Безопасность перевозки как приоритет над выгодой - Морские вести России

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

09.01.2018

Безопасность мореплавания

Критерии выбора перевозчика ядерных материалов из числа предприятий морского транспорта

Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая критерии выбора и необходимые требования к организации-перевозчику при перемещении ядерных материалов морем.

Н. Левин, кандидат технических наук

В. Ярош, кандидат технических наук

Общие положения

Международными документами, а также российскими нормативными правовыми актами установлена высокая роль и ответственность перевозчиков ядерных материалов (ЯМ). По этой причине необходимо определить критерии, которые позволяли бы выбирать перевозчика из числа конкурирующих транспортных компаний, способного обеспечить надежную перевозку ЯМ с соблюдением всех действующих норм и правил.

К числу российских морских организаций, участвующих в перевозке ЯМ, относятся судоходные компании и операторы морских терминалов (стивидорные компании), которые производят погрузочно-разгрузочные работы с ЯМ. Выбор надежного перевозчика, способного эффективно и безопасно выполнять возложенные на него обязанности, включая взаимодействие с иными заинтересованными сторонами, является одним из важнейших факторов оптимизации процесса транспортирования ЯМ.

Основными критериями, определяющими выбор перевозчика из числа транспортных морских организаций, следует считать:

обеспечение безопасности морской перевозки (включая безопасность мореплавания, ядерную и радиационную безопасность, аварийную готовность и реагирование);

сохранность груза (учет, контроль и физическая защита) ядерных материалов на всех этапах морской перевозки (плавание, стоянка).

Дополнительными критериями следует считать:

эффективность деятельности морских организаций при взаимодействии участников транспортного процесса (грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя, иных участников);

выполнение морскими организациями, деятельность которых координируется Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлотом), своих обязанностей в полном объеме (при этом деятельность компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозке не должна препятствовать выполнению Росморречфлотом соответствующих функций в области перевозки радиоактивных материалов морским и внутренним водным транспортом).

Ниже будут рассмотрены вопросы соответствия морских транспортных организаций основным критериям, не касаясь дополнительных критериев (что является отдельной темой).

Основные критерии

Российские судоходные компании и операторы морских терминалов должны располагать материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами, необходимыми и достаточными для обеспечения безопасности перевозки и сохранности груза. С учетом международного характера морской деятельности и требований действующего законодательства обращение с ядерными материалами в границах РФ, находящимися в федеральной собственности, собственности иностранных государств, российских юридических лиц, иностранных юридических лиц, и эксплуатацию ядерных установок, находящихся в федеральной собственности, собственности российских юридических лиц, осуществляют российские организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, оформленные в установленном порядке.

При организации безопасной морской перевозки главенствующее место занимает деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление (координацию) деятельностью ядерных установок, а именно – судов, перевозящих ЯМ, и морских терминалов в российских портах. Росморречфлот управляет и координирует деятельность морских организаций, связанных с транспортированием ЯМ (судоходных компаний, операторов морских терминалов). Морские организации взаимодействуют с другими участниками транспортирования (грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями), при этом координацию взаимодействия моряков с иными участниками транспортирования координирует Росморречфлот.

Организация взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления возложена на государственный компетентный орган по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них (Госкорпорация «Росатом»), который руководствуется в своей деятельности соответствующим Положением о компетентном органе. Следует подчеркнуть, что порядок взаимодействия Госкорпорации «Росатом», как компетентного органа, и Росморречфлота, как органа управления использованием атомной энергии на морском транспорте, в настоящее время не определен.

