«Ключевой» вопрос Севморпути
13.06.2018
Севморпуть
Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все ближе. Но ясности по принципиальному вопросу о том, кто будет курировать данную организацию – Минтранс, в орбите которого сейчас, в том числе, находится ФГБУ «Администрация Севморпути», «Росатом», отвечающий за работу атомного ледокольного флота в Арктике, либо специально созданное федеральное арктическое агентство, все еще нет. Пока на правительственном уровне размышляют об оптимальной модели управления на СМП и всей Арктической зоне, заинтересованные в работе в Арктике игроки застыли в ожидании, предпочитая не принимать какую-либо сторону открыто.
Надежда Мерешко
Арктическая транспортная артерия
В настоящее время весь комплекс вопросов, связанных с работой Северного морского пути, находится в компетенции более 40 различных организаций и ведомств, отмечал в конце 2017 года на форуме «Арктика: настоящее и будущее» Дмитрий Рогозин (заместитель председателя Правительства РФ до отставки Правительства 7 мая 2018 г.).
«Это и Администрация Северного морского пути, и эксплуатанты атомного ледокольного флота, и дизель-электрический флот, который находится в ином подчинении, и вопросы гидрографии, спасания на воде, вопросы устойчивой связи по всему маршруту, навигации, ГЛОНАСС и многое другое», – сообщил он. При этом правоотношения в Арктике регулируют более 500 разноведомственных документов.
К этой проблеме было привлечено внимание президента России Владимира Путина и еще в марте 2017 года в рамках IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» глава государства дал поручение Правительству России проработать вопросы создания отдельной структуры, ответственной за комплексное развитие Северного морского пути и прилегающих территорий, включая развитие инфраструктуры, гидрографическое обеспечение, безопасность, управление и все необходимые при этом сервисы.
Актуальность и стратегическая важность данного вопроса обусловлена нынешним и, в особенности, перспективным стратегическим значением Северного морского пути для Российской Федерации.
Уже сейчас объем грузоперевозок по СМП (начиная с 2009 года) ежегодно возрастает. Так, по данным ФГБУ «Администрация Северного морского пути», по итогам 2017 года по СМП перевезено свыше 9,9 млн тонн грузов против 7,4 млн тонн годом ранее.
В дальнейшем грузопоток продолжит возрастать кратно. Один из таких прогнозов озвучил директор ООО «Гекон» Михаил Григорьев в феврале этого года в своем докладе на саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов». Согласно сценарию, подготовленному с учетом дополнительных заявлений компаний по разработке месторождений полезных ископаемых, объемы транспортировки добываемого в Арктической зоне минерального сырья к 2030 году возрастут до 72 млн тонн.
Столь мощная динамика обусловлена наличием на арктическом шельфе значительных извлекаемых запасов полезных ископаемых, в том числе, углеводородного сырья. Так, по данным заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова, запасов нефти и газового концентрата в Арктике сосредоточено в объеме почти четверти общероссийских запасов, а газа – свыше 70%. При этом в 2017 году в Арктике было добыто 96,2 млн тонн нефти (прирост на 3,8% к 2016 году) и 568,9 млрд куб. м газа, что на 9,6% превышает показатель предыдущего года.
Атомные перспективы
В декабре 2017 года Д. Рогозин заявлял о готовности предложений по созданию единого оператора Северного морского пути. «Сошлись на мнении о том, что надо выбрать уже существующую, успешно работающую организацию, которая по своему функционалу и так охватывает значительную часть вопросов, связанных с Арктикой», – отмечал он в рамках выступления на форуме «Арктика: настоящее и будущее». Выбор, по его словам, пал на госкорпорацию «Росатом».
«В этой связи правительство сформулировало свое предложение президенту о том, чтобы именно «Росатом» был выдвинут на эту роль», – утверждал он. Для реализации этой задачи в «Росатоме» должен быть создан отдельный дивизион, который и возьмет на себя все функции единого оператора, возложенные сейчас на несколько десятков различных организаций и ведомств. «С точки зрения дела и государственного интереса мы обречены на принятие этого решения. Это нужно сделать. И я думаю, это будет сделано в ближайшее время», – заключал бывший вице-премьер, возглавлявший и Морскую коллегию и Арктическую комиссию.
