Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

К вопросу об импортозамещении

Судостроение
К вопросу об импортозамещении

Импортозамещение в судостроительной промышленности подразумевает переключение строительства судов для российских судовладельцев с зарубежных верфей на отечественные и изготовление комплектующих механизмов и оборудования на отечественных предприятиях. При этом, очевидно, продукция отечественных верфей и предприятий как по техническим характеристикам и по экономическим показателям, так и по коммерческим условиям постройки и изготовления должна не уступать продукции зарубежных верфей и фирм.

Геннадий Евдокимов, к.т.н., зав. лабораторией морской техники ЗАО «ЦНИИМФ»

 

Посыл президента

Очень многие задачи импортозамещения и пути их решения намечены в выступлениях президента России В.В. Путина. 28 июля 2014 года президент провел совещание в Ново-Огарево по вопросу импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе. Все, что он сказал на этом совещании, справедливо и применительно к гражданскому судостроению. Как и в ОПК, вопросы реализации государственной программы развития судостроения – «безусловно, ключевые вопросы военной, экономической безопасности России, нашей технологической и производственной независимости, технологического суверенитета…».

Далее, В.В. Путин отметил, что «для всех нас есть вещи, которые являются очевидными. Какие это вещи? Первое: мы совершенно точно все можем сделать сами, все абсолютно. И второе, не менее важное, – это цена, а третье – качество. Нам нужно обеспечить, чтобы по ценам все было нормально, по качеству и, самое главное, по срокам… И конечно, деньгами ни в коем случае разбрасываться не нужно, нужно все посчитать – сколько стоит».

По заданию Минпромторга ФГУП «Крыловский государственный научный центр» подготовило предложения по локализации судостроения в России. Согласно предложениям до 2020 года в России необходимо начать производство более 600 видов комплектующих узлов и агрегатов. Пока же отрасль зависима от иностранной продукции. В подготовленной справке перечислены отечественные предприятия, производящие соответствующие аналоги. При этом отмечается, что значительная часть оборудования, поставляемого по импорту, может быть освоена российскими предприятиями.

По мнению автора, в таких предложениях и справках необходимо обязательно учитывать мнение судовладельцев, которое является компетентным и важным. Без учета такого мнения любые предложения не могут быть полными, корректными и завершенными. Во-первых, судовладельцы имеют Перечень изготовителей (Maker`s list) к каждому своему судну и очень хорошо знают все достоинства и недостатки комплектующих механизмов и оборудования различных конкретных производителей – как их проектные характеристики, характеристики уже готовых изделий, так и особенности их эксплуатации; во-вторых, судовладельцы знают или предполагают дальнейшее обновление своего флота и заранее выбирают верфь постройки и желательных поставщиков наиболее важных механизмов и оборудования, даже если и проводится тендер; в-третьих, перед подписанием контракта на постройку нового судна судовладельцу предлагают Maker`s list с несколькими вариантами возможных изготовителей и варианты финансирования с возможными скидками.

В настоящее время выполняется государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», в т.ч. федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы.  Крупнейшим заказчиком отечественной судостроительной промышленности наряду с ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть» является ОАО «Совкомфлот».

 

Феномен «Совкомфлота»

«Совкомфлот» как ведущая судоходная компания мирового уровня на российском морском флоте является наиболее компетентной, информированной организацией в области мирового и отечественного судоходства, коммерческой и технической эксплуатации судов основных типов, обладающая реальными проектами и ноу-хау построенных самых современных оперируемых судов, в том числе высоких арктических ледовых классов. И опережающий научно-технический задел для производства перспективной морской техники, создание которого заявлено первоочередной задачей названных выше судостроительных программ и на что выделяется львиная доля бюджетных средств, во многом уже создан именно «Совкомфлотом» в процессе своей многолетней производственной деятельности.

Поэтому «Совкомфлот» по праву может участвовать и даже контролировать работы по разработке соответствующих типов судов, включенных в государственную и федеральную программы, курировать и осуществлять приемку этих работ как потенциальный заказчик, приемщик, эксплуатационник и оператор продукции. Объясняется это многими факторами, в т.ч. и тем, что при существующей организации работ по названным выше программам наблюдается, мягко говоря, неэффективное расходование и распыление бюджетных средств. А в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы разрабатываются концептуальные проекты судов, многие из которых не были согласованы с потенциальными судовладельцами и, как следствие, заведомо не найдут заказчиков.

