О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

Судостроение
О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость назначалась по результатам модельных испытаний по «летнему» льду с изгибной прочностью 0,6…0,5 МПа (соответствует температуре льда ок. -20°С). С переходом на круглогодичную навигацию возникает необходимость в дополнительном определении (назначении) ледопроходимости для зимнего льда, так как он значительно прочнее. Ледопроходимость уменьшается в 2 раза при увеличении прочности льда в 4 раза. В связи с этим возникает потребность в получении ответа на вопросы: какие существуют льды на традиционной и высокоширотной трассах СМП, какова их толщина и прочность?

Роман Квитковский, инженер-кораблестроитель

Толщина и прочность определяют величину разрушающей нагрузки на кромку льда. Именно такую нагрузку должен создавать ледокол при ломке льда, двигаясь с минимально устойчивой скоростью. Основные моменты физической модели взаимодействия корпуса ледокола со льдом представляют собой наползание корпуса на кромку льда, резкое торможение и ее проламывание, образование в носу полыньи с обломками льда, разгон ледокола до прежней скорости и встреча с новой кромкой льда. И это определяет основные параметры ледокола (водоизмещение, мощность, длина).

Физическая модель взаимодействия корпуса ледокола со льдом

Существует две точки зрения на движение ледокола во льдах предельных толщин с минимальной устойчивой скоростью. Первая – циклическое движение с изменяющимся дифферентом (В.И. Виноградов, Л.М. Ногид и др.); вторая – плоское движение ледокола (В.И. Каштелян, Б.П. Ионов и др.).

Свободно плавающий ледокол, как и любое судно, подвергаясь силовому воздействию (ветер, волны, лед), отвечает равновеликой силовой реакцией, которая наблюдается в виде дифферента (ψ), крена (θ). Одновременно работа этих сил накапливается (аккумулируется) в виде потенциальной энергии ледокола в обеспечение возврата в исходное положение после снятия внешнего силового воздействия (принцип минимума потенциальной энергии).

Силовая реакция ледокола представляет собой пару сил – массы ледокола (D) и сил плавучести (γV).Плечо пары сил равно произведению метацентрической высоты (H, h) на синус угла наклонения или просто углу при малых наклонениях (ψ, θ в радианах), называемых плечами продольной статической остойчивости lψ = Hψ, поперечной статической остойчивости lθ = hθ. Работа пары сил продольных наклонений (дифферентование) A = DHψ*ψ по величине представляет собой потенциальную энергию подъема центра масс ледокола с плечом, именуемым плечом продольной динамической остойчивости, и аналогично для поперечных наклонений. Вывод: при наличии замеренных углов наклонений можно получить достаточно достоверные данные о силовом воздействии на ледокол, а зная зоны контакта льда и его толщину, можно судить об интегральной прочности льда.

Значение метацентрических высот, диаграммы статической остойчивости для различных состояний ледокола приводятся в эксплуатационных документах.

Рассматривая первую точку зрения, следует отметить, что физическая модель взаимодействия корпуса ледокола со льдом, при предельных толщинах с устойчивой минимальной скоростью, представляется повторяющимися циклами с пиковым характером дифферента длительностью прядка нескольких секунд с интервалами между пиковыми значениями. Этот процесс начинается со сминания кромки льда (удара) и наползания форштевня ледокола на кромку льда благодаря кинетической энергии массы ледокола и, соответственно, увеличению вертикальной проламывающей лед силы вследствие увеличения дифферента, резкого торможения. С достижением критической величины проламывающей силы образуется продольная трещина впереди форштевня, затем кольцевая трещина и первый сектор облома, далее вступают в контакт борта корпуса, что приводит к следующему секторному облому ледяного поля, образованию полыньи с обломками льда, далее – разгон в полынье до первоначального значения скорости, встреча с новой кромкой льда. Затем цикл повторяется. Одновременно с этим может быть крен. Наличие крена говорит о разной толщине или прочности льда по бортам.

В свое время в период ходовых ледовых испытаний атомного ледокола «Арктика»-1975 был записан циклический пиковый характер дифферента, зарегистрированы крены (качка). Также был зафиксирован так называемый «постоянный» дифферент, свидетельствующий о действии сил плавучести, притопленного, ушедшего под днище льда в носовой части ледокола. Имели место провалы пиковых значений дифферента в зону «постоянного» дифферента длительностью в несколько секунд. Объяснение этому явлению – выталкивание обломков льда, облегающих корпус, за пределы корпуса при резком уменьшении дифферента в момент проламывания льда.

