Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Грузовая база
Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 году. Последний раз такой рост был отмечен 6 лет назад – в 2011-м. Спрос на перевозки по маршрутам Китай – Европа – Америка в 2017 году повысился под влиянием роста ВВП Китая, который составил 6,9%, что превысило прогнозы аналитиков, ожидавших 6,5%.

В 2018-2021 годах рисками роста мирового контейнерооборота и восстановления ставок фрахта будут реализация планов по расширению флота крупнейшими контейнерными линиями, а также динамика внешней торговли. Заявленные компаниями планы по вводу контейнеровозов вместимостью более 12 тыс. TEU могут привести к увеличению тоннажа на 20% в 2018 году без учета списаний.

В условиях неустойчивости баланса спроса и предложения и неоднозначности в сохранении высоких темпов роста мировой торговли рентабельность в отрасли в текущем году будет зависеть от эффективности управления собственными и зафрахтованными мощностями флота.

Кирилл Никода, эксперт Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) ОАО «Газпромбанк»

Мировой рынок контейнерных перевозок

Окончание периода замедления мировой торговли в 2015-2016 годах позитивно повлияло на контейнерные перевозки, динамика роста которых в 2 раза превысила динамику торговли и ВВП в 2017 году. По предварительным оценкам, мировой контейнерооборот портов за прошлый год вырос на 6% к 2016 году и составил около 745 млн TEU, общий же объем погрузки контейнеров на экспорт в мире составил более 200 млн TEU в основном благодаря активизации на основных торговых маршрутах Европа – Азия – Северная Америка. В региональной структуре наибольшими темпами росла погрузка в Северной Америке (+12,6%), Латинской Америке (+11,1%) и Китае (+10,3%), а наименьшими в Европе (+4,4%).

Рис. 1. Изменение мирового спроса и предложения на суда контейнеровозы

Источник: Clarksons Research, Bloomberg.

Позитивные рыночные сигналы и желание перевозчиков сохранить долю на рынке и использовать эффект масштаба подстегнули спрос на мегаконтейнеровозы. Ряд крупнейших компаний, например, CMA CGM, MSC, OOCL, Maersk, COSCO, Mitsui разместили заказы на суда-контейнеровозы, способные перевозить более 20 тыс. TEU каждый. С начала 2018 года уже принято в эксплуатацию 6 таких судов (в 2017 году всего было принято в эксплуатацию 38 мегаконтейнеровозов).

Фактическая сдача судов в текущем году покажет степень готовности и устойчивости рынка к росту предложения. Ожидается, что компании будут стараться поддержать превышение спроса над предложением, сложившееся в 2016-2017 годах. Одной из стратегий станет заключение соглашений с судостроителями о переносе сроков сдачи заказанных судов с 2018 на 2019-2020 годы, что в результате окажет положительное влияние на восстановление доходности перевозок.

Средневзвешенная стоимость перевозки стандартного контейнера из Китая (порт Шанхай) в 2017 году составила около $840 за TEU, что на 28% выше, чем в 2016 году. Рост спроса со стороны грузоотправителей и замедление ввода провозных мощностей флота с учетом списаний, как и ожидалось, оказали положительное влияние на ставки перевозок. После роста ставок на перевозки контейнеров в среднем по миру на 15-16% в 2017 году, по данным Drewry, в 2018-м также ожидается рост ставок в пределах 10%, в частности на направлении Восток – Запад.

Рис. 2. Мировой контейнероборот портов и средняя стоимость перевозки контейнера из Китая

Источник: UNCTAD, Bloomberg, оценки ЦЭП Газпромбанка.

Спотовые ставки на перевозки контейнеров будут более волатильны по сравнению со ставками по фиксированным контрактам, поскольку заказчики заинтересованы в бронировании определенных объемов с учетом риска возникновения дефицита провозных мощностей. Окончание периода 5-летнего снижения ставок на перевозки и позитивные ожидания позволят отрасли нарастить прибыль в 2018 году. Операторы, работающие на длинных маршрутах с большими объемами Азия – Северная Америка и Азия – Европа, будут главными выгодополучателями от роста ставок на перевозку контейнеров.

Компании и так называемые альянсы – объединяют крупнейших линейных операторов, например, 2M (Maersk, MSC, HMM – частично), Ocean Alliance (CMA CGM, COSCO, OOCL, Evergreen), The Alliance (Hapag Lloyd, K-Line, MOL, NYK, Yang Ming) – усиливают интеграцию операционной деятельности с целью снизить суммарные издержки. Например, консолидация в 2018 году японских перевозчиков K-Line, MOL, NYK в совместную акционерную компанию ONE позволит повысить конкурентоспособность и улучшить финансовые результаты в текущем году. Объединение трех перевозчиков позволит ONE стать 6-й в рейтинге мировых компаний с долей на рынке до 7%.

