Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Заготовка и экспорт круглого леса в России

Грузовая база
Заготовка и экспорт круглого леса в России

Последние несколько лет в развитии лесной отрасли России отмечены ростом производства круглого леса и снижением его экспорта. Отдавая приоритет развитию собственной переработки древесины, страна постепенно утрачивает позиции крупнейшего мирового поставщика необработанной древесины. В дальнейшем эти тенденции продолжатся. Согласно экспертным прогнозам производство леса к 2030 году вырастет с нынешних 180 млн до 300 млн кубометров, а доля экспорта в производстве снизится с 10% до менее 8%. Приоритетным экспортным направлением при этом станут страны Европы.

Татьяна Дмитриева

 

Рост производства и снижение экспорта

В 2013 году по сравнению с 2005 годом выпуск промышленного (делового) круглого леса в России увеличился примерно на треть, но этот рост был неравномерным. В 2009 году наблюдалось заметное снижение показателя, за последующие пять лет объемы заготовки круглого леса были не только восстановлены, но и увеличены за счет роста на 21% в 2010 году и 30%-ного роста в 2012 году (рис. 1). В 2013 году производство увеличилось на 2%.

В 2013 году Россия заготовила 180,4 млн кубометров круглого леса, что составило 11% мирового производства. По этому показателю страна заняла второе место в мире после США (17%). Другими крупнейшими мировыми производителями древесины выступают Канада, Бразилия, Китай (по 9% мирового производства), Швеция и Индонезия (по 4%), Индия и Финляндия (по 3%), Германия (2%). Из наиболее заметных тенденций лесозаготовки в странах-лидерах за последние годы можно отметить существенное снижение заготовок круглого леса в США (только в 2007-2009 годах объемы упали на треть) и рост в Китае (в конце 2000-х годов заготовка круглого леса ежегодно росла на 5-10%, но к настоящему времени пик интенсивного роста пройден).

В отличие от динамики производства круглого леса его экспорт из России в последние годы планомерно снижается. Так, в период 2007-2013 годов объемы вывоза круглого леса сократились более чем в 2,5 раза, а доля экспорта в производстве снизилась с 30% до 10% (рис. 1). Это было обусловлено введением ограничений на экспорт круглого леса со стороны государства, продиктованных в свою очередь необходимостью достижения стратегической задачи по развитию глубокой деревопереработки на территории страны.

 

Рис. 1. Производство и экспорт круглого леса в России, 2005-2013 гг.

Источник: FAOSTAT

 

Повышение экспортных пошлин на экспорт круглого леса началось в 2007 году: пошлины выросли с 6,5% до 20% стоимости сырья, а в 2008 году ставка выросла до 25%. В 2008 году экспортные поставки круглого леса упали на 25%, в 2009 году – еще на 40%. Одновременно со снижением экспорта круглого леса стал расти экспорт пиломатериалов, поскольку таможенные пошлины на вывоз распиленной древесины были значительно меньше. Впрочем, как отмечают эксперты, увеличение экспорта российских пиломатериалов не смогло компенсировать потерь от снижения экспорта круглого леса.

Сокращение оборота лесных грузов сразу же ощутили на себе транспортники: объем перевозок лесной продукции РЖД в 2009 году упал на 55%, на порядок сократился и объем перевалки леса через порты (к примеру, только в Большом порту Санкт-Петербург объемы перевалки леса по сравнению с предыдущим годом упали в 7 раз).

В связи со значительным падением экспорта древесины на фоне финансового кризиса был наложен мораторий на повышение экспортных пошлин на лес-кругляк, который действовал до 2011 года. Предполагалось, что после снятия моратория экспортные пошлины вновь будут повышаться, но вступив в 2012 году в ВТО, Россия была вынуждена скорректировать пошлины в сторону снижения в соответствии с требованиями этой организации, а также ввести экспортные квоты на поставки леса за рубеж.

Согласно принятому в июле 2012 года Постановлению Правительства РФ №756 на экспорт древесины ели и сосны были введены квоты, в рамках которых действовали пониженные пошлины (13% и 15% соответственно). Вне квот на древесину сосны обыкновенной и ели обыкновенной вводилась заградительная пошлина в размере 80%. На прочие виды сосны и ели, а также на лиственницу продолжали действовать прежние пошлины (25%). При этом для древесины сосны и лиственницы были введены новые коды ТН ВЭД в зависимости от диаметра. Пошлина на необработанную древесину березы была установлена в размере 7% вне зависимости от диаметра древесины.

