Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Способны ли выпускники морвузов работать в море?

Инфраструктура / Образование
Способны ли выпускники морвузов работать в море?

С 1988 г. в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на основе приказа Министерства морского флота СССР № 98 от 01.07.1987 проводится профессиональный психологический отбор абитуриентов, поступающих на плавательные специальности. Сначала это были методики, направленные на выявление личностных и индивидуальных особенностей, связанных со способностью адаптироваться к сложным условиям труда. С 2003 г. в качестве критериев профотбора выступают психофизиологические функции, обслуживающие операторскую деятельность моряка, а вернее, степень их сформированности, выраженную в количестве высоких, средних и низких значений, положенных в основу присвоения условных групп допуска. Чем лучше результаты, тем выше группа допуска. Абитуриентам, попавшим в 5-ю группу допуска, в силу низкого уровня развития психофизиологических функций, обслуживающих трудовые действия, плавательные специальности не рекомендуются.

Ирина Герасимова, заведующая научно-исследовательской лабораторией морской психологии Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, кандидат психологических наук, доцент

Два направления профотбора

Одним из важнейших факторов, определяющих требования к человеку, являются условия труда. Чем более они неблагоприятны, тем больше требований предъявляется к организму и психике. Соответствие психофизиологических ресурсов человека требованиям деятельности необходимо как для обеспечения эффективности труда, так и для сохранения здоровья и профессионального долголетия. Условия морского труда определяются как «особые», то есть такие, в которых деятельность человека сопряжена с эпизодическим воздействием экстремальных факторов, что связано с угрозой для жизни, риском возникновения тяжелых форм профессиональных заболеваний, получения травм и увечий.

В области профессионального отбора на морском транспорте можно выделить два основных направления. Это отбор, традиционно осуществляемый в рамках медико-психологического подхода, основанный на выявленных и описанных для конкретных видов деятельности медико-психологических и психофизиологических противопоказаниях. И во-вторых, направление, связанное с выявлением психофизиологических, психологических и психосоциальных свойств и качеств человека-оператора, способствующих успешной профессиональной деятельности, а также устойчивых качеств, являющихся основой для успешного выполнения профессиональной деятельности. То есть в первом случае отбор ориентирован на то, чем не должен обладать кандидат, а во втором, напротив, на то, что необходимо для успешного выполнения деятельности.

По второму направлению

Изначально профотбор в нашем вузе осуществлялся в рамках второго направления. За время работы психологов в университете в диссертационных, хоздоговорных и бюджетных исследованиях (авторы – А.И. Еремеева, В.Г. Сахарова, М. Ю. Орлова, В.В. Калита, И.В. Герасимова, С.А. Данченко, Л.П. Енькова, О.А. Истомина, В.В Павловский, А.В. Пилипенко, М.С. Семенец, Е.В. Шилова А.В. Шевердина, М.А. Янчук) накоплен богатый материал в области морской психологии. Разработаны критерии профессионально-психологического отбора абитуриентов, ориентированные на выявление уровня выраженности профессионально важных качеств и психофизиологических функций, которые их обслуживают, а также, учитывая специфику труда, личностных особенностей будущих моряков. Батарея методик профотбора теперь состоит из двух блоков – операторского и личностного.

Специалистами научно-исследовательской лаборатории морской психологии исследуются зрительно-моторная и сенсомоторная (скорость реагирования, точность реакции, динамический глазомер) реакции, пространственные представления, оперативная память, переключаемость внимания.

В личностном блоке диагностируются психодинамические свойства: экстраверсия-интроверсия (направленность на себя или вовне), нейротизм (эмоциональная устойчивость-неустойчивость), психотизм (эгоцентричность, неконтактность, склонность к внешне обвинительному поведению).

Обратимся к обобщенным статистическим данным по профотбору за последние 11 лет. Это результаты, полученные у 3598 человек, поступивших на судоводительский, судомеханический и электромеханический факультеты.

В 2011-2013 гг. отмечалась крайне тревожащая тенденция выраженного снижения процента первокурсников с самыми высокими – 1-й и 2-й группами допуска: 2,4%, 7,7% и 4,3%. Таким «провальным» был только 2004 г. – 6,1%. Все остальные годы курсантов с 1-й и 2-й группами было более 17%, а то их число доходило до трети. И только в прошлом, 2014 г. наметилась тенденция выравнивания этой «ямы»: совокупно в прошлом году численность первокурсников с 1-й и 2-й группами составила 13,5%. При этом сохраняется стабильно высокий процент зачисленных с   4-й группой допуска (от 13,3% до 26,4%) – то есть отличающихся низким уровнем развития необходимых психофизиологических функций. При угрожающем с 2011 г. уровне численности первокурсников с 5-й группой допуска – курсантов, которых с психологической точки зрения не стоит рекомендовать для работы в море. Статистика наглядно представлена на гистограмме (69,8% в 2011 г. и 61,8% в 2012 г., 47,1% в 2013 г. и 49,1% в 2014 г.).

