Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Грузовая база
Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 году. Последний раз такой рост был отмечен 6 лет назад – в 2011-м. Спрос на перевозки по маршрутам Китай – Европа – Америка в 2017 году повысился под влиянием роста ВВП Китая, который составил 6,9%, что превысило прогнозы аналитиков, ожидавших 6,5%.

В 2018-2021 годах рисками роста мирового контейнерооборота и восстановления ставок фрахта будут реализация планов по расширению флота крупнейшими контейнерными линиями, а также динамика внешней торговли. Заявленные компаниями планы по вводу контейнеровозов вместимостью более 12 тыс. TEU могут привести к увеличению тоннажа на 20% в 2018 году без учета списаний.

В условиях неустойчивости баланса спроса и предложения и неоднозначности в сохранении высоких темпов роста мировой торговли рентабельность в отрасли в текущем году будет зависеть от эффективности управления собственными и зафрахтованными мощностями флота.

Кирилл Никода, эксперт Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) ОАО «Газпромбанк»

Мировой рынок контейнерных перевозок

Окончание периода замедления мировой торговли в 2015-2016 годах позитивно повлияло на контейнерные перевозки, динамика роста которых в 2 раза превысила динамику торговли и ВВП в 2017 году. По предварительным оценкам, мировой контейнерооборот портов за прошлый год вырос на 6% к 2016 году и составил около 745 млн TEU, общий же объем погрузки контейнеров на экспорт в мире составил более 200 млн TEU в основном благодаря активизации на основных торговых маршрутах Европа – Азия – Северная Америка. В региональной структуре наибольшими темпами росла погрузка в Северной Америке (+12,6%), Латинской Америке (+11,1%) и Китае (+10,3%), а наименьшими в Европе (+4,4%).

Рис. 1. Изменение мирового спроса и предложения на суда контейнеровозы

Источник: Clarksons Research, Bloomberg.

Позитивные рыночные сигналы и желание перевозчиков сохранить долю на рынке и использовать эффект масштаба подстегнули спрос на мегаконтейнеровозы. Ряд крупнейших компаний, например, CMA CGM, MSC, OOCL, Maersk, COSCO, Mitsui разместили заказы на суда-контейнеровозы, способные перевозить более 20 тыс. TEU каждый. С начала 2018 года уже принято в эксплуатацию 6 таких судов (в 2017 году всего было принято в эксплуатацию 38 мегаконтейнеровозов).

Фактическая сдача судов в текущем году покажет степень готовности и устойчивости рынка к росту предложения. Ожидается, что компании будут стараться поддержать превышение спроса над предложением, сложившееся в 2016-2017 годах. Одной из стратегий станет заключение соглашений с судостроителями о переносе сроков сдачи заказанных судов с 2018 на 2019-2020 годы, что в результате окажет положительное влияние на восстановление доходности перевозок.

Средневзвешенная стоимость перевозки стандартного контейнера из Китая (порт Шанхай) в 2017 году составила около $840 за TEU, что на 28% выше, чем в 2016 году. Рост спроса со стороны грузоотправителей и замедление ввода провозных мощностей флота с учетом списаний, как и ожидалось, оказали положительное влияние на ставки перевозок. После роста ставок на перевозки контейнеров в среднем по миру на 15-16% в 2017 году, по данным Drewry, в 2018-м также ожидается рост ставок в пределах 10%, в частности на направлении Восток – Запад.

Рис. 2. Мировой контейнероборот портов и средняя стоимость перевозки контейнера из Китая

Источник: UNCTAD, Bloomberg, оценки ЦЭП Газпромбанка.

Спотовые ставки на перевозки контейнеров будут более волатильны по сравнению со ставками по фиксированным контрактам, поскольку заказчики заинтересованы в бронировании определенных объемов с учетом риска возникновения дефицита провозных мощностей. Окончание периода 5-летнего снижения ставок на перевозки и позитивные ожидания позволят отрасли нарастить прибыль в 2018 году. Операторы, работающие на длинных маршрутах с большими объемами Азия – Северная Америка и Азия – Европа, будут главными выгодополучателями от роста ставок на перевозку контейнеров.

Компании и так называемые альянсы – объединяют крупнейших линейных операторов, например, 2M (Maersk, MSC, HMM – частично), Ocean Alliance (CMA CGM, COSCO, OOCL, Evergreen), The Alliance (Hapag Lloyd, K-Line, MOL, NYK, Yang Ming) – усиливают интеграцию операционной деятельности с целью снизить суммарные издержки. Например, консолидация в 2018 году японских перевозчиков K-Line, MOL, NYK в совместную акционерную компанию ONE позволит повысить конкурентоспособность и улучшить финансовые результаты в текущем году. Объединение трех перевозчиков позволит ONE стать 6-й в рейтинге мировых компаний с долей на рынке до 7%.

