Время не ждет - Морские вести России

Время не ждет

30.05.2018

Безопасность мореплавания

Проблемы утилизации затонувших плавсредств в Авачинской губе

Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать затопленные суда в Авачинской губе и в порту Петропавловск-Камчатский. На акватории бухты многие годы находятся брошенные судовладельцами рыболовные траулеры, транспортные суда и военные корабли.

Затонувшие суда негативно влияют на экологическую обстановку акватории бухты и сохранение рыбных биоресурсов. На судах могут находиться остатки топлива. Нефтепродукты могут быть в главном и вспомогательных двигателях затонувших судов, в грузовых устройствах, в топливных магистралях и т.д. Корпуса морских судов покрыты различными красками, в состав которых могут входить ртуть, свинец, сурьма и т.д. Это создает угрозу загрязнения акватории и причинения экологического вреда.

А. Коровин, капитан-координатор МСПЦ Петропавловск-Камчатский, член-корреспондент МАНЭБ, доктор транспорта, член Русского географического общества

Количество затонувших судов в акватории Авачинской губы с каждым годом возрастает за счет задержанных за нарушения рыбоохранного законодательства, которые в ожидании реализации на аукционе приходят в неудовлетворительное мореходное состояние и тонут. Федеральный бюджет при этом несет сотни миллионов рублей расходов, связанных с их содержанием и обслуживанием. Так, в настоящее время в Авачинской губе сосредоточено около 30 арестованных судов, а также судов и кораблей, отработавших свой срок и выведенных из эксплуатации. Эти суда, кроме кораблей Министерства обороны, находятся на ответственном хранении у коммерческих организаций. Они являются потенциальными объектами для пополнения списка затопленных судов. В этой ситуации необходимо внесение соответствующих поправок в федеральное законодательство, которые предусматривали бы упрощение процедур реализации морских судов, конфискованных в доход государства или подлежащих утилизации.

За период 2011-2015 годов из акватории Авачинской бухты были удалены и разделаны на металлолом более 40 судов общим весом более 25 тыс. тонн. Работы по удалению из акватории затонувших судов и разделке их на металлолом проводят акционерные общества. Без федеральной поддержки работы по освобождению Авачинской губы от скопившегося металлолома оценочно могут занять от 30 до 50 лет. Судоподъем, даже при использовании самых современных технологий, экономически не выгоден и требует комплексного подхода, поскольку он позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов. Затраты на утилизацию отдельных судов оказываются выше, чем доход от реализации металлолома. Есть также ряд региональных проблем, мешающих эффективно заниматься подъемом затопленных судов и кораблей. Значительная часть акватории бухты является территорией военно-морской базы, вход на которую требует специального допуска. Организации, занимающиеся подъемом затонувших судов, просто не могут попасть к месту проведения работ. Также значительная часть затопленных судов и кораблей принадлежит Министерству обороны, и их подъем требует специальных дополнительных согласований.

Реализация принимаемых решений по судоподъему на уровне губернатора позволила бы совершенствовать программу и проектно-сметную документацию по освобождению всей акватории Авачинской губы от затопленных судов и их фрагментов. Появляется перспектива изыскать возможности по очистке прибрежных донных отложений от нефтепродуктов, ликвидации накопленного экологического ущерба от несанкционированного размещения металлолома, в том числе на путях миграции и прохождения на нерест лососевых видов рыб. Но такая программа требует согласования на правительственном уровне. В нынешних сложных экономических условиях это сделать сложно. Реализация программ утилизации судов потребует значительных средств. Значит, необходимо искать другие пути решения проблемы и обязать Министерство обороны решить свою часть судоподъемных работ. Часть Авачинской губы и отдельные бухты закрыты для плавания гражданских судов, так как являются составной частью военно-морской базы, но это не значит, что МО позволено нарушать безопасность мореплавания и экологическую безопасность из-за затопления кораблей, отработавших свой срок и выведенных из эксплуатации. К судоподъему гражданских судов рекомендуется привлечение собственников этих судов и инвесторов. Местным властям предлагается прекратить появление очередных бесхозяйных судов через все виды государственного контроля.

Инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) под руководством капитана порта Петропавловск-Камчатский ведется работа по установлению владельцев брошенных судов, сбору материалов для предъявления к ним требований по судоподъему. Эта работа проводится совместно с Камчатской межрайонной природоохранной и транспортной прокуратурами. К отдельным собственникам применены меры административного воздействия, выданы предписания, приняты судебные решения. Необходимо признать, что меры административного наказания причастных судовладельцев неэффективны ввиду незначительности налагаемых штрафных сумм. На индивидуальных предпринимателей налагается штраф от 3 до 10 тыс. рублей, а на юридических лиц – от 30 до 100 тыс. рублей.

