Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Безопасность мореплавания
Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

В начале апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся Второй Всероссийский форум портовиков: «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация», который был организован и проведен журналом «Морские порты». Среди рассматриваемых тем были вопросы, касающиеся обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в области водного транспорта. Предлагаем вниманию читателей выступление начальника ФБУ «Служба морской безопасности» В. Кузнецова.

Виктор Кузнецов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

В современных условиях развивать инфраструктуру портов нельзя, не уделяя должного внимания совершенствованию системы ее безопасности. Затрону только один аспект этой темы – определение пригодности и готовности людей, задействованных в успешном функционировании системы безопасности транспортной инфраструктуры на водном транспорте, или, как мы теперь говорим, сил обеспечения транспортной безопасности (далее – сил ОТБ). При этом я буду обращаться к опыту ФБУ «Служба морской безопасности» (далее – ФБУ СМБ или Служба).

Требования основополагающих документов

Полагаю, уместным будет упомянуть основные требования нашего законодательства и соответствующих документов Правительства РФ по данному вопросу. Так, для установления пригодности и готовности сил обеспечения транспортной безопасности (далее – сил ОТБ) Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (статья 121) определена необходимость обязательной аттестации таких сил. Ответ на вопросы «В чем заключается аттестация?» и «Кого следует относить к силам ОТБ, подлежащим аттестации?» содержится в утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 172 Правилах такой аттестации.

Согласно п. 3 этих Правил, «аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы».

В Правилах также определены (п. 32) 8 категорий работников ОТБ, подлежащих аттестации:

1. Работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.

2. Работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве.

3. Работники субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.

4. Работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования.

5. Работники, осуществляющие досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

6. Работники, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.

7. Работники, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

8. Иные работники субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, выполняющие работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.

При этом:

– категории с 3-й до 7-й относятся к перечню отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу. Проведению их аттестации предшествует обработка персональных данных;

– в отношении категорий 3-7 проводится также проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств требованиям законодательства РФ;

– в отношении 4-й и 5-й категорий осуществляется проверка соответствия уровня физической подготовки.

Заявителями на проведение аттестации могут выступать субъекты транспортной инфраструктуры, а также юридические лица, аккредитованные в качестве подразделений транспортной безопасности, или претендующие на аккредитацию в качестве такого подразделения.

Участие Службы в аттестационной работе

В целях организации работ по проведению аттестации Росморречфлот наделил ФБУ СМБ полномочиями по аттестации сил ОТБ на морском и внутреннем водном транспорте (приказ Росморречфлота от 17.06.2016 № 76).

В рамках исполнения полномочий органа аттестации Службой организованы прием и рассмотрение заявлений на проведение аттестации сил ОТБ от субъектов транспортной инфраструктуры и организаций, претендующих на аккредитацию в качестве подразделений транспортной безопасности, и комплектов документов в отношении аттестуемых лиц. Службой организована также обработка персональных данных сил ОТБ без использования средств автоматизации.

На сегодняшний день Службой осуществлена проверка свыше 1900 комплектов документов, представленных в целях аттестации сил ОТБ, при этом лишь около 650 из них соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

За период с 26 декабря 2016 года по настоящее время Службой проведена аттестация в отношении 135 работников сил обеспечения транспортной безопасности, по результатам которых 99 работникам сил ОТБ были выданы соответствующие свидетельства об аттестации.

В настоящее время Службой ведется работа по созданию центров аттестации в регионах России, в которых будет осуществляться проведение проверок аттестуемых лиц.

Работают центры аттестации в Санкт-Петербурге и Новороссийске. В ближайшее время откроются центры аттестации в Хабаровске и Астрахани. По остальным регионам также ведется активная работа.

Информация о центрах и порядке их работы размещена на официальном сайте ФБУ СМБ (www.msecurity.ru) в разделе «Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности».

Ввиду того, что многие субъекты транспортной инфраструктуры информируют о значительных сложностях, в том числе финансовых, связанных с направлением работников сил ОТБ в Москву или региональный центр аттестации, Службой прорабатывается вопрос проведения выездных проверок на базе заказчика. В этом случае заказчику необходимо будет самостоятельно обеспечить наличие помещений, оборудования и технических средств в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Рис. 1. Структура Органа аттестации ФБУ СМБ

Порядок проведения аттестации

Процесс аттестации сил обеспечения транспортной безопасности можно разделить на следующие этапы:

1) подача документов;

2) проверка документов и обработка персональных данных;

3) принятие решения о допуске к проведению аттестации;

4) проведение проверок аттестуемых лиц (проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств; проверка соответствия уровня физической подготовки; проверка соответствия знаний, умений, навыков) и принятие решения о соответствии аттестуемого лица;

5) оформление и выдача свидетельства об аттестации сил ОТБ. Внесение информации в реестр выданных свидетельств.

Теперь вкратце о каждом этапе этой работы.

1. Подача документов.

Заявитель на проведение аттестации предоставляет в орган аттестации комплект документов, соответствующий требованиям пункта 9 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172.

