Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Безопасность мореплавания
Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

В начале апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся Второй Всероссийский форум портовиков: «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация», который был организован и проведен журналом «Морские порты». Среди рассматриваемых тем были вопросы, касающиеся обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в области водного транспорта. Предлагаем вниманию читателей выступление начальника ФБУ «Служба морской безопасности» В. Кузнецова.

Виктор Кузнецов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

В современных условиях развивать инфраструктуру портов нельзя, не уделяя должного внимания совершенствованию системы ее безопасности. Затрону только один аспект этой темы – определение пригодности и готовности людей, задействованных в успешном функционировании системы безопасности транспортной инфраструктуры на водном транспорте, или, как мы теперь говорим, сил обеспечения транспортной безопасности (далее – сил ОТБ). При этом я буду обращаться к опыту ФБУ «Служба морской безопасности» (далее – ФБУ СМБ или Служба).

Требования основополагающих документов

Полагаю, уместным будет упомянуть основные требования нашего законодательства и соответствующих документов Правительства РФ по данному вопросу. Так, для установления пригодности и готовности сил обеспечения транспортной безопасности (далее – сил ОТБ) Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (статья 121) определена необходимость обязательной аттестации таких сил. Ответ на вопросы «В чем заключается аттестация?» и «Кого следует относить к силам ОТБ, подлежащим аттестации?» содержится в утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 172 Правилах такой аттестации.

Согласно п. 3 этих Правил, «аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы».

В Правилах также определены (п. 32) 8 категорий работников ОТБ, подлежащих аттестации:

1. Работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.

2. Работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве.

3. Работники субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.

4. Работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования.

5. Работники, осуществляющие досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

6. Работники, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.

7. Работники, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

8. Иные работники субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, выполняющие работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.

При этом:

– категории с 3-й до 7-й относятся к перечню отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу. Проведению их аттестации предшествует обработка персональных данных;

– в отношении категорий 3-7 проводится также проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств требованиям законодательства РФ;

– в отношении 4-й и 5-й категорий осуществляется проверка соответствия уровня физической подготовки.

Заявителями на проведение аттестации могут выступать субъекты транспортной инфраструктуры, а также юридические лица, аккредитованные в качестве подразделений транспортной безопасности, или претендующие на аккредитацию в качестве такого подразделения.

Участие Службы в аттестационной работе

В целях организации работ по проведению аттестации Росморречфлот наделил ФБУ СМБ полномочиями по аттестации сил ОТБ на морском и внутреннем водном транспорте (приказ Росморречфлота от 17.06.2016 № 76).

В рамках исполнения полномочий органа аттестации Службой организованы прием и рассмотрение заявлений на проведение аттестации сил ОТБ от субъектов транспортной инфраструктуры и организаций, претендующих на аккредитацию в качестве подразделений транспортной безопасности, и комплектов документов в отношении аттестуемых лиц. Службой организована также обработка персональных данных сил ОТБ без использования средств автоматизации.

На сегодняшний день Службой осуществлена проверка свыше 1900 комплектов документов, представленных в целях аттестации сил ОТБ, при этом лишь около 650 из них соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

За период с 26 декабря 2016 года по настоящее время Службой проведена аттестация в отношении 135 работников сил обеспечения транспортной безопасности, по результатам которых 99 работникам сил ОТБ были выданы соответствующие свидетельства об аттестации.

В настоящее время Службой ведется работа по созданию центров аттестации в регионах России, в которых будет осуществляться проведение проверок аттестуемых лиц.

Работают центры аттестации в Санкт-Петербурге и Новороссийске. В ближайшее время откроются центры аттестации в Хабаровске и Астрахани. По остальным регионам также ведется активная работа.

Информация о центрах и порядке их работы размещена на официальном сайте ФБУ СМБ (www.msecurity.ru) в разделе «Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности».

Ввиду того, что многие субъекты транспортной инфраструктуры информируют о значительных сложностях, в том числе финансовых, связанных с направлением работников сил ОТБ в Москву или региональный центр аттестации, Службой прорабатывается вопрос проведения выездных проверок на базе заказчика. В этом случае заказчику необходимо будет самостоятельно обеспечить наличие помещений, оборудования и технических средств в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Рис. 1. Структура Органа аттестации ФБУ СМБ

Порядок проведения аттестации

Процесс аттестации сил обеспечения транспортной безопасности можно разделить на следующие этапы:

1) подача документов;

2) проверка документов и обработка персональных данных;

3) принятие решения о допуске к проведению аттестации;

4) проведение проверок аттестуемых лиц (проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств; проверка соответствия уровня физической подготовки; проверка соответствия знаний, умений, навыков) и принятие решения о соответствии аттестуемого лица;

5) оформление и выдача свидетельства об аттестации сил ОТБ. Внесение информации в реестр выданных свидетельств.

Теперь вкратце о каждом этапе этой работы.

1. Подача документов.

Заявитель на проведение аттестации предоставляет в орган аттестации комплект документов, соответствующий требованиям пункта 9 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172.