В этой связи рекомендуется ужесточить административное наказание за правонарушения капитанов и судовладельцев. Всем контролирующим органам предлагается иметь подробную информацию о местоположении всех затонувших судов, арестованных судов и их перемещение, а также судов, подверженных утилизации, и осуществлять контроль этого процесса. Местоположение всех затонувших судов в Авачинской губе известно, и они могут быть нанесены на карту № 68 280 (рис. 1).

Рис. 1. Часть карты № 68 280 с координатами затонувших судов

Цель исследования

В связи с открывающимися перспективами развития порта Петропавловск-Камчатский предлагается комплексное исследование. Оно связано с обеспечением экологической безопасности путем организации на акватории Авачинской губы судоподъемных работ. Реализация перспективного плана создания и развития инфраструктуры порта Петропавловск-Камчатский должна осуществляться путем удаления подводных препятствий, проведения дноуглубительных и судоподъемных работ. Необходимо установить причины создавшейся ситуации, остановить скатывание к загрязнению бухты металлоломом от затонувших судов. Это способствовало бы повышению уровня экологической безопасности.

Компания «Новатэк» и правительство Камчатского края подписали соглашение о сотрудничестве по созданию на территории региона морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа (СПГ), добываемого на Ямале. Определение и подготовка возможных площадок строительства СПГ-терминала в Авачинской губе является, несомненно, актуальным действием.

Материалы и методы исследования

При решении поставленных задач использовался действующий в России методический инструментарий по созданию нормативного обеспечения, функционирования и обеспечения судоподъемных работ. Исследовалась практика организации судоподъема затонувших судов и возможности развития инфраструктуры порта Петропавловск-Камчатский как международного транспортного узла в Евро-Арктическом транспортном коридоре в восточном секторе Северного морского пути. Использовались теоретические и методические положения в области информатики, экономики, коммерческой эксплуатации. Применялись методы управления береговой инфраструктурой, методы системного анализа, экспертных оценок, а также использование современных технических и программных средств.

Результаты исследования и их обсуждение

Рыболовные суда, заходящие в порт Петропавловск-Камчатский принудительно, всегда находятся под контролем ИГПК. Заходят в порт эти суда в сопровождении либо на буксире пограничного корабля и швартуются к причалу или становятся на рейде.

На сегодняшний день задержанные морскими пограничниками суда продолжают пополнять арестованный флот. Они стоят в ожидании принятия решений у причалов, а судовладельцы не всегда добросовестно обеспечивают безопасную стоянку (рис. 2). Эти обстоятельства потребовали вмешательства Службы капитана порта путем проверки наличия и выполнения договоров судовладельца об обеспечении безопасной стоянки.

Рис. 2. Рыболовное судно на СРЗ «Фреза» с внезапно возникшим креном

В иные годы у пирсов вне границ порта скапливалось до нескольких десятков судов, ошвартованных в 4 борта, в основном без экипажей. Дело осложняется тем, что до сих пор в законодательстве имеются пробелы в обеспечении безопасной стоянки арестованных судов.

В соответствии с частью 6 статьи 27.13.1 и частью 2 статьи 27.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки, возврата арестованных судов их владельцам и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, устанавливаются Правительством РФ». Однако в настоящее время такой порядок не разработан.

Отсутствие соответствующих норм в национальной законодательной базе сегодня не дает возможности оперативно решить проблемы, связанные с арестованными промысловыми судами.

ИГПК постоянно контролирует безопасность судов, оказывавшихся под угрозой затопления. Заявления в суд от надзорного ведомства подаются. Они касаются деятельности судоходных компаний и судовладельцев. Отсутствие на борту вахтенной службы не позволяет осуществлять постоянный контроль состояния герметичности корпуса, контроль противопожарного состояния судна, некому пресекать доступ посторонних лиц на палубу и помещения. А стоянка судна в зимний период без экипажа может привести к размораживанию трубопроводов забортной арматуры, что в свою очередь грозит поступлением воды в корпус судна и его затоплением с последующим загрязнением окружающей среды остатками нефтепродуктов. Кроме того, значительное количество снега на палубах может стать причиной появления крена и возможного опрокидывания судна (рис. 3).

