Платформы в море: как избежать столкновений?

Безопасность мореплавания
Платформы в море: как избежать столкновений?

В №6 за 2014 год «Морской флот» писал об уроках катастрофы буровой платформы «Кольская», произошедшей 18 декабря 2011 года и приведшей к многочисленным жертвам.

В этом материале наш автор Н. Шайхутдинов предлагает конкретные меры, чтобы сделать безопасным мореплавание в районе работы подобных платформ.

Нариман Шайхутдинов, капитан дальнего плавания, профессор, действительный член Русского географического общества

Для начала – замечания о Правилах…

Гибель буровой платформы «Кольская» 18 декабря 2011 года даже по прошествии нескольких лет невольно заставляет задуматься: а все ли благополучно у нас в обеспечении безопасности как работы на платформах, так и мореплавания вблизи них? Где лежат истоки причин трагедий в море?

Для начала предлагаю обратить внимание на корректуру Правил предупреждения столкновения судов в море, 1972. У меня на рабочей кафедре лежит Browns Nautical Almanac 2015, в котором на страницах 675-683 опубликован последний текст правил International regulation Preventing Collision at sea, 1972. Давайте переведем это наименование на русский. Получаем: Международные правила для предупреждения столкновений в море, 1972.

Как видите, в английском названии слова «судов» нет. Это добавленное у НАС слово выглядит как комментарий, который сужает действие правил, ограничивая их поле деятельности исключительно «судами». Кстати, об этом я уже писал в статье «Двойное толкование одного закона на двух берегах одного океана» («одного закона» – читайте «одних правил») в газете «Морские вести России» № 15-16 за 2001 год.

Прошло много лет – ничего не изменилось.

В документах Международной морской организации (ИМО) английский язык приводится в качестве официального и рабочего языка в отличие от русского, являющегося только официальным языком. По этой причине в случаях каких-либо разночтений текстов следует руководствоваться текстом на английском языке.

Авария теплохода «Механик Дрен»

27 августа 1987 года т/х «Механик Дрен» Черноморского морского пароходства столкнулся с платформой West Cameron 504 в Мексиканском заливе. Давнишний случай? Не стоит копать старое? Но у аварий старости нет. Как пример – крушение «Титаника», которое произошло 103 года назад и до сих пор на слуху.

Так вот, по результатам аварии т/х «Механик Дрен» 14 июля 1989 года было объявлено решение суда. Расследование установило основными причинами катастрофы нарушение правил International Regulations for Preventing Collision at sea. Rule 5 Proper lookout (наблюдение), Rule 6 Safe speed (безопасная скорость), Rule 7 Risk of collision (опасность столкновения). Убытки составили более двух миллионов долларов США.

Напомню, что «Механик Дрен» – пятилючный балкер с кормовым расположением надстройки. Длина судна – 178 м, ширина – 22 м. Расстояние от мостика до бака 140 м. На судне имелись РЛС и САРП. На баке была оборудована площадка для впередсмотрящего, снабженная телефоном для связи с ходовым мостиком. Скорость судна составляла 14 узлов. При экстренном торможении (полный назад) судно проходит 1,6 мили.

Во время столкновения судно шло в балласте из Панамского канала в Гальвестон (побережье Мексиканского залива). Столкновение произошло в 4 часа 20 минут на вахте старшего помощника капитана. Судно управлялось авторулевым, рулевой матрос был поставлен на левое крыло ходового мостика. Был полный ход.

Капитан обнаружил платформу за одну минуту до столкновения в ј мили прямо по курсу и скомандовал «Лево на борт!», но на руле никого не было. В 4 часа 34 минуты теплоход «Механик Дрен» столкнулся с платформой West Cameron 504 и нанес ей повреждения. Судно не остановилось после столкновения, а продолжало свой путь в Гальвестон.

Сделаем паузу. Подумаем о правильности решений капитана.

Естественно, после аварии началось расследование. Это крайне необходимо, как и поиск причин, как и освещение в печати… Подтверждением этой мысли – слова академика Алексея Николаевича Крылова: «Описание бывших аварий, критический разбор их причин, широкое и правдивое о них оповещение могут способствовать предотвращениям аварий или по крайней мере устранению повторения аварий, уже бывших ранее. Этот критический разбор покажет, что истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в неизбежных случайностях на море, а в непонимании основных свойств и качеств судна, несоблюдении правил и самых простых мер предосторожности, непонимании опасности, в которую судно ставится, в небрежности, неосторожности, отсутствии предусмотрительности и других отрицательных качествах. Вот здесь широкое оповещение и может способствовать превращению этих отрицательных качеств в положительные».

