Разведчики морских глубин

Инфраструктура / Образование
Разведчики морских глубин

Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они состояли в измерении глубин и сборе проб донных грунтов. Для этого с судна на дно моря просто на веревке спускался груз, по длине веревки определялась глубина, а прикрепленным к грузу ковшом брали пробу, позволяющую судить о характере донного грунта.

Сергей Назарекно, главный инженер Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова

В послевоенные годы в практику морских геологических работ начали внедрять геофизические методы исследований. Глубину и рельеф дна стали изучать с помощью эхолотов, гидролокаторов и акустических профилографов, работающих по принципу измерения времени, затраченного на прохождение звукового сигнала с корабля до дна и обратно. Этот же принцип, но с применением особо мощных сигналов, позволил изучать внутреннее строение толщи рыхлых осадков, покрывающих дно.

В настоящее время для геологических исследований морских глубин применяются различные автоматические приборы. Так, микрорельеф дна, осадки и выходы коренных пород, флору и фауну успешно изучают с помощью подводных фотокамер. На сегодняшний день на рынке не существует модульного аппарата, который можно было бы оснастить необходимыми для конкретного исследования приборами, позволяющими получать общую картину для больших площадей морского дна.

А что на дне?

Весной 2017 года команда Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, в состав которой входили геологи, экологи, инженеры, программисты и другие специалисты, в рамках дорожной карты «Маринет» НТИ по заказу Фонда содействия инновациям начала работу над программно-аппаратным комплексом, предназначенным для картографирования морского дна на различных глубинах, а также дешифрирования и визуального заверения обнаруженных объектов.

«Задача площадного картирования донных ландшафтов была поставлена перед командой центра еще в 2014 году. Опытно-конструкторский отдел центра должен был решить, как за короткий период собрать максимально большой объем данных, которыми впоследствии смогли бы воспользоваться специалисты различных направлений, и в первую очередь, конечно, геологи и биологи, – рассказывает Владимир Чава, заместитель руководителя управления проектно-изыскательских работ Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, стоявший у истоков проекта. – Мысль о создании подобного комплекса возникла у меня после знакомства с книгой «Живое море» Жак-Ива Кусто. В ней всемирно известный исследователь морских глубин описал, как он вместе со своими сподвижниками создал буксируемые подводные фотосани. В течение последующих десятилетий в подобного рода разработках участвовали ученые из разных стран, аппараты создавали в Германии, Норвегии, Соединенных Штатах Америки. В России же такие системы активно не развивали, применялись они только отдельными научными организациями, а коммерчески доступного аппарата на данный момент так и не было создано.

На базе Беломорской биологической станции МГУ имени Н.А. Перцова мы объединили классические методы пробоотбора со съемкой гидролокатором бокового обзора, которую необходимо заверять подводной фотовидеосъемкой, в том числе на глубинах, где невозможно проводить водолазные работы. Обычно в таких случаях используют телеуправляемые необитаемые подводные аппараты (ТНПА). Они отлично справляются с решением данной задачи, если необходима точечная съемка, когда в результате получается не некий протяженный видеоряд, а съемка в окрестностях одной точки. Это связано со спецификой работы с такими аппаратами. А для получения видеоряда, например, на протяжении трех километров приходилось многократно переставлять судно, опускать и поднимать аппарат, что достаточно дорого и сложно. Это и стало причиной создания более универсальной установки».

В первоначальном варианте разработанный специалистами центра прототип программно-аппаратного комплекса имел форму пирамиды и был оснащен камерой широкого разрешения, альтиметром, имел четыре светодиодных светильника и целеуказатели, предназначенные для последующей обработки данных, в частности для определения расстояния между объектами и их размеров. На данном этапе разработки появилась возможность испытать корпус и понять, правильны ли отдельные конструктивные решения и надежны ли системы.

Испытания проводились на базе Беломорской биологической станции МГУ имени Н.А. Перцова летом 2017 года. Было решено добавить к комплексу гидролокатор бокового обзора, необходимый для поиска объектов на больших площадях, из-за чего комплекс принял форму параллелепипеда. К тому же прямоугольное строение позволило стабильно буксировать аппарат на специальном тросе. Но на этом усовершенствование комплекса не закончилось. Появилась дополнительная цифровая камера высокого разрешения, а уже существующую заменили на более чувствительный аналог. Это позволило получать данные как с гидролокатора бокового обзора, так и с двух камер, каждая из которых предназначена для решения локальных задач. Первая камера располагается перпендикулярно визуализируемой поверхности, вторая имеет механизм вращения, позволяющий получить телеметрию в соответствии с особенностями технического задания. Была также улучшена система освещения. Изменения коснулись и электронно-интерфейсной части подводного комплекса.

Следует отметить, что функционирование всей электроники рассчитано на работу в экстремальных условиях холодных арктических морей. Комплекс выполнен из нержавеющего материала и опускается в толщу воды при помощи лебедки. Существенным достоинством установки является ее компактность: в различных комбинациях она может быть использована при работе с малых судов или даже катеров при участии всего лишь двух человек. Фото-, видео- и прочая информация сохраняется на флеш-карту, расположенную на борту подводного автономного комплекса, а также передается в режиме реального времени на пульт управления и контроля на борту судна. Аппарат не требует подзарядки, питание подается от дизельного генератора. Тем не менее сохранена возможность использовать аккумуляторные блоки для обеспечения работы аппарата без внешнего питания в автономном режиме.

