«Тяжело в ученьи – легко в бою»

Безопасность мореплавания

Учения по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов – эффективный механизм повышения готовности аварийно-спасательных сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации

Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих перед капитанами портов и в целом перед бассейновыми администрациями морских портов. В связи с этим в морских портах, находящихся в зоне ответственности ФГБУ АМП «Сахалина, Курил и Камчатки», регулярно проводятся учения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также комплексные учения. Аварийно-спасательные формирования, оказывающие услуги по несению готовности и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с транспортировкой, хранением, бункеровкой и перевалкой нефтепродуктов в морских портах, на этих учениях отрабатывают взаимодействие в рамках утвержденных планов ЛРН как собственных, так и привлекаемых сил и средств.

Владимир Шутько, руководитель ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Учения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с действующими в каждом порту планами ЛРН отличаются своими масштабами и задачами в зависимости от размеров порта, степени опасности находящихся на его территории объектов и вероятных последствий в результате чрезвычайных ситуаций (ЧС). В одних портах, где отсутствуют переработка нефти и нефтепродуктов, пожаро-взрывоопасные объекты, ЧС ограничивается разливом небольшого количества судового топлива с различного типа судов (как правило, не танкеров), пожаром на таких судах и т.п. В других портах, специализирующихся на перевалке углеводородов, их хранении и переработке, принимающих танкеры больших размерений, оказывающих бункеровочные услуги, – уровень угроз намного выше и требует максимальной концентрации аварийно-спасательных сил и средств при возникновении ЧС. Соответственно, для каждого порта с учетом приведенных различий разрабатываются и планы ЛРН, и проводятся учения.

Согласно плана ЛРН ФГБУ АМП «Сахалина, Курил и Камчатки» для крупнейшего в России по перевалке сжиженного природного газа и нефти порта Пригородное максимальное расчетное значение разлива нефти составляет 9692,9 тонны. Такой разлив прогнозируется вследствие происшествия с участием нефтеналивного судна «Губернатор Фархутдинов», имеющего максимальный объем грузовых танков.

В 2015-2016 годах в порту Пригородное оператором нефтегазовых терминалов – компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» – проведено более 20 учений по ликвидации аварийных разливов нефти в заливе Анива, лагуне Буссе и ручье Голубой. К учениям в соответствии с планом ЛРН привлекались ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», суда спасатели «Нефтегаз-55» и «Агат», буксиры портофлота и Сахалинского филиала АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций». Учения проводились ежемесячно. Основная их цель – проверка готовности команды и оборудования к реагированию в условиях ЧС.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 г. №1189 помимо ежемесячных учений по отработке плана ЛРН перегрузочного комплекса «Пригородное» в мае 2015 года компания «Сахалин Энерджи» провела комплексные учения с привлечением региональных сил и средств. Основные операции по борьбе с разливом нефти разворачивались на море, одновременно в них было задействовано фактически 12 судов: суда компании «Свитцер Сахалин», работающие в порту на постоянной основе, Сахалинского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», три катера типа «Ламор» морской базы порта и привлеченный нефтемусоросборщик «Пасифик Эндевор».

Сценарий учений предполагал отсутствие воздействия на береговую линию. Тем не менее, для защиты лагуны Буссе была отработана доставка и развертывание сил и средств для защиты диких животных, птиц и ликвидации разлива, защиты входа в лагуну от попадания нефти. Были развернуты и приготовлены к использованию боновые заграждения, скиммеры, емкости для сбора нефти.

В ходе учений были закреплены знания и навыки участников аварийно-спасательных формирований, повышена готовность к ЧС перегрузочного комплекса «Пригородное» и компании «Сахалин Энерджи», отработано взаимодействие Службы капитана морского порта Пригородное с аварийно-спасательными подразделениями. Главная цель учений – организация слаженного взаимодействия собственных и привлеченных сил и средств по плану ЛРН для эффективного реагирования на море и защиты побережья от загрязнения – была достигнута.

По мере переработки планов ЛРН в соответствии с новым законодательством хозяйствующими субъектами, чья деятельность связана с обращением с нефтепродуктами, для отработки введенных в действие планов проводятся комплексные учения.

Так, в конце 2015 – начале 2016 года были проведены комплексные учения в акватории морского порта Холмск такими компаниями, как ООО «Морской стандарт», ООО «Сахойлсервис», ООО «Трансбункер-Холмск».