Детальную информацию о том, какие документы и в каком формате необходимо предоставлять, в том числе образцы заполнения таких документов, можно найти на официальном сайте ФБУ СМБ в разделе «Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности».

2. Проверка документов и обработка персональных данных.

Служба в течение трех рабочих дней осуществляет проверку предоставленного пакета документов.

В отношении отдельных категорий сил ОТБ Службой проводится также обработка персональных данных, которая вместе с проверкой документов составляет 45 дней.

По результатам проведенных проверки документов и обработки персональных данных заявитель информируется о необходимости заключения договора на проведение аттестации сил ОТБ. Это делается в целях принятия решения о допуске аттестуемых лиц к прохождению проверок, предусмотренных пунктами 23-27 Правил аттестации.

3. Принятие решения о допуске к проведению аттестации.

Орган аттестации принимает решение о допуске аттестуемого лица к прохождению аттестации при выполнении каждого из следующих условий:

а) наличие заключения ОВД о возможности допуска;

б) соответствие предоставленного заявителем пакета документов утвержденным форме и перечню;

в) отсутствие выявленных в результате обработки персональных данных ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, – для отдельных категорий лиц;

г) наличие договора, заключенного в соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», с органом аттестации или аттестующей организацией.

При принятии решения о допуске к прохождению аттестации данные аттестуемого лица обезличиваются, и аттестуемому присваивается уникальный идентификационный номер.

4. Проверки аттестуемых лиц.

Следует сразу сказать, что количество проверок и, соответственно, стоимость аттестации зависит от категории аттестуемого лица:

Проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. Такая проверка проводится посредством психофизиологического обследования аттестуемых лиц. В рамках проверки определяются качества, необходимые для достижения приемлемых показателей в конкретной профессиональной деятельности (профессионально важные качества), а также наличие факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения. По результатам проверки аттестуемое лицо допускается или не допускается к проверке уровня физической подготовки или к проверке знаний, умений, навыков, в зависимости от категории аттестуемого.

Проверка соответствия уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. В рамках проведения проверки на основании результатов выполненных аттестуемым лицом физических упражнений оценивается соответствие уровня физической подготовки аттестуемого лица утвержденным нормативам. По результатам проверки аттестуемое лицо допускается или не допускается к проверке знаний, умений, навыков.

Проверка соответствия знаний, умений, навыков требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности и принятие решения о соответствии. Проверка осуществляется путем тестирования аттестуемого лица, в рамках которого аттестуемому необходимо ответить на 50 тестовых вопросов с 4 и более многовариантными ответами, ответить на три тематических вопроса и решить две практические задачи, содержащиеся в билетах. По результатам проверки соответствия знаний, умений, навыков орган аттестации (аттестующая организация) выносит решение о соответствии аттестуемого лица.

5. Оформление и выдача свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

На основании решения о соответствии органом аттестации оформляется и направляется заявителю свидетельство об аттестации сил ОТБ.

Аттестация проводится один раз в 5 лет или один раз в 3 года – в зависимости от категории аттестуемого работника.

Рис. 2. Порядок проведения аттестации сил ОТБ

Проблемные вопросы

К проблемным вопросам можно отнести следующие:

Субъекты транспортной инфраструктуры испытывают сложности с определением категории, к которой необходимо отнести аттестуемое лицо, в том числе указывают категории, которые и вовсе не предусмотрены законодательством о транспортной безопасности. Так наибольшие трудности вызывает определение, кого именно относить к третьей категории («Работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств»).

Неурегулированность сроков заключения договора на проведение аттестации сил ОТБ. Так в начальном пакете документов предоставление заключенного договора не требуется, но он необходим для принятия решения о допуске аттестуемого лица к прохождению аттестации. На практике выходит, что комплект документов проверен и соответствует требованиям, а договор не заключается в течение нескольких месяцев.

Несоответствие представляемых документов предъявляемым к ним требованиям.

Наиболее распространенные ошибки в предоставляемых документах на проведение аттестации:

неверно указывается орган аттестации;

неверно указывается категория аттестуемого лица;

заявления об обработке персональных данных и заявления о проведении аттестации заполняются неверно либо не по форме;

не предоставляется заявление аттестуемого лица на имя руководителя о приеме (переводе) на должность;

анкеты содержат неполные или недостоверные сведения;

предоставляются копии анкет;

не предоставляются фотографии в электронном виде в соответствии с требуемым форматом;

предоставляются медицинские заключения с истекшим сроком действия;

не предоставляются оригиналы документов, предусмотренных пунктами 9-12 Перечня документов, утвержденного приказом Минтранса России от 03.11.2015 № 325.

Обо всех упущениях и ошибках мы, естественно, извещаем заявителя.

Выводы

За пока еще непродолжительный период работы Службы по аттестации сил ОТБ уже накоплен разнообразный и потому полезный опыт. Эту работу, как я уже сказал, мы сейчас активизируем, не забывая о других видах своей деятельности. Кстати говоря, пару месяцев назад ФБУ СМБ издало брошюру, в которой вкратце освещены все виды деятельности Службы, а также решаемые ею задачи и предоставляемые услуги.

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...