Почему важна адаптация?

Безопасность мореплавания
Почему важна адаптация?

Психическое состояние работника, выполняющего даже самую ответственную работу, сегодня, к сожалению, традиционно остается вне поля внимания работодателя, обеспокоенного только получением прибыли. Между тем такие процессы, как адаптация, реадаптация, дезадаптация, стресс, оказывают существенное неблагоприятное влияние на психику работника и, как следствие, на показатели надежности и работоспособности. Пренебрежение этим фактом в конечном итоге сказывается на интересах работодателя.

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства навигации» ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Алексей Двинин, профессор кафедры «Менеджмент» Российского нового университета

Михаил Наконечный, заместитель генерального директора ККЦ «Арктика»

 

Адаптация и ее фазы

В отличие от большинства бизнесменов – как прошлого, так и настоящего – американский автомобильный король Генри Форд благодаря проникновению в сущность психологии человек сумел добиться очень высоких результатов в своей деятельности, которая для него являлась не столько средством накопления капитала, сколько средством самовыражения. Будучи преуспевающим инженером в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company), он отказался от реального карьерного роста и погрузился в сомнительное по тем временам предприятие – создание автомобиля, доступного широким массам населения. В процессе становления бизнеса Г. Форд сделал важное открытие, которое, пожалуй, является более внушительным вкладом в экономику США, чем производство автомобилей, – закон успешного предпринимательства: во главу дела нужно ставить работника и вникать во все его чаянья и проблемы. Г. Форду принадлежит мысль, которая не потеряла актуальности и в наши дни: «Как-то уж так выходит, что, когда бы я ни нуждался в паре рабочих рук, вместо этого всегда получаю всего работника».

Вопрос адаптации человека в производственных условиях очень важен. Без его положительного решения успешная деятельность просто невозможна – тем более на морском флоте, где от адаптации в замкнутом коллективе судна зависит обеспечение безопасности мореплавания.

Адаптация (лат. adapto – «приспосабливать») – приспособление строения и функций организма, органов, клеток к условиям среды. Процесс адаптации направлен на сохранение гомеостаза (устойчивости). Вместе с тем адаптация в жизнедеятельности человека, в отличие от простого приспособления, понимается как его активное взаимодействие с социальной средой с целью достижения оптимальных уровней взаимодействия по принципу гомеостаза. Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья и болезни.

Современные условия труда и отдыха моряка, как, пожалуй, ни в какой другой профессии, требуют адаптации к непрерывно меняющимся социально-бытовым условиям, будь то смена часовых поясов, замена членов экипажа, изменение погодных условий и т.д. Неспособность к мобильной адаптации чревата последствиями самого разного характера – от психосоматических реакций и до возникновения аварийных ситуаций и даже аварий.

В трудовой деятельности человека выделяются фазы адаптации: первичная, вторичная, реадаптация, дезадаптация.

Адаптация первичная – освоение человеком новых для себя правил, требований, знаний. Ее характерным примером является допуск бывшего курсанта к несению самостоятельной вахты. Глубина первичной адаптации зависит от опыта, приобретенного во время плавательных практик. В прежние годы, когда существовали учебные суда и курсанты проходили практику в должности дублеров, этот процесс не носил столь ярко выраженного характера, поскольку в процессе обучения формировались устойчивые профессиональные навыки, позволявшие более уверенно действовать в штатных ситуациях.

В современных условиях, когда некоторые судовладельцы расценивают наличие практиканта на борту как дополнительные рабочие руки, к тому же не столь дорогие, дело до реального приобретения профессионально важных навыков иногда не доходит. Более того, сложилась порочная практика, когда на практиканта смотрят как на временщика, который в компанию больше не вернется. А происходит это потому, что солидные компании не хотят брать практикантов с малым практическим опытом, зато компании, работающие на грани субстандартного судоходства, более охотно берут практикантов, рассчитывая заполучить лишние рабочие руки по низкой цене.

Адаптация вторичная – совмещение освоенных навыков, знаний, привычек с новыми обоснованиями их реализации.

Учитывая современный характер работы на морском флоте, можно сказать, что вторичная адаптация – это перманентное состояние моряков. Особенно это присуще штурманскому составу. Смена судоходной линии, смена или переадресация груза, погодных условий и прочих параметров рейса требуют определенной перестройки как функциональных обязанностей, так и поведенческих реакций.

Особо следует сказать о появлении новых членов экипажа, особенно капитана и старшего механика, ведь «новая метла метет по-новому».

Практика контрактного найма моряков часто вынуждает моряка менять одну крюинговую компанию на другую, где иные правила игры. Процесс вхождения в новые условия бывает зачастую болезненным. Совсем плохо, если такое вхождение сопряжено с попыткой прийти в чужой монастырь со своим уставом. А это уже новая ступень адаптации – реадаптация. Реадаптация в трудовой деятельности – перестройка сложившихся знаний, навыков, отношений, жизненного уклада, привычек, обусловленная длительным перерывом в работе