Старейший музей речного флота на Волге

Инфраструктура / Образование
Старейший музей речного флота на Волге

В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После этого журнал успел напечатать рассказы о музеях водного транспорта, находящихся в разных регионах страны: Новосибирске, Новороссийске, Владивостоке. Сегодня мы представляем читателям Музей речного флота Волжского государственного университета водного транспорта в Нижнем Новгороде, который по праву можно назвать сокровищницей истории российского флота.

Галина Абаева, директор Музея речного флота Волжского государственного университета водного транспорта

От Музея волгаря до Музея речного флота

В октябре 1921 года по инициативе волгарей Саратовского райкомвода и в связи с огромным интересом трудящихся к истории Волги был организован первый в стране речной музей под названием «Музей волгаря». Его организатором и заведующим был 25-летний штурман дальнего плавания Федор Родин.

В 1935 году музей переезжает в г. Горький и располагается во вновь построенном учебном корпусе Горьковского института инженеров водного транспорта. Он сменил вывеску, стал музеем речного флота. Все годы своего существования музей постоянно пополнялся личными коллекциями специалистов и ветеранов, трудившихся на Волге, в том числе русского фотографа М.П. Дмитриева, волжского фотолетописца П.А. Вышкинда и многих-многих других известных людей.

В нашем музее семь экспозиционных залов, своя библиотека, есть филиал – музей НРУ им. И.П. Кулибина.

Музей речного флота обладает коллекцией моделей судов и экспонатов, исторических источников, отражающих историю развития судоходства в России и отечественного судостроения. Например, представлены пароходные предметы: свистки, рупоры, судовые колокола, фонари, маяки. Есть единственная в своем роде коллекция паровых машин. Имеются подлинные чертежи деревянных барж и паровых судов, а также подлинные предметы и документы И.П. Кулибина. Уникальность коллекции музея подтверждают специалисты Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга, Политехнического музея Москвы, директора других ведущих музеев страны.

За годы существования музея экспозиция трансформировалась много раз. На сегодняшний день она, как уже было сказано, располагается в семи залах. Это деревянное судостроение; бурлачество; И.П. Кулибин; технический и вспомогательный флот; история университета и другие.

Стремясь улучшить облик музея и предоставлять посетителям грамотную содержательную информацию, сотрудники музея планомерно занимаются обновлением экспозиции. Созданы новые экспозиции: «Паровые машины – двигатель прогресса», «Создатели силовой установки нового поколения. Рудольф Дизель. Густав Тринклер». «Гордость флота – судовые механики». В зале деревянного судостроения появился двусторонний экспозиционный стенд «Древо развития судостроения на Руси» и «Развитие грузового флота в XX столетии». К 70-летию обороны Сталинграда открылась экспозиция «Сталинград – священная битва». Новые выставки посвящены 160-летию развития пассажирского движения на Волге и 100-летию пароходов «Володарский» и «Спартак»…

Экспозиции и модели судов сопровождаются пояснительными текстами. Интерьеры экспозиционных залов, логическое построение и эстетическое оформление экспозиций соответствуют требованиям музейной науки и способствуют улучшению восприятия исторического материала, привлечению студентов университета и других посетителей для выполнения поставленных задач по воспитанию подрастающего поколения.

Для более эмоционального и наглядного восприятия демонстрируются мультимедийные презентации по истории флота.

Выставки и встречи

Выставки – важнейшая составляющая в деятельности любого музея, поскольку это поиск и обработка новой информации, большая собирательская работа, глубокое изучение материалов, привлечение новых посетителей в музей. С целью ознакомления с именами ученых и историей нашего вуза мы ежегодно устраиваем выставки, посвященные ученым академии – юбилярам года, под названием «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны». Так, к 80-летию со дня рождения профессора Р.Д. Фролова, разработчика проекта строительства низконапорной плотины на Волге вместо подъема Чебоксарского водохранилища, приурочена выставка «Человек, ученый, воспитатель». В честь 190-летия со дня рождения реформатора речного флота была открыта выставка «Альфонс Зевеке. Человек и пароходы», посвященная реформатору речного флота на Волге и одному из основателей Нижегородского речного училища.

В этом виде деятельности наш музей имеет опыт организации выставки «Развитие пассажирского флота на Волге» на иной площадке, а именно в Государственном историко-архитектурном и художественном музее «Остров-град Свияжск» Республики Татарстан. В свою очередь на площадке нашего музея была принята необыкновенно интересная выставка «Непобедимый легендарный адмирал Ф.Ф. Ушаков». Также проводятся выставки частных коллекций.

Не обходится работа нашего учреждения и без встреч ветеранов флота с молодежью и различных тематических встреч: «Флагман грузового флота – суда типа «Волго-Дон», «Преемственность поколений – преемственность профессии», «Бурлацкий фольклор», «И.П. Кулибин», «Г.В. Тринклер – создатель силовой установки нового поколения».

С целью популяризации музея в нашем городе мы приняли участие в 2014 году в акции Ночь музеев «Корабль мечты». Нас посетили 1573 человека.

К празднованию 70-летия Великой Победы музей провел фестиваль волжских династий «Река моей жизни», выставку «Моя семья в Великую Отечественную войну» с привлечением преподавателей и студентов академии. Пользователи Интернета могут узнать о роли речников в битве за Сталинград, о Волжской военной флотилии и о возвращении героев Сталинграда на речные просторы на сайте muzrechflot.ru.

В университете сложилась традиция посещения музея студентами первых курсов всех факультетов. А студенты-выпускники считают, что одного раза за 5-6 лет обучения недостаточно. Более того, есть предложение в обязательном порядке организовывать экскурсии в музей: «Студентов просто надо туда водить… вместе с преподавателями, чтобы интерес проснулся, а сами они могут и не пойти». Действительно, часто молодежь не может проявить своей инициативы, но если их приведут в музей, они смотрят вокруг широко распахнутыми глазами, выражающими восторг и удивление, и уходят только со словами благодарности.

Нужна поддержка

Воспитательная деятельность – это совокупность различных форм и методов кропотливой и повседневной работы. Основная форма работы музея – экскурсия, когда происходит знакомство с коллекцией музея и с учебным заведением. Наша задача – вызвать интерес в душе молодого человека к флоту, к Волге, к людям, преданно служившим своему делу, профессии.

Музей привлекает студентов для участия в своей работе. Святое правило в нашем коллективе – доброжелательность, участливость, отзывчивость.

Музеи концентрируют огромный потенциал для выполнения государственной программы по патриотическому воспитанию. И хотелось бы, чтобы наши возможности максимально использовались как с целью воспитания, так и в учебном процессе.

Музейный комплекс выступает как составная часть корпоративного имиджа университета, который может способствовать формированию авторитета учебного заведения с большим интеллектуальным потенциалом. В настоящее время университет готовится достойно отметить 85-летие, которое приходится на 17 декабря 2015 года.

Мы, сотрудники, занимаем активную позицию в городской среде, сотрудничаем с разными музеями и туристическими фирмами, принимаем участие в профориентационной работе, которую проводит университет, взаимодействуем с детскими речными пароходствами. Таким образом осуществляется довузовская система профессионального ориентирования подрастающего поколения.

К сожалению, материально-техническая база музея слабая, развиваемся только благодаря помощи благотворителей. Думается, что Департамент морского и речного транспорта должен уделять нам гораздо больше внимания.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...