Снижение затрат за счет эффекта масштаба, объединения материально-технического обеспечения, административного управления и сервисов позволит сэкономить более чем $400 млн уже в 2018 году и получить дополнительную прибыль не только из-за роста выручки.

В регулятивной среде мировых контейнерных перевозок также происходят существенные изменения. С февраля 2018-го ожидается прекращение действия Транстихоокеанского стабилизационного соглашения (Transpacific Stabilization Agreement, TSA), которое регулировало ставки и стратегию развития судоходных линий на направлении Азия – Северная Америка. Согласно Lloyd’s List, после выхода крупнейшего члена Maersk Line рыночная доля линий - членов соглашения сократилась с 80% до 65%.

Соглашение TSA поддерживало и обеспечивало развитие сервиса линейных операторов в интересах грузовладельцев, защищало интересы линий в диалоге с регуляторами и объединениями грузовладельцев. Продолжительный спад ставок на перевозки контейнеров, ряд банкротств и в целом изменение рыночной ситуации ослабили влияние TSA. Его отмена может свидетельствовать о продолжении тенденции к снижению зарегулированности системы перевозчиков и их работы с портами, уменьшению зависимости грузоотправителей от влияния конференций на рыночные условия.

Ситуация в России

Россия занимает скромное место в системе мирового контейнерооборота – менее 1% приходится на перевалку контейнеров в России. Вместе с тем, восстановление российской экономики в пределах 2%, рост инвестиционного спроса и усилия игроков рынка по привлечению грузов повышают конкурентоспособность транзитных контейнерных маршрутов, в том числе с учетом девальвационного эффекта.

Росту транзита контейнеров способствует и оживление товарооборота между Россией и Китаем, который по итогам 2017 года вырос более чем на 31%, тогда как в 2016 году рост был небольшим – всего 2,2%, а в 2015 году еще ниже.

Рис. 3. Контейнерооборот портов России по направлениям, млн TEU

Источник: АСОП, оценки ЦЭП Газпромбанка.

Восстановление экономики России, а также рост внешней торговли, особенно импорта, положительно сказались на динамике контейнерооборота в портах России. По итогам 2017 года перевалка контейнеров увеличилась на 15,5% к 2016 году и достигла 4,6 млн TEU.

Рис. 4. Загрузка мощностей по перевалке контейнеров по бассейнам России, %

Источник: АСОП, Росморречфлот, оценки ЦЭП Газпромбанка.

В среднесрочной перспективе – к 2019 году – объемы контейнерооборота достигнут пиковых значений 2013 года – 5,4 млн TEU. К 2021 году общие объемы перевалки контейнеров достигнут 6,3 млн TEU за счет развития экспортных направлений химической отрасли, автомобилестроения, металлургии, лесной промышленности и агропромышленного комплекса.

Впервые в структуре перевалки контейнеров по бассейнам доля Балтийского бассейна по итогам 2017 года составила менее 50% в связи с тем, что объемы перевалки в Дальневосточном и Азово-Черноморском бассейнах выросли на 24% и 19% соответственно. Ослабление роли Балтийского бассейна связано с ростом торговли на дальневосточном направлении, а также развитием логистики южных регионов России. До 2021 года лидирующее положение Балтийского бассейна вряд ли изменится как в абсолютном, так и в относительном выражении – его доля от российского контейнерооборота составит не менее 40%. Отставание Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов от лидера значительно сократится с учетом роста спроса и планов развития терминалов, а перевалка составит более 2,2 млн TEU и 1 млн TEU соответственно.

Рис. 5. Структура контейнерооборота по бассейнам*, %

Источник: АСОП, оценки ЦЭП Газпромбанка. * Здесь и далее на диаграммах без учета Каспийского бассейна, доля которого составляет 0,05% контейнерооборота России.

Рост контейнерооборота положительно повлиял на загрузку мощностей контейнерных терминалов России. Средняя загрузка терминалов выросла с 42% в 2016-м до 49% в 2017-м. Максимальная загрузка более 80% составила в Азово-Черноморском бассейне, а в Дальневосточном – 75%, что уже к 2019 году может привести к дефициту мощностей при учете сохранения темпов роста перевалки.

Резерв мощностей в Балтийском бассейне все еще составляет около 4 млн TEU в год, что ограничивает возможности стивидоров повышать ставки обработки контейнеров даже на фоне растущего рынка. С учетом прогнозируемого роста контейнеропотока даже текущих мощностей Балтийского бассейна (около 6,3 млн TEU) хватает, чтобы удовлетворить спрос.

Вместе с тем, доля крупнейшего стивидора Global Ports по итогам 2017 года сократилась примерно до 30%, тогда как в 2016 году составляла 32%. В абсолютном выражении холдинг Global Ports обработал на 6% больше, чем в 2016-м, при этом снижение контейнерооборота терминалами «Петролеспорт» и «Усть-Лужский контейнерный терминал» было скомпенсировано ростом оборота других – «Первый контейнерный терминал», «Восточная стивидорная компания» и «Моби Дик».