Рис. 3. Опасное скопление снега на борту судна при отстое у причала

Следует ожидать, что скоро из порта Петропавловск-Камчатский могут разлететься по Охотскому и Берингову морям конфискованные шхуны, обретя новых хозяев. Есть подозрение, что они еще вернутся под конвоем морских пограничников в порт Петропавловск-Камчатский, который стал для них родным. Морскому спасательному подцентру Петропавловск-Камчатский приходилось определять такие суда-призраки в случаях ложного срабатывания на них АРБ-406. Разбирательство по ложному срабатыванию АРБ-406 приводило к обнаружению бывших под арестом судов, которые смогли выйти в море и непонятно, каким образом периодически позиционировались по мониторингу в морских пространствах РФ и портах Японии, а потом исчезали. Беспокойство ненадуманное.

Камчатское управление Росимущества объявило о продаже морских судов, ранее конфискованных в доход государства. Позже на торги были выставлены еще несколько шхун. Большинство из рыболовных судов были задержаны и конфискованы за незаконный промысел краба. Им пришлось немало лет находиться на балансе Росимущества, прежде чем пойти на торги. За это время некоторые суда успели оказаться в центре новых криминальных историй. Некоторые суда после конфискации были переданы Росимуществом в аренду частным фирмам. После чего суда выходили в море и… пропадали. Обнаруживались они спустя годы уже под другими названиями. Похожая история произошла с рыболовным судном «Кайра». После того как его отдали в аренду, оно исчезло. Когда его обнаружили в районе мыса Анива о. Сахалин, капитан сообщил, что судно называется «Оха». Затем была погоня. В итоге морские пограничники задержали шхуну и выяснили, что это собственность РФ.

Рыболовная шхуна «Флинт» была похищена в 2011 году. Вернули ее в Петропавловск-Камчатский только в 2013 году. Рыболовные суда «Зюйд», «Мидас», «Ронд» фигурировали в уголовном деле экс-главы камчатского управления Росимущества, который обвинялся в незаконной передаче конфискованных судов различным юридическим лицам. Теперь все эти суда опять идут на торги. Правда, некоторые имеют изношенный вид.

Речь идет о старых японских шхунах 1970-х годов постройки. Организаторы браконьерского промысла скупают эти старые суда, чтобы не жалко было терять в случае задержания. Многолетняя стоянка в ожидании торгов их явно не омолодила. Кому они нужны? Так, РШ «Кайра» после конфискации пытались продать трижды: в 2014-м, 2015-м и начале 2016 года. Однако покупатели не появились. Но есть среди этих ветеранов браконьерского промысла вполне боеспособные единицы. Например, РШ «Флинт». По словам специалистов, эта шхуна, построенная в Южной Корее в 1988 году, готова к ударному труду. Желающие ее купить наверняка найдутся. Только есть сомнения, что заявки на торги поступят от предприятий, у которых есть квоты и промысловая история. Им такое добро вряд ли нужно. У них своего флота хватает. Кроме того, государство ставит перед бизнесом задачу обновлять флот, строить суда. Кто же купит видавшее виды браконьерское судно? Ответ очевиден.

Можно сказать, что среди морских судов, как и среди людей, есть неисправимые преступники. Если судно переоборудовано на то, чтобы бегать с ворованным крабом в Японию, оно, скорее всего, продолжит это делать при любом раскладе – хоть продай его, хоть отдай в аренду, хоть подари. Есть надежда, что правоохранители уже взяли на карандаш все конфискованные шхуны, выставленные на торги, и будут отслеживать их дальнейшую судьбу.

Содержание арестантов

В РФ хозяйственным подходом считается пять лет оплачивать стоянку конфискованной шхуны за государственный счет, ожидая, когда ее включат в план приватизации. Хранение судна в сутки обходится примерно в 10 тыс. рублей.

В результате проверок ИГПК установлено, что, вопреки требованиям Кодекса торгового мореплавания РФ, различные акционерные общества, ответственные за обеспечение безопасной стоянки морских судов, не в достаточной мере выполняют свои функции, создавая реальную угрозу затопления (рис. 4). При наличии судовладельца это недопустимо.

