Высокие факторы риска

Севморпуть

Проект Арктической транспортной линии должен надежно проходить через СМП

В предыдущих статьях, опубликованных в «МВР», были представлены материалы о состоянии поисково-спасательного обеспечения и перспективах развития автоматизированных систем поиска и спасания на море в Дальневосточном регионе, в частности в зоне ответственности морского спасательного подцентра (МСПЦ) Петропавловск-Камчатский. Поскольку район ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский непосредственно примыкает к магистрали Северного морского пути (СМП), необходимо рассмотреть технические, экономические, правовые и другие проблемы, которые могут тормозить или тормозят развитие Северного морского пути.

Анатолий Коровин, капитан-координатор спасательного центра Петропавловск-Камчатский, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», доктор транспорта

Высокие факторы риска делают Северный морской путь РФ неконкурентоспособным по сравнению с другими международными маршрутами – например, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в страны Европы. СМП будет иметь право на жизнь только в том случае, если он окажется выгоднее и конкурентоспособнее существующих путей. Поэтому некоторые специалисты уверены, что СМП может стать реальным конкурентом для существующих маршрутов не ранее чем через 10-15 лет. Но и тогда ему будет трудно противостоять Суэцкому каналу, администрация которого для сохранения своих конкурентных преимуществ готова ввести дополнительные скидки к тарифам.

Цель исследования

Основной целью исследования является оптимизация системы безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути и разработка как нормативного, так и экономического, технологического, технического обеспечения инфраструктуры Северного морского пути.

Поставленная цель определяет основные задачи исследования, в число которых входит:

– исследование принципов и особенностей построения методико-математического обеспечения безопасности мореплавания на СМП;

– исследование, обобщение и разработка методологического подхода по совершенствованию нормативной базы функционирования Северного морского пути;

– разработка логической схемы информационного обмена между участниками взаимодействия «судно – берег – судно» при переходах судов Северным морским путем;

– разработка методических положений по оценке качества и эффективности обслуживания судов при движении Северным морским путем;

– создание системы информационного обмена данными между участниками организации безопасного плавания на акватории Северного морского пути;

– теоретически определить и сформулировать конкурентные условия для эксплуатации Северного морского пути с учетом международных условий и стандартов.

Методы исследования

При решении поставленных в работе задач использовались: действующий в России методический инструментарий по созданию нормативного обеспечения функционирования Северного морского пути, теоретические и методические положения в области информатики, экономики, коммерческой эксплуатации, методы управления береговой инфраструктурой, а также методы системного анализа, экспертных оценок, использование современных технических и программных средств.

Результаты исследования

Для работы на СМП требуются слишком большие капитальные вложения. Необходимы специализированные суда ледового класса и усиленного ледового класса, танкеры ледового класса и только с двойным корпусом. Суда должны иметь дополнительное аварийное снабжение и управляться офицерами, подготовленными для работы в Арктике. Западные судовладельцы плохо информированы о портах, расположенных вдоль трассы СМП. Исключение составляют п. Игарка и п. Дудинка. Для захода в другие порты необходимы сложные бюрократические процедуры, мало что известно об их возможностях для проведения грузовых операций, предоставления услуг по судоремонту и ликвидации последствий аварий (рис. 1).

Рис. 1. Обзорная схема арктических акватерриториально-производственных комплексов (АТПК) на СМП

Небольшой опыт работы с российскими северными портами танкеров компании Fortum Oil and Gas дает основания ее руководству говорить о плохом оборудовании портов и больших простоях под грузовыми операциями. Западные судовладельцы сомневаются, что при плавании по СМП они будут иметь надежное ледокольное и информационное обеспечение. И наконец, судовладельцы считают обременительным оформление бюрократических формальностей для допуска транзитных судов в воды СМП. Требуется заблаговременная (от трех месяцев до двух недель) информация об основных спецификациях судна, осмотр судна сюрвейером (инспектор иностранных классификационных обществ по техническому надзору за судами), сложная процедура получения разрешения на заход в большинство портов, страхование ответственности за возможный ущерб окружающей среде при повреждении судна, пограничные и таможенные формальности. При этом все процедуры облагаются сборами.