Рис. 6. Структура контейнерооборота по крупнейшим стивидорам, %

Источник: АСОП, Росморречфлот, оценки ЦЭП Газпромбанка.

Остальные крупные холдинги также увеличили объемы перевалки контейнеров, причем с темпами роста выше среднерыночного, что стало возможным благодаря росту на дальневосточном направлении, а также активным продвижением услуг на черноморском и балтийском направлениях.

По всей видимости, на рынке будут происходить процессы дальнейшей консолидации и укрупнения. Во-первых, доля прочих стивидоров, не входящих в крупнейшие холдинги, составляет чуть менее 30%, что достаточно существенно. В этой связи менее крупные игроки будут интересны для других участников рынка. Во-вторых, крупнейшие стивидоры развивают собственные сервисы и географию присутствия.

Так, например, в конце 2017 года было объявлено о подписании соглашения о приобретении группой «Дело» 30,75% акций Global Ports. Таким образом, консолидация позволяет оперативно реагировать на вызовы рынка, предоставляя при этом клиентам новые возможности.

Дополнительным стимулом развития контейнеризации в России могут стать перевозки железнодорожным транспортом. В 2017 году объемы контейнерных перевозок по железной дороге выросли почти на 19%. Здесь интересны два момента. Во-первых, темпы роста перевозок по железной дороге ускорились фактически в 2 раза – с 10% до 19%. Во-вторых, положительная динамика роста контейнерных перевозок впервые стала опережающей по отношению к перевалке контейнеров в портах России и по абсолютным значениям составила 3,9 млн TEU.

За счет перевозок товаров народного потребления, химических и лесных грузов, автомобилей и запчастей, минеральных удобрений и металлов росли все направления отгрузок: экспортные перевозки – на 20,1%, импортный грузопоток – на 33,2%, внутрироссийские перевозки – на 7,4%.

Транзитные перевозки по железной дороге в 2017 году выросли практически на 60% и составили 417,3 тыс. TEU. Существующие маршруты контейнерных поездов в основном пересекают сухопутные погранпереходы по направлению Китай – Европа, нагрузка на которые значительно выросла с учетом динамики транзита и импорта. К настоящему времени отмечается рост как количества регулярных маршрутов контейнерных поездов, так и расширения грузопотоков, особенно на транзитных направлениях, например, по Международному транспортному коридору (МТК) «Приморье-2», по МТК «Север – Юг», в целом на направлении Китай – Европа.

Это может привести к формированию дефицита мощностей по обработке контейнерных грузов на сухопутных терминалах и станциях и будет стимулировать к поиску альтернативных маршрутов, что потенциально приведет к перераспределению потоков в пользу морских портов, которые имеют резерв пропускных способностей.

Морские порты №1 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Украинских моряков готовят к отправке на родину

Украинских моряков готовят к отправке на родину До конца августа Россия и Украина могут обменяться задержанными и осужденными лицами.

К 21 августа российские рыбаки добыли более 3,3 млн тонн водных биоресурсов

К 21 августа российские рыбаки добыли более 3,3 млн тонн водных биоресурсов Согласно данным отраслевой системы мониторинга, к 21 августа общий объем добычи водных биоресурсов р...

Российская экономика

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов Агентство отмечает, что переход на расчеты в евро отражает попытки компании снизить негативное влиян...

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли В совещании примут участие главы Новосибирской и Кемеровской области, Якутии и Хакасии, Забайкальско...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

145-летие Волго-Каспийского морского судоходного канала

145-летие Волго-Каспийского морского судоходного канала В августе 2019 года исполнилось 145 лет с даты начала строительства Волго-Каспийского морского судох...

Дорожные службы завершили ремонт подъездной дороги к порту Усть-Луга

Дорожные службы завершили ремонт подъездной дороги к порту Усть-Луга Стоимость работ составила около 50 млн рублей.




Морской транспорт

Штаты предостерегли Грецию от какого-либо содействия иранскому супертанкеру Grace 1

Штаты предостерегли Грецию от какого-либо содействия иранскому супертанкеру Grace 1 США послали властям Греции официальное предупреждение не оказывать никакой помощи переименованному и...

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий»

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий» Его также обязали выплатить штраф в размере $2,5 тыс.

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

На Восточно-Сибирскую железную дорогу поступило 20 новых локомотивов

На Восточно-Сибирскую железную дорогу поступило 20 новых локомотивов В 2019 году на Восточно-Сибирскую железную дорогу поступило 20 новых маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ. ...

АО «ФГК» в четыре раза увеличило перевозки цветных металлов в крытых вагонах

АО «ФГК» в четыре раза увеличило перевозки цветных металлов в крытых вагонах В июле 2019 года АО «ФГК» перевезло 8,8 тыс. тонн цветных металлов в крытых вагонах, что более чем в...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...