Старейший музей речного флота на Волге

Инфраструктура / Образование
Старейший музей речного флота на Волге

В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После этого журнал успел напечатать рассказы о музеях водного транспорта, находящихся в разных регионах страны: Новосибирске, Новороссийске, Владивостоке. Сегодня мы представляем читателям Музей речного флота Волжского государственного университета водного транспорта в Нижнем Новгороде, который по праву можно назвать сокровищницей истории российского флота.

Галина Абаева, директор Музея речного флота Волжского государственного университета водного транспорта

От Музея волгаря до Музея речного флота

В октябре 1921 года по инициативе волгарей Саратовского райкомвода и в связи с огромным интересом трудящихся к истории Волги был организован первый в стране речной музей под названием «Музей волгаря». Его организатором и заведующим был 25-летний штурман дальнего плавания Федор Родин.

В 1935 году музей переезжает в г. Горький и располагается во вновь построенном учебном корпусе Горьковского института инженеров водного транспорта. Он сменил вывеску, стал музеем речного флота. Все годы своего существования музей постоянно пополнялся личными коллекциями специалистов и ветеранов, трудившихся на Волге, в том числе русского фотографа М.П. Дмитриева, волжского фотолетописца П.А. Вышкинда и многих-многих других известных людей.

В нашем музее семь экспозиционных залов, своя библиотека, есть филиал – музей НРУ им. И.П. Кулибина.

Музей речного флота обладает коллекцией моделей судов и экспонатов, исторических источников, отражающих историю развития судоходства в России и отечественного судостроения. Например, представлены пароходные предметы: свистки, рупоры, судовые колокола, фонари, маяки. Есть единственная в своем роде коллекция паровых машин. Имеются подлинные чертежи деревянных барж и паровых судов, а также подлинные предметы и документы И.П. Кулибина. Уникальность коллекции музея подтверждают специалисты Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга, Политехнического музея Москвы, директора других ведущих музеев страны.

За годы существования музея экспозиция трансформировалась много раз. На сегодняшний день она, как уже было сказано, располагается в семи залах. Это деревянное судостроение; бурлачество; И.П. Кулибин; технический и вспомогательный флот; история университета и другие.

Стремясь улучшить облик музея и предоставлять посетителям грамотную содержательную информацию, сотрудники музея планомерно занимаются обновлением экспозиции. Созданы новые экспозиции: «Паровые машины – двигатель прогресса», «Создатели силовой установки нового поколения. Рудольф Дизель. Густав Тринклер». «Гордость флота – судовые механики». В зале деревянного судостроения появился двусторонний экспозиционный стенд «Древо развития судостроения на Руси» и «Развитие грузового флота в XX столетии». К 70-летию обороны Сталинграда открылась экспозиция «Сталинград – священная битва». Новые выставки посвящены 160-летию развития пассажирского движения на Волге и 100-летию пароходов «Володарский» и «Спартак»…

Экспозиции и модели судов сопровождаются пояснительными текстами. Интерьеры экспозиционных залов, логическое построение и эстетическое оформление экспозиций соответствуют требованиям музейной науки и способствуют улучшению восприятия исторического материала, привлечению студентов университета и других посетителей для выполнения поставленных задач по воспитанию подрастающего поколения.

Для более эмоционального и наглядного восприятия демонстрируются мультимедийные презентации по истории флота.

Выставки и встречи

Выставки – важнейшая составляющая в деятельности любого музея, поскольку это поиск и обработка новой информации, большая собирательская работа, глубокое изучение материалов, привлечение новых посетителей в музей. С целью ознакомления с именами ученых и историей нашего вуза мы ежегодно устраиваем выставки, посвященные ученым академии – юбилярам года, под названием «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны». Так, к 80-летию со дня рождения профессора Р.Д. Фролова, разработчика проекта строительства низконапорной плотины на Волге вместо подъема Чебоксарского водохранилища, приурочена выставка «Человек, ученый, воспитатель». В честь 190-летия со дня рождения реформатора речного флота была открыта выставка «Альфонс Зевеке. Человек и пароходы», посвященная реформатору речного флота на Волге и одному из основателей Нижегородского речного училища.

В этом виде деятельности наш музей имеет опыт организации выставки «Развитие пассажирского флота на Волге» на иной площадке, а именно в Государственном историко-архитектурном и художественном музее «Остров-град Свияжск» Республики Татарстан. В свою очередь на площадке нашего музея была принята необыкновенно интересная выставка «Непобедимый легендарный адмирал Ф.Ф. Ушаков». Также проводятся выставки частных коллекций.

Не обходится работа нашего учреждения и без встреч ветеранов флота с молодежью и различных тематических встреч: «Флагман грузового флота – суда типа «Волго-Дон», «Преемственность поколений – преемственность профессии», «Бурлацкий фольклор», «И.П. Кулибин», «Г.В. Тринклер – создатель силовой установки нового поколения».

С целью популяризации музея в нашем городе мы приняли участие в 2014 году в акции Ночь музеев «Корабль мечты». Нас посетили 1573 человека.

К празднованию 70-летия Великой Победы музей провел фестиваль волжских династий «Река моей жизни», выставку «Моя семья в Великую Отечественную войну» с привлечением преподавателей и студентов академии. Пользователи Интернета могут узнать о роли речников в битве за Сталинград, о Волжской военной флотилии и о возвращении героев Сталинграда на речные просторы на сайте muzrechflot.ru.

В университете сложилась традиция посещения музея студентами первых курсов всех факультетов. А студенты-выпускники считают, что одного раза за 5-6 лет обучения недостаточно. Более того, есть предложение в обязательном порядке организовывать экскурсии в музей: «Студентов просто надо туда водить… вместе с преподавателями, чтобы интерес проснулся, а сами они могут и не пойти». Действительно, часто молодежь не может проявить своей инициативы, но если их приведут в музей, они смотрят вокруг широко распахнутыми глазами, выражающими восторг и удивление, и уходят только со словами благодарности.

Нужна поддержка

Воспитательная деятельность – это совокупность различных форм и методов кропотливой и повседневной работы. Основная форма работы музея – экскурсия, когда происходит знакомство с коллекцией музея и с учебным заведением. Наша задача – вызвать интерес в душе молодого человека к флоту, к Волге, к людям, преданно служившим своему делу, профессии.

Музей привлекает студентов для участия в своей работе. Святое правило в нашем коллективе – доброжелательность, участливость, отзывчивость.

Музеи концентрируют огромный потенциал для выполнения государственной программы по патриотическому воспитанию. И хотелось бы, чтобы наши возможности максимально использовались как с целью воспитания, так и в учебном процессе.

Музейный комплекс выступает как составная часть корпоративного имиджа университета, который может способствовать формированию авторитета учебного заведения с большим интеллектуальным потенциалом. В настоящее время университет готовится достойно отметить 85-летие, которое приходится на 17 декабря 2015 года.

Мы, сотрудники, занимаем активную позицию в городской среде, сотрудничаем с разными музеями и туристическими фирмами, принимаем участие в профориентационной работе, которую проводит университет, взаимодействуем с детскими речными пароходствами. Таким образом осуществляется довузовская система профессионального ориентирования подрастающего поколения.

К сожалению, материально-техническая база музея слабая, развиваемся только благодаря помощи благотворителей. Думается, что Департамент морского и речного транспорта должен уделять нам гораздо больше внимания.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...