Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Способны ли выпускники морвузов работать в море?

Инфраструктура / Образование
Способны ли выпускники морвузов работать в море?

С 1988 г. в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на основе приказа Министерства морского флота СССР № 98 от 01.07.1987 проводится профессиональный психологический отбор абитуриентов, поступающих на плавательные специальности. Сначала это были методики, направленные на выявление личностных и индивидуальных особенностей, связанных со способностью адаптироваться к сложным условиям труда. С 2003 г. в качестве критериев профотбора выступают психофизиологические функции, обслуживающие операторскую деятельность моряка, а вернее, степень их сформированности, выраженную в количестве высоких, средних и низких значений, положенных в основу присвоения условных групп допуска. Чем лучше результаты, тем выше группа допуска. Абитуриентам, попавшим в 5-ю группу допуска, в силу низкого уровня развития психофизиологических функций, обслуживающих трудовые действия, плавательные специальности не рекомендуются.

Ирина Герасимова, заведующая научно-исследовательской лабораторией морской психологии Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, кандидат психологических наук, доцент

Два направления профотбора

Одним из важнейших факторов, определяющих требования к человеку, являются условия труда. Чем более они неблагоприятны, тем больше требований предъявляется к организму и психике. Соответствие психофизиологических ресурсов человека требованиям деятельности необходимо как для обеспечения эффективности труда, так и для сохранения здоровья и профессионального долголетия. Условия морского труда определяются как «особые», то есть такие, в которых деятельность человека сопряжена с эпизодическим воздействием экстремальных факторов, что связано с угрозой для жизни, риском возникновения тяжелых форм профессиональных заболеваний, получения травм и увечий.

В области профессионального отбора на морском транспорте можно выделить два основных направления. Это отбор, традиционно осуществляемый в рамках медико-психологического подхода, основанный на выявленных и описанных для конкретных видов деятельности медико-психологических и психофизиологических противопоказаниях. И во-вторых, направление, связанное с выявлением психофизиологических, психологических и психосоциальных свойств и качеств человека-оператора, способствующих успешной профессиональной деятельности, а также устойчивых качеств, являющихся основой для успешного выполнения профессиональной деятельности. То есть в первом случае отбор ориентирован на то, чем не должен обладать кандидат, а во втором, напротив, на то, что необходимо для успешного выполнения деятельности.

По второму направлению

Изначально профотбор в нашем вузе осуществлялся в рамках второго направления. За время работы психологов в университете в диссертационных, хоздоговорных и бюджетных исследованиях (авторы – А.И. Еремеева, В.Г. Сахарова, М. Ю. Орлова, В.В. Калита, И.В. Герасимова, С.А. Данченко, Л.П. Енькова, О.А. Истомина, В.В Павловский, А.В. Пилипенко, М.С. Семенец, Е.В. Шилова А.В. Шевердина, М.А. Янчук) накоплен богатый материал в области морской психологии. Разработаны критерии профессионально-психологического отбора абитуриентов, ориентированные на выявление уровня выраженности профессионально важных качеств и психофизиологических функций, которые их обслуживают, а также, учитывая специфику труда, личностных особенностей будущих моряков. Батарея методик профотбора теперь состоит из двух блоков – операторского и личностного.

Специалистами научно-исследовательской лаборатории морской психологии исследуются зрительно-моторная и сенсомоторная (скорость реагирования, точность реакции, динамический глазомер) реакции, пространственные представления, оперативная память, переключаемость внимания.

В личностном блоке диагностируются психодинамические свойства: экстраверсия-интроверсия (направленность на себя или вовне), нейротизм (эмоциональная устойчивость-неустойчивость), психотизм (эгоцентричность, неконтактность, склонность к внешне обвинительному поведению).

Обратимся к обобщенным статистическим данным по профотбору за последние 11 лет. Это результаты, полученные у 3598 человек, поступивших на судоводительский, судомеханический и электромеханический факультеты.

