Психологический механизм столкновения судов. Притяжение страхом

Безопасность мореплавания
Психологический механизм столкновения судов. Притяжение страхом

Когда смотришь на схемы маневрирования столкнувшихся судов, охватывает чувство недоумения. Почему суда поворачивают друг от друга? Ведь «море большое», место для маневра предостаточно. Что происходит с человеком-моряком, управляющим судном, непосредственно перед столкновением и после него? Вот некоторые факты.

М. Муравицкий, штурман, старший лейтенант запаса ВМФ

• Танкер «Механик Афанасьев» Новороссийского пароходства.

30 июля 1974 г. Второй вахтенный помощник... впал в состояние транса... на доклад матроса об обнаружении постоянных белых огней, оказавшихся огнями на Тендровской косе, к которой танкер быстро приближался, не реагировал. Не реагировал он и на световые сигналы, подававшиеся с Тендровской косы, где видели, что это судно идет к опасности. ...Доклад вахтенного механика, ...когда судно было уже на мелководье, о быстром снижении оборотов... оставил без внимания. Спустя почти полчаса после посадки... вахтенный матрос вывел его из транса сообщением, что судно не движется.

• Рефрижераторный теплоход «Кура» Латвийского морского пароходства.

31 октября 1976 г. Поворот на курс 239 у буя №4 у острова Соммерс. Около 7 часов утра рулевой сообщил старшему помощнику о траверзе буя, но, не будучи предупрежденным о повороте, продолжал удерживать курс 284. Старший помощник подтвердил получение доклада, но команды о повороте не отдал. В 7 часов 10 минут теплоход «Кура» на полном ходу сел на каменистую отмель острова Соммерс, получив тяжелые повреждения подводной части корпуса. Судно из-за тяжелых штормовых условий спасти не удалось.

• Ледокольный паром «Северодвинск» Эстонского морского пароходства работал на Моонзундском проливе 2 декабря 1975 г. ...Особенностями плавания подобных паромов является то, что они совершают ежесуточно до 20 рейсов каждый. Находясь в рубке... не заметил, как проскочил точку поворота, не понял, что судно стремительно приближается к опасности. Получив серьезные повреждения корпуса, паром надолго выведен из эксплуатации.

• Столкновение пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев».

Капитан сухогруза наблюдает на экране РЛС сближение двух отметок при постоянстве пеленга, их слияние в одну, слышит доклад об опасности столкновения и никаких мер не принимает. Достаточно было дать любую команду: на уменьшение хода, на увеличение хода, на изменение курса вправо или влево, и столкновения, огромных человеческих жертв не было бы. Но капитан сухогруза оказался в состоянии прострации, поэтому никаких действий не предпринял.

Вероятность столкновения двух судов в открытом море может быть вычислена как совпадение их курсов и скоростей. Вероятность совпадения скоростей для одного судна вычисляется как Pv = (1 уз :10 уз), где скорость изменяется в пределах 0 до 10 уз. Так как события совпадения скоростей двух судов являются независимыми, то умножаем Pv.

Тогда Pvv = (1 уз : 10 уз)2 для двух судов.

Аналогично для курса Рк = 1° : 360° и для двух судов Ркк = (1° : 360°)2.

Таким образом, получаем Р столкн. = Pvv х Ркк = (1° : 360°)2 х (1 уз : 10 уз)2 = 10-7

Вероятность столкновения двух судов в открытом море составляет одну десятимиллионную. Данная задача вычислена без учета человеческого фактора, т.е. для случая, когда учитывается только объективный фактор – суда существуют и движутся курсами и скоростями.

Отсюда вывод: «Человеческий фактор – основная причина столкновения судов».

Согласно данным статистики за 27-летний период с 1947 по 1973 год, когда Ливерпульская ассоциация страховщиков перестала публиковать подобные статистические данные об аварийности мирового морского флота, ежегодно терпит аварию в результате столкновения в среднем каждое пятнадцатое судно (учитывались суда валовой вместимостью больше 500 регистровых тонн).

