Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли - Морские вести России

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

17.01.2017

Безопасность мореплавания

На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: почему люди, зная, как должно поступать хорошо и себе во благо, добровольно, однако, поступают скверно и себе во вред». Компании – это прежде всего люди, сообщество людей, которые могут и должны поступать себе и другим во благо, но часто в погоне за сиюминутной прибылью они поступают наоборот – себе и другим во вред.

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства навигации» ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова

Михаил Наконечный, консультант генерального директора ООО «СКФ Арктика»

Елена Серова, космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина»

Без женщин не обойтись

Объемы и характер перевозимых морскими судами грузов предопределяют требования как к конструкциям судов, так и к персоналу, который обеспечивает перевозки. При этом под персоналом следует понимать не только членов экипажей судов, но и специалистов, осуществляющих логистику транспортного процесса. В настоящее время безопасность мореплавания регламентируется международными национальными и корпоративными документами. Если, абстрагируясь, представить безопасность судоходства в виде якорной цепи, то самым слабым звеном окажется человек, или, точнее, человеческий фактор.

Нельзя добиться снижения аварийности только умножением документов, а равно и организаций, контролирующих их исполнение. Сами документы, которые, по мнению их создателей, способны решать проблемы безопасности, становятся все более громоздкими, а значит, и менее понятными, в результате требуются не менее объемные комментарии к ним и, соответственно, профессионалы-толкователи. Затраты на подобного рода деятельность возрастают с каждым годом, а человек остается без внимания. Такую ситуацию наглядно проясняет бытовавшее среди работников кадровых служб Балтийского морского пароходства высказывание в адрес моряков, которые пытались проявить свою индивидуальность: «Если не нравится, то уходите; на ваше место придут в «зеленых шляпах».

«Зеленые шляпы» – это профессионалы-рулевые, которые до появления на судах автоматических рулевых весьма ценились капитанами. У этой категории моряков существовал свой dress code: черный костюм, черные ботинки, белая рубашка, черный галстук и зеленая фетровая шляпа. Увы, эпоха «зеленых шляп» канула в Лету, но мнение, что вместо ушедших придут более профессиональные работники, продолжает бытовать в кадровых службах.

Важность сохранения кадров хорошо понимал Генри Форд, который вникал в суть проблемы: «Как так выходит, что когда бы я ни нуждался в паре рабочих рук, вместо этого всегда получаю всего работника?».

Осознание того, что компания, заключая трудовой договор с моряком, получает «всего работника», очень важная составляющая безопасности мореплавания. Временщики во все времена невысоко котировались.

Многообразие взаимоотношений в кадровой работе требует самого пристального внимания со стороны руководителей компаний. По результатам анкетирования моряков, проходящих курсы повышения квалификации при ГМА имени адмирала С.О. Макарова, 60% моряков недовольны тем, как с ними обращаются работники кадровых служб. И это одна из причин высокой текучести кадров (особенно в круинговых компаниях), а если к этому добавить взаимоотношения внутри экипажа, то становится понятной стремительность снижения популярности морских профессий. По тем же опросам 84% моряков готовы уйти в компанию с лучшими условиями труда.

Непопулярность морских профессий привела к дефициту кадров на мировом судоходном кадровом рынке. Как результат, Россия, которая сама остро нуждается в кадрах, стала страной-донором – поставляет наиболее профессиональных специалистов в иностранные судоходные компании и вынуждена комплектовать экипажи своих судов по остаточному принципу.

Под натиском дефицита кадров на морском флоте на ответственные офицерские должности, которые ранее считались мужскими, стали приходить женщины, что вызвало некоторый антагонизм в ранее сугубо мужском морском сообществе. Сломать укоренившиеся стереотипы призывает IMO (Международная морская организация), и этот призыв не остался без внимания – ростки активного участия женщин в мореходстве уже пущены. Процесс привлечения женщин на офицерские должности набирает темпы.

Различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью (гендерные различия), порождают гендерные проблемы, которые проявляются в различии моделей поведения мужчин и женщин, что зачастую становится причиной конфликтов.

В условиях замкнутого пространства гендерные различия могут проявляться особенно остро, как, впрочем, и гендерная идентичность, особенно у женщин, в силу их более высокой эмоциональности.

Факт появления женщин на морском флоте на офицерских должностях разделил мужчин на два лагеря – противников и сторонников, а сами женщины, отстаивая свои права, больше апеллируют к эмоциям, а не к рассудку. Результат – гендерная дискриминация, практика, когда одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим.

