«Тяжело в ученьи – легко в бою»

Безопасность мореплавания

Учения по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов – эффективный механизм повышения готовности аварийно-спасательных сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации

Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих перед капитанами портов и в целом перед бассейновыми администрациями морских портов. В связи с этим в морских портах, находящихся в зоне ответственности ФГБУ АМП «Сахалина, Курил и Камчатки», регулярно проводятся учения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также комплексные учения. Аварийно-спасательные формирования, оказывающие услуги по несению готовности и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с транспортировкой, хранением, бункеровкой и перевалкой нефтепродуктов в морских портах, на этих учениях отрабатывают взаимодействие в рамках утвержденных планов ЛРН как собственных, так и привлекаемых сил и средств.

Владимир Шутько, руководитель ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Учения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с действующими в каждом порту планами ЛРН отличаются своими масштабами и задачами в зависимости от размеров порта, степени опасности находящихся на его территории объектов и вероятных последствий в результате чрезвычайных ситуаций (ЧС). В одних портах, где отсутствуют переработка нефти и нефтепродуктов, пожаро-взрывоопасные объекты, ЧС ограничивается разливом небольшого количества судового топлива с различного типа судов (как правило, не танкеров), пожаром на таких судах и т.п. В других портах, специализирующихся на перевалке углеводородов, их хранении и переработке, принимающих танкеры больших размерений, оказывающих бункеровочные услуги, – уровень угроз намного выше и требует максимальной концентрации аварийно-спасательных сил и средств при возникновении ЧС. Соответственно, для каждого порта с учетом приведенных различий разрабатываются и планы ЛРН, и проводятся учения.

Согласно плана ЛРН ФГБУ АМП «Сахалина, Курил и Камчатки» для крупнейшего в России по перевалке сжиженного природного газа и нефти порта Пригородное максимальное расчетное значение разлива нефти составляет 9692,9 тонны. Такой разлив прогнозируется вследствие происшествия с участием нефтеналивного судна «Губернатор Фархутдинов», имеющего максимальный объем грузовых танков.

В 2015-2016 годах в порту Пригородное оператором нефтегазовых терминалов – компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» – проведено более 20 учений по ликвидации аварийных разливов нефти в заливе Анива, лагуне Буссе и ручье Голубой. К учениям в соответствии с планом ЛРН привлекались ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», суда спасатели «Нефтегаз-55» и «Агат», буксиры портофлота и Сахалинского филиала АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций». Учения проводились ежемесячно. Основная их цель – проверка готовности команды и оборудования к реагированию в условиях ЧС.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 г. №1189 помимо ежемесячных учений по отработке плана ЛРН перегрузочного комплекса «Пригородное» в мае 2015 года компания «Сахалин Энерджи» провела комплексные учения с привлечением региональных сил и средств. Основные операции по борьбе с разливом нефти разворачивались на море, одновременно в них было задействовано фактически 12 судов: суда компании «Свитцер Сахалин», работающие в порту на постоянной основе, Сахалинского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», три катера типа «Ламор» морской базы порта и привлеченный нефтемусоросборщик «Пасифик Эндевор».

Сценарий учений предполагал отсутствие воздействия на береговую линию. Тем не менее, для защиты лагуны Буссе была отработана доставка и развертывание сил и средств для защиты диких животных, птиц и ликвидации разлива, защиты входа в лагуну от попадания нефти. Были развернуты и приготовлены к использованию боновые заграждения, скиммеры, емкости для сбора нефти.

В ходе учений были закреплены знания и навыки участников аварийно-спасательных формирований, повышена готовность к ЧС перегрузочного комплекса «Пригородное» и компании «Сахалин Энерджи», отработано взаимодействие Службы капитана морского порта Пригородное с аварийно-спасательными подразделениями. Главная цель учений – организация слаженного взаимодействия собственных и привлеченных сил и средств по плану ЛРН для эффективного реагирования на море и защиты побережья от загрязнения – была достигнута.

По мере переработки планов ЛРН в соответствии с новым законодательством хозяйствующими субъектами, чья деятельность связана с обращением с нефтепродуктами, для отработки введенных в действие планов проводятся комплексные учения.

Так, в конце 2015 – начале 2016 года были проведены комплексные учения в акватории морского порта Холмск такими компаниями, как ООО «Морской стандарт», ООО «Сахойлсервис», ООО «Трансбункер-Холмск».

28 марта 2016 года в связи с введением в действие нового плана ЛАРН компании ООО «Сахойлсервис» совместно с Сахалинским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» были проведены комплексные учения на тему: «Локализация и ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов в акватории порта Корсаков». В учениях приняли участие в том числе спасательное судно «Атлас» с оборудованием ЛРН на борту и танкер «Океан».

Целью учений являлась проверка постановки задачи капитаном судна, несущего дежурство ЛРН, на проведение работ по ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории морского порта Корсаков: организация разведки зоны ЧС, принятие решения по локализации и ликвидации ЧС, проверка фактической готовности аварийной партии при локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, практическая отработка разворачивания средств локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с дежурного судна ЛРН. Участники учений с поставленными задачами справились, их действия получили удовлетворительную оценку со стороны наблюдателей за ходом учений.

