К вопросу об импортозамещении

Судостроение
К вопросу об импортозамещении

Импортозамещение в судостроительной промышленности подразумевает переключение строительства судов для российских судовладельцев с зарубежных верфей на отечественные и изготовление комплектующих механизмов и оборудования на отечественных предприятиях. При этом, очевидно, продукция отечественных верфей и предприятий как по техническим характеристикам и по экономическим показателям, так и по коммерческим условиям постройки и изготовления должна не уступать продукции зарубежных верфей и фирм.

Геннадий Евдокимов, к.т.н., зав. лабораторией морской техники ЗАО «ЦНИИМФ»

 

Посыл президента

Очень многие задачи импортозамещения и пути их решения намечены в выступлениях президента России В.В. Путина. 28 июля 2014 года президент провел совещание в Ново-Огарево по вопросу импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе. Все, что он сказал на этом совещании, справедливо и применительно к гражданскому судостроению. Как и в ОПК, вопросы реализации государственной программы развития судостроения – «безусловно, ключевые вопросы военной, экономической безопасности России, нашей технологической и производственной независимости, технологического суверенитета…».

Далее, В.В. Путин отметил, что «для всех нас есть вещи, которые являются очевидными. Какие это вещи? Первое: мы совершенно точно все можем сделать сами, все абсолютно. И второе, не менее важное, – это цена, а третье – качество. Нам нужно обеспечить, чтобы по ценам все было нормально, по качеству и, самое главное, по срокам… И конечно, деньгами ни в коем случае разбрасываться не нужно, нужно все посчитать – сколько стоит».

По заданию Минпромторга ФГУП «Крыловский государственный научный центр» подготовило предложения по локализации судостроения в России. Согласно предложениям до 2020 года в России необходимо начать производство более 600 видов комплектующих узлов и агрегатов. Пока же отрасль зависима от иностранной продукции. В подготовленной справке перечислены отечественные предприятия, производящие соответствующие аналоги. При этом отмечается, что значительная часть оборудования, поставляемого по импорту, может быть освоена российскими предприятиями.

По мнению автора, в таких предложениях и справках необходимо обязательно учитывать мнение судовладельцев, которое является компетентным и важным. Без учета такого мнения любые предложения не могут быть полными, корректными и завершенными. Во-первых, судовладельцы имеют Перечень изготовителей (Maker`s list) к каждому своему судну и очень хорошо знают все достоинства и недостатки комплектующих механизмов и оборудования различных конкретных производителей – как их проектные характеристики, характеристики уже готовых изделий, так и особенности их эксплуатации; во-вторых, судовладельцы знают или предполагают дальнейшее обновление своего флота и заранее выбирают верфь постройки и желательных поставщиков наиболее важных механизмов и оборудования, даже если и проводится тендер; в-третьих, перед подписанием контракта на постройку нового судна судовладельцу предлагают Maker`s list с несколькими вариантами возможных изготовителей и варианты финансирования с возможными скидками.

В настоящее время выполняется государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», в т.ч. федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы.  Крупнейшим заказчиком отечественной судостроительной промышленности наряду с ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть» является ОАО «Совкомфлот».

 

Феномен «Совкомфлота»

«Совкомфлот» как ведущая судоходная компания мирового уровня на российском морском флоте является наиболее компетентной, информированной организацией в области мирового и отечественного судоходства, коммерческой и технической эксплуатации судов основных типов, обладающая реальными проектами и ноу-хау построенных самых современных оперируемых судов, в том числе высоких арктических ледовых классов. И опережающий научно-технический задел для производства перспективной морской техники, создание которого заявлено первоочередной задачей названных выше судостроительных программ и на что выделяется львиная доля бюджетных средств, во многом уже создан именно «Совкомфлотом» в процессе своей многолетней производственной деятельности.

