Качество подготовки специалистов – на мировом уровне - Морские вести России

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне

25.06.2018

Образование

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне

Оценка деятельности, данная компетентным человеком, всегда воспринимается как наиболее объективная. Именно так мы восприняли высокую оценку подготовки специалистов для морского флота в Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского. Ее высказал генеральный секретарь ИМО г-н Китак Лим на встрече во Владивостоке.

В сентябре 2017 года он впервые посетил Российскую Федерацию с тех пор, как был в 2015 году избран генеральным секретарем ИМО. Во Владивостоке г-н Китак Лим принял участие в 28-м заседании Комитета по государственному портовому контролю (Токийский меморандум о взаимопонимании).

Сергей Огай, ректор Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского

Российские моряки востребованы в мировом судоходстве

Высокого гостя как опытного моряка (он выпускник Корейского морского университета)и видного деятеля в сфере морской индустрии, посвятившего 30 лет работе в Международной морской организации, особенно заинтересовала встреча с курсантами МГУ им. адм. Г.И. Невельского на борту парусного учебного судна «Надежда». Курсанты-практиканты судоводительского факультета университета продемонстрировали хорошую морскую выучку при показательной постановке парусов. А во время беседы ребята задавали грамотные и актуальные вопросы, причем на хорошем английском языке, что особо отметил г-н Китак Лим.

Впечатление, которое произвели на генерального секретаря ИМО курсанты-дальневосточники, позволило ему высказать сложившееся мнение, что российская система подготовки моряков всегда высоко ценилась и ценится во всем мире, а встреча с молодыми людьми еще раз это подтвердила.

Действительно, российская система подготовки моряков по-прежнему конкурент на на мировом рынке. Прежде всего это относится к подготовке офицерского состава экипажей, где российские моряки зарекомендовали себя как стрессоустойчивые и хорошо обученные грамотным действиям в экстремальных ситуациях.

Сейчас очень много говорится о современных цифровых технологиях на борту судов, но, как отметил в своем выступлении перед курсантами генеральный секретарь ИМО г-н Китак Лим, плохая работа механиков или штурманов может привести к серьезным проблемам. Сам он с интересом ознакомился с российской системой морского образования, где курсанты учатся по 5-5,5 лет, и отметил, что, на его взгляд, она одна из лучших и высококлассных в мире. У курсантов много академических занятий и серьезные практические навыки, которые ими осваиваются на учебном судне. По его мнению, российские курсанты получают очень высокий уровень знаний.

Рис. 1. Презентация информационного научно-образовательного комплекса генеральному секретарю ИМО г-ну Китак Лиму на борту ПУС «Надежда»

Плавательная практика курсантов на учебных судах «Надежда» и «Профессор Хлюстин» используется для проведения экспедиций Дальневосточного плавучего университета (ДВПУ), которые стали по-настоящему инновационным подходом к обучению через исследования. На протяжении двадцати лет МГУ им. адм. Г.И. Невельского отрабатывает проекты ДВПУ, которые позволяют внедрять новые формы подготовки специалистов для морской отрасли.

Генеральный секретарь ИМО констатировал бесспорный факт, что конвенционная подготовка морских специалистов для флота в Морском университете ведется с компетенциями, позволяющими им быть конкурентоспособными на международном рынке труда. Следует отметить, что это общая заслуга Минтранса РФ, Росморречфлота и профессорско-преподавательского состава МГУ им. адм. Г.И. Невельского. За последние десятилетия совместными усилиями удалось сохранить российские традиции в подготовке морских кадров. Морской университет в 2017 году подтвердил признание Министерства транспорта РФ в части обладания правом подготовки членов экипажей морских судов в соответствии с Международной конвенцией ПДНВ.

Но мы не собирались останавливаться на достигнутом уровне, поэтому в течение последних десяти лет системно выстраивали устойчивое взаимодействие с различными группами заинтересованных сторон: государством, бизнесом, включились в международное образовательное пространство. Одной из приоритетных целей развития транспорта на период до 2030 года является повышение уровня безопасности транспортной системы, в том числе путем подготовки квалифицированных кадров. В Морской доктрине РФ на период до 2020 года особое место отводится именно кадровому вопросу. Повышения качества подготовки курсантов нельзя достичь без опоры на практическую составляющую. Для этого мы заключаем договоры о целевой подготовке выпускников по плавательным и другим инженерным специальностям, совершенствуем материально-техническую базу университета при поддержке индустриальных партнеров – ПАО «Совкомфлот», АО «НК «Роснефть»,Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, Российский морской регистр судоходства, ФГУП «Росморпорт», MOL и других компаний.

