Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Историю судоходства можно изучать в Сибири

Инфраструктура / Образование
Историю судоходства можно изучать в Сибири

В №5 за 2014 год «Морской флот» начал публикацию материалов о музеях морского и речного флота, существующих в России. Сегодня мы знакомим вас с музеем Сибирского государственного университета водного транспорта.

Ольга Панова, заведующая Музеем истории судоходства Сибири им. А.П. Морозова СГУВТ

Музей имени первого ректора

Представьте себе, что волею судьбы вы оказались в историческом центре Новосибирска на улице Щетинкина. Уверяю, мимо замечательного здания – административного корпуса Сибирского государственного университета водного транспорта вы не пройдете, заинтересуетесь, захотите сделать фото на память. Здание университета, построенное в 1926 году как Дворец труда в стиле революционной романтики, является памятником сибирской архитектуры. Новосибирцев, гостей города, в том числе учащуюся молодежь и всех интересующихся историей речного транспорта, это здание привлекает еще и тем, что в нем располагается Музей истории судоходства Сибири.

Музей был основан в 1986 году при Новосибирском институте инженеров водного транспорта (НИИВТ, с 1994 г. – НГАВТ, с 2015 г. – СГУВТ) и первоначально располагался в студенческом общежитии. Основателем и первым его директором был Алексей Георгиевич Метелкин, старший преподаватель кафедры судоремонта и судостроения, основатель Музея памяти ленинградской блокады в Новосибирске, участник Великой Отечественной войны. Алексей Георгиевич был удивительным, очень интеллигентным человеком: общение с ним всегда доставляло радость и удовольствие коллегам и молодежи. Сегодня мы говорим спасибо первому директору за созданные им экспозиции, за собранный массив исторических документов, в которых обозначены важные вехи в развитии водного транспорта Сибири.

В 1998 году музей переименовали: он стал называться Музеем истории судоходства Сибири им. А.П. Морозова. Алексей Петрович Морозов – инженер-генерал – директор речного флота III ранга, первый ректор Новосибирского института инженеров водного транспорта, участник Гражданской войны. 11 лет, с 1951 года, он возглавлял НИИВТ, создал мощную материально-техническую базу института, собрал научный и педагогический коллектив.

В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, в Новосибирске на обоих берегах Оби было размещено более 50 оборонных предприятий, эвакуированных из центральных районов страны. Существующая паромная переправа не справлялась с ежедневной переброской с берега на берег десятков тысяч тонн грузов и десятков тысяч человек. В кратчайший срок, за два месяца, был сооружен понтонный мост совместными усилиями речников Западно-Сибирского пароходства и Обского бассейнового управления речных путей, которое в ту пору возглавлял А.П. Морозов. Речники работали круглосуточно, несмотря на осеннюю непогоду, проблемы со снабжением и усталость. Сразу же после госприемки по мосту пошли грузы, которые в руках рабочих новосибирских заводов превращались в оружие, смертельное для врага. Этот наш мост Победы – давно в истории. Современный Новосибирск имеет уже три автомобильных моста.

А.П. Морозов причастен и к организации экспедиции по проводке каравана судов по заброшенному Обь-Енисейскому каналу в 1942 году, вероятная цель которой – определение пригодности недействующего водного пути в качестве сезонного дублера Транссибирской железной дороги. Вот что пишет А.Н. Осипов в документальном очерке «Последний караван Обь-Енисейского канала»: «Речники при движении каравана были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины, и даже строить временные запруды… Для понимания всей тяжести задачи, возложенной на экспедицию, необходимо помнить, что она решалась в условиях военного времени, при острейшей нехватке инструментов, снаряжения и материалов, а работы велись в полевых условиях, без каких-либо механизмов, в безлюдной тайге, где беспощадный гнус и болотная сырость». Осенью караван дошел до Оби, цель экспедиции была достигнута.