Снижение затрат за счет эффекта масштаба, объединения материально-технического обеспечения, административного управления и сервисов позволит сэкономить более чем $400 млн уже в 2018 году и получить дополнительную прибыль не только из-за роста выручки.

В регулятивной среде мировых контейнерных перевозок также происходят существенные изменения. С февраля 2018-го ожидается прекращение действия Транстихоокеанского стабилизационного соглашения (Transpacific Stabilization Agreement, TSA), которое регулировало ставки и стратегию развития судоходных линий на направлении Азия – Северная Америка. Согласно Lloyd’s List, после выхода крупнейшего члена Maersk Line рыночная доля линий - членов соглашения сократилась с 80% до 65%.

Соглашение TSA поддерживало и обеспечивало развитие сервиса линейных операторов в интересах грузовладельцев, защищало интересы линий в диалоге с регуляторами и объединениями грузовладельцев. Продолжительный спад ставок на перевозки контейнеров, ряд банкротств и в целом изменение рыночной ситуации ослабили влияние TSA. Его отмена может свидетельствовать о продолжении тенденции к снижению зарегулированности системы перевозчиков и их работы с портами, уменьшению зависимости грузоотправителей от влияния конференций на рыночные условия.

Ситуация в России

Россия занимает скромное место в системе мирового контейнерооборота – менее 1% приходится на перевалку контейнеров в России. Вместе с тем, восстановление российской экономики в пределах 2%, рост инвестиционного спроса и усилия игроков рынка по привлечению грузов повышают конкурентоспособность транзитных контейнерных маршрутов, в том числе с учетом девальвационного эффекта.

Росту транзита контейнеров способствует и оживление товарооборота между Россией и Китаем, который по итогам 2017 года вырос более чем на 31%, тогда как в 2016 году рост был небольшим – всего 2,2%, а в 2015 году еще ниже.

Рис. 3. Контейнерооборот портов России по направлениям, млн TEU

Источник: АСОП, оценки ЦЭП Газпромбанка.

Восстановление экономики России, а также рост внешней торговли, особенно импорта, положительно сказались на динамике контейнерооборота в портах России. По итогам 2017 года перевалка контейнеров увеличилась на 15,5% к 2016 году и достигла 4,6 млн TEU.

Рис. 4. Загрузка мощностей по перевалке контейнеров по бассейнам России, %

Источник: АСОП, Росморречфлот, оценки ЦЭП Газпромбанка.

В среднесрочной перспективе – к 2019 году – объемы контейнерооборота достигнут пиковых значений 2013 года – 5,4 млн TEU. К 2021 году общие объемы перевалки контейнеров достигнут 6,3 млн TEU за счет развития экспортных направлений химической отрасли, автомобилестроения, металлургии, лесной промышленности и агропромышленного комплекса.

Впервые в структуре перевалки контейнеров по бассейнам доля Балтийского бассейна по итогам 2017 года составила менее 50% в связи с тем, что объемы перевалки в Дальневосточном и Азово-Черноморском бассейнах выросли на 24% и 19% соответственно. Ослабление роли Балтийского бассейна связано с ростом торговли на дальневосточном направлении, а также развитием логистики южных регионов России. До 2021 года лидирующее положение Балтийского бассейна вряд ли изменится как в абсолютном, так и в относительном выражении – его доля от российского контейнерооборота составит не менее 40%. Отставание Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов от лидера значительно сократится с учетом роста спроса и планов развития терминалов, а перевалка составит более 2,2 млн TEU и 1 млн TEU соответственно.

Рис. 5. Структура контейнерооборота по бассейнам*, %

Источник: АСОП, оценки ЦЭП Газпромбанка. * Здесь и далее на диаграммах без учета Каспийского бассейна, доля которого составляет 0,05% контейнерооборота России.

Рост контейнерооборота положительно повлиял на загрузку мощностей контейнерных терминалов России. Средняя загрузка терминалов выросла с 42% в 2016-м до 49% в 2017-м. Максимальная загрузка более 80% составила в Азово-Черноморском бассейне, а в Дальневосточном – 75%, что уже к 2019 году может привести к дефициту мощностей при учете сохранения темпов роста перевалки.

Резерв мощностей в Балтийском бассейне все еще составляет около 4 млн TEU в год, что ограничивает возможности стивидоров повышать ставки обработки контейнеров даже на фоне растущего рынка. С учетом прогнозируемого роста контейнеропотока даже текущих мощностей Балтийского бассейна (около 6,3 млн TEU) хватает, чтобы удовлетворить спрос.

