Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Заготовка и экспорт круглого леса в России

Грузовая база
Заготовка и экспорт круглого леса в России

Последние несколько лет в развитии лесной отрасли России отмечены ростом производства круглого леса и снижением его экспорта. Отдавая приоритет развитию собственной переработки древесины, страна постепенно утрачивает позиции крупнейшего мирового поставщика необработанной древесины. В дальнейшем эти тенденции продолжатся. Согласно экспертным прогнозам производство леса к 2030 году вырастет с нынешних 180 млн до 300 млн кубометров, а доля экспорта в производстве снизится с 10% до менее 8%. Приоритетным экспортным направлением при этом станут страны Европы.

Татьяна Дмитриева

 

Рост производства и снижение экспорта

В 2013 году по сравнению с 2005 годом выпуск промышленного (делового) круглого леса в России увеличился примерно на треть, но этот рост был неравномерным. В 2009 году наблюдалось заметное снижение показателя, за последующие пять лет объемы заготовки круглого леса были не только восстановлены, но и увеличены за счет роста на 21% в 2010 году и 30%-ного роста в 2012 году (рис. 1). В 2013 году производство увеличилось на 2%.

В 2013 году Россия заготовила 180,4 млн кубометров круглого леса, что составило 11% мирового производства. По этому показателю страна заняла второе место в мире после США (17%). Другими крупнейшими мировыми производителями древесины выступают Канада, Бразилия, Китай (по 9% мирового производства), Швеция и Индонезия (по 4%), Индия и Финляндия (по 3%), Германия (2%). Из наиболее заметных тенденций лесозаготовки в странах-лидерах за последние годы можно отметить существенное снижение заготовок круглого леса в США (только в 2007-2009 годах объемы упали на треть) и рост в Китае (в конце 2000-х годов заготовка круглого леса ежегодно росла на 5-10%, но к настоящему времени пик интенсивного роста пройден).

В отличие от динамики производства круглого леса его экспорт из России в последние годы планомерно снижается. Так, в период 2007-2013 годов объемы вывоза круглого леса сократились более чем в 2,5 раза, а доля экспорта в производстве снизилась с 30% до 10% (рис. 1). Это было обусловлено введением ограничений на экспорт круглого леса со стороны государства, продиктованных в свою очередь необходимостью достижения стратегической задачи по развитию глубокой деревопереработки на территории страны.

 

Рис. 1. Производство и экспорт круглого леса в России, 2005-2013 гг.

Источник: FAOSTAT

 

Повышение экспортных пошлин на экспорт круглого леса началось в 2007 году: пошлины выросли с 6,5% до 20% стоимости сырья, а в 2008 году ставка выросла до 25%. В 2008 году экспортные поставки круглого леса упали на 25%, в 2009 году – еще на 40%. Одновременно со снижением экспорта круглого леса стал расти экспорт пиломатериалов, поскольку таможенные пошлины на вывоз распиленной древесины были значительно меньше. Впрочем, как отмечают эксперты, увеличение экспорта российских пиломатериалов не смогло компенсировать потерь от снижения экспорта круглого леса.

Сокращение оборота лесных грузов сразу же ощутили на себе транспортники: объем перевозок лесной продукции РЖД в 2009 году упал на 55%, на порядок сократился и объем перевалки леса через порты (к примеру, только в Большом порту Санкт-Петербург объемы перевалки леса по сравнению с предыдущим годом упали в 7 раз).

В связи со значительным падением экспорта древесины на фоне финансового кризиса был наложен мораторий на повышение экспортных пошлин на лес-кругляк, который действовал до 2011 года. Предполагалось, что после снятия моратория экспортные пошлины вновь будут повышаться, но вступив в 2012 году в ВТО, Россия была вынуждена скорректировать пошлины в сторону снижения в соответствии с требованиями этой организации, а также ввести экспортные квоты на поставки леса за рубеж.

Согласно принятому в июле 2012 года Постановлению Правительства РФ №756 на экспорт древесины ели и сосны были введены квоты, в рамках которых действовали пониженные пошлины (13% и 15% соответственно). Вне квот на древесину сосны обыкновенной и ели обыкновенной вводилась заградительная пошлина в размере 80%. На прочие виды сосны и ели, а также на лиственницу продолжали действовать прежние пошлины (25%). При этом для древесины сосны и лиственницы были введены новые коды ТН ВЭД в зависимости от диаметра. Пошлина на необработанную древесину березы была установлена в размере 7% вне зависимости от диаметра древесины.

Новые правила экспорта круглого леса привели к некоторому повышению физических объемов экспорта в 2013 году, но снизили показатель в стоимостном выражении, что обусловлено изменением породной структуры экспортируемых лесоматериалов: доля лиственных пород в объеме экспорта выросла, а хвойных, наоборот, сократилась. В целом в 2007-2013 годах, по оценкам экспертов Lesprom Network, из-за ограничений экспорта круглого леса недополученный доход от экспорта составил порядка $30 млрд.

