Пассажирский флот нового поколения

Судостроение

Универсальность, экономичность и современные материалы – новый катамаран от СНСЗ

31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду углепластиковый скоростной пассажирский катамаран нового поколения проекта 23290. Как отметил генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо, «сегодня многие судовладельцы в основном работают по программам переоборудования и модернизации своих судов, однако в целом это не решает главную проблему: отечественный пассажирский флот морально и физически устарел, не отвечает современным требованиям безопасности мореплавания и в ближайшие годы подлежит массовому списанию, поэтому в этом сегменте рынка сложилась благоприятная ситуация для судостроителей – запрос на развитие и создание пассажирского флота нового поколения».

Владислав Букин

Как считают многие специалисты, появление нового 150-местного катамарана может открыть новую эпоху в развитии отечественного скоростного флота со времен Ростислава Алексеева.

Ранее не раз освещалась тема старения судов на подводных крыльях (СПК), а некоторые корабелы и вовсе ставят под сомнение рациональность конструкции СПК, называя ее устаревшей. Впрочем, свои доводы есть и у защитников, и у противников «крыла». А вот то, что действующий флот СПК устарел, – это факт бесспорный. Всего, по данным Российского Речного Регистра, в стране числится порядка 85 судов на подводных крыльях, при этом средний возраст их приближается к 32 годам. Конечно, не все суда эксплуатируются, некоторые прошли модернизацию с заменой главной силовой установки. Однако для алюминиевого корпуса 32 года – возраст критический.

Пик строительства СПК пришелся на 70-80-е годы XX века, когда страна занимала третье место в мире по числу пассажирского флота, суда работали на 189 линиях, из которых 120 – местные линии, 52 – внутренние и 17 – международные. Многие линии, особенно в отдаленных регионах страны, где других способов добраться до районного центра или в соседний поселок нет, работают до сих пор. Причем работают исключительно на старых СПК.

Перевозчики на этих жизненно важных линиях работают на грани окупаемости либо исключительно за счет дотаций из региональных бюджетов. Во-первых, потому что еще в 90-е годы стоимость перевозок существенно выросла, при этом платежеспособность населения также существенно упала. Во-вторых, эксплуатация старых судов по определению дорогая. А в-третьих, из-за конструктивных особенностей работа СПК ни на одной линии СССР не являлась рентабельной и была выгодна исключительно в условиях плановой экономики и огромных серий судов. По отдельности у каждого судовладельца есть свои пожелания: кто-то желает видеть большую пассажировместимость, кто-то больше места под багаж, у кого-то потребность в гораздо более вместительных топливных танках для работы на большом плече и т.д.

С конца 2000-х годов пришло понимание, что пассажирский скоростной флот необходим в России. Не только для работы в удаленных регионах, но и в туристических целях. Появился целый ряд перспективных проектов, в том числе, кстати, и новое поколение судов на подводных крыльях.

В июле 2015 года Средне-Невский судостроительный завод, флагман отечественного композитного судостроения, заложил перспективный катамаран проекта 23290, который предназначен для решения задач водных пассажирских перевозок на дистанциях до 1000 км как по рекам, так и в прибрежной морской зоне.

Новый подход к традиционной конструкции

Сам концепт многокорпусного пассажирского судна не уникальный. Суда подобного класса строят наши соседи – норвежцы, датчане. Прогулочные катамараны и яхты успешно строят французы и итальянцы. На вторичном рынке можно встретить массу предложений. Чем же отличается от зарубежных аналогов «средне-невский» катамаран?

Для начала СНСЗ заложил в судне все свои знания и технологии работы с композитными материалами, корпус катамарана углепластиковый, построен с применением метода вакуумной инфузии. При осадке 1,5 метра (для сравнения: осадка у «Метеора» при движении в водоизмещающем режиме 2,35 метра) пассажировместимость катамарана 150-200 человек против 116-120 пассажиров у «Метеоров». Дальность хода судна 1000 км при 600 км у «Метеоров».

Заявленная максимальная скорость катамарана 29,5 узлов, судно может эксплуатироваться при волнении до четырех баллов без снижения скоростных характеристик.

Высокую скорость судну обеспечивают два двигателя мощностью по 900 кВт каждый. При этом эксплуатационный расход топлива составляет 11 л на милю, а расход масла – 7,74 г/час, а ресурс – 12 000 часов.

Применение композита позволило улучшить ударную прочность конструкции на 20-30%, усталостную прочность – на 50-200%, достигнуто снижение веса на 10-30%. Композитный материал по прочности не уступает многим современным металлам, плюс к этому – высокая стабильность, высокая сопротивляемость усталости, стойкость к действию морской среды, простота ремонта и эксплуатации. Срок службы корпуса не менее 30 лет.

Многокорпусная конструкция технически делает судно устойчивее, что имеет существенный плюс для пассажиров, которые страдают морской болезнью. Кроме того, катамараны практически непотопляемы, а два двигателя, разнесенные по двум корпусам, обеспечивают высокую маневренность, позволяющую катамарану развернуться практически на месте.

При проектировании и строительстве судна инженеры и специалисты завода совместно с представителями РМРС разрабатывали новые разделы правил Регистра. До этого прецедент надзора за проектированием и строительством композитных судов попросту отсутствовал.

Головное судно проекта 23290 Средне-Невский завод планирует передать в опытную эксплуатацию в навигацию следующего года.

Открытый проект

Катамаран проекта 23290 в отличие от СПК прежней конструкции может быть доработан с учетом пожеланий заказчика. Так, на судне предусмотрена установка системы ночного видения и комплекта прожекторов, благодаря которым суда могут эксплуатироваться в том числе и в ночное время, что повысит окупаемость проекта в целом. Под запросы заказчика можно увеличить место для размещения багажа или специального оборудования, а судно может использоваться для доставки персонала или грузов на объекты. Насыщение судна (практически вся спецификация), в том числе отделка пассажирского салона, также может корректироваться в зависимости от запросов заказчика.

Как уже неоднократно заявлялось, решить задачу организации пассажирских перевозок скоростным водным транспортом на базе судов нового поколения возможно только на основе механизма создания государственно-частного партнерства.

У Средне-Невского завода есть серьезный подпор в лице ОСК, существуют наработанные связи с крупными финансовыми организациями, крупными отраслевыми компаниями, что дает дополнительные преимущества заказчику.

И в завершение хочется сказать одну истину, которую многие корабелы забывают. «Пассажир выбирает, идти ему на судне или не идти, глазами». И тут отрицать, что катамаран проекта 23290 имеет свой шарм, невозможно. Достаточно просто взглянуть на фото.

Краткие характеристики катамарана проекта 23290

Классификация судна – КМ [2] R2-RSN MHC HSC Passenger A

Район плавания – внутренние водоемы и прибрежные районы морей с удалением от места-убежища до 20 миль

Главные размерения:

Длина наибольшая, м – 25,63
Длина между перпендикулярами, м – 23,80
Ширина наибольшая, м – 9,04
Высота борта на миделе, м – 3,04
Водоизмещение (порожнем), т – 48,33
Водоизмещение (полное), т – 74,95
Осадка (при полном водоизмещении), м – 1,5

Морские вести России №13 (2016)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 18 февраля  – 22 февраля с...

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово»

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово» На заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду первого в серии из четырё...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда»

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда» Мурманские портовики провели экскурсию по градообразующему предприятию для участников пятой регионал...

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова В Москве состоялась рабочая встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега ...

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Дуализм переходного периода

 Дуализм переходного периода За годы работы частных лоцманских компаний с 2005 года ущерб, нанесенный их хозяевами стабильности и...

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Морские порты

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...