Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Грузовая база
Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 году. Последний раз такой рост был отмечен 6 лет назад – в 2011-м. Спрос на перевозки по маршрутам Китай – Европа – Америка в 2017 году повысился под влиянием роста ВВП Китая, который составил 6,9%, что превысило прогнозы аналитиков, ожидавших 6,5%.

В 2018-2021 годах рисками роста мирового контейнерооборота и восстановления ставок фрахта будут реализация планов по расширению флота крупнейшими контейнерными линиями, а также динамика внешней торговли. Заявленные компаниями планы по вводу контейнеровозов вместимостью более 12 тыс. TEU могут привести к увеличению тоннажа на 20% в 2018 году без учета списаний.

В условиях неустойчивости баланса спроса и предложения и неоднозначности в сохранении высоких темпов роста мировой торговли рентабельность в отрасли в текущем году будет зависеть от эффективности управления собственными и зафрахтованными мощностями флота.

Кирилл Никода, эксперт Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) ОАО «Газпромбанк»

Мировой рынок контейнерных перевозок

Окончание периода замедления мировой торговли в 2015-2016 годах позитивно повлияло на контейнерные перевозки, динамика роста которых в 2 раза превысила динамику торговли и ВВП в 2017 году. По предварительным оценкам, мировой контейнерооборот портов за прошлый год вырос на 6% к 2016 году и составил около 745 млн TEU, общий же объем погрузки контейнеров на экспорт в мире составил более 200 млн TEU в основном благодаря активизации на основных торговых маршрутах Европа – Азия – Северная Америка. В региональной структуре наибольшими темпами росла погрузка в Северной Америке (+12,6%), Латинской Америке (+11,1%) и Китае (+10,3%), а наименьшими в Европе (+4,4%).

Рис. 1. Изменение мирового спроса и предложения на суда контейнеровозы

Источник: Clarksons Research, Bloomberg.

Позитивные рыночные сигналы и желание перевозчиков сохранить долю на рынке и использовать эффект масштаба подстегнули спрос на мегаконтейнеровозы. Ряд крупнейших компаний, например, CMA CGM, MSC, OOCL, Maersk, COSCO, Mitsui разместили заказы на суда-контейнеровозы, способные перевозить более 20 тыс. TEU каждый. С начала 2018 года уже принято в эксплуатацию 6 таких судов (в 2017 году всего было принято в эксплуатацию 38 мегаконтейнеровозов).

Фактическая сдача судов в текущем году покажет степень готовности и устойчивости рынка к росту предложения. Ожидается, что компании будут стараться поддержать превышение спроса над предложением, сложившееся в 2016-2017 годах. Одной из стратегий станет заключение соглашений с судостроителями о переносе сроков сдачи заказанных судов с 2018 на 2019-2020 годы, что в результате окажет положительное влияние на восстановление доходности перевозок.

Средневзвешенная стоимость перевозки стандартного контейнера из Китая (порт Шанхай) в 2017 году составила около $840 за TEU, что на 28% выше, чем в 2016 году. Рост спроса со стороны грузоотправителей и замедление ввода провозных мощностей флота с учетом списаний, как и ожидалось, оказали положительное влияние на ставки перевозок. После роста ставок на перевозки контейнеров в среднем по миру на 15-16% в 2017 году, по данным Drewry, в 2018-м также ожидается рост ставок в пределах 10%, в частности на направлении Восток – Запад.

Рис. 2. Мировой контейнероборот портов и средняя стоимость перевозки контейнера из Китая

Источник: UNCTAD, Bloomberg, оценки ЦЭП Газпромбанка.

Спотовые ставки на перевозки контейнеров будут более волатильны по сравнению со ставками по фиксированным контрактам, поскольку заказчики заинтересованы в бронировании определенных объемов с учетом риска возникновения дефицита провозных мощностей. Окончание периода 5-летнего снижения ставок на перевозки и позитивные ожидания позволят отрасли нарастить прибыль в 2018 году. Операторы, работающие на длинных маршрутах с большими объемами Азия – Северная Америка и Азия – Европа, будут главными выгодополучателями от роста ставок на перевозку контейнеров.

Компании и так называемые альянсы – объединяют крупнейших линейных операторов, например, 2M (Maersk, MSC, HMM – частично), Ocean Alliance (CMA CGM, COSCO, OOCL, Evergreen), The Alliance (Hapag Lloyd, K-Line, MOL, NYK, Yang Ming) – усиливают интеграцию операционной деятельности с целью снизить суммарные издержки. Например, консолидация в 2018 году японских перевозчиков K-Line, MOL, NYK в совместную акционерную компанию ONE позволит повысить конкурентоспособность и улучшить финансовые результаты в текущем году. Объединение трех перевозчиков позволит ONE стать 6-й в рейтинге мировых компаний с долей на рынке до 7%.

