Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности
20.02.2018
Безопасность мореплавания
В начале апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся Второй Всероссийский форум портовиков: «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация», который был организован и проведен журналом «Морские порты». Среди рассматриваемых тем были вопросы, касающиеся обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в области водного транспорта. Предлагаем вниманию читателей выступление начальника ФБУ «Служба морской безопасности» В. Кузнецова.
Виктор Кузнецов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»
В современных условиях развивать инфраструктуру портов нельзя, не уделяя должного внимания совершенствованию системы ее безопасности. Затрону только один аспект этой темы – определение пригодности и готовности людей, задействованных в успешном функционировании системы безопасности транспортной инфраструктуры на водном транспорте, или, как мы теперь говорим, сил обеспечения транспортной безопасности (далее – сил ОТБ). При этом я буду обращаться к опыту ФБУ «Служба морской безопасности» (далее – ФБУ СМБ или Служба).
Требования основополагающих документов
Полагаю, уместным будет упомянуть основные требования нашего законодательства и соответствующих документов Правительства РФ по данному вопросу. Так, для установления пригодности и готовности сил обеспечения транспортной безопасности (далее – сил ОТБ) Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (статья 121) определена необходимость обязательной аттестации таких сил. Ответ на вопросы «В чем заключается аттестация?» и «Кого следует относить к силам ОТБ, подлежащим аттестации?» содержится в утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 172 Правилах такой аттестации.
Согласно п. 3 этих Правил, «аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы».
В Правилах также определены (п. 32) 8 категорий работников ОТБ, подлежащих аттестации:
1. Работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.
2. Работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве.
3. Работники субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.
4. Работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования.
5. Работники, осуществляющие досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.
6. Работники, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
7. Работники, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
8. Иные работники субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, выполняющие работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.
При этом:
– категории с 3-й до 7-й относятся к перечню отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу. Проведению их аттестации предшествует обработка персональных данных;
– в отношении категорий 3-7 проводится также проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств требованиям законодательства РФ;
– в отношении 4-й и 5-й категорий осуществляется проверка соответствия уровня физической подготовки.
Заявителями на проведение аттестации могут выступать субъекты транспортной инфраструктуры, а также юридические лица, аккредитованные в качестве подразделений транспортной безопасности, или претендующие на аккредитацию в качестве такого подразделения.
Участие Службы в аттестационной работе
В целях организации работ по проведению аттестации Росморречфлот наделил ФБУ СМБ полномочиями по аттестации сил ОТБ на морском и внутреннем водном транспорте (приказ Росморречфлота от 17.06.2016 № 76).
В рамках исполнения полномочий органа аттестации Службой организованы прием и рассмотрение заявлений на проведение аттестации сил ОТБ от субъектов транспортной инфраструктуры и организаций, претендующих на аккредитацию в качестве подразделений транспортной безопасности, и комплектов документов в отношении аттестуемых лиц. Службой организована также обработка персональных данных сил ОТБ без использования средств автоматизации.
На сегодняшний день Службой осуществлена проверка свыше 1900 комплектов документов, представленных в целях аттестации сил ОТБ, при этом лишь около 650 из них соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
За период с 26 декабря 2016 года по настоящее время Службой проведена аттестация в отношении 135 работников сил обеспечения транспортной безопасности, по результатам которых 99 работникам сил ОТБ были выданы соответствующие свидетельства об аттестации.
В настоящее время Службой ведется работа по созданию центров аттестации в регионах России, в которых будет осуществляться проведение проверок аттестуемых лиц.
Работают центры аттестации в Санкт-Петербурге и Новороссийске. В ближайшее время откроются центры аттестации в Хабаровске и Астрахани. По остальным регионам также ведется активная работа.
Информация о центрах и порядке их работы размещена на официальном сайте ФБУ СМБ (www.msecurity.ru) в разделе «Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности».
Ввиду того, что многие субъекты транспортной инфраструктуры информируют о значительных сложностях, в том числе финансовых, связанных с направлением работников сил ОТБ в Москву или региональный центр аттестации, Службой прорабатывается вопрос проведения выездных проверок на базе заказчика. В этом случае заказчику необходимо будет самостоятельно обеспечить наличие помещений, оборудования и технических средств в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Рис. 1. Структура Органа аттестации ФБУ СМБ
Порядок проведения аттестации
Процесс аттестации сил обеспечения транспортной безопасности можно разделить на следующие этапы:
1) подача документов;
2) проверка документов и обработка персональных данных;
3) принятие решения о допуске к проведению аттестации;
4) проведение проверок аттестуемых лиц (проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств; проверка соответствия уровня физической подготовки; проверка соответствия знаний, умений, навыков) и принятие решения о соответствии аттестуемого лица;
5) оформление и выдача свидетельства об аттестации сил ОТБ. Внесение информации в реестр выданных свидетельств.
Теперь вкратце о каждом этапе этой работы.
1. Подача документов.
Заявитель на проведение аттестации предоставляет в орган аттестации комплект документов, соответствующий требованиям пункта 9 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172.