К этим цифрам еще можно добавить курсантов, зачисленных, но не прошедших тестирование полностью, а потому вовсе не имеющих группу допуска. Такое положение дел обычно является следствием того, что не все методики пройдены полностью или, что бывает крайне редко, произошел сбой в работе компьютерного класса. То есть у респондентов не хватило усидчивости и последовательности при тестировании: столкнувшись со сложными методиками, они просто бросали работу, и никакие мотивы не могли их убедить продолжить, хотя такая возможность предоставлялась. В 2014 г. это 17% от всех зачисленных.  

Кстати, это то, что по наблюдению в корне отличает процесс тестирования абитуриентов и курсантов от такой же процедуры у плавсостава. Как бы ни было сложно возрастным респондентам, особенно при работе с красно-черными таблицами (переключаемость внимания, память), они очень сосредоточены при процедуре тестирования, как рекомендовано инструкцией, произносят найденные числа вслух. Не было ни одного случая, чтобы моряки бросили тестирование – даже когда сбились и заметили свою ошибку. То есть начатую работу они доводят до конца. А вот абитуриенты и курсанты тестируются легко, играючи, и среди них всегда находятся такие, кто категорически отказывается продолжать работу дальше, стоит заметить ошибку. Не хотят даже начать все сначала. Трудности пугают их.

Рис. 1. Процентное соотношение зачисленных на I курс абитуриентов плавательных специальностей с 1-й группой допуска к общему количеству зачисленных, прошедших тестирование

 

Рис. 2. Процентное соотношение зачисленных на I курс абитуриентов плавательных специальностей с 5-й группой допуска к общему количеству зачисленных, прошедших тестирование

Выводы и размышления

В основе нынешней системы профотбора – критерии не адаптации к вузу и обучению, а профессионально важные качества моряка. Да, они могут быть развиты до требуемого уровня в процессе обучения, а также может быть выработан свой индивидуальный компенсаторный механизм (например, высокая ответственность, педантизм). В задачи психологического отбора входит и выявление групп абитуриентов, которые нуждаются в такого рода помощи. А результаты тестирования носят рекомендательный характер и не являются основанием для отказа абитуриенту в праве поступления на плавательные специальности. Однако они должны учитываться при наличии конкурса.

Можно предположить, что выявленная в последние четыре года тенденция снижения уровня сформированности психофизиологических функций вчерашних школьников связана с изменением акцентов при подготовке учащихся в школе. В связи с введением ЕГЭ усилия образовательной системы теперь ориентированы на «натаскивание» перед сдачей экзамена, результаты которого имеют судьбоносное значение для выпускника. Причем статистика отражает инерционность образовательного процесса, когда первые годы после введения новых правил (2009 г.) шла его перестройка. А вот с 2011 г. мы в полной мере получили то, что заложили в школьный образовательный процесс.

Обратим внимание, что присвоение групп допуска осуществляется на основании локальных норм. В 2003 г. старшим научным сотрудником О.А Истоминой результаты профотбора были нормированы на лицейских классах университета, а в 2004 г. локальные нормы пересчитаны на статистически значимом массиве наших абитуриентских результатов.

Либерализация условий приема в морские вузы имеет оборотную сторону. Увеличение числа специалистов с низким уровнем сформированности психофизиологических функций, то есть не способных выполнять трудовые действия с требуемыми эффективностью и качеством, – это почва для совершения профессиональных отказов и ошибок, а также роста профессиональных заболеваний.

Ответственность за отбор абитуриентов по медицинским и психофизиологическим показателям организационно на сегодняшний день фактически переложена на вузы. То есть старые приказы не отменены, а новые условия не содержат положений, определяющих ограничения при приеме на специальности, связанные с деятельностью в особых и экстремальных условиях, а лишь предусматривают возможность введения дополнительных испытаний. Однако государство, молчаливо санкционируя попустительство, вложив деньги в обучение, не получает гарантии подготовки специалиста, способного и готового работать в море.

