностью всех предыдущих стратегий развития морской деятельности Российской Федерации являлось то, что за их исполнение никто не отвечал. Похоже, что и «Стратегию развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года» постигнет та же участь. Ходжа Насреддин проявил себя как хороший стратег, взявшись научить ишака читать за двадцать лет, справедливо полагая, что все течет, все меняется. В современном, быстроменяющемся мире делать прогнозы десятилетия опрометчиво. В последнее время много говорят о «вызовах», но при этом не поясняют – кто и куда нас вызывает?

Рождаются все новые термины. При этом некоторым из них не могут дать определение. Например, введен очередной, новый термин – «индикатор достижения компетенции». Ф. Достоевский придумал за всю свою литературную деятельность лишь одно новое слово – «стушеваться», чем, говорят, очень гордился. Сейчас редко его услышишь, а жаль, прежде чем заменить «оценка на экзамене» на «индикатор достижения компетенции», было бы нелишним и стушеваться.

Но это все так, мелочи. А вот особенность, связанная с введением аналога ЕГЭ по окончании высшего (особенно высшего) и среднего профессионального образования, настораживает. Такие ли благие цели у World Skills International (WSI) – международной некоммерческой ассоциации, которая своей целью провозглашает повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризацию рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. Тиражирование базы данных о выпускниках российских вузов – это угроза национальной безопасности. Пример такого «сотрудничества» – российское морское образование. Лучшие кадры идут работать в иностранные судоходные компании, а Российская Федерация между тем исключена из Парижского меморандума.

Система российского образования под натиском реформ приходит в упадок. Н. Рерих: «Они думают, что из разрушения само возникнет новое знание. Глупцы! Мнят, что толпа может творить знание…»

Образование типа высшее

Реформы, которые сотрясают российское образование последние два десятилетия, увы, пока что бесплодны. Факт остается фактом, качество образования снижается. С лидирующих позиций в советское время Россия сместилась на 53-е место в мире. Конфликт поколений – «отцы и дети» – особенно ощутим в последние годы. Профессия учителя попала в разряд непрестижных. Средства массовой информации уверенно лидируют в сфере влияния на население, и особенно на молодежь. Проникнуть в молодежную среду можно только в городском транспорте, когда становишься невольным слушателем их разговоров. Первое, на что обращаешь внимание, так это на бедный словарный запас; он крайне ограничен. Преобладают слова «типа», «короче», «я вся такая»... Проехав две-три остановки, можно насчитать таких слов-паразитов до десятка и более.

Есть еще один путь проникновения в молодежную среду – это образование. Если собрать аудиторию учащихся и объявить, что начинается их воспитание, то мероприятие будет обречено на провал. И совсем другое дело, когда воспитательный процесс ведется исподволь в контексте лекции. Стремление чиновников оптимизировать расходы на образование пагубны для государства. Дистанционное обучение и чтение лекций on-line (онлайн) лишает учащихся и учителя контакта, столь важного для полноценного образования.

Лекции по морской тематике

В современных условиях, когда морское образование перестало относиться к разряду престижных, роль и значимость преподавателя особенно возросла.

У морского образования есть особенность, которая заключается в том, что на занятиях должно рождаться чувство познания нового не для самого познания как такового, а для обеспечения безопасности мореплавания. Многовекторность морского образования заключается в том, что для его полноценности задействованы многие учебные дисциплины, которые в обыденной жизни стоят на разных полюсах познания. Здесь гуманитарные дисциплины соседствуют с естественно-научными. Вчерашнему школьнику сложно ориентироваться в этом многообразии вследствие недостаточной информированности об избранной профессии. Возможность поступать сразу в несколько вузов и на несколько специальностей еще больше размывает границы представления о будущем.

Приобщение к специальности ложится на плечи преподавателей учебных заведений, и прежде всего тех, кто пришел в учебное заведение из самой специальности. Обычно это выпускники этого же вуза или родственного ему. Для тех, кто пришел из других вузов, еще самим нужно адаптироваться к специальности. В прежние времена такая возможность была, например, у преподавателей английского языка; они принимали участие в проведении плавательных практик на учебных судах.