В «Росатоме» отреагировали довольно оперативно, и в январе этого года генеральный директор «Атомфлота» (входит в состав «Росатома») Вячеслав Рукша сообщил ТАСС, что единый оператор Севморпути может появиться уже летом 2018 года. Спустя несколько дней после этого заявления на сайте госзакупок появилось объявление по аренде госкорпорацией офисных площадей на ул. Большая Полянка, где планируется разместить «Дирекцию по управлению Северным морским путем».
Более того, еще в ноябре прошлого года госкорпорация подготовила законопроект о создании отдельной структуры, ответственной за комплексное развитие СМП и прилегающих территорий, включая развитие инфраструктуры, гидрографическое обеспечение, безопасность и управление. Этими полномочиями, согласно документу, размещенному на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, должна быть наделена госкорпорация «Росатом». В частности, полномочиями по приему заявлений, выдаче разрешений и организации прохода судов в акватории СМП, принятию решений об открытии на Севморпути морских портов и утверждении порядка сдачи в аренду федеральной собственности этих портов. Кроме того, «Росатом» планировалось наделить функциями утверждения правил оказания услуг и перечня портовых сборов в морских портах в акватории СМП, мониторинга гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки, а также выработки рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов, использованию ледоколов, содействия в организации проведения поисковых и спасательных операций.
Ожидалось, что данный документ вступит в силу уже в январе этого года. Однако ни законопроект, ни окончательное решение по созданию единого оператора СМП на базе «Росатома» до сих пор не приняты. В связи с этим в пресс-службе госкорпорации газете сообщили, что считают преждевременным обсуждение целей и задач, которые намерен решить «Росатом» в Арктике до принятия соответствующего решения о наделении госкорпорации полномочиями по оперированию СМП.
Наработанная компетенция
Несмотря на готовность и решительность госкорпорации «Росатом» взять на себя всю ответственность за развитие стратегически важного для России Северного морского пути, исторически система управления любыми транспортными артериями в России координируется и контролируется наиболее компетентным в этом вопросе государственным органом – Министерством транспорта Российской Федерации и подведомственными ему структурами. В частности, в Арктике работает ряд подконтрольных министерству организаций, выполняющих гидрографические, навигационные, аварийно-спасательные и другие функции.
При этом с 2013 года в Арктике работает подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот) ФГБУ «Администрация Севморпути», которое отвечает за организацию прохода судов по СМП. В числе целей этого учреждения – обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения в акватории Севморпути. Сейчас в Минтрансе твердо убеждены, что при формировании новой структуры по управлению СМП как минимум вопросы безопасности мореплавания должны курироваться именно им.
Об этом заявил журналистам в начале февраля этого года заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский. Он подчеркнул, что одним простым решением полномочия по оперированию Севморпутем передать из Минтранса «Росатому» невозможно. «Мы в глубоких консультациях и надеюсь, что найдем приемлемое решение. По крайней мере мы считаем, что вопросы безопасности мореплавания должны точно остаться за Министерством транспорта», – сказал В. Олерский. Более того, Минтранс, по его словам, представил правительству собственные предложения по модели управления развитием СМП.
О том, как правильно могла бы быть организована система управления Севморпутем, В. Олерский рассказал в ходе итогового заседания коллегии Росморречфлота, состоявшегося недавно в Москве. Такой структурой, по его мнению, должно остаться ФГБУ «Администрация Северного морского пути», но с расширенным спектром полномочий, позволяющим решать весь комплекс задач по обеспечению безопасности мореплавания в акватории СМП. «Для нормализации работы мы планируем объединить Администрацию и Гидрографическое предприятие под единой вывеской «Администрация Севморпути» и расширить функции нового ведомства в сторону оказания услуг судовладельцам, флоту и иным пользователям СМП», – пояснял он региональным СМИ. Обновленная структура, по его словам, могла бы выполнять и такие коммерческие функции, как сопровождение судов в ледовых условиях, брокерские и логистические услуги.
