Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Историю судоходства можно изучать в Сибири

Инфраструктура / Образование
Историю судоходства можно изучать в Сибири

В №5 за 2014 год «Морской флот» начал публикацию материалов о музеях морского и речного флота, существующих в России. Сегодня мы знакомим вас с музеем Сибирского государственного университета водного транспорта.

Ольга Панова, заведующая Музеем истории судоходства Сибири им. А.П. Морозова СГУВТ

Музей имени первого ректора

Представьте себе, что волею судьбы вы оказались в историческом центре Новосибирска на улице Щетинкина. Уверяю, мимо замечательного здания – административного корпуса Сибирского государственного университета водного транспорта вы не пройдете, заинтересуетесь, захотите сделать фото на память. Здание университета, построенное в 1926 году как Дворец труда в стиле революционной романтики, является памятником сибирской архитектуры. Новосибирцев, гостей города, в том числе учащуюся молодежь и всех интересующихся историей речного транспорта, это здание привлекает еще и тем, что в нем располагается Музей истории судоходства Сибири.

Музей был основан в 1986 году при Новосибирском институте инженеров водного транспорта (НИИВТ, с 1994 г. – НГАВТ, с 2015 г. – СГУВТ) и первоначально располагался в студенческом общежитии. Основателем и первым его директором был Алексей Георгиевич Метелкин, старший преподаватель кафедры судоремонта и судостроения, основатель Музея памяти ленинградской блокады в Новосибирске, участник Великой Отечественной войны. Алексей Георгиевич был удивительным, очень интеллигентным человеком: общение с ним всегда доставляло радость и удовольствие коллегам и молодежи. Сегодня мы говорим спасибо первому директору за созданные им экспозиции, за собранный массив исторических документов, в которых обозначены важные вехи в развитии водного транспорта Сибири.

В 1998 году музей переименовали: он стал называться Музеем истории судоходства Сибири им. А.П. Морозова. Алексей Петрович Морозов – инженер-генерал – директор речного флота III ранга, первый ректор Новосибирского института инженеров водного транспорта, участник Гражданской войны. 11 лет, с 1951 года, он возглавлял НИИВТ, создал мощную материально-техническую базу института, собрал научный и педагогический коллектив.

В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, в Новосибирске на обоих берегах Оби было размещено более 50 оборонных предприятий, эвакуированных из центральных районов страны. Существующая паромная переправа не справлялась с ежедневной переброской с берега на берег десятков тысяч тонн грузов и десятков тысяч человек. В кратчайший срок, за два месяца, был сооружен понтонный мост совместными усилиями речников Западно-Сибирского пароходства и Обского бассейнового управления речных путей, которое в ту пору возглавлял А.П. Морозов. Речники работали круглосуточно, несмотря на осеннюю непогоду, проблемы со снабжением и усталость. Сразу же после госприемки по мосту пошли грузы, которые в руках рабочих новосибирских заводов превращались в оружие, смертельное для врага. Этот наш мост Победы – давно в истории. Современный Новосибирск имеет уже три автомобильных моста.

А.П. Морозов причастен и к организации экспедиции по проводке каравана судов по заброшенному Обь-Енисейскому каналу в 1942 году, вероятная цель которой – определение пригодности недействующего водного пути в качестве сезонного дублера Транссибирской железной дороги. Вот что пишет А.Н. Осипов в документальном очерке «Последний караван Обь-Енисейского канала»: «Речники при движении каравана были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины, и даже строить временные запруды… Для понимания всей тяжести задачи, возложенной на экспедицию, необходимо помнить, что она решалась в условиях военного времени, при острейшей нехватке инструментов, снаряжения и материалов, а работы велись в полевых условиях, без каких-либо механизмов, в безлюдной тайге, где беспощадный гнус и болотная сырость». Осенью караван дошел до Оби, цель экспедиции была достигнута.

И конечно, нельзя не приоткрыть еще одну страницу прошлого: героический поход студентов-водников 1954 года. Что же это был за поход? С территории водной станции Новосибирска стартовал Всесоюзный шлюпочный поход по маршруту Новосибирск – Сталинград. Это было путешествие из Азии в Европу по семи рекам: Оби, Иртышу, Тоболу, Исети, Чусовой, Каме, Волге. Водный маршрут в 6400 км (из них 1800 км – против течения) пройден двенадцатью студентами НИИВТа на двух морских четырехвесельных шлюпках, преодолевших Уральские горы волоком (280 км). И все это за 108 суток! Посвящен был переход 300-летию воссоединения Украины с Россией.