При работе набегами (с разгона), когда толщина льда больше предельной, физическая модель представляется как серия циклов, подобных тем, что существуют при устойчивом ходе в предельном льду, но с большим дифферентом, т.е. с большей проламывающей силой. Циклы следуют значительно быстрее, один за другим, на дистанции выбега, так как кинетическая энергия ледокола при набеге на порядок больше по сравнению с ходом в предельном льду. Если лед окажется еще толще или прочнее, то происходит заклинка ледокола, то есть его остановка. Увеличение скорости разгона – набора большей кинетической энергии массы ледокола может не решить проблему, а усугубить. Что однажды и произошло с ледоколом «Сибирь». Намереваясь пробить перемычку, увеличили разгон, да так, что судно выскочило на лед и стало терять остойчивость (заваливаться на борт). Только благодаря оперативно выполненному реверсу ледокол не остановился и сошел со льда. Такая ситуация возникла в связи с отсутствием у судоводителя данных о толщине льда и его прочности, а также о возможностях ледокола. Вывод: на ледоколе должны быть средства дистанционного измерения толщины льда и оценка его прочности, а также механическое ограничение предельного наползания ледокола на лед.

Что касается второй точки зрения, то «первоначально в контакт со льдом вступает форштевень ледокола. В результате местного смятия и скалывания льда в сплошном ледяном поле образуется прорезь, форма которой соответствует форме форштевня. По мере продвижения судна в контакт со льдом вступают участки борта, непосредственно прилегающие к форштевню. В результате смятия кромки льда образуется зона контакта, достаточная для разрушения льда изгибом на отдельные сектора» (Б.П. Ионов, Е.М. Грамузов. «Ледовая ходкость судов». С.-Петербург, «Судостроение», 2001, стр. 150).

Трассы СМП

Трассы СМП рассматриваются без учета потепления. Между тем метеорологи отмечают максимум потепления в 2015 году, а теперь наступает период возврата к имевшимся ранее климатическим условиям.

Согласно прогнозу развития фона климатических и ледовых условий в Арктике в XXI в., к 2030-2040 годам ожидается постепенный переход к холодному периоду с повышенным фоном ледовитости в арктических морях. Характеристики этих условий будут близки характеристикам, соответствующим холодному периоду в XX в., с присущей им межгодовой изменчивостью. Повышенный фон ледовитости арктических морей приведет к увеличению протяженности пути плавания в сплоченных льдах и сокращению периода безледокольного плавания.

Трасса СМП в сложившемся понимании проходит вдоль береговой линии северных морей. По ледовым условиям делится на Западный и Восточный секторы. В Западном секторе температура воздуха не опускается ниже минус 45°С, льды однолетние толщиной до двух метров. В Восточном секторе температура воздуха опускается ниже минус 55°С (зафиксирована температура -57,7°С), ледовая обстановка характеризуется наличием паковых (многолетних) льдов даже летом. Толщина льдов может достигать 3,5 метров и более.

Трасса СМП по дуге большого круга по температурному режиму может рассматриваться минус 45°…55°С, ледовому режиму – паковые льды на большей части трассы толщиной 3,5 метра.

Разрушение кромки ледового поля

Многочисленные исследования разных авторов показывают простую зависимость разрушающей силы (проламывающей силы) ледовое поле, как произведение коэффициента на толщину льда в квадрате. Для полубесконечной ледовой пластины (ледового поля), характерного для контакта форштевня ледокола с кромкой льда, М.К. Таршис предложил зависимость:

F=1,64σиh2, где F – проламывающая сила в т; σи – изгибная прочность в т/м2, h – толщина льда в м (Ледовое сопротивление судов. Сб. науч. тр. Мурманск. высш. мореход. училище,1957. Вып. 1, с 88-89).

Коэффициент в приведенной формуле, рассчитанный по ледовым испытаниям «Арктики»-1975, составил величину 1,706.

При разработке РД 39-091-91, Руководящего документа – «Инструкция по безопасному ведению геолого-разведочных работ на морском припайном льду» были проведены исследовании несущей способности кромки ледового поля. В результате была введена разработанная нормативная формула:

P=100-125Σkh2, где P – несущая способность кромки ледового поля, коэффициенты: 100 – колесная техника, 125 – гусеничная, Σk – произведение нескольких поправочных коэффициентов, таких как коэффициент запаса, температурный коэффициент и др., h – толщина льда. Как видно, структура формулы в сравнении с предыдущей – одинаковы. Важным обстоятельством является то, что в РД дана численная величина несущей способности ледовой пластины, получившей продольную трещину, равная 0,85. То есть правая и левая ее части несут нагрузку 0,43 от целостного состояния. Применительно к ледоколу это можно видеть на записи пикового дифферента присутствием сачков в самой верхней ее части.

