Пассажирский флот нового поколения

Судостроение

Универсальность, экономичность и современные материалы – новый катамаран от СНСЗ

31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду углепластиковый скоростной пассажирский катамаран нового поколения проекта 23290. Как отметил генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо, «сегодня многие судовладельцы в основном работают по программам переоборудования и модернизации своих судов, однако в целом это не решает главную проблему: отечественный пассажирский флот морально и физически устарел, не отвечает современным требованиям безопасности мореплавания и в ближайшие годы подлежит массовому списанию, поэтому в этом сегменте рынка сложилась благоприятная ситуация для судостроителей – запрос на развитие и создание пассажирского флота нового поколения».

Владислав Букин

Как считают многие специалисты, появление нового 150-местного катамарана может открыть новую эпоху в развитии отечественного скоростного флота со времен Ростислава Алексеева.

Ранее не раз освещалась тема старения судов на подводных крыльях (СПК), а некоторые корабелы и вовсе ставят под сомнение рациональность конструкции СПК, называя ее устаревшей. Впрочем, свои доводы есть и у защитников, и у противников «крыла». А вот то, что действующий флот СПК устарел, – это факт бесспорный. Всего, по данным Российского Речного Регистра, в стране числится порядка 85 судов на подводных крыльях, при этом средний возраст их приближается к 32 годам. Конечно, не все суда эксплуатируются, некоторые прошли модернизацию с заменой главной силовой установки. Однако для алюминиевого корпуса 32 года – возраст критический.

Пик строительства СПК пришелся на 70-80-е годы XX века, когда страна занимала третье место в мире по числу пассажирского флота, суда работали на 189 линиях, из которых 120 – местные линии, 52 – внутренние и 17 – международные. Многие линии, особенно в отдаленных регионах страны, где других способов добраться до районного центра или в соседний поселок нет, работают до сих пор. Причем работают исключительно на старых СПК.

Перевозчики на этих жизненно важных линиях работают на грани окупаемости либо исключительно за счет дотаций из региональных бюджетов. Во-первых, потому что еще в 90-е годы стоимость перевозок существенно выросла, при этом платежеспособность населения также существенно упала. Во-вторых, эксплуатация старых судов по определению дорогая. А в-третьих, из-за конструктивных особенностей работа СПК ни на одной линии СССР не являлась рентабельной и была выгодна исключительно в условиях плановой экономики и огромных серий судов. По отдельности у каждого судовладельца есть свои пожелания: кто-то желает видеть большую пассажировместимость, кто-то больше места под багаж, у кого-то потребность в гораздо более вместительных топливных танках для работы на большом плече и т.д.

С конца 2000-х годов пришло понимание, что пассажирский скоростной флот необходим в России. Не только для работы в удаленных регионах, но и в туристических целях. Появился целый ряд перспективных проектов, в том числе, кстати, и новое поколение судов на подводных крыльях.

В июле 2015 года Средне-Невский судостроительный завод, флагман отечественного композитного судостроения, заложил перспективный катамаран проекта 23290, который предназначен для решения задач водных пассажирских перевозок на дистанциях до 1000 км как по рекам, так и в прибрежной морской зоне.

Новый подход к традиционной конструкции

Сам концепт многокорпусного пассажирского судна не уникальный. Суда подобного класса строят наши соседи – норвежцы, датчане. Прогулочные катамараны и яхты успешно строят французы и итальянцы. На вторичном рынке можно встретить массу предложений. Чем же отличается от зарубежных аналогов «средне-невский» катамаран?

Для начала СНСЗ заложил в судне все свои знания и технологии работы с композитными материалами, корпус катамарана углепластиковый, построен с применением метода вакуумной инфузии. При осадке 1,5 метра (для сравнения: осадка у «Метеора» при движении в водоизмещающем режиме 2,35 метра) пассажировместимость катамарана 150-200 человек против 116-120 пассажиров у «Метеоров». Дальность хода судна 1000 км при 600 км у «Метеоров».

Заявленная максимальная скорость катамарана 29,5 узлов, судно может эксплуатироваться при волнении до четырех баллов без снижения скоростных характеристик.

Высокую скорость судну обеспечивают два двигателя мощностью по 900 кВт каждый. При этом эксплуатационный расход топлива составляет 11 л на милю, а расход масла – 7,74 г/час, а ресурс – 12 000 часов.

Применение композита позволило улучшить ударную прочность конструкции на 20-30%, усталостную прочность – на 50-200%, достигнуто снижение веса на 10-30%. Композитный материал по прочности не уступает многим современным металлам, плюс к этому – высокая стабильность, высокая сопротивляемость усталости, стойкость к действию морской среды, простота ремонта и эксплуатации. Срок службы корпуса не менее 30 лет.

Многокорпусная конструкция технически делает судно устойчивее, что имеет существенный плюс для пассажиров, которые страдают морской болезнью. Кроме того, катамараны практически непотопляемы, а два двигателя, разнесенные по двум корпусам, обеспечивают высокую маневренность, позволяющую катамарану развернуться практически на месте.

