Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ
13.02.2017
Судостроение
Турбинисты острова Котлин без лишнего шума делают стратегически важную работу – дают вторую жизнь «сердцам» кораблей
Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В условиях современной неспокойной геополитической ситуации естественной потребностью является своевременный и качественный ремонт энергетических установок. Этим уже давно и успешно занимается Кронштадтский морской завод, на территории которого функционирует газотурбинное производство. Об уникальности и возможностях предприятия газете рассказали генеральный директор АО «Кронштадтский морской завод» Анатолий Белоев и заместитель директора по производству на газотурбинном производстве (ГТП) Наталия Рачина.
Банкротство – в прошлом
Прошли те времена, когда название Кронштадтского морского завода упоминалось только в сводках о скандальных процедурах банкротства. Теперь КМЗ – одно из крупнейших и быстро развивающихся предприятий в отрасли судоремонта: на площади в 50 га трудятся 820 человек, а годовой оборот превысил 1,5 млрд рублей. Одним из лидеров подразделений предприятия является газотурбинное производство, созданное в 1967 году.
– Начиная с нулевых Кронштадтский морской завод находился на разных стадиях банкротства, – вспоминает Анатолий Владимирович Белоев. – А с 2008 по 2010 год вообще не действовал. Однако все это время турбинисты продолжали работать. Удержаться на плаву им удалось благодаря редкому сочетанию – наличию полноценной ремонтной документации, уникального оборудования, необходимых площадей и высококвалифицированных кадров.
– В распоряжении предприятия более 60 единиц металлорежущего оборудования, свыше 47 стендов, 30-тонные краны, более 12 тыс. квадратных метров производственных площадей, – перечисляет гендиректор КМЗ. Благодаря этому выжить удалось даже в нелегкие 90-е, когда у ВМФ не было денег на ремонт кораблей и судов. По счастливому совпадению к заводу в 1996 году обратился «Газпром» с предложением произвести ремонт двигателей ДР59Л, созданных для газоперекачивающих станций. Двигатель почти не отличался от тех корабельных, что всегда ремонтировали на ГТП. Это и позволило справиться с заданием быстро и качественно. Сотрудничество с «Газпромом» продолжается по сей день. За это время отремонтировано более 150 двигателей.
Перспектив много, но все упирается в деньги
Спустя 20 лет на ГТП завода вернулся флот. В 2014 году переворот на Украине привел к тому, что ремонтировать газотурбинные двигатели для флота стало некому. НПП «Машпроект» и ПО «Заря», ранее осуществлявшие ремонт, оказались недоступны. Учитывая богатый опыт и наличие всей материально-технической базы у КМЗ, выбор исполнителя ремонта газотурбинных двигателей пал именно на него.
– С Морским заводом было заключено несколько госконтрактов по ремонту ГТД для кораблей флота, в том числе с Министерством обороны, с Дальзаводом и с 35-м заводом на Севере, – отмечает Анатолий Владимирович. – С прошлого года КМЗ был поручен ремонт корабельных двигателей ДТ59 и ДО63.
К началу 2016 года завод выполнял ремонт уже девяти таких двигателей. Из-за сжатых сроков и большого потока заказов турбинистам приходится работать даже в праздники и в выходные.
– Один двигатель для нужд Северного флота уже отгружен, а для Дальнего Востока один готов к отгрузке, другой находится на испытании, – подводит промежуточные итоги Белоев.
Этот год у предприятия самый насыщенный за последнее время. Нужно сдать 6 двигателей по госзаказу, для Дальнего Востока – 2 и еще 8 двигателей для «Газпрома». Программа ремонта для ВМФ утверждена до 2024 года. За это время КМЗ предстоит не только отремонтировать двигатели 1-го и 2-го поколения (около половины ГТД во флоте), но и освоить последующие поколения газотурбинных двигателей, что, безусловно, потребует и модернизации оборудования, и денежных вливаний.
– Пока действует программа ВМФ, газотурбинное производство будет загружено ремонтом 4-6 двигателей ежегодно, – отмечает Анатолий Владимирович. – Если мы зарекомендуем себя хорошо, будем сдавать все в срок и с надлежащим качеством, то флот останется нашим партнером надолго. Уверен, что мы не останемся без заказов и после 2024 года.