Например, плодотворное сотрудничество с индустриальным партнером ПАО «Совкомфлот» позволило в 2017 году начать новый совместный научно-образовательный проект «Плавучая лаборатория», который реализуется на базе ледокольного судна снабжения СКФ «Геннадий Невельской». Основная цель этого инновационного проекта – подготовка кадров и проведение научных исследований, соответствующих комплексу государственных проектов по развитию Дальнего Востока и восточного сектора Арктики.

Впервые все тренажеры под «одной крышей»

Основная поддержка морского образования на Дальнем Востоке осуществляется на государственном уровне. «Движение» России на восток, к широкому сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, диктует необходимость наращивания транспортной инфраструктуры. Такой подход к развитию региона требует подготовки дальневосточных морских кадров. Согласно федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» в составе подпрограммы «Морской транспорт» в настоящее время реализуется проект «Строительство учебно-тренажерного комплекса подготовки экипажей судов по выживанию на море, включая оснащение информационным телекоммуникационным, учебным, научным, производственным оборудованием и тренажерами нового поколения». Строительство учебно-тренажерного комплекса непрерывной конвенционной подготовки по плавательным морским специальностям, включая оснащение информационным телекоммуникационным, учебным, научным, производственным оборудованием и тренажерами нового поколения» ведется в рамках укрупненного мероприятия «Строительство и реконструкция объектов Дальневосточного морского научно-образовательного комплекса МГУ им. адм. Г.И. Невельского».

Завершение строительства шестиэтажного здания, оснащение его оборудованием и введение в строй предполагается уже в 2019 году. Введение в эксплуатацию этого объекта позволит сделать настоящий рывок в будущее в подготовке российских конвенционных кадров для флота, а также для морских академий стран АТР.

Рис. 2. Учебно-тренажерный комплекс вписан в морской фасад города (вид сверху с квадрокоптера)

На шести этажах комплекса будет размещено самое современное тренажерное оборудование по всему комплексу программ подготовки специалистов морского флота, включая оснащение информационным телекоммуникационным, учебным, научным, производственным оборудованием и тренажерами нового поколения.

В западном крыле здания проектом предусмотрен крытый бассейн для отработки навыков по выживанию на море. Совместно с ведущими компаниями разработчиками и поставщиками тренажерного оборудования проработано решение по размещению тренажерных комплексов для судоводителей, судовых механиков и судовых электромехаников впервые в одном здании «под одной крышей». В этом уникальность создаваемого тренажера, не имеющего аналогов не только в России, но и в мире. Как правило, специализированные тренажеры территориально расположены либо в разных местах вузовских городков, либо по территории города, в котором находится вуз.

Учебно-тренажерный комплекс будет охватывать тренинг на всех типах судов и терминалах, моделировать различную географию и навигационную обстановку. При этом будут учитываться особенности работы в замерзающих морях ив Арктике по перевозке углеводородов, взаимодействию с портовыми, нефтегазовыми терминалами и буровыми платформами. А также комплекс планируется использовать и как инструмент для исследования аварийных ситуаций и поиска рациональных технических и организационных решений при университетском Центре по расследованию аварий и инцидентов на море.

Слушатели получат знания, понимание и профессиональные навыки в соответствии с международными (МК ПДНВ-78 с поправками, OPITO) и национальными (приказы Минтранса РФ №32, №62) требованиями по программам обучения, разработанным на основе типовых программ с использованием модельных курсов ИМО.

Рис. 3. Фасад учебно-тренажёрного комплекса со стороны моря

«Умный дом» – новое качество образования на основе цифровизации

Проект строительства Информационного научно-образовательного комплекса Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» приобрел особую актуальность с началом реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года.

Строительство Информационного комплекса имеет положительное заключение Главгосэкспертизы России, проектная документация утверждена Распоряжением руководителя Росморречфлота от 17 июня 2015 г.

Этот проект станет надежной основой для прямого воплощения в жизнь задач, поставленных перед Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством морского и речного транспорта по цифровизации отрасли на Дальнем Востоке в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017г. № 203.

Введение в строй отраслевого Информационного комплекса по этому проекту будет способствовать достижению Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством морского и речного транспорта целевых показателей программы «Цифровая экономика РФ». При этом Дальний Восток получит центр цифровых компетенций мирового уровня.

По проекту Информационный комплекс будет оснащен информационными ресурсами, включая аппаратные средства и программное обеспечение, достаточными для цифровизации ряда направлений деятельности морского транспорта на Дальнем Востоке России, а также цифровизации образовательной, научной и инновационной деятельности учебных заведений отрасли и университета.

Проектом предусмотрена прокладка оптоволоконного кабеля от учебно-тренажерного комплекса до места размещения Информационного комплекса. Эти объекты рассматривались в неразрывной связи, в Информационном научно-образовательном комплексе сосредотачиваются облачные ресурсы, системы управления учебным процессом, дистанционным образованием, хранилища данных для цифрового контента как университета в целом, так и учебно-тренажерного комплекса.

