Готовим кадры для Арктики

Инфраструктура / Образование
Готовим кадры для Арктики

Россия своим протяженным и мощным фасадом выходит в Арктику. И этот факт, как показывают современные исследования, является весомым плюсом в дальнейшем экономическом развитии страны. В Арктике находится почти четверть мировых запасов нефти, газа и других полезных ископаемых, спрос на которые будет только расти.

Сергей Огай, ректор Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского

 

Комплекс «Абитуриент»

Россия присутствует в Арктическом регионе не одно столетие. И всегда особенно активно шло освоение территорий, которые сейчас принято относить к Северному морскому пути. По мере развития транспортных и иных инфраструктурных ресурсов шло постепенное освоение Арктики.

Сегодня повышению интенсивности освоения Арктического региона способствуют улучшение климатических условий, глобальные процессы в мировой экономике, которые требуют использования дополнительных транспортных путей. Планируется, что на освоение Арктики до 2020 года федеральные власти РФ потратят около 630 млрд рублей. Порядка 50 млрд предполагается привлечь также из региональных бюджетов. Данные цифры предусматривает государственная программа освоения Арктики.

Арктический регион России имеет стратегическое значение как перспективная магистраль для транспортировки грузов из Европы в Азию и Америку и как регион для добычи углеводородного сырья. Значение морского транспорта здесь трудно переоценить, и на первый план выходит задача подготовки квалифицированных специалистов, способных эксплуатировать современные высокотехнологичные морские суда. Для достижения этой цели в МГУ им. адм. Г.И. Невельского разрабатываются программы для подготовки специалистов с соответствующими компетенциями, ведется работа по организации обучения моряков, научных сотрудников и студентов, в том числе для работы и исследований в полярных водах. В университете для этого есть хороший задел.

В настоящее время в вузе ведется обучение по специальностям, которые востребованы в судоходных и других компаниях. Прежде всего это плавательные специальности для дизельного ледокольного флота, транспортных судов и судов сопровождения.

Это традиционная ниша МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Практически все дипломированные специалисты ледокольного флота, базирующегося во Владивостоке и работающего в Восточном секторе Арктики, являются выпускниками университета и повышают у нас квалификацию в дальнейшем.

Безаварийная работа будущих моряков начинается с первого шага – с профессионального отбора абитуриентов на плавательные специальности, а затем и курсантов в соответствии с психофизическими данными, необходимыми для производственной деятельности в экстремальных условиях моря. В этом направлении в МГУ им. адм. Г.И. Невельского ведется целенаправленная научно-исследовательская работа ученых-психологов Морского гуманитарного института, которая получила высокую оценку на Всероссийской научно-практической конференции «Профориентация: вопросы теории и практики», проходившей в этом году в г. Хабаровске. На ней был представлен разработанный психодиагностический профориентационный комплекс «Абитуриент», в котором проведен анализ психологического тестирования будущих курсантов за последние 10 лет.

Инновационная психодиагностическая методика реализуется в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на базе научно-исследовательской лаборатории морской психологии Морского гуманитарного института, особенно актуальна сейчас из-за повышения профессиональных требований к «человеческому капиталу». Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. и Манильские поправки 2010 г. к Конвенции ПДНВ ставят перед судоходной отраслью вопросы повышения качества подготовки моряков по ряду аспектов, связанных и с психофизиологическими проблемами, что особенно важно в условиях ледового плавания.

В 2017 году вступит в силу Полярный кодекс, и к его требованиям нужно заранее подготовить будущих моряков, которые сейчас учатся в Морском университете, а также специалистов флота, проходящих обучение в нашем Региональном центре дополнительного морского профессионального образования.

Подготовку моряков к плаванию в ледовых условиях можно разделить на три составляющие: теоретический курс, практический личный опыт работы во льдах и обучение на тренажерах. Морской университет приступил к разработке программы и учебно-методических материалов для курсантов плавательных специальностей по дисциплине «Особенности плавания морского судна в полярных районах». На специальных кафедрах разработаны модули по специальным дисциплинам, отражающим особенности знаний, применительно к плаванию морских судов в полярных водах.