Новые правила экспорта круглого леса привели к некоторому повышению физических объемов экспорта в 2013 году, но снизили показатель в стоимостном выражении, что обусловлено изменением породной структуры экспортируемых лесоматериалов: доля лиственных пород в объеме экспорта выросла, а хвойных, наоборот, сократилась. В целом в 2007-2013 годах, по оценкам экспертов Lesprom Network, из-за ограничений экспорта круглого леса недополученный доход от экспорта составил порядка $30 млрд.

Впрочем, несмотря на эти тенденции Россия продолжает удерживать мировое лидерство по поставкам круглого леса. Но если в 2005-2007 годах по объемам экспорта наша страна превосходила любого другого экспортера минимум вчетверо, то к 2013 году объемы «кругляка», поставляемые на мировой рынок тремя лидерами – Россией, Новой Зеландией и США, – практически сравнялись: на первую пришлось 14% мировых поставок, на вторую и третью – по 13%.

В 2014 году сложились благоприятные условия для роста поставок российского леса на экспорт. Уже в первом полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года отгрузки увеличились на 16%. Во второй половине 2014 года из-за роста евро и доллара российский лес стал выгоднее для иностранного покупателя, что оказало дополнительное стимулирующее влияние на рост экспорта. Вместе с тем выросли цены на лесосырье на внутреннем рынке, что снизило его доступность для отечественных потребителей и способствовало нарастанию дефицита.

 

Европейский вектор экспорта

Основным импортером российского круглого леса традиционно выступает Китай. В 2013 году на него пришлось более половины всех экспортных поставок (рис. 2). Вместе с тем Китай постепенно снижает ввоз круглого леса из России и диверсифицирует импортные поставки. Так, в 2013 году объемы поставок круглой древесины из России в Китай упали на 11% по сравнению с предыдущим годом, а доля российской продукции в китайском импорте составила 22% (в 2005 году этот показатель доходил до 80%). В итоге Россия впервые уступила первенство Новой Зеландии, которая к 2013 году заняла 25,5% всего объема китайского импорта необработанного леса. Также растут поставки леса в Китай из Северной Америки, прежде всего из Канады.

 

Рис. 2. Географическая структура экспорта российского круглого леса в 2013 г.

Источник: данные Росстата, «Лес Онлайн»

 

Россия постепенно теряет позиции на рынках древесины и других стран Азии: в 2013 году снизился экспорт в Южную Корею и Японию (на 3% и 9% соответственно). Однако эксперты отмечают, что потребности в лесных ресурсах на территории Китая и в других странах Азии впредь будут оставаться высокими не только в силу ограниченности лесных ресурсов, но и политики, проводимой этими государствами в отрасли.

К примеру, в Китае с апреля 2014 года введен полный запрет на коммерческую рубку естественного леса в горах Северо-Восточного Китая, причем в будущем эта практика может быть поэтапно распространена и на другие крупные лесные базы страны. Иными словами, активно расходовать собственные лесные ресурсы Китай не планирует и ориентируется в первую очередь на импортные поставки. Но уверенности в том, что основную часть этого импорта в будущем сможет обеспечивать Россия, уже нет.

Одновременно с сокращением экспорта российского круглого леса в Азию увеличиваются его объемы в европейском направлении. В 2013 году экспорт «кругляка» в Финляндию – второго стратегического партнера России по поставкам древесины – вырос в полтора раза, также существенно увеличились поставки в Швецию и Германию. Сейчас около трети российского круглого леса уходит в Финляндию, значительный объем поставок объясняется традиционными отраслевыми связями двух стран: в Финляндии находятся крупнейшие в Европе деревообрабатывающие концерны, у которых имеются крупные совместные проекты с Северо-Западным регионом России.

По мнению экспертов «Лес Онлайн», наблюдаемый сегодня рост экспорта в Финляндию также связан с тем, что у финских компаний есть налаженные каналы сбыта внутри страны с гарантированными заказами. Кроме того, финские покупатели леса зачастую являются посредниками и покупают материалы для последующей перепродажи их на рынках других европейских стран. Аналитики полагают, что санкции не должны снизить экспорт российской древесины в Финляндию, поскольку, во-первых, страна сама недавно настаивала на снижении Россией экспортных пошлин, во-вторых, средняя цена поставок российского леса в Финляндию в 2013 году была самой низкой, и отказаться от большого объема дешевого сырья означало бы поставить под удар национальную лесопереработку.