Турбинист – редкая профессия
Вторым лицом на газотурбинном производстве является Наталия Ивановна Рачина, проработавшая большую часть своей жизни на КМЗ. Она прошла путь от обычного технолога до заместителя директора ГТП по производству.
– У меня всего одна запись в трудовой книжке, – мимоходом замечает она, проводя экскурсию по цеху, в котором и осуществляется ремонт газотурбинных двигателей.
В цехе везде порядок, чистота, все находится на своих местах, работники приветливы и деловиты. Тут же организовано и место для отдыха – в обеденный перерыв турбинисты играют в настольный теннис, общаются, слушают музыку.
– Главной нашей проблемой на сегодняшний день является недостаток молодых квалифицированных рабочих, – сетуют руководители всех уровней завода. – Раньше у нас было собственное ПТУ. А когда завод фактически закрылся, учебное заведение перепрофилировали. Но потребность в рабочих вернулась, а ПТУ – нет. Тех, кто к нам сейчас приходит, нужно учить с нуля. Мы даже организовывали образовательные группы. Собирали самых опытных сотрудников, чтобы обучить молодежь тонкостям профессии. Людей ценим, потому что турбинист – это редкая профессия.
Сейчас на ГТП трудится 180 человек, и ни о какой текучке кадров говорить не приходится. Работники приводят сюда детей, образуются целые семейные династии.
Испытательный стенд – наше конкурентное преимущество
Главной гордостью ГТП, безусловно, является уникальная оснастка для каждого вида двигателя и испытательный стенд.
– Для того чтобы сделать ремонт ГТД качественно, необходимо иметь техническую базу. Так, например, у нас есть горизонтальные стенды, на которых мы производим и сборку двигателей. Для каждого типа двигателя есть своя определенная оснастка, – отмечают турбинисты. – Главным нашим преимуществом является испытательная станция, с помощью которой мы сдаем заказчику полностью отработанный и испытанный двигатель.
– Деньги, выделяемые на ремонт двигателя, достаточно большие. И если двигатель, уже привезенный на корабль, внезапно откажет, то придется его везти обратно. Это очень трудоемко и дорого стоит. Доведение двигателя до рабочих показателей прямо на предприятии дает ГТП неоспоримое преимущество. Фактически мы сдаем готовую продукцию, – утверждает А. Белоев. И добавляет: – У наших двигателей после ремонта очень высокие технические показатели. Поэтому тот же «Газпром» продолжает к нам обращаться уже 20 лет, даже несмотря на нынешний кризис.
Дайте нам пять лет, и мы создадим крупное предприятие
Думает руководство КМЗ и о будущем. 8 апреля завод официально вошел в состав Объединенной судостроительной корпорации, что означает окончательный выход из ведения Минобороны. У КМЗ в рамках ОСК планируется два направления развития.
– Во-первых, это модернизация мощностей судоремонтного производства. Для газотурбинного производства – это освоение двигателей 3-го и 4-го поколения, – перечисляет Анатолий Владимирович. – И самая перспективная часть концепции – использование избыточных мощностей для создания комплекса крупнотоннажного судостроения.
Безусловно, все упирается в деньги. Особенно в текущей ситуации, когда санкции и кризис давят со всех сторон. Но глава КМЗ настроен оптимистично – у предприятия есть преимущество: выгодное расположение – вне города и рядом с фарватером, а также производственно-техническая база и человеческий ресурс.
– Если решение будет принято, то через пять лет мы сможем создать крупное и прекрасно функционирующее предприятие, – заключает Анатолий Белоев.
Из историиПервые газотурбинные двигатели появились на кораблях ВМФ в 50-х годах. Для их создания в Николаеве (Украина) было организовано специализированное предприятие «Заря». Спустя 10 лет СССР занял лидирующие позиции по производству и использованию ГТД на военно-морском флоте. Соответственно возник вопрос о ремонте двигателей. Для этого на базе КМЗ появилось производство по ремонту ГТД (38-й цех). И с тех самых пор кронштадтские турбинисты остаются лидерами по качеству выполненных работ, заключаются договоры с ВМФ, «Газпромом» и иностранными заказчиками. За полувековую историю на предприятии было отремонтировано более 350 двигателей для кораблей ВМФ, для «Газпрома» – 150 двигателей и более 60 газоперекачивающих агрегатов. |
Морские вести России №6 (2016)