 

Тренажерная подготовка

В комплекс тренажерной подготовки курсантов вводятся программы «Работа судовой силовой установки в различных ледовых условиях при низких температурах воды и воздуха», «Организация и ведение радиосвязи в полярных водах», «Использование оборудования, предназначенного для работы в условиях Крайнего Севера при низких температурах», разработана программа «Использование ЭКНИС для обеспечения навигационной безопасности плавания судов в приполюсных районах». Запланирована модернизация тренажера управления судном с учетом увеличения библиотеки районов и моделей судов, необходимых для отработки задач полярного плавания.

Из практики известно, что для работы на судах, выполняющих рейсы в Арктику, будут закрепляться только те кадры, которые реально готовы к работе в этих условиях. Сейчас осуществляется индивидуальный отбор таких курсантов судоходными компаниями во время производственной практики, которые затем направляются для дополнительной теоретической и тренажерной подготовки для допуска к работе в полярных водах. В ближайшей перспективе планируется, что такая подготовка станет нормой для всех курсантов.

 

Комплексная подготовка

Хороший эффект дает принцип комплексной подготовки кадров, который реализуется в проекте Дальневосточного плавучего университета на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин». После переоборудования оно обрело дополнительную функцию научно-исследовательского судна. Работа Дальневосточного плавучего университета на судне «Профессор Хлюстин» сосредоточена на акваториях морей Восточного сектора Арктики и северо-западной части Тихого океана. Деятельность экспедиций осуществляется совместно с Русским географическим обществом, институтами Российской академии наук. Очень важно, что курсанты университета проходят на этом судне групповую плавательную практику в условиях полярного плавания, приобретают первичный опыт работы в арктических условиях, вовлекаются в серьезную научную работу с использованием самого современного оборудования. Некоторые из них продолжают начатые исследования после окончания университета, обучаясь в аспирантуре университета.

Учебно-научные экспедиции на судне «Профессор Хлюстин» стали уникальным полигоном для испытаний телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА), разработанных университетом совместно с Институтом проблем морских технологий ДВО РАН специально для работы в арктических условиях. Во время выполнения арктической экспедиции в 2013 году научные исследования проводились не только с помощью ТНПА, но и велась ледовая разведка с использованием квадрокоптера. А это уже практические шаги по использованию робототехники для разработки новых технологий для обеспечения безопасности мореплавания в высоких широтах.

В настоящее время идет подготовка к новой экспедиции Дальневосточного плавучего университета на борту УПС «Профессор Хлюстин». Выполнены полевые испытания квадрокоптера второго поколения, который будет использоваться для научных исследований в арктических широтах. Этот уникальный аппарат изготовлен по специальному заказу Морского университета на заводе в Ижевске и по характеристикам соответствует образцам мирового уровня в своем классе.

Создание образцов летательных и подводных аппаратов осуществляется в рамках выполнения работ по грантам РНФ «Разработка новых методов исследования и робототехнических комплексов для обеспечения безопасности судоходства, проведения оперативного мониторинга морских акваторий и подводной среды в Арктике» и ФЦП «Разработка аппаратно-программного комплекса для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Арктике». На беспилотном летательном аппарате установлен аппаратно-программный комплекс для измерения толщины льда и содержания углеводородов в морской воде.

В подготовительной работе к экспедиции занята большая группа студентов и аспирантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Среди них студент Морского института информационных технологий университета Денис Коровецкий, который занимается всей технической частью и управлением беспилотного летательного аппарата. Он руководит работами по установке комплекса для электромагнитного зондирования толщины льда, а исследованиями занимается лаборант сектора информационной безопасности научного образовательного центра автоматики и информационных технологий Научно-исследовательского института морского транспорта (НИИ морского транспорта) университета Алексей Перцев. Доктор физико-математических наук, профессор О.А. Букина руководит научной работой Алексея Перцева и Дениса Коровецкого.