Роль и значимость мореплавания

Роль и значимость мореплавания в современном мире велика и неоднозначна. По мнению бывшего генерального секретаря ИМО Эфтимиоса Э. Митропулоса: «Если прекратятся морские перевозки, то половина населения Земли погибнет от голода, а вторая половина от холода» – не более чем метафора. Ведь общество потребления, ориентированное на извлечение максимальной прибыли, не знает грани между необходимым и достаточным. Несбалансирование спроса и предложения порождают взлеты и падения в экономике. Неопределенность грани между необходимым и достаточным ведет к кризисным явлениям в экономике. Для судоходных компаний кризисы особенно ощутимы, так как в период кризиса вынуждено простаивать большое количество судов. С окончанием кризиса суда устаревают и им на смену уже судостроительные компании стремятся построить новые, более современные и дешевые суда.

Несмотря на кризисные явления в экономике, их влияние не столь ощутимо на международном судоходном кадровом рынке, особенно для российских моряков. Они пока что востребованы. Непопулярность морских профессий привела к дефициту, особенно офицерского состава. Естественно, что потребность рождает предложения. Однако по целому ряду причин качество предложений снижается, и корысть судовладельцев вынуждает с этим мириться. Вот и получается как на блошином рынке – на каждый товар есть свой покупатель.

Лекция – это процесс творческий

Лекция – вот путь изменить ситуацию. На лекции формируется восприятие, а изменение восприятия ведет к изменению мира. Сегодня Учитель – последняя опора государства. Лекцию можно превратить в творческий акт, а еще если этот акт станет совместным результатом преподавателя и учащихся. Во втором случае можно добиться состояния синергии. Даже самому талантливому дирижеру требуется оркестр для того, чтобы воплотить свои замыслы. Точно так же учителю нужны ученики. Прочитать лекцию дистанционно, конечно же, можно, но при этом вряд ли удастся расставить по местам требуемые ударения, выдержать паузы, которые так необходимы, чтобы дать время ученикам осмыслить сказанное, сформировать самое первое представление по теме, классифицировать услышанное и привести информацию в соответствие с уже имеющейся, встроить в общий контекст изучаемой темы, чтобы проложить новой информации путь и разместить ее в том месте, где она будет доступна при первой же потребности. Держать паузу – это лекторское искусство. Важно, с одной стороны, паузу не затянуть, а с другой стороны – не сделать короткой. И уж совсем плохо, если пауза будет бессмысленной. Чтобы этого не случилось, требуется пристально следить за реакцией аудитории. Если лекция не возбудила интереса, то все усилия напрасные. Поливать безмолвные камни и надеяться, что они дадут всходы, – бессмысленно. Почва должна быть плодородной.

Соизмеримость – вот важное качество лекции. Вернер Гейзенберг в книге «Физика и философия. Часть и целое» пишет: «Каждое слово или понятие, каким бы понятным оно ни казалось, может найти лишь ограниченное применение».

Н. Рерих писал: «Педагог есть друг позитивно творящего правительства, ибо учитель существует для постоянного создания и утверждения человеческого достоинства». А каково достоинство современного Учителя? Академик, проректор МГУ Алексей Хохлов в одном из интервью пристыдил преподавателей вузов, что они подрабатывают сразу в нескольких учебных заведениях. По этому поводу Н. Рерих также писал: «Нуждающийся Учитель не может зажечь сознание ученика». Так что сегодня дело не только и не столько в учителе, сколько в правительстве, которое должно творить позитивно в сфере образования.

Инновационное образование

Много, очень много разговоров на эту тему, но большей частью не по существу. Математик Джордж Полиа давно все поставил на свои места: «Хороших методик ровно столько, сколько хороших учителей», но и учащийся высшей школы должен отвечать высоким требованиям.

Успешность применения методик требует, чтобы у учащегося был интерес, а интерес нельзя принуждать. Потому что учащийся – полноправный и активный участник процесса.

Обретение знаний индивидуумом – процесс субъективный, однако при этом действуют объективные законы природы. И когда эти законы нарушаются, природа не внемлет намерениям тех, кто стремится ее обмануть. Одним из таких законов является уровень эмоционального состояния творческого тандема учитель – ученик. Уровень эмоционального состояния, присутствующий в учебной аудитории, определяет качество образования. На экзамене ответы могут быть полными, но в одном случае это результат зубрежки, а в другом – результат ассоциативного мышления. Зазубривание как метод обучения также может быть действенным, но он более трудоемкий и требующий больше времени. Более того, зазубривание лишает носителя знаний возможности оперировать ими даже в рамках темы, не говоря уже о нарушениях рамочного пространства. Поэтому преподаватель постоянно должен думать над тем, а какие эмоции способствуют процессу обучения. Так, например, на занятиях с курсантами судоводительского факультета старших курсов, побывавших на практике, оперировать примерами из другой области, даже в чем-то родственной, нецелесообразно.