В 2011-2013 гг. отмечалась крайне тревожащая тенденция выраженного снижения процента первокурсников с самыми высокими – 1-й и 2-й группами допуска: 2,4%, 7,7% и 4,3%. Таким «провальным» был только 2004 г. – 6,1%. Все остальные годы курсантов с 1-й и 2-й группами было более 17%, а то их число доходило до трети. И только в прошлом, 2014 г. наметилась тенденция выравнивания этой «ямы»: совокупно в прошлом году численность первокурсников с 1-й и 2-й группами составила 13,5%. При этом сохраняется стабильно высокий процент зачисленных с   4-й группой допуска (от 13,3% до 26,4%) – то есть отличающихся низким уровнем развития необходимых психофизиологических функций. При угрожающем с 2011 г. уровне численности первокурсников с 5-й группой допуска – курсантов, которых с психологической точки зрения не стоит рекомендовать для работы в море. Статистика наглядно представлена на гистограмме (69,8% в 2011 г. и 61,8% в 2012 г., 47,1% в 2013 г. и 49,1% в 2014 г.).

К этим цифрам еще можно добавить курсантов, зачисленных, но не прошедших тестирование полностью, а потому вовсе не имеющих группу допуска. Такое положение дел обычно является следствием того, что не все методики пройдены полностью или, что бывает крайне редко, произошел сбой в работе компьютерного класса. То есть у респондентов не хватило усидчивости и последовательности при тестировании: столкнувшись со сложными методиками, они просто бросали работу, и никакие мотивы не могли их убедить продолжить, хотя такая возможность предоставлялась. В 2014 г. это 17% от всех зачисленных.  

Кстати, это то, что по наблюдению в корне отличает процесс тестирования абитуриентов и курсантов от такой же процедуры у плавсостава. Как бы ни было сложно возрастным респондентам, особенно при работе с красно-черными таблицами (переключаемость внимания, память), они очень сосредоточены при процедуре тестирования, как рекомендовано инструкцией, произносят найденные числа вслух. Не было ни одного случая, чтобы моряки бросили тестирование – даже когда сбились и заметили свою ошибку. То есть начатую работу они доводят до конца. А вот абитуриенты и курсанты тестируются легко, играючи, и среди них всегда находятся такие, кто категорически отказывается продолжать работу дальше, стоит заметить ошибку. Не хотят даже начать все сначала. Трудности пугают их.

Рис. 1. Процентное соотношение зачисленных на I курс абитуриентов плавательных специальностей с 1-й группой допуска к общему количеству зачисленных, прошедших тестирование

 

Рис. 2. Процентное соотношение зачисленных на I курс абитуриентов плавательных специальностей с 5-й группой допуска к общему количеству зачисленных, прошедших тестирование

Выводы и размышления

В основе нынешней системы профотбора – критерии не адаптации к вузу и обучению, а профессионально важные качества моряка. Да, они могут быть развиты до требуемого уровня в процессе обучения, а также может быть выработан свой индивидуальный компенсаторный механизм (например, высокая ответственность, педантизм). В задачи психологического отбора входит и выявление групп абитуриентов, которые нуждаются в такого рода помощи. А результаты тестирования носят рекомендательный характер и не являются основанием для отказа абитуриенту в праве поступления на плавательные специальности. Однако они должны учитываться при наличии конкурса.

Можно предположить, что выявленная в последние четыре года тенденция снижения уровня сформированности психофизиологических функций вчерашних школьников связана с изменением акцентов при подготовке учащихся в школе. В связи с введением ЕГЭ усилия образовательной системы теперь ориентированы на «натаскивание» перед сдачей экзамена, результаты которого имеют судьбоносное значение для выпускника. Причем статистика отражает инерционность образовательного процесса, когда первые годы после введения новых правил (2009 г.) шла его перестройка. А вот с 2011 г. мы в полной мере получили то, что заложили в школьный образовательный процесс.

