Готовим кадры для Арктики - Морские вести России

Готовим кадры для Арктики

19.01.2016

Образование

Готовим кадры для Арктики

Россия своим протяженным и мощным фасадом выходит в Арктику. И этот факт, как показывают современные исследования, является весомым плюсом в дальнейшем экономическом развитии страны. В Арктике находится почти четверть мировых запасов нефти, газа и других полезных ископаемых, спрос на которые будет только расти.

Сергей Огай, ректор Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского

 

Комплекс «Абитуриент»

Россия присутствует в Арктическом регионе не одно столетие. И всегда особенно активно шло освоение территорий, которые сейчас принято относить к Северному морскому пути. По мере развития транспортных и иных инфраструктурных ресурсов шло постепенное освоение Арктики.

Сегодня повышению интенсивности освоения Арктического региона способствуют улучшение климатических условий, глобальные процессы в мировой экономике, которые требуют использования дополнительных транспортных путей. Планируется, что на освоение Арктики до 2020 года федеральные власти РФ потратят около 630 млрд рублей. Порядка 50 млрд предполагается привлечь также из региональных бюджетов. Данные цифры предусматривает государственная программа освоения Арктики.

Арктический регион России имеет стратегическое значение как перспективная магистраль для транспортировки грузов из Европы в Азию и Америку и как регион для добычи углеводородного сырья. Значение морского транспорта здесь трудно переоценить, и на первый план выходит задача подготовки квалифицированных специалистов, способных эксплуатировать современные высокотехнологичные морские суда. Для достижения этой цели в МГУ им. адм. Г.И. Невельского разрабатываются программы для подготовки специалистов с соответствующими компетенциями, ведется работа по организации обучения моряков, научных сотрудников и студентов, в том числе для работы и исследований в полярных водах. В университете для этого есть хороший задел.

В настоящее время в вузе ведется обучение по специальностям, которые востребованы в судоходных и других компаниях. Прежде всего это плавательные специальности для дизельного ледокольного флота, транспортных судов и судов сопровождения.

Это традиционная ниша МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Практически все дипломированные специалисты ледокольного флота, базирующегося во Владивостоке и работающего в Восточном секторе Арктики, являются выпускниками университета и повышают у нас квалификацию в дальнейшем.

Безаварийная работа будущих моряков начинается с первого шага – с профессионального отбора абитуриентов на плавательные специальности, а затем и курсантов в соответствии с психофизическими данными, необходимыми для производственной деятельности в экстремальных условиях моря. В этом направлении в МГУ им. адм. Г.И. Невельского ведется целенаправленная научно-исследовательская работа ученых-психологов Морского гуманитарного института, которая получила высокую оценку на Всероссийской научно-практической конференции «Профориентация: вопросы теории и практики», проходившей в этом году в г. Хабаровске. На ней был представлен разработанный психодиагностический профориентационный комплекс «Абитуриент», в котором проведен анализ психологического тестирования будущих курсантов за последние 10 лет.

Инновационная психодиагностическая методика реализуется в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на базе научно-исследовательской лаборатории морской психологии Морского гуманитарного института, особенно актуальна сейчас из-за повышения профессиональных требований к «человеческому капиталу». Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. и Манильские поправки 2010 г. к Конвенции ПДНВ ставят перед судоходной отраслью вопросы повышения качества подготовки моряков по ряду аспектов, связанных и с психофизиологическими проблемами, что особенно важно в условиях ледового плавания.

В 2017 году вступит в силу Полярный кодекс, и к его требованиям нужно заранее подготовить будущих моряков, которые сейчас учатся в Морском университете, а также специалистов флота, проходящих обучение в нашем Региональном центре дополнительного морского профессионального образования.

Подготовку моряков к плаванию в ледовых условиях можно разделить на три составляющие: теоретический курс, практический личный опыт работы во льдах и обучение на тренажерах. Морской университет приступил к разработке программы и учебно-методических материалов для курсантов плавательных специальностей по дисциплине «Особенности плавания морского судна в полярных районах». На специальных кафедрах разработаны модули по специальным дисциплинам, отражающим особенности знаний, применительно к плаванию морских судов в полярных водах.

 

Тренажерная подготовка

В комплекс тренажерной подготовки курсантов вводятся программы «Работа судовой силовой установки в различных ледовых условиях при низких температурах воды и воздуха», «Организация и ведение радиосвязи в полярных водах», «Использование оборудования, предназначенного для работы в условиях Крайнего Севера при низких температурах», разработана программа «Использование ЭКНИС для обеспечения навигационной безопасности плавания судов в приполюсных районах». Запланирована модернизация тренажера управления судном с учетом увеличения библиотеки районов и моделей судов, необходимых для отработки задач полярного плавания.

Из практики известно, что для работы на судах, выполняющих рейсы в Арктику, будут закрепляться только те кадры, которые реально готовы к работе в этих условиях. Сейчас осуществляется индивидуальный отбор таких курсантов судоходными компаниями во время производственной практики, которые затем направляются для дополнительной теоретической и тренажерной подготовки для допуска к работе в полярных водах. В ближайшей перспективе планируется, что такая подготовка станет нормой для всех курсантов.

