Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Инфраструктура / Образование
Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требований для проектирования, постройки, оборудования и эксплуатации судов, а также для подготовки экипажа, поиска и спасания, для защиты окружающей среды. Данные требования применимы для судов, совершающих рейсы в водах, омывающих оба полюса.

Сергей Айзинов, директор Института дополнительного профессионального образования, начальник Морского УТЦ ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Новые требования ИМО

Кодекс содержит обязательные требования по безопасности судна (часть I-A) и предотвращению загрязнения с судов (часть II-A), а также положения рекомендательного характера по применению обеих обязательных частей (части I-B и II-B).

Обязательность требований Полярного кодекса, относящихся к безопасности судна, установлена в новой главе XIV Конвенции СОЛАС (Резолюция MSC.386(94)). Обязательность требований Кодекса по предотвращению загрязнения с судов определяется поправками к Приложениям I, II, IV и V к Конвенции МАРПОЛ (Резолюция MEPC.265(68)).

Полярный кодекс применяется к новым судам, построенным начиная с 1 января 2017 г. и после этой даты, одновременно с вступлением в силу новой главы XIV Конвенции СОЛАС.

Для судов, построенных до 1 января 2017 г., должно быть обеспечено соответствие требованиям кодекса не позднее даты первого промежуточного или возобновляющего освидетельствования в зависимости от того, что наступит раньше.

В ноябре 2016 г. Комитет по безопасности мореплавания ИМО принял поправки к Конвенции ПДНВ 1978 г. относительно включения требований к компетентности судоводительского состава судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Поправки внесены в главу V (Правило V/4), а также в разделы А-I/11 и А-V/4 Кодекса ПДНВ и вступают в силу с 1 июля 2018 г. Правило V/4 предусматривает переходный период до 1 июля 2020 г., в течение которого предусмотрена возможность работы судоводителей, имеющих соответствующий стаж работы на судах в полярных водах (или эквивалентным им) за последние пять лет и прошедших обучение в соответствии с рекомендациями B-V/g Кодекса ПДНВ.

Традиции и опыт «Макаровки»

Морской учебно-тренажерный центр (УТЦ) Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) более 15 лет ведет тренажерную подготовку моряков к плаванию в ледовых условиях. Первые в России курсы были проведены для членов экипажей крупнотоннажных танкеров ПАО «Совкомфлот», заходящих в замерзающие порты восточной части Финского залива. После сложных зимних навигаций 2009-2011 гг. подготовка была усовершенствована, обновлено программное обеспечение, моделирующее взаимодействие мелкобитого льда и ледовых полей с корпусом судна. С 2002 года к моменту принятия ИМО международного Полярного кодекса ледовую тренажерную подготовку в «Макаровке» прошли более 1000 судоводителей из более чем 20 стран мира.

Новые вызовы – новые решения

Получение опыта проведения обучения по плаванию во льдах Финского залива, безусловно, было очень важно для учебного заведения и его преподавательского состава, однако полученные знания оказались недостаточными для реализации новых требований ИМО. Таблицы компетентности A-V/4-1 и A-V/4-2 Кодекса ПДНВ предусматривают широкий спектр знаний и практических навыков в областях, ранее не охваченных программами ледовой подготовки (вопросы выживания в холодном климате, эвакуации на лед, использование т.н. personal и group survival kits, новые требования МАРПОЛ, использование ледовых радаров, знание основных требований международного Полярного кодекса, ограничение спасательного, противопожарного оборудования и оборудования ЛРН, ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов во льдах и др.).

К этому времени университет принял решение о создании целой системы реализации услуг в области дополнительного профессионального образования (ДПО), что вылилось в организацию Института ДПО.