Рис. 4. Медленное погружение брошенного у причала судна

Территориальное управление Росимущества в Камчатском крае в очередной раз уведомляет о продаже морских судов, ранее конфискованных в доход государства. Вся необходимая информация размещается на официальных сайтах: torgi.gov.ru и tu41.rosim.ru. Кроме того, была объявлена продажа морских судов, включенных в прогнозный план (программу) приватизации. Но торги не должны продолжаться бесконечно из года в год. Необходимо определиться, почему суда не продаются или не передаются в аренду? Возможно, что эти суда находятся в ненадлежащем техническом состоянии, которым необходим ремонт и предъявление морскому регистру судоходства. Рекомендуется проведение технической экспертизы и принятие решения о дальнейшей эксплуатации или утилизации таких судов на металлолом.

На совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на Сахалине обсуждались вопросы содержания арестованных рыбопромысловых судов. Это действительно проблема, это бич наших прибрежных территорий, начиная от Приморья и заканчивая Чукоткой.

Интересный опыт очистки акватории бухты имеется в порту Петропавловск-Камчатский. Затонувшее в 2013 году рыболовное судно «Снегирево» подняли со дна Авачинской бухты в ходе строительства международного яхтенного клуба в порту (рис. 5). Освободившееся место позволит разместить плавучие понтоны для швартовки почти 40 маломерных судов. Международный яхтенный клуб планируется расположить в историческом центре Петропавловска-Камчатского. Он будет рассчитан на одновременную стоянку 150 яхт, катамаранов и маломерных судов. Здесь же расположатся гостиницы, рестораны и прогулочная зона. Увенчавшиеся успехом работы позволили решить одновременно несколько задач. Упрощается навигационная обстановка, получены дополнительные швартовные места, в которых ощущается дефицит. Что касается поднятого судна «Снегирево», то оно не может быть восстановлено и направлено на утилизацию.

Рис. 5. Успешный судоподъем рыболовного сейнера «Снегирево»

Камчатские судоподъемные компании, которые занимаются утилизацией, возможно, и способны качественно выполнить работу, без изъяна. Опыт показывает, что первоначальные затраты по судоподъему достаточно велики. Каждый судоподъем – это отдельная плановая операция, она неповторима, и для каждого объекта существует своя уникальная схема. Необходимо учитывать еще и камчатские климатические и сезонные условия. Качественным и безопасным судоподъемом можно заниматься лишь 8 месяцев в году – поздней весной, летом и ранней осенью. Сейчас в Авачинской бухте по предварительным расчетам затоплено порядка 270 тыс. тонн металла, или 74 судна (рис. 6). Это примерно. Появился некоторый опыт судоподъема и утилизации отработавших свой срок судов и кораблей. Но без контроля не обойтись. В процесс судоподъема необходимо включиться всем структурам, имеющим отношение к морскому порту Петропавловск-Камчатский. Это Петропавловский филиал ФГУП «Росморпорт», но в первую очередь – Камчатский филиал МСС Росморречфлота, а также Госморречнадзор Ространснадзора.

Рис. 6. Выступающие части затонувшего судна на СРЗ «Фреза»

ИГПК давно находится в этом процессе. Портконтроль Камчатского филиала ФГБУ «АМП «Сахалина, Курил и Камчатки» постоянно и достаточно успешно отслеживает ситуацию, являясь структурным подразделением Службы капитана порта. Она наделена полномочиями и функциями по осуществлению государственного контроля безопасности мореплавания, обеспечению сохранности человеческой жизни на море, охране окружающей среды. Инспекция осуществляет государственный контроль соблюдения действующих в России законов, нормативных документов и актов, международных соглашений по безопасности мореплавания, охране окружающей среды, а также функции, возложенные на нее Кодексом торгового мореплавания, приказами, положениями и инструкциями Федерального агентства морского и речного транспорта.

В целом ИГПК Петропавловска-Камчатского отслеживает всю информацию по арестованным, стоящим в отстое и затонувшим судам (рис. 1, 7).

Рис. 7. Карта якорных стоянок судов на рейде, караванов судов у причалов,
места затонувших судов

Очистка бухты продолжится. Несмотря на то что источники финансирования работ по подъему судов в большинстве регионов Дальнего Востока еще не определены, местные власти проводят обследование акватории Авачинской губы и оценивают размер проблемы. Контроль ИГПК за состоянием стоящих в отстое судов и затонувших судов осуществляется как в границах порта, так и за его пределами.