Снижение затрат за счет эффекта масштаба, объединения материально-технического обеспечения, административного управления и сервисов позволит сэкономить более чем $400 млн уже в 2018 году и получить дополнительную прибыль не только из-за роста выручки.

В регулятивной среде мировых контейнерных перевозок также происходят существенные изменения. С февраля 2018-го ожидается прекращение действия Транстихоокеанского стабилизационного соглашения (Transpacific Stabilization Agreement, TSA), которое регулировало ставки и стратегию развития судоходных линий на направлении Азия – Северная Америка. Согласно Lloyd’s List, после выхода крупнейшего члена Maersk Line рыночная доля линий - членов соглашения сократилась с 80% до 65%.

Соглашение TSA поддерживало и обеспечивало развитие сервиса линейных операторов в интересах грузовладельцев, защищало интересы линий в диалоге с регуляторами и объединениями грузовладельцев. Продолжительный спад ставок на перевозки контейнеров, ряд банкротств и в целом изменение рыночной ситуации ослабили влияние TSA. Его отмена может свидетельствовать о продолжении тенденции к снижению зарегулированности системы перевозчиков и их работы с портами, уменьшению зависимости грузоотправителей от влияния конференций на рыночные условия.

Ситуация в России

Россия занимает скромное место в системе мирового контейнерооборота – менее 1% приходится на перевалку контейнеров в России. Вместе с тем, восстановление российской экономики в пределах 2%, рост инвестиционного спроса и усилия игроков рынка по привлечению грузов повышают конкурентоспособность транзитных контейнерных маршрутов, в том числе с учетом девальвационного эффекта.

Росту транзита контейнеров способствует и оживление товарооборота между Россией и Китаем, который по итогам 2017 года вырос более чем на 31%, тогда как в 2016 году рост был небольшим – всего 2,2%, а в 2015 году еще ниже.

Рис. 3. Контейнерооборот портов России по направлениям, млн TEU

Источник: АСОП, оценки ЦЭП Газпромбанка.

Восстановление экономики России, а также рост внешней торговли, особенно импорта, положительно сказались на динамике контейнерооборота в портах России. По итогам 2017 года перевалка контейнеров увеличилась на 15,5% к 2016 году и достигла 4,6 млн TEU.

Рис. 4. Загрузка мощностей по перевалке контейнеров по бассейнам России, %

Источник: АСОП, Росморречфлот, оценки ЦЭП Газпромбанка.

В среднесрочной перспективе – к 2019 году – объемы контейнерооборота достигнут пиковых значений 2013 года – 5,4 млн TEU. К 2021 году общие объемы перевалки контейнеров достигнут 6,3 млн TEU за счет развития экспортных направлений химической отрасли, автомобилестроения, металлургии, лесной промышленности и агропромышленного комплекса.

Впервые в структуре перевалки контейнеров по бассейнам доля Балтийского бассейна по итогам 2017 года составила менее 50% в связи с тем, что объемы перевалки в Дальневосточном и Азово-Черноморском бассейнах выросли на 24% и 19% соответственно. Ослабление роли Балтийского бассейна связано с ростом торговли на дальневосточном направлении, а также развитием логистики южных регионов России. До 2021 года лидирующее положение Балтийского бассейна вряд ли изменится как в абсолютном, так и в относительном выражении – его доля от российского контейнерооборота составит не менее 40%. Отставание Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов от лидера значительно сократится с учетом роста спроса и планов развития терминалов, а перевалка составит более 2,2 млн TEU и 1 млн TEU соответственно.

Рис. 5. Структура контейнерооборота по бассейнам*, %

Источник: АСОП, оценки ЦЭП Газпромбанка. * Здесь и далее на диаграммах без учета Каспийского бассейна, доля которого составляет 0,05% контейнерооборота России.

Рост контейнерооборота положительно повлиял на загрузку мощностей контейнерных терминалов России. Средняя загрузка терминалов выросла с 42% в 2016-м до 49% в 2017-м. Максимальная загрузка более 80% составила в Азово-Черноморском бассейне, а в Дальневосточном – 75%, что уже к 2019 году может привести к дефициту мощностей при учете сохранения темпов роста перевалки.

Резерв мощностей в Балтийском бассейне все еще составляет около 4 млн TEU в год, что ограничивает возможности стивидоров повышать ставки обработки контейнеров даже на фоне растущего рынка. С учетом прогнозируемого роста контейнеропотока даже текущих мощностей Балтийского бассейна (около 6,3 млн TEU) хватает, чтобы удовлетворить спрос.

Вместе с тем, доля крупнейшего стивидора Global Ports по итогам 2017 года сократилась примерно до 30%, тогда как в 2016 году составляла 32%. В абсолютном выражении холдинг Global Ports обработал на 6% больше, чем в 2016-м, при этом снижение контейнерооборота терминалами «Петролеспорт» и «Усть-Лужский контейнерный терминал» было скомпенсировано ростом оборота других – «Первый контейнерный терминал», «Восточная стивидорная компания» и «Моби Дик».