 

Игроки рынка и попытки интенсификации

Заготовка круглого леса ведется как отдельными предприятиями, так и лесозаготовительными подразделениями, входящими в состав вертикально интегрированных холдингов и удовлетворяющих 40-60% их сырьевых потребностей. «Вертикализация» и консолидация лесной отрасли стали заметными тенденциями в ее развитии за последние годы. Как отмечают эксперты, такой путь в отличие от развития небольших обособленных лесозаготовительных производств дает возможность оснастить лесозаготовку современной высокопроизводительной техникой и привлечь финансовые ресурсы для модернизации производства. Кроме того, отдельные лесопромышленные холдинги становятся частями крупнейших корпораций. К примеру, в 2014 году карельский лесопромышленный холдинг «Инвестлеспром» приобрела АФК «Система».

В «большую тройку» лесопромышленных компаний России по объему выручки, согласно рейтингу журнала «Лесная индустрия», в 2013 году вошли группа «Илим», «Монди Сыктывкарский ЛПК» и Ilim Timber. К числу крупнейших компаний, имеющих в своем составе лесозаготовительные подразделения, также относятся группа «Свеза», «Архангельский ЦБК», ЗАО «Инвестлеспром», ОАО «Целлюлозо-бумажный комбинат «Волга», группа компаний «Титан», ООО «ЛПК «Континенталь Менеджмент», ЗАО «Северо-Западная лесопромышленная компания» (СЗЛК), RFP Group и другие.

В настоящее время многие компании – лидеры отрасли уже реализуют или заявляют о намерениях нарастить объемы лесозаготовки и увеличить инвестиции в этот сегмент, причем речь идет не только о стремлении расширить территории арендуемых лесных площадей, но и внедрить модель интенсивного (скандинавского) лесопользования, которая подразумевает целенаправленное выращивание лесов, уход за растущими деревьями (удобрение почв, рубки ухода, удаление «сорняков» и т.д.). Благодаря такой системе возраст созревания дерева до определенного диаметра ствола снижается со 100 до 80 лет, существенно повышается и качество древесины.

Так, группа «Илим» – главный «идеолог модели интенсивного лесопользования в России – рассматривает возможность ее внедрения в нескольких филиалах, где наиболее высока доля собственных заготовок. Также компанией проводится работа по проектированию лесного питомника. Но, как отмечают участники рынка, на пути к интенсивной модели лесопользования сегодня стоит действующее законодательство, ограничивающее срок аренды 49-ю годами, после которых право дальнейшей аренды выставляется на аукцион. В связи с этим сегодняшний арендатор не заинтересован в долгосрочном планировании, ведь его участок может перейти после торгов к другой компании.

Ключом к решению проблемы игроки рынка видят изменение нормативной базы лесного хозяйства. Представители заинтересованных ведомств – Рослесхоза, Минприроды и Минпромторга – неоднократно обсуждали этот вопрос, однако решений, способных кардинально изменить ситуацию, пока не принято. В ближайшее время планируется создать лишь экспериментальные кластеры интенсивного лесопользования, которые должны стать «точками роста» отрасли и способствовать распространению этой практики на другие лесные территории.

 

Прогноз производства и экспорта

Согласно «Прогнозу развития лесного сектора РФ до 2030 года», подготовленного Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO), производство круглого леса в России увеличится в 1,7 раза по сравнению с 2013 годом и к 2030 году составит более 300 млн кубометров по инновационному сценарию.

Эксперты полагают, что основной прирост производства «кругляка» пойдет на нужды внутреннего потребления: к 2030 году потребление круглого леса внутри страны достигнет 278,4 млн кубометров, экспорт же увеличится незначительно и составит 22,8 млн кубометров, то есть не превысит показатель докризисного 2008 года. Доля экспорта в производстве круглого леса сократится с нынешних 10% до менее 8%.

Подобный прогноз основан на ожидаемых тенденциях развития отечественной лесной отрасли – главным образом на расширении внутреннего потребления круглого леса за счет реализации приоритетных инвестиционных проектов и вынужденном ограничении экспорта.

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...