Детальную информацию о том, какие документы и в каком формате необходимо предоставлять, в том числе образцы заполнения таких документов, можно найти на официальном сайте ФБУ СМБ в разделе «Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности».
2. Проверка документов и обработка персональных данных.
Служба в течение трех рабочих дней осуществляет проверку предоставленного пакета документов.
В отношении отдельных категорий сил ОТБ Службой проводится также обработка персональных данных, которая вместе с проверкой документов составляет 45 дней.
По результатам проведенных проверки документов и обработки персональных данных заявитель информируется о необходимости заключения договора на проведение аттестации сил ОТБ. Это делается в целях принятия решения о допуске аттестуемых лиц к прохождению проверок, предусмотренных пунктами 23-27 Правил аттестации.
3. Принятие решения о допуске к проведению аттестации.
Орган аттестации принимает решение о допуске аттестуемого лица к прохождению аттестации при выполнении каждого из следующих условий:
а) наличие заключения ОВД о возможности допуска;
б) соответствие предоставленного заявителем пакета документов утвержденным форме и перечню;
в) отсутствие выявленных в результате обработки персональных данных ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, – для отдельных категорий лиц;
г) наличие договора, заключенного в соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», с органом аттестации или аттестующей организацией.
При принятии решения о допуске к прохождению аттестации данные аттестуемого лица обезличиваются, и аттестуемому присваивается уникальный идентификационный номер.
4. Проверки аттестуемых лиц.
Следует сразу сказать, что количество проверок и, соответственно, стоимость аттестации зависит от категории аттестуемого лица:
• Проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. Такая проверка проводится посредством психофизиологического обследования аттестуемых лиц. В рамках проверки определяются качества, необходимые для достижения приемлемых показателей в конкретной профессиональной деятельности (профессионально важные качества), а также наличие факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения. По результатам проверки аттестуемое лицо допускается или не допускается к проверке уровня физической подготовки или к проверке знаний, умений, навыков, в зависимости от категории аттестуемого.
• Проверка соответствия уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. В рамках проведения проверки на основании результатов выполненных аттестуемым лицом физических упражнений оценивается соответствие уровня физической подготовки аттестуемого лица утвержденным нормативам. По результатам проверки аттестуемое лицо допускается или не допускается к проверке знаний, умений, навыков.
• Проверка соответствия знаний, умений, навыков требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности и принятие решения о соответствии. Проверка осуществляется путем тестирования аттестуемого лица, в рамках которого аттестуемому необходимо ответить на 50 тестовых вопросов с 4 и более многовариантными ответами, ответить на три тематических вопроса и решить две практические задачи, содержащиеся в билетах. По результатам проверки соответствия знаний, умений, навыков орган аттестации (аттестующая организация) выносит решение о соответствии аттестуемого лица.
5. Оформление и выдача свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
На основании решения о соответствии органом аттестации оформляется и направляется заявителю свидетельство об аттестации сил ОТБ.
Аттестация проводится один раз в 5 лет или один раз в 3 года – в зависимости от категории аттестуемого работника.
Рис. 2. Порядок проведения аттестации сил ОТБ
Проблемные вопросы
К проблемным вопросам можно отнести следующие:
Субъекты транспортной инфраструктуры испытывают сложности с определением категории, к которой необходимо отнести аттестуемое лицо, в том числе указывают категории, которые и вовсе не предусмотрены законодательством о транспортной безопасности. Так наибольшие трудности вызывает определение, кого именно относить к третьей категории («Работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств»).
Неурегулированность сроков заключения договора на проведение аттестации сил ОТБ. Так в начальном пакете документов предоставление заключенного договора не требуется, но он необходим для принятия решения о допуске аттестуемого лица к прохождению аттестации. На практике выходит, что комплект документов проверен и соответствует требованиям, а договор не заключается в течение нескольких месяцев.
Несоответствие представляемых документов предъявляемым к ним требованиям.
Наиболее распространенные ошибки в предоставляемых документах на проведение аттестации:
• неверно указывается орган аттестации;
• неверно указывается категория аттестуемого лица;
• заявления об обработке персональных данных и заявления о проведении аттестации заполняются неверно либо не по форме;
• не предоставляется заявление аттестуемого лица на имя руководителя о приеме (переводе) на должность;
• анкеты содержат неполные или недостоверные сведения;
• предоставляются копии анкет;
• не предоставляются фотографии в электронном виде в соответствии с требуемым форматом;
• предоставляются медицинские заключения с истекшим сроком действия;
• не предоставляются оригиналы документов, предусмотренных пунктами 9-12 Перечня документов, утвержденного приказом Минтранса России от 03.11.2015 № 325.
Обо всех упущениях и ошибках мы, естественно, извещаем заявителя.
Выводы
За пока еще непродолжительный период работы Службы по аттестации сил ОТБ уже накоплен разнообразный и потому полезный опыт. Эту работу, как я уже сказал, мы сейчас активизируем, не забывая о других видах своей деятельности. Кстати говоря, пару месяцев назад ФБУ СМБ издало брошюру, в которой вкратце освещены все виды деятельности Службы, а также решаемые ею задачи и предоставляемые услуги.
Морской флот №2 (2017)