На процесс восприятия учебного материала нынешними курсантами, например навигации, астрономии, технических средств навигации, существенно влияют «провалы» в школьном образовании по тригонометрии, которая столь необходима для понимания явлений, способствующих созданию опорных систем навигации, связанных с координатами Земли. «Провалы» школьного образования приводят к «сбоям» на уровне внешнего диалога, ведь преподаватель вуза исходит из предпосылки, что у учащихся сформированы базовые знания для внутреннего диалога. «Провалы» школьного образования дают «сбои», которые приводят к неправильному распознаванию явления или полному непониманию явления. Зазубривание в навигации чревато негативными последствиями. Так, например, большинство современных курсантов не различают линейную и угловую скорости судна или неправильно интерпретируют эти параметры. И, как это ни прискорбно, но благодаря современным средствам навигации, особенно GPS и AIS, нечувствительность к собственным «провалам» в образовании большинством учащихся не осознается. Разумеется, что на судне используют главным образом самые современные средства навигации, но незнание их особенностей эксплуатации чревато в некоторых ситуациях.

Однозначно передать смысл информации при помощи только речи не представляется возможным. Наиболее полно этому может способствовать математика. На обыденном уровне это не так заметно, но это есть, и помнить об этом нужно постоянно, хотя в качестве примера можно привести такую ситуацию. Мы легко узнаем человека, увидев шарж на него. При этом черты могут быть сильно изменены, а вот предложение нарисовать словесный портрет вызывает затруднения.

Факт неспособности языка описать явления Природы признается специалистами в области квантовой физики. Сегодня средствами языка невозможно описать явления микромира. Дэвид Дойч «Начало бесконечности»: «…наши объяснительные знания в общем никогда не будут совершенны и даже приблизительно совершенны».

Вопрос в том, как эти законы задействованы. Бросать камни в противника можно при помощи пращи, а можно и при помощи катапульты. В современном мире орудия для метания «снарядов» стали мощнее и разрушительнее, и среди этих «снарядов» некомпетентность выходит на первое место. Катастрофы по причине человеческого фактора стали соизмеримыми с природными катаклизмами.

В Агни-Йога сказано: «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнениями, но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, поэтому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным. Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить».

Тесты на интеллект

Современные методы контроля знаний весьма ущербны и претендовать на качественный результат не могут. У Бернара Вербера есть справедливые слова: «Не будем забывать, что тесты на интеллект созданы с целью доказать, что умны те, у кого интеллект… такой же, как у составителей теста».

Тест – это колея. Как сказал Будда – обновитель Лотоса жизни: «На корабле плыл продавец обезьян. На досуге он научил их подражать морякам, как те распускали паруса. Но поднялась буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль погиб, ибо учитель предвидел лишь ясную погоду».

Из интервью ректора НИЯУ МИФИ М. Стриханова радиостанции «Эхо Москвы»: «В целом от школьного уровня до уровня первокурсника мы вынуждены почти целый семестр студентов доучивать физике и математике. Эта проблема существует в большинстве сильных технических университетов».

Лекция

Термин «лекция» (лат. lectio – чтение), пожалуй, один из немногих, который в своем понимании не содержит противоречий. Лекция – это устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.

Имеется множество рекомендаций, как нужно спланировать лекцию, даже есть рекомендации, расписанные по минутам. Остается совсем ничего – прийти и прочитать. Современные стандарты образования предполагают, что на кафедре должны быть конспекты лекций, чтобы в случае надобности любой член кафедры мог провести занятие.

Но в содержании хорошей лекции, как в любом публичном выступлении, есть нечто большее, чем план лекции, конспект лекции, и это нечто… сродни мистике.

Вопрос в том, кто и как читает лекции? Ораторское искусство с давних времен было способом воздействия на умы и сердца слушателей. Ораторское искусство многих сделало великими и прославило на все времена. Одним из них был Марк Туллий Цицерон – древнеримский политический деятель, оратор и философ. Будучи выходцем из незнатной семьи, благодаря своему ораторскому таланту сделал блестящую карьеру. Способствуя раскрытию заговора и выступая против Катилины Цицерон (к тому времени уже известный оратор), начиная свою речь, воскликнул: «Доколе, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим?» Надо полагать, что у Катилины были сторонники в сенате, и склонить членов сената на свою сторону было отнюдь не просто. Естественно предположить, что фраза была произнесена не голосом уставшего человека, а голосом человека, уверенного в своей правоте; в ней были сосредоточены весь гнев и ярость, направленные против заговорщиков. По сути, все содержание речи было сосредоточено в двух словах «Доколе, Катилина, …».

