Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Грузовая база
Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год. Большая часть этого объема обеспечивается примерно 10 крупнейшими компаниями и холдингами, которые укрупняются и консолидируются. При этом компании стараются наращивать присутствие сразу в нескольких сегментах отрасли.

Ввиду ограниченности российского внутреннего рынка производство минудобрений в стране традиционно ориентировано на экспорт. Однако, по прогнозам экспертов, акценты в поставках экспорта будут постепенно смещаться с Северной и Латинской Америки на страны Азии, а наряду с ценовым фактором все большую значимость для российских экспортеров будут приобретать качество, ассортимент и технологичность выпускаемой продукции.

Татьяна Дмитриева

В 2016 году суммарный объем производства минеральных удобрений в России вырос на 3,7%, до рекордных 20,7 млн тонн, что составляет примерно десятую часть мирового производства (рис. 1). При этом позиции России на мировом рынке наиболее заметны в сегменте калийных удобрений – 25% мирового производства, в сегменте азотных удобрений эта доля составляет 13%, фосфорных – лишь 0,05%.

Рис. 1. Динамика производства минеральных удобрений в России, 2006-2016 гг.

Источник: Росстат.

Самый заметный рост имел место в производстве фосфорных удобрений (9,8%), объем выпуска азотных удобрений вырос на 8,5%, а производство в сегменте калийных удобрений упало на 3,8% (рис. 2).

Рис. 2. Производство минеральных удобрений в России по видам, 2006-2016 гг.

Источник: Росстат.

Экспортный приоритет

В условиях высокой загрузки производственных мощностей (более 86%) и роста объемов производства минудобрений их продажи на внутреннем рынке в течение 2014-2016 годов снизились с 5,4 млн тонн до 5,1 млн тонн. Больше половины внутренних продаж минудобрений приходится на аммиачную селитру, также значителен спрос на комплексные удобрения. Однако тенденция роста спроса на последние, как отмечают эксперты, неустойчива из-за чувствительности рынка к росту цен.

Ограниченная емкость внутреннего рынка определяет экспортную ориентацию отрасли: на внешние рынки идет более 70% продукции, и, по прогнозам экспертов, эта ситуация в обозримом будущем сохранится.

Несмотря на сложности, связанные с перенасыщением мирового рынка, снижением спроса со стороны главных потребителей (в первую очередь Бразилии, Китая и США, на которые приходится более 40% экспорта) и снижением мировых цен, российские экспортеры выигрывают за счет дешевого сырья, слабого рубля и относительно низкой себестоимости производства.

Кроме того, на мировом рынке возникают новые точки роста спроса на отечественные минудобрения. Это в первую очередь страны АТР (Малайзия, Индонезия, Вьетнам), куда объемы экспорта удобрений растут уже не первый год, и Ближнего Востока (ОАЭ).

Вместе с тем, по мнению участников рынка, на конкурентоспособность российских удобрений сегодня влияет не только и даже не столько цена продукта, сколько его качество, ассортимент и предлагаемый компанией сервис. С каждым годом растут потребности рынка в высокотехнологичных, так называемых диверсифицированных удобрениях (создаваемых под конкретную культуру и регион применения), также увеличивается спрос на удобрения в мелкой фасовке.

Российские компании постепенно осваивают эти ниши. К примеру, несколько лет назад компания «ФосАгро» производила 6-7 марок удобрений, сегодня – 35, в ближайшем будущем их будет 50. О намерении выпускать удобрения в фасовке 1-3 кг недавно заявил «Уралхим». В рамках НИОКР отдельными компаниями ведется работа над созданием «умных удобрений», способствующих постоянному поддержанию питательных веществ в почве и т.д.

Игроки рынка

Сегодня более половины российского производства минудобрений обеспечивается крупными компаниями и холдингами, при этом эксперты отмечают их дальнейшую консолидацию и укрупнение до суперконцернов – речь идет о холдингах «ЕвроХим», «ФосАгро» и «Акрон».

