«Тяжело в ученьи – легко в бою»

Безопасность мореплавания

Учения по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов – эффективный механизм повышения готовности аварийно-спасательных сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации

Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих перед капитанами портов и в целом перед бассейновыми администрациями морских портов. В связи с этим в морских портах, находящихся в зоне ответственности ФГБУ АМП «Сахалина, Курил и Камчатки», регулярно проводятся учения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также комплексные учения. Аварийно-спасательные формирования, оказывающие услуги по несению готовности и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с транспортировкой, хранением, бункеровкой и перевалкой нефтепродуктов в морских портах, на этих учениях отрабатывают взаимодействие в рамках утвержденных планов ЛРН как собственных, так и привлекаемых сил и средств.

Владимир Шутько, руководитель ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Учения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с действующими в каждом порту планами ЛРН отличаются своими масштабами и задачами в зависимости от размеров порта, степени опасности находящихся на его территории объектов и вероятных последствий в результате чрезвычайных ситуаций (ЧС). В одних портах, где отсутствуют переработка нефти и нефтепродуктов, пожаро-взрывоопасные объекты, ЧС ограничивается разливом небольшого количества судового топлива с различного типа судов (как правило, не танкеров), пожаром на таких судах и т.п. В других портах, специализирующихся на перевалке углеводородов, их хранении и переработке, принимающих танкеры больших размерений, оказывающих бункеровочные услуги, – уровень угроз намного выше и требует максимальной концентрации аварийно-спасательных сил и средств при возникновении ЧС. Соответственно, для каждого порта с учетом приведенных различий разрабатываются и планы ЛРН, и проводятся учения.

Согласно плана ЛРН ФГБУ АМП «Сахалина, Курил и Камчатки» для крупнейшего в России по перевалке сжиженного природного газа и нефти порта Пригородное максимальное расчетное значение разлива нефти составляет 9692,9 тонны. Такой разлив прогнозируется вследствие происшествия с участием нефтеналивного судна «Губернатор Фархутдинов», имеющего максимальный объем грузовых танков.

В 2015-2016 годах в порту Пригородное оператором нефтегазовых терминалов – компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» – проведено более 20 учений по ликвидации аварийных разливов нефти в заливе Анива, лагуне Буссе и ручье Голубой. К учениям в соответствии с планом ЛРН привлекались ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», суда спасатели «Нефтегаз-55» и «Агат», буксиры портофлота и Сахалинского филиала АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций». Учения проводились ежемесячно. Основная их цель – проверка готовности команды и оборудования к реагированию в условиях ЧС.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 г. №1189 помимо ежемесячных учений по отработке плана ЛРН перегрузочного комплекса «Пригородное» в мае 2015 года компания «Сахалин Энерджи» провела комплексные учения с привлечением региональных сил и средств. Основные операции по борьбе с разливом нефти разворачивались на море, одновременно в них было задействовано фактически 12 судов: суда компании «Свитцер Сахалин», работающие в порту на постоянной основе, Сахалинского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», три катера типа «Ламор» морской базы порта и привлеченный нефтемусоросборщик «Пасифик Эндевор».

Сценарий учений предполагал отсутствие воздействия на береговую линию. Тем не менее, для защиты лагуны Буссе была отработана доставка и развертывание сил и средств для защиты диких животных, птиц и ликвидации разлива, защиты входа в лагуну от попадания нефти. Были развернуты и приготовлены к использованию боновые заграждения, скиммеры, емкости для сбора нефти.

В ходе учений были закреплены знания и навыки участников аварийно-спасательных формирований, повышена готовность к ЧС перегрузочного комплекса «Пригородное» и компании «Сахалин Энерджи», отработано взаимодействие Службы капитана морского порта Пригородное с аварийно-спасательными подразделениями. Главная цель учений – организация слаженного взаимодействия собственных и привлеченных сил и средств по плану ЛРН для эффективного реагирования на море и защиты побережья от загрязнения – была достигнута.

По мере переработки планов ЛРН в соответствии с новым законодательством хозяйствующими субъектами, чья деятельность связана с обращением с нефтепродуктами, для отработки введенных в действие планов проводятся комплексные учения.