28 марта 2016 года в связи с введением в действие нового плана ЛАРН компании ООО «Сахойлсервис» совместно с Сахалинским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» были проведены комплексные учения на тему: «Локализация и ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов в акватории порта Корсаков». В учениях приняли участие в том числе спасательное судно «Атлас» с оборудованием ЛРН на борту и танкер «Океан».

Целью учений являлась проверка постановки задачи капитаном судна, несущего дежурство ЛРН, на проведение работ по ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории морского порта Корсаков: организация разведки зоны ЧС, принятие решения по локализации и ликвидации ЧС, проверка фактической готовности аварийной партии при локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, практическая отработка разворачивания средств локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с дежурного судна ЛРН. Участники учений с поставленными задачами справились, их действия получили удовлетворительную оценку со стороны наблюдателей за ходом учений.

12 мая 2016 года в Южной гавани морского порта Холмск на причале №6 прошли комплексные учения по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. В учениях принимали участие ОАО «Трансбункер-Холмск», Сахалинский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Учения состояли из трех этапов в соответствии со следующими вводными:

1. При разгрузке нефтепродуктов из танкера из-за дефекта прокладки фланцевого соединения шлангующей части технологического трубопровода произошла утечка дизельного топлива на полотно причала №6. Утечка была обнаружена машинистом, дежурившим на причале во время разгрузки.

2. По причине разлива нефтепродуктов при разгрузке танкера на причале №6 произошло возгорание разлитых нефтепродуктов.

3. При разгрузке нефтепродуктов из танкера из-за дефекта прокладки фланцевого соединения шлангующей части технологического трубопровода произошла утечка дизельного топлива. При аварии часть нефтепродуктов попала в акваторию порта. Распространение нефтепродуктов на водной поверхности не вышло за пределы боновых ограждений.

Во время учений персонал ОАО «Трансбункер-Холмск» совместно с Сахалинским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» показал хорошую подготовку и оперативность. Учебные цели и задачи учений были достигнуты в полном объеме и получили высокую оценку наблюдателей.

Нужно отметить, что в рамках аттестации аварийно-спасательных формирований (АСФ) также проводятся учения в акваториях морских портов, входящих в зону ответственности ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки». 23 марта 2016 года в заливе Анива в акватории морского порта Пригородное (район выносного причального устройства) прошли учения по ликвидации аварийного разлива нефти в рамках аттестационной проверки готовности аварийно-спасательного формирования ООО «Экошельф».

По сценарию учений при загрузке танкера произошло заклинивание клапана перекачивающего устройства, что послужило причиной утечки нефти объемом около 10 кубометров. Для ликвидации последствий разлива привлекались дежурное аварийно– спасательное судно «Агат» и буксир «Свитцер Корсаков». Эффективность действий АСФ проверяла экспертная группа аттестационной комиссии Росморречфлота, в состав которой входили представители ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки». Результаты действий аварийно-спасательного формирования и экипажей судов были признаны удовлетворительными.

Учения в акваториях морских портов также регулярно проводятся филиалами ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Так, 28 июля 2015 года в Авачинской губе под руководством МСПЦ Камчатского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» были проведены масштабные бассейновые учения на тему: «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, и борьба с аварийным разливом нефтепродуктов». В ходе учений были отработаны следующие эпизоды: поиск и подъем членов экипажа аварийного судна с воды силами взаимодействующих организаций; снятие больного с судна катером, оказание ему первой медицинской помощи и доставка в береговой стационар; подъем пострадавших с надувного плота с помощью вертолета и спасателей; ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов.

12 мая 2016 года в заливе Анива под руководством ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» были проведены бассейновые учения по поиску и спасанию людей на море, оказанию помощи аварийному судну и ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов. В учениях принимали участие: Сахалинский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» – СБС «Атлас», ПУ ФСБ России по Сахалинской области – ПСКР 727, Сахалинский филиал ФГУП «Росморпорт» – БК «Добрыня». Вертолет Ми-8 МЧС России по Сахалинской области, который тоже должен был участвовать в учениях, по погодным условиям не смог долететь до места учений и вернулся в Южно-Сахалинский аэропорт. Координация действий сил взаимодействующих организаций и руководство учениями осуществлялось МСПЦ «Южно-Сахалинск» ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

По сценарию учений в результате столкновения с неизвестным подводным предметом судно БК «Добрыня» получило пробоину и повреждения танков, в результате возник пожар, имеются пострадавшие: два члена экипажа (манекены) оказались в воде. Требовалось произвести следующие мероприятия: подбор людей из воды и их доставка в лечебные учреждения, действия по предотвращению взрыва паров нефти и заделке пробоины, тушение пожара.

