Готовим кадры для Арктики

Инфраструктура / Образование
Готовим кадры для Арктики

Россия своим протяженным и мощным фасадом выходит в Арктику. И этот факт, как показывают современные исследования, является весомым плюсом в дальнейшем экономическом развитии страны. В Арктике находится почти четверть мировых запасов нефти, газа и других полезных ископаемых, спрос на которые будет только расти.

Сергей Огай, ректор Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского

 

Комплекс «Абитуриент»

Россия присутствует в Арктическом регионе не одно столетие. И всегда особенно активно шло освоение территорий, которые сейчас принято относить к Северному морскому пути. По мере развития транспортных и иных инфраструктурных ресурсов шло постепенное освоение Арктики.

Сегодня повышению интенсивности освоения Арктического региона способствуют улучшение климатических условий, глобальные процессы в мировой экономике, которые требуют использования дополнительных транспортных путей. Планируется, что на освоение Арктики до 2020 года федеральные власти РФ потратят около 630 млрд рублей. Порядка 50 млрд предполагается привлечь также из региональных бюджетов. Данные цифры предусматривает государственная программа освоения Арктики.

Арктический регион России имеет стратегическое значение как перспективная магистраль для транспортировки грузов из Европы в Азию и Америку и как регион для добычи углеводородного сырья. Значение морского транспорта здесь трудно переоценить, и на первый план выходит задача подготовки квалифицированных специалистов, способных эксплуатировать современные высокотехнологичные морские суда. Для достижения этой цели в МГУ им. адм. Г.И. Невельского разрабатываются программы для подготовки специалистов с соответствующими компетенциями, ведется работа по организации обучения моряков, научных сотрудников и студентов, в том числе для работы и исследований в полярных водах. В университете для этого есть хороший задел.

В настоящее время в вузе ведется обучение по специальностям, которые востребованы в судоходных и других компаниях. Прежде всего это плавательные специальности для дизельного ледокольного флота, транспортных судов и судов сопровождения.

Это традиционная ниша МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Практически все дипломированные специалисты ледокольного флота, базирующегося во Владивостоке и работающего в Восточном секторе Арктики, являются выпускниками университета и повышают у нас квалификацию в дальнейшем.

Безаварийная работа будущих моряков начинается с первого шага – с профессионального отбора абитуриентов на плавательные специальности, а затем и курсантов в соответствии с психофизическими данными, необходимыми для производственной деятельности в экстремальных условиях моря. В этом направлении в МГУ им. адм. Г.И. Невельского ведется целенаправленная научно-исследовательская работа ученых-психологов Морского гуманитарного института, которая получила высокую оценку на Всероссийской научно-практической конференции «Профориентация: вопросы теории и практики», проходившей в этом году в г. Хабаровске. На ней был представлен разработанный психодиагностический профориентационный комплекс «Абитуриент», в котором проведен анализ психологического тестирования будущих курсантов за последние 10 лет.

Инновационная психодиагностическая методика реализуется в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на базе научно-исследовательской лаборатории морской психологии Морского гуманитарного института, особенно актуальна сейчас из-за повышения профессиональных требований к «человеческому капиталу». Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. и Манильские поправки 2010 г. к Конвенции ПДНВ ставят перед судоходной отраслью вопросы повышения качества подготовки моряков по ряду аспектов, связанных и с психофизиологическими проблемами, что особенно важно в условиях ледового плавания.

В 2017 году вступит в силу Полярный кодекс, и к его требованиям нужно заранее подготовить будущих моряков, которые сейчас учатся в Морском университете, а также специалистов флота, проходящих обучение в нашем Региональном центре дополнительного морского профессионального образования.

Подготовку моряков к плаванию в ледовых условиях можно разделить на три составляющие: теоретический курс, практический личный опыт работы во льдах и обучение на тренажерах. Морской университет приступил к разработке программы и учебно-методических материалов для курсантов плавательных специальностей по дисциплине «Особенности плавания морского судна в полярных районах». На специальных кафедрах разработаны модули по специальным дисциплинам, отражающим особенности знаний, применительно к плаванию морских судов в полярных водах.

