К вопросу об импортозамещении

Судостроение
К вопросу об импортозамещении

Импортозамещение в судостроительной промышленности подразумевает переключение строительства судов для российских судовладельцев с зарубежных верфей на отечественные и изготовление комплектующих механизмов и оборудования на отечественных предприятиях. При этом, очевидно, продукция отечественных верфей и предприятий как по техническим характеристикам и по экономическим показателям, так и по коммерческим условиям постройки и изготовления должна не уступать продукции зарубежных верфей и фирм.

Геннадий Евдокимов, к.т.н., зав. лабораторией морской техники ЗАО «ЦНИИМФ»

 

Посыл президента

Очень многие задачи импортозамещения и пути их решения намечены в выступлениях президента России В.В. Путина. 28 июля 2014 года президент провел совещание в Ново-Огарево по вопросу импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе. Все, что он сказал на этом совещании, справедливо и применительно к гражданскому судостроению. Как и в ОПК, вопросы реализации государственной программы развития судостроения – «безусловно, ключевые вопросы военной, экономической безопасности России, нашей технологической и производственной независимости, технологического суверенитета…».

Далее, В.В. Путин отметил, что «для всех нас есть вещи, которые являются очевидными. Какие это вещи? Первое: мы совершенно точно все можем сделать сами, все абсолютно. И второе, не менее важное, – это цена, а третье – качество. Нам нужно обеспечить, чтобы по ценам все было нормально, по качеству и, самое главное, по срокам… И конечно, деньгами ни в коем случае разбрасываться не нужно, нужно все посчитать – сколько стоит».

По заданию Минпромторга ФГУП «Крыловский государственный научный центр» подготовило предложения по локализации судостроения в России. Согласно предложениям до 2020 года в России необходимо начать производство более 600 видов комплектующих узлов и агрегатов. Пока же отрасль зависима от иностранной продукции. В подготовленной справке перечислены отечественные предприятия, производящие соответствующие аналоги. При этом отмечается, что значительная часть оборудования, поставляемого по импорту, может быть освоена российскими предприятиями.

По мнению автора, в таких предложениях и справках необходимо обязательно учитывать мнение судовладельцев, которое является компетентным и важным. Без учета такого мнения любые предложения не могут быть полными, корректными и завершенными. Во-первых, судовладельцы имеют Перечень изготовителей (Maker`s list) к каждому своему судну и очень хорошо знают все достоинства и недостатки комплектующих механизмов и оборудования различных конкретных производителей – как их проектные характеристики, характеристики уже готовых изделий, так и особенности их эксплуатации; во-вторых, судовладельцы знают или предполагают дальнейшее обновление своего флота и заранее выбирают верфь постройки и желательных поставщиков наиболее важных механизмов и оборудования, даже если и проводится тендер; в-третьих, перед подписанием контракта на постройку нового судна судовладельцу предлагают Maker`s list с несколькими вариантами возможных изготовителей и варианты финансирования с возможными скидками.

В настоящее время выполняется государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», в т.ч. федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы.  Крупнейшим заказчиком отечественной судостроительной промышленности наряду с ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть» является ОАО «Совкомфлот».

 

Феномен «Совкомфлота»

«Совкомфлот» как ведущая судоходная компания мирового уровня на российском морском флоте является наиболее компетентной, информированной организацией в области мирового и отечественного судоходства, коммерческой и технической эксплуатации судов основных типов, обладающая реальными проектами и ноу-хау построенных самых современных оперируемых судов, в том числе высоких арктических ледовых классов. И опережающий научно-технический задел для производства перспективной морской техники, создание которого заявлено первоочередной задачей названных выше судостроительных программ и на что выделяется львиная доля бюджетных средств, во многом уже создан именно «Совкомфлотом» в процессе своей многолетней производственной деятельности.

Поэтому «Совкомфлот» по праву может участвовать и даже контролировать работы по разработке соответствующих типов судов, включенных в государственную и федеральную программы, курировать и осуществлять приемку этих работ как потенциальный заказчик, приемщик, эксплуатационник и оператор продукции. Объясняется это многими факторами, в т.ч. и тем, что при существующей организации работ по названным выше программам наблюдается, мягко говоря, неэффективное расходование и распыление бюджетных средств. А в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы разрабатываются концептуальные проекты судов, многие из которых не были согласованы с потенциальными судовладельцами и, как следствие, заведомо не найдут заказчиков.

У автора сложилось впечатление, что отечественные ученые очень и очень недооценивают осведомленность судовладельцев в мировом и отечественном судостроении, судовом машиностроении и приборостроении, в проектах судов различных типоразмеров, их механизмах и оборудовании.

Отсюда проистекает и главный недостаток, допущенный при разработке государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», поэтому эту программу целесообразно откорректировать. И свою роль в этом может сыграть Объединенная судостроительная корпорация.

Судостроительной промышленности необходимо делать то, что необходимо конкретным российским судовладельцам, а российским судовладельцам целесообразно планы своего новостроя соразмерять с возможностями отечественного судпрома и, если необходимо и возможно, отложить на некоторое время заказ новых судов, а пока взять их в аренду на мировом фрахтовом рынке. 