Росморречфлот, руководствуясь требованиями Федерального закона «Об использовании атомной энергии», Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, иных нормативных правовых актов, в пределах своих полномочий:

обеспечивает безопасность и охрану окружающей среды при использовании атомной энергии;

осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности ядерных установок (судов и морских терминалов);

признает морскую организацию пригодной эксплуатировать ядерную установку (судно, морской терминал);

формирует и ведет реестр организаций, пригодных осуществлять эксплуатацию и обращение;

осуществляет деятельность по обучению специалистов (моряков и работников береговых служб) в области использования атомной энергии;

обеспечивает физическую защиту ядерных материалов и установок в организациях, координацию и регулирование деятельности которых он осуществляет;

участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам физической защиты ядерных материалов и установок на подведомственных объектах и в организациях, координацию и регулирование деятельности которых он осуществляет;

обеспечивает соблюдение международных и российских требований в области перевозки и транспортирования ядерных материалов морским и внутренним водным транспортом;

участвует в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок (судов и морских терминалов).

Деятельность любой российской судоходной компании, перевозящей ЯМ (равно как и оператора соответствующего морского терминала), должна удовлетворять требованиям постановления Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. № 88 «Об утверждении Положения о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами» (далее – признания о пригодности).

Для российских судоходных компаний и операторов морских терминалов российских портов документ о пригодности оформляется Росморречфлотом на основе анализа организационных документов и степени подготовленности соответствующей организации, включая требования безопасности.

На практике значительная часть морских судов, эксплуатируемых российскими компаниями (и с российским экипажем на борту), несет флаги иностранных государств в целях получения определенных финансовых преференций. По нашему мнению, для всех судов требования безопасности аналогичны и в границах РФ (включая морские порты, внутреннее и территориальное море России) должны осуществляться в полном объеме, вне зависимости от государства флага судна, перевозящего ЯМ. При этом требования безопасности и сохранности груза ЯМ обладают приоритетом по отношению к коммерческой выгоде.

Требования безопасности

При рассмотрении требований безопасности необходимо ясно и понятно определить термины «объект» (судно, морской терминал) и «субъект» деятельности (судоходная компания, оператор морского терминала), соответствующие законодательству РФ.

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» к объектам («ядерные установки») относятся содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов, то есть суда с ЯМ на борту и морские терминалы, в границах которых осуществляется перевалка грузов ЯМ.

К субъектам относятся организации, эксплуатирующие «объект», – судоходные компании и операторы морских терминалов (стивидорные компании).

Требования безопасности должны удовлетворять постановлению Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 88 о признании организации пригодной осуществлять соответствующую деятельность. Получение документа о признании указывает на то, что конкретная морская транспортная организация удовлетворяет основным критериям, определяющим выбор перевозчика.

Требования безопасности для признания организации пригодной изложены в п. 11 постановления Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. № 88 (далее – Положение). К сожалению, Положение не учитывает в полной мере специфику морской деятельности и не принимает в учет международные и российские требования к морским перевозкам ЯМ. В то же время требования Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ, являются обязательными к исполнению для всех организаций, включая организации морского транспорта.

К основным требованиям по обеспечению безопасности, согласно п. 11 Положения, относятся:

ведение учета индивидуальных доз облучения работников при эксплуатации объектов, обращении с материалами и веществами;

ведение учета и контроля материалов и веществ, радиоактивных отходов;

ведение радиационного контроля в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения (в случае наличия таких зон);

обеспечение физической защиты объектов, материалов и веществ;

своевременное информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения (в случае наличия таких зон);

организация и координация разработки и выполнения программ обеспечения качества при эксплуатации и выводе из эксплуатации объекта;

обеспечение готовности к предотвращению аварий на объекте и снижение их негативных последствий для работников объекта, населения и окружающей среды;

выполнение требований федеральных норм и правил, регламентов, стандартов, правил метрологии и сертификации в области использования атомной энергии;

соблюдение мер пожарной безопасности;

соблюдение правил эксплуатации объекта, а также при обращении с материалами и веществами;

обеспечение готовности принять необходимые меры по защите работников и населения в случае аварии на объекте.