«В ходе экологических изысканий на больших глубинах, например, в Карском море мы периодически сталкивались с проблемой телеметрии. Теперь же мы можем получать сигнал с камеры в режиме онлайн. В отличие от привычных ТНПА, новая разработка менее зависима от погодных условий, а волны в северных морях, как известно, явление нередкое. Во время испытаний аппарат с большой точностью зафиксировал как представителей морской фауны, таких как крабы-стригуны и морские звезды, так и цвет грунта и его рельеф», – рассказывает Владислав Козловский, начальник отдела экологии управления проектно-изыскательских работ Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова.

В настоящее время аппарат рассчитан на работу на глубине максимум 350 метров с гидролокатором и 300 метров – без него.

Таким образом, разработка центра позволяет одновременно проводить комплекс различных исследований всего лишь за один проход судна, что существенно снижает затраты на проведение морских изысканий, в частности за счет сокращения количества специалистов на борту судна (гидрографа, осуществляющего промеры, геофизика для работы с гидролокатором, специалиста по фото- и видеосъемке) и уменьшения числа остановок на станциях. Разработанный в Центре морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова комплекс также позволяет проводить съемку при буксировке.

Безусловно, универсальный прибор будет очень полезен многим специалистам, облегчит им процесс исследований. Аппарат предназначен как для нужд биологов, например, при анализе состава донной флоры и фауны, так и для геологических и экологических исследований при нахождении заброшенных нефтяных скважин, определении местоположения техногенных объектов, осуществлении поисково-спасательной деятельности.

Конструкция аппарата постоянно совершенствуется и в настоящий момент в опытно-конструкторском отделе центра производится сборка новой версии прототипа автономного подводного комплекса, которая пройдет испытания в суровых условиях русской Арктики ближайшей весной, как только откроется полевой сезон.

Морские вести России №4 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Ходовые испытания носителя «Посейдона» АПЛ «Белгород» начнутся в апреле 2020 г. – Источник

Ходовые испытания носителя «Посейдона» АПЛ «Белгород» начнутся в апреле 2020 г. – Источник Первый носитель глубоководных необитаемых аппаратов «Посейдон» - атомная подводная лодка (АПЛ...

Специалисты РС прошли обучение в компании Gaztransport & Technigaz

Специалисты РС прошли обучение в компании Gaztransport & Technigaz Группа специалистов Регистра прошла обучение в компании Gaztransport & Technigaz (GTT), Фран...

Российская экономика

ЦС «Звездочка» и Промсвязьбанк заключили кредитное соглашение

ЦС «Звездочка» и Промсвязьбанк заключили кредитное соглашение Центр судоремонта «Звездочка» (входит в ОСК) и Промсвязьбанк (ПСБ) заключили кредитн...

В России собрали 5,8 млн тонн зерна, превысив прошлогодние темпы уборки - Минсельхоз

В России собрали 5,8 млн тонн зерна, превысив прошлогодние темпы уборки - Минсельхоз В России, согласно данным на 26 июня, собрано 5,8 млн тонн зерна, что на 2,2 млн тонн больше, чем на...

Транспортная политика

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Проект строительства моста на Сахалин планируется включить в нацпрограмму развития ДФО

Проект строительства моста на Сахалин планируется включить в нацпрограмму развития ДФО Проект строительства транспортного перехода на Сахалин необходимо включить в национальную программу ...

Морские порты

Хабаровский край предложил США включиться в проекты развития портовых мощностей

Хабаровский край предложил США включиться в проекты развития портовых мощностей Власти Хабаровского края предложили американским компаниям участвовать в проектах по развитию портов...

Для мурманского порта построят бункеровочную базу

Для мурманского порта построят бункеровочную базу Эксперты Главгосэкспертизы России изучили представленные повторно результаты инженерных изысканий, п...




Морской транспорт

«Дирекция госзаказчика» объявила конкурс на строительство судов для сообщения с Камчаткой

«Дирекция госзаказчика» объявила конкурс на строительство судов для сообщения с Камчаткой ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» («Дирекция госза...

Филиал FESCO во Владивостоке и профсоюзы заключили коллективный договор до 2022 года

Филиал FESCO во Владивостоке и профсоюзы заключили коллективный договор до 2022 года Филиал ПАО «ДВМП» в г. Владивостоке («Филиал», входит в Транспортную группу FESCO) и профсо...

Речной транспорт

Движение по каналу в районе Тушинского тоннеля возобновится не раньше конца июля

Движение по каналу в районе Тушинского тоннеля возобновится не раньше конца июля Участок канала имени Москвы над Тушинским тоннелем, где в январе произошла авария, может открыться д...

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Ж/Д транспорт

ФАС не одобрила ходатайство ГТЛК на покупку Brunswick Rail

ФАС не одобрила ходатайство ГТЛК на покупку Brunswick Rail Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России отказала Государственной транспортно- лизинг...

Правительство подготовит директиву по дивидендам РЖД до 30 июня – Акимов

Правительство подготовит директиву по дивидендам РЖД до 30 июня – Акимов Правительство подготовит директиву по выплате дивидендов «Российскими железными дорогами» (РЖД&#...

Авто транспорт

Трасса от Выборга до Севастополя до 2024 г. станет полностью четырехполосной - Дитрих

Трасса от Выборга до Севастополя до 2024 г. станет полностью четырехполосной - Дитрих Автодорога от Выборга до Севастополя к 2024 г. станет полностью четырехполосной с разделением встреч...

Тариф системы «Платон» будет проиндексирован с 1 июля на 14 коп., до 2,04 руб. за км

Тариф системы «Платон» будет проиндексирован с 1 июля на 14 коп., до 2,04 руб. за км Тариф системы «Платон» с 1 июля будет проиндексирован на 14 копеек, составив 2,04 рубля за километр,...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Газовый ответ: развитие рынка СПГ

Газовый ответ: развитие рынка СПГ Чуть меньше года осталось до вступления в силу революционных для судовой отрасли ограничений по испо...

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...