Обеспокоенность гендерными проблемами отодвинула на задний план главную проблему мореплавания – безопасность.

А между тем состояние аварийности на морском транспорте продолжает оставаться на высоком уровне, и, по последним данным страховой компании P&I Club UK, уже 90% аварий на морском флоте происходит по причине человеческого фактора.

Понимая и признавая это, группа компаний «Совкомфлот» приступила к выполнению пилотного проекта по проведению тестирования работников плавсостава, которым приходится принимать управленческие решения по обеспечению безопасности мореплавания для выявления психофизиологических показателей. Учитывая сложившуюся ситуацию и желая иметь оперативную обратную связь со старшими судовыми офицерами, принято решение проводить ежегодные корпоративные семинары на тему «Кадровый потенциал группы компаний «Совкомфлот».

Цель семинаров – минимизировать аварийность и способствовать повышению безопасности мореплавания как в группе компаний «Совкомфлот», так и в других компаниях, включенных в сферу международного судоходства. Планируется, что в дальнейшем эти семинары станут международными.

Слабый пол в сложных профессиях

22-23 октября 2015 года на базе ООО «СКФ Арктика» состоялся круглый стол «Женщины в сложных профессиях». Один из докладов, «Гендерные вопросы подготовки кадров», был посвящен привлечению женщин на офицерские должности.

Исторически гендерная проблема на морском флоте звучала категорично: женщина на судне к беде! В современном обществе, повторяю, наметилась тенденция сломать этот стереотип. К привлечению женщин на морской флот на офицерские должности призывают IMO, ITF и другие организации. При IMO создан фонд для поддержки продвижения женщин для работы на морском флоте. Группа компаний «Совкомфлот» на сегодняшний день имеет небольшой опыт в этом направлении, но он представляет несомненный интерес.

Три обстоятельства способствовали проведению вышеназванного круглого стола. Во-первых, 12 марта 2015 года экипаж корабля «Союз ТМА-14М» благополучно вернулся из экспедиции, в состав которой входила космонавт-испытатель Е. Серова. Полет длился почти 168 дней. Во-вторых, в июне выпускница 2015 года ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Л. Митрофанова возвратилась из своего первого рейса на танкере-газовозе «Псков», где занимала должность четвертого помощника капитана. В-третьих, в журнале «Морской флот» № 3 за 2015 год опубликована статья «Женщина на флоте, или Букет с последствиями», авторы которой Н. Григорьев, А. Двинин и М. Наконечный имеют опыт работы на пассажирских и транспортных судах, в кадровых подразделениях, в морских учебных заведениях, а один из них – психолог с многолетним опытом практической работы в кадровых службах.

Учитывая стечение этих обстоятельств и актуальность тематики, руководство группы компаний «Совкомфлот» приняло решение провести круглый стол, чтобы обсудить проблемы судоходного кадрового рынка с учетом гендерной составляющей.

Как известно, аварийности предшествуют экстремальные ситуации разного характера. Одной из таких причин является последствие нахождения человека в замкнутом пространстве в течение продолжительного времени. В результате развиваются депрессивные состояния, что сказывается на качестве принимаемых управленческих решений.

Всякий внутрикорпоративный опыт полезен, но не менее полезным может оказаться и опыт других отраслей. Возможно, для мореплавания ближе опыт космической отрасли. Ведь в процессе подготовки к космическому полету проводятся тренировки по принятию решений в экстремальных ситуациях в условиях реального космического корабля. На реальном танкере такие тренировки провести технически невозможно и приходится ограничиваться математическими виртуальными моделями. Однако психофизиологический отбор и меры профилактического характера будут способствовать снижению возникновения самих предаварийных ситуаций.

В заседании круглого стола приняли участие российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» Е. Серова, четвертый помощник капитана танкера-газовоза «Псков» Л. Митрофанова и авторы вышеупомянутой статьи.

Вопросы длительного нахождения человека в условиях замкнутого пространства имеют для безопасности важное, если не решающее значение. Но выявление особенностей поведения человека, длительное время находящегося в замкнутом пространстве, требует тщательного изучения. Вот что сказал Н.А. Добролюбов в критической статье на пьесу А.Н. Островского «Гроза»: «Чтобы хорошо узнать свойства жизни растения, надо изучать его на той почве, на которой оно растет; оторвавши от почвы, вы будете иметь форму растения, но не узнаете вполне его жизни». Это одна сторона дела. Вторая сторона проблемы – кто будет изучать проблему. Ведя наблюдение за жуком, помещенным в стеклянную банку, можно многое узнать о нем. Но никогда не узнаешь, каково это – быть жуком в банке самому.