Из этого иностранные аналитики делают вывод, что инспектирование судов в российских портах при начале плавания транзитом с востока на запад осуществляется не на основе технологии или стандартов, а исходя из непредсказуемых экономических соображений. Высказываются претензии, что пограничные и таможенные сборы при транзитном проходе Северным морским путем взимаются необоснованно, потому что транзит – не что иное, как мирный проход через территориальные воды и открытое море. Такие сборы, действительно, не предусмотрены международным правом. Другая половина зарубежных специалистов позитивно оценивает перспективы СМП. Они считают, что проведенные исследования с экономической, технологической и экологической точек зрения убеждают в необходимости разработки этого маршрута как международной транзитной магистрали. Можно предположить, что XXI век станет веком международного круглогодичного использования СМП.

Необходимо понимать, что интерес иностранных судовладельцев к СМП объясняется прежде всего тем, что он почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП 14 280 км, через Суэцкий канал – 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды – 29 400 км. В 2014 году выдано 614 разрешений на проводку судов по СМП, в том числе и под иностранным флагом – 109. Обзорная схема сроков морских переходов представлена на рис. 2.

Рис. 2. Сравнительные сроки перехода судов между портами Далянь и Роттердам при переходах через Суэцкий канал и СМП

В докладе Балтийского и международного морского совета (BIMCO) подчеркнуто, что СМП, сокращая почти вдвое проход судов по сравнению с существующими транзитными маршрутами, позволит судовладельцам только на текущих эксплуатационных расходах, на ГСМ экономить огромные суммы, что не замедлит сказаться на уровне фрахтовых ставок. BIMCO – международная неправительственная морская организация, учрежденная в 1905 г. судовладельцами Европы, включая Россию, для выработки согласованной политики и практики в области трампового судоходства, авторитетная морская международная организация. Более того, сокращение времени на доставку грузов повысит качественные показатели международной торговли. Принципы и нормы, регламентирующие работу и поведение на трассе СМП экипажей судов и обслуживающего маршрут персонала, будут изложены в Полярном кодексе (Polar Code), который разрабатывается Международной морской организацией (IMO). Кодекс будет содержать необходимые руководства для организации и проведения работ в полярных водах. Первоочередные проблемы, которые необходимо решить Администрации СМП, чтобы начать приводить маршрут в соответствие с международными стандартами морского судоходства, упираются в обеспечение безопасности прохода судов.

Для их решения, во-первых, необходимо обеспечить четкую организацию поиска и спасания на всех участках СМП. В суровых условиях региона промедление в случае морской аварии может иметь серьезные последствия для самого судна, его экипажа, груза, а также для окружающей среды. На трассе Северного морского пути уже действуют спасательные центры и подцентры (СКЦ/СПЦ) Морской спасательной службы Росморречфлота: в портах Мурманск, Архангельск, Диксон, Тикси, Певек. Их основной задачей является общая координация действий при поиске и спасании на море. Благодаря современному оборудованию можно принимать сигнал бедствия из любой точки в зоне ответственности СКЦ/СПЦ, определить нахождение любого судна в районе ответственности с помощью систем мониторинга. Таким образом, решается безопасность мореплавания на вверенном участке СМП, который установлен в соответствии с государственным планом поиска и спасания и международным соглашением о сотрудничестве в авиационном морском поиске и спасании в Арктике.

Состояние судовой аппаратуры связи при спасании на море в высоких широтах

Назрела необходимость рассмотреть проблемы оснащения судов новыми современными средствами связи и спасания в зависимости от района плавания судна, особенно на акватории СМП (рис. 3). Необходимо обозначить достоинства и недостатки современных конвенционных систем и дополнительного оборудования и сделать радикальные выводы. В частности, необходимо знать, что современное судовое оборудование связи имеет проблему надежной и оперативной связи в высоких широтах на СМП. Необходимо определить пути решения данной проблемы как с помощью спутников на наклонных орбитах, так и с использованием глобальной сети спутниковой связи Иридиум, Айко, Одиссей.

Рис. 3. Акватория Северного морского пути

Требуется проведение тестирования для определения рабочих зон и параметров работы спутников на высокоэллиптических орбитах «Молния», «Тундра», предлагаемых для работы в северных акваториях. Назрела необходимость и изменения в аппаратуре спасательных средств, представить материалы по модернизации буя АИС-АРБ и сделать вывод о необходимости модернизации комплекса судовой аппаратуры связи. Должна быть определена надежность работы национальной системы мониторинга судов «Виктория» в высоких широтах.

