К вопросу об импортозамещении

Судостроение
К вопросу об импортозамещении

Импортозамещение в судостроительной промышленности подразумевает переключение строительства судов для российских судовладельцев с зарубежных верфей на отечественные и изготовление комплектующих механизмов и оборудования на отечественных предприятиях. При этом, очевидно, продукция отечественных верфей и предприятий как по техническим характеристикам и по экономическим показателям, так и по коммерческим условиям постройки и изготовления должна не уступать продукции зарубежных верфей и фирм.

Геннадий Евдокимов, к.т.н., зав. лабораторией морской техники ЗАО «ЦНИИМФ»

 

Посыл президента

Очень многие задачи импортозамещения и пути их решения намечены в выступлениях президента России В.В. Путина. 28 июля 2014 года президент провел совещание в Ново-Огарево по вопросу импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе. Все, что он сказал на этом совещании, справедливо и применительно к гражданскому судостроению. Как и в ОПК, вопросы реализации государственной программы развития судостроения – «безусловно, ключевые вопросы военной, экономической безопасности России, нашей технологической и производственной независимости, технологического суверенитета…».

Далее, В.В. Путин отметил, что «для всех нас есть вещи, которые являются очевидными. Какие это вещи? Первое: мы совершенно точно все можем сделать сами, все абсолютно. И второе, не менее важное, – это цена, а третье – качество. Нам нужно обеспечить, чтобы по ценам все было нормально, по качеству и, самое главное, по срокам… И конечно, деньгами ни в коем случае разбрасываться не нужно, нужно все посчитать – сколько стоит».

По заданию Минпромторга ФГУП «Крыловский государственный научный центр» подготовило предложения по локализации судостроения в России. Согласно предложениям до 2020 года в России необходимо начать производство более 600 видов комплектующих узлов и агрегатов. Пока же отрасль зависима от иностранной продукции. В подготовленной справке перечислены отечественные предприятия, производящие соответствующие аналоги. При этом отмечается, что значительная часть оборудования, поставляемого по импорту, может быть освоена российскими предприятиями.

По мнению автора, в таких предложениях и справках необходимо обязательно учитывать мнение судовладельцев, которое является компетентным и важным. Без учета такого мнения любые предложения не могут быть полными, корректными и завершенными. Во-первых, судовладельцы имеют Перечень изготовителей (Maker`s list) к каждому своему судну и очень хорошо знают все достоинства и недостатки комплектующих механизмов и оборудования различных конкретных производителей – как их проектные характеристики, характеристики уже готовых изделий, так и особенности их эксплуатации; во-вторых, судовладельцы знают или предполагают дальнейшее обновление своего флота и заранее выбирают верфь постройки и желательных поставщиков наиболее важных механизмов и оборудования, даже если и проводится тендер; в-третьих, перед подписанием контракта на постройку нового судна судовладельцу предлагают Maker`s list с несколькими вариантами возможных изготовителей и варианты финансирования с возможными скидками.

В настоящее время выполняется государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», в т.ч. федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы.  Крупнейшим заказчиком отечественной судостроительной промышленности наряду с ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть» является ОАО «Совкомфлот».

 

Феномен «Совкомфлота»

«Совкомфлот» как ведущая судоходная компания мирового уровня на российском морском флоте является наиболее компетентной, информированной организацией в области мирового и отечественного судоходства, коммерческой и технической эксплуатации судов основных типов, обладающая реальными проектами и ноу-хау построенных самых современных оперируемых судов, в том числе высоких арктических ледовых классов. И опережающий научно-технический задел для производства перспективной морской техники, создание которого заявлено первоочередной задачей названных выше судостроительных программ и на что выделяется львиная доля бюджетных средств, во многом уже создан именно «Совкомфлотом» в процессе своей многолетней производственной деятельности.

Поэтому «Совкомфлот» по праву может участвовать и даже контролировать работы по разработке соответствующих типов судов, включенных в государственную и федеральную программы, курировать и осуществлять приемку этих работ как потенциальный заказчик, приемщик, эксплуатационник и оператор продукции. Объясняется это многими факторами, в т.ч. и тем, что при существующей организации работ по названным выше программам наблюдается, мягко говоря, неэффективное расходование и распыление бюджетных средств. А в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы разрабатываются концептуальные проекты судов, многие из которых не были согласованы с потенциальными судовладельцами и, как следствие, заведомо не найдут заказчиков.

