Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Грузовая база
Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год. Большая часть этого объема обеспечивается примерно 10 крупнейшими компаниями и холдингами, которые укрупняются и консолидируются. При этом компании стараются наращивать присутствие сразу в нескольких сегментах отрасли.

Ввиду ограниченности российского внутреннего рынка производство минудобрений в стране традиционно ориентировано на экспорт. Однако, по прогнозам экспертов, акценты в поставках экспорта будут постепенно смещаться с Северной и Латинской Америки на страны Азии, а наряду с ценовым фактором все большую значимость для российских экспортеров будут приобретать качество, ассортимент и технологичность выпускаемой продукции.

Татьяна Дмитриева

В 2016 году суммарный объем производства минеральных удобрений в России вырос на 3,7%, до рекордных 20,7 млн тонн, что составляет примерно десятую часть мирового производства (рис. 1). При этом позиции России на мировом рынке наиболее заметны в сегменте калийных удобрений – 25% мирового производства, в сегменте азотных удобрений эта доля составляет 13%, фосфорных – лишь 0,05%.

Рис. 1. Динамика производства минеральных удобрений в России, 2006-2016 гг.

Источник: Росстат.

Самый заметный рост имел место в производстве фосфорных удобрений (9,8%), объем выпуска азотных удобрений вырос на 8,5%, а производство в сегменте калийных удобрений упало на 3,8% (рис. 2).

Рис. 2. Производство минеральных удобрений в России по видам, 2006-2016 гг.

Источник: Росстат.

Экспортный приоритет

В условиях высокой загрузки производственных мощностей (более 86%) и роста объемов производства минудобрений их продажи на внутреннем рынке в течение 2014-2016 годов снизились с 5,4 млн тонн до 5,1 млн тонн. Больше половины внутренних продаж минудобрений приходится на аммиачную селитру, также значителен спрос на комплексные удобрения. Однако тенденция роста спроса на последние, как отмечают эксперты, неустойчива из-за чувствительности рынка к росту цен.

Ограниченная емкость внутреннего рынка определяет экспортную ориентацию отрасли: на внешние рынки идет более 70% продукции, и, по прогнозам экспертов, эта ситуация в обозримом будущем сохранится.

Несмотря на сложности, связанные с перенасыщением мирового рынка, снижением спроса со стороны главных потребителей (в первую очередь Бразилии, Китая и США, на которые приходится более 40% экспорта) и снижением мировых цен, российские экспортеры выигрывают за счет дешевого сырья, слабого рубля и относительно низкой себестоимости производства.

Кроме того, на мировом рынке возникают новые точки роста спроса на отечественные минудобрения. Это в первую очередь страны АТР (Малайзия, Индонезия, Вьетнам), куда объемы экспорта удобрений растут уже не первый год, и Ближнего Востока (ОАЭ).

Вместе с тем, по мнению участников рынка, на конкурентоспособность российских удобрений сегодня влияет не только и даже не столько цена продукта, сколько его качество, ассортимент и предлагаемый компанией сервис. С каждым годом растут потребности рынка в высокотехнологичных, так называемых диверсифицированных удобрениях (создаваемых под конкретную культуру и регион применения), также увеличивается спрос на удобрения в мелкой фасовке.

Российские компании постепенно осваивают эти ниши. К примеру, несколько лет назад компания «ФосАгро» производила 6-7 марок удобрений, сегодня – 35, в ближайшем будущем их будет 50. О намерении выпускать удобрения в фасовке 1-3 кг недавно заявил «Уралхим». В рамках НИОКР отдельными компаниями ведется работа над созданием «умных удобрений», способствующих постоянному поддержанию питательных веществ в почве и т.д.

Игроки рынка

Сегодня более половины российского производства минудобрений обеспечивается крупными компаниями и холдингами, при этом эксперты отмечают их дальнейшую консолидацию и укрупнение до суперконцернов – речь идет о холдингах «ЕвроХим», «ФосАгро» и «Акрон».

Степень монополизации в отдельных сегментах отрасли при этом различна. Полностью монопольным остается калийный сегмент – единственным производителем хлорида калия выступает «Уралкалий». Но в ближайшее время ситуация будет изменяться.