Морские пограничники, выполняя свои функции, арестовывают суда-нарушители, сопровождают их в порт. Судьба таких промысловых судов иногда решается десятилетиями, годами длятся судебные процессы. В конечном результате эти суда становятся брошенными экипажами судовладельца, а потом тонут, загрязняя акваторию (рис. 8). Все затраты, связанные с их содержанием, охраной, судоподъемом, ложатся на федеральный бюджет. Предлагается, чтобы полномочия, связанные с арестованным и затонувшим флотом, передали на уровни субъектов, а все процедуры, связанные с их судьбой, были ускорены. Если, к примеру, за год собственник не принимает никакого решения, его судно должно быть конфисковано и реализовано властями, чтобы можно было хотя бы покрыть затраты, связанные с его содержанием. В Авачинской бухте стоят десятки браконьерских судов, некоторые из которых хозяева бросают, они оказываются без контроля, создают угрозу загрязнения акватории. Рекомендуется определить персональную ответственность судовладельцев и капитанов за оставление судов без надзора, возможно, рассмотреть вопрос ареста личного имущества. Работы, связанные с судоподъемом, к сожалению, имеют эпизодический характер, достаточно сложный и не всегда удачный.

Рис. 8. Караван арестованных судов в Авачинской губе

Международная конвенция по удалению затонувших судов 2007 года

Из сообщения Международной морской организации, с 14 апреля 2015 года вступила в силу принятая Международной конференцией ООН в штаб-квартире в Кении в 2007 году Найробийская международная конвенция по удалению затонувших судов. Эта тема широко обсуждается профессиональным морским сообществом, прежде всего в отношении затонувших судов в прибрежных водах.

Найробийская конвенция, в установленные сроки вступления отдельных ее положений, закладывает международные правовые и технические инструменты юридической и финансовой ответственности и выступает полноправным регулятором, как правило, конфликтных отношений прибрежных государств, государств флага, судовладельцев, участников страхового бизнеса в кризисных ситуациях ликвидации последствий кораблекрушений.

В настоящее время РФ предстоит прохождение процедуры признания конвенции, а также вхождение ее положений в национальное нормативно-правовое поле. И в этой связи важно, чтобы документ о признании учел сложный спектр проблем, существующих в сфере ликвидации последствий затопления судов, и не всегда успешный опыт разрешения конфликтных отношений.

Найробийская конвенция по удалению затонувших судов применяется ко всем судам, включая рыболовные и коммерческие яхты валовой вместимостью 300 тонн или выше. Для заходов данных судов в порты и территориальные воды стран – участников Конвенции необходимо наличие сертификата, подтверждающего покрытие расходов по удалению затонувших судов.

Выводы

Утилизация затонувших судов осуществляется собственником имущества. Необходимость принудительных мер возникает тогда, когда собственник судна не предпринимает или уклоняется от принятия мер по судоподъему или разделке судна на металлолом. В этом случае судно подпадает под определение «брошенные суда» согласно Резолюции ИМО А.962(23) «Руководство ИМО по разделке судов». Действия портовых властей в отношении брошенного судна должны быть обоснованы действующей национальной нормативной базой:

1. Федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», применяются в режиме объявленной чрезвычайной ситуации.

2. Гражданским кодексом РФ, который применяется с точки зрения имущественных отношений.

В соответствии с ГК РФ бесхозные недвижимые вещи, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Морские суда по нормам ГК РФ являются недвижимым имуществом.

Только по истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Более того, механизм приобретения права собственности на недвижимую вещь, предусмотренный ГК РФ, не учитывает специфики правового статуса морского судна в отношении его принадлежности государству флага, обременений по одному из морских требований и прочих деталей.

Действующая редакция КТМ, глава VII «Затонувшее имущество» применяется только к потерпевшим крушение судам и их обломкам. Следуя стратегии Найробийской конвенции, она дает возможность относить к затонувшему имуществу также выведенные из эксплуатации и брошенные (бесхозные) суда. Возможно, что конвенция предполагает принятие нормативных документов о местах отстоя брошенных судов, процедурах их учета и механизмах утилизации имущества, в случае если оно не востребовано собственником в течение определенного законом срока.

Таким образом, при внедрении положений конвенции в российскую нормативно-правовую базу необходимо учесть интересы государства в вопросах обеспечения безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, интересы судовладельца – собственника имущества.

Найробийская международная конвенция по удалению затонувших судов в период признания ее РФ должна инициировать перед законодательными и исполнительными органами государственного управления необходимость комплексного правового обеспечения. Это актуально на огромном протяжении прибрежных морей, находящихся в зоне ответственности Российской Федерации.