Впрочем, несмотря на эти тенденции Россия продолжает удерживать мировое лидерство по поставкам круглого леса. Но если в 2005-2007 годах по объемам экспорта наша страна превосходила любого другого экспортера минимум вчетверо, то к 2013 году объемы «кругляка», поставляемые на мировой рынок тремя лидерами – Россией, Новой Зеландией и США, – практически сравнялись: на первую пришлось 14% мировых поставок, на вторую и третью – по 13%.

В 2014 году сложились благоприятные условия для роста поставок российского леса на экспорт. Уже в первом полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года отгрузки увеличились на 16%. Во второй половине 2014 года из-за роста евро и доллара российский лес стал выгоднее для иностранного покупателя, что оказало дополнительное стимулирующее влияние на рост экспорта. Вместе с тем выросли цены на лесосырье на внутреннем рынке, что снизило его доступность для отечественных потребителей и способствовало нарастанию дефицита.

 

Европейский вектор экспорта

Основным импортером российского круглого леса традиционно выступает Китай. В 2013 году на него пришлось более половины всех экспортных поставок (рис. 2). Вместе с тем Китай постепенно снижает ввоз круглого леса из России и диверсифицирует импортные поставки. Так, в 2013 году объемы поставок круглой древесины из России в Китай упали на 11% по сравнению с предыдущим годом, а доля российской продукции в китайском импорте составила 22% (в 2005 году этот показатель доходил до 80%). В итоге Россия впервые уступила первенство Новой Зеландии, которая к 2013 году заняла 25,5% всего объема китайского импорта необработанного леса. Также растут поставки леса в Китай из Северной Америки, прежде всего из Канады.

 

Рис. 2. Географическая структура экспорта российского круглого леса в 2013 г.

Источник: данные Росстата, «Лес Онлайн»

 

Россия постепенно теряет позиции на рынках древесины и других стран Азии: в 2013 году снизился экспорт в Южную Корею и Японию (на 3% и 9% соответственно). Однако эксперты отмечают, что потребности в лесных ресурсах на территории Китая и в других странах Азии впредь будут оставаться высокими не только в силу ограниченности лесных ресурсов, но и политики, проводимой этими государствами в отрасли.

К примеру, в Китае с апреля 2014 года введен полный запрет на коммерческую рубку естественного леса в горах Северо-Восточного Китая, причем в будущем эта практика может быть поэтапно распространена и на другие крупные лесные базы страны. Иными словами, активно расходовать собственные лесные ресурсы Китай не планирует и ориентируется в первую очередь на импортные поставки. Но уверенности в том, что основную часть этого импорта в будущем сможет обеспечивать Россия, уже нет.

Одновременно с сокращением экспорта российского круглого леса в Азию увеличиваются его объемы в европейском направлении. В 2013 году экспорт «кругляка» в Финляндию – второго стратегического партнера России по поставкам древесины – вырос в полтора раза, также существенно увеличились поставки в Швецию и Германию. Сейчас около трети российского круглого леса уходит в Финляндию, значительный объем поставок объясняется традиционными отраслевыми связями двух стран: в Финляндии находятся крупнейшие в Европе деревообрабатывающие концерны, у которых имеются крупные совместные проекты с Северо-Западным регионом России.

По мнению экспертов «Лес Онлайн», наблюдаемый сегодня рост экспорта в Финляндию также связан с тем, что у финских компаний есть налаженные каналы сбыта внутри страны с гарантированными заказами. Кроме того, финские покупатели леса зачастую являются посредниками и покупают материалы для последующей перепродажи их на рынках других европейских стран. Аналитики полагают, что санкции не должны снизить экспорт российской древесины в Финляндию, поскольку, во-первых, страна сама недавно настаивала на снижении Россией экспортных пошлин, во-вторых, средняя цена поставок российского леса в Финляндию в 2013 году была самой низкой, и отказаться от большого объема дешевого сырья означало бы поставить под удар национальную лесопереработку.

 

Игроки рынка и попытки интенсификации

Заготовка круглого леса ведется как отдельными предприятиями, так и лесозаготовительными подразделениями, входящими в состав вертикально интегрированных холдингов и удовлетворяющих 40-60% их сырьевых потребностей. «Вертикализация» и консолидация лесной отрасли стали заметными тенденциями в ее развитии за последние годы. Как отмечают эксперты, такой путь в отличие от развития небольших обособленных лесозаготовительных производств дает возможность оснастить лесозаготовку современной высокопроизводительной техникой и привлечь финансовые ресурсы для модернизации производства. Кроме того, отдельные лесопромышленные холдинги становятся частями крупнейших корпораций. К примеру, в 2014 году карельский лесопромышленный холдинг «Инвестлеспром» приобрела АФК «Система».

В «большую тройку» лесопромышленных компаний России по объему выручки, согласно рейтингу журнала «Лесная индустрия», в 2013 году вошли группа «Илим», «Монди Сыктывкарский ЛПК» и Ilim Timber. К числу крупнейших компаний, имеющих в своем составе лесозаготовительные подразделения, также относятся группа «Свеза», «Архангельский ЦБК», ЗАО «Инвестлеспром», ОАО «Целлюлозо-бумажный комбинат «Волга», группа компаний «Титан», ООО «ЛПК «Континенталь Менеджмент», ЗАО «Северо-Западная лесопромышленная компания» (СЗЛК), RFP Group и другие.