Вместе с тем, доля крупнейшего стивидора Global Ports по итогам 2017 года сократилась примерно до 30%, тогда как в 2016 году составляла 32%. В абсолютном выражении холдинг Global Ports обработал на 6% больше, чем в 2016-м, при этом снижение контейнерооборота терминалами «Петролеспорт» и «Усть-Лужский контейнерный терминал» было скомпенсировано ростом оборота других – «Первый контейнерный терминал», «Восточная стивидорная компания» и «Моби Дик».

Рис. 6. Структура контейнерооборота по крупнейшим стивидорам, %

Источник: АСОП, Росморречфлот, оценки ЦЭП Газпромбанка.

Остальные крупные холдинги также увеличили объемы перевалки контейнеров, причем с темпами роста выше среднерыночного, что стало возможным благодаря росту на дальневосточном направлении, а также активным продвижением услуг на черноморском и балтийском направлениях.

По всей видимости, на рынке будут происходить процессы дальнейшей консолидации и укрупнения. Во-первых, доля прочих стивидоров, не входящих в крупнейшие холдинги, составляет чуть менее 30%, что достаточно существенно. В этой связи менее крупные игроки будут интересны для других участников рынка. Во-вторых, крупнейшие стивидоры развивают собственные сервисы и географию присутствия.

Так, например, в конце 2017 года было объявлено о подписании соглашения о приобретении группой «Дело» 30,75% акций Global Ports. Таким образом, консолидация позволяет оперативно реагировать на вызовы рынка, предоставляя при этом клиентам новые возможности.

Дополнительным стимулом развития контейнеризации в России могут стать перевозки железнодорожным транспортом. В 2017 году объемы контейнерных перевозок по железной дороге выросли почти на 19%. Здесь интересны два момента. Во-первых, темпы роста перевозок по железной дороге ускорились фактически в 2 раза – с 10% до 19%. Во-вторых, положительная динамика роста контейнерных перевозок впервые стала опережающей по отношению к перевалке контейнеров в портах России и по абсолютным значениям составила 3,9 млн TEU.

За счет перевозок товаров народного потребления, химических и лесных грузов, автомобилей и запчастей, минеральных удобрений и металлов росли все направления отгрузок: экспортные перевозки – на 20,1%, импортный грузопоток – на 33,2%, внутрироссийские перевозки – на 7,4%.

Транзитные перевозки по железной дороге в 2017 году выросли практически на 60% и составили 417,3 тыс. TEU. Существующие маршруты контейнерных поездов в основном пересекают сухопутные погранпереходы по направлению Китай – Европа, нагрузка на которые значительно выросла с учетом динамики транзита и импорта. К настоящему времени отмечается рост как количества регулярных маршрутов контейнерных поездов, так и расширения грузопотоков, особенно на транзитных направлениях, например, по Международному транспортному коридору (МТК) «Приморье-2», по МТК «Север – Юг», в целом на направлении Китай – Европа.

Это может привести к формированию дефицита мощностей по обработке контейнерных грузов на сухопутных терминалах и станциях и будет стимулировать к поиску альтернативных маршрутов, что потенциально приведет к перераспределению потоков в пользу морских портов, которые имеют резерв пропускных способностей.

Морские порты №1 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн.

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн. Речь идет о выпусках еврооблигаций с погашением в 2020 и 2023 годах.

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ Компания имела лицензии на производство дноуглубительных работ, строительство доков и посадочных пло...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей Предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских пор...

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ Вице-премьер выделил несколько основных направлений взаимодействия: в транспортно-логистической сфер...

Морские порты

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию Проект реализован в соответствии с природоохранной программой ВСК

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный Сооружение протяженностью 169 метров представляет собой берегоукрепление откосного типа и предназнач...




Морской транспорт

Корабли ВМС Украины запрашивали разрешение у РФ при прохождении Керченского пролива

Корабли ВМС Украины запрашивали разрешение у РФ при прохождении Керченского пролива Глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что за лоцманской поддержкой украинские «Донбасс» и «Корец» такж...

Росморречфлот принял участие в VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018»

Росморречфлот принял участие в VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018» Дипломом за личный вклад в реализацию системы мер в области обеспечения транспортной безопасности бы...

Речной транспорт

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Ж/Д транспорт

ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия

 ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия Дальневосточная магистраль и функциональные филиалы в границах железной дороги перечислили в бюджеты...

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая Местные власти объявили об официальном введении в эксплуатацию подземного 26-километрового участка, ...

Авто транспорт

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии Общие затраты по проекту «Восточный выезд» оцениваются в 34 млрд. рублей в течение 2018-2021 годов.

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября На мосту завершаются работы по оборудованию перехода в Крым необходимыми элементами безопасности. По...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...