Величины проламывающих сил для толщины льда 3,5 метров с изгибной прочностью 1,6 МПа (16 кг/м2=160 т/м2) и 2,4 МПа (24 кг/м2=240 т/м2)по вышеприведенным формулам составят:

F1,6=1,706σиh2=1,706 . 160 . 3,52=3344 т.

F2,4=1,706σиh2=1,706 . 240 . 3,52=5016 т.

В соответствии с физической моделью, приведенной ранее, такие усилия должны развиваться на форштевне, корпусе при дифферентовании ледокола (наползании его на лед), успешно преодолевающего ледовое поле с минимально устойчивой скоростью.

Основные параметры прогнозного ледокола круглогодичного плавания

Отправными параметрами прогнозного ледокола круглогодичного плавания приняты параметры, опубликованные в «МФ» № 6 за 2015 г. Для изгибной прочности льда 1,6 Мпа – водоизмещение 79600 т, мощность 200 МВт, для прочности льда 2,4 Мпа – водоизмещение 100300 т, мощность 300 МВт.

Проверке подлежит возможность развития вышеприведенных проламывающих сил ледоколом принятых параметров. Приближенно проверка выполняется по метацентрическим формулам. Связь проламывающих сил с параметрами ледокола (при существующей схеме работы ледокола) выглядит следующим образом:

F=1,706σиh2=DHψ: L/2.

Произведение DHψ – момент пары сил массы и плавучести ледокола. Углом дифферента ψ отвечает ледокол на силовое воздействие силы F.Деление момента пары сил на половину длины ледокола L/2 дает саму величину силы F. Анализируя зависимость, видно, что сила F прямо пропорциональна водоизмещению(D), метацентрической высоте (H) и углу дифферента (ψ). В свою очередь водоизмещение зависит от длины (L) в первой степени, метацентрическая высота зависит от длины (L) в кубе, а деленная на Lв общем будет зависеть в третьей степени. Для плавающих ледоколов HиL очень близки и поэтому могут быть сокращены. В таком случае проламывающая сила будет просто равна произведению удвоенного водоизмещения на угол дифферента, то есть зависимость от длины (L) в первой степени. В рассматриваемом случае предполагается, что соотношение главных размерений будет существенно отличаться от существующих ледоколов. В связи с этим требуется выполнение проработки по выбору, по сути дела, одного параметра – длины ледокола(L).

Основополагающими положениями проработки являются:

– исходные водоизмещения приняты по статистическому графику: «Ледоколы СМП…» 79600 т и 100300 т;

– угол дифферента (динамический) для начального (приближенного) рассмотрения при работе ледокола в предельных льдах принят ок. 0,5°, как зафиксированный на «Арктике»-1975;

– ширина однозначно диктуется шириной газовозов «Ямал СПГ» 50 м;

– осадка принимается 12 метров;

– особенностью конструкции корпуса должен быть максимальный отвод битого льда под кромку канала.

Определение длины (L) проводится прямым счетом вариацией коэффициентов общей полноты по выражению D = γLBTδ. Для каждой длины прорисовывается ватерлиния с определением момента инерции площади ватерлинии (Jy) относительно поперечной оси (продольный момент инерции). Далее находится метацентрический радиус (R) по зависимости:

R = Jy: V, где V – объемное водоизмещение. Снимая значение аппликаты центра величины с прорисованной идеи теоретического чертежа и задаваясь возвышением центра тяжести, находится метацентрическая высота: H = R + Zc–Zg. Подставляя полученные значения H и L в выражение 1,706σиh2 = DHψ: L/2 ,находится нужное равенство.

Проверка минимально устойчивого хода выполняется по энергетической методике ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова (Выпуск 30230, 1983). Расчетная разгонная скорость в цикле составляет для «СМП-200» 2,5 узла, «СМП-300»3,0 узла и, соответственно, средний минимально устойчивый ход ок. 1,85 узла и ок. 2,24 узла.