Известный психолог, ученик З. Фрейда, однако не ставший его последователем, Б. Беттельгейм, проведший год в нацистских лагерях, пишет: «Чтобы оказаться в состоянии психоанализа, нужно поменять обычное окружение на иную специфическую среду. Потому что изучение реакции человека в такой среде приводит к открытиям, обусловленным самой этой средой, и можно легко ошибиться, если подобные находки применять в иной среде без соответствующих изменений».

Выбор исследователей вопроса является ключевым. Сегодня весьма сложные вопросы безопасности мореплавания пытаются решить в процессе тренажерной подготовки. Тренажеры – важная составляющая практической подготовки для тех, кому предстоит принимать управленческие решения в стрессовых ситуациях, будь то космонавты, летчики или моряки.

Однако вполне очевидно, что бушменам, никогда не покидавшим пустыню, бессмысленно описывать прелести катания на лыжах. Но еще бессмысленнее ситуация, когда бушмены, никогда не покидавшие пустыню, будут учить лыжников технике катания на лыжах.

Таким же образом приемы или тесты дипломированных психологов могут существенно уступать опыту инструкторов, которые имели личный опыт пребывания в конкретных жизненных ситуациях, связанных с профессией.

Для профессий моряков и космонавтов непреложным правилом является испытание замкнутым пространством, которое порождает два социальных явления – потребность в уединении и публичное одиночество. Как одно, так и другое является неизбежным испытанием человека, оказавшегося в замкнутом пространстве. Белла Ахмадулина образно поэтическими средствами очертила границы замкнутого пространства:

«О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным».

Замкнутое пространство оказывает глубокое влияние на психику человека и, как следствие, на принятие управленческих решений.

В то же самое время одиночество, например на ходовом мостике, негативно сказывается на состоянии аварийности. При нахождении вахтенного помощника в качестве единственного наблюдателя возникает такое явление, как аффилиация (потребность человека в общении). Особенно пагубно проявление аффилиации в стрессовых ситуациях. Исследования, проведенные в авиации, свидетельствуют, что авиадиспетчеры на земле более подвержены стрессам, чем пилоты в полете.

Приоритетные проблемы судоходства

Участники круглого стола не пришли к однозначному выводу, привлекать или не привлекать женщин в судоходную отрасль на офицерские должности. И это справедливо, потому что к вопросу о привлечении как мужчин, так и женщин на офицерские должности следует подходить не с позиций гендерных различий, а с позиций обеспечения безопасности мореплавания.

Участие женщин в судоходстве на офицерских должностях – свершившийся факт. Группа компаний «Совкомфлот», следуя требованиям стандартов безопасности мореплавания, считает, что гендерные проблемы должны рассматриваться комплексно, с учетом физических и психофизиологических различий мужчин и женщин.

Важным итогом круглого стола явилось не только признание темы психофизиологического отбора в качестве приоритетного направления группы компаний «Совкомфлот», но и комплексное использование резервов работы с кадрами. Для этого следует активизировать работу менеджеров среднего звена, начиная с обучения передовым методам кадрового менеджмента.

С целью более эффективного применения методов работы с персоналом следует использовать опыт других видов транспорта, в том числе космической отрасли.

Несмотря на использование в судоходстве самых современных технических средств навигации, человек по-прежнему является ключевой фигурой при принятии управленческих решений. Понимая, что любая судоходная компания даже с самыми высокими стандартами безопасности является лишь частью общего процесса судоходства, группа компаний «Совкомфлот» призывает к сотрудничеству и других участников судоходного бизнеса.

Судоходный бизнес эффективно способствует прогрессу человечества – 90% мировых перевозок приходится на долю водного транспорта. Бывший генеральный секретарь IМО г-н Эфтимиос Метрополис по этому поводу образно выразился: «Если прекратятся морские перевозки, то половина населения Земли умрет от голода, а другая половина погибнет от холода».

В то же самое время современный флот, учитывая масштабы перевозок и характер перевозимых грузов, несет в себе серьезную потенциальную угрозу человечеству. Именно поэтому вопросы снижения аварийности, и в первую очередь по причине человеческого фактора, следует выделить в разряд приоритетных проблем судоходства.

Воздействие человека на экологию планеты Земля уже достаточно велико, и приумножать последствия этого воздействия пагубно для человечества.

Морской флот №6 (2015)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