Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Платформы в море: как избежать столкновений?

Безопасность мореплавания
Платформы в море: как избежать столкновений?

В №6 за 2014 год «Морской флот» писал об уроках катастрофы буровой платформы «Кольская», произошедшей 18 декабря 2011 года и приведшей к многочисленным жертвам.

В этом материале наш автор Н. Шайхутдинов предлагает конкретные меры, чтобы сделать безопасным мореплавание в районе работы подобных платформ.

Нариман Шайхутдинов, капитан дальнего плавания, профессор, действительный член Русского географического общества

Для начала – замечания о Правилах…

Гибель буровой платформы «Кольская» 18 декабря 2011 года даже по прошествии нескольких лет невольно заставляет задуматься: а все ли благополучно у нас в обеспечении безопасности как работы на платформах, так и мореплавания вблизи них? Где лежат истоки причин трагедий в море?

Для начала предлагаю обратить внимание на корректуру Правил предупреждения столкновения судов в море, 1972. У меня на рабочей кафедре лежит Browns Nautical Almanac 2015, в котором на страницах 675-683 опубликован последний текст правил International regulation Preventing Collision at sea, 1972. Давайте переведем это наименование на русский. Получаем: Международные правила для предупреждения столкновений в море, 1972.

Как видите, в английском названии слова «судов» нет. Это добавленное у НАС слово выглядит как комментарий, который сужает действие правил, ограничивая их поле деятельности исключительно «судами». Кстати, об этом я уже писал в статье «Двойное толкование одного закона на двух берегах одного океана» («одного закона» – читайте «одних правил») в газете «Морские вести России» № 15-16 за 2001 год.

Прошло много лет – ничего не изменилось.

В документах Международной морской организации (ИМО) английский язык приводится в качестве официального и рабочего языка в отличие от русского, являющегося только официальным языком. По этой причине в случаях каких-либо разночтений текстов следует руководствоваться текстом на английском языке.

Авария теплохода «Механик Дрен»

27 августа 1987 года т/х «Механик Дрен» Черноморского морского пароходства столкнулся с платформой West Cameron 504 в Мексиканском заливе. Давнишний случай? Не стоит копать старое? Но у аварий старости нет. Как пример – крушение «Титаника», которое произошло 103 года назад и до сих пор на слуху.

Так вот, по результатам аварии т/х «Механик Дрен» 14 июля 1989 года было объявлено решение суда. Расследование установило основными причинами катастрофы нарушение правил International Regulations for Preventing Collision at sea. Rule 5 Proper lookout (наблюдение), Rule 6 Safe speed (безопасная скорость), Rule 7 Risk of collision (опасность столкновения). Убытки составили более двух миллионов долларов США.

Напомню, что «Механик Дрен» – пятилючный балкер с кормовым расположением надстройки. Длина судна – 178 м, ширина – 22 м. Расстояние от мостика до бака 140 м. На судне имелись РЛС и САРП. На баке была оборудована площадка для впередсмотрящего, снабженная телефоном для связи с ходовым мостиком. Скорость судна составляла 14 узлов. При экстренном торможении (полный назад) судно проходит 1,6 мили.

Во время столкновения судно шло в балласте из Панамского канала в Гальвестон (побережье Мексиканского залива). Столкновение произошло в 4 часа 20 минут на вахте старшего помощника капитана. Судно управлялось авторулевым, рулевой матрос был поставлен на левое крыло ходового мостика. Был полный ход.

Капитан обнаружил платформу за одну минуту до столкновения в ј мили прямо по курсу и скомандовал «Лево на борт!», но на руле никого не было. В 4 часа 34 минуты теплоход «Механик Дрен» столкнулся с платформой West Cameron 504 и нанес ей повреждения. Судно не остановилось после столкновения, а продолжало свой путь в Гальвестон.

Сделаем паузу. Подумаем о правильности решений капитана.

Естественно, после аварии началось расследование. Это крайне необходимо, как и поиск причин, как и освещение в печати… Подтверждением этой мысли – слова академика Алексея Николаевича Крылова: «Описание бывших аварий, критический разбор их причин, широкое и правдивое о них оповещение могут способствовать предотвращениям аварий или по крайней мере устранению повторения аварий, уже бывших ранее. Этот критический разбор покажет, что истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в неизбежных случайностях на море, а в непонимании основных свойств и качеств судна, несоблюдении правил и самых простых мер предосторожности, непонимании опасности, в которую судно ставится, в небрежности, неосторожности, отсутствии предусмотрительности и других отрицательных качествах. Вот здесь широкое оповещение и может способствовать превращению этих отрицательных качеств в положительные».

