Способны ли выпускники морвузов работать в море? - Морские вести России

Способны ли выпускники морвузов работать в море?

20.10.2016

Образование

Способны ли выпускники морвузов работать в море?

С 1988 г. в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на основе приказа Министерства морского флота СССР № 98 от 01.07.1987 проводится профессиональный психологический отбор абитуриентов, поступающих на плавательные специальности. Сначала это были методики, направленные на выявление личностных и индивидуальных особенностей, связанных со способностью адаптироваться к сложным условиям труда. С 2003 г. в качестве критериев профотбора выступают психофизиологические функции, обслуживающие операторскую деятельность моряка, а вернее, степень их сформированности, выраженную в количестве высоких, средних и низких значений, положенных в основу присвоения условных групп допуска. Чем лучше результаты, тем выше группа допуска. Абитуриентам, попавшим в 5-ю группу допуска, в силу низкого уровня развития психофизиологических функций, обслуживающих трудовые действия, плавательные специальности не рекомендуются.

Ирина Герасимова, заведующая научно-исследовательской лабораторией морской психологии Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, кандидат психологических наук, доцент

Два направления профотбора

Одним из важнейших факторов, определяющих требования к человеку, являются условия труда. Чем более они неблагоприятны, тем больше требований предъявляется к организму и психике. Соответствие психофизиологических ресурсов человека требованиям деятельности необходимо как для обеспечения эффективности труда, так и для сохранения здоровья и профессионального долголетия. Условия морского труда определяются как «особые», то есть такие, в которых деятельность человека сопряжена с эпизодическим воздействием экстремальных факторов, что связано с угрозой для жизни, риском возникновения тяжелых форм профессиональных заболеваний, получения травм и увечий.

В области профессионального отбора на морском транспорте можно выделить два основных направления. Это отбор, традиционно осуществляемый в рамках медико-психологического подхода, основанный на выявленных и описанных для конкретных видов деятельности медико-психологических и психофизиологических противопоказаниях. И во-вторых, направление, связанное с выявлением психофизиологических, психологических и психосоциальных свойств и качеств человека-оператора, способствующих успешной профессиональной деятельности, а также устойчивых качеств, являющихся основой для успешного выполнения профессиональной деятельности. То есть в первом случае отбор ориентирован на то, чем не должен обладать кандидат, а во втором, напротив, на то, что необходимо для успешного выполнения деятельности.

По второму направлению

Изначально профотбор в нашем вузе осуществлялся в рамках второго направления. За время работы психологов в университете в диссертационных, хоздоговорных и бюджетных исследованиях (авторы – А.И. Еремеева, В.Г. Сахарова, М. Ю. Орлова, В.В. Калита, И.В. Герасимова, С.А. Данченко, Л.П. Енькова, О.А. Истомина, В.В Павловский, А.В. Пилипенко, М.С. Семенец, Е.В. Шилова А.В. Шевердина, М.А. Янчук) накоплен богатый материал в области морской психологии. Разработаны критерии профессионально-психологического отбора абитуриентов, ориентированные на выявление уровня выраженности профессионально важных качеств и психофизиологических функций, которые их обслуживают, а также, учитывая специфику труда, личностных особенностей будущих моряков. Батарея методик профотбора теперь состоит из двух блоков – операторского и личностного.

Специалистами научно-исследовательской лаборатории морской психологии исследуются зрительно-моторная и сенсомоторная (скорость реагирования, точность реакции, динамический глазомер) реакции, пространственные представления, оперативная память, переключаемость внимания.

В личностном блоке диагностируются психодинамические свойства: экстраверсия-интроверсия (направленность на себя или вовне), нейротизм (эмоциональная устойчивость-неустойчивость), психотизм (эгоцентричность, неконтактность, склонность к внешне обвинительному поведению).

Обратимся к обобщенным статистическим данным по профотбору за последние 11 лет. Это результаты, полученные у 3598 человек, поступивших на судоводительский, судомеханический и электромеханический факультеты.

В 2011-2013 гг. отмечалась крайне тревожащая тенденция выраженного снижения процента первокурсников с самыми высокими – 1-й и 2-й группами допуска: 2,4%, 7,7% и 4,3%. Таким «провальным» был только 2004 г. – 6,1%. Все остальные годы курсантов с 1-й и 2-й группами было более 17%, а то их число доходило до трети. И только в прошлом, 2014 г. наметилась тенденция выравнивания этой «ямы»: совокупно в прошлом году численность первокурсников с 1-й и 2-й группами составила 13,5%. При этом сохраняется стабильно высокий процент зачисленных с   4-й группой допуска (от 13,3% до 26,4%) – то есть отличающихся низким уровнем развития необходимых психофизиологических функций. При угрожающем с 2011 г. уровне численности первокурсников с 5-й группой допуска – курсантов, которых с психологической точки зрения не стоит рекомендовать для работы в море. Статистика наглядно представлена на гистограмме (69,8% в 2011 г. и 61,8% в 2012 г., 47,1% в 2013 г. и 49,1% в 2014 г.).

