Способны ли выпускники морвузов работать в море?

Инфраструктура / Образование
Способны ли выпускники морвузов работать в море?

С 1988 г. в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на основе приказа Министерства морского флота СССР № 98 от 01.07.1987 проводится профессиональный психологический отбор абитуриентов, поступающих на плавательные специальности. Сначала это были методики, направленные на выявление личностных и индивидуальных особенностей, связанных со способностью адаптироваться к сложным условиям труда. С 2003 г. в качестве критериев профотбора выступают психофизиологические функции, обслуживающие операторскую деятельность моряка, а вернее, степень их сформированности, выраженную в количестве высоких, средних и низких значений, положенных в основу присвоения условных групп допуска. Чем лучше результаты, тем выше группа допуска. Абитуриентам, попавшим в 5-ю группу допуска, в силу низкого уровня развития психофизиологических функций, обслуживающих трудовые действия, плавательные специальности не рекомендуются.

Ирина Герасимова, заведующая научно-исследовательской лабораторией морской психологии Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, кандидат психологических наук, доцент

Два направления профотбора

Одним из важнейших факторов, определяющих требования к человеку, являются условия труда. Чем более они неблагоприятны, тем больше требований предъявляется к организму и психике. Соответствие психофизиологических ресурсов человека требованиям деятельности необходимо как для обеспечения эффективности труда, так и для сохранения здоровья и профессионального долголетия. Условия морского труда определяются как «особые», то есть такие, в которых деятельность человека сопряжена с эпизодическим воздействием экстремальных факторов, что связано с угрозой для жизни, риском возникновения тяжелых форм профессиональных заболеваний, получения травм и увечий.

В области профессионального отбора на морском транспорте можно выделить два основных направления. Это отбор, традиционно осуществляемый в рамках медико-психологического подхода, основанный на выявленных и описанных для конкретных видов деятельности медико-психологических и психофизиологических противопоказаниях. И во-вторых, направление, связанное с выявлением психофизиологических, психологических и психосоциальных свойств и качеств человека-оператора, способствующих успешной профессиональной деятельности, а также устойчивых качеств, являющихся основой для успешного выполнения профессиональной деятельности. То есть в первом случае отбор ориентирован на то, чем не должен обладать кандидат, а во втором, напротив, на то, что необходимо для успешного выполнения деятельности.

По второму направлению

Изначально профотбор в нашем вузе осуществлялся в рамках второго направления. За время работы психологов в университете в диссертационных, хоздоговорных и бюджетных исследованиях (авторы – А.И. Еремеева, В.Г. Сахарова, М. Ю. Орлова, В.В. Калита, И.В. Герасимова, С.А. Данченко, Л.П. Енькова, О.А. Истомина, В.В Павловский, А.В. Пилипенко, М.С. Семенец, Е.В. Шилова А.В. Шевердина, М.А. Янчук) накоплен богатый материал в области морской психологии. Разработаны критерии профессионально-психологического отбора абитуриентов, ориентированные на выявление уровня выраженности профессионально важных качеств и психофизиологических функций, которые их обслуживают, а также, учитывая специфику труда, личностных особенностей будущих моряков. Батарея методик профотбора теперь состоит из двух блоков – операторского и личностного.

Специалистами научно-исследовательской лаборатории морской психологии исследуются зрительно-моторная и сенсомоторная (скорость реагирования, точность реакции, динамический глазомер) реакции, пространственные представления, оперативная память, переключаемость внимания.

В личностном блоке диагностируются психодинамические свойства: экстраверсия-интроверсия (направленность на себя или вовне), нейротизм (эмоциональная устойчивость-неустойчивость), психотизм (эгоцентричность, неконтактность, склонность к внешне обвинительному поведению).

Обратимся к обобщенным статистическим данным по профотбору за последние 11 лет. Это результаты, полученные у 3598 человек, поступивших на судоводительский, судомеханический и электромеханический факультеты.

В 2011-2013 гг. отмечалась крайне тревожащая тенденция выраженного снижения процента первокурсников с самыми высокими – 1-й и 2-й группами допуска: 2,4%, 7,7% и 4,3%. Таким «провальным» был только 2004 г. – 6,1%. Все остальные годы курсантов с 1-й и 2-й группами было более 17%, а то их число доходило до трети. И только в прошлом, 2014 г. наметилась тенденция выравнивания этой «ямы»: совокупно в прошлом году численность первокурсников с 1-й и 2-й группами составила 13,5%. При этом сохраняется стабильно высокий процент зачисленных с   4-й группой допуска (от 13,3% до 26,4%) – то есть отличающихся низким уровнем развития необходимых психофизиологических функций. При угрожающем с 2011 г. уровне численности первокурсников с 5-й группой допуска – курсантов, которых с психологической точки зрения не стоит рекомендовать для работы в море. Статистика наглядно представлена на гистограмме (69,8% в 2011 г. и 61,8% в 2012 г., 47,1% в 2013 г. и 49,1% в 2014 г.).