Причем на коллегии Росморречфлота В. Олерский отметил, что объединенное ФГБУ с расширенным функционалом будет создано уже в текущем году.
Одновременно с этим Минтранс подготовил проект постановления Правительства РФ, которым будут утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета ФГУП «Гидрографическое предприятие» на навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на трассах СМП.
Согласно документу, результатом реализации постановления должно стать повышение уровня технической оснащенности Севморпути до 40,5%, что, в свою очередь, обеспечит высокий уровень безопасности мореплавания в акватории и будет способствовать повышению эффективности работы СМП.
Помимо всего прочего, лишь у Минтранса имеются юридически значимые, законодательно прописанные компетенции, кадровый состав и значительный опыт по выполнению соответствующих международных обязательств РФ в качестве члена Международной морской организации (ИМО) и в том числе по обеспечению учета национальных интересов России и российских компаний при имплементации новых правил регулирования судоходства в высоких широтах в рамках Полярного кодекса.
В 2017 году РФ посетил с визитом генсек ИМО г-н Китак Лим, который по итогам своей поездки особо отметил многолетний российский опыт судоходства в водах Арктики и значительный вклад, вносимый Россией в нормотворческий процесс ИМО.
Крайне важно, подчеркнул он на встрече с делегацией Минтранса РФ 27 ноября 2017 года в Лондоне, что Россия обладает единой системой регулирования в Арктике, отвечающей международным стандартам. Китак Лим отметил ведущую роль России и ее Министерства транспорта в деле обеспечения безопасного судоходства в акватории Северного морского пути, назвав эту практику хорошим примером для других стран.
Призыв к здравому смыслу
В акватории Севморпути действует разрешительный порядок плавания судов. По итогам прошлого года выдано 662 разрешения на плавание в акватории СМП, из которых 107 – судам под иностранным флагом. При этом в бесперебойной работе Северного морского пути заинтересовано немало игроков. В числе интересантов такие промышленные компании, как «Норникель», «Роснефть», «Газпром», «Ямал СПГ», «Лукойл», субъекты Федерации – Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, а также администрации морских портов, пароходства, бассейновые администрации внутренних водных путей, судовладельцы, операторы терминалов и многочисленные грузоотправители.
Большинство из них, включая общественные организации, воздержались от официального комментирования ситуации по проблеме создания единого оператора Северного морского пути.
Достаточно откровенно прокомментировал текущую ситуацию независимый эксперт, вице-президент Международной академии транспорта капитан дальнего плавания Виталий Збаращенко. Так, к самой идее передачи всех полномочий по оперированию СМП госкорпорации «Росатом» В. Збаращенко относится отрицательно. Он напомнил, что сейчас этой компании уже передан под управление весь атомный ледокольный флот, ранее находившийся в составе Министерства морского флота, под эгидой которого выполнялся целый комплекс функций: техническое обслуживание флота, финансовые операции по фрахтованию судов, а также подбор кадров.
«В данном случае, кто такой «Росатом»? Это специалисты по энергетическим установкам. То есть им надо было бы по-хорошему отдать только функцию технического обслуживания атомных энергетических установок. Больше им там нечего делать», – пожал плечами эксперт. Он отметил, что в вопросе управления СМП и транспортным флотом «Росатом» не является компетентным специалистом. Поэтому создание на базе госкорпорации единого оператора СМП закономерно может привести к «бардаку» и «безграмотной эксплуатации флота».
При этом, если окончательное решение будет принято и единый оператор все же будет создан на базе «Росатома», это потребует огромной работы и создания целой сложных управленческих структур, в том числе, по коммерческим операциям. Поэтому В. Збаращенко убежден, что транспортным флотом все же должны заниматься именно моряки, которые имеют опыт эксплуатации транспортного коммерческого флота. Таким органом, по его оценке, могла бы стать, организация, созданная на базе российских пароходств.