И конечно, нельзя не приоткрыть еще одну страницу прошлого: героический поход студентов-водников 1954 года. Что же это был за поход? С территории водной станции Новосибирска стартовал Всесоюзный шлюпочный поход по маршруту Новосибирск – Сталинград. Это было путешествие из Азии в Европу по семи рекам: Оби, Иртышу, Тоболу, Исети, Чусовой, Каме, Волге. Водный маршрут в 6400 км (из них 1800 км – против течения) пройден двенадцатью студентами НИИВТа на двух морских четырехвесельных шлюпках, преодолевших Уральские горы волоком (280 км). И все это за 108 суток! Посвящен был переход 300-летию воссоединения Украины с Россией.

Проект шлюпочного похода был согласован с городским морским клубом, областными и центральными комитетами ДОСААФ, ВЛКСМ, Министерством морского и речного флота. Полную ответственность за подготовку и проведение студентами данного похода взял на себя А.П. Морозов. За этим переходом, которому дали название «Спортивный подвиг», следила вся страна. Рекорд сибиряков не побит до сих пор. Важно, что Всесоюзный шлюпочный поход 1954 года положил начало замечательной традиции студентов НИИВТа-СГУВТа совершать походы и путешествия по бескрайним просторам нашей Родины. Бежит время, в походы отправляются уже другие мальчишки, но всех их объединяет страсть к путешествиям, водная стихия, командный дух и желание испытать себя на прочность. Флаг университета, побывавший в шлюпочных походах с нашими студентами в Архангельске и Новороссийске, Сургуте и Ханты-Мансийске, стоит в музее и ждет, когда его подхватят крепкие руки отважных путешественников, чтобы проделать с ним трудный и счастливый путь.

Отрадно, что наша замечательная молодежь во время бесед и экскурсий в музее интересуется подробностями и забытой экспедиции по Обь-Енисейскому каналу в 1942 году, и Всесоюзного шлюпочного похода, установившего рекорд по дальнему плаванию по внутренним водным путям СССР и пропагандировавшего парусно-гребной спорт и туризм.

Надеюсь, что наши музейные беседы являются действенным средством пропаганды военно-патриотического воспитания молодежи и военно-прикладных и технических видов спорта.

Творческая мастерская

В настоящее время постоянные экспозиции нашего музея представлены в трех залах.

В первом зале посетители знакомятся с историей создания и этапами развития университета, с информацией о его международных связях, о работе его научных школ и их связи с производством, с материалами, рассказывающими о трудовых, спортивных достижениях и увлечениях сотрудников и студентов. В постоянной экспозиции зала – фотографии, документы, личные вещи, вычислительная техника прошлого века, знамена.

Музейные предметы второго зала иллюстрируют историю судоходства: интерактивная карта-схема речных бассейнов Сибири и Дальнего Востока, аппаратура первой половины ХХ века для русловых изыскательских партий, стенд «Морские узлы», у которого экскурсовод дает мастер-класс, и многое другое, что позволяет проводить занятия по курсу «Введение в специальность» и тематические экскурсии по учебным предметам.

Экспонаты третьего зала – свидетели боевой и трудовой славы речников. Здесь собраны материалы о выдающихся выпускниках университета и их достижениях. Стенд «Речники в боях за Родину» информирует посетителей о переправах и военных действиях с участием речных судов в Великой Отечественной войне под руководством наркома речного флота СССР З.А. Шашкова, о преподавателях-фронтовиках.

Во всех залах установлены модели различных судов, многие из них сделаны руками наших студентов и выпускников. В экспозициях музея имеются уникальные предметы: полуавтомат «Нептун» для подводной сварки. Разработан киевским институтом электросварки им. Патона. В мировой практике впервые применен при подводном ремонте нефтяного танкера в Иштанской протоке на р. Томь в 1974 г. бригадой водолазов лаборатории сварки НИИВТа (под руководством А.Г. Метелкина); сверло по дереву (с клеймом производителя) с затонувшего на р. Оби в мае 1921 года парохода «Совнарком».

В музее периодически проводятся тематические сменные выставки, организуемые при активном участии студентов и ветеранов университета. Книжный фонд и видеофонд делают музей привлекательным для работы студентов и аспирантов, преподавателей, журналистов.