Анализируя приведенные выше требования безопасности, полностью соответствующие Положению, можно сделать определенные выводы. В соответствии с установленным порядком и условиями признания органами управления использованием атомной энергии организаций пригодными осуществлять эксплуатацию и обращение, документ о признании выдается на основе анализа представленных сведений об организации.

К заявлению о признании организации пригодной, помимо прочего, должны быть представлены сведения о готовности выполнения организацией требований по обеспечению безопасности при эксплуатации объекта(ов) и обращении с материалами и веществами. Выражение «сведения о готовности выполнения…» является достаточно неопределенным, объем и степень детализации этих «сведений» Положением не регламентируется. Указанная неопределенность затрудняет организацию практической деятельности и подготовку комплекта необходимых документов для представления в орган управления, что может быть проиллюстрировано следующими примерами:

1. «Выполнение требований федеральных норм и правил…». Не вызывает сомнений, что требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (ФНП), как нормативных правовых актов, должны выполняться, но при этом должны быть определены специальные требования, применимые к морской деятельности, или хотя бы перечень ФНП, изданных от имени Ростехнадзора (а их общее число около ста), сведения о выполнении требований которых должны быть включены в комплект документов. Целесообразно определить перечень федеральных норм и правил, требования которых применимы к морским перевозкам в части обеспечения безопасности и сохранности ЯМ: «Основные правила учета и контроля ядерных материалов», «Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ», «Требования к физической защите судов с ядерными энергетическими установками и судов-транспортировщиков ядерных материалов», «Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии» и т.п.

Формулировка «выполнение требований федеральных норм и правил…» не позволяет однозначно определить, следует ли рассматривать выполнение только ФНП Ростехнадзора или необходимо представить сведения о выполнении норм и правил других органов государственного регулирования безопасности, в частности требований санитарных правил и нормативов: «Норм радиационной безопасности», «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности» и т.п.

Российскими нормами и правилами установлены требования к организациям, в которых возможно возникновение ядерных или радиационных ситуаций. Эти организации обязаны иметь:

перечень потенциальных ядерных или радиационных ситуаций с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

критерии принятия решений при возникновении ядерных или радиационных ситуаций;

план мероприятий по защите работников (персонала) и населения, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;

средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий ядерных или радиационных ситуаций (аварий);

медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим;

аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).

2. «Выполнение правил сертификации в области использования атомной энергии». Указанное требование безопасности, полностью соответствующее российским нормам и правилам для стационарных ядерных установок, не может быть применено к морским судам, перевозящим ЯМ. Сертификация продукции в области использования атомной энергии производится органами по сертификации, аккредитованными соответствующим органом по аккредитации (Госкорпорация «Росатом») в порядке, установленном Правилами аккредитации органов по сертификации, утвержденными постановлением Правительства РФ «Об аккредитации в области использования атомной энергии» от 20 июля 2013 г. № 612 (далее – Постановление). В соответствии с Постановлением (п. 8) его положения не применяются при аккредитации органов на выполнение работ по подтверждению соответствия продукции, поступающей на атомные суда гражданского флота и иные плавсредства с ядерными установками и радиационными источниками, а также на суда, перевозящие радиоактивные материалы, обязательным требованиям.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания подтверждение соответствия судов и судового оборудования осуществляется организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов. Полномочия этих организаций определяются Правительством РФ.

Для российских судов с ядерными материалами на борту организацией, уполномоченной на классификацию, освидетельствование судов и судового оборудования, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий для судов, является Российский морской регистр судоходства (РМРС), который действует в соответствии с издаваемыми им правилами (иными документами).

3. «Обеспечение физической защиты объектов, материалов и веществ». Организация и осуществление физической защиты (ФЗ) на судах, перевозящих ЯМ, регламентируется ФНП «Требования к физической защите судов с ядерными энергетическими установками и судов-транспортировщиков ядерных материалов», изданными Ростехнадзором. В названных ФНП представлен перечень судовых нормативных документов по организации и функционированию системы ФЗ (около 15 единиц), причем некоторые из этих документов, разработанные надлежащим образом в соответствии с требованиями ФНП, достаточно объемны – например, План физической защиты судна.