К идее передачи всех полномочий по оперированию СМП «Росатому» с большой осторожностью относится и вице-президент Ассоциации Северного морского пути капитан дальнего плавания Владимир Михайличенко. «Для меня этот вопрос сложный, и, честно говоря, не думаю, что у какого-то солидного специалиста по Севморпути по Арктике есть четкое мнение по этому поводу», – уклончиво отметил эксперт. С самой необходимостью создания единого оператора СМП В. Михайличенко полностью согласен. Однако, по его мнению, этот вопрос требует тщательной проработки, и одним из возможных решений он считает создание некоего комитета, куда вошли бы представители судовладельцев, ледокольного флота, строителей, грузоотправителей и грузополучателей, метеослужб. Именно в рамках таких плотных консультаций и диалога всех заинтересованных сторон может быть найдено наиболее приемлемое и успешное, по своей сути, решение стоящей перед морским транспортным сообществом задачи по созданию единой структуры по оперированию Северным морским путем. «Этот вопрос, чтобы вы понимали, зависит не только от одного «Атомфлота». Нет. В этот совет должны входить управленцы, специалисты и исполнители», – резюмировал эксперт.
К взвешенному рассмотрению вопроса по принятию окончательного решения по оперированию СМП призывает и генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк. В рамках транспортной конференции «Море зовет», которая состоялась 8 декабря 2017 года, он выразил уверенность в том, что к подготовке соответствующих решений профессиональные ответственные люди отнесутся с максимальной тщательностью. Основное пожелание к будущему оператору СМП С. Франк выразил так: «В связи с публикациями о возможности появления в регионе большого сильного оператора, сильной руки в Арктике, хотелось бы, чтобы эта сильная рука не стала бы одновременно и оператором, и регулятором, и сама себе судьей».
Готовность к компромиссу
В Правительстве РФ в настоящее время готовятся привести к единому знаменателю предложения двух сторон. Как рассказал газете председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, резкое увеличение грузовой базы в Арктике требует равномерного развития Северного морского пути в обоих его важнейших секторах: западном, где сейчас ведется активная транспортная работа, и в восточном, где в связи со сложной ледовой обстановкой проводка судов осуществляется преимущественно в короткую арктическую навигацию в августе-сентябре.
«Это означает, что Северный морской путь должен быть подобен Суэцкому каналу только во льдах. Он должен действовать непрерывно и не зависеть ни от каких природных условий», – сказал В. Штыров. Именно в связи с такими перспективами и возникла необходимость создания специальной структуры, которая бы отвечала за непрерывную поддержку Североморского канала.
Заместитель председателя Государственной Думы РФ Ольга Епифанова признает, что «Росатом» является мощной организацией, имеющей значительную ресурсную базу, политические инструменты и влияние на федеральном уровне. «Нам важно, чтобы практическим воплощением законодательных решений и намерений России в Арктике занималась компетентная, ресурсоемкая организация. Конечно, важно, чтобы и сами регионы имели возможность влияния на происходящие процессы и планы, ведь именно они владеют ситуацией на местах, знают запросы населения и предприятий на северных территориях», – сообщила она газете «Морские вести России».
В то же время, говоря о позиции Минтранса, выступающего за создание единого оператора на базе существующей Администрации СМП, или близком к нему по сути предложении помощника Президента РФ Андрея Белоусова о формировании специализированного федерального агентства по развитию Арктики, О. Епифанова заявила: «Мы готовы работать с той организацией, которая представит интересную и эффективную программу, будет иметь достаточный вес и ресурсы для реализации амбициозных намерений нашей страны».
Так что ключевой вопрос дальнейшего развития Северного морского пути можно прочитать и буквально: в чьих и насколько профессиональных руках окажутся в итоге ключи от стратегической национальной транспортной магистрали России и всей арктической «кладовой» в ближайшем будущем?
Морские вести России №6 (2018)