Степень монополизации в отдельных сегментах отрасли при этом различна. Полностью монопольным остается калийный сегмент – единственным производителем хлорида калия выступает «Уралкалий». Но в ближайшее время ситуация будет изменяться.

В 2018 году «ЕвроХим» должен запустить два проекта по добыче и переработке калийных удобрений с целью обеспечения присутствия во всех сегментах рынка минеральных удобрений и углубления вертикальной интеграции. С вводом в эксплуатацию новых калийных производств «ЕвроХим» станет первой в России и четвертой в мире компанией, выпускающей весь спектр минеральных удобрений. После 2020 года на базе Гремячинского месторождения в Волгоградской области планирует запустить производство калийных удобрений «Акрон».

Более половины производства фосфорных удобрений в России сегодня обеспечивает «ФосАгро». Второй по величине производитель – «ЕвроХим», на третьем месте – «Уралхим».

Концентрация производства довольно высока и в сегменте производства комплексных удобрений, содержащих три питательных вещества. Порядка 40% их выпуска приходится на предприятия группы «ФосАгро», 30% – на «Акрон». Заметными производителями в этом сегменте выступают «Минудобрения» (Россошь), «ЕвроХим» и «Уралхим».

Наиболее конкурентным является выпуск азотных удобрений. Доля крупнейшего игрока – «ЕвроХима» – не превышает здесь четверти объема производства, другими крупными производителями выступают «Уралхим» и «Акрон». В 2016 году азотный сегмент пополнился двумя новыми предприятиями. В Татарстане международное СП АО «Аммоний» запустило в эксплуатацию новый комплекс, способный выпускать до 717,5 тыс. тонн аммиака, 717,5 тыс. тонн гранулированного карбамида и 380 тыс. тонн аммиачной селитры в год.

Также открыл цех по производству сульфида аммония Михайловский завод химических реактивов в Алтайском крае (первое предприятие по производству минудобрений в азиатской части России, также выпускает карбамид), цех рассчитан на выпуск 20-30 тыс. тонн сульфида аммония в год.

До недавнего времени одним из приоритетных направлений отрасли минудобрений выступало развитие зарубежных активов. Но изменение экономических реалий внесло коррективы в стратегии компаний, которые сейчас стали сосредоточиваться на развитии российских производственных площадок.

Например, в 2005 году «Акрон» приобрел предприятие по производству сложных удобрений «Хунжи-Акрон» в Китае мощностью 800 тыс. тонн и создал в стране сбытовую сеть. Но в дальнейшем завод пострадал от новой экологической политики Китая и был вынужден сократить производство, и уже в 2016 году «Акрон» продал свою долю акций предприятия. При этом, по заявлению руководства «Акрона», Китай останется одним из приоритетных рынков сбыта компании, куда будет наращиваться экспорт продукции, в том числе за счет созданной для «Хунжи-Акрона» сети сбыта.

Другой показательный пример – «ЕвроХим», который в 2013 году объявлял о намерении построить завод по производству аммиака и карбамида в США (штат Луизиана), но впоследствии отказался от своих планов из-за введенных санкций и тоже отдал предпочтение развитию мощностей в России.

Однако есть и положительные примеры увеличения зарубежного присутствия российских компаний отрасли, один из них – строительство «ЕвроХимом» комплекса по выпуску минудобрений в Казахстане мощностью 640 тыс. тонн фосфорной муки в год, а в дальнейшем химического комплекса по выпуску комплексных минеральных удобрений мощностью 1 млн тонн.

В 2016 году все крупные компании отрасли нарастили объемы производства удобрений, в том числе за счет модернизации мощностей, исключение составил лишь «Уралкалий», который так и не смог восстановить производственные мощности после аварии на руднике «Соликамск-2» в конце 2014 года.

