Заготовка и экспорт круглого леса в России

Грузовая база
Заготовка и экспорт круглого леса в России

Последние несколько лет в развитии лесной отрасли России отмечены ростом производства круглого леса и снижением его экспорта. Отдавая приоритет развитию собственной переработки древесины, страна постепенно утрачивает позиции крупнейшего мирового поставщика необработанной древесины. В дальнейшем эти тенденции продолжатся. Согласно экспертным прогнозам производство леса к 2030 году вырастет с нынешних 180 млн до 300 млн кубометров, а доля экспорта в производстве снизится с 10% до менее 8%. Приоритетным экспортным направлением при этом станут страны Европы.

Татьяна Дмитриева

 

Рост производства и снижение экспорта

В 2013 году по сравнению с 2005 годом выпуск промышленного (делового) круглого леса в России увеличился примерно на треть, но этот рост был неравномерным. В 2009 году наблюдалось заметное снижение показателя, за последующие пять лет объемы заготовки круглого леса были не только восстановлены, но и увеличены за счет роста на 21% в 2010 году и 30%-ного роста в 2012 году (рис. 1). В 2013 году производство увеличилось на 2%.

В 2013 году Россия заготовила 180,4 млн кубометров круглого леса, что составило 11% мирового производства. По этому показателю страна заняла второе место в мире после США (17%). Другими крупнейшими мировыми производителями древесины выступают Канада, Бразилия, Китай (по 9% мирового производства), Швеция и Индонезия (по 4%), Индия и Финляндия (по 3%), Германия (2%). Из наиболее заметных тенденций лесозаготовки в странах-лидерах за последние годы можно отметить существенное снижение заготовок круглого леса в США (только в 2007-2009 годах объемы упали на треть) и рост в Китае (в конце 2000-х годов заготовка круглого леса ежегодно росла на 5-10%, но к настоящему времени пик интенсивного роста пройден).

В отличие от динамики производства круглого леса его экспорт из России в последние годы планомерно снижается. Так, в период 2007-2013 годов объемы вывоза круглого леса сократились более чем в 2,5 раза, а доля экспорта в производстве снизилась с 30% до 10% (рис. 1). Это было обусловлено введением ограничений на экспорт круглого леса со стороны государства, продиктованных в свою очередь необходимостью достижения стратегической задачи по развитию глубокой деревопереработки на территории страны.

 

Рис. 1. Производство и экспорт круглого леса в России, 2005-2013 гг.

Источник: FAOSTAT

 

Повышение экспортных пошлин на экспорт круглого леса началось в 2007 году: пошлины выросли с 6,5% до 20% стоимости сырья, а в 2008 году ставка выросла до 25%. В 2008 году экспортные поставки круглого леса упали на 25%, в 2009 году – еще на 40%. Одновременно со снижением экспорта круглого леса стал расти экспорт пиломатериалов, поскольку таможенные пошлины на вывоз распиленной древесины были значительно меньше. Впрочем, как отмечают эксперты, увеличение экспорта российских пиломатериалов не смогло компенсировать потерь от снижения экспорта круглого леса.

Сокращение оборота лесных грузов сразу же ощутили на себе транспортники: объем перевозок лесной продукции РЖД в 2009 году упал на 55%, на порядок сократился и объем перевалки леса через порты (к примеру, только в Большом порту Санкт-Петербург объемы перевалки леса по сравнению с предыдущим годом упали в 7 раз).

В связи со значительным падением экспорта древесины на фоне финансового кризиса был наложен мораторий на повышение экспортных пошлин на лес-кругляк, который действовал до 2011 года. Предполагалось, что после снятия моратория экспортные пошлины вновь будут повышаться, но вступив в 2012 году в ВТО, Россия была вынуждена скорректировать пошлины в сторону снижения в соответствии с требованиями этой организации, а также ввести экспортные квоты на поставки леса за рубеж.

Согласно принятому в июле 2012 года Постановлению Правительства РФ №756 на экспорт древесины ели и сосны были введены квоты, в рамках которых действовали пониженные пошлины (13% и 15% соответственно). Вне квот на древесину сосны обыкновенной и ели обыкновенной вводилась заградительная пошлина в размере 80%. На прочие виды сосны и ели, а также на лиственницу продолжали действовать прежние пошлины (25%). При этом для древесины сосны и лиственницы были введены новые коды ТН ВЭД в зависимости от диаметра. Пошлина на необработанную древесину березы была установлена в размере 7% вне зависимости от диаметра древесины.

Новые правила экспорта круглого леса привели к некоторому повышению физических объемов экспорта в 2013 году, но снизили показатель в стоимостном выражении, что обусловлено изменением породной структуры экспортируемых лесоматериалов: доля лиственных пород в объеме экспорта выросла, а хвойных, наоборот, сократилась. В целом в 2007-2013 годах, по оценкам экспертов Lesprom Network, из-за ограничений экспорта круглого леса недополученный доход от экспорта составил порядка $30 млрд.