Рис.1. Введение в специальность

Посетители музея – студенты университета, курсанты Новосибирского командного речного училища, учащиеся Новосибирского техникума водного транспорта, абитуриенты и их родители, школьники, воспитанники детских домов, военно-патриотических клубов, выпускники, ветераны, участники различных конференций и форумов, проводимых в городе, туристы, речники из разных уголков страны, руководители города, области, министерств. Формат проведения экскурсий ориентирован на разновозрастную аудиторию.

На время прохождения учебной и преддипломной практики по специальности «информационные технологии» музей становится для студентов творческой мастерской: музейное пространство вдохновляет их на создание экспозиционно-выставочных проектов и на формирование фирменного стиля музея.

В расчете на внешнюю аудиторию музеям вузов сложнее выставить свои экспонаты с учетом их узкой специфики и закрытости.

Наш музей, являясь членом Новосибирской ассоциации музеев, принимает участие в общественной жизни города, в совместных культурных программах и выставочных проектах городских музеев и библиотек. Ежегодно 9 мая студенты СГУВТ участвуют во всероссийской акции «Бессмертный полк».

В дальнейшей работе музей, стремясь к созданию многоступенчатой системы музейного образования, планирует расширять сферу влияния на учебный процесс, активизировать познавательную и исследовательскую деятельность студентов в области истории и эволюции отрасли, а также краеведения. В перспективе музей готов к тесным контактам и совместным проектам с образовательными и культурными учреждениями и надеется, что его фонды будут востребованы не только в профильном обучении, но и в осуществлении социально значимых дел на благо нашего народа.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Курсанты-судоводители МГУ им Невельского отправляются на преддипломную практику

Курсанты-судоводители МГУ им Невельского отправляются на преддипломную практику Первую, теоретическую часть государственного экзамена сдали 75 курсантов выпускной 13-й роты судовод...

В ФПИ оценили перспективы использования роботов для охраны морских границ

В ФПИ оценили перспективы использования роботов для охраны морских границ Подводные и надводные роботы помогут охранять протяжённые морские границы России. Об этом заявил зам...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

ФГУПы Морсвязьспутник и Роспорпорт будут преобразованы в акционерные общества - Росморречфлот

ФГУПы Морсвязьспутник и Роспорпорт будут преобразованы в акционерные общества - Росморречфлот ФГУП «Гидрографическое предприятие» будет преобразовано в ФГБУ, а ФГУП Морсвязьспутник и Роспорпорт ...

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Морские порты

Грузооборот литовского порта Клайпеда в 2017 году увеличился на 7,6%, до 43,17 млн тонн

Грузооборот литовского порта Клайпеда в 2017 году увеличился на 7,6%, до 43,17 млн тонн Грузооборот государственного морского порта Литвы Клайпеда в 2017 году увеличился на 7,6% по сра...

Контейнерооборот Каспийского бассейна по итогам 2017 года сократился на 1,9%

Контейнерооборот Каспийского бассейна по итогам 2017 года сократился на 1,9% Контейнерооборот портов Каспийского бассейна РФ по итогам 2017 года сократился на 1,9% относител...




Морской транспорт

Реконструкция причалов и инфраструктуры для новых паромов на линии Ванино – Холмск запланирована на 2019 год

Реконструкция причалов и инфраструктуры для новых паромов на линии Ванино – Холмск запланирована на 2019 год По сообщению пресс-службы правительства Сахалинской области, проведение работ по реконструкции паром...

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

Речной транспорт

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос»

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос» Круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили в среду на астраханском судостроительном за...

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

Ж/Д транспорт

РЖД восстановили движение поездов на БАМе в Приамурье после схода вагонов

РЖД восстановили движение поездов на БАМе в Приамурье после схода вагонов ОАО «Российские железные дороги» восстановило движение на однопутном участке Тас-Юрях - Юктали Байка...

Структура Globaltrans утвердила 20-летнюю программу облигаций объемом до 100 млрд руб.

Структура Globaltrans утвердила 20-летнюю программу облигаций объемом до 100 млрд руб. Совет директоров Новой перевозочной компании - дочерней структуры Globaltrans - утвердил программу б...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Интерпретация расчетов технологических параметров портов Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного ...

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...