Вот и чтение лекции должно быть сконцентрировано на результате. Начиная лекции или же цикл лекций, нужно привлечь внимание к теме, концентрируя суть проблемы в одной фразе, которая бы привлекла слушателей своей необычностью. Речь может идти о чем-то известном, но подача материала должна быть необычной.

Например, начиная первую лекцию по дисциплине «Магнитные компасы», обращаясь к курсантам, демонстрирую авторучку, предварительно обозначив «нос» и «корму» воображаемого судна. Далее, перемещая авторучку в горизонтальной плоскости, спрашиваю: «Каким курсом идет «судно»? Такая постановка вопроса неизменно вызывает недоумение. Следующий вопрос звучит так: «Что такое курс судна?». Чаще всего говорят, что курс – это направление. В конце концов, выясняем, что курс – это угол между плоскостью меридиана и диаметральной плоскостью судна (подразумевается, что судно находится на «ровном» киле). Вопрос, а где находится диаметральная плоскость «судна» проблем не вызывает. А вот вопрос, где находится плоскость меридиана на «судне», вновь ставит слушателей в тупик. И вот здесь важно сделать логический переход, от которого во многом зависит дальнейший успех курса лекций, и не только по теории магнитных компасов, но и гироскопических компасов – основным компонентом магнитного компаса является чувствительный элемент (картушка), который участвует в поступательных движениях судна, но не участвует в его вращательных движениях. Чувствительный элемент, располагаясь в плоскости меридиана и находясь в состоянии динамического равновесия, создает опорную систему отсчета для определения курса судна. Разумеется, что это не единственно правильный вариант начала лекции. Вариантов – множество. Важно привлечь и сконцентрировать внимание слушателей.

Чтение лекции – это не просто устный способ передачи информации, а еще и элемент мистики. Одну и ту же лекцию разные люди прочтут по-разному. Да что там разные люди, один и тот же человек одну и ту же лекцию прочтет по-разному, хотя при этом внешне все будет соблюдено – в соответствии со стандартами. Все зависит от психоэмоционального настроя как самого преподавателя, так и аудитории.

Мистицизм во многом определяет успех лекции. Фритьоф Капра в «Дао физики» пишет: «…мистицизм – ощущения и эмоциональный опыт, который нельзя вынести из книг… Знать – это не только способность воспринимать информацию в виде графиков, диаграмм или уравнений». Знать – это значит проникнуться стремлением к познанию.

Слово – мощный инструмент в познании, но вот что интересно: как показали исследования, соотношение воздействия передаваемой вербальной и невербальной информации распределяется таким образом: 7% – о чем (слова); 38% – как (тембр, выразительность...); 55% – кто (жесты, взгляд...).

Произносимые слова составляют только 7% общего объема коммуникации, все остальное передается невербально.

Джон Ассараф и Мюррей Смит, рассматривая проблемы передачи информации в книге «Ответ», ссылаются на Альберта Мехрабиана, который изучал ситуации, «когда передают двойственное сообщение, когда СЛОВА расходятся с ЯЗЫКОМ ЖЕСТОВ И/ ИЛИ ТОНОМ ГОЛОСА. Когда невербальные слова не соответствуют действиям, чувствам, настроению, убеждениям, невербальное побеждает ВСЕГДА!!!».

Психолог Эрик Берн в книге «Лидер и группа» раскрывает роль невербального при передаче информации: «В распоряжении человека огромное количество образцов поведения. Антропологи составили длинные списки манер, а специалисты (пасимологи) полагают, что комбинации различных мышц могут произвести не менее семисот тысяч различных элементарных жестов.

Существует достаточно вариантов тембра, высоты, напряженности и громкости, которые должны привлечь внимание учителей и целые направления ученых. Проблемы словаря настолько сложны, что ими занимаются сразу несколько научных дисциплин. А ведь это только немногие категории; количество проявлений состояния Эго практически не ограничено, и все их может наблюдать структурный аналитик. Единственный практический курс для серьезного ученого – наблюдение».

Рискну предположить, что именно эти семьсот тысяч различных элементарных жестов, варианты тембров, высота, напряженность и громкость дополняют информацию, которую стремится донести лектор. Если бы это было иначе, то проблема качества образования решилась бы просто. Кто-нибудь из нынешних телеведущих «вытвердил», по образному выражению слуги из романа Ф. Достоевского «Дядюшкин сон», текст лекции, да и прочитал бы ее широкой аудитории. Экономия на таком on-line(онлайн) образовании была бы значительной!