Конвенционное оборудование по требованию ГМССБ имеет статус обязательного оборудования. Состав типового радиооборудования и сертификаты одобрения типа аппаратуры, установленной на судне, перед выходом в море контролируются морским регистром судоходства. Дополнительное оборудование устанавливается на судне по решению судовладельца и должно обеспечивать большую надежность и оперативность ведения связи. Дополнительное оборудование не входит в типовой состав и по ряду параметров может не соответствовать требованиям ГМССБ.

Со дня основания ГМССБ в 1999 г. внедрено множество инноваций в технологии радиосвязи, одним из которых является переход с аналоговых методов формирования и обработки сигналов на цифровые методы. Однако инновации цифровых методов не коснулись аппаратуры связи ГМССБ, работающей в ОВЧ-, СЧ-, ВЧ-диапазонах волн. Как и 30 лет назад, судовые радиостанции этих диапазонов остались аналоговыми. Такое положение объясняется тем, что на всех судах радиостанции ОВЧ-, СЧ-, ВЧ-диапазонах имеют статус обязательного оборудования. Таких судов во всем мире тысячи. Необходимо согласие мирового сообщества, чтобы на судах одновременно поменялись принципы построения аналоговой аппаратуры связи МПС на цифровые. Необходимость перехода на цифровые методы рассматривалась на 16-й сессии в марте 2012 г. на подкомитете IMO по радиосвязи, поиску и спасанию. В типовые системы оборудования связи МПСС входят лишь спутниковые терминалы ИНМАРСАТ-С (ИНМАРСАТ mini-С). Эти терминалы не обеспечивают телефонную связь, работу в сети Интернет (кроме электронной почты e-mail). Скорость передачи данных мала – 600 бит/с.

Поэтому персональная связь на море в морском районе А3 ГМССБ возможна с помощью мобильных спутниковых телефонов систем Инмарсат, Турайа, Глобалстар, Иридиум. В морских районах А3/А4 ГМССБ персональная спутниковая связь возможна лишь с помощью мобильных спутниковых телефонов системы Иридиум и в ближайшей перспективе – спутниковых телефонов систем Айко и Одиссей.

Контроль изменения климатических условий в Арктике

На трассе Северного морского пути максимальная толщина льда составляет два с половиной метра, но это для ровных полей, а если брать торосы, то они могут быть в два-три раза больше. Торосы – это когда лед наползает друг на друга, а потом эта масса смерзается.

На морских судах при движении Северным морским путем работает промежуточно-волновая связь Инмарсат, но она в высоких широтах не работает. Работает устойчиво только до 75 градусов северной широты. Для обмена и передачи служебной информации имеется и другая спутниковая связь. С борта арктических судов имеется возможность передачи факса, электронной почты и даже видеоматериалов. Кроме радости общения, радиорубка судна обеспечивает рабочей связью капитана и принимает все данные, необходимые для метеорологического обеспечения судовождения: это карты погоды, приземный анализ, прогноз ветра, навигационная информация и т.д. Суда на СМП должны быть обеспечены надежным оборудованием глобальной связи. В любой точке земного шара арктические суда должны иметь постоянную связь с береговыми и морскими адресатами.

На судах-ледоколах при проведении исследовательских работ периодически организуется морской отряд, а входящие в него исследователи занимаются изучением океана, атмосферы и морского льда непосредственно с самого судна. На протяжении всего арктического маршрута с помощью датчиков, которые устанавливаются на ледоколе, проводится регистрация различных данных: температуры, давления и влажности воздуха, скорости и направления ветра, мощности падающего солнечного излучения, облачности и т.д. При этом на арктических судах работают научные сотрудники отдела взаимодействия океана и атмосферы Института Арктики и Антарктики Росгидромета. Эти данные дадут возможность в дальнейшем уточнить различные климатические модели и понять, как взаимодействуют океан и атмосфера с арктическими льдами. Планируется опробовать новые методы прямого измерения притока тепла ко льду со стороны океана. Исследователи на судах взаимодействуют с учеными дрейфующих станций. На дрейфующих станциях устанавливаются подо льдом акустические доплеровские датчики, которые могут измерять скорость турбулентных потоков по трем осям, а также устанавливаются прецизионные термометры. Если эти методики хорошо зарекомендуют себя, необходимо включать их в научные планы следующих дрейфующих станций. Дополнительно возможно измерение содержания углекислого газа, чтобы оценить его концентрацию в атмосфере полярных регионов с целью изучения антропогенного влияния на климат высоких широт.