Заключение

Существует мнение, что если расходы по разделке затонувших судов на металлолом не превышают доходы от продажи металлолома, то можно приступать к разделке судна на металлолом и судоподъему. Но бизнес с такими проблемами не всегда справляется. Сложность утилизации затонувших судов значительная. Большинство из них оказались брошенными в акватории порта в затопленном состоянии. Подводная часть корпусов находится глубоко в иле морского дна. Рекомендуется привлечь к судоподъему и разделке на металлолом государственный сектор в лице Камчатского филиала морской спасательной службы Росморречфлота. Для организации работ вполне можно добавить силы и средства из Приморья и Сахалина и успешно применить их на Камчатке.

История возникновения брошенных затонувших судов примитивна: сначала они были арестованы за какие-то правонарушения, потом дела в суде проиграны судовладельцами или даже выиграны, но так как суды идут долго, экипажи их бросили, в результате суда подвергаются разграблению. Судовладельцам невыгодно их восстанавливать, тем более тратить огромные деньги на утилизацию. Они бросают свой флот, отключают телефоны, и найти их трудно. В результате эти суда становятся головной болью местных властей, так как не только портят вид акватории порта, но и представляют реальную опасность для экологии. Из всего количества брошенных и затонувших судов 60% – бывший флот ВМФ, а 40% – это рыболовецкий флот, который активно пополняется тонущими судами.

К сожалению, местные власти не имеют безразмерный бюджет, по линии федеральной власти выделяются небольшие средства на утилизацию брошенных судов. Проблему необходимо попытаться еще раз решить за счет созданной целевой программы судоподъема с привлечением государственных структур – например, МСС Росморречфлота Дальневосточного региона. Дать возможность работать в этой сфере и бизнесу. А также пробовать привлечь инвесторов.

Так как в порту Петропавловск-Камчатский предстоят большие работы по модернизации территории акватории, необходимо навести порядок с утилизацией брошенных и затонувших судов. Для этого рекомендуется до выработки национальных документов по утилизации затонувших судов в портах РФ выполнить некоторые мероприятия:

1. Произвести инвентаризацию всех мест затопления и разделки на металлолом брошенных судов. Составить подробную карту или планшет со списком объектов.

2. Принятые судебные решения, обязывающие судовладельцев утилизировать свои затонувшие суда, должны быть немедленно реализованы. Штрафные санкции за неисполнение решения суда должны быть радикальными.

3. Арестованные суда до окончания разбирательства, решения суда, передачи на баланс Росимущества обеспечиваются безопасной стоянкой силами судовладельца. После завершения разбирательства и передачи морского судна в доход государства охрана судна и безопасная стоянка обеспечивается муниципальными властями.

4. По истечении года со дня постановки недвижимой вещи (морское судно) на учет или когда определено, что судовладелец не предпринимает никаких действий в отношении своего имущества, уполномоченный управлять муниципальным имуществом орган должен обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на морское судно.

5. Если судно никуда и никому не передается по аукциону, необходимо провести экспертизу и по ее результатам, возможно, приступить к разделке судна на металлолом.

6. Привлечь к судоподъему и разделке судов на металлолом как бизнес, так и государственные структуры, в частности Камчатский филиал МСС Росморречфлота.

До вхождения положений Найробийской конвенции по удалению затонувших судов в национальное нормативно-правовое поле России Минэкономразвития и Росимуществом должны быть инициированы процедуры подготовки некоторых нормативных актов:

1. Постановления Правительства РФ, определяющего порядок действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в случае поступления в казну РФ конфискованных судов, должно проходить по аналогии с Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311.

2. Необходимо предусмотреть возможность утилизации судов при наличии технических показателей без регистрации права собственности РФ в судовом реестре. А при отсутствии дипломатических отношений с государством флага судна или отказе иностранного государства в легализации разработать нормативный акт по легализации документов о конфискации судов под иностранными флагами и обязательно прописать в нем, что судно может быть утилизировано.

3. Рекомендуется рассмотреть вопрос о разработке нормативного акта по приватизации на аукционах конфискованных судов или образовавшегося от их утилизации металлолома в упрощенном порядке, то есть без включения в ежегодный план приватизации. Это аналогично процедуре постановления Правительства РФ от 29.05.2003 № 311.

Очень важно, чтобы документ о признании Найробийской международной конвенции по удалению затонувших судов учел сложный спектр проблем, существующих в сфере ликвидации последствий затопления судов, и не всегда успешный опыт разрешения конфликтных отношений.

Морские вести России №4 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