Владимир Набоков, вспоминая свое обучение в Кембридже, писал: «По утрам молодцы эти, схватив в охапку тетрадь и форменный плащ, спешат на лекции, гуськом пробираются в залы, сонно слушают, как с кафедры мямлит мудрая мумия, и, очнувшись, выражают одобренье свое переливчатым топаньем, когда в тусклом потоке научной речи рыбкой плеснется красное словцо». Вот бы и заменить «мудрые мумии», которые сегодня превалируют в российском образовании разухабистым телеведущим (но какое благо для российского образования, что еще есть «мудрые мумии»)!!! Ан нет – не получится. Где же возьмет этот самый on-line(онлайн) лектор семьсот тысяч различных элементарных жестов, выстроенных в определенном порядке и в соответствии с требуемым контекстом?

Чтение лекций – процесс творческий, требующий от лектора множества качеств, только знания здесь может быть мало.

В книге «Космос» Карл Саган приводит поучительные примеры того, что лекторское искусство удел не всех, более того, даже великих ученых. Вот как он описывает лекторские способности Иоганна Кеплера, который «был блестящим мыслителем и ясно излагал свои мысли на бумаге, но оказался сущим бедствием в роли школьного учителя. Он мямлил. То, что он говорил, временами было совершенно недопустимо для понимания. В первый год в Гарце он сумел собрать лишь горстку учеников; на следующий год к нему не пришел никто».

Другим примером служит Исаак Ньютон. Успехи Ньютона в области математики были столь значительными, что его учитель Исаак Барроу уступил ему кафедру для чтения лекций. Однако послушать его «приходили лишь немногие, а понимали и вовсе единицы, а потому нередко за неимением слушателей он, как говорится, читал лекции стенам».

Нобелевский лауреат Лев Ландау был по отзывам хорошим лектором, а написание учебников ему давалось с трудом, поэтому все учебники им написаны в соавторстве с другими учеными, в частности с Евгением Лифшицом.

Столетиями вопросы вербального воздействия одного человека на другого занимали умы многих мыслителей, но загадок не становится меньше.

В рассказе «Молитва» Василий Никифоров-Волгин вот как описывает ораторские способности сельского священника – отца Анатолия: «Наши научники и грамотеи считают его «горе-священником», так как и умом он скуден, и образования маленького, и ликом своим неказист, и проповеди у него нескладные, что мужицкая речь. Но зато как в Бога верит, – говорили полюбившие его, – что чудеса творить может! Меня уверяли чуть ли не клятвою, что когда отец Анатолий молится, то лампадки и свечи сами собою загораются!»

А в другом своем рассказе «Молнии слов светозарных» автор пишет: «Любил дедушка Влас сребротканый лад церковнославянского языка. Как заговорит, бывало, о красотах его, так обдаст тебя монастырским ветерком, так и осветит его святым светом. Каждое слово его казалось то золотым, то голубым, то лазоревым и крепким, как таинственный адамантов камень… Не раз говорил он мягко гудящим своим голосом: «В кладезе славянских речений – златые воды струй Господних. В нем и звезды, и лучи, и ангельские гласы, и камения многоцветные, и чистота снега горного светлейшая»… До слез огорчало деда, когда церковники без великой строгости приступали к чтению, старались читать в нос, скороговоркой без ударения, без душевной уветливости. Редко кто понимал Власа. Отводил лишь душу со старым заштатным диаконом Афанасием – большим знатоком славянского языка, жадно влюбленным в драгоценные его камни».

Эти литературные примеры, взятые, конечно же, из жизни, подтверждают: чтобы владеть словом, вовсе не обязательно быть большим ученым.

Для чтения лекций обязательно нужно знать не только предмет разговора, но и иметь к нему душевное расположение.

Стандарты образования, в частности создание стандарта учителя, как того требует ФЗ № 273 «Об образовании», обречены на провал. Где уж этим стандартам угнаться за тем многообразием душевных состояний учителя – настоящего учителя, например, такого, которого описал в рассказе Григорий Гребенщиков: «И вот появился у нас новый, молодой преподаватель... И слова от него свирепого никто из нас не слышал... Странно, непривычно было, а истинно: с ним вместе в наше училище как будто Сам Господь Бог вошел – совсем весной повеяло».