Проект шлюпочного похода был согласован с городским морским клубом, областными и центральными комитетами ДОСААФ, ВЛКСМ, Министерством морского и речного флота. Полную ответственность за подготовку и проведение студентами данного похода взял на себя А.П. Морозов. За этим переходом, которому дали название «Спортивный подвиг», следила вся страна. Рекорд сибиряков не побит до сих пор. Важно, что Всесоюзный шлюпочный поход 1954 года положил начало замечательной традиции студентов НИИВТа-СГУВТа совершать походы и путешествия по бескрайним просторам нашей Родины. Бежит время, в походы отправляются уже другие мальчишки, но всех их объединяет страсть к путешествиям, водная стихия, командный дух и желание испытать себя на прочность. Флаг университета, побывавший в шлюпочных походах с нашими студентами в Архангельске и Новороссийске, Сургуте и Ханты-Мансийске, стоит в музее и ждет, когда его подхватят крепкие руки отважных путешественников, чтобы проделать с ним трудный и счастливый путь.

Отрадно, что наша замечательная молодежь во время бесед и экскурсий в музее интересуется подробностями и забытой экспедиции по Обь-Енисейскому каналу в 1942 году, и Всесоюзного шлюпочного похода, установившего рекорд по дальнему плаванию по внутренним водным путям СССР и пропагандировавшего парусно-гребной спорт и туризм.

Надеюсь, что наши музейные беседы являются действенным средством пропаганды военно-патриотического воспитания молодежи и военно-прикладных и технических видов спорта.

Творческая мастерская

В настоящее время постоянные экспозиции нашего музея представлены в трех залах.

В первом зале посетители знакомятся с историей создания и этапами развития университета, с информацией о его международных связях, о работе его научных школ и их связи с производством, с материалами, рассказывающими о трудовых, спортивных достижениях и увлечениях сотрудников и студентов. В постоянной экспозиции зала – фотографии, документы, личные вещи, вычислительная техника прошлого века, знамена.

Музейные предметы второго зала иллюстрируют историю судоходства: интерактивная карта-схема речных бассейнов Сибири и Дальнего Востока, аппаратура первой половины ХХ века для русловых изыскательских партий, стенд «Морские узлы», у которого экскурсовод дает мастер-класс, и многое другое, что позволяет проводить занятия по курсу «Введение в специальность» и тематические экскурсии по учебным предметам.

Экспонаты третьего зала – свидетели боевой и трудовой славы речников. Здесь собраны материалы о выдающихся выпускниках университета и их достижениях. Стенд «Речники в боях за Родину» информирует посетителей о переправах и военных действиях с участием речных судов в Великой Отечественной войне под руководством наркома речного флота СССР З.А. Шашкова, о преподавателях-фронтовиках.

Во всех залах установлены модели различных судов, многие из них сделаны руками наших студентов и выпускников. В экспозициях музея имеются уникальные предметы: полуавтомат «Нептун» для подводной сварки. Разработан киевским институтом электросварки им. Патона. В мировой практике впервые применен при подводном ремонте нефтяного танкера в Иштанской протоке на р. Томь в 1974 г. бригадой водолазов лаборатории сварки НИИВТа (под руководством А.Г. Метелкина); сверло по дереву (с клеймом производителя) с затонувшего на р. Оби в мае 1921 года парохода «Совнарком».

В музее периодически проводятся тематические сменные выставки, организуемые при активном участии студентов и ветеранов университета. Книжный фонд и видеофонд делают музей привлекательным для работы студентов и аспирантов, преподавателей, журналистов.

Рис.1. Введение в специальность

Посетители музея – студенты университета, курсанты Новосибирского командного речного училища, учащиеся Новосибирского техникума водного транспорта, абитуриенты и их родители, школьники, воспитанники детских домов, военно-патриотических клубов, выпускники, ветераны, участники различных конференций и форумов, проводимых в городе, туристы, речники из разных уголков страны, руководители города, области, министерств. Формат проведения экскурсий ориентирован на разновозрастную аудиторию.

На время прохождения учебной и преддипломной практики по специальности «информационные технологии» музей становится для студентов творческой мастерской: музейное пространство вдохновляет их на создание экспозиционно-выставочных проектов и на формирование фирменного стиля музея.

В расчете на внешнюю аудиторию музеям вузов сложнее выставить свои экспонаты с учетом их узкой специфики и закрытости.

Наш музей, являясь членом Новосибирской ассоциации музеев, принимает участие в общественной жизни города, в совместных культурных программах и выставочных проектах городских музеев и библиотек. Ежегодно 9 мая студенты СГУВТ участвуют во всероссийской акции «Бессмертный полк».

В дальнейшей работе музей, стремясь к созданию многоступенчатой системы музейного образования, планирует расширять сферу влияния на учебный процесс, активизировать познавательную и исследовательскую деятельность студентов в области истории и эволюции отрасли, а также краеведения. В перспективе музей готов к тесным контактам и совместным проектам с образовательными и культурными учреждениями и надеется, что его фонды будут востребованы не только в профильном обучении, но и в осуществлении социально значимых дел на благо нашего народа.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Сейнер «Капитан Когелев» сел на мель в Кольском заливе

Сейнер «Капитан Когелев» сел на мель в Кольском заливе При следовании на выход по Кольскму заливу из-за отказа рулевого устройства рыбацкий сейнер «Капитан...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...