В настоящее время многие компании – лидеры отрасли уже реализуют или заявляют о намерениях нарастить объемы лесозаготовки и увеличить инвестиции в этот сегмент, причем речь идет не только о стремлении расширить территории арендуемых лесных площадей, но и внедрить модель интенсивного (скандинавского) лесопользования, которая подразумевает целенаправленное выращивание лесов, уход за растущими деревьями (удобрение почв, рубки ухода, удаление «сорняков» и т.д.). Благодаря такой системе возраст созревания дерева до определенного диаметра ствола снижается со 100 до 80 лет, существенно повышается и качество древесины.

Так, группа «Илим» – главный «идеолог модели интенсивного лесопользования в России – рассматривает возможность ее внедрения в нескольких филиалах, где наиболее высока доля собственных заготовок. Также компанией проводится работа по проектированию лесного питомника. Но, как отмечают участники рынка, на пути к интенсивной модели лесопользования сегодня стоит действующее законодательство, ограничивающее срок аренды 49-ю годами, после которых право дальнейшей аренды выставляется на аукцион. В связи с этим сегодняшний арендатор не заинтересован в долгосрочном планировании, ведь его участок может перейти после торгов к другой компании.

Ключом к решению проблемы игроки рынка видят изменение нормативной базы лесного хозяйства. Представители заинтересованных ведомств – Рослесхоза, Минприроды и Минпромторга – неоднократно обсуждали этот вопрос, однако решений, способных кардинально изменить ситуацию, пока не принято. В ближайшее время планируется создать лишь экспериментальные кластеры интенсивного лесопользования, которые должны стать «точками роста» отрасли и способствовать распространению этой практики на другие лесные территории.

 

Прогноз производства и экспорта

Согласно «Прогнозу развития лесного сектора РФ до 2030 года», подготовленного Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO), производство круглого леса в России увеличится в 1,7 раза по сравнению с 2013 годом и к 2030 году составит более 300 млн кубометров по инновационному сценарию.

Эксперты полагают, что основной прирост производства «кругляка» пойдет на нужды внутреннего потребления: к 2030 году потребление круглого леса внутри страны достигнет 278,4 млн кубометров, экспорт же увеличится незначительно и составит 22,8 млн кубометров, то есть не превысит показатель докризисного 2008 года. Доля экспорта в производстве круглого леса сократится с нынешних 10% до менее 8%.

Подобный прогноз основан на ожидаемых тенденциях развития отечественной лесной отрасли – главным образом на расширении внутреннего потребления круглого леса за счет реализации приоритетных инвестиционных проектов и вынужденном ограничении экспорта.

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Майское столкновение сухогрузов на реке Лена будет расследоваться в рамках уголовного дела о нарушении правил безопасности движения

Майское столкновение сухогрузов на реке Лена будет расследоваться в рамках уголовного дела о нарушении правил безопасности движения Уголовное дело возбуждено по факту столкновения двух грузовых судов на реке Лена в Иркутской области...

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр»

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр» Новейший малый ракетный корабль Черноморского флота РФ «Вышний Волочек» с крылатыми ракетами «Калибр...

Российская экономика

Россия и Гвинея планируют подписать соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства

Россия и Гвинея планируют подписать соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства Россия и Гвинея планируют подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в области рыбно...

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство Решение о механизме распределения квот на вылов крабов пока не принято, рассматриваются два варианта...

Транспортная политика

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы В ответ на требования ФСБ прекратить перевозку рыбы иностранными судами Росрыбловство предложило пер...

Морские порты

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года В I полугодии 2018 года на реализацию социальной программы АО »Таганрогский морской торговый порт» &...




Морской транспорт

Южнокорейское судостроение - мировой лидер по итогам июля

Южнокорейское судостроение - мировой лидер по итогам июля Агентство Рёнхап сообщает, что по итогам июля 2018 года судостроительным предприятиям Южной Кореи уд...

«Ингосстрах» выплатил более 45 млн рублей в связи с пожаром на судне «Одиссей-1»

«Ингосстрах» выплатил более 45 млн рублей в связи с пожаром на судне «Одиссей-1» Страховая компания «Ингосстрах» выплатила возмещение в размере более 45 млн рублей владельцам судна ...

Речной транспорт

Омский речной порт погасил более 7,5 млн рублей задолженности по зарплате после вмешательства прокуроров

Омский речной порт погасил более 7,5 млн рублей задолженности по зарплате после вмешательства прокуроров Омская транспортная прокуратура выявила нарушения трудового законодательства в ОАО «Омский речной по...

«Окская судоверфь» спустила на воду шестую несамоходную наливную баржу «Белмакс 6»

«Окская судоверфь» спустила на воду шестую несамоходную наливную баржу «Белмакс 6» АО «Окская судоверфь» (г.Навашино, Нижегородская область, входит в UCL Holding) спустило на ...

Ж/Д транспорт

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» может принять решение о возможной продаже части акций логистической...

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД), которое в настоящее время дотируется из бюджета, план...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...