Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Инфраструктура / Образование
Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требований для проектирования, постройки, оборудования и эксплуатации судов, а также для подготовки экипажа, поиска и спасания, для защиты окружающей среды. Данные требования применимы для судов, совершающих рейсы в водах, омывающих оба полюса.

Сергей Айзинов, директор Института дополнительного профессионального образования, начальник Морского УТЦ ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Новые требования ИМО

Кодекс содержит обязательные требования по безопасности судна (часть I-A) и предотвращению загрязнения с судов (часть II-A), а также положения рекомендательного характера по применению обеих обязательных частей (части I-B и II-B).

Обязательность требований Полярного кодекса, относящихся к безопасности судна, установлена в новой главе XIV Конвенции СОЛАС (Резолюция MSC.386(94)). Обязательность требований Кодекса по предотвращению загрязнения с судов определяется поправками к Приложениям I, II, IV и V к Конвенции МАРПОЛ (Резолюция MEPC.265(68)).

Полярный кодекс применяется к новым судам, построенным начиная с 1 января 2017 г. и после этой даты, одновременно с вступлением в силу новой главы XIV Конвенции СОЛАС.

Для судов, построенных до 1 января 2017 г., должно быть обеспечено соответствие требованиям кодекса не позднее даты первого промежуточного или возобновляющего освидетельствования в зависимости от того, что наступит раньше.

В ноябре 2016 г. Комитет по безопасности мореплавания ИМО принял поправки к Конвенции ПДНВ 1978 г. относительно включения требований к компетентности судоводительского состава судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Поправки внесены в главу V (Правило V/4), а также в разделы А-I/11 и А-V/4 Кодекса ПДНВ и вступают в силу с 1 июля 2018 г. Правило V/4 предусматривает переходный период до 1 июля 2020 г., в течение которого предусмотрена возможность работы судоводителей, имеющих соответствующий стаж работы на судах в полярных водах (или эквивалентным им) за последние пять лет и прошедших обучение в соответствии с рекомендациями B-V/g Кодекса ПДНВ.

Традиции и опыт «Макаровки»

Морской учебно-тренажерный центр (УТЦ) Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) более 15 лет ведет тренажерную подготовку моряков к плаванию в ледовых условиях. Первые в России курсы были проведены для членов экипажей крупнотоннажных танкеров ПАО «Совкомфлот», заходящих в замерзающие порты восточной части Финского залива. После сложных зимних навигаций 2009-2011 гг. подготовка была усовершенствована, обновлено программное обеспечение, моделирующее взаимодействие мелкобитого льда и ледовых полей с корпусом судна. С 2002 года к моменту принятия ИМО международного Полярного кодекса ледовую тренажерную подготовку в «Макаровке» прошли более 1000 судоводителей из более чем 20 стран мира.

Новые вызовы – новые решения

Получение опыта проведения обучения по плаванию во льдах Финского залива, безусловно, было очень важно для учебного заведения и его преподавательского состава, однако полученные знания оказались недостаточными для реализации новых требований ИМО. Таблицы компетентности A-V/4-1 и A-V/4-2 Кодекса ПДНВ предусматривают широкий спектр знаний и практических навыков в областях, ранее не охваченных программами ледовой подготовки (вопросы выживания в холодном климате, эвакуации на лед, использование т.н. personal и group survival kits, новые требования МАРПОЛ, использование ледовых радаров, знание основных требований международного Полярного кодекса, ограничение спасательного, противопожарного оборудования и оборудования ЛРН, ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов во льдах и др.).

К этому времени университет принял решение о создании целой системы реализации услуг в области дополнительного профессионального образования (ДПО), что вылилось в организацию Института ДПО.

Во-первых, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, несмотря на наличие собственной тренажерной базы, подписал соглашение о сотрудничестве с Крыловским государственным научным центром (КГНЦ), что позволило использовать для образовательных целей крупнейший в России навигационный тренажерный комплекс с наиболее широкой функциональностью. Шесть полномасштабных мостиков, два из которых имеют горизонтальный угол обзора 360 градусов, а четыре – по 180 градусов, позволили проводить обучение одновременно по 10-12 судоводителей с существенно более высокой эффективностью практических занятий. Высокая производительность тренажерного комплекса КГНЦ позволяет моделировать взаимодействие всех льдин неправильной формы и любой толщины, находящихся на расстоянии до 50 метров от судна, друг с другом и с корпусом судна, что повышает адекватность моделирования и уровень доверия слушателей к тренажеру.

Во-вторых, сотрудничество «Макаровки» и Крыловского ГНЦ дает возможность оперативно разрабатывать и самостоятельно корректировать математические модели судов, что повышает скорость привязки подготовки к специфике требований клиента.

В-третьих, навигационный ледовый тренажерный комплекс был дополнен ресурсами учебного центра по выживанию на море с холодным бассейном, аварийно-спасательным имуществом и снабжением, требуемым Полярным кодексом для каждого судна. Теперь слушатели получили возможность прохождения практической подготовки по предотвращению гипотермии, установки и разворачивания коллективных спасательных средств при эвакуации экипажа на лед.