Так, в конце 2015 – начале 2016 года были проведены комплексные учения в акватории морского порта Холмск такими компаниями, как ООО «Морской стандарт», ООО «Сахойлсервис», ООО «Трансбункер-Холмск».

28 марта 2016 года в связи с введением в действие нового плана ЛАРН компании ООО «Сахойлсервис» совместно с Сахалинским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» были проведены комплексные учения на тему: «Локализация и ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов в акватории порта Корсаков». В учениях приняли участие в том числе спасательное судно «Атлас» с оборудованием ЛРН на борту и танкер «Океан».

Целью учений являлась проверка постановки задачи капитаном судна, несущего дежурство ЛРН, на проведение работ по ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории морского порта Корсаков: организация разведки зоны ЧС, принятие решения по локализации и ликвидации ЧС, проверка фактической готовности аварийной партии при локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, практическая отработка разворачивания средств локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с дежурного судна ЛРН. Участники учений с поставленными задачами справились, их действия получили удовлетворительную оценку со стороны наблюдателей за ходом учений.

12 мая 2016 года в Южной гавани морского порта Холмск на причале №6 прошли комплексные учения по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. В учениях принимали участие ОАО «Трансбункер-Холмск», Сахалинский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Учения состояли из трех этапов в соответствии со следующими вводными:

1. При разгрузке нефтепродуктов из танкера из-за дефекта прокладки фланцевого соединения шлангующей части технологического трубопровода произошла утечка дизельного топлива на полотно причала №6. Утечка была обнаружена машинистом, дежурившим на причале во время разгрузки.

2. По причине разлива нефтепродуктов при разгрузке танкера на причале №6 произошло возгорание разлитых нефтепродуктов.

3. При разгрузке нефтепродуктов из танкера из-за дефекта прокладки фланцевого соединения шлангующей части технологического трубопровода произошла утечка дизельного топлива. При аварии часть нефтепродуктов попала в акваторию порта. Распространение нефтепродуктов на водной поверхности не вышло за пределы боновых ограждений.

Во время учений персонал ОАО «Трансбункер-Холмск» совместно с Сахалинским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» показал хорошую подготовку и оперативность. Учебные цели и задачи учений были достигнуты в полном объеме и получили высокую оценку наблюдателей.

Нужно отметить, что в рамках аттестации аварийно-спасательных формирований (АСФ) также проводятся учения в акваториях морских портов, входящих в зону ответственности ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки». 23 марта 2016 года в заливе Анива в акватории морского порта Пригородное (район выносного причального устройства) прошли учения по ликвидации аварийного разлива нефти в рамках аттестационной проверки готовности аварийно-спасательного формирования ООО «Экошельф».

По сценарию учений при загрузке танкера произошло заклинивание клапана перекачивающего устройства, что послужило причиной утечки нефти объемом около 10 кубометров. Для ликвидации последствий разлива привлекались дежурное аварийно– спасательное судно «Агат» и буксир «Свитцер Корсаков». Эффективность действий АСФ проверяла экспертная группа аттестационной комиссии Росморречфлота, в состав которой входили представители ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки». Результаты действий аварийно-спасательного формирования и экипажей судов были признаны удовлетворительными.

Учения в акваториях морских портов также регулярно проводятся филиалами ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Так, 28 июля 2015 года в Авачинской губе под руководством МСПЦ Камчатского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» были проведены масштабные бассейновые учения на тему: «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, и борьба с аварийным разливом нефтепродуктов». В ходе учений были отработаны следующие эпизоды: поиск и подъем членов экипажа аварийного судна с воды силами взаимодействующих организаций; снятие больного с судна катером, оказание ему первой медицинской помощи и доставка в береговой стационар; подъем пострадавших с надувного плота с помощью вертолета и спасателей; ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов.