В 2018 году «ЕвроХим» должен запустить два проекта по добыче и переработке калийных удобрений с целью обеспечения присутствия во всех сегментах рынка минеральных удобрений и углубления вертикальной интеграции. С вводом в эксплуатацию новых калийных производств «ЕвроХим» станет первой в России и четвертой в мире компанией, выпускающей весь спектр минеральных удобрений. После 2020 года на базе Гремячинского месторождения в Волгоградской области планирует запустить производство калийных удобрений «Акрон».

Более половины производства фосфорных удобрений в России сегодня обеспечивает «ФосАгро». Второй по величине производитель – «ЕвроХим», на третьем месте – «Уралхим».

Концентрация производства довольно высока и в сегменте производства комплексных удобрений, содержащих три питательных вещества. Порядка 40% их выпуска приходится на предприятия группы «ФосАгро», 30% – на «Акрон». Заметными производителями в этом сегменте выступают «Минудобрения» (Россошь), «ЕвроХим» и «Уралхим».

Наиболее конкурентным является выпуск азотных удобрений. Доля крупнейшего игрока – «ЕвроХима» – не превышает здесь четверти объема производства, другими крупными производителями выступают «Уралхим» и «Акрон». В 2016 году азотный сегмент пополнился двумя новыми предприятиями. В Татарстане международное СП АО «Аммоний» запустило в эксплуатацию новый комплекс, способный выпускать до 717,5 тыс. тонн аммиака, 717,5 тыс. тонн гранулированного карбамида и 380 тыс. тонн аммиачной селитры в год.

Также открыл цех по производству сульфида аммония Михайловский завод химических реактивов в Алтайском крае (первое предприятие по производству минудобрений в азиатской части России, также выпускает карбамид), цех рассчитан на выпуск 20-30 тыс. тонн сульфида аммония в год.

До недавнего времени одним из приоритетных направлений отрасли минудобрений выступало развитие зарубежных активов. Но изменение экономических реалий внесло коррективы в стратегии компаний, которые сейчас стали сосредоточиваться на развитии российских производственных площадок.

Например, в 2005 году «Акрон» приобрел предприятие по производству сложных удобрений «Хунжи-Акрон» в Китае мощностью 800 тыс. тонн и создал в стране сбытовую сеть. Но в дальнейшем завод пострадал от новой экологической политики Китая и был вынужден сократить производство, и уже в 2016 году «Акрон» продал свою долю акций предприятия. При этом, по заявлению руководства «Акрона», Китай останется одним из приоритетных рынков сбыта компании, куда будет наращиваться экспорт продукции, в том числе за счет созданной для «Хунжи-Акрона» сети сбыта.

Другой показательный пример – «ЕвроХим», который в 2013 году объявлял о намерении построить завод по производству аммиака и карбамида в США (штат Луизиана), но впоследствии отказался от своих планов из-за введенных санкций и тоже отдал предпочтение развитию мощностей в России.

Однако есть и положительные примеры увеличения зарубежного присутствия российских компаний отрасли, один из них – строительство «ЕвроХимом» комплекса по выпуску минудобрений в Казахстане мощностью 640 тыс. тонн фосфорной муки в год, а в дальнейшем химического комплекса по выпуску комплексных минеральных удобрений мощностью 1 млн тонн.

В 2016 году все крупные компании отрасли нарастили объемы производства удобрений, в том числе за счет модернизации мощностей, исключение составил лишь «Уралкалий», который так и не смог восстановить производственные мощности после аварии на руднике «Соликамск-2» в конце 2014 года.

Но, несмотря на рост объемов производства, финансовые показатели основных производителей в 2016 году снижались под воздействием падения мировых цен на минудобрения (рис. 3), и эта тенденция продолжилась и в 2017 году. К примеру, в первом полугодии 2017 года заводы «ЕвроХима» увеличили выпуск азотных удобрений на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как чистая прибыль группы снизилась в 1,7 раза; компания «ФосАгро» нарастила объем производства удобрений на 8,8%, при этом чистая прибыль упала в 2,3 раза.

Рис. 3. Чистая выручка крупнейших производителей минудобрений в 2015 и 2016 гг.

Источник: РБК исследования. Рейтинг крупнейших компаний России, 2017

Стратегические ориентиры

Стратегические ориентиры развития отрасли минудобрений заложены в «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года». В настоящее время Минпромторгом России также разработан проект плана мероприятий («дорожная карта») по развитию производства минеральных удобрений до 2025 года. Согласно подготовленному проекту, объем производства минеральных удобрений в России к 2020 году вырастет до 24,1 млн тонн, а к 2025 году – до 28 млн тонн.