Но, несмотря на рост объемов производства, финансовые показатели основных производителей в 2016 году снижались под воздействием падения мировых цен на минудобрения (рис. 3), и эта тенденция продолжилась и в 2017 году. К примеру, в первом полугодии 2017 года заводы «ЕвроХима» увеличили выпуск азотных удобрений на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как чистая прибыль группы снизилась в 1,7 раза; компания «ФосАгро» нарастила объем производства удобрений на 8,8%, при этом чистая прибыль упала в 2,3 раза.

Рис. 3. Чистая выручка крупнейших производителей минудобрений в 2015 и 2016 гг.

Источник: РБК исследования. Рейтинг крупнейших компаний России, 2017

Стратегические ориентиры

Стратегические ориентиры развития отрасли минудобрений заложены в «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года». В настоящее время Минпромторгом России также разработан проект плана мероприятий («дорожная карта») по развитию производства минеральных удобрений до 2025 года. Согласно подготовленному проекту, объем производства минеральных удобрений в России к 2020 году вырастет до 24,1 млн тонн, а к 2025 году – до 28 млн тонн.

На расширение существующих мощностей и строительство новых производств настроены все ведущие игроки российского рынка. Так, «ЕвроХим» помимо двух калийных проектов (Гремячинского ГОКа мощностью 2,4 млн тонн с перспективой увеличения до 3,5 млн тонн и Усольского комбината мощностью 3,7 млн тонн, которые должны заработать уже в 2018 году) ведет строительство аммиачного завода в г.Кингисеппе Ленинградской области мощностью 1 млн тонн в год, проводит модернизацию предприятия «НАК Азот» по выпуску карбамида, а также планирует модернизацию и расширение предприятия «ЕвроХим – Белореченские удобрения».

«Северо-Западная фосфорная компания», принадлежащая «Акрону», строит вторую очередь ГОКа на базе апатитонефелиновых руд месторождения «Олений Ручей» на Кольском полуострове. В среднесрочных планах «Акрона» – запуск комплекса производств смешанных удобрений на «Дорогобуже», реконструкция и модернизация новгородской площадки. Кроме того, с 2023 года «Акрон» планирует начать разработку Талицкого участка Верхнекамского калийного месторождения, а с 2025 года вывести его на полную мощность – 1 млн тонн калийных солей в год.

«Уралкалий» в 2018-2019 годах планирует расширение проекта «Соликамск-3», а также расширение мощностей по выпуску карбамида и известково-аммиачной селитры.

«ФосАгро» к 2020 году планирует увеличить производственные мощности на 24%, ключевым проектом компании при этом станет строительство высокотехнологичного производства аммиака мощностью 760 тыс. тонн в год, который планируется ввести в эксплуатацию до конца 2017 года. На площадке АО «ФосАгро-Череповец» будет запущено новое производство гранулированного карбамида мощностью 500 тыс. тонн в год.

При этом отрасль будет не только сохранять, но и усиливать экспортную ориентацию – доля экспорта в структуре выпуска продукции увеличится с 71% в 2016 году до 75% в 2020 году. Вместе с тем, Минпромторг весьма оптимистично смотрит и на перспективу роста внутреннего спроса на удобрения, предполагая, что уровень внесения минеральных удобрений вырастет «до уровня промышленно развитых стран» – с 48,8 кг/га в 2016 году до 50,5 кг/га в 2020 году.

Пока проект «дорожной карты» находится на стадии обсуждения с профильными министерствами и ведомствами, а также с представителями бизнеса, в ходе которого он, возможно, будет дополнен.

Так, производители удобрений выступили с заявлением о необходимости внесения в документ тарифных преференций на перевозку продукции по железной дороге. «Другие отрасли получают эти преференции, а мы на сегодня имеем только одну – на аммиак, и то она закончилась», – отметил на сентябрьском заседании РСПП, где обсуждался данный вопрос, гендиректор МХК «ЕвроХим» Игорь Нечаев.

Ожидается, что после доработки документ будет вынесен на утверждение в Правительство РФ в 2018 году.

Морские порты №8 (2017)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

В судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

В судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...