Владимир Успенский в «Предисловии к математике» приводит слова Ираклия Андроникова, которого спросили, как ему не просто сымитировать портретного сходства с героями своих рассказов, на что он ответил: «Главное, ухватить и воспроизвести мимику, раз уж сходство геометрической формы недостижимо». Еще один пример мистики.

Здесь важно отметить, что герои, сходство геометрических форм с которыми недостижимо, должны быть фигурами колоритными, безликость трудно поддается воспроизводству. Вот и при чтении лекции важна колоритность лектора, которая может выражаться самым непредсказуемым образом.

Профессор В. Дорогостайский читал у нас лекции по статике судна монотонным голосом, глядя при этом в окно. От окна он периодически поворачивался к доске, где аккуратным почерком писал формулы. Надо полагать, что это чрезвычайно трудно в такой манере удерживать внимание аудитории, но ему это как-то удавалось.

Понимание в процессе приобретения знаний имеет решающее значение. Запомнить – еще не означает понять. Воспроизвести прочитанное или услышанное даже во всех подробностях – еще не значит знать.

Знания рождаются мучительно. Для приобретения знания требуются ассоциации, которых в современном образовании так не хватает. Увлечение новыми образовательными технологиями, системами менеджмента качества в сфере образования (так называемый процедурный подход) не оставляют места для творческих прорывов, ведь творчество – это выход за рамки заранее определенного процесса.

Придерживаясь в рамках читаемых лекций, коснусь гироскопа, который Джон Гершаль назвал «инструментом философа». И это действительно так. В зависимости от числа степеней свободы гироскоп обретает новые свойства, что в конечном итоге приводит к тому, что в своем угловом движении он принадлежит не Земле, а инерциальному пространству, воистину «инопланетянин». Почему гироскоп выбран в качестве поясняющего фактора? Пожалуй, что этому способствовала та увлеченность, с которой нам читал лекции по теории гирокомпасов профессор Е. Смирнов, а позднее и мой руководитель дипломной работы и диссертационной работы. В бытность аспирантом я написал реферат по философии, отталкиваясь от свойств гироскопа. Самобытность поведения гироскопа, в зависимости от числа степеней свободы, вызывает восторг и изумление.

Это прослеживается по мере формирования самого понятия «свободный гироскоп». Свободным гироскопом называется симметричное, быстровращающееся (или колеблющееся) тело, у которого центр тяжести совпадает с центром подвеса, на которое не действуют никакие внешние моменты и у которого есть как минимум три степени свободы.

В результате выполнения этих условий у свободного гироскопа возникает уникальное свойство – устойчивость; устойчивость по отношению к инерциальному пространству. На первый взгляд звучит непривычно, но во вращательном движении свободный гироскоп принадлежит не основанию, на котором он установлен, например, на Земле, а пространству, связанному со звездным небом. Это означает, что если главную ось гироскопа (вокруг которой происходит вращение) направить на какую-то звезду, то вектор кинетического момента (основная характеристика быстровращающегося тела) будет стремиться сохранить это направление неизменным. Свободный гироскоп применяется для создания гироскопического компаса. Вне всякого сомнения, изобретение гироскопического компаса и магнитного компаса – это величайшие изобретения человечества.

На лекции по теории гирокомпасов внимание курсантов было акцентировано на том, что если направить ось свободного гироскопа на звезду, расположенную на востоке на горизонте, то что мы увидим через один час? Общими усилиями было установлено: главная ось гироскопа видимым образом поднимется над горизонтом на пятнадцать градусов. Как можно использовать свободный гироскоп для целей навигации – таков был следующий вопрос. Ожидаемый ответ – для создания инерциальной системы навигации. Ведь измеряя непрерывно углы двух-трех звезд, на которые направлены главные оси гироскопов, можно получить координаты судна.

Но ответ прозвучал неожиданно – для создания часов. И что характерно, ответ верный. Можно!

Ценность такого ответа состоит в том, что курсант – это была девушка – вышла за рамки обыденности. Если взять высокоточный гироскоп, а это гироскоп с электростатическим или магнитным подвесом, то дрейф (основная характеристика свободного гироскопа) не превышает одной десятитысячной градуса в час. Следовательно, за десять тысяч часов работы погрешность таких часов не превысит четырех минут. Если не брать во внимание стоимость гироскопов, то точность вполне приличная.

Осталось ощущение – лекция удалась!

В качестве заключения

«Преступление противу знания самое тяжкое. После него молчит милосердие». Н. Рерих.

Морской флот №3 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