На начальном этапе создания любого судна необходимо разработать технико-эксплуатационные требования к нему, выполнить технико-экономическое обоснование, разработать концептуальный и контрактный проекты, разработать бизнес-план и инвестиционный проект строительства, приобретения и эксплуатации судна.

Основные положения и исходные данные этих документов разрабатываются как раз по данным судоходной компании/оператора и даже самой компанией. И именно судоходная компания/оператор несет основные риски по финансированию строительства, приобретения и эксплуатации судов. И именно она осуществляет техническую экспертизу проектов и приемку готовых судов, а затем их последующую эксплуатацию. Реально в настоящее время только «Совкомфлот» может оказать содействие отечественной судостроительной промышленности в получении заказов и передовых технологий.

Названные же выше программы развития судостроения и гражданской морской техники должны быть уточнены, принимая во внимание необходимость ускоренного импортозамещения с учетом проведенных за последние годы президентом совещаний по теме судостроения и импортозамещения и выступлений на них, при участии специалистов в области судоходства и ведущих судоходных компаний с обязательным привлечением независимых экспертов.

 

НИОКР нуждается в  экспертизе

Целесообразно также провести независимую экспертизу НИОКР, уже выполненных как в рамках названных программ, так и других важных бюджетных работ. Лаборатория морской техники ЗАО «ЦНИИМФ» вполне может явиться таким независимым исполнителем и экспертом.

Импортозамещение в судостроении – это объективно достаточно продолжительный процесс, особенно когда суда длительное время заказывались за рубежом и комплектовались зарубежными механизмами и оборудованием.

Россия является лидером в строительстве ледоколов, прежде всего атомных. Строятся в России и научно-исследовательские суда, спасательные суда, буксиры.

Ведущие российские судовладельцы судов смешанного «река-море» плавания ОАО «Северо-Западное пароходство», ОАО «Московское речное пароходство» и ООО «В.Ф. Танкер», а также ООО «Палмали» заказывают суда на российских же верфях – ОАО «Завод «Красное Сормово», ОАО «Окская судоверфь», ОАО «Волгоградский судостроительный завод», а в последние годы и ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Объясняется это тем, что российское судостроение «река-море» плавания складывалось в течение длительного периода еще при советской власти и по настоящее время является мировым лидером. Однако главные двигатели строящихся в настоящее время судов – иностранного производства.

И если производство среднеоборотных двигателей для судов «река-море» плавания и малотоннажных морских судов может быть быстро налажено в России, то производство малооборотных дизелей для среднетоннажных и крупнотоннажных морских судов придется создавать практически заново. Придется воссоздавать судовое машиностроение, приборостроение, электронику.

Значительно сложнее обстоит дело со строительством морских грузовых судов, в том числе высоких ледовых классов. Основные суда ведущие российские судовладельцы заказывают за рубежом, прежде всего в Республике Корея и Китае, а также в Финляндии, Хорватии, Турции, Польше, Германии, Испании, Японии.

Для масштабного строительства судов в России, представляется, начинать надо с основных российских судовладельцев, в компаниях которых велико участие государства. Это прежде всего ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Совкомфлот» и далее морские  пароходства: ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Северное морское пароходство», ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Приморское морское пароходство», ОАО «Сахалинское морское пароходство».

И любой заказ за границей судов, а также механизмов и оборудования для строящихся в России судов должен быть обоснован, а предпочтение отдавать отечественным верфям и предприятиям.

 

Морские вести России №1 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017 В Актау состоялись торжественные проводы ракетно-артиллерийских кораблей «Казахстан» и «Сарыарка» в ...

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам В Морском государственном университете им. адмирала Невельского 21 июля состоялась церемония вручени...

Российская экономика

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2017 года вырос на 7,3% по сравнению с показател...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма «Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска, прерванную 18 июля из- за шторма, соо...

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие Показатели проб атмосферного воздуха и воды продемонстрировали эффективность природоохранной деятель...




Морской транспорт

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт»

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 8.06.2017 № 220 Архангельскому филиалу предприятия пе...

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта Неделю назад в Чукотском море атомный ледокол «Таймыр» взял под проводку модулевоз BigRoll Beaufort,...

Речной транспорт

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном В Татарстане суд запретил эксплуатировать судно «Ярославец Т-101Б», к правому борту которого был при...

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна»

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна» Жители и гости Волгограда смогут оплачивать проезд на речных судах по Волге единой транспортной карт...

Ж/Д транспорт

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33%

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33% ICT Holding Ltd снизил долю в «Объединенной вагонной компании» (ОВК) с 25,05% до 14,33&#...

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) приступило к проектированию универсального контрейл...

Авто транспорт

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум Основным нормативным требованиям соответствуют только 20% дорог полуострова Крым. Об этом, как п...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы Судоходный бизнес сегодня находится под влиянием новых экономических реалий: замедления темпов роста...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...