Психологический механизм столкновения судов. Притяжение страхом

Безопасность мореплавания
Психологический механизм столкновения судов. Притяжение страхом

Когда смотришь на схемы маневрирования столкнувшихся судов, охватывает чувство недоумения. Почему суда поворачивают друг от друга? Ведь «море большое», место для маневра предостаточно. Что происходит с человеком-моряком, управляющим судном, непосредственно перед столкновением и после него? Вот некоторые факты.

М. Муравицкий, штурман, старший лейтенант запаса ВМФ

• Танкер «Механик Афанасьев» Новороссийского пароходства.

30 июля 1974 г. Второй вахтенный помощник... впал в состояние транса... на доклад матроса об обнаружении постоянных белых огней, оказавшихся огнями на Тендровской косе, к которой танкер быстро приближался, не реагировал. Не реагировал он и на световые сигналы, подававшиеся с Тендровской косы, где видели, что это судно идет к опасности. ...Доклад вахтенного механика, ...когда судно было уже на мелководье, о быстром снижении оборотов... оставил без внимания. Спустя почти полчаса после посадки... вахтенный матрос вывел его из транса сообщением, что судно не движется.

• Рефрижераторный теплоход «Кура» Латвийского морского пароходства.

31 октября 1976 г. Поворот на курс 239 у буя №4 у острова Соммерс. Около 7 часов утра рулевой сообщил старшему помощнику о траверзе буя, но, не будучи предупрежденным о повороте, продолжал удерживать курс 284. Старший помощник подтвердил получение доклада, но команды о повороте не отдал. В 7 часов 10 минут теплоход «Кура» на полном ходу сел на каменистую отмель острова Соммерс, получив тяжелые повреждения подводной части корпуса. Судно из-за тяжелых штормовых условий спасти не удалось.

• Ледокольный паром «Северодвинск» Эстонского морского пароходства работал на Моонзундском проливе 2 декабря 1975 г. ...Особенностями плавания подобных паромов является то, что они совершают ежесуточно до 20 рейсов каждый. Находясь в рубке... не заметил, как проскочил точку поворота, не понял, что судно стремительно приближается к опасности. Получив серьезные повреждения корпуса, паром надолго выведен из эксплуатации.

• Столкновение пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев».

Капитан сухогруза наблюдает на экране РЛС сближение двух отметок при постоянстве пеленга, их слияние в одну, слышит доклад об опасности столкновения и никаких мер не принимает. Достаточно было дать любую команду: на уменьшение хода, на увеличение хода, на изменение курса вправо или влево, и столкновения, огромных человеческих жертв не было бы. Но капитан сухогруза оказался в состоянии прострации, поэтому никаких действий не предпринял.

Вероятность столкновения двух судов в открытом море может быть вычислена как совпадение их курсов и скоростей. Вероятность совпадения скоростей для одного судна вычисляется как Pv = (1 уз :10 уз), где скорость изменяется в пределах 0 до 10 уз. Так как события совпадения скоростей двух судов являются независимыми, то умножаем Pv.

Тогда Pvv = (1 уз : 10 уз)2 для двух судов.

Аналогично для курса Рк = 1° : 360° и для двух судов Ркк = (1° : 360°)2.

Таким образом, получаем Р столкн. = Pvv х Ркк = (1° : 360°)2 х (1 уз : 10 уз)2 = 10-7

Вероятность столкновения двух судов в открытом море составляет одну десятимиллионную. Данная задача вычислена без учета человеческого фактора, т.е. для случая, когда учитывается только объективный фактор – суда существуют и движутся курсами и скоростями.

Отсюда вывод: «Человеческий фактор – основная причина столкновения судов».

Согласно данным статистики за 27-летний период с 1947 по 1973 год, когда Ливерпульская ассоциация страховщиков перестала публиковать подобные статистические данные об аварийности мирового морского флота, ежегодно терпит аварию в результате столкновения в среднем каждое пятнадцатое судно (учитывались суда валовой вместимостью больше 500 регистровых тонн).

Спецгруппа по исследованию причин аварий судов норвежского регистра судоходства пришла к выводу, что 85% столкновений судов и посадок на мель обусловлено личными ошибками судоводителей, которые могли быть следствием влияния социальных факторов, болезни, рабочих условий на мостике, а также эргономических факторов.

По данным Береговой охраны США, 80% всех аварий танкеров также произошли вследствие ошибок судоводителей. Такой процент аварийности (80%) указывает М.М. Цветков в диссертации «Исследование транспортной системы».