В-третьих, в экстремальных условиях Арктики приобретает особое значение для обеспечения безопасности Северного морского пути высокая квалификация работающего на трассе персонала.

Экипажи большинства иностранных судов окажутся здесь в незнакомых и очень суровых условиях. Их успешная работа во многом будет зависеть не только от опыта и подготовки, но и от квалификации лоцманов, капитанов ледоколов, операторов портов, капитанов-координаторов СКЦ/СПЦ и других лиц, контактирующих с проходящими по трассе судами и способных принять на себя ответственные рекомендации и решения.

В-четвертых, в настоящее время перед Россией в отношении Арктики в целом и СМП в частности стоит серьезная задача, а именно сформировать такой правовой режим судоходства, который будет, с одной стороны, соответствовать нормам международного права и создавать безопасные, экономически привлекательные условия деятельности в рамках международных проектов, а с другой – отвечать интересам России в первую очередь в плане сохранения контроля над акваторией СМП.

Таким образом, безопасность экипажа, груза, судна и окружающей среды может быть гарантирована, когда будут в нужное время и в нужном месте обеспечены поиск и спасание, навигационное обеспечение судов хорошо подготовленным персоналом СМП и понятным правовым режимом плавания Северным морским путем российских и иностранных судов.

Зарубежные специалисты и судовладельцы, перспективно оценивающие потенциал Северного морского пути, ставят вопрос о необходимости максимального снижения факторов дополнительных рисков. Во-первых, считают они, Администрация СМП должна гарантировать, что любое судно своевременно получит лоцмана для проводки через опасные участки пути и помощь ледоколами.

Использование ледоколов в акватории СМП

В марте 2013 г. была воссоздана Администрация Северного морского пути в целях организации плавания судов, обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории СМП.

По информации Администрации СМП, качество российской ледокольной проводки не вызывает замечаний у капитанов иностранных судов. Однако период ожидания ледоколов в связи с их нехваткой иногда затягивается, что вызывает естественное недовольство судовладельцев, так как ставит под вопрос главное преимущество СМП – сокращение времени рейса и эксплуатационных расходов.

В настоящее время в акваториях СМП действуют 10 линейных, 6 атомных и 4 дизельных ледокола. Развитие ледокольного флота России осуществляется в рамках федеральных целевых программ. Предусматривается пополнение атомного ледокольного флота.

На сегодня из наиболее мощных российских атомных ледоколов в строю остались четыре и один находится в резерве, однако их технические возможности почти исчерпаны. К 2017 г. в рабочем состоянии могут остаться два ледокола. Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство России предпринимает шаги по увеличению арктического ледокольного флота. В 2017 году должен вступить в строй первый из трех универсальных атомных ледоколов нового поколения ЛК-60.

Во-вторых, проход по СМП и открытость портов должны быть свободны от протекционизма (рис. 4). То есть суда всех флагов с экипажами любых национальностей получат право прохода по трассе, а объем и порядок предоставления услуг будет одинаков для всех независимо от того, российское это судно или иностранное. Предполагается открыть для судов любого флага порты-убежища и сделать доступными услуги ремонта.

Рис. 4. Порты возможного захода морских судов на Северном морском пути

В-третьих, зарубежные аналитики полагают, что для получения конкурентного преимущества в ценовой политике руководству СМП лучше установить фиксированные ставки гарантированного обслуживания транзита. Это значительно снизит ценовую привлекательность альтернативных маршрутов.

В-четвертых, существенно облегчит плавание по СМП устранение излишних бюрократических процедур для допуска судов на трассу и обеспечения их плавания. Нужен, как считают зарубежные партнеры, единый центр, через который судно, его владельцы и операторы могли бы получать всю необходимую информацию – от текущих погодных и ледовых условий до счетов на оплату сборов за предоставленные услуги. Необходима также централизованная поисково-спасательная служба быстрого реагирования, способная в аварийной ситуации технически оказать помощь в любой точке Северного морского пути. Это должны быть специализированные арктические суда и летательные аппараты.