Во-первых, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, несмотря на наличие собственной тренажерной базы, подписал соглашение о сотрудничестве с Крыловским государственным научным центром (КГНЦ), что позволило использовать для образовательных целей крупнейший в России навигационный тренажерный комплекс с наиболее широкой функциональностью. Шесть полномасштабных мостиков, два из которых имеют горизонтальный угол обзора 360 градусов, а четыре – по 180 градусов, позволили проводить обучение одновременно по 10-12 судоводителей с существенно более высокой эффективностью практических занятий. Высокая производительность тренажерного комплекса КГНЦ позволяет моделировать взаимодействие всех льдин неправильной формы и любой толщины, находящихся на расстоянии до 50 метров от судна, друг с другом и с корпусом судна, что повышает адекватность моделирования и уровень доверия слушателей к тренажеру.

Во-вторых, сотрудничество «Макаровки» и Крыловского ГНЦ дает возможность оперативно разрабатывать и самостоятельно корректировать математические модели судов, что повышает скорость привязки подготовки к специфике требований клиента.

В-третьих, навигационный ледовый тренажерный комплекс был дополнен ресурсами учебного центра по выживанию на море с холодным бассейном, аварийно-спасательным имуществом и снабжением, требуемым Полярным кодексом для каждого судна. Теперь слушатели получили возможность прохождения практической подготовки по предотвращению гипотермии, установки и разворачивания коллективных спасательных средств при эвакуации экипажа на лед.

В-четвертых, команда инструкторов ледового навигационного тренажера пополнилась ледовыми лоцманами и полярными капитанами, имеющими многолетний опыт практической работы во льдах Арктики и Антарктики, в том числе опыт управления судами, оснащенными винторулевыми колонками типа «Азипод», аварийно-спасательными судами и судами-снабженцами, а также новейшими газовозами класса ARC7.

В-пятых, ко времени старта «полярных» курсов Институт ДПО уже разработал и успешно внедрил целую систему стандартов качества, учитывающую специфику реализации дополнительных профессиональных программ, что в дальнейшем позволило обеспечить соответствие подготовки высоким требованиям международных стандартов.

Ну и наконец, очень важно, что новый функционал ледового модуля тренажера, разработанный по заказу компании «Ямал СПГ» и позволяющий моделировать эффекты сжатия и дрейфа ледовых полей, был впервые в мире введен в эксплуатацию на нашем тренажере.

Международная аккредитация и российские судовладельцы

Интегрировав указанные выше решения, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова стал первым в мире учебным заведением, получившим международное признание о соответствии проводимой подготовки новым международным требованиям. Одно из крупнейших в мире классификационных обществ – Nippon Kaiji Kyokai (Class NK) – выдало университету свидетельства об аккредитации базового и расширенного курсов подготовки экипажей судов, эксплуатирующихся в полярных водах. В дальнейшем университетом был также получен сертификат от морской администрации Маршалловых островов. Кроме этого, Class NK подтвердило соответствие курсов подготовки судоводителей по Полярному кодексу в «Макаровке» рекомендациям соответствующих модельных курсов ИМО.

Получение международного признания позволило ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова сохранить лидерство в этой области знаний, повысить конкурентоспособность российского морского образования на мировом рынке образовательных услуг и обеспечить рост экспорта отечественного образования, на что нацеливает учебные заведения Министерство образования и науки Российской Федерации.

Завоевав передовые позиции в области подготовки судоводительского состава, Институт ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова разработал линейку учебных программ для судовых механиков, электромехаников и рядового состава судов, совершающих рейсы в полярных водах, и реализовал программу выхода на международный рынок.

Российские компании являются крупнейшим потребителем образовательных услуг университета. Институт ДПО заключил соглашения с ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совкомфлот», ООО «Газпром нефть шиппинг» и многими другими на обучение экипажей согласно требованиям международного Полярного кодекса. В частности, обучение судоводителей управлению арктическими танкерами и работе в сложных ледовых условиях Российской Арктики проведено для экипажей новейших танкеров: «Штурман Скуратов» и «Штурман Щербинин», построенных для вывоза нефти из Нового Порта (Обская губа). Новые математические модели танкера-газовоза типа «Кристоф де Маржери», ледокола типа «Таймыр», нового ледокола типа «Обь», ледокольных буксиров «Пур» и «Юрибей» позволяют инструкторам «Макаровки» разрабатывать company-specific-упражнения для проведения работ по моделированию безопасного движения судов в замерзающих морях Российской Арктики, для комплексных учений экипажей танкеров, ледоколов, буксиров.