При проектировании и строительстве судна инженеры и специалисты завода совместно с представителями РМРС разрабатывали новые разделы правил Регистра. До этого прецедент надзора за проектированием и строительством композитных судов попросту отсутствовал.

Головное судно проекта 23290 Средне-Невский завод планирует передать в опытную эксплуатацию в навигацию следующего года.

Открытый проект

Катамаран проекта 23290 в отличие от СПК прежней конструкции может быть доработан с учетом пожеланий заказчика. Так, на судне предусмотрена установка системы ночного видения и комплекта прожекторов, благодаря которым суда могут эксплуатироваться в том числе и в ночное время, что повысит окупаемость проекта в целом. Под запросы заказчика можно увеличить место для размещения багажа или специального оборудования, а судно может использоваться для доставки персонала или грузов на объекты. Насыщение судна (практически вся спецификация), в том числе отделка пассажирского салона, также может корректироваться в зависимости от запросов заказчика.

Как уже неоднократно заявлялось, решить задачу организации пассажирских перевозок скоростным водным транспортом на базе судов нового поколения возможно только на основе механизма создания государственно-частного партнерства.

У Средне-Невского завода есть серьезный подпор в лице ОСК, существуют наработанные связи с крупными финансовыми организациями, крупными отраслевыми компаниями, что дает дополнительные преимущества заказчику.

И в завершение хочется сказать одну истину, которую многие корабелы забывают. «Пассажир выбирает, идти ему на судне или не идти, глазами». И тут отрицать, что катамаран проекта 23290 имеет свой шарм, невозможно. Достаточно просто взглянуть на фото.

Краткие характеристики катамарана проекта 23290

Классификация судна – КМ [2] R2-RSN MHC HSC Passenger A

Район плавания – внутренние водоемы и прибрежные районы морей с удалением от места-убежища до 20 миль

Главные размерения:

Длина наибольшая, м – 25,63
Длина между перпендикулярами, м – 23,80
Ширина наибольшая, м – 9,04
Высота борта на миделе, м – 3,04
Водоизмещение (порожнем), т – 48,33
Водоизмещение (полное), т – 74,95
Осадка (при полном водоизмещении), м – 1,5

Морские вести России №13 (2016)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

На Кронштадтском морском заводе ликвидировали пожар на буксире

На Кронштадтском морском заводе ликвидировали пожар на буксире Пожарные ликвидировали возгорание на ремонтируемом на Кронштадтском морском заводе буксире, у которо...

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась Период «сланцевой революции» в США подходит к концу, поскольку в последнее время наблюдается резкое ...

Российская экономика

Арктический грузопоток к 2030 году должны обеспечивать не менее 11 ледоколов - «Атомфлот»

Арктический грузопоток к 2030 году должны обеспечивать не менее 11 ледоколов - «Атомфлот» Грузопоток в Арктической зоне РФ к 2030 году должны обеспечивать 11 ледоколов. С учетом действующего...

«Новатэк» планирует использовать на своих СПГ-проектах произведенные в России танкеры

«Новатэк» планирует использовать на своих СПГ-проектах произведенные в России танкеры «Новатэк» планирует использовать на своих проектах по сжижению природного газа (СПГ) танкеры...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

КТСП в январе-сентябре возглавил рейтинг контейнерных терминалов с оборотом 476,5 тыс. TEU

КТСП в январе-сентябре возглавил рейтинг контейнерных терминалов с оборотом 476,5 тыс. TEU Контейнерооборот морских портов России по итогам января-сентября 2017 года увеличился на 15,9% п...

Новороссийск по итогам 9 месяцев лидирует по грузообороту среди морских портов РФ

Новороссийск по итогам 9 месяцев лидирует по грузообороту среди морских портов РФ Грузооборот морских портов РФ по итогам января-сентября 2017 года увеличился на 9,1% по сравнени...




Морской транспорт

«Роснефтефлот» разместит на СК «Звезда» заказ на 10 арктических танкеров-челноков

«Роснефтефлот» разместит на СК «Звезда» заказ на 10 арктических танкеров-челноков Дочернее предприятие «Роснефти» - «Роснефтефлот» - заключило с судостроительным комплексом «Звезда» ...

Росатомфлот в 2018 году должен выбрать верфь для строительства плавучего дока

Росатомфлот в 2018 году должен выбрать верфь для строительства плавучего дока Росатомфлот в следующем году должен выбрать верфь для строительства плавучего дока, на котором будут...

Речной транспорт

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям Как сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР) несмотря на довольно холодное...

Ж/Д транспорт

РЖД готовы предоставить скидку 10,3% на перевозку зерна в порты еще из 6 регионов

РЖД готовы предоставить скидку 10,3% на перевозку зерна в порты еще из 6 регионов РЖД рассматривает возможность расширить применение скидки на перевозку зерна из удаленных от портов ...

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс Группа «Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере». Об этом ТАСС в кулуарах Всемирного ф...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...