К этим цифрам еще можно добавить курсантов, зачисленных, но не прошедших тестирование полностью, а потому вовсе не имеющих группу допуска. Такое положение дел обычно является следствием того, что не все методики пройдены полностью или, что бывает крайне редко, произошел сбой в работе компьютерного класса. То есть у респондентов не хватило усидчивости и последовательности при тестировании: столкнувшись со сложными методиками, они просто бросали работу, и никакие мотивы не могли их убедить продолжить, хотя такая возможность предоставлялась. В 2014 г. это 17% от всех зачисленных.  

Кстати, это то, что по наблюдению в корне отличает процесс тестирования абитуриентов и курсантов от такой же процедуры у плавсостава. Как бы ни было сложно возрастным респондентам, особенно при работе с красно-черными таблицами (переключаемость внимания, память), они очень сосредоточены при процедуре тестирования, как рекомендовано инструкцией, произносят найденные числа вслух. Не было ни одного случая, чтобы моряки бросили тестирование – даже когда сбились и заметили свою ошибку. То есть начатую работу они доводят до конца. А вот абитуриенты и курсанты тестируются легко, играючи, и среди них всегда находятся такие, кто категорически отказывается продолжать работу дальше, стоит заметить ошибку. Не хотят даже начать все сначала. Трудности пугают их.

Рис. 1. Процентное соотношение зачисленных на I курс абитуриентов плавательных специальностей с 1-й группой допуска к общему количеству зачисленных, прошедших тестирование

 

Рис. 2. Процентное соотношение зачисленных на I курс абитуриентов плавательных специальностей с 5-й группой допуска к общему количеству зачисленных, прошедших тестирование

Выводы и размышления

В основе нынешней системы профотбора – критерии не адаптации к вузу и обучению, а профессионально важные качества моряка. Да, они могут быть развиты до требуемого уровня в процессе обучения, а также может быть выработан свой индивидуальный компенсаторный механизм (например, высокая ответственность, педантизм). В задачи психологического отбора входит и выявление групп абитуриентов, которые нуждаются в такого рода помощи. А результаты тестирования носят рекомендательный характер и не являются основанием для отказа абитуриенту в праве поступления на плавательные специальности. Однако они должны учитываться при наличии конкурса.

Можно предположить, что выявленная в последние четыре года тенденция снижения уровня сформированности психофизиологических функций вчерашних школьников связана с изменением акцентов при подготовке учащихся в школе. В связи с введением ЕГЭ усилия образовательной системы теперь ориентированы на «натаскивание» перед сдачей экзамена, результаты которого имеют судьбоносное значение для выпускника. Причем статистика отражает инерционность образовательного процесса, когда первые годы после введения новых правил (2009 г.) шла его перестройка. А вот с 2011 г. мы в полной мере получили то, что заложили в школьный образовательный процесс.

Обратим внимание, что присвоение групп допуска осуществляется на основании локальных норм. В 2003 г. старшим научным сотрудником О.А Истоминой результаты профотбора были нормированы на лицейских классах университета, а в 2004 г. локальные нормы пересчитаны на статистически значимом массиве наших абитуриентских результатов.

Либерализация условий приема в морские вузы имеет оборотную сторону. Увеличение числа специалистов с низким уровнем сформированности психофизиологических функций, то есть не способных выполнять трудовые действия с требуемыми эффективностью и качеством, – это почва для совершения профессиональных отказов и ошибок, а также роста профессиональных заболеваний.

Ответственность за отбор абитуриентов по медицинским и психофизиологическим показателям организационно на сегодняшний день фактически переложена на вузы. То есть старые приказы не отменены, а новые условия не содержат положений, определяющих ограничения при приеме на специальности, связанные с деятельностью в особых и экстремальных условиях, а лишь предусматривают возможность введения дополнительных испытаний. Однако государство, молчаливо санкционируя попустительство, вложив деньги в обучение, не получает гарантии подготовки специалиста, способного и готового работать в море.

Морской флот №4 (2015)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