В результате выполненных предварительных проработок основные параметры определились следующие:

Ледокол «СМП-200» (изгибная прочность льда 1,6 МПа, толщина 3,5 м)
Длина по ватерлинии – 247 м
Ширина по ватерлинии – 52 м
Осадка – 2 м
Водоизмещение – 79600 т
Коэффициент общей полноты – 0,5039
Угол наклона форштевня – 170
Угол подъема днища – 100
Мощность на валах – 200 МВт
Упор винтов – 1960 т

Ледокол «СМП-300» (изгибная прочность льда 2,4 МПа, толщина 3,5 м)
Длина по ватерлинии – 296 м
Ширина по ватерлинии – 52 м
Осадка – 12 м
Водоизмещение – 100300 т
Коэффициент общей полноты – 0,5298
Угол наклона форштевня (φ) – 170
Угол подъема днища – 100
Мощность на валах – 300 МВт
Упор винтов – 2940 т

На рисунках 1 и 2 приведены графические зависимости от дистанции цикла, возникающие проламывающие силы, максимальные значения сопротивления движению от наползания на лед ледокола, составляющие сопротивления при разгоне и как меняются скорости при торможении и разгоне.

Рис. 1. График зависимости от дистанции цикла проламывающей силы, максимального сопротивления, составляющих сопротивлений разгона и скорости ледокола в цикле

Рис. 2. График зависимости от дистанции цикла проламывающей силы, максимального сопротивления, составляющих сопротивлений разгона и скорости ледокола в цикле

Дистанция цикла принята по зависимости r = 0,785 [(E*h2):(3*ρв*g)]0,25, где E – модуль упругости льда (температура -25°С E=9.104 кг/см2, температура -35°С E=9,8.104 кг/см2); h – толщина льда в м; ρв – плотность воды, т/м3; g – ускорение свободного падения (9,8 м/с2).

Дифферент носом: «СМП-200» ΔTн= L:2* ψ = 247 : 2*0,0088=1,087 м. Наползание х=ΔTн :tgφ = 1,087 : 0,3057 = 3,56 м..

Дифферент носом: «СМП-300» ΔTн= L:2* ψ = 296 : 2*0,0088=1,302 м. Наползание х =ΔTн : tgφ = 1,302 : 0,3057 = 4,26 м.

Максимальное сопротивление движению (момент наползания ледокола на лед) связано зависимостью с проламывающей силой Rx=Rz*kx, где kx=[(sinφ +ϯ1 *cosφ) : (cosφ -ϯ1 *sinφ) + tgφ], ϯ1– приведенный коэффициент трения, определяемый ϯ1=ϯ*[1 + (sin2φ) : (tg2φ)]0,5, коэффициент трения ϯ принят 0,1 (рис.3).

Рис. 3. Значение коэффициента Kx от угла наклона форштевня

«Постоянный дифферент» принят по пересчету от дифферента а/л «Арктика»-1975 в период ледовых испытаний, принимая во внимание его прямую зависимость от толщины льда и обратно пропорционально отношению метацентрической высоты к длине.

В дополнение представляется целесообразным привести некоторые идеи конструктивных особенностей прогнозных ледоколов:

1. На атомных ледоколах порядка 80% тепловой энергии ГЭУ отводится в окружающею среду (коэффициент полезного действия ГЭУ пр. 22220 70: 2*175 = 0,2, т.е. 20%). Есть резон использовать ее для улучшения ледокольных качеств ледокола, а именно:

– двойные борта, форпик, ахтерпик используются как охладители ГЭУ;

– наружные борта, форпик, ахтерпик подогреваются охлаждающей водой ГЭУ в обеспечение гарантированного жидкостного трения корпуса о лед, исключающего образование «ледовой подушки», легкий сход ледокола при заклинках, уменьшающий трение корпуса с обломками льда в канале;

– угол наклона форштевня 17° в сочетании с подогревом наружной обшивки корпуса должен способствовать увеличению эффективности работы ледокола.

2. Подъем днища в 10° призван способствовать отводу обломков льда под кромку канала за счет скольжения от сил плавучести, которые больше сил трения.

3. Балластная система открытого/закрытого типа.

4. Креновая система с возможностью умерения и генерации качки.

5. Дифферентная система с возможностью быстрой перекачки.

6. Ледокол как измеритель интегральной прочности льда в натурных условиях. По измеренному дифференту и крену (динамическим), при наличии непрерывного бесконтактного измерения толщины и температуры льда, знания мест контакта, можно получать его натурную прочность.