Спецгруппа по исследованию причин аварий судов норвежского регистра судоходства пришла к выводу, что 85% столкновений судов и посадок на мель обусловлено личными ошибками судоводителей, которые могли быть следствием влияния социальных факторов, болезни, рабочих условий на мостике, а также эргономических факторов.

По данным Береговой охраны США, 80% всех аварий танкеров также произошли вследствие ошибок судоводителей. Такой процент аварийности (80%) указывает М.М. Цветков в диссертации «Исследование транспортной системы».

Статистическая обработка столкновений судов МРФ за 15-летний период методом построения матрицы событий говорит о том, что среднее время от момента обнаружения цели до столкновения составляет 7 минут. Времени для маневра предостаточно. Кроме того, анализ гидрометеоусловий, в которые произошли столкновения, показывает, что 80% аварий случились в условиях размытого поступления информации (туман, ночь, дождь, снежные заряды).

Польский ученый Ольховы установил, что при размытом поступлении информации (либо ее недостатке, либо при ее чрезмерном избытке) человек-судоводитель начинает строить схемы предвидения, т.е. пытается предугадать ситуацию. Чем больше схем предвидения, тем больше чувство страха.

Страх столкновения – это постоянный производственный раздражитель судоводителя. При каждом опасном сближении судов, при ночном плавании, при входе в туман, при прохождении узких мест, при каждой швартовке импульсы страха поступают в мозг судоводителя.

В каждом конкретном случае судоводитель преодолевает страх волевым усилием, но постепенно, с годами, в его психике формируется комплекс страха аварии.

О сильных эмоциях страха непосредственно перед столкновением говорит также хриплый голос (спазм голосовых связок), неправильно поданные команды, нарушение логики действий.

Появление комплекса страха аварий приводит к следующему:

1. Агрессивные люди, попадая в аварийную ситуацию, поворачивают на источник опасности. Поэтому можно говорить о притяжении страхом.

2. Уравновешенные люди действуют логично и хладнокровно, принимая грамотное решение на маневр.

3. Люди с истощенной психикой впадают в шок, ступор, прострацию.

Таким образом, можно сказать, что комплекс страха аварии является основной причиной столкновения судов.

Какие меры следует предпринять для уменьшения количества столкновений?

Уже одно только знание о существовании подсознательного комплекса страха аварии способно сыграть положительную роль в жизни судоводителя.

Уменьшить количество столкновений могло бы следующее нововведение в МППСС-72.

Суда, совершающие поворот, обязаны сигнализировать об этом упреждающим сигналом. Таким сигналом может быть использование светоимпульсной отмашки (применяется на речных судах для указания расхождения со встречными судами) и (или) переведение судового огня стороны поворота кормового огня в мигающий режим. Подача упреждающего сигнала за минуту до поворота позволит увеличить время принятия решения на 2-2,5 минуты.

Следует также включить в МППСС-72 понятие «маневр последнего момента». Так, при уменьшении расстояния между судами до 5 кбт оба судна обязаны отвернуть в сторону, противоположную пеленгу, на цель, с которой происходит опасное сближение.

Так, при курсовых 0 до 180 левого борта поворот осуществляется вправо, а при курсовых угла цели 0 до 180 правого борта поворот осуществляется влево. При этом правило должно распространяться на оба сблизившихся судна, т.е. при сближении 5 кабельтовых перестает действовать понятие о привилегированном судне, обязанном сохранять курс и скорость.

Конечно, комплекс страха аварии для командиров и штурманов ВМФ проявляется в меньшей степени в силу их большей волевой и психологической устойчивости. Но анализ столкновений кораблей и подводных лодок, проведенный главным штурманом ВМФ контр-адмиралом А.Н. Мотроховым, говорит о том, что командиры при столкновении тоже теряются. Кроме того, график зависимости количества столкновений от возраста командиров, попавших в аварию, имеет такую же форму, как и у судоводителей МРФ.