Научные обсуждения

Основные положения и результаты представленного материала ранее докладывались и получили положительную оценку на собраниях научной общественности.

Выводы

Таким образом, ситуация с трассой СМП в настоящее время достаточно сложная. Атомный ледокольный флот, обслуживающий трассу и проводящий по ней суда, вырабатывает свой ресурс, новые атомные ледоколы пока в эксплуатацию не сдаются. Не лучше положение с дизельным флотом, со строительством танкерного флота, с развитием береговой инфраструктуры, обеспечивающей деятельность трассы. Так, в 2-3 раза в целом по Российской Арктике сократилось число гидрометеорологических и радионавигационных станций. Одни давали сведения о климате, другие – данные, которые обеспечивают проход морских судов и навигационное обслуживание воздушного флота.

Затянувшуюся паузу в развитии инфраструктуры СМП необходимо прервать. В последнее время российские власти предприняли ряд шагов, направленных на улучшение инфраструктурного обеспечения работы Северного морского пути и повышение его привлекательности для иностранных судовладельцев.

Прежде всего это касается навигационного обслуживания прохода по маршруту, включая надежное функционирование спутниковых систем связи для определения местонахождения судна, наличие надежных навигационных карт, а также электронных навигационных карт для безопасного судовождения. Реконструируются и создаются перегрузочные терминалы, проектируются и строятся танкеры и сухогрузные суда для арктического плавания и ледоколы.

Основными пользователями СМП в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха-Якутия, Чукотка. Мурманский морской порт определен ключевым элементом всей транспортной системы севера России в целом и северо-западной части в частности. В соответствии с генеральным планом развития Мурманского транспортного узла грузооборот порта к 2015-2020 гг. сможет превысить 100 млн тонн. Развитие СМП как международного евро-азиатского транспортного коридора должно осуществляться на национальном и международном уровне. Бизнес не должен оставаться в стороне и должен получить преференции при эксплуатации Северного морского пути в будущем.

Заключение

Таким образом, развитие СМП как международного евро-азиатского транспортного коридора должно осуществляться на национальном и международном уровне по следующим основным направлениям.

На национальном уровне:

1. Выполнение программных мероприятий по закреплению статуса СМП как самостоятельного евро-азиатского транспортного коридора, связующего государства Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона с учетом того, что Российская Арктика в долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой не только для России, но и для планеты в целом.

2. Обеспечение на СМП стандартов безопасности мореплавания и сохранения окружающей среды, соответствующих международному уровню.

3. Разработка в целях повышения конкурентоспособности СМП новой системы тарифов на оплату услуг при общем снижении уровня тарифов на перевозки по СМП транзитных и экспортно-импортных грузов.

4. Доступ информации для заинтересованных зарубежных грузо- и судовладельцев о проводимых в России мероприятиях по развитию транспортного коридора СМП с целью предоставления полного перечня транспортных услуг для международного судоходства.

На международном уровне:

1. Продолжение научного сотрудничества различных стран в международных исследовательских программах и проектах, касающихся создания транзитных транспортно-технологических систем для СМП с использованием перспективных судов ледового плавания.

2. Развитие международного сотрудничества в решении экономических и правовых проблем транспортного коридора СМП в рамках Арктического совета, а также Совета Баренцева/Евроарктического региона и его рабочей группы по СМП, «Арктической инициативы», «Стратегии защиты окружающей среды», «Северного измерения» и Северного форума.

3. Продолжение проведения в России регулярных (через каждые два года) международных евро-азиатских конференций по транспорту в целях, в частности, закрепления статуса СМП как самостоятельного евро-азиатского международного транспортного коридора и включения его в единую международную сеть транспортных коридоров.

Выполнение указанных выше мероприятий на национальном и международном уровне будет способствовать развитию СМП как международного евро-арктического транспортного коридора. Пока же Северный морской путь как международная транзитная магистраль остается резервом международной транспортной системы. Резервом, который таит в себе огромный потенциал международного сотрудничества и развития российского Заполярья.

Морские вести Росси №14 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...