«Звезда» должна засиять - Морские вести России

«Звезда» должна засиять

24.04.2016

Судостроение

Застойные и забуксовавшие проекты в России чаще всего получается сдвинуть с места только в ручном режиме волевым решением первого лица государства. Так было и с судостроительным заводом «Звезда» на Дальнем Востоке, новые мощности которого строятся седьмой год. Слово «строятся» можно взять в кавычки: частая смена руководства и нарушение сроков возведения современной верфи для строительства танкеров и морских платформ превратили проект в долгострой. Но сейчас завод, похоже, попал в «правильные» руки и у него появился не только стимул к развитию, но и сильный административный ресурс, способный сконцентрировать на производственных объектах большую часть российских заказов танкерного флота.

Ольга Гольдберг

Звезда или Черная дыра?

ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» в Приморском крае – одно из шести предприятий, входящих в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС). «Звезда» является ядром центра. Созданный в послевоенные годы завод был предназначен для ремонта и модернизации подводных лодок. И по настоящее время он оставался таким.

Но в последние годы в связи с развитием Дальневосточного региона и судостроительной отрасли российское правительство приняло решение расширить функции завода на гражданскую сферу. Закладку и возведение грандиозной судостроительной верфи для строительства крупнотоннажных танкеров, газовозов, элементов морских платформ для добычи углеводородов арктических шельфовых месторождений в 2009 году начинали Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и южнокорейская судостроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME).

Однако в 2012 году корейцы, доля которых в проекте составляла 20%, отказались от участия. Среди причин называлось как невыполнение ОСК своих обязательств, так и сворачивание освоения Штокмановского месторождения, под которое ожидались большие заказы для верфи.

ОСК под руководством тогдашнего главы Романа Троценко продолжила строительство самостоятельно, но не уложилась в сроки: согласно планам верфь должна была быть готова к осени 2012 года. В июне 2012 года Р. Троценко ушел в отставку, а сменивший его на этом посту Андрей Дьячков продержался меньше года.

Летом 2013 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, посетивший «Звезду», остался крайне недоволен: «Ничего здесь не происходит. В правительство присылали какие-то фотоотчеты, чуть ли не с фотомонтажом». Он поставил перед правительством вопрос об отставке А. Дьячкова, которая в скором времени и состоялась. Принявший руководство компанией Владимир Шмаков был тоже очень быстро отправлен в отставку – из-за нарушений режима допуска к сведениям, содержащим гостайну (он и его подчиненные выезжали из страны без соответствующего разрешения Минпромторга). Последние полтора года президентом ОСК работает Алексей Рахманов.

Частая смена руководства сильно тормозила проект. Но еще больший вред нанесли неоднократные хищения и махинации, по которым на первых лиц завода, а также представителей ОСК были возбуждены судебные дела. Так, например, в 2013 году был задержан по делу о хищении 38 млн рублей бюджетных средств юрист ОСК Илья Новосельский, правая рука Р. Троценко; заведено уголовное дело на должностных лиц предприятия в связи с получением ими 63 млн рублей по фиктивным документам о произведенных работах; весной 2015 года в международный розыск за хищение более 4 млрд рублей при строительстве «Звезды» объявлен бывший директор завода Игорь Борбота.

Неразбериха и воровство на «Звезде» подтолкнули руководство страны к определенным решениям, и летом 2015-го в судьбе предприятия наступил очередной поворот: активы завода сосредоточились в руках «Роснефти» и «Газпромбанка». В соответствии с указом президента РФ № 524 «О развитии судостроения на Дальнем Востоке» 53% государственных акций ОАО «ДВЗ «Звезда» было передано в уставный капитал Объединенной судостроительной компании, а оттуда они в свою очередь отчуждены распоряжением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева в пользу ЗАО «Современные технологии судостроения» (СТС), созданного «дочками» «Роснефти» и «Газпромбанка». Сейчас структура собственности «Звезды» такова: 75% акций ДЦСС принадлежит родственной «Роснефти» и «Газпромбанку» СТС, а 25% акций владеет ОСК.

Планы «Роснефти» и «Газпромбанка»

Ни для кого не секрет, что российские судоходные компании предпочитают строить грузовые суда за рубежом, в частности в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – Южной Корее и Китае. Новые судостроительные мощности «Звезды» призваны переломить ситуацию – по планам Минпромторга заводу предстоит построить судов и различной морской техники на общую сумму 2,5 трлн рублей, начиная с 2016 года.