Детальную информацию о том, какие документы и в каком формате необходимо предоставлять, в том числе образцы заполнения таких документов, можно найти на официальном сайте ФБУ СМБ в разделе «Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности».

2. Проверка документов и обработка персональных данных.

Служба в течение трех рабочих дней осуществляет проверку предоставленного пакета документов.

В отношении отдельных категорий сил ОТБ Службой проводится также обработка персональных данных, которая вместе с проверкой документов составляет 45 дней.

По результатам проведенных проверки документов и обработки персональных данных заявитель информируется о необходимости заключения договора на проведение аттестации сил ОТБ. Это делается в целях принятия решения о допуске аттестуемых лиц к прохождению проверок, предусмотренных пунктами 23-27 Правил аттестации.

3. Принятие решения о допуске к проведению аттестации.

Орган аттестации принимает решение о допуске аттестуемого лица к прохождению аттестации при выполнении каждого из следующих условий:

а) наличие заключения ОВД о возможности допуска;

б) соответствие предоставленного заявителем пакета документов утвержденным форме и перечню;

в) отсутствие выявленных в результате обработки персональных данных ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, – для отдельных категорий лиц;

г) наличие договора, заключенного в соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», с органом аттестации или аттестующей организацией.

При принятии решения о допуске к прохождению аттестации данные аттестуемого лица обезличиваются, и аттестуемому присваивается уникальный идентификационный номер.

4. Проверки аттестуемых лиц.

Следует сразу сказать, что количество проверок и, соответственно, стоимость аттестации зависит от категории аттестуемого лица:

Проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. Такая проверка проводится посредством психофизиологического обследования аттестуемых лиц. В рамках проверки определяются качества, необходимые для достижения приемлемых показателей в конкретной профессиональной деятельности (профессионально важные качества), а также наличие факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения. По результатам проверки аттестуемое лицо допускается или не допускается к проверке уровня физической подготовки или к проверке знаний, умений, навыков, в зависимости от категории аттестуемого.

Проверка соответствия уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. В рамках проведения проверки на основании результатов выполненных аттестуемым лицом физических упражнений оценивается соответствие уровня физической подготовки аттестуемого лица утвержденным нормативам. По результатам проверки аттестуемое лицо допускается или не допускается к проверке знаний, умений, навыков.

Проверка соответствия знаний, умений, навыков требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности и принятие решения о соответствии. Проверка осуществляется путем тестирования аттестуемого лица, в рамках которого аттестуемому необходимо ответить на 50 тестовых вопросов с 4 и более многовариантными ответами, ответить на три тематических вопроса и решить две практические задачи, содержащиеся в билетах. По результатам проверки соответствия знаний, умений, навыков орган аттестации (аттестующая организация) выносит решение о соответствии аттестуемого лица.

5. Оформление и выдача свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

На основании решения о соответствии органом аттестации оформляется и направляется заявителю свидетельство об аттестации сил ОТБ.

Аттестация проводится один раз в 5 лет или один раз в 3 года – в зависимости от категории аттестуемого работника.

Рис. 2. Порядок проведения аттестации сил ОТБ

Проблемные вопросы

К проблемным вопросам можно отнести следующие:

Субъекты транспортной инфраструктуры испытывают сложности с определением категории, к которой необходимо отнести аттестуемое лицо, в том числе указывают категории, которые и вовсе не предусмотрены законодательством о транспортной безопасности. Так наибольшие трудности вызывает определение, кого именно относить к третьей категории («Работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств»).

Неурегулированность сроков заключения договора на проведение аттестации сил ОТБ. Так в начальном пакете документов предоставление заключенного договора не требуется, но он необходим для принятия решения о допуске аттестуемого лица к прохождению аттестации. На практике выходит, что комплект документов проверен и соответствует требованиям, а договор не заключается в течение нескольких месяцев.

Несоответствие представляемых документов предъявляемым к ним требованиям.

Наиболее распространенные ошибки в предоставляемых документах на проведение аттестации:

неверно указывается орган аттестации;

неверно указывается категория аттестуемого лица;

заявления об обработке персональных данных и заявления о проведении аттестации заполняются неверно либо не по форме;

не предоставляется заявление аттестуемого лица на имя руководителя о приеме (переводе) на должность;

анкеты содержат неполные или недостоверные сведения;

предоставляются копии анкет;

не предоставляются фотографии в электронном виде в соответствии с требуемым форматом;

предоставляются медицинские заключения с истекшим сроком действия;

не предоставляются оригиналы документов, предусмотренных пунктами 9-12 Перечня документов, утвержденного приказом Минтранса России от 03.11.2015 № 325.

Обо всех упущениях и ошибках мы, естественно, извещаем заявителя.

Выводы

За пока еще непродолжительный период работы Службы по аттестации сил ОТБ уже накоплен разнообразный и потому полезный опыт. Эту работу, как я уже сказал, мы сейчас активизируем, не забывая о других видах своей деятельности. Кстати говоря, пару месяцев назад ФБУ СМБ издало брошюру, в которой вкратце освещены все виды деятельности Службы, а также решаемые ею задачи и предоставляемые услуги.

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

В судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

В судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...