«Тяжело в ученьи – легко в бою»

Безопасность мореплавания

Учения по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов – эффективный механизм повышения готовности аварийно-спасательных сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации

Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих перед капитанами портов и в целом перед бассейновыми администрациями морских портов. В связи с этим в морских портах, находящихся в зоне ответственности ФГБУ АМП «Сахалина, Курил и Камчатки», регулярно проводятся учения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также комплексные учения. Аварийно-спасательные формирования, оказывающие услуги по несению готовности и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с транспортировкой, хранением, бункеровкой и перевалкой нефтепродуктов в морских портах, на этих учениях отрабатывают взаимодействие в рамках утвержденных планов ЛРН как собственных, так и привлекаемых сил и средств.

Владимир Шутько, руководитель ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Учения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с действующими в каждом порту планами ЛРН отличаются своими масштабами и задачами в зависимости от размеров порта, степени опасности находящихся на его территории объектов и вероятных последствий в результате чрезвычайных ситуаций (ЧС). В одних портах, где отсутствуют переработка нефти и нефтепродуктов, пожаро-взрывоопасные объекты, ЧС ограничивается разливом небольшого количества судового топлива с различного типа судов (как правило, не танкеров), пожаром на таких судах и т.п. В других портах, специализирующихся на перевалке углеводородов, их хранении и переработке, принимающих танкеры больших размерений, оказывающих бункеровочные услуги, – уровень угроз намного выше и требует максимальной концентрации аварийно-спасательных сил и средств при возникновении ЧС. Соответственно, для каждого порта с учетом приведенных различий разрабатываются и планы ЛРН, и проводятся учения.

Согласно плана ЛРН ФГБУ АМП «Сахалина, Курил и Камчатки» для крупнейшего в России по перевалке сжиженного природного газа и нефти порта Пригородное максимальное расчетное значение разлива нефти составляет 9692,9 тонны. Такой разлив прогнозируется вследствие происшествия с участием нефтеналивного судна «Губернатор Фархутдинов», имеющего максимальный объем грузовых танков.

В 2015-2016 годах в порту Пригородное оператором нефтегазовых терминалов – компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» – проведено более 20 учений по ликвидации аварийных разливов нефти в заливе Анива, лагуне Буссе и ручье Голубой. К учениям в соответствии с планом ЛРН привлекались ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», суда спасатели «Нефтегаз-55» и «Агат», буксиры портофлота и Сахалинского филиала АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций». Учения проводились ежемесячно. Основная их цель – проверка готовности команды и оборудования к реагированию в условиях ЧС.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 г. №1189 помимо ежемесячных учений по отработке плана ЛРН перегрузочного комплекса «Пригородное» в мае 2015 года компания «Сахалин Энерджи» провела комплексные учения с привлечением региональных сил и средств. Основные операции по борьбе с разливом нефти разворачивались на море, одновременно в них было задействовано фактически 12 судов: суда компании «Свитцер Сахалин», работающие в порту на постоянной основе, Сахалинского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», три катера типа «Ламор» морской базы порта и привлеченный нефтемусоросборщик «Пасифик Эндевор».

Сценарий учений предполагал отсутствие воздействия на береговую линию. Тем не менее, для защиты лагуны Буссе была отработана доставка и развертывание сил и средств для защиты диких животных, птиц и ликвидации разлива, защиты входа в лагуну от попадания нефти. Были развернуты и приготовлены к использованию боновые заграждения, скиммеры, емкости для сбора нефти.

В ходе учений были закреплены знания и навыки участников аварийно-спасательных формирований, повышена готовность к ЧС перегрузочного комплекса «Пригородное» и компании «Сахалин Энерджи», отработано взаимодействие Службы капитана морского порта Пригородное с аварийно-спасательными подразделениями. Главная цель учений – организация слаженного взаимодействия собственных и привлеченных сил и средств по плану ЛРН для эффективного реагирования на море и защиты побережья от загрязнения – была достигнута.

По мере переработки планов ЛРН в соответствии с новым законодательством хозяйствующими субъектами, чья деятельность связана с обращением с нефтепродуктами, для отработки введенных в действие планов проводятся комплексные учения.