Статистическая обработка столкновений судов МРФ за 15-летний период методом построения матрицы событий говорит о том, что среднее время от момента обнаружения цели до столкновения составляет 7 минут. Времени для маневра предостаточно. Кроме того, анализ гидрометеоусловий, в которые произошли столкновения, показывает, что 80% аварий случились в условиях размытого поступления информации (туман, ночь, дождь, снежные заряды).

Польский ученый Ольховы установил, что при размытом поступлении информации (либо ее недостатке, либо при ее чрезмерном избытке) человек-судоводитель начинает строить схемы предвидения, т.е. пытается предугадать ситуацию. Чем больше схем предвидения, тем больше чувство страха.

Страх столкновения – это постоянный производственный раздражитель судоводителя. При каждом опасном сближении судов, при ночном плавании, при входе в туман, при прохождении узких мест, при каждой швартовке импульсы страха поступают в мозг судоводителя.

В каждом конкретном случае судоводитель преодолевает страх волевым усилием, но постепенно, с годами, в его психике формируется комплекс страха аварии.

О сильных эмоциях страха непосредственно перед столкновением говорит также хриплый голос (спазм голосовых связок), неправильно поданные команды, нарушение логики действий.

Появление комплекса страха аварий приводит к следующему:

1. Агрессивные люди, попадая в аварийную ситуацию, поворачивают на источник опасности. Поэтому можно говорить о притяжении страхом.

2. Уравновешенные люди действуют логично и хладнокровно, принимая грамотное решение на маневр.

3. Люди с истощенной психикой впадают в шок, ступор, прострацию.

Таким образом, можно сказать, что комплекс страха аварии является основной причиной столкновения судов.

Какие меры следует предпринять для уменьшения количества столкновений?

Уже одно только знание о существовании подсознательного комплекса страха аварии способно сыграть положительную роль в жизни судоводителя.

Уменьшить количество столкновений могло бы следующее нововведение в МППСС-72.

Суда, совершающие поворот, обязаны сигнализировать об этом упреждающим сигналом. Таким сигналом может быть использование светоимпульсной отмашки (применяется на речных судах для указания расхождения со встречными судами) и (или) переведение судового огня стороны поворота кормового огня в мигающий режим. Подача упреждающего сигнала за минуту до поворота позволит увеличить время принятия решения на 2-2,5 минуты.

Следует также включить в МППСС-72 понятие «маневр последнего момента». Так, при уменьшении расстояния между судами до 5 кбт оба судна обязаны отвернуть в сторону, противоположную пеленгу, на цель, с которой происходит опасное сближение.

Так, при курсовых 0 до 180 левого борта поворот осуществляется вправо, а при курсовых угла цели 0 до 180 правого борта поворот осуществляется влево. При этом правило должно распространяться на оба сблизившихся судна, т.е. при сближении 5 кабельтовых перестает действовать понятие о привилегированном судне, обязанном сохранять курс и скорость.

Конечно, комплекс страха аварии для командиров и штурманов ВМФ проявляется в меньшей степени в силу их большей волевой и психологической устойчивости. Но анализ столкновений кораблей и подводных лодок, проведенный главным штурманом ВМФ контр-адмиралом А.Н. Мотроховым, говорит о том, что командиры при столкновении тоже теряются. Кроме того, график зависимости количества столкновений от возраста командиров, попавших в аварию, имеет такую же форму, как и у судоводителей МРФ.

Несомненно одно – человеческий фактор при столкновении является определяющим. Решение проблемы столкновения судов находится в области интеллектуальной деятельности человека-моряка.

Морские вести России №15 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Столкнувшийся с эсминцем ВМС США контейнеровоз шел под управлением авторулевого

Столкнувшийся с эсминцем ВМС США контейнеровоз шел под управлением авторулевого Столкнувшийся у берегов Японии с эсминцем ВМС США Fitzgerald контейнеровоз ACX Crystal шел под управ...

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии Учебный парусник «Мир» 22 июня прибыл в порт Ден Хелдер (Нидерланды) для участия в крупнейше...

Российская экономика

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока»

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока» Президент России Владимир Путин в пятницу совершит рабочую поездку в Краснодарский край. Как сообщил...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга ООО «Балтийское морское буксирное агентство» (БМБА)  осуществило первую для компан...

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы Акционерное общество «Таганрогский морской торговый порт» с 01 июля 2017 года повышает для работнико...




Морской транспорт

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода Кронштадтский морской завод завершил ремонтные работы на маяке «Ирбенский». Утром 23 июня буксиры вы...

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2 ПАО «ТрансКонтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся грузовых станций Курская и Павелец...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...