Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Историю судоходства можно изучать в Сибири

Инфраструктура / Образование
Историю судоходства можно изучать в Сибири

В №5 за 2014 год «Морской флот» начал публикацию материалов о музеях морского и речного флота, существующих в России. Сегодня мы знакомим вас с музеем Сибирского государственного университета водного транспорта.

Ольга Панова, заведующая Музеем истории судоходства Сибири им. А.П. Морозова СГУВТ

Музей имени первого ректора

Представьте себе, что волею судьбы вы оказались в историческом центре Новосибирска на улице Щетинкина. Уверяю, мимо замечательного здания – административного корпуса Сибирского государственного университета водного транспорта вы не пройдете, заинтересуетесь, захотите сделать фото на память. Здание университета, построенное в 1926 году как Дворец труда в стиле революционной романтики, является памятником сибирской архитектуры. Новосибирцев, гостей города, в том числе учащуюся молодежь и всех интересующихся историей речного транспорта, это здание привлекает еще и тем, что в нем располагается Музей истории судоходства Сибири.

Музей был основан в 1986 году при Новосибирском институте инженеров водного транспорта (НИИВТ, с 1994 г. – НГАВТ, с 2015 г. – СГУВТ) и первоначально располагался в студенческом общежитии. Основателем и первым его директором был Алексей Георгиевич Метелкин, старший преподаватель кафедры судоремонта и судостроения, основатель Музея памяти ленинградской блокады в Новосибирске, участник Великой Отечественной войны. Алексей Георгиевич был удивительным, очень интеллигентным человеком: общение с ним всегда доставляло радость и удовольствие коллегам и молодежи. Сегодня мы говорим спасибо первому директору за созданные им экспозиции, за собранный массив исторических документов, в которых обозначены важные вехи в развитии водного транспорта Сибири.

В 1998 году музей переименовали: он стал называться Музеем истории судоходства Сибири им. А.П. Морозова. Алексей Петрович Морозов – инженер-генерал – директор речного флота III ранга, первый ректор Новосибирского института инженеров водного транспорта, участник Гражданской войны. 11 лет, с 1951 года, он возглавлял НИИВТ, создал мощную материально-техническую базу института, собрал научный и педагогический коллектив.

В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, в Новосибирске на обоих берегах Оби было размещено более 50 оборонных предприятий, эвакуированных из центральных районов страны. Существующая паромная переправа не справлялась с ежедневной переброской с берега на берег десятков тысяч тонн грузов и десятков тысяч человек. В кратчайший срок, за два месяца, был сооружен понтонный мост совместными усилиями речников Западно-Сибирского пароходства и Обского бассейнового управления речных путей, которое в ту пору возглавлял А.П. Морозов. Речники работали круглосуточно, несмотря на осеннюю непогоду, проблемы со снабжением и усталость. Сразу же после госприемки по мосту пошли грузы, которые в руках рабочих новосибирских заводов превращались в оружие, смертельное для врага. Этот наш мост Победы – давно в истории. Современный Новосибирск имеет уже три автомобильных моста.

А.П. Морозов причастен и к организации экспедиции по проводке каравана судов по заброшенному Обь-Енисейскому каналу в 1942 году, вероятная цель которой – определение пригодности недействующего водного пути в качестве сезонного дублера Транссибирской железной дороги. Вот что пишет А.Н. Осипов в документальном очерке «Последний караван Обь-Енисейского канала»: «Речники при движении каравана были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины, и даже строить временные запруды… Для понимания всей тяжести задачи, возложенной на экспедицию, необходимо помнить, что она решалась в условиях военного времени, при острейшей нехватке инструментов, снаряжения и материалов, а работы велись в полевых условиях, без каких-либо механизмов, в безлюдной тайге, где беспощадный гнус и болотная сырость». Осенью караван дошел до Оби, цель экспедиции была достигнута.

И конечно, нельзя не приоткрыть еще одну страницу прошлого: героический поход студентов-водников 1954 года. Что же это был за поход? С территории водной станции Новосибирска стартовал Всесоюзный шлюпочный поход по маршруту Новосибирск – Сталинград. Это было путешествие из Азии в Европу по семи рекам: Оби, Иртышу, Тоболу, Исети, Чусовой, Каме, Волге. Водный маршрут в 6400 км (из них 1800 км – против течения) пройден двенадцатью студентами НИИВТа на двух морских четырехвесельных шлюпках, преодолевших Уральские горы волоком (280 км). И все это за 108 суток! Посвящен был переход 300-летию воссоединения Украины с Россией.

Проект шлюпочного похода был согласован с городским морским клубом, областными и центральными комитетами ДОСААФ, ВЛКСМ, Министерством морского и речного флота. Полную ответственность за подготовку и проведение студентами данного похода взял на себя А.П. Морозов. За этим переходом, которому дали название «Спортивный подвиг», следила вся страна. Рекорд сибиряков не побит до сих пор. Важно, что Всесоюзный шлюпочный поход 1954 года положил начало замечательной традиции студентов НИИВТа-СГУВТа совершать походы и путешествия по бескрайним просторам нашей Родины. Бежит время, в походы отправляются уже другие мальчишки, но всех их объединяет страсть к путешествиям, водная стихия, командный дух и желание испытать себя на прочность. Флаг университета, побывавший в шлюпочных походах с нашими студентами в Архангельске и Новороссийске, Сургуте и Ханты-Мансийске, стоит в музее и ждет, когда его подхватят крепкие руки отважных путешественников, чтобы проделать с ним трудный и счастливый путь.

Отрадно, что наша замечательная молодежь во время бесед и экскурсий в музее интересуется подробностями и забытой экспедиции по Обь-Енисейскому каналу в 1942 году, и Всесоюзного шлюпочного похода, установившего рекорд по дальнему плаванию по внутренним водным путям СССР и пропагандировавшего парусно-гребной спорт и туризм.