Поэтому «Совкомфлот» по праву может участвовать и даже контролировать работы по разработке соответствующих типов судов, включенных в государственную и федеральную программы, курировать и осуществлять приемку этих работ как потенциальный заказчик, приемщик, эксплуатационник и оператор продукции. Объясняется это многими факторами, в т.ч. и тем, что при существующей организации работ по названным выше программам наблюдается, мягко говоря, неэффективное расходование и распыление бюджетных средств. А в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы разрабатываются концептуальные проекты судов, многие из которых не были согласованы с потенциальными судовладельцами и, как следствие, заведомо не найдут заказчиков.

У автора сложилось впечатление, что отечественные ученые очень и очень недооценивают осведомленность судовладельцев в мировом и отечественном судостроении, судовом машиностроении и приборостроении, в проектах судов различных типоразмеров, их механизмах и оборудовании.

Отсюда проистекает и главный недостаток, допущенный при разработке государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», поэтому эту программу целесообразно откорректировать. И свою роль в этом может сыграть Объединенная судостроительная корпорация.

Судостроительной промышленности необходимо делать то, что необходимо конкретным российским судовладельцам, а российским судовладельцам целесообразно планы своего новостроя соразмерять с возможностями отечественного судпрома и, если необходимо и возможно, отложить на некоторое время заказ новых судов, а пока взять их в аренду на мировом фрахтовом рынке. 

На начальном этапе создания любого судна необходимо разработать технико-эксплуатационные требования к нему, выполнить технико-экономическое обоснование, разработать концептуальный и контрактный проекты, разработать бизнес-план и инвестиционный проект строительства, приобретения и эксплуатации судна.

Основные положения и исходные данные этих документов разрабатываются как раз по данным судоходной компании/оператора и даже самой компанией. И именно судоходная компания/оператор несет основные риски по финансированию строительства, приобретения и эксплуатации судов. И именно она осуществляет техническую экспертизу проектов и приемку готовых судов, а затем их последующую эксплуатацию. Реально в настоящее время только «Совкомфлот» может оказать содействие отечественной судостроительной промышленности в получении заказов и передовых технологий.

Названные же выше программы развития судостроения и гражданской морской техники должны быть уточнены, принимая во внимание необходимость ускоренного импортозамещения с учетом проведенных за последние годы президентом совещаний по теме судостроения и импортозамещения и выступлений на них, при участии специалистов в области судоходства и ведущих судоходных компаний с обязательным привлечением независимых экспертов.

 

НИОКР нуждается в  экспертизе

Целесообразно также провести независимую экспертизу НИОКР, уже выполненных как в рамках названных программ, так и других важных бюджетных работ. Лаборатория морской техники ЗАО «ЦНИИМФ» вполне может явиться таким независимым исполнителем и экспертом.

Импортозамещение в судостроении – это объективно достаточно продолжительный процесс, особенно когда суда длительное время заказывались за рубежом и комплектовались зарубежными механизмами и оборудованием.

Россия является лидером в строительстве ледоколов, прежде всего атомных. Строятся в России и научно-исследовательские суда, спасательные суда, буксиры.

Ведущие российские судовладельцы судов смешанного «река-море» плавания ОАО «Северо-Западное пароходство», ОАО «Московское речное пароходство» и ООО «В.Ф. Танкер», а также ООО «Палмали» заказывают суда на российских же верфях – ОАО «Завод «Красное Сормово», ОАО «Окская судоверфь», ОАО «Волгоградский судостроительный завод», а в последние годы и ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Объясняется это тем, что российское судостроение «река-море» плавания складывалось в течение длительного периода еще при советской власти и по настоящее время является мировым лидером. Однако главные двигатели строящихся в настоящее время судов – иностранного производства.

И если производство среднеоборотных двигателей для судов «река-море» плавания и малотоннажных морских судов может быть быстро налажено в России, то производство малооборотных дизелей для среднетоннажных и крупнотоннажных морских судов придется создавать практически заново. Придется воссоздавать судовое машиностроение, приборостроение, электронику.