12 мая 2016 года в заливе Анива под руководством ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» были проведены бассейновые учения по поиску и спасанию людей на море, оказанию помощи аварийному судну и ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов. В учениях принимали участие: Сахалинский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» – СБС «Атлас», ПУ ФСБ России по Сахалинской области – ПСКР 727, Сахалинский филиал ФГУП «Росморпорт» – БК «Добрыня». Вертолет Ми-8 МЧС России по Сахалинской области, который тоже должен был участвовать в учениях, по погодным условиям не смог долететь до места учений и вернулся в Южно-Сахалинский аэропорт. Координация действий сил взаимодействующих организаций и руководство учениями осуществлялось МСПЦ «Южно-Сахалинск» ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

По сценарию учений в результате столкновения с неизвестным подводным предметом судно БК «Добрыня» получило пробоину и повреждения танков, в результате возник пожар, имеются пострадавшие: два члена экипажа (манекены) оказались в воде. Требовалось произвести следующие мероприятия: подбор людей из воды и их доставка в лечебные учреждения, действия по предотвращению взрыва паров нефти и заделке пробоины, тушение пожара.

Каждый эпизод учений был отработан максимально приближенно к действительности. Цели и задачи, поставленные перед участниками бассейновых учений, были достигнуты в полном объеме. Действиям аварийно-спасательного формирования и экипажей судов дана оценка «хорошо».

Таким образом, только за этот год в морских портах, входящих в зону ответственности ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», было проведено более 30 учений, в том числе комплексных. Регулярное проведение учений с целью проверки готовности команд и оборудования способствует повышению качества проводимых организационных мероприятий по ликвидации разливов нефти и снижает вероятность возникновения подобных ЧС. Именно поэтому показатель аварийности в морских портах Сахалинской области и Камчатского края находится на минимальном уровне.

Морские порты №5 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Считавшийся арестованным на Украине теплоход вернется в Россию - судовладелец

Считавшийся арестованным на Украине теплоход вернется в Россию - судовладелец Сухогрузный теплоход «Сибирский 2112» после ремонта в порту «Черноморск» Одесской области вернется в...

Запасы нефти в США начали истощаться ?

Запасы нефти в США начали истощаться ? Появились признаки преждевременного истощения запасов нефти в бассейне Permian — одной из наиболее п...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 7,2% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 7,2% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июле 2017 года вырос на 7,2% по сравнению с показател...

Производство грузовых вагонов в России в июле выросло на 81,3%

Производство грузовых вагонов в России в июле выросло на 81,3% Производство грузовых магистральных вагонов в России в июле 2017 года выросло на 81,3% по сравне...

Транспортная политика

Путин призвал переориентировать белорусские НПЗ с Прибалтики на Россию

Путин призвал переориентировать белорусские НПЗ с Прибалтики на Россию Белорусские нефтеперерабатывающие заводы должны использовать российскую инфраструктуру. Об этом заяв...

Структура по развитию Севморпути должна включать в себя субъекты и службы по ЧС - Левитин

Структура по развитию Севморпути должна включать в себя субъекты и службы по ЧС - Левитин Структура, которая будет курировать развитие Севморпути, должна включать не только организации, подв...

Морские порты

Частные инвесторы готовы построить морской вокзал в новом терминале под Калининградом

Частные инвесторы готовы построить морской вокзал в новом терминале под Калининградом Частные инвесторы заявили о готовности вложить средства в строительство морского вокзала в порту, ко...

Контейнерооборот порта Гонконг в июле увеличился на 7%, до 1,7 млн TEU

Контейнерооборот порта Гонконг в июле увеличился на 7%, до 1,7 млн TEU Контейнерооборот порта Гонконг в июле 2017 года составил 1,74 млн TEU (эквивалент 20-футового ко...




Морской транспорт

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г.

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г. Финская паромная компания Viking Line заработала 239,2 млн. евро в первом полугодии 2017 г. Это на 0...

Дальневосточное морское пароходство отложило публикацию отчета за полугодие по РСБУ

Дальневосточное морское пароходство отложило публикацию отчета за полугодие по РСБУ «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная структура группы Fesco) отложило публи...

Речной транспорт

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России Енисейское речное пароходство (ЕРП) начало доставку угля в самый северный порт России - Дикс...

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд, чтобы обязать ООО «Ульяновская судоходная компани...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию Транспортная группа FESCO запускает FESCO Silk Way Shuttle ‒ регулярный контейнерный поезд на ...

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб.

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб. Global Ports подписал соглашение о продаже 100% акций логистического комплекса «Логистика- Терми...

Авто транспорт

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде Министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев торжественно ...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...