Каждый эпизод учений был отработан максимально приближенно к действительности. Цели и задачи, поставленные перед участниками бассейновых учений, были достигнуты в полном объеме. Действиям аварийно-спасательного формирования и экипажей судов дана оценка «хорошо».

Таким образом, только за этот год в морских портах, входящих в зону ответственности ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», было проведено более 30 учений, в том числе комплексных. Регулярное проведение учений с целью проверки готовности команд и оборудования способствует повышению качества проводимых организационных мероприятий по ликвидации разливов нефти и снижает вероятность возникновения подобных ЧС. Именно поэтому показатель аварийности в морских портах Сахалинской области и Камчатского края находится на минимальном уровне.

Морские порты №5 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Контракт на разработку морской версии ЗРК «Тор» может быть подписан до конца года

Контракт на разработку морской версии ЗРК «Тор» может быть подписан до конца года АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») рассчиты...

Кадры полыхающего корабля ВМС Украины появились в Сети

Кадры полыхающего корабля ВМС Украины появились в Сети Телеканал «Никвести» показал кадры полыхающего в Николаеве судна ВМС Украины U700 «Нетешин». Морской...

Российская экономика

Турция ограничила импорт пшеницы из России

Турция ограничила импорт пшеницы из России Турция ввела новые ограничения на импорт российской пшеницы. На Россию будет приходиться только до ч...

Минпромторг оценил потребность в обновлении рыбопромышленного флота в 400 судов

Минпромторг оценил потребность в обновлении рыбопромышленного флота в 400 судов Министерство промышленности и торговли оценивает потребность в обновлении рыболовецкого флота в коли...

Транспортная политика

РФ выступает за включение Японии в глобальные транспортные проекты

РФ выступает за включение Японии в глобальные транспортные проекты Россия выступает за включение Японии в глобальные проекты в сфере перевозок за счет строительства тр...

Японским компаниям следует рассмотреть вариант перевозок в РФ по Транссибу - эксперт

Японским компаниям следует рассмотреть вариант перевозок в РФ по Транссибу - эксперт Японским компаниям следует рассмотреть возможность задействования маршрута грузовых перевозок в Росс...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП в январе - апреле вырос на 1,4% - до 50,6 млн т

Грузооборот группы НМТП в январе - апреле вырос на 1,4% - до 50,6 млн т Грузооборот терминалов группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) за январь - апре...

СМИ сообщили об отказе РЖД перевозить грузы в латвийские порты

СМИ сообщили об отказе РЖД перевозить грузы в латвийские порты По словам осведомленных источников, РЖД с весны без объяснения причин начала отклонять большинство з...




Морской транспорт

Судно «Капитан Коковин» пополнило флот «Северного морского пароходства»

Судно «Капитан Коковин» пополнило флот «Северного морского пароходства» 23 мая состоялась презентация нового теплохода ОАО «Северное морское пароходство» - «Капитан Коковин...

На НССЗ буксир-спасатель «Бейсуг» переведен из эллинга на открытый стапель

На НССЗ буксир-спасатель «Бейсуг» переведен из эллинга на открытый стапель 17 мая на Невском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась выкатка многофункционального мелко...

Речной транспорт

В Якутске презентовали судно на подводных крыльях нового поколения

В Якутске презентовали судно на подводных крыльях нового поколения Директор по инновационному развитию «Центрального конструкторского бюро по СПК им. Р.Е.Алексеева» Се...

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России «Енисейское речное пароходство» (ЕРП) включено в национальный реестр «Ведущие организации тр...

Ж/Д транспорт

Правительство предложило повременить с продажей «Сумме» блокпакета акций «Трансконтейнера»

Правительство предложило повременить с продажей «Сумме» блокпакета акций «Трансконтейнера» Правительство предложило президенту повременить с продажей группе «Сумма» блокпакета акций ОАО «Тран...

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с 1 июня начнет подконтрольную эксплуатацию подвижног...

Авто транспорт

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер Скидка в системе оплаты за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам «Платон» будет но...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...