У автора сложилось впечатление, что отечественные ученые очень и очень недооценивают осведомленность судовладельцев в мировом и отечественном судостроении, судовом машиностроении и приборостроении, в проектах судов различных типоразмеров, их механизмах и оборудовании.

Отсюда проистекает и главный недостаток, допущенный при разработке государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», поэтому эту программу целесообразно откорректировать. И свою роль в этом может сыграть Объединенная судостроительная корпорация.

Судостроительной промышленности необходимо делать то, что необходимо конкретным российским судовладельцам, а российским судовладельцам целесообразно планы своего новостроя соразмерять с возможностями отечественного судпрома и, если необходимо и возможно, отложить на некоторое время заказ новых судов, а пока взять их в аренду на мировом фрахтовом рынке. 

На начальном этапе создания любого судна необходимо разработать технико-эксплуатационные требования к нему, выполнить технико-экономическое обоснование, разработать концептуальный и контрактный проекты, разработать бизнес-план и инвестиционный проект строительства, приобретения и эксплуатации судна.

Основные положения и исходные данные этих документов разрабатываются как раз по данным судоходной компании/оператора и даже самой компанией. И именно судоходная компания/оператор несет основные риски по финансированию строительства, приобретения и эксплуатации судов. И именно она осуществляет техническую экспертизу проектов и приемку готовых судов, а затем их последующую эксплуатацию. Реально в настоящее время только «Совкомфлот» может оказать содействие отечественной судостроительной промышленности в получении заказов и передовых технологий.

Названные же выше программы развития судостроения и гражданской морской техники должны быть уточнены, принимая во внимание необходимость ускоренного импортозамещения с учетом проведенных за последние годы президентом совещаний по теме судостроения и импортозамещения и выступлений на них, при участии специалистов в области судоходства и ведущих судоходных компаний с обязательным привлечением независимых экспертов.

 

НИОКР нуждается в  экспертизе

Целесообразно также провести независимую экспертизу НИОКР, уже выполненных как в рамках названных программ, так и других важных бюджетных работ. Лаборатория морской техники ЗАО «ЦНИИМФ» вполне может явиться таким независимым исполнителем и экспертом.

Импортозамещение в судостроении – это объективно достаточно продолжительный процесс, особенно когда суда длительное время заказывались за рубежом и комплектовались зарубежными механизмами и оборудованием.

Россия является лидером в строительстве ледоколов, прежде всего атомных. Строятся в России и научно-исследовательские суда, спасательные суда, буксиры.

Ведущие российские судовладельцы судов смешанного «река-море» плавания ОАО «Северо-Западное пароходство», ОАО «Московское речное пароходство» и ООО «В.Ф. Танкер», а также ООО «Палмали» заказывают суда на российских же верфях – ОАО «Завод «Красное Сормово», ОАО «Окская судоверфь», ОАО «Волгоградский судостроительный завод», а в последние годы и ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Объясняется это тем, что российское судостроение «река-море» плавания складывалось в течение длительного периода еще при советской власти и по настоящее время является мировым лидером. Однако главные двигатели строящихся в настоящее время судов – иностранного производства.

И если производство среднеоборотных двигателей для судов «река-море» плавания и малотоннажных морских судов может быть быстро налажено в России, то производство малооборотных дизелей для среднетоннажных и крупнотоннажных морских судов придется создавать практически заново. Придется воссоздавать судовое машиностроение, приборостроение, электронику.

Значительно сложнее обстоит дело со строительством морских грузовых судов, в том числе высоких ледовых классов. Основные суда ведущие российские судовладельцы заказывают за рубежом, прежде всего в Республике Корея и Китае, а также в Финляндии, Хорватии, Турции, Польше, Германии, Испании, Японии.

Для масштабного строительства судов в России, представляется, начинать надо с основных российских судовладельцев, в компаниях которых велико участие государства. Это прежде всего ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Совкомфлот» и далее морские  пароходства: ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Северное морское пароходство», ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Приморское морское пароходство», ОАО «Сахалинское морское пароходство».

И любой заказ за границей судов, а также механизмов и оборудования для строящихся в России судов должен быть обоснован, а предпочтение отдавать отечественным верфям и предприятиям.

 

Морские вести России №1 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...