Что необходимо изменить?

И вновь хочется обратиться к имеющимся документам и правилам. Приведу требования Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1972 года с поправками.

К компетентности вахтенного помощника капитана относится судовождение на уровне эксплуатации, несение безопасной навигационной вахты, глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждений столкновений в море 1972 года с поправками.

К компетенции капитанов и старших помощников капитана относится судовождение на уровне управления, организация и процедуры несения вахты, глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждений столкновений в море 1972 года с поправками.

И обратите внимание на раздел 3-11/4. Руководство относительно дипломирования рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту. Несение надлежащего визуального и слухового наблюдения. Ответственность при наблюдении, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях.

А вот – Программа подготовки гидрографов Международной гидрографической организации. В ней содержится требование знаний применения Правил предупреждения столкновений в море 1972 года.

Нормативные документы Международной морской организации предъявляют высокие требования к капитанам, лоцманам, старшим помощникам капитана, вахтенным помощникам к знанию Правил предупреждения столкновений в море. Требования усилены словами «глубокие знания» по отношению к капитанам, старшим помощникам капитана и вахтенным помощникам, а также гидрографам. Остается эти знания правильно использовать – неукоснительно и ответственно.

Считаю необходимым откорректировать перевод МППС-72 на русский язык, убрав слово «судов». Тогда при изучении судоводители будут помнить, что эти правила относятся как к подвижным, так и к неподвижным объектам на море, то есть к судам и платформам.

Если говорить о навигационном обеспечении, то необходимо привлечь для обеспечения безопасности систему разделения путей движения судов. К примеру, в Мексиканском заливе установлены безопасные фарватеры шириной две мили. В арктической зоне в зимнее время фарватер может замерзать. Достаточно ли будет ширины фарватера в две мили? Вероятно, для обеспечения проводки ледоколом нужно расширить ширину фарватера до трех миль.

Для определения места системы привлекается карта района. Можно проходить платформу с севера и с юга, установив запретную зону в две мили. При прибрежном плавании систему установленных путей вместе с платформой можно оставить в прибрежной стороне.

Для принятия решений по изменениям в МППС-72 необходимо просить отдел безопасности мореплавания ЦНИИМФ собрать рабочую комиссию, в которую пригласить представителей морского и речного флотов, ВМФ, научных учреждений (ЦНИИМФ, ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова), а также Морского регистра судоходства, судостроительной отрасли.

Огни и знаки на платформе

В качестве дневного знака на платформе предлагаю принять три конуса на вершине платформы. В качестве ночного знака на платформе можно установить:

– топовый огонь – три красных огня на вершине платформы;

– бортовые огни – четыре белых грузовых огня по углам платформы.

Во время ограниченной видимости с платформы должны подаваться каждые 2 минуты два продолжительных звука свистком с промежутком между ними около 2 секунд. Это наилучший выход из положения. Напомню, что слово «свисток» означает любое звукосигнальное устройство, могущее подавать предписанные звуки и соответствующее требованиям Приложений III к МППСС-72. Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от 4 до 6 секунд.

На платформе должен быть установлен пассивный радиолокационный отражатель Rocon RC. Как пример – испытанный на газовозе «Юрмала» в 1987 году отражатель, изготовленный силами экипажа. За основу был взят диаметр 0,5 м. Из трех листов оцинкованного железа были изготовлены два круга с прорезью до центра и один, который был разрезан на части для соединения и закрепления двух первых. Кроме того, все части были оборудованы для плавучести. Такой радиолокационный отражатель при высоте 2,5 м обеспечивал отражение радиолокационного сигнала на расстоянии до трех миль.

Все сигналы и огни можно устанавливать во время постройки платформы, предусмотрев скоб-трап на основании сигнала и огней для ремонта и покраски.

Наверное, не нужно объяснять, зачем нужны все эти, на первый взгляд, нехитрые меры. Тем более что Россия увеличивает добычу энергоресурсов. Со временем количество нефтяных и газовых платформ, размещаемых на шельфе, будет расти, причем часть их будет работать в автоматическом режиме.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...