В-четвертых, команда инструкторов ледового навигационного тренажера пополнилась ледовыми лоцманами и полярными капитанами, имеющими многолетний опыт практической работы во льдах Арктики и Антарктики, в том числе опыт управления судами, оснащенными винторулевыми колонками типа «Азипод», аварийно-спасательными судами и судами-снабженцами, а также новейшими газовозами класса ARC7.

В-пятых, ко времени старта «полярных» курсов Институт ДПО уже разработал и успешно внедрил целую систему стандартов качества, учитывающую специфику реализации дополнительных профессиональных программ, что в дальнейшем позволило обеспечить соответствие подготовки высоким требованиям международных стандартов.

Ну и наконец, очень важно, что новый функционал ледового модуля тренажера, разработанный по заказу компании «Ямал СПГ» и позволяющий моделировать эффекты сжатия и дрейфа ледовых полей, был впервые в мире введен в эксплуатацию на нашем тренажере.

Международная аккредитация и российские судовладельцы

Интегрировав указанные выше решения, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова стал первым в мире учебным заведением, получившим международное признание о соответствии проводимой подготовки новым международным требованиям. Одно из крупнейших в мире классификационных обществ – Nippon Kaiji Kyokai (Class NK) – выдало университету свидетельства об аккредитации базового и расширенного курсов подготовки экипажей судов, эксплуатирующихся в полярных водах. В дальнейшем университетом был также получен сертификат от морской администрации Маршалловых островов. Кроме этого, Class NK подтвердило соответствие курсов подготовки судоводителей по Полярному кодексу в «Макаровке» рекомендациям соответствующих модельных курсов ИМО.

Получение международного признания позволило ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова сохранить лидерство в этой области знаний, повысить конкурентоспособность российского морского образования на мировом рынке образовательных услуг и обеспечить рост экспорта отечественного образования, на что нацеливает учебные заведения Министерство образования и науки Российской Федерации.

Завоевав передовые позиции в области подготовки судоводительского состава, Институт ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова разработал линейку учебных программ для судовых механиков, электромехаников и рядового состава судов, совершающих рейсы в полярных водах, и реализовал программу выхода на международный рынок.

Российские компании являются крупнейшим потребителем образовательных услуг университета. Институт ДПО заключил соглашения с ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совкомфлот», ООО «Газпром нефть шиппинг» и многими другими на обучение экипажей согласно требованиям международного Полярного кодекса. В частности, обучение судоводителей управлению арктическими танкерами и работе в сложных ледовых условиях Российской Арктики проведено для экипажей новейших танкеров: «Штурман Скуратов» и «Штурман Щербинин», построенных для вывоза нефти из Нового Порта (Обская губа). Новые математические модели танкера-газовоза типа «Кристоф де Маржери», ледокола типа «Таймыр», нового ледокола типа «Обь», ледокольных буксиров «Пур» и «Юрибей» позволяют инструкторам «Макаровки» разрабатывать company-specific-упражнения для проведения работ по моделированию безопасного движения судов в замерзающих морях Российской Арктики, для комплексных учений экипажей танкеров, ледоколов, буксиров.

Новые горизонты

По оценкам экспертов, более 70% членов экипажей судов, участвующих в крупнейших индустриальных проектах, таких как «Ворота Арктики» и «Ямал СПГ», получают знания и практические навыки в структурах ДПО Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, в ближайших планах которого получить признание программ в Минтрансе России.

Сегодня обучение в старейшем морском вузе Росморречфлота проходят не только экипажи судов, но и члены сдаточных команд АО «Балтийский завод», осуществляющих постройку атомных ледоколов нового поколения типа «Арктика» мощностью 60 МВт проекта 22220. Эти ледоколы смогут обеспечивать почти круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и в устьях северных сибирских рек.

В 2018 г. Институт ДПО планирует начать подготовку специалистов, которые будут эксплуатировать атомные ледоколы нового поколения и плавучие атомные теплоэлектростанции для развития Северного морского пути и обеспечения кадровой составляющей реализации иных проектов государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Университет использует громадный опыт проведения научных исследований на арктическом факультете института «Морская академия», в гидротехнической лаборатории и на кафедральной базе Института водного транспорта для повышения качества и расширения спектра программ повышения квалификации и переподготовки специалистов для арктических проектов.

Интеграция кадровых, технологических и методических ресурсов университета, развитие сети филиалов и их структур ДПО на северо-западе России, внедрение единых стандартов предоставления образовательных услуг позволяет сформировать на базе ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова своеобразный центр морских арктических компетенций, основным драйвером развития которого могут стать подготовка специалистов для ледоколов с ядерными энергетическими установками и обучение экипажей судов, совершающих рейсы в полярных водах.

Морской флот №2 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...