Обратим внимание, что присвоение групп допуска осуществляется на основании локальных норм. В 2003 г. старшим научным сотрудником О.А Истоминой результаты профотбора были нормированы на лицейских классах университета, а в 2004 г. локальные нормы пересчитаны на статистически значимом массиве наших абитуриентских результатов.

Либерализация условий приема в морские вузы имеет оборотную сторону. Увеличение числа специалистов с низким уровнем сформированности психофизиологических функций, то есть не способных выполнять трудовые действия с требуемыми эффективностью и качеством, – это почва для совершения профессиональных отказов и ошибок, а также роста профессиональных заболеваний.

Ответственность за отбор абитуриентов по медицинским и психофизиологическим показателям организационно на сегодняшний день фактически переложена на вузы. То есть старые приказы не отменены, а новые условия не содержат положений, определяющих ограничения при приеме на специальности, связанные с деятельностью в особых и экстремальных условиях, а лишь предусматривают возможность введения дополнительных испытаний. Однако государство, молчаливо санкционируя попустительство, вложив деньги в обучение, не получает гарантии подготовки специалиста, способного и готового работать в море.

Морской флот №4 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Фрегат «Адмирал Горшков» войдет в состав ВМФ 28 июля

Фрегат «Адмирал Горшков» войдет в состав ВМФ 28 июля Фрегат «Адмирал Горшков» передадут Военно-морскому флоту 28 июля. Об этом сообщили «Интерфаксу» в де...

55 из 316 выпускников Института морского транспортного менеджмента ГМУ им Ушакова получили дипломы с отличием

55 из 316 выпускников Института морского транспортного менеджмента ГМУ им Ушакова получили дипломы с отличием В Институте морского транспортного менеджмента, экономики и права Государственного морского универси...

Российская экономика

Госдума приняла в I чтении проекты о российских офшорах на островах Русский и Октябрьский

Госдума приняла в I чтении проекты о российских офшорах на островах Русский и Октябрьский Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов о специальных административных районах (САР...

Грузооборот транспорта в России в I полугодии вырос на 2,9% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в I полугодии вырос на 2,9% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2018 г. вырос на 2,9% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Страны Балтии получат 110 млн евро от ЕК на поддержку строительства Rail Baltica

Страны Балтии получат 110 млн евро от ЕК на поддержку строительства Rail Baltica Страны Балтии получат от Еврокомиссии 110 млн евро на поддержку строительства скоростной железнодоро...

Запрет рыбодобытчикам на иностранные суда поможет бороться с «удобными флагами» - профсоюз

Запрет рыбодобытчикам на иностранные суда поможет бороться с «удобными флагами» - профсоюз Запрет использования иностранных транспортных судов для перевозки грузов, о котором Пограничная служ...

Морские порты

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт»

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт» 16 июля состоялось первое после проведения годового собрания акционеров заседание Совета директоров ...

Заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа посетила морской порт Махачкала

Заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа посетила морской порт Махачкала Делегация Минкавказа России, возглавляемая заместителем Министра Ольгой Рухуллаевой, 17 июля 2018 го...




Морской транспорт

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один Совет директоров ПАО «Океанрыбфлот» на заседании 16 июля одобрил заключение контракта с турецкой Ter...

Северная верфь заложит ярусолов-процессор для Карельского рыболовного флота

Северная верфь заложит ярусолов-процессор для Карельского рыболовного флота 20 июля 2018 года в 12:00 на Северной верфи (Санкт-Петербург) состоится церемония закладки я...

Речной транспорт

Речной трамвай появится в Красноярске

Речной трамвай появится в Красноярске Новым видом транспорта в Красноярске станет речной трамвай, его запуск запланирован на текущий год. ...

В Рыбинске построены две нефтеналивные баржи смешанного река-море плавания проекта ROB07 для Ленского пароходства

В Рыбинске построены две нефтеналивные баржи смешанного река-море плавания проекта ROB07 для Ленского пароходства На Рыбинском судостроительном и судоремонтном заводе «Верфь братьев Нобель» прошли торжества, посвящ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...