Информационный комплекс будет представлять собой современную высокотехнологическую платформу для транспортного образования, что позволит привлекать молодые кадры, заинтересованные в комплексном освоении современных технологий. Информационный комплекс даст нам возможность повысить качество подготовки и конкурентоспособность наших выпускников на отечественном и международном рынках труда. Существенно повышаются возможности привлечения в вуз иностранных студентов и курсантов и расширения доли внебюджетных доходов от научно-образовательной деятельности.

Проект строительства Информационного комплекса становится особенно актуальным в связи с освоением Арктического региона и повышенным интересом к нему со стороны наших ближайших соседей – Китая, Южной Кореи и Японии.

Информационный комплекс существенно расширит возможности строящегося сейчас учебно-тренажерного комплекса, даст большой синергетический эффект, позволит захватить часть увеличивающегося рынка профессионального морского образования Дальнего Востока, соответствует взятой Правительством России стратегии построения цифровой экономики, позволит преодолеть отставание и выйти на опережающий уровень подготовки специалистов для транспортной отрасли Дальневосточного региона, России и АТР.

В проект строительства Информационного комплекса заложены решения, важность которых была подчеркнута президентом РФ В.В. Путиным в июле 2017 года на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором было отмечено, что «цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики – это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний».

Это определяет высокую актуальность проекта Информационного комплекса, призванного стать частью экосистемы цифровой экономики морской отрасли, интегрированной научной и информационной площадкой, консолидирующей отраслевые знания, большие данные и информационные потоки. Техническая и технологическая база Информационного комплекса, его инфраструктура создадут необходимые условия для развития морской отрасли и высокотехнологичных транспортных процессов, повышения эффективности управления морским транспортом, позволят вести подготовку высококвалифицированных кадров, обладающих компетенциями в области цифровых технологий на мировом уровне.

Информационный комплекс будет выполнять три ключевые задачи, представляющие стратегический интерес для морского образования России и для морской транспортной отрасли на Дальнем Востоке:

1) станет отраслевым ресурсным информационным центром;

2) станет отраслевым информационным центром научно-технических библиотечных ресурсов;

3)обеспечит масштабную цифровизацию учебной, научной и производственной деятельности отраслевых учебных заведений и университета.

Информационный комплекс также станет основой для широкого внедрения цифровых технологий в масштабе всей морской отрасли, обеспечит Федеральное агентство морского и речного транспорта необходимыми информационными ресурсами для качественно нового управления объектами морской и речной инфраструктуры.

Ядро сети сверхвысокого быстродействия в Информационном комплексе решает проблему узких мест при доступе к отраслевым данным, обеспечивает широкополосный доступ всех пользователей к данным, что является одним из показателей дорожной карты, представленной в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

Библиотечный блок Информационного комплекса оснащается современным библиотечным оборудованием, компьютерными читальными залами, системами контроля книжного фонда, книжными сканерами, принтер-центрами, информационными системами управления библиотечной деятельностью и доступом к глобальным цифровым библиотечным ресурсам.

Все учебные аудитории Информационного комплекса обеспечиваются мультимедиа оборудованием, системами видеозаписи и видеоконференцсвязи, в здании запланировано полное покрытие беспроводными сетями с широкополосным доступом к цифровым ресурсам в корпоративном облаке. Учебные компьютерные мультимедиа классы оснащаются специализированным программным обеспечением учебного процесса и компьютерными морскими тренажерами.

С вводом Информационного комплекса отрасль получит на Дальнем Востоке центр цифровых компетенций мирового уровня, посещение которого вызовет обоснованную гордость за качество управления отраслью, морской науки и морского образования в России.

Серверное оборудование, программное обеспечение управления учебным процессом и поддержки среды электронного образования Информационного комплекса позволяют вывести образовательный процесс строящегося в настоящее время Тренажерного комплекса на качественно новый уровень. Подача учебного контента слушателям Тренажерного комплекса через мощности и системы управления Информационного комплекса позволяет провести актуальную и современную цифровизацию учебного процесса Тренажерного комплекса, что является одним из важнейших требований программы «Цифровая экономика Российской Федерации», где указана обязательная цифровизация всех видов образовательного процесса.

Информационные ресурсы и технологии Информационного комплекса станут базой для масштабной цифровизации морского транспортного комплекса на Дальнем Востоке России.

Корпоративное использование ресурсов Информационного комплекса всеми отраслевыми учебными заведениями выведет их на уровень лучших мировых стандартов по степени цифровизации всех процессов, качеству систем управления и технологий обучения и на многие годы обеспечит лидерство российской системы морского образования, сделает Морской университет высококонкурентным как по отношению к региональным вузам, в том числе имеющим статус федеральных, так и по отношению к университетам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Морской флот №2 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