Рис. 6. Структура контейнерооборота по крупнейшим стивидорам, %

Источник: АСОП, Росморречфлот, оценки ЦЭП Газпромбанка.

Остальные крупные холдинги также увеличили объемы перевалки контейнеров, причем с темпами роста выше среднерыночного, что стало возможным благодаря росту на дальневосточном направлении, а также активным продвижением услуг на черноморском и балтийском направлениях.

По всей видимости, на рынке будут происходить процессы дальнейшей консолидации и укрупнения. Во-первых, доля прочих стивидоров, не входящих в крупнейшие холдинги, составляет чуть менее 30%, что достаточно существенно. В этой связи менее крупные игроки будут интересны для других участников рынка. Во-вторых, крупнейшие стивидоры развивают собственные сервисы и географию присутствия.

Так, например, в конце 2017 года было объявлено о подписании соглашения о приобретении группой «Дело» 30,75% акций Global Ports. Таким образом, консолидация позволяет оперативно реагировать на вызовы рынка, предоставляя при этом клиентам новые возможности.

Дополнительным стимулом развития контейнеризации в России могут стать перевозки железнодорожным транспортом. В 2017 году объемы контейнерных перевозок по железной дороге выросли почти на 19%. Здесь интересны два момента. Во-первых, темпы роста перевозок по железной дороге ускорились фактически в 2 раза – с 10% до 19%. Во-вторых, положительная динамика роста контейнерных перевозок впервые стала опережающей по отношению к перевалке контейнеров в портах России и по абсолютным значениям составила 3,9 млн TEU.

За счет перевозок товаров народного потребления, химических и лесных грузов, автомобилей и запчастей, минеральных удобрений и металлов росли все направления отгрузок: экспортные перевозки – на 20,1%, импортный грузопоток – на 33,2%, внутрироссийские перевозки – на 7,4%.

Транзитные перевозки по железной дороге в 2017 году выросли практически на 60% и составили 417,3 тыс. TEU. Существующие маршруты контейнерных поездов в основном пересекают сухопутные погранпереходы по направлению Китай – Европа, нагрузка на которые значительно выросла с учетом динамики транзита и импорта. К настоящему времени отмечается рост как количества регулярных маршрутов контейнерных поездов, так и расширения грузопотоков, особенно на транзитных направлениях, например, по Международному транспортному коридору (МТК) «Приморье-2», по МТК «Север – Юг», в целом на направлении Китай – Европа.

Это может привести к формированию дефицита мощностей по обработке контейнерных грузов на сухопутных терминалах и станциях и будет стимулировать к поиску альтернативных маршрутов, что потенциально приведет к перераспределению потоков в пользу морских портов, которые имеют резерв пропускных способностей.

Морские порты №1 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Российские пограничники задержали в Азовском море катер украинских рыбаков

Российские пограничники задержали в Азовском море катер украинских рыбаков Российские пограничники задержали в Азовском море в акватории Ейска украинский рыболовный катер за н...

Судоходные компании тратят деньги на бумагу в эпоху цифровых технологий

Судоходные компании тратят деньги на бумагу в эпоху цифровых технологий Анализ потребительских пристрастий в среде морских перевозчиков показывает, что владельцы судов в бо...

Российская экономика

«НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение

«НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение «НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение - по результатам испытаний поисковой скважины ...

«Газпром» завершил морскую укладку газопровода «Турецкий поток»

«Газпром» завершил морскую укладку газопровода «Турецкий поток» Трубоукладочное судно Pioneering Spirit в Черном море завершило морскую укладку газопровода «Турецки...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

АО «Восточный Порт» ведет монтаж панелей пылезащитного экрана на Третьей очереди

АО «Восточный Порт» ведет монтаж панелей пылезащитного экрана на Третьей очереди 19 ноября 2018 года, порт Восточный (Приморский край). Крупнейший в России специализированны...

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

Навигация по электронным картам становится реальностью

Навигация по электронным картам становится реальностью Чтобы преодолеть 4 тыс. км водных путей по рекам Центральной России судоводители скоро смогут руково...

В СевГУ разрабатывают речное судно для диспансеризации

В СевГУ разрабатывают речное судно для диспансеризации СевГУ, Севморзавод и РУДН приступили к разработке проекта инновационного диагностического медицинско...

Ж/Д транспорт

Душевые кабины и сенсорные экраны: какими будут новые вагоны РЖД

Душевые кабины и сенсорные экраны: какими будут новые вагоны РЖД РЖД покажут новые плацкартные вагоны на выставке «Транспорт России» 20-22 ноября.

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Авто транспорт

Затраты на строительство федеральных дорог в Северной Осетии могут вырасти в 1,8 раза

Затраты на строительство федеральных дорог  в Северной Осетии могут вырасти в 1,8 раза Затраты на строительство дорог федерального значения в Северной Осетии в 2019 году составят 3,5 млрд...

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...