Так, в конце 2015 – начале 2016 года были проведены комплексные учения в акватории морского порта Холмск такими компаниями, как ООО «Морской стандарт», ООО «Сахойлсервис», ООО «Трансбункер-Холмск».

28 марта 2016 года в связи с введением в действие нового плана ЛАРН компании ООО «Сахойлсервис» совместно с Сахалинским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» были проведены комплексные учения на тему: «Локализация и ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов в акватории порта Корсаков». В учениях приняли участие в том числе спасательное судно «Атлас» с оборудованием ЛРН на борту и танкер «Океан».

Целью учений являлась проверка постановки задачи капитаном судна, несущего дежурство ЛРН, на проведение работ по ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории морского порта Корсаков: организация разведки зоны ЧС, принятие решения по локализации и ликвидации ЧС, проверка фактической готовности аварийной партии при локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, практическая отработка разворачивания средств локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с дежурного судна ЛРН. Участники учений с поставленными задачами справились, их действия получили удовлетворительную оценку со стороны наблюдателей за ходом учений.

12 мая 2016 года в Южной гавани морского порта Холмск на причале №6 прошли комплексные учения по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. В учениях принимали участие ОАО «Трансбункер-Холмск», Сахалинский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Учения состояли из трех этапов в соответствии со следующими вводными:

1. При разгрузке нефтепродуктов из танкера из-за дефекта прокладки фланцевого соединения шлангующей части технологического трубопровода произошла утечка дизельного топлива на полотно причала №6. Утечка была обнаружена машинистом, дежурившим на причале во время разгрузки.

2. По причине разлива нефтепродуктов при разгрузке танкера на причале №6 произошло возгорание разлитых нефтепродуктов.

3. При разгрузке нефтепродуктов из танкера из-за дефекта прокладки фланцевого соединения шлангующей части технологического трубопровода произошла утечка дизельного топлива. При аварии часть нефтепродуктов попала в акваторию порта. Распространение нефтепродуктов на водной поверхности не вышло за пределы боновых ограждений.

Во время учений персонал ОАО «Трансбункер-Холмск» совместно с Сахалинским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» показал хорошую подготовку и оперативность. Учебные цели и задачи учений были достигнуты в полном объеме и получили высокую оценку наблюдателей.

Нужно отметить, что в рамках аттестации аварийно-спасательных формирований (АСФ) также проводятся учения в акваториях морских портов, входящих в зону ответственности ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки». 23 марта 2016 года в заливе Анива в акватории морского порта Пригородное (район выносного причального устройства) прошли учения по ликвидации аварийного разлива нефти в рамках аттестационной проверки готовности аварийно-спасательного формирования ООО «Экошельф».

По сценарию учений при загрузке танкера произошло заклинивание клапана перекачивающего устройства, что послужило причиной утечки нефти объемом около 10 кубометров. Для ликвидации последствий разлива привлекались дежурное аварийно– спасательное судно «Агат» и буксир «Свитцер Корсаков». Эффективность действий АСФ проверяла экспертная группа аттестационной комиссии Росморречфлота, в состав которой входили представители ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки». Результаты действий аварийно-спасательного формирования и экипажей судов были признаны удовлетворительными.

Учения в акваториях морских портов также регулярно проводятся филиалами ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Так, 28 июля 2015 года в Авачинской губе под руководством МСПЦ Камчатского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» были проведены масштабные бассейновые учения на тему: «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, и борьба с аварийным разливом нефтепродуктов». В ходе учений были отработаны следующие эпизоды: поиск и подъем членов экипажа аварийного судна с воды силами взаимодействующих организаций; снятие больного с судна катером, оказание ему первой медицинской помощи и доставка в береговой стационар; подъем пострадавших с надувного плота с помощью вертолета и спасателей; ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов.