 

Тренажерная подготовка

В комплекс тренажерной подготовки курсантов вводятся программы «Работа судовой силовой установки в различных ледовых условиях при низких температурах воды и воздуха», «Организация и ведение радиосвязи в полярных водах», «Использование оборудования, предназначенного для работы в условиях Крайнего Севера при низких температурах», разработана программа «Использование ЭКНИС для обеспечения навигационной безопасности плавания судов в приполюсных районах». Запланирована модернизация тренажера управления судном с учетом увеличения библиотеки районов и моделей судов, необходимых для отработки задач полярного плавания.

Из практики известно, что для работы на судах, выполняющих рейсы в Арктику, будут закрепляться только те кадры, которые реально готовы к работе в этих условиях. Сейчас осуществляется индивидуальный отбор таких курсантов судоходными компаниями во время производственной практики, которые затем направляются для дополнительной теоретической и тренажерной подготовки для допуска к работе в полярных водах. В ближайшей перспективе планируется, что такая подготовка станет нормой для всех курсантов.

 

Комплексная подготовка

Хороший эффект дает принцип комплексной подготовки кадров, который реализуется в проекте Дальневосточного плавучего университета на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин». После переоборудования оно обрело дополнительную функцию научно-исследовательского судна. Работа Дальневосточного плавучего университета на судне «Профессор Хлюстин» сосредоточена на акваториях морей Восточного сектора Арктики и северо-западной части Тихого океана. Деятельность экспедиций осуществляется совместно с Русским географическим обществом, институтами Российской академии наук. Очень важно, что курсанты университета проходят на этом судне групповую плавательную практику в условиях полярного плавания, приобретают первичный опыт работы в арктических условиях, вовлекаются в серьезную научную работу с использованием самого современного оборудования. Некоторые из них продолжают начатые исследования после окончания университета, обучаясь в аспирантуре университета.

Учебно-научные экспедиции на судне «Профессор Хлюстин» стали уникальным полигоном для испытаний телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА), разработанных университетом совместно с Институтом проблем морских технологий ДВО РАН специально для работы в арктических условиях. Во время выполнения арктической экспедиции в 2013 году научные исследования проводились не только с помощью ТНПА, но и велась ледовая разведка с использованием квадрокоптера. А это уже практические шаги по использованию робототехники для разработки новых технологий для обеспечения безопасности мореплавания в высоких широтах.

В настоящее время идет подготовка к новой экспедиции Дальневосточного плавучего университета на борту УПС «Профессор Хлюстин». Выполнены полевые испытания квадрокоптера второго поколения, который будет использоваться для научных исследований в арктических широтах. Этот уникальный аппарат изготовлен по специальному заказу Морского университета на заводе в Ижевске и по характеристикам соответствует образцам мирового уровня в своем классе.

Создание образцов летательных и подводных аппаратов осуществляется в рамках выполнения работ по грантам РНФ «Разработка новых методов исследования и робототехнических комплексов для обеспечения безопасности судоходства, проведения оперативного мониторинга морских акваторий и подводной среды в Арктике» и ФЦП «Разработка аппаратно-программного комплекса для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Арктике». На беспилотном летательном аппарате установлен аппаратно-программный комплекс для измерения толщины льда и содержания углеводородов в морской воде.

В подготовительной работе к экспедиции занята большая группа студентов и аспирантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Среди них студент Морского института информационных технологий университета Денис Коровецкий, который занимается всей технической частью и управлением беспилотного летательного аппарата. Он руководит работами по установке комплекса для электромагнитного зондирования толщины льда, а исследованиями занимается лаборант сектора информационной безопасности научного образовательного центра автоматики и информационных технологий Научно-исследовательского института морского транспорта (НИИ морского транспорта) университета Алексей Перцев. Доктор физико-математических наук, профессор О.А. Букина руководит научной работой Алексея Перцева и Дениса Коровецкого.

В команде по выполнению этих испытаний аспирант Михаил Маркин, который работает под руководством старшего научного сотрудника НИИ морского транспорта В.П. Тихомирова. Аспирант Игорь Степочкин занят разработкой программного комплекса для измерения биооптических параметров морской воды под руководством заместителя директора НИИ морского транспорта университета П.А. Салюка.