7. Ледовый пояс корпуса судна выполняется из стали плакированной нержавеющем слоем. Остальная подводная часть корпуса металлизируется плазменным способом стойкими к коррозии металлами.

8. Увеличение ледопроходимости возможно, если создать условия отделения части массива льда впереди ледокола от общей массы (хотя бы в пределах его ширины), превратив его в так называемые клавиши. В пользу этой гипотезы говорят такие факты:

– испытания несущей способности кромки льда при разработке РД-39-091-91 показали, что с появлением трещины в перпендикулярном направлении к кромке льда ее несущая способность уменьшается на 14 …15%;

– методы испытания образцов льда дают разную изгибную прочность льда (σ), соотносящихся как 1σб : 2,8σк : 0,65σц = 1, соответственно, для балки на двух опорах, для консоли и консоли на плаву, называемые клавишами, и для круговой пластины, нагруженной в центре. Как видно, клавиши (консоли) показывают в 2,8 раза меньшую прочность на изгиб (И.А. Степанюк. «Технология испытаний и моделирования морского льда», С-Петербург, Гидрометеоиздат, 2001, стр. 11).

Таким образом, можно ожидать значительное уменьшение проламывающей силы. Естественно, в процессе исследования и натурных испытаний может быть определено другое потребное количество прорезей.

Конструктивно выполнение прорезей можно себе представить как механическим способом (дисковая, цепная пилы), так и другим, например с помощью воды под большим давлением или лазерного резака по льду предприятия «Астрофизика» или ЦНИИ «Курс».

Морской флот №1 (2017)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Росрыболовство по просьбе сахалинских рыбаков отложило ужесточение требований к малому флоту до 2020 года

Росрыболовство по просьбе сахалинских рыбаков отложило ужесточение требований к малому флоту до 2020 года Росрыболовство отложило до 2020 года нововведения в отношении маломерного флота, которые вызывали оп...

Тихоокеанский флот до конца года получит три новейших спасательных катера

Тихоокеанский флот до конца года получит три новейших спасательных катера Три водолазных катера современных проектов до конца года планируется принять в состав спасательных с...

Российская экономика

«НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение

«НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение «НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение - по результатам испытаний поисковой скважины ...

«Газпром» завершил морскую укладку газопровода «Турецкий поток»

«Газпром» завершил морскую укладку газопровода «Турецкий поток» Трубоукладочное судно Pioneering Spirit в Черном море завершило морскую укладку газопровода «Турецки...

Транспортная политика

Евгений Дитрих: Наша миссия - создать единую цифровую платформу транспортного комплекса

Евгений Дитрих: Наша миссия  - создать единую цифровую платформу транспортного комплекса Об этом заявил министр транспорта России, открывая ежегодную Неделю транспорта в Москве.

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Морские порты

«Транснефть» приостановила отгрузку в Новороссийске из-за погоды, в Приморске техперерыв

«Транснефть» приостановила отгрузку в Новороссийске из-за погоды, в Приморске техперерыв Отгрузка нефти в порту Новороссийска приостановлена в связи со штормовым предупреждением.

АО «Восточный Порт» ведет монтаж панелей пылезащитного экрана на Третьей очереди

АО «Восточный Порт» ведет монтаж панелей пылезащитного экрана на Третьей очереди 19 ноября 2018 года, порт Восточный (Приморский край). Крупнейший в России специализированны...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

Навигация по электронным картам становится реальностью

Навигация по электронным картам становится реальностью Чтобы преодолеть 4 тыс. км водных путей по рекам Центральной России судоводители скоро смогут руково...

В СевГУ разрабатывают речное судно для диспансеризации

В СевГУ разрабатывают речное судно для диспансеризации СевГУ, Севморзавод и РУДН приступили к разработке проекта инновационного диагностического медицинско...

Ж/Д транспорт

Душевые кабины и сенсорные экраны: какими будут новые вагоны РЖД

Душевые кабины и сенсорные экраны: какими будут новые вагоны РЖД РЖД покажут новые плацкартные вагоны на выставке «Транспорт России» 20-22 ноября.

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Авто транспорт

Затраты на строительство федеральных дорог в Северной Осетии могут вырасти в 1,8 раза

Затраты на строительство федеральных дорог  в Северной Осетии могут вырасти в 1,8 раза Затраты на строительство дорог федерального значения в Северной Осетии в 2019 году составят 3,5 млрд...

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...