12 мая 2016 года в заливе Анива под руководством ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» были проведены бассейновые учения по поиску и спасанию людей на море, оказанию помощи аварийному судну и ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов. В учениях принимали участие: Сахалинский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» – СБС «Атлас», ПУ ФСБ России по Сахалинской области – ПСКР 727, Сахалинский филиал ФГУП «Росморпорт» – БК «Добрыня». Вертолет Ми-8 МЧС России по Сахалинской области, который тоже должен был участвовать в учениях, по погодным условиям не смог долететь до места учений и вернулся в Южно-Сахалинский аэропорт. Координация действий сил взаимодействующих организаций и руководство учениями осуществлялось МСПЦ «Южно-Сахалинск» ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

По сценарию учений в результате столкновения с неизвестным подводным предметом судно БК «Добрыня» получило пробоину и повреждения танков, в результате возник пожар, имеются пострадавшие: два члена экипажа (манекены) оказались в воде. Требовалось произвести следующие мероприятия: подбор людей из воды и их доставка в лечебные учреждения, действия по предотвращению взрыва паров нефти и заделке пробоины, тушение пожара.

Каждый эпизод учений был отработан максимально приближенно к действительности. Цели и задачи, поставленные перед участниками бассейновых учений, были достигнуты в полном объеме. Действиям аварийно-спасательного формирования и экипажей судов дана оценка «хорошо».

Таким образом, только за этот год в морских портах, входящих в зону ответственности ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», было проведено более 30 учений, в том числе комплексных. Регулярное проведение учений с целью проверки готовности команд и оборудования способствует повышению качества проводимых организационных мероприятий по ликвидации разливов нефти и снижает вероятность возникновения подобных ЧС. Именно поэтому показатель аварийности в морских портах Сахалинской области и Камчатского края находится на минимальном уровне.

Морские порты №5 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Гранд-финал Национальной парусной лиги в Калининграде

Гранд-финал Национальной парусной лиги в Калининграде Команда Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» с 16 по 18 августа 2019 года приняла...

Комплексные учения в Карском море

Комплексные учения в Карском море С 15 по 19 августа в Карском море и на береговой полосе северо-западной части полуострова Ямал прошл...

Российская экономика

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов Агентство отмечает, что переход на расчеты в евро отражает попытки компании снизить негативное влиян...

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли В совещании примут участие главы Новосибирской и Кемеровской области, Якутии и Хакасии, Забайкальско...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

Общественная палата РФ посетила ММТП

Общественная палата РФ посетила ММТП Цель визита – знакомство с опытом АО «Мурманский морской торговый порт» в реализации экологических и...

Порт Янпу на Хайнане к 2035 году станет ключевым пунктом контейнерных перевозок в Азии

Порт Янпу на Хайнане к 2035 году станет ключевым пунктом контейнерных перевозок в Азии Предполагается, что в следующем году через порт перевезут более 1 млн контейнеров, сообщает ТАСС.




Морской транспорт

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду дноуглубительного судна

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду дноуглубительного судна 23 августа 2019 года в Петрозаводске на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась тор...

Балтийский завод подписал договор о строительстве еще двух атомных ледоколов

Балтийский завод подписал договор о строительстве еще двух атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот» и АО «Балтийский завод» подписали договор на выполнение работ по строительству треть...

Речной транспорт

Дневник навигации ЛОРП: на Яне сложная обстановка

Дневник навигации ЛОРП: на Яне сложная обстановка Арктическая навигация в самом разгаре. Для речников и моряков – это напряженный период обеспечения С...

Речники ПАО «ЛОРП»: «На российский флаг равняйсь!»

Речники ПАО «ЛОРП»: «На российский флаг равняйсь!» 22 августа коллектив Ленского пароходства одним из первых торжествено поднял российский флаг. На суд...

Ж/Д транспорт

На Дальневосточной магистрали обсудили организацию перевозки грузов и выгрузку в Приморских портах и нефтебазах

На Дальневосточной магистрали обсудили организацию перевозки грузов и выгрузку в Приморских портах и нефтебазах 23 августа во Владивостоке состоялся Дальневосточный межрегиональный координационный совет по вопрос...

Движение поездов по Крымскому мосту откроют согласно графику до конца года

Движение поездов по Крымскому мосту откроют согласно графику до конца года Движение поездов по   Крымскому мосту будет запущено до конца текущего года, как &nbs...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...