Надеюсь, что наши музейные беседы являются действенным средством пропаганды военно-патриотического воспитания молодежи и военно-прикладных и технических видов спорта.

Творческая мастерская

В настоящее время постоянные экспозиции нашего музея представлены в трех залах.

В первом зале посетители знакомятся с историей создания и этапами развития университета, с информацией о его международных связях, о работе его научных школ и их связи с производством, с материалами, рассказывающими о трудовых, спортивных достижениях и увлечениях сотрудников и студентов. В постоянной экспозиции зала – фотографии, документы, личные вещи, вычислительная техника прошлого века, знамена.

Музейные предметы второго зала иллюстрируют историю судоходства: интерактивная карта-схема речных бассейнов Сибири и Дальнего Востока, аппаратура первой половины ХХ века для русловых изыскательских партий, стенд «Морские узлы», у которого экскурсовод дает мастер-класс, и многое другое, что позволяет проводить занятия по курсу «Введение в специальность» и тематические экскурсии по учебным предметам.

Экспонаты третьего зала – свидетели боевой и трудовой славы речников. Здесь собраны материалы о выдающихся выпускниках университета и их достижениях. Стенд «Речники в боях за Родину» информирует посетителей о переправах и военных действиях с участием речных судов в Великой Отечественной войне под руководством наркома речного флота СССР З.А. Шашкова, о преподавателях-фронтовиках.

Во всех залах установлены модели различных судов, многие из них сделаны руками наших студентов и выпускников. В экспозициях музея имеются уникальные предметы: полуавтомат «Нептун» для подводной сварки. Разработан киевским институтом электросварки им. Патона. В мировой практике впервые применен при подводном ремонте нефтяного танкера в Иштанской протоке на р. Томь в 1974 г. бригадой водолазов лаборатории сварки НИИВТа (под руководством А.Г. Метелкина); сверло по дереву (с клеймом производителя) с затонувшего на р. Оби в мае 1921 года парохода «Совнарком».

В музее периодически проводятся тематические сменные выставки, организуемые при активном участии студентов и ветеранов университета. Книжный фонд и видеофонд делают музей привлекательным для работы студентов и аспирантов, преподавателей, журналистов.

Рис.1. Введение в специальность

Посетители музея – студенты университета, курсанты Новосибирского командного речного училища, учащиеся Новосибирского техникума водного транспорта, абитуриенты и их родители, школьники, воспитанники детских домов, военно-патриотических клубов, выпускники, ветераны, участники различных конференций и форумов, проводимых в городе, туристы, речники из разных уголков страны, руководители города, области, министерств. Формат проведения экскурсий ориентирован на разновозрастную аудиторию.

На время прохождения учебной и преддипломной практики по специальности «информационные технологии» музей становится для студентов творческой мастерской: музейное пространство вдохновляет их на создание экспозиционно-выставочных проектов и на формирование фирменного стиля музея.

В расчете на внешнюю аудиторию музеям вузов сложнее выставить свои экспонаты с учетом их узкой специфики и закрытости.

Наш музей, являясь членом Новосибирской ассоциации музеев, принимает участие в общественной жизни города, в совместных культурных программах и выставочных проектах городских музеев и библиотек. Ежегодно 9 мая студенты СГУВТ участвуют во всероссийской акции «Бессмертный полк».

В дальнейшей работе музей, стремясь к созданию многоступенчатой системы музейного образования, планирует расширять сферу влияния на учебный процесс, активизировать познавательную и исследовательскую деятельность студентов в области истории и эволюции отрасли, а также краеведения. В перспективе музей готов к тесным контактам и совместным проектам с образовательными и культурными учреждениями и надеется, что его фонды будут востребованы не только в профильном обучении, но и в осуществлении социально значимых дел на благо нашего народа.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Экипаж «Механика Погодина» заявил о попытках СБУ проникнуть на судно

Экипаж «Механика Погодина» заявил о попытках СБУ проникнуть на судно Экипаж задержанного на Украине российского танкера «Механик Погодин» за сутки предотвратил две попыт...

В Турции арестовали судно с российским экипажем

В Турции арестовали судно с российским экипажем В Стамбуле арестован сухогруз Streamline с 11 российскими моряками на борту. Об этом агентству РИА Н...

Российская экономика

Россия и Гвинея планируют подписать соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства

Россия и Гвинея планируют подписать соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства Россия и Гвинея планируют подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в области рыбно...

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство Решение о механизме распределения квот на вылов крабов пока не принято, рассматриваются два варианта...

Транспортная политика

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы В ответ на требования ФСБ прекратить перевозку рыбы иностранными судами Росрыбловство предложило пер...

Морские порты

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года В I полугодии 2018 года на реализацию социальной программы АО »Таганрогский морской торговый порт» &...




Морской транспорт

В Петербурге стартовали модельные испытания самодвижущейся платформы «Северный полюс»

В Петербурге стартовали модельные испытания самодвижущейся платформы «Северный полюс» Испытания необходимы для определения оптимальной формы и выяснения свойств судна, отметил директор А...

Южнокорейское судостроение - мировой лидер по итогам июля

Южнокорейское судостроение - мировой лидер по итогам июля Агентство Рёнхап сообщает, что по итогам июля 2018 года судостроительным предприятиям Южной Кореи уд...

Речной транспорт

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта Группа компаний «Совет» намерена привлечь до 30 млрд руб. инвестиций в строительство речного грузово...

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ 27 июля в Хабаровске состоялось годовое собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспор...

Ж/Д транспорт

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» может принять решение о возможной продаже части акций логистической...

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД), которое в настоящее время дотируется из бюджета, план...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...