К этим цифрам еще можно добавить курсантов, зачисленных, но не прошедших тестирование полностью, а потому вовсе не имеющих группу допуска. Такое положение дел обычно является следствием того, что не все методики пройдены полностью или, что бывает крайне редко, произошел сбой в работе компьютерного класса. То есть у респондентов не хватило усидчивости и последовательности при тестировании: столкнувшись со сложными методиками, они просто бросали работу, и никакие мотивы не могли их убедить продолжить, хотя такая возможность предоставлялась. В 2014 г. это 17% от всех зачисленных.  

Кстати, это то, что по наблюдению в корне отличает процесс тестирования абитуриентов и курсантов от такой же процедуры у плавсостава. Как бы ни было сложно возрастным респондентам, особенно при работе с красно-черными таблицами (переключаемость внимания, память), они очень сосредоточены при процедуре тестирования, как рекомендовано инструкцией, произносят найденные числа вслух. Не было ни одного случая, чтобы моряки бросили тестирование – даже когда сбились и заметили свою ошибку. То есть начатую работу они доводят до конца. А вот абитуриенты и курсанты тестируются легко, играючи, и среди них всегда находятся такие, кто категорически отказывается продолжать работу дальше, стоит заметить ошибку. Не хотят даже начать все сначала. Трудности пугают их.

Рис. 1. Процентное соотношение зачисленных на I курс абитуриентов плавательных специальностей с 1-й группой допуска к общему количеству зачисленных, прошедших тестирование

 

Рис. 2. Процентное соотношение зачисленных на I курс абитуриентов плавательных специальностей с 5-й группой допуска к общему количеству зачисленных, прошедших тестирование

Выводы и размышления

В основе нынешней системы профотбора – критерии не адаптации к вузу и обучению, а профессионально важные качества моряка. Да, они могут быть развиты до требуемого уровня в процессе обучения, а также может быть выработан свой индивидуальный компенсаторный механизм (например, высокая ответственность, педантизм). В задачи психологического отбора входит и выявление групп абитуриентов, которые нуждаются в такого рода помощи. А результаты тестирования носят рекомендательный характер и не являются основанием для отказа абитуриенту в праве поступления на плавательные специальности. Однако они должны учитываться при наличии конкурса.

Можно предположить, что выявленная в последние четыре года тенденция снижения уровня сформированности психофизиологических функций вчерашних школьников связана с изменением акцентов при подготовке учащихся в школе. В связи с введением ЕГЭ усилия образовательной системы теперь ориентированы на «натаскивание» перед сдачей экзамена, результаты которого имеют судьбоносное значение для выпускника. Причем статистика отражает инерционность образовательного процесса, когда первые годы после введения новых правил (2009 г.) шла его перестройка. А вот с 2011 г. мы в полной мере получили то, что заложили в школьный образовательный процесс.

Обратим внимание, что присвоение групп допуска осуществляется на основании локальных норм. В 2003 г. старшим научным сотрудником О.А Истоминой результаты профотбора были нормированы на лицейских классах университета, а в 2004 г. локальные нормы пересчитаны на статистически значимом массиве наших абитуриентских результатов.

Либерализация условий приема в морские вузы имеет оборотную сторону. Увеличение числа специалистов с низким уровнем сформированности психофизиологических функций, то есть не способных выполнять трудовые действия с требуемыми эффективностью и качеством, – это почва для совершения профессиональных отказов и ошибок, а также роста профессиональных заболеваний.

Ответственность за отбор абитуриентов по медицинским и психофизиологическим показателям организационно на сегодняшний день фактически переложена на вузы. То есть старые приказы не отменены, а новые условия не содержат положений, определяющих ограничения при приеме на специальности, связанные с деятельностью в особых и экстремальных условиях, а лишь предусматривают возможность введения дополнительных испытаний. Однако государство, молчаливо санкционируя попустительство, вложив деньги в обучение, не получает гарантии подготовки специалиста, способного и готового работать в море.

Морской флот №4 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело Военные следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним после сто...

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей На Камчатке возбуждено уголовное дело на офицера, который выбросил в болото боеприпасы стоимостью бо...

Российская экономика

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках Крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспекти...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года Стивидорная компания ПАО «Северсталь» - АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году обработала около 3,2 млн. тонн ...




Морской транспорт

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья»

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья» На предприятии прошла научно-практическая конференция, посвященная первой современной малой подводно...

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в I квартале 2019 г.

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в   I квартале 2019 г. Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) надеется закрыть сделку &nbs...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г.

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г. Министр транспорта РФ Евгений   Дитрих допустил возможность запуска движения по  ...

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича Представители «Суммы» и их партнеров покинули совет директоров ПАО «Трансконтейнер».

Авто транспорт

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля Об этом рассказал член рабочей группы НТИ «Автонет» по нормативному регулированию Дмитрий Лобанов.

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...