В команде по выполнению этих испытаний аспирант Михаил Маркин, который работает под руководством старшего научного сотрудника НИИ морского транспорта В.П. Тихомирова. Аспирант Игорь Степочкин занят разработкой программного комплекса для измерения биооптических параметров морской воды под руководством заместителя директора НИИ морского транспорта университета П.А. Салюка.

 

Арктическая экспедиция

Арктическая экспедиция Дальневосточного плавучего университета 2015 года продолжит решение задач, начатых в предыдущей экспедиции: подготовку кадров для обеспечения грузоперевозок по Северному морскому пути; испытания информационно-измерительной системы, предназначенной для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности в Восточном секторе Арктики; проведение исследований в целях разработки концепции развития береговой инфраструктуры Восточного сектора Арктики для обеспечения эффективных грузовых перевозок по Северному морскому пути; проведение научно-образовательных мероприятий Дальневосточного плавучего университета в портах заходов.

Планируется выполнить работы по метеоизмерениям с судовой метеостанции; сверить локальные судовые измерения с данными, полученными со спутников (толщина льда, наличие нефтяных загрязнений на морской поверхности); провести мониторинг ледовой обстановки с использованием малогабаритного беспилотного летательного аппарата и аппаратно-программных комплексов, установленных на нем, и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов; скорректировать спутниковые ледовые карты с картами, полученными от Администрации Северного морского пути по оперативным измерениям с судна; провести экологический мониторинг морской воды вокруг судна, определить состояние фитопланктонных сообществ и идентифицировать потенциальные разливы углеводородов. К этим работам будут активно привлекаться курсанты университета, проходящие групповую практику на УПС «Профессор Хлюстин».

Для выполнения научных исследований в экспедиции будет использоваться современное научное оборудование, в том числе экспериментальный макет погружного лазерного спектрометра для регистрации растворенных углеводородов нефти в морской воде, измерения концентрации хлорофилла А и растворенного органического вещества, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «МАКС-300», автономный необитаемый подводный аппарат, мультикоптер и квадрокоптер.

Младший научный сотрудник университета И.О. Букин, получивший грант РФФИ на исследование взаимодействия лазерного излучения с веществом и биологическими объектами, присутствующими в воде в различных формах, включая клетки фитопланктона, метанотрофы, растворенные углеводороды нефти, сможет реализовать свои идеи на аппаратно-программном комплексе – экспериментальном погружном лазерном спектрометре. Он будет использоваться для изучения подводной среды дальневосточных и арктических морей.

Экспедиция 2015 года Дальневосточного плавучего университета, бренд, который широко известен без малого двадцать лет, пройдет под эгидой Русского географического общества и обещает быть продуктивным своими новыми открытиями.

Пожелаем всем участникам экспедиции счастливого плавания!

 

Морские вести России №9 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf Перспективные суда этого типа способны выполнять задачи патрулирования, контроля судоходства, защиты...

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док Исполнителем работ выступает филиал «35 судоремонтный завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка» в Рос...

Российская экономика

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018 Эксперты обсудили вопросы международного сотрудничества в области рыболовства в условиях изменения к...

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский Компания совладельца банка «Восточный» Артема Аветисяна стала первым резидентом специального админис...

Транспортная политика

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ Банк мог бы принять участие в реализации проектов строительства железных дорог (включая ВСМ)...

Морские порты

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн.

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн. «Восточная горнорудная компания», под управлением которой работают «Солнцевский угольный разрез» и...




Морской транспорт

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге Обсуждается вопрос строительства второго парома,  за счет средств федерального бюджета

Новый газовоз для Ямала

Новый газовоз для Ямала Для проекта «Ямал СПГ»  строится еще два аналогичных судна.

Речной транспорт

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ Доставка такого груза – сложнейшая трудоемкая операция, связанная с множеством особенностей судоходс...

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет До конца сентября судам ЕРП предстоит перевезти из Лесосибирска в Дудинку порядка 12 тысяч кубометро...

Ж/Д транспорт

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30%

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30% Для нужд объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в регионе, за 8 месяцев отправлено ...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта Ялта – ворота летнего отдыха полуострова, главный курорт Крыма. Именно здесь предпочитает отдыхать б...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...