У автора сложилось впечатление, что отечественные ученые очень и очень недооценивают осведомленность судовладельцев в мировом и отечественном судостроении, судовом машиностроении и приборостроении, в проектах судов различных типоразмеров, их механизмах и оборудовании.

Отсюда проистекает и главный недостаток, допущенный при разработке государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», поэтому эту программу целесообразно откорректировать. И свою роль в этом может сыграть Объединенная судостроительная корпорация.

Судостроительной промышленности необходимо делать то, что необходимо конкретным российским судовладельцам, а российским судовладельцам целесообразно планы своего новостроя соразмерять с возможностями отечественного судпрома и, если необходимо и возможно, отложить на некоторое время заказ новых судов, а пока взять их в аренду на мировом фрахтовом рынке. 

На начальном этапе создания любого судна необходимо разработать технико-эксплуатационные требования к нему, выполнить технико-экономическое обоснование, разработать концептуальный и контрактный проекты, разработать бизнес-план и инвестиционный проект строительства, приобретения и эксплуатации судна.

Основные положения и исходные данные этих документов разрабатываются как раз по данным судоходной компании/оператора и даже самой компанией. И именно судоходная компания/оператор несет основные риски по финансированию строительства, приобретения и эксплуатации судов. И именно она осуществляет техническую экспертизу проектов и приемку готовых судов, а затем их последующую эксплуатацию. Реально в настоящее время только «Совкомфлот» может оказать содействие отечественной судостроительной промышленности в получении заказов и передовых технологий.

Названные же выше программы развития судостроения и гражданской морской техники должны быть уточнены, принимая во внимание необходимость ускоренного импортозамещения с учетом проведенных за последние годы президентом совещаний по теме судостроения и импортозамещения и выступлений на них, при участии специалистов в области судоходства и ведущих судоходных компаний с обязательным привлечением независимых экспертов.

 

НИОКР нуждается в  экспертизе

Целесообразно также провести независимую экспертизу НИОКР, уже выполненных как в рамках названных программ, так и других важных бюджетных работ. Лаборатория морской техники ЗАО «ЦНИИМФ» вполне может явиться таким независимым исполнителем и экспертом.

Импортозамещение в судостроении – это объективно достаточно продолжительный процесс, особенно когда суда длительное время заказывались за рубежом и комплектовались зарубежными механизмами и оборудованием.

Россия является лидером в строительстве ледоколов, прежде всего атомных. Строятся в России и научно-исследовательские суда, спасательные суда, буксиры.

Ведущие российские судовладельцы судов смешанного «река-море» плавания ОАО «Северо-Западное пароходство», ОАО «Московское речное пароходство» и ООО «В.Ф. Танкер», а также ООО «Палмали» заказывают суда на российских же верфях – ОАО «Завод «Красное Сормово», ОАО «Окская судоверфь», ОАО «Волгоградский судостроительный завод», а в последние годы и ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Объясняется это тем, что российское судостроение «река-море» плавания складывалось в течение длительного периода еще при советской власти и по настоящее время является мировым лидером. Однако главные двигатели строящихся в настоящее время судов – иностранного производства.

И если производство среднеоборотных двигателей для судов «река-море» плавания и малотоннажных морских судов может быть быстро налажено в России, то производство малооборотных дизелей для среднетоннажных и крупнотоннажных морских судов придется создавать практически заново. Придется воссоздавать судовое машиностроение, приборостроение, электронику.

Значительно сложнее обстоит дело со строительством морских грузовых судов, в том числе высоких ледовых классов. Основные суда ведущие российские судовладельцы заказывают за рубежом, прежде всего в Республике Корея и Китае, а также в Финляндии, Хорватии, Турции, Польше, Германии, Испании, Японии.

Для масштабного строительства судов в России, представляется, начинать надо с основных российских судовладельцев, в компаниях которых велико участие государства. Это прежде всего ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Совкомфлот» и далее морские  пароходства: ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Северное морское пароходство», ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Приморское морское пароходство», ОАО «Сахалинское морское пароходство».

И любой заказ за границей судов, а также механизмов и оборудования для строящихся в России судов должен быть обоснован, а предпочтение отдавать отечественным верфям и предприятиям.

 

Морские вести России №1 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...