Первый этап строительства судоверфи заканчивается в 2016 году (летом 2015 года готовность объектов первого этапа оценивалась в 57%, построены цеха по заготовке металлических корпусов, ведется их оснащение). На первом этапе предполагается наладить среднетоннажное судостроение, на втором – крупнотоннажное, на третьем – строительство спецтехники офшорного судостроения. Изначально начать производство планировалось в 2016 году, но затем сроки были отодвинуты. Стоимость реализации первого этапа 77 млрд рублей (в прошлом году стоимость оценивалась в 60 млрд рублей).

Второй этап включает постройку сухого дока, цехов насыщения, расширение блока корпусных производств до уровня металлообработки 90 тыс. тонн в год и другое. Стоимость второго этапа – 42 млрд рублей, срок – до 2019 года. Введение в строй третьего этапа предварительной стоимостью 26,5 млрд рублей намечено на 2024 год. Общий размер инвестиций в «Звезду» –145,5 млрд рублей (против 112 млрд рублей, намеченных годом ранее). Из этого бюджета уже освоено 20 млрд рублей.

Инвестировать в проект будут акционеры «Роснефти» и «Газпромбанка», проекту оказывается серьезная господдержка. Сентябрьским решением президента РФ Владимира Путина «в целях ускорения модернизации Дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» государственный нефтегазовый холдинг «Роснефтегаз» выделил акционерам завода 60 млрд рублей.

Ранее, в январе 2015 года, «Роснефть» просила выделить 89 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на проект создания судостроительного и промышленного кластера по строительству судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений на базе судостроительного комплекса «Звезда» (по старой «смете» в 112 млрд рублей это составляло 80% от общей стоимости реализации проекта). Но из ФНБ нефтяной компании средств не дали, а приняли другое решение. И хотя сумма, выделенная «Роснефтегазом», почти на 30 млрд рублей меньше запрашиваемой «Роснефтью» из ФНБ, это почти половина из оставшихся необходимых средств на создание судоверфи.

Строящаяся верфь принимает заказы…

Когда «Роснефть» подавала заявку на предоставление средств из ФНБ, эксперты поясняли, что условием для выделения этих денег является наличие у завода заказов. Но для получения заказов завод для начала нужно ввести в эксплуатацию!

Разорвать замкнутый круг удалось решением президента В. Путина, о котором уже упоминалось, о финансировании проекта за счет средств «Роснефтегаза». Получив 60 млрд рублей, «Роснефть» сразу же заявила, что намерена разместить на заводе заказ на 41 судно и 12 морских платформ. Таким образом, компания подала личный пример другим нефтегазовым компаниям загружать ее новое производство, но этим не ограничилась.

Президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту В. Путину с предложением стимулировать размещение всех заказов российских компаний, таких как «Газпром», «НОВАТЭК», «Лукойл», и других на строительство судов и морской техники в России, на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, то есть на «Звезде». Действовать И. Сечин предложил просто и эффективно – дать советам директоров, прежде всего государственных компаний (или с государственным участием), соответствующую директиву. (Как мотивировать частные компании, он не указал.) Предложение полностью отвечает мнению президента РФ о том, что нефтегазовые компании должны строить суда в России, а также соответствует программе импортозамещения, объявленной правительством.

Среди других стимулирующих методов было предложено: введение налога на имущество за использование судов иностранного производства; вменение в обязанность тем компаниям, которые закупают суда за границей, делать заказы и на российских верфях (это правило может быть введено с 2019 года, с момента ввода второй очереди «Звезды» в эксплуатацию).

Идею И. Сечина о выдаче квот на вылов рыбы при условии строительства рыболовного судна в России поддержали Минпромторг и Росрыболовство: речь идет о выделении таким рыболовным компаниям еще 20% от суммарного объема общего допустимого улова. Соответствующие поправки должны быть внесены в закон «О рыболовстве» до 15 февраля 2016 года согласно поручению президента РФ.

Сконцентрировать шельфовые заказы на «Звезде» согласно и правительство. В настоящее время прорабатывается проект постановления правительства РФ о запрете на заказ судов иностранной постройки при возможности их строительства в России. Если предложенные законодательные меры вступят в силу, то вложения «Роснефти» и «Газпромбанка» удачно окупятся.