 

Комплексная подготовка

Хороший эффект дает принцип комплексной подготовки кадров, который реализуется в проекте Дальневосточного плавучего университета на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин». После переоборудования оно обрело дополнительную функцию научно-исследовательского судна. Работа Дальневосточного плавучего университета на судне «Профессор Хлюстин» сосредоточена на акваториях морей Восточного сектора Арктики и северо-западной части Тихого океана. Деятельность экспедиций осуществляется совместно с Русским географическим обществом, институтами Российской академии наук. Очень важно, что курсанты университета проходят на этом судне групповую плавательную практику в условиях полярного плавания, приобретают первичный опыт работы в арктических условиях, вовлекаются в серьезную научную работу с использованием самого современного оборудования. Некоторые из них продолжают начатые исследования после окончания университета, обучаясь в аспирантуре университета.

Учебно-научные экспедиции на судне «Профессор Хлюстин» стали уникальным полигоном для испытаний телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА), разработанных университетом совместно с Институтом проблем морских технологий ДВО РАН специально для работы в арктических условиях. Во время выполнения арктической экспедиции в 2013 году научные исследования проводились не только с помощью ТНПА, но и велась ледовая разведка с использованием квадрокоптера. А это уже практические шаги по использованию робототехники для разработки новых технологий для обеспечения безопасности мореплавания в высоких широтах.

В настоящее время идет подготовка к новой экспедиции Дальневосточного плавучего университета на борту УПС «Профессор Хлюстин». Выполнены полевые испытания квадрокоптера второго поколения, который будет использоваться для научных исследований в арктических широтах. Этот уникальный аппарат изготовлен по специальному заказу Морского университета на заводе в Ижевске и по характеристикам соответствует образцам мирового уровня в своем классе.

Создание образцов летательных и подводных аппаратов осуществляется в рамках выполнения работ по грантам РНФ «Разработка новых методов исследования и робототехнических комплексов для обеспечения безопасности судоходства, проведения оперативного мониторинга морских акваторий и подводной среды в Арктике» и ФЦП «Разработка аппаратно-программного комплекса для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Арктике». На беспилотном летательном аппарате установлен аппаратно-программный комплекс для измерения толщины льда и содержания углеводородов в морской воде.

В подготовительной работе к экспедиции занята большая группа студентов и аспирантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Среди них студент Морского института информационных технологий университета Денис Коровецкий, который занимается всей технической частью и управлением беспилотного летательного аппарата. Он руководит работами по установке комплекса для электромагнитного зондирования толщины льда, а исследованиями занимается лаборант сектора информационной безопасности научного образовательного центра автоматики и информационных технологий Научно-исследовательского института морского транспорта (НИИ морского транспорта) университета Алексей Перцев. Доктор физико-математических наук, профессор О.А. Букина руководит научной работой Алексея Перцева и Дениса Коровецкого.

В команде по выполнению этих испытаний аспирант Михаил Маркин, который работает под руководством старшего научного сотрудника НИИ морского транспорта В.П. Тихомирова. Аспирант Игорь Степочкин занят разработкой программного комплекса для измерения биооптических параметров морской воды под руководством заместителя директора НИИ морского транспорта университета П.А. Салюка.

 

Арктическая экспедиция

Арктическая экспедиция Дальневосточного плавучего университета 2015 года продолжит решение задач, начатых в предыдущей экспедиции: подготовку кадров для обеспечения грузоперевозок по Северному морскому пути; испытания информационно-измерительной системы, предназначенной для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Восточном секторе Арктики; проведение исследований в целях разработки концепции развития береговой инфраструктуры Восточного сектора Арктики для обеспечения эффективных грузовых перевозок по Северному морскому пути; проведение научно-образовательных мероприятий Дальневосточного плавучего университета в портах заходов.

Планируется выполнить работы по метеоизмерениям с судовой метеостанции; сверить локальные судовые измерения с данными, полученными со спутников (толщина льда, наличие нефтяных загрязнений на морской поверхности); провести мониторинг ледовой обстановки с использованием малогабаритного беспилотного летательного аппарата и аппаратно-программных комплексов, установленных на нем, и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов; скорректировать спутниковые ледовые карты с картами, полученными от Администрации Северного морского пути по оперативным измерениям с судна; провести экологический мониторинг морской воды вокруг судна, определить состояние фитопланктонных сообществ и идентифицировать потенциальные разливы углеводородов. К этим работам будут активно привлекаться курсанты университета, проходящие групповую практику на УПС «Профессор Хлюстин».

Для выполнения научных исследований в экспедиции будет использоваться современное научное оборудование, в том числе экспериментальный макет погружного лазерного спектрометра для регистрации растворенных углеводородов нефти в морской воде, измерения концентрации хлорофилла А и растворенного органического вещества, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «МАКС-300», автономный необитаемый подводный аппарат, мультикоптер и квадрокоптер.

Младший научный сотрудник университета И.О. Букин, получивший грант РФФИ на исследование взаимодействия лазерного излучения с веществом и биологическими объектами, присутствующими в воде в различных формах, включая клетки фитопланктона, метанотрофы, растворенные углеводороды нефти, сможет реализовать свои идеи на аппаратно-программном комплексе – экспериментальном погружном лазерном спектрометре. Он будет использоваться для изучения подводной среды дальневосточных и арктических морей.

Экспедиция 2015 года Дальневосточного плавучего университета, бренд, который широко известен без малого двадцать лет, пройдет под эгидой Русского географического общества и обещает быть продуктивным своими новыми открытиями.

Пожелаем всем участникам экспедиции счастливого плавания!

 

Морские вести России №9 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