Как правило, судоходная компания, занимающаяся перевозками ЯМ, эксплуатирует несколько судов, для каждого из которых должен быть разработан свой комплект документов по ФЗ. В том случае если под «сведениями о готовности выполнения…» следует понимать весь комплект документов по ФЗ (для всех судов), то возникают реальные опасения о возможности анализа (или хотя бы просто прочтения) специалистами Росморречфлота всех представленных на рассмотрение документов в отведенный для этой процедуры двухмесячный срок.

4. Постановлением о признании (п. 6) определена необходимость представить на рассмотрение «проектную или техническую документацию с указанием сроков эксплуатации и вывода из эксплуатации каждого объекта, документацию о сроках обращения с материалами или веществами». Если рассматривать и анализировать всю проектную (или техническую) документацию для всех судов с учетом того, что необходимо рассматривать и другие документы, то не может быть и речи о двухмесячном сроке, отведенном на оформление документа о признании.

Выше приведены лишь некоторые примеры (их число может быть значительно расширено), указывающие на неопределенность некоторых требований Положения о признании. Подготовить комплект документов, необходимых для представления в Росморречфлот для получения документа о признании, может оказаться задачей непосильной не только для организации-заявителя, но и для привлекаемых для этих целей специализированных (экспертных) организаций. Учитывая изложенное выше, необходимо установить четкую и ясную процедуру по разработке комплекта документов, необходимых для представления в Росморречфлот. Разработка методических рекомендаций, одобренных Росморречфлотом, позволит упорядочить деятельность организаций-заявителей (либо привлекаемых организаций) и специалистов Росморречфлота, выдающих документ о признании.

Методические рекомендации

В предлагаемых к разработке методических рекомендациях следует определить номенклатуру и приблизительный объем комплекта документов, необходимых для получения документа о признании, а также рассмотреть необходимые процедурные вопросы. Разработка методических рекомендаций должна быть поручена специализированной (экспертной) организации по представлению органа управления атомной энергией, для морских организаций – по поручению Росморречфлота.

Примерное предлагаемое содержание методических рекомендаций для Росморречфлота:

основы физической и технической ядерной безопасности;

основы учета и контроля ядерных материалов;

определение перечня основных нормативных правовых актов и иных нормативных документов, в соответствии с требованиями которых будет подготовлен комплект документов;

разработка перечня основных требований, нуждающихся в документальном подтверждении (с учетом специфики деятельности организации);

уточнение перечня имеющихся в организации документов и разработки недостающих;

разработка типовых форм документов для представления в Росморречфлот;

определение основного содержания комплекта документов с учетом специфики деятельности организации-заявителя (судоходная компания или оператор морского терминала);

вопросы процедуры представления документов и их корректировки (при необходимости);

рекомендации по внесению необходимых уточнений в комплект документов при изменении требований безопасности на федеральном (ведомственном) уровне;

рекомендации по выбору исполнителя работ по подготовке и корректировке (разработке недостающих) документов, входящих в комплект документов, прилагаемых к заявлению о признании;

взаимодействие с Росморречфлотом (при осуществлении практической деятельности) после получения документа о признании.

На основе методических рекомендаций организация-заявитель определит возможность разработки комплекта документов собственными силами или сочтет необходимым привлечь для выполнения работ специализированную (экспертную) организацию.

Научно обоснованный подход к формированию комплекта документов по обеспечению безопасности позволит исключить возможные неопределенности при его подготовке и представлению на рассмотрение в Росморречфлот и повысить эффективность деятельности по получению документа о признании.

Морские организации, получившие документ о признании, могут быть рекомендованы в качестве организаций-перевозчиков ЯМ морем как удовлетворяющие основным критериям.

Морские вести России №7 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