Морской флот №4 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В честь 20-летия поднятия на борту крейсера «Пётр Великий» флага ВМФ РФ специально для моряков были изготовлены часы

В честь 20-летия поднятия на борту крейсера «Пётр Великий» флага ВМФ РФ специально для моряков были изготовлены часы 21 апреля 2018 года на самом большом в мире не авианесущем крейсере «Пётр Великий» состоялись торжес...

Работники АО «Ростерминалуголь» примут участие во всероссийской акции «Сирень Победы»

Работники АО «Ростерминалуголь» примут участие во всероссийской акции «Сирень Победы» Накануне празднования 73-й годовщины победы в Великой Отечественной войне сотрудники АО «Ростерминал...

Российская экономика

Судостроительную корпорацию «Ак Барс» создали в Татарстане

Судостроительную корпорацию «Ак Барс» создали в Татарстане Судостроительную корпорацию на базе холдинговой компании «Ак Барс» создали в Татарстане. Возглавил е...

Суд принял иск о банкротстве ДВМП, назначил заседание на 20 июля

Суд принял иск о банкротстве ДВМП, назначил заседание на 20 июля Арбитражный суд города Москвы принял к производству иск о банкротстве «Дальневосточного морского пар...

Транспортная политика

Россия поделилась опытом реализации Конвенции о труде в морском судоходстве в штаб-квартире МОТ

Россия поделилась опытом реализации Конвенции о труде в морском судоходстве в штаб-квартире МОТ С 23 апреля 2018 года в штаб-квартире Международной организации труда в г. Женева проходит третья вс...

Замруководителя Росморречфлота принял участие в заседании комитета Международной организации труда

Замруководителя Росморречфлота принял участие в заседании комитета Международной организации труда Заместитель руководителя Росморречфлота Александр Пошивай 25 апреля принял участие в работе третьего...

Морские порты

«Восточный Порт» обработал 300 крупнотоннажных балкеров

«Восточный Порт» обработал 300 крупнотоннажных балкеров АО «Восточный Порт», входящий в угольный портовый холдинг ООО «Управляющая портовая компания», завер...

Дочка «Колмара» начала строительство причала нового угольного терминала в порту Ванино

Дочка «Колмара» начала строительство причала нового угольного терминала в порту Ванино АО «ВаниноТрансУголь» (входит в группу компаний «Колмар») начало возведение причала в рамках...




Морской транспорт

«Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства

«Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства Управляющая компания «Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства (...

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна Новый инструмент поможет капитании портов, администрации погрузочных терминалов, судовладельцам и гр...

Речной транспорт

Ледоколы приступили к работам по спуску льда в Архангельской области

Ледоколы приступили к работам по спуску льда в Архангельской области Ледоколы «Капитан Чадаев» и «Капитан Евдокимов», принадлежащие ФГУП «Росморпорт», приступили к преду...

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге 25 апреля состоялось торжественное открытие навигации компании «Волжское пароходство» на Верхней Вол...

Ж/Д транспорт

РЖД вложит в развитие Дальневосточных магистралей более 400 млрд. рублей

РЖД вложит в развитие Дальневосточных магистралей более 400 млрд. рублей «Российские железные дороги» (РЖД) планируют вложить в развитие дальневосточных железнодорож...

Контракт на достройку ж/д до Якутска подписан с компанией «Железные дороги Якутии»

Контракт на достройку ж/д до Якутска подписан с компанией «Железные дороги Якутии» Контракт на строительство участка железной дороги до Якутска стоимостью 1,84 млрд рублей подписан с ...

Авто транспорт

Движение по Крымскому мосту откроют во второй половине мая - генподрядчик

Движение по Крымскому мосту откроют во второй половине мая - генподрядчик Движение автомобилей по Крымскому мосту, который свяжет полуостров с материковой Россией, будет откр...

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть Работы по строительству федеральной трассы «Таврида» в Крыму выполнены на 29% и идут по графику...

Аналитика

Транспортная политика

Транспортному комплексу России поставлены задачи

Транспортному комплексу России поставлены задачи 5 марта в Москве в Российском университете транспорта (МИИТ) прошел Всероссийский съезд тран...

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Морские порты

Пионерский, вперед!

Пионерский, вперед! В первый день февраля в городе Пионерском Калининградской области торжественно стартовал процесс стр...

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Безопасность мореплавания

Управление ресурсами мостика

Управление ресурсами мостика 1 января 2017 года закончился переходный период, предусмотренный Правилом I/15 Международной конвенц...

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...