Историю судоходства можно изучать в Сибири

Инфраструктура / Образование
Историю судоходства можно изучать в Сибири

В №5 за 2014 год «Морской флот» начал публикацию материалов о музеях морского и речного флота, существующих в России. Сегодня мы знакомим вас с музеем Сибирского государственного университета водного транспорта.

Ольга Панова, заведующая Музеем истории судоходства Сибири им. А.П. Морозова СГУВТ

Музей имени первого ректора

Представьте себе, что волею судьбы вы оказались в историческом центре Новосибирска на улице Щетинкина. Уверяю, мимо замечательного здания – административного корпуса Сибирского государственного университета водного транспорта вы не пройдете, заинтересуетесь, захотите сделать фото на память. Здание университета, построенное в 1926 году как Дворец труда в стиле революционной романтики, является памятником сибирской архитектуры. Новосибирцев, гостей города, в том числе учащуюся молодежь и всех интересующихся историей речного транспорта, это здание привлекает еще и тем, что в нем располагается Музей истории судоходства Сибири.

Музей был основан в 1986 году при Новосибирском институте инженеров водного транспорта (НИИВТ, с 1994 г. – НГАВТ, с 2015 г. – СГУВТ) и первоначально располагался в студенческом общежитии. Основателем и первым его директором был Алексей Георгиевич Метелкин, старший преподаватель кафедры судоремонта и судостроения, основатель Музея памяти ленинградской блокады в Новосибирске, участник Великой Отечественной войны. Алексей Георгиевич был удивительным, очень интеллигентным человеком: общение с ним всегда доставляло радость и удовольствие коллегам и молодежи. Сегодня мы говорим спасибо первому директору за созданные им экспозиции, за собранный массив исторических документов, в которых обозначены важные вехи в развитии водного транспорта Сибири.

В 1998 году музей переименовали: он стал называться Музеем истории судоходства Сибири им. А.П. Морозова. Алексей Петрович Морозов – инженер-генерал – директор речного флота III ранга, первый ректор Новосибирского института инженеров водного транспорта, участник Гражданской войны. 11 лет, с 1951 года, он возглавлял НИИВТ, создал мощную материально-техническую базу института, собрал научный и педагогический коллектив.

В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, в Новосибирске на обоих берегах Оби было размещено более 50 оборонных предприятий, эвакуированных из центральных районов страны. Существующая паромная переправа не справлялась с ежедневной переброской с берега на берег десятков тысяч тонн грузов и десятков тысяч человек. В кратчайший срок, за два месяца, был сооружен понтонный мост совместными усилиями речников Западно-Сибирского пароходства и Обского бассейнового управления речных путей, которое в ту пору возглавлял А.П. Морозов. Речники работали круглосуточно, несмотря на осеннюю непогоду, проблемы со снабжением и усталость. Сразу же после госприемки по мосту пошли грузы, которые в руках рабочих новосибирских заводов превращались в оружие, смертельное для врага. Этот наш мост Победы – давно в истории. Современный Новосибирск имеет уже три автомобильных моста.

А.П. Морозов причастен и к организации экспедиции по проводке каравана судов по заброшенному Обь-Енисейскому каналу в 1942 году, вероятная цель которой – определение пригодности недействующего водного пути в качестве сезонного дублера Транссибирской железной дороги. Вот что пишет А.Н. Осипов в документальном очерке «Последний караван Обь-Енисейского канала»: «Речники при движении каравана были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины, и даже строить временные запруды… Для понимания всей тяжести задачи, возложенной на экспедицию, необходимо помнить, что она решалась в условиях военного времени, при острейшей нехватке инструментов, снаряжения и материалов, а работы велись в полевых условиях, без каких-либо механизмов, в безлюдной тайге, где беспощадный гнус и болотная сырость». Осенью караван дошел до Оби, цель экспедиции была достигнута.

И конечно, нельзя не приоткрыть еще одну страницу прошлого: героический поход студентов-водников 1954 года. Что же это был за поход? С территории водной станции Новосибирска стартовал Всесоюзный шлюпочный поход по маршруту Новосибирск – Сталинград. Это было путешествие из Азии в Европу по семи рекам: Оби, Иртышу, Тоболу, Исети, Чусовой, Каме, Волге. Водный маршрут в 6400 км (из них 1800 км – против течения) пройден двенадцатью студентами НИИВТа на двух морских четырехвесельных шлюпках, преодолевших Уральские горы волоком (280 км). И все это за 108 суток! Посвящен был переход 300-летию воссоединения Украины с Россией.

Проект шлюпочного похода был согласован с городским морским клубом, областными и центральными комитетами ДОСААФ, ВЛКСМ, Министерством морского и речного флота. Полную ответственность за подготовку и проведение студентами данного похода взял на себя А.П. Морозов. За этим переходом, которому дали название «Спортивный подвиг», следила вся страна. Рекорд сибиряков не побит до сих пор. Важно, что Всесоюзный шлюпочный поход 1954 года положил начало замечательной традиции студентов НИИВТа-СГУВТа совершать походы и путешествия по бескрайним просторам нашей Родины. Бежит время, в походы отправляются уже другие мальчишки, но всех их объединяет страсть к путешествиям, водная стихия, командный дух и желание испытать себя на прочность. Флаг университета, побывавший в шлюпочных походах с нашими студентами в Архангельске и Новороссийске, Сургуте и Ханты-Мансийске, стоит в музее и ждет, когда его подхватят крепкие руки отважных путешественников, чтобы проделать с ним трудный и счастливый путь.