На расширение существующих мощностей и строительство новых производств настроены все ведущие игроки российского рынка. Так, «ЕвроХим» помимо двух калийных проектов (Гремячинского ГОКа мощностью 2,4 млн тонн с перспективой увеличения до 3,5 млн тонн и Усольского комбината мощностью 3,7 млн тонн, которые должны заработать уже в 2018 году) ведет строительство аммиачного завода в г.Кингисеппе Ленинградской области мощностью 1 млн тонн в год, проводит модернизацию предприятия «НАК Азот» по выпуску карбамида, а также планирует модернизацию и расширение предприятия «ЕвроХим – Белореченские удобрения».

«Северо-Западная фосфорная компания», принадлежащая «Акрону», строит вторую очередь ГОКа на базе апатитонефелиновых руд месторождения «Олений Ручей» на Кольском полуострове. В среднесрочных планах «Акрона» – запуск комплекса производств смешанных удобрений на «Дорогобуже», реконструкция и модернизация новгородской площадки. Кроме того, с 2023 года «Акрон» планирует начать разработку Талицкого участка Верхнекамского калийного месторождения, а с 2025 года вывести его на полную мощность – 1 млн тонн калийных солей в год.

«Уралкалий» в 2018-2019 годах планирует расширение проекта «Соликамск-3», а также расширение мощностей по выпуску карбамида и известково-аммиачной селитры.

«ФосАгро» к 2020 году планирует увеличить производственные мощности на 24%, ключевым проектом компании при этом станет строительство высокотехнологичного производства аммиака мощностью 760 тыс. тонн в год, который планируется ввести в эксплуатацию до конца 2017 года. На площадке АО «ФосАгро-Череповец» будет запущено новое производство гранулированного карбамида мощностью 500 тыс. тонн в год.

При этом отрасль будет не только сохранять, но и усиливать экспортную ориентацию – доля экспорта в структуре выпуска продукции увеличится с 71% в 2016 году до 75% в 2020 году. Вместе с тем, Минпромторг весьма оптимистично смотрит и на перспективу роста внутреннего спроса на удобрения, предполагая, что уровень внесения минеральных удобрений вырастет «до уровня промышленно развитых стран» – с 48,8 кг/га в 2016 году до 50,5 кг/га в 2020 году.

Пока проект «дорожной карты» находится на стадии обсуждения с профильными министерствами и ведомствами, а также с представителями бизнеса, в ходе которого он, возможно, будет дополнен.

Так, производители удобрений выступили с заявлением о необходимости внесения в документ тарифных преференций на перевозку продукции по железной дороге. «Другие отрасли получают эти преференции, а мы на сегодня имеем только одну – на аммиак, и то она закончилась», – отметил на сентябрьском заседании РСПП, где обсуждался данный вопрос, гендиректор МХК «ЕвроХим» Игорь Нечаев.

Ожидается, что после доработки документ будет вынесен на утверждение в Правительство РФ в 2018 году.

Морские порты №8 (2017)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны 22 июня, как и по всей России, на учебных площадках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошли меропр...

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге Волгоградский областной суд в пятницу изменил решение суда первой инстанции об аресте Леонида Жданов...

Российская экономика

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Транспортная политика

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса Пост замглавы Минтранса, курирующего порты и водный транспорт, может занять топ-менеджер «Совкомфлот...

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) готовы п...

Морские порты

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону Ростовская компания «ПКФ Братья», входящая в состав американской компании «Каргилл», намерена инвест...

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar 21 июня 2018 у пирса дальних линий морского порта Мурманск ошвартовался самый крупный из когда-либо ...




Морской транспорт

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном В июне 2018 года флот Северо-Западного бассейнового филиала пополнился новым маломерным судном – аэр...

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта Керченская паромная переправа с понедельника упростит порядок перевозки грузовых автомобилей, сообщи...

Речной транспорт

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо»

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо» Второе речное круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили на астраханском судостроитель...

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву Использующий солнечную энергию электрокатамаран, в создании которого принимали участие портфельные к...

Ж/Д транспорт

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки ОАО «Российские железные дороги» не планирует крупных слияний и поглощений до 2025 года, однако допу...

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов ОАО «Российские железные дороги» планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% - достиж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от у...

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...