Способны ли выпускники морвузов работать в море?

Инфраструктура / Образование
Способны ли выпускники морвузов работать в море?

С 1988 г. в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на основе приказа Министерства морского флота СССР № 98 от 01.07.1987 проводится профессиональный психологический отбор абитуриентов, поступающих на плавательные специальности. Сначала это были методики, направленные на выявление личностных и индивидуальных особенностей, связанных со способностью адаптироваться к сложным условиям труда. С 2003 г. в качестве критериев профотбора выступают психофизиологические функции, обслуживающие операторскую деятельность моряка, а вернее, степень их сформированности, выраженную в количестве высоких, средних и низких значений, положенных в основу присвоения условных групп допуска. Чем лучше результаты, тем выше группа допуска. Абитуриентам, попавшим в 5-ю группу допуска, в силу низкого уровня развития психофизиологических функций, обслуживающих трудовые действия, плавательные специальности не рекомендуются.

Ирина Герасимова, заведующая научно-исследовательской лабораторией морской психологии Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, кандидат психологических наук, доцент

Два направления профотбора

Одним из важнейших факторов, определяющих требования к человеку, являются условия труда. Чем более они неблагоприятны, тем больше требований предъявляется к организму и психике. Соответствие психофизиологических ресурсов человека требованиям деятельности необходимо как для обеспечения эффективности труда, так и для сохранения здоровья и профессионального долголетия. Условия морского труда определяются как «особые», то есть такие, в которых деятельность человека сопряжена с эпизодическим воздействием экстремальных факторов, что связано с угрозой для жизни, риском возникновения тяжелых форм профессиональных заболеваний, получения травм и увечий.

В области профессионального отбора на морском транспорте можно выделить два основных направления. Это отбор, традиционно осуществляемый в рамках медико-психологического подхода, основанный на выявленных и описанных для конкретных видов деятельности медико-психологических и психофизиологических противопоказаниях. И во-вторых, направление, связанное с выявлением психофизиологических, психологических и психосоциальных свойств и качеств человека-оператора, способствующих успешной профессиональной деятельности, а также устойчивых качеств, являющихся основой для успешного выполнения профессиональной деятельности. То есть в первом случае отбор ориентирован на то, чем не должен обладать кандидат, а во втором, напротив, на то, что необходимо для успешного выполнения деятельности.

По второму направлению

Изначально профотбор в нашем вузе осуществлялся в рамках второго направления. За время работы психологов в университете в диссертационных, хоздоговорных и бюджетных исследованиях (авторы – А.И. Еремеева, В.Г. Сахарова, М. Ю. Орлова, В.В. Калита, И.В. Герасимова, С.А. Данченко, Л.П. Енькова, О.А. Истомина, В.В Павловский, А.В. Пилипенко, М.С. Семенец, Е.В. Шилова А.В. Шевердина, М.А. Янчук) накоплен богатый материал в области морской психологии. Разработаны критерии профессионально-психологического отбора абитуриентов, ориентированные на выявление уровня выраженности профессионально важных качеств и психофизиологических функций, которые их обслуживают, а также, учитывая специфику труда, личностных особенностей будущих моряков. Батарея методик профотбора теперь состоит из двух блоков – операторского и личностного.

Специалистами научно-исследовательской лаборатории морской психологии исследуются зрительно-моторная и сенсомоторная (скорость реагирования, точность реакции, динамический глазомер) реакции, пространственные представления, оперативная память, переключаемость внимания.

В личностном блоке диагностируются психодинамические свойства: экстраверсия-интроверсия (направленность на себя или вовне), нейротизм (эмоциональная устойчивость-неустойчивость), психотизм (эгоцентричность, неконтактность, склонность к внешне обвинительному поведению).

Обратимся к обобщенным статистическим данным по профотбору за последние 11 лет. Это результаты, полученные у 3598 человек, поступивших на судоводительский, судомеханический и электромеханический факультеты.

В 2011-2013 гг. отмечалась крайне тревожащая тенденция выраженного снижения процента первокурсников с самыми высокими – 1-й и 2-й группами допуска: 2,4%, 7,7% и 4,3%. Таким «провальным» был только 2004 г. – 6,1%. Все остальные годы курсантов с 1-й и 2-й группами было более 17%, а то их число доходило до трети. И только в прошлом, 2014 г. наметилась тенденция выравнивания этой «ямы»: совокупно в прошлом году численность первокурсников с 1-й и 2-й группами составила 13,5%. При этом сохраняется стабильно высокий процент зачисленных с   4-й группой допуска (от 13,3% до 26,4%) – то есть отличающихся низким уровнем развития необходимых психофизиологических функций. При угрожающем с 2011 г. уровне численности первокурсников с 5-й группой допуска – курсантов, которых с психологической точки зрения не стоит рекомендовать для работы в море. Статистика наглядно представлена на гистограмме (69,8% в 2011 г. и 61,8% в 2012 г., 47,1% в 2013 г. и 49,1% в 2014 г.).