Значительно сложнее обстоит дело со строительством морских грузовых судов, в том числе высоких ледовых классов. Основные суда ведущие российские судовладельцы заказывают за рубежом, прежде всего в Республике Корея и Китае, а также в Финляндии, Хорватии, Турции, Польше, Германии, Испании, Японии.

Для масштабного строительства судов в России, представляется, начинать надо с основных российских судовладельцев, в компаниях которых велико участие государства. Это прежде всего ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Совкомфлот» и далее морские  пароходства: ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Северное морское пароходство», ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Приморское морское пароходство», ОАО «Сахалинское морское пароходство».

И любой заказ за границей судов, а также механизмов и оборудования для строящихся в России судов должен быть обоснован, а предпочтение отдавать отечественным верфям и предприятиям.

 

Морские вести России №1 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

В Петербурге появился новый туристический маршрут по следам Витуса Беринга

В Петербурге появился новый туристический маршрут по следам Витуса Беринга 16 января 2019 года в музее-макете «Петровская Акватория» при поддержке Российского творческого Союз...

Сахалинские пограничники опровергли сообщения о задержании японских рыбаков у Курил

Сахалинские пограничники опровергли сообщения о задержании японских рыбаков у Курил Пограничное управления ФСБ РФ по Сахалинской области официально опровергло информацию МИД Японии о т...

Российская экономика

Академик РАН: никакого экономического роста в России нет уже 10 лет

Академик РАН: никакого экономического роста в России нет уже 10 лет Член президиума РАН, академик Роберт Нигматуллин подверг критике руководство и правительство России ...

Около 300 сотрудников Амурского судостроительного завода сократят до конца мая

Около 300 сотрудников Амурского судостроительного завода сократят до конца мая В пресс-службе предприятия также подчеркнули, что под сокращение не попадет основной персонал завода...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

В порту Темрюка затонул буксир

В порту Темрюка затонул буксир Буксир «Прибой» затонул в порту Темрюка в четверг утром при проведении погрузо-разгрузочных работ, с...

Грузооборот сухогрузного района морского порта Тамань превысит 100 млн тонн в год

Грузооборот сухогрузного района морского порта Тамань превысит 100 млн тонн в год Ежегодный грузооборот сухогрузного района морского порта Тамань, который   поспособствует ...




Морской транспорт

В Британии арестовали российский сухогруз «Кузьма Минин»

В Британии арестовали российский сухогруз «Кузьма Минин» Сухогруз Мурманского морского пароходства «Кузьма Минин», недавно севший на мель в районе британског...

Программа гособоронзаказа Севмаша выполнена в полном объеме

Программа гособоронзаказа Севмаша выполнена в полном объеме Программа гособоронзаказа Севмаша за 2018 год выполнена в полном объеме. Об этом сообщает пресс-служ...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

АО «ФГК» в три раза увеличило продажи через ЭТП «Грузовые перевозки»

АО «ФГК» в три раза увеличило продажи через ЭТП «Грузовые перевозки» В 2018 году АО «ФГК» предоставило 130 тыс. вагонов на электронную торговую площадку «Грузовые перево...

Свердловская железная дорога совершенствует технологии для пропуска растущего грузопотока

Свердловская железная дорога совершенствует технологии для пропуска растущего грузопотока В 2018 году грузооборот на СвЖД достиг 30-летнего максимума: ежесуточная погрузка составила 383,8 ты...

Авто транспорт

Первую очередь трассы «Таврида» в Крыму будут открывать поэтапно с 29 по 31 декабря

Первую очередь трассы «Таврида» в Крыму будут открывать   поэтапно с 29 по 31 декабря Движение транспорта по двум полосам трассы «Таврида» на 190-километровом участке от Керчи до Симферо...

На заседании Коллегии Росавтодора подведены предварительные итоги дорожного сезона

На заседании Коллегии Росавтодора подведены предварительные итоги дорожного сезона Глава Росавтодора Андрей Костюк провел заседание Коллегии Федерального дорожного агентства по резуль...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...