Новые горизонты

По оценкам экспертов, более 70% членов экипажей судов, участвующих в крупнейших индустриальных проектах, таких как «Ворота Арктики» и «Ямал СПГ», получают знания и практические навыки в структурах ДПО Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, в ближайших планах которого получить признание программ в Минтрансе России.

Сегодня обучение в старейшем морском вузе Росморречфлота проходят не только экипажи судов, но и члены сдаточных команд АО «Балтийский завод», осуществляющих постройку атомных ледоколов нового поколения типа «Арктика» мощностью 60 МВт проекта 22220. Эти ледоколы смогут обеспечивать почти круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и в устьях северных сибирских рек.

В 2018 г. Институт ДПО планирует начать подготовку специалистов, которые будут эксплуатировать атомные ледоколы нового поколения и плавучие атомные теплоэлектростанции для развития Северного морского пути и обеспечения кадровой составляющей реализации иных проектов государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Университет использует громадный опыт проведения научных исследований на арктическом факультете института «Морская академия», в гидротехнической лаборатории и на кафедральной базе Института водного транспорта для повышения качества и расширения спектра программ повышения квалификации и переподготовки специалистов для арктических проектов.

Интеграция кадровых, технологических и методических ресурсов университета, развитие сети филиалов и их структур ДПО на северо-западе России, внедрение единых стандартов предоставления образовательных услуг позволяет сформировать на базе ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова своеобразный центр морских арктических компетенций, основным драйвером развития которого могут стать подготовка специалистов для ледоколов с ядерными энергетическими установками и обучение экипажей судов, совершающих рейсы в полярных водах.

Морской флот №2 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Украинских моряков готовят к отправке на родину

Украинских моряков готовят к отправке на родину До конца августа Россия и Украина могут обменяться задержанными и осужденными лицами.

К 21 августа российские рыбаки добыли более 3,3 млн тонн водных биоресурсов

К 21 августа российские рыбаки добыли более 3,3 млн тонн водных биоресурсов Согласно данным отраслевой системы мониторинга, к 21 августа общий объем добычи водных биоресурсов р...

Российская экономика

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов Агентство отмечает, что переход на расчеты в евро отражает попытки компании снизить негативное влиян...

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли В совещании примут участие главы Новосибирской и Кемеровской области, Якутии и Хакасии, Забайкальско...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

145-летие Волго-Каспийского морского судоходного канала

145-летие Волго-Каспийского морского судоходного канала В августе 2019 года исполнилось 145 лет с даты начала строительства Волго-Каспийского морского судох...

Дорожные службы завершили ремонт подъездной дороги к порту Усть-Луга

Дорожные службы завершили ремонт подъездной дороги к порту Усть-Луга Стоимость работ составила около 50 млн рублей.




Морской транспорт

Штаты предостерегли Грецию от какого-либо содействия иранскому супертанкеру Grace 1

Штаты предостерегли Грецию от какого-либо содействия иранскому супертанкеру Grace 1 США послали властям Греции официальное предупреждение не оказывать никакой помощи переименованному и...

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий»

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий» Его также обязали выплатить штраф в размере $2,5 тыс.

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

АО «ФГК» в четыре раза увеличило перевозки цветных металлов в крытых вагонах

АО «ФГК» в четыре раза увеличило перевозки цветных металлов в крытых вагонах В июле 2019 года АО «ФГК» перевезло 8,8 тыс. тонн цветных металлов в крытых вагонах, что более чем в...

В I полугодии текущего года внедрение ресурсосберегающих технологий на Октябрьской железной дороге позволило сэкономить свыше 48 млн рублей

В I полугодии текущего года внедрение ресурсосберегающих технологий на Октябрьской железной дороге позволило сэкономить свыше 48 млн рублей Достижение такого эффекта стало возможным благодаря реализации мероприятий в рамках проекта «Внедрен...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...