Впрочем, несмотря на эти тенденции Россия продолжает удерживать мировое лидерство по поставкам круглого леса. Но если в 2005-2007 годах по объемам экспорта наша страна превосходила любого другого экспортера минимум вчетверо, то к 2013 году объемы «кругляка», поставляемые на мировой рынок тремя лидерами – Россией, Новой Зеландией и США, – практически сравнялись: на первую пришлось 14% мировых поставок, на вторую и третью – по 13%.

В 2014 году сложились благоприятные условия для роста поставок российского леса на экспорт. Уже в первом полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года отгрузки увеличились на 16%. Во второй половине 2014 года из-за роста евро и доллара российский лес стал выгоднее для иностранного покупателя, что оказало дополнительное стимулирующее влияние на рост экспорта. Вместе с тем выросли цены на лесосырье на внутреннем рынке, что снизило его доступность для отечественных потребителей и способствовало нарастанию дефицита.

 

Европейский вектор экспорта

Основным импортером российского круглого леса традиционно выступает Китай. В 2013 году на него пришлось более половины всех экспортных поставок (рис. 2). Вместе с тем Китай постепенно снижает ввоз круглого леса из России и диверсифицирует импортные поставки. Так, в 2013 году объемы поставок круглой древесины из России в Китай упали на 11% по сравнению с предыдущим годом, а доля российской продукции в китайском импорте составила 22% (в 2005 году этот показатель доходил до 80%). В итоге Россия впервые уступила первенство Новой Зеландии, которая к 2013 году заняла 25,5% всего объема китайского импорта необработанного леса. Также растут поставки леса в Китай из Северной Америки, прежде всего из Канады.

 

Рис. 2. Географическая структура экспорта российского круглого леса в 2013 г.

Источник: данные Росстата, «Лес Онлайн»

 

Россия постепенно теряет позиции на рынках древесины и других стран Азии: в 2013 году снизился экспорт в Южную Корею и Японию (на 3% и 9% соответственно). Однако эксперты отмечают, что потребности в лесных ресурсах на территории Китая и в других странах Азии впредь будут оставаться высокими не только в силу ограниченности лесных ресурсов, но и политики, проводимой этими государствами в отрасли.

К примеру, в Китае с апреля 2014 года введен полный запрет на коммерческую рубку естественного леса в горах Северо-Восточного Китая, причем в будущем эта практика может быть поэтапно распространена и на другие крупные лесные базы страны. Иными словами, активно расходовать собственные лесные ресурсы Китай не планирует и ориентируется в первую очередь на импортные поставки. Но уверенности в том, что основную часть этого импорта в будущем сможет обеспечивать Россия, уже нет.

Одновременно с сокращением экспорта российского круглого леса в Азию увеличиваются его объемы в европейском направлении. В 2013 году экспорт «кругляка» в Финляндию – второго стратегического партнера России по поставкам древесины – вырос в полтора раза, также существенно увеличились поставки в Швецию и Германию. Сейчас около трети российского круглого леса уходит в Финляндию, значительный объем поставок объясняется традиционными отраслевыми связями двух стран: в Финляндии находятся крупнейшие в Европе деревообрабатывающие концерны, у которых имеются крупные совместные проекты с Северо-Западным регионом России.

По мнению экспертов «Лес Онлайн», наблюдаемый сегодня рост экспорта в Финляндию также связан с тем, что у финских компаний есть налаженные каналы сбыта внутри страны с гарантированными заказами. Кроме того, финские покупатели леса зачастую являются посредниками и покупают материалы для последующей перепродажи их на рынках других европейских стран. Аналитики полагают, что санкции не должны снизить экспорт российской древесины в Финляндию, поскольку, во-первых, страна сама недавно настаивала на снижении Россией экспортных пошлин, во-вторых, средняя цена поставок российского леса в Финляндию в 2013 году была самой низкой, и отказаться от большого объема дешевого сырья означало бы поставить под удар национальную лесопереработку.

 

Игроки рынка и попытки интенсификации

Заготовка круглого леса ведется как отдельными предприятиями, так и лесозаготовительными подразделениями, входящими в состав вертикально интегрированных холдингов и удовлетворяющих 40-60% их сырьевых потребностей. «Вертикализация» и консолидация лесной отрасли стали заметными тенденциями в ее развитии за последние годы. Как отмечают эксперты, такой путь в отличие от развития небольших обособленных лесозаготовительных производств дает возможность оснастить лесозаготовку современной высокопроизводительной техникой и привлечь финансовые ресурсы для модернизации производства. Кроме того, отдельные лесопромышленные холдинги становятся частями крупнейших корпораций. К примеру, в 2014 году карельский лесопромышленный холдинг «Инвестлеспром» приобрела АФК «Система».