Отрадно, что наша замечательная молодежь во время бесед и экскурсий в музее интересуется подробностями и забытой экспедиции по Обь-Енисейскому каналу в 1942 году, и Всесоюзного шлюпочного похода, установившего рекорд по дальнему плаванию по внутренним водным путям СССР и пропагандировавшего парусно-гребной спорт и туризм.

Надеюсь, что наши музейные беседы являются действенным средством пропаганды военно-патриотического воспитания молодежи и военно-прикладных и технических видов спорта.

Творческая мастерская

В настоящее время постоянные экспозиции нашего музея представлены в трех залах.

В первом зале посетители знакомятся с историей создания и этапами развития университета, с информацией о его международных связях, о работе его научных школ и их связи с производством, с материалами, рассказывающими о трудовых, спортивных достижениях и увлечениях сотрудников и студентов. В постоянной экспозиции зала – фотографии, документы, личные вещи, вычислительная техника прошлого века, знамена.

Музейные предметы второго зала иллюстрируют историю судоходства: интерактивная карта-схема речных бассейнов Сибири и Дальнего Востока, аппаратура первой половины ХХ века для русловых изыскательских партий, стенд «Морские узлы», у которого экскурсовод дает мастер-класс, и многое другое, что позволяет проводить занятия по курсу «Введение в специальность» и тематические экскурсии по учебным предметам.

Экспонаты третьего зала – свидетели боевой и трудовой славы речников. Здесь собраны материалы о выдающихся выпускниках университета и их достижениях. Стенд «Речники в боях за Родину» информирует посетителей о переправах и военных действиях с участием речных судов в Великой Отечественной войне под руководством наркома речного флота СССР З.А. Шашкова, о преподавателях-фронтовиках.

Во всех залах установлены модели различных судов, многие из них сделаны руками наших студентов и выпускников. В экспозициях музея имеются уникальные предметы: полуавтомат «Нептун» для подводной сварки. Разработан киевским институтом электросварки им. Патона. В мировой практике впервые применен при подводном ремонте нефтяного танкера в Иштанской протоке на р. Томь в 1974 г. бригадой водолазов лаборатории сварки НИИВТа (под руководством А.Г. Метелкина); сверло по дереву (с клеймом производителя) с затонувшего на р. Оби в мае 1921 года парохода «Совнарком».

В музее периодически проводятся тематические сменные выставки, организуемые при активном участии студентов и ветеранов университета. Книжный фонд и видеофонд делают музей привлекательным для работы студентов и аспирантов, преподавателей, журналистов.

Рис.1. Введение в специальность

Посетители музея – студенты университета, курсанты Новосибирского командного речного училища, учащиеся Новосибирского техникума водного транспорта, абитуриенты и их родители, школьники, воспитанники детских домов, военно-патриотических клубов, выпускники, ветераны, участники различных конференций и форумов, проводимых в городе, туристы, речники из разных уголков страны, руководители города, области, министерств. Формат проведения экскурсий ориентирован на разновозрастную аудиторию.

На время прохождения учебной и преддипломной практики по специальности «информационные технологии» музей становится для студентов творческой мастерской: музейное пространство вдохновляет их на создание экспозиционно-выставочных проектов и на формирование фирменного стиля музея.

В расчете на внешнюю аудиторию музеям вузов сложнее выставить свои экспонаты с учетом их узкой специфики и закрытости.

Наш музей, являясь членом Новосибирской ассоциации музеев, принимает участие в общественной жизни города, в совместных культурных программах и выставочных проектах городских музеев и библиотек. Ежегодно 9 мая студенты СГУВТ участвуют во всероссийской акции «Бессмертный полк».

В дальнейшей работе музей, стремясь к созданию многоступенчатой системы музейного образования, планирует расширять сферу влияния на учебный процесс, активизировать познавательную и исследовательскую деятельность студентов в области истории и эволюции отрасли, а также краеведения. В перспективе музей готов к тесным контактам и совместным проектам с образовательными и культурными учреждениями и надеется, что его фонды будут востребованы не только в профильном обучении, но и в осуществлении социально значимых дел на благо нашего народа.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ Четыре моста в Санкт-Петербурге – Благовещенский, Дворцовый, Троицкий и Литейный – впервые развели п...

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком Экспедиция Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского успешно завершила ...

Российская экономика

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока «Новатэк» планирует ввести в эксплуатацию вторую линию завода по сжижению природного газа (СПГ&#...

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте Прокуратура Приморья за полгода выявила около 150 нарушений в рамках реализации законов о территория...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн Грузооборот порта Хельсинки (Финляндия) в январе-июне 2017 года вырос на 11% относительн...

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года Капитальное восстановление четвертого причала в Магаданском морском торговом порту идет по графику и...




Морской транспорт

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514 20 июля 2017 года входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации АО «Судостроительный за...

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27 ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию - АО «ОСК») ...

Речной транспорт

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15%

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15% Недостаточность дноуглубительных работ в устьях арктических рек Якутии может угрожать выполнению пла...

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае Как сообщает официальный сайт Камчатского края, судно снабжения проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечив...

Ж/Д транспорт

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17%

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17% АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочерняя компания ОАО «РЖД») в первом полугодии ув...

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург ПАО «ТрансКонтейнер» успешно развивает перевозки из Китая в Екатеринбург через Забайкальск. Объем пе...

Авто транспорт

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...