Несомненно одно – человеческий фактор при столкновении является определяющим. Решение проблемы столкновения судов находится в области интеллектуальной деятельности человека-моряка.

Морские вести России №15 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Меры безопасности усилены на портовых объектах Керчи, в Крыму, на Крымском мосту

Меры безопасности усилены на портовых объектах Керчи, в Крыму, на Крымском мосту Службы, обеспечивающие транспортную безопасность Крымского моста, переведены на усиленный режим патр...

День первокурсника прошел в МГАВТе

День первокурсника прошел в МГАВТе 15 октября 480 первокурсников пополнили ряды курсантов и студентов Московской государственной академ...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

План по дедолларизации российской экономики не будет публичным – замглавы Минфина

План по дедолларизации российской экономики не будет публичным – замглавы Минфина Правительственный план по дедолларизации российской экономики находится по грифом «Для служебного по...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота принял участие в совещании по строительству Нижегородского гидроузла

Замруководителя Росморречфлота принял участие в совещании по строительству Нижегородского гидроузла Участники совещания обсудили ход проектирования Нижегородского низконапорного гидроузла и вопросы, в...

Минпромторг обновляет требования по локализации производства судов в РФ

Минпромторг обновляет требования по локализации производства судов в РФ Министерство прорабатывает новую версию требований по локализации производства судов в России,

Морские порты

Устойчивый отраслевой рост и перспективы развития. Исполнительный директор АСОП выступил на конференции в Санкт-Петербурге – ИА MORVESTI.RU

Устойчивый отраслевой рост и перспективы развития. Исполнительный директор АСОП выступил на конференции в Санкт-Петербурге – ИА MORVESTI.RU Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов России Серик Жусупов выступил на открытии...

На акватории морского порта Зарубино было проведено совместное комплексное учение

На акватории морского порта Зарубино было проведено совместное комплексное учение Цели учения достигнуты, поставленные задачи выполнены, подтверждена готовность сил и средств, задейс...




Морской транспорт

На базе 13 СРЗ в Севастополе появится судостроительный кластер

На базе 13 СРЗ в Севастополе появится судостроительный кластер Акционирование ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота» пройдёт до конца 2018 года.

Морское сообщение между Курилами и Камчаткой планируют возобновить 20 октября

Морское сообщение между Курилами и Камчаткой планируют возобновить 20 октября С октября по май будет осуществляться один рейс в неделю.

Речной транспорт

Движение паромов на переправе Салехард - Лабытнанги в ЯНАО приостановлено из-за метели

Движение паромов на переправе Салехард - Лабытнанги в ЯНАО приостановлено из-за метели Специалисты ожидают, что в ближайшее время погода наладится и перевозка пассажиров возобновится.

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях Благовещенский судостроительный завод разместит у себя половину флота Амурского ГПЗ, еще четыре морс...

Ж/Д транспорт

ЕАБР рассматривает участие в синдикате по финансированию Северного широтного хода

ЕАБР рассматривает участие в синдикате по финансированию Северного широтного хода При создании Северного широтного хода впервые в российском железнодорожном строительстве будет испол...

Финляндию и Казахстан может соединить новый железнодорожный маршрут

Финляндию и Казахстан может соединить новый железнодорожный маршрут Интерес к нему уже проявили порты соседних с Финляндией Норвегии и Швеции.

Авто транспорт

Госдума приняла закон о вычетах по НДС для концессий в автодорожной сфере

Госдума приняла закон о вычетах по НДС для концессий в автодорожной сфере Закон вступит в силу через месяц после опубликования, но не раньше первого числа нового налогового п...

Вопрос строительства моста взамен разрушенного в Приамурье решат в ускоренном режиме

Вопрос строительства моста взамен разрушенного в Приамурье решат в ускоренном режиме В настоящий момент власти рассматривают варианты включения реализации проекта в одну из федеральных ...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

История крейсеров

История крейсеров Первый русский военный корабль «Орел» был построен по проекту голландского судостроителя Ванбуковена...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...