К этим цифрам еще можно добавить курсантов, зачисленных, но не прошедших тестирование полностью, а потому вовсе не имеющих группу допуска. Такое положение дел обычно является следствием того, что не все методики пройдены полностью или, что бывает крайне редко, произошел сбой в работе компьютерного класса. То есть у респондентов не хватило усидчивости и последовательности при тестировании: столкнувшись со сложными методиками, они просто бросали работу, и никакие мотивы не могли их убедить продолжить, хотя такая возможность предоставлялась. В 2014 г. это 17% от всех зачисленных.  

Кстати, это то, что по наблюдению в корне отличает процесс тестирования абитуриентов и курсантов от такой же процедуры у плавсостава. Как бы ни было сложно возрастным респондентам, особенно при работе с красно-черными таблицами (переключаемость внимания, память), они очень сосредоточены при процедуре тестирования, как рекомендовано инструкцией, произносят найденные числа вслух. Не было ни одного случая, чтобы моряки бросили тестирование – даже когда сбились и заметили свою ошибку. То есть начатую работу они доводят до конца. А вот абитуриенты и курсанты тестируются легко, играючи, и среди них всегда находятся такие, кто категорически отказывается продолжать работу дальше, стоит заметить ошибку. Не хотят даже начать все сначала. Трудности пугают их.

Рис. 1. Процентное соотношение зачисленных на I курс абитуриентов плавательных специальностей с 1-й группой допуска к общему количеству зачисленных, прошедших тестирование

 

Рис. 2. Процентное соотношение зачисленных на I курс абитуриентов плавательных специальностей с 5-й группой допуска к общему количеству зачисленных, прошедших тестирование

Выводы и размышления

В основе нынешней системы профотбора – критерии не адаптации к вузу и обучению, а профессионально важные качества моряка. Да, они могут быть развиты до требуемого уровня в процессе обучения, а также может быть выработан свой индивидуальный компенсаторный механизм (например, высокая ответственность, педантизм). В задачи психологического отбора входит и выявление групп абитуриентов, которые нуждаются в такого рода помощи. А результаты тестирования носят рекомендательный характер и не являются основанием для отказа абитуриенту в праве поступления на плавательные специальности. Однако они должны учитываться при наличии конкурса.

Можно предположить, что выявленная в последние четыре года тенденция снижения уровня сформированности психофизиологических функций вчерашних школьников связана с изменением акцентов при подготовке учащихся в школе. В связи с введением ЕГЭ усилия образовательной системы теперь ориентированы на «натаскивание» перед сдачей экзамена, результаты которого имеют судьбоносное значение для выпускника. Причем статистика отражает инерционность образовательного процесса, когда первые годы после введения новых правил (2009 г.) шла его перестройка. А вот с 2011 г. мы в полной мере получили то, что заложили в школьный образовательный процесс.

Обратим внимание, что присвоение групп допуска осуществляется на основании локальных норм. В 2003 г. старшим научным сотрудником О.А Истоминой результаты профотбора были нормированы на лицейских классах университета, а в 2004 г. локальные нормы пересчитаны на статистически значимом массиве наших абитуриентских результатов.

Либерализация условий приема в морские вузы имеет оборотную сторону. Увеличение числа специалистов с низким уровнем сформированности психофизиологических функций, то есть не способных выполнять трудовые действия с требуемыми эффективностью и качеством, – это почва для совершения профессиональных отказов и ошибок, а также роста профессиональных заболеваний.

Ответственность за отбор абитуриентов по медицинским и психофизиологическим показателям организационно на сегодняшний день фактически переложена на вузы. То есть старые приказы не отменены, а новые условия не содержат положений, определяющих ограничения при приеме на специальности, связанные с деятельностью в особых и экстремальных условиях, а лишь предусматривают возможность введения дополнительных испытаний. Однако государство, молчаливо санкционируя попустительство, вложив деньги в обучение, не получает гарантии подготовки специалиста, способного и готового работать в море.

Морской флот №4 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...