 

Арктическая экспедиция

Арктическая экспедиция Дальневосточного плавучего университета 2015 года продолжит решение задач, начатых в предыдущей экспедиции: подготовку кадров для обеспечения грузоперевозок по Северному морскому пути; испытания информационно-измерительной системы, предназначенной для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Восточном секторе Арктики; проведение исследований в целях разработки концепции развития береговой инфраструктуры Восточного сектора Арктики для обеспечения эффективных грузовых перевозок по Северному морскому пути; проведение научно-образовательных мероприятий Дальневосточного плавучего университета в портах заходов.

Планируется выполнить работы по метеоизмерениям с судовой метеостанции; сверить локальные судовые измерения с данными, полученными со спутников (толщина льда, наличие нефтяных загрязнений на морской поверхности); провести мониторинг ледовой обстановки с использованием малогабаритного беспилотного летательного аппарата и аппаратно-программных комплексов, установленных на нем, и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов; скорректировать спутниковые ледовые карты с картами, полученными от Администрации Северного морского пути по оперативным измерениям с судна; провести экологический мониторинг морской воды вокруг судна, определить состояние фитопланктонных сообществ и идентифицировать потенциальные разливы углеводородов. К этим работам будут активно привлекаться курсанты университета, проходящие групповую практику на УПС «Профессор Хлюстин».

Для выполнения научных исследований в экспедиции будет использоваться современное научное оборудование, в том числе экспериментальный макет погружного лазерного спектрометра для регистрации растворенных углеводородов нефти в морской воде, измерения концентрации хлорофилла А и растворенного органического вещества, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «МАКС-300», автономный необитаемый подводный аппарат, мультикоптер и квадрокоптер.

Младший научный сотрудник университета И.О. Букин, получивший грант РФФИ на исследование взаимодействия лазерного излучения с веществом и биологическими объектами, присутствующими в воде в различных формах, включая клетки фитопланктона, метанотрофы, растворенные углеводороды нефти, сможет реализовать свои идеи на аппаратно-программном комплексе – экспериментальном погружном лазерном спектрометре. Он будет использоваться для изучения подводной среды дальневосточных и арктических морей.

Экспедиция 2015 года Дальневосточного плавучего университета, бренд, который широко известен без малого двадцать лет, пройдет под эгидой Русского географического общества и обещает быть продуктивным своими новыми открытиями.

Пожелаем всем участникам экспедиции счастливого плавания!

 

Морские вести России №9 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации недостроенного ракетного крейсера «...

Теплоход OSA произвёл навал на рейдовый причал порта Калининград

Теплоход OSA произвёл навал на рейдовый причал порта Калининград Теплоход «OSA» в результате отказа рулевого устройства, по инерции произвёл навал на рейдовый причал...

Российская экономика

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики Минтранс РФ планирует на базе Единой информационно-телекоммуникационной системы транспортного компле...

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств Сокращение бюджетного финансирования повлияло на планы реконструкции аэропортов в Арктической зоне Р...

Транспортная политика

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из ключевых государственных задач, и во...

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента Законопроект «Об организации дорожного движения в РФ…», который в том числе позволяет региональным в...

Морские порты

CMA CGM и PSA запустили вторую очередь совместного терминала в Сингапуре

CMA CGM и PSA запустили вторую очередь совместного терминала в Сингапуре CMA CGM Group и PSA запустили вторую очередь совместного контейнерного терминала CMA CGM - PSA Lion ...

Пункт пропуска в морском порту Зарубино будет реконструирован за счет ОЗК

Пункт пропуска в морском порту Зарубино будет реконструирован за счет ОЗК Реконструкцию морского грузопассажирского пункта пропуска через госграницу РФ в морском порту Заруби...




Морской транспорт

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода Госкорпорация «Росатом» может заказать у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) еще ...

На паромы для перевозки поездов РЖД запросят немецкие субсидии

На паромы для перевозки поездов РЖД запросят немецкие субсидии Частная компания «СПГ Горская» хочет построить и управлять паромами для перевозки грузовых поездов Р...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) продаст компании «Т-Индустрия» 25% акций ОАО «Бет...

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4% Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%, экспортное сообщение увеличилось на 10,3%...

Авто транспорт

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) создадут рабочую гр...

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона»

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона» В Ульяновске в понедельник прошел митинг водителей большегрузных грузовиков, протестующих против сис...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...