Что необходимо изменить?

И вновь хочется обратиться к имеющимся документам и правилам. Приведу требования Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1972 года с поправками.

К компетентности вахтенного помощника капитана относится судовождение на уровне эксплуатации, несение безопасной навигационной вахты, глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждений столкновений в море 1972 года с поправками.

К компетенции капитанов и старших помощников капитана относится судовождение на уровне управления, организация и процедуры несения вахты, глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждений столкновений в море 1972 года с поправками.

И обратите внимание на раздел 3-11/4. Руководство относительно дипломирования рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту. Несение надлежащего визуального и слухового наблюдения. Ответственность при наблюдении, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях.

А вот – Программа подготовки гидрографов Международной гидрографической организации. В ней содержится требование знаний применения Правил предупреждения столкновений в море 1972 года.

Нормативные документы Международной морской организации предъявляют высокие требования к капитанам, лоцманам, старшим помощникам капитана, вахтенным помощникам к знанию Правил предупреждения столкновений в море. Требования усилены словами «глубокие знания» по отношению к капитанам, старшим помощникам капитана и вахтенным помощникам, а также гидрографам. Остается эти знания правильно использовать – неукоснительно и ответственно.

Считаю необходимым откорректировать перевод МППС-72 на русский язык, убрав слово «судов». Тогда при изучении судоводители будут помнить, что эти правила относятся как к подвижным, так и к неподвижным объектам на море, то есть к судам и платформам.

Если говорить о навигационном обеспечении, то необходимо привлечь для обеспечения безопасности систему разделения путей движения судов. К примеру, в Мексиканском заливе установлены безопасные фарватеры шириной две мили. В арктической зоне в зимнее время фарватер может замерзать. Достаточно ли будет ширины фарватера в две мили? Вероятно, для обеспечения проводки ледоколом нужно расширить ширину фарватера до трех миль.

Для определения места системы привлекается карта района. Можно проходить платформу с севера и с юга, установив запретную зону в две мили. При прибрежном плавании систему установленных путей вместе с платформой можно оставить в прибрежной стороне.

Для принятия решений по изменениям в МППС-72 необходимо просить отдел безопасности мореплавания ЦНИИМФ собрать рабочую комиссию, в которую пригласить представителей морского и речного флотов, ВМФ, научных учреждений (ЦНИИМФ, ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова), а также Морского регистра судоходства, судостроительной отрасли.

Огни и знаки на платформе

В качестве дневного знака на платформе предлагаю принять три конуса на вершине платформы. В качестве ночного знака на платформе можно установить:

– топовый огонь – три красных огня на вершине платформы;

– бортовые огни – четыре белых грузовых огня по углам платформы.

Во время ограниченной видимости с платформы должны подаваться каждые 2 минуты два продолжительных звука свистком с промежутком между ними около 2 секунд. Это наилучший выход из положения. Напомню, что слово «свисток» означает любое звукосигнальное устройство, могущее подавать предписанные звуки и соответствующее требованиям Приложений III к МППСС-72. Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от 4 до 6 секунд.

На платформе должен быть установлен пассивный радиолокационный отражатель Rocon RC. Как пример – испытанный на газовозе «Юрмала» в 1987 году отражатель, изготовленный силами экипажа. За основу был взят диаметр 0,5 м. Из трех листов оцинкованного железа были изготовлены два круга с прорезью до центра и один, который был разрезан на части для соединения и закрепления двух первых. Кроме того, все части были оборудованы для плавучести. Такой радиолокационный отражатель при высоте 2,5 м обеспечивал отражение радиолокационного сигнала на расстоянии до трех миль.

Все сигналы и огни можно устанавливать во время постройки платформы, предусмотрев скоб-трап на основании сигнала и огней для ремонта и покраски.

Наверное, не нужно объяснять, зачем нужны все эти, на первый взгляд, нехитрые меры. Тем более что Россия увеличивает добычу энергоресурсов. Со временем количество нефтяных и газовых платформ, размещаемых на шельфе, будет расти, причем часть их будет работать в автоматическом режиме.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...