12 мая 2016 года в Южной гавани морского порта Холмск на причале №6 прошли комплексные учения по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. В учениях принимали участие ОАО «Трансбункер-Холмск», Сахалинский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Учения состояли из трех этапов в соответствии со следующими вводными:

1. При разгрузке нефтепродуктов из танкера из-за дефекта прокладки фланцевого соединения шлангующей части технологического трубопровода произошла утечка дизельного топлива на полотно причала №6. Утечка была обнаружена машинистом, дежурившим на причале во время разгрузки.

2. По причине разлива нефтепродуктов при разгрузке танкера на причале №6 произошло возгорание разлитых нефтепродуктов.

3. При разгрузке нефтепродуктов из танкера из-за дефекта прокладки фланцевого соединения шлангующей части технологического трубопровода произошла утечка дизельного топлива. При аварии часть нефтепродуктов попала в акваторию порта. Распространение нефтепродуктов на водной поверхности не вышло за пределы боновых ограждений.

Во время учений персонал ОАО «Трансбункер-Холмск» совместно с Сахалинским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» показал хорошую подготовку и оперативность. Учебные цели и задачи учений были достигнуты в полном объеме и получили высокую оценку наблюдателей.

Нужно отметить, что в рамках аттестации аварийно-спасательных формирований (АСФ) также проводятся учения в акваториях морских портов, входящих в зону ответственности ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки». 23 марта 2016 года в заливе Анива в акватории морского порта Пригородное (район выносного причального устройства) прошли учения по ликвидации аварийного разлива нефти в рамках аттестационной проверки готовности аварийно-спасательного формирования ООО «Экошельф».

По сценарию учений при загрузке танкера произошло заклинивание клапана перекачивающего устройства, что послужило причиной утечки нефти объемом около 10 кубометров. Для ликвидации последствий разлива привлекались дежурное аварийно– спасательное судно «Агат» и буксир «Свитцер Корсаков». Эффективность действий АСФ проверяла экспертная группа аттестационной комиссии Росморречфлота, в состав которой входили представители ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки». Результаты действий аварийно-спасательного формирования и экипажей судов были признаны удовлетворительными.

Учения в акваториях морских портов также регулярно проводятся филиалами ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Так, 28 июля 2015 года в Авачинской губе под руководством МСПЦ Камчатского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» были проведены масштабные бассейновые учения на тему: «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, и борьба с аварийным разливом нефтепродуктов». В ходе учений были отработаны следующие эпизоды: поиск и подъем членов экипажа аварийного судна с воды силами взаимодействующих организаций; снятие больного с судна катером, оказание ему первой медицинской помощи и доставка в береговой стационар; подъем пострадавших с надувного плота с помощью вертолета и спасателей; ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов.

12 мая 2016 года в заливе Анива под руководством ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» были проведены бассейновые учения по поиску и спасанию людей на море, оказанию помощи аварийному судну и ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов. В учениях принимали участие: Сахалинский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» – СБС «Атлас», ПУ ФСБ России по Сахалинской области – ПСКР 727, Сахалинский филиал ФГУП «Росморпорт» – БК «Добрыня». Вертолет Ми-8 МЧС России по Сахалинской области, который тоже должен был участвовать в учениях, по погодным условиям не смог долететь до места учений и вернулся в Южно-Сахалинский аэропорт. Координация действий сил взаимодействующих организаций и руководство учениями осуществлялось МСПЦ «Южно-Сахалинск» ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

По сценарию учений в результате столкновения с неизвестным подводным предметом судно БК «Добрыня» получило пробоину и повреждения танков, в результате возник пожар, имеются пострадавшие: два члена экипажа (манекены) оказались в воде. Требовалось произвести следующие мероприятия: подбор людей из воды и их доставка в лечебные учреждения, действия по предотвращению взрыва паров нефти и заделке пробоины, тушение пожара.

Каждый эпизод учений был отработан максимально приближенно к действительности. Цели и задачи, поставленные перед участниками бассейновых учений, были достигнуты в полном объеме. Действиям аварийно-спасательного формирования и экипажей судов дана оценка «хорошо».

Таким образом, только за этот год в морских портах, входящих в зону ответственности ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», было проведено более 30 учений, в том числе комплексных. Регулярное проведение учений с целью проверки готовности команд и оборудования способствует повышению качества проводимых организационных мероприятий по ликвидации разливов нефти и снижает вероятность возникновения подобных ЧС. Именно поэтому показатель аварийности в морских портах Сахалинской области и Камчатского края находится на минимальном уровне.

Морские порты №5 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово»

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) стал пятым этапом эстафеты «Дорога Памяти», приурочен...

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов На судоремонтном заводе «Нерпа» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) п...

Российская экономика

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в АО «Объединенная судо...

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам В среду в Арбитражном суде Мурманской области рассматривали исковое заявление АО «Мурманский морской...

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году АО «Ростерминалуголь» — крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, ...




Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков сказал несколько слов об СМП, судах для реализ...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста Железнодорожный трафик в Севастополе будет рекордным после открытия железнодорожной части Крымского ...

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки»

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки» Участники транспортного рынка подвели итоги работы на электронной торговой площадке «Грузовые перево...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...