Российские нефтегазовые компании действительно нуждаются в новых судах для реализации своих настоящих и будущих проектов, в том числе шельфовых. По данным Минпромторга, «Роснефть», «Газпром», «НОВАТЭК» и «Лукойл» нуждаются более чем в 270 судах и объектах морской техники. Так, «Роснефти» необходимы 90 объектов на 2,5 трлн рублей (сама «Роснефть» оценивает свои потребности до 2030 года в 212 единиц), «Газпрому» – 63 единицы на 1,5 трлн рублей, «НОВАТЭК» испытывает потребность в 59 единицах, «Лукойлу» нужно 46 единиц на 200 млрд рублей.

Первые ласточки для будущей судоверфи уже «прилетели»: «Роснефть» заказала своему заводу постройку двух многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса для работы на шельфе общей стоимостью 23 млрд рублей. Они должны сойти со стапелей «Звезды» летом 2019 года. Компания оплатила авансом 90% заказа (обычная практика – 30% аванса), что можно расценить как поддержку строящегося предприятия. По оценке генерального директора «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, этот заказ загрузит мощности «Звезды» примерно на 30% на три года.

…и отнимает их у других заводов

Поскольку законодательно обеспеченная загрузка «Звезды» – вопрос практически решенный, руководство ОСК забеспокоилось о других верфях. Дело в том, что в корпорацию входят 45 предприятий (80% судостроительной отрасли страны), которые могут лишиться части своих заказов, коль скоро правительство обяжет нефтяные и газовые компании обращаться только на «Звезду».

По словам президента ОСК Алексея Рахманова, в уходящем году корпорация не получила ни одного заказа от крупных компаний, несмотря на то что та же «Роснефть» обещала предоставлять заказы и для других предприятий ДЦСС, в частности Хабаровского и Амурского заводов. Среди «редких исключений» А. Рахманов назвал единичные заказы «Газпромнефти» и «Совкомфлота».

Кроме того, в ОСК входят такие гиганты и системообразующие предприятия, как Балтийский и Выборгский судостроительные заводы, «Адмиралтейские верфи» и «Северная верфь». Стечение заказов на строительство судов на одну «Звезду» негативно отразится на благополучии остальных верфей, обращает внимание А. Рахманов.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий отрасль, высказался, что конкуренция между ОСК и «Роснефтью» сыграет положительную роль в развитии российского судостроения. Вместе с тем он предложил создать единую систему для распределения заказов по российским верфям. Наверное, верх одержит та сторона, чьи аргументы будут весомее. Ну, потому что административный ресурс у обеих сторон один и тот же…

До кластера, как до Звезды

Итак, меры по стимулированию размещений заказов на «Звезде» одобрены и будут закреплены законодательно. Возможно, будет найден механизм обеспечения загрузки и других российских судостроительных заводов, в том числе дальневосточных. Так что спрос на продукцию судостроения ожидается огромный!

При этом, как замечает заместитель министра по развитию Дальнего Востока РФ Кирилл Степанов, нужно учитывать, что 60% комплектующих для производства судов сегодня поступает из-за границы по импорту. Среди них движители, судовые трубопроводы, навигационные системы и другие компоненты. Кроме того, рост курса валют ведет к росту стоимости закупаемых узлов, систем и оборудования, а значит, и конечной продукции «Звезды».

«Цена постройки двух запланированных в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» грузопассажирских судов, которые должны будут курсировать между Сахалином и Хабаровским краем, возросла за последний год в два раза», – констатирует К. Степанов. В этой связи он предлагает создавать производства комплектующих для судов в непосредственной близости от верфи.

Чиновники предполагают, что производители комплектующих оценят льготные условия, которые будут созданы в порту Владивосток и еще в ряде морских портов Приморья и Хабаровского края с приданием им статуса свободного порта, и построят там свои мощности. Резидентов свободного порта будут ждать налоговые льготы, отсутствие административных барьеров, инженерная и транспортная инфраструктура, созданные государством, и много еще чего хорошего.

Возможно, свободный порт Владивосток и сможет стать привлекательным местом для этого вида бизнеса, без которого невозможно судостроение, но когда это будет и будет ли, пока не знает никто. Перед глазами – почти десятилетний опыт создания особой экономической зоны в дальневосточном порту Советская Гавань, которая так и не была построена, хотя там тоже были провозглашены комфортные условия для резидентов.

Остается надеяться только опять на ручное управление первого лица в государстве. Когда придет Он, скажет: «Предприятию по производству комплектующих быть», даст денег из казны – «Сколько надо? На, бери!» – и назначит ответственным акционером этого важного производства компанию вроде ЗАО «Современные технологии судостроения», созданную «Роснефтью» и «Газпромбанком» или другими какими госкомпаниями…

Морские вести России №1 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