В «большую тройку» лесопромышленных компаний России по объему выручки, согласно рейтингу журнала «Лесная индустрия», в 2013 году вошли группа «Илим», «Монди Сыктывкарский ЛПК» и Ilim Timber. К числу крупнейших компаний, имеющих в своем составе лесозаготовительные подразделения, также относятся группа «Свеза», «Архангельский ЦБК», ЗАО «Инвестлеспром», ОАО «Целлюлозо-бумажный комбинат «Волга», группа компаний «Титан», ООО «ЛПК «Континенталь Менеджмент», ЗАО «Северо-Западная лесопромышленная компания» (СЗЛК), RFP Group и другие.

В настоящее время многие компании – лидеры отрасли уже реализуют или заявляют о намерениях нарастить объемы лесозаготовки и увеличить инвестиции в этот сегмент, причем речь идет не только о стремлении расширить территории арендуемых лесных площадей, но и внедрить модель интенсивного (скандинавского) лесопользования, которая подразумевает целенаправленное выращивание лесов, уход за растущими деревьями (удобрение почв, рубки ухода, удаление «сорняков» и т.д.). Благодаря такой системе возраст созревания дерева до определенного диаметра ствола снижается со 100 до 80 лет, существенно повышается и качество древесины.

Так, группа «Илим» – главный «идеолог модели интенсивного лесопользования в России – рассматривает возможность ее внедрения в нескольких филиалах, где наиболее высока доля собственных заготовок. Также компанией проводится работа по проектированию лесного питомника. Но, как отмечают участники рынка, на пути к интенсивной модели лесопользования сегодня стоит действующее законодательство, ограничивающее срок аренды 49-ю годами, после которых право дальнейшей аренды выставляется на аукцион. В связи с этим сегодняшний арендатор не заинтересован в долгосрочном планировании, ведь его участок может перейти после торгов к другой компании.

Ключом к решению проблемы игроки рынка видят изменение нормативной базы лесного хозяйства. Представители заинтересованных ведомств – Рослесхоза, Минприроды и Минпромторга – неоднократно обсуждали этот вопрос, однако решений, способных кардинально изменить ситуацию, пока не принято. В ближайшее время планируется создать лишь экспериментальные кластеры интенсивного лесопользования, которые должны стать «точками роста» отрасли и способствовать распространению этой практики на другие лесные территории.

 

Прогноз производства и экспорта

Согласно «Прогнозу развития лесного сектора РФ до 2030 года», подготовленного Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO), производство круглого леса в России увеличится в 1,7 раза по сравнению с 2013 годом и к 2030 году составит более 300 млн кубометров по инновационному сценарию.

Эксперты полагают, что основной прирост производства «кругляка» пойдет на нужды внутреннего потребления: к 2030 году потребление круглого леса внутри страны достигнет 278,4 млн кубометров, экспорт же увеличится незначительно и составит 22,8 млн кубометров, то есть не превысит показатель докризисного 2008 года. Доля экспорта в производстве круглого леса сократится с нынешних 10% до менее 8%.

Подобный прогноз основан на ожидаемых тенденциях развития отечественной лесной отрасли – главным образом на расширении внутреннего потребления круглого леса за счет реализации приоритетных инвестиционных проектов и вынужденном ограничении экспорта.

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморрефлота принял участие в праздновании юбилея Антонины Пикуль

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморрефлота принял участие в праздновании юбилея Антонины Пикуль 23 марта заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного...

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации недостроенного ракетного крейсера «...

Российская экономика

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики Минтранс РФ планирует на базе Единой информационно-телекоммуникационной системы транспортного компле...

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств Сокращение бюджетного финансирования повлияло на планы реконструкции аэропортов в Арктической зоне Р...

Транспортная политика

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из ключевых государственных задач, и во...

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента Законопроект «Об организации дорожного движения в РФ…», который в том числе позволяет региональным в...

Морские порты

«Транснефть» в 2017 году прогнозирует сокращение отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн

«Транснефть» в 2017 году прогнозирует сокращение отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн «Транснефть» в 2017 году ожидает снижения отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн, за...

Крымские морские порты отозвали иск к оператору Керченской переправы на 217 млн рублей

Крымские морские порты отозвали иск к оператору Керченской переправы на 217 млн рублей ГУП «Крымские морские порты» (КМП) отозвало поданный в Арбитражный суд Крыма иск к ООО «Морс...




Морской транспорт

Ледовая обстановка у Итурупа усложняет работу грузовых судов

Ледовая обстановка у Итурупа усложняет работу грузовых судов Непростым оказался недавний рейс теплохода «Семен Дежнёв» на Итуруп. Для того, чтобы доставить на ос...

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода Госкорпорация «Росатом» может заказать у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) еще ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) продаст компании «Т-Индустрия» 25% акций ОАО «Бет...

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4% Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%, экспортное сообщение увеличилось на 10,3%...

Авто транспорт

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) создадут рабочую гр...

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона»

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона» В Ульяновске в понедельник прошел митинг водителей большегрузных грузовиков, протестующих против сис...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...