Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Платформы в море: как избежать столкновений?

Безопасность мореплавания
Платформы в море: как избежать столкновений?

В №6 за 2014 год «Морской флот» писал об уроках катастрофы буровой платформы «Кольская», произошедшей 18 декабря 2011 года и приведшей к многочисленным жертвам.

В этом материале наш автор Н. Шайхутдинов предлагает конкретные меры, чтобы сделать безопасным мореплавание в районе работы подобных платформ.

Нариман Шайхутдинов, капитан дальнего плавания, профессор, действительный член Русского географического общества

Для начала – замечания о Правилах…

Гибель буровой платформы «Кольская» 18 декабря 2011 года даже по прошествии нескольких лет невольно заставляет задуматься: а все ли благополучно у нас в обеспечении безопасности как работы на платформах, так и мореплавания вблизи них? Где лежат истоки причин трагедий в море?

Для начала предлагаю обратить внимание на корректуру Правил предупреждения столкновения судов в море, 1972. У меня на рабочей кафедре лежит Browns Nautical Almanac 2015, в котором на страницах 675-683 опубликован последний текст правил International regulation Preventing Collision at sea, 1972. Давайте переведем это наименование на русский. Получаем: Международные правила для предупреждения столкновений в море, 1972.

Как видите, в английском названии слова «судов» нет. Это добавленное у НАС слово выглядит как комментарий, который сужает действие правил, ограничивая их поле деятельности исключительно «судами». Кстати, об этом я уже писал в статье «Двойное толкование одного закона на двух берегах одного океана» («одного закона» – читайте «одних правил») в газете «Морские вести России» № 15-16 за 2001 год.

Прошло много лет – ничего не изменилось.

В документах Международной морской организации (ИМО) английский язык приводится в качестве официального и рабочего языка в отличие от русского, являющегося только официальным языком. По этой причине в случаях каких-либо разночтений текстов следует руководствоваться текстом на английском языке.

Авария теплохода «Механик Дрен»

27 августа 1987 года т/х «Механик Дрен» Черноморского морского пароходства столкнулся с платформой West Cameron 504 в Мексиканском заливе. Давнишний случай? Не стоит копать старое? Но у аварий старости нет. Как пример – крушение «Титаника», которое произошло 103 года назад и до сих пор на слуху.

Так вот, по результатам аварии т/х «Механик Дрен» 14 июля 1989 года было объявлено решение суда. Расследование установило основными причинами катастрофы нарушение правил International Regulations for Preventing Collision at sea. Rule 5 Proper lookout (наблюдение), Rule 6 Safe speed (безопасная скорость), Rule 7 Risk of collision (опасность столкновения). Убытки составили более двух миллионов долларов США.

Напомню, что «Механик Дрен» – пятилючный балкер с кормовым расположением надстройки. Длина судна – 178 м, ширина – 22 м. Расстояние от мостика до бака 140 м. На судне имелись РЛС и САРП. На баке была оборудована площадка для впередсмотрящего, снабженная телефоном для связи с ходовым мостиком. Скорость судна составляла 14 узлов. При экстренном торможении (полный назад) судно проходит 1,6 мили.

Во время столкновения судно шло в балласте из Панамского канала в Гальвестон (побережье Мексиканского залива). Столкновение произошло в 4 часа 20 минут на вахте старшего помощника капитана. Судно управлялось авторулевым, рулевой матрос был поставлен на левое крыло ходового мостика. Был полный ход.

Капитан обнаружил платформу за одну минуту до столкновения в ј мили прямо по курсу и скомандовал «Лево на борт!», но на руле никого не было. В 4 часа 34 минуты теплоход «Механик Дрен» столкнулся с платформой West Cameron 504 и нанес ей повреждения. Судно не остановилось после столкновения, а продолжало свой путь в Гальвестон.

Сделаем паузу. Подумаем о правильности решений капитана.

Естественно, после аварии началось расследование. Это крайне необходимо, как и поиск причин, как и освещение в печати… Подтверждением этой мысли – слова академика Алексея Николаевича Крылова: «Описание бывших аварий, критический разбор их причин, широкое и правдивое о них оповещение могут способствовать предотвращениям аварий или по крайней мере устранению повторения аварий, уже бывших ранее. Этот критический разбор покажет, что истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в неизбежных случайностях на море, а в непонимании основных свойств и качеств судна, несоблюдении правил и самых простых мер предосторожности, непонимании опасности, в которую судно ставится, в небрежности, неосторожности, отсутствии предусмотрительности и других отрицательных качествах. Вот здесь широкое оповещение и может способствовать превращению этих отрицательных качеств в положительные».

Что необходимо изменить?

И вновь хочется обратиться к имеющимся документам и правилам. Приведу требования Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1972 года с поправками.

К компетентности вахтенного помощника капитана относится судовождение на уровне эксплуатации, несение безопасной навигационной вахты, глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждений столкновений в море 1972 года с поправками.

К компетенции капитанов и старших помощников капитана относится судовождение на уровне управления, организация и процедуры несения вахты, глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждений столкновений в море 1972 года с поправками.

И обратите внимание на раздел 3-11/4. Руководство относительно дипломирования рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту. Несение надлежащего визуального и слухового наблюдения. Ответственность при наблюдении, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях.

А вот – Программа подготовки гидрографов Международной гидрографической организации. В ней содержится требование знаний применения Правил предупреждения столкновений в море 1972 года.

Нормативные документы Международной морской организации предъявляют высокие требования к капитанам, лоцманам, старшим помощникам капитана, вахтенным помощникам к знанию Правил предупреждения столкновений в море. Требования усилены словами «глубокие знания» по отношению к капитанам, старшим помощникам капитана и вахтенным помощникам, а также гидрографам. Остается эти знания правильно использовать – неукоснительно и ответственно.

Считаю необходимым откорректировать перевод МППС-72 на русский язык, убрав слово «судов». Тогда при изучении судоводители будут помнить, что эти правила относятся как к подвижным, так и к неподвижным объектам на море, то есть к судам и платформам.

Если говорить о навигационном обеспечении, то необходимо привлечь для обеспечения безопасности систему разделения путей движения судов. К примеру, в Мексиканском заливе установлены безопасные фарватеры шириной две мили. В арктической зоне в зимнее время фарватер может замерзать. Достаточно ли будет ширины фарватера в две мили? Вероятно, для обеспечения проводки ледоколом нужно расширить ширину фарватера до трех миль.

Для определения места системы привлекается карта района. Можно проходить платформу с севера и с юга, установив запретную зону в две мили. При прибрежном плавании систему установленных путей вместе с платформой можно оставить в прибрежной стороне.

Для принятия решений по изменениям в МППС-72 необходимо просить отдел безопасности мореплавания ЦНИИМФ собрать рабочую комиссию, в которую пригласить представителей морского и речного флотов, ВМФ, научных учреждений (ЦНИИМФ, ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова), а также Морского регистра судоходства, судостроительной отрасли.

Огни и знаки на платформе

В качестве дневного знака на платформе предлагаю принять три конуса на вершине платформы. В качестве ночного знака на платформе можно установить:

– топовый огонь – три красных огня на вершине платформы;

– бортовые огни – четыре белых грузовых огня по углам платформы.

Во время ограниченной видимости с платформы должны подаваться каждые 2 минуты два продолжительных звука свистком с промежутком между ними около 2 секунд. Это наилучший выход из положения. Напомню, что слово «свисток» означает любое звукосигнальное устройство, могущее подавать предписанные звуки и соответствующее требованиям Приложений III к МППСС-72. Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от 4 до 6 секунд.

На платформе должен быть установлен пассивный радиолокационный отражатель Rocon RC. Как пример – испытанный на газовозе «Юрмала» в 1987 году отражатель, изготовленный силами экипажа. За основу был взят диаметр 0,5 м. Из трех листов оцинкованного железа были изготовлены два круга с прорезью до центра и один, который был разрезан на части для соединения и закрепления двух первых. Кроме того, все части были оборудованы для плавучести. Такой радиолокационный отражатель при высоте 2,5 м обеспечивал отражение радиолокационного сигнала на расстоянии до трех миль.

Все сигналы и огни можно устанавливать во время постройки платформы, предусмотрев скоб-трап на основании сигнала и огней для ремонта и покраски.

Наверное, не нужно объяснять, зачем нужны все эти, на первый взгляд, нехитрые меры. Тем более что Россия увеличивает добычу энергоресурсов. Со временем количество нефтяных и газовых платформ, размещаемых на шельфе, будет расти, причем часть их будет работать в автоматическом режиме.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Сейнер «Капитан Когелев» сел на мель в Кольском заливе

Сейнер «Капитан Когелев» сел на мель в Кольском заливе При следовании на выход по Кольскму заливу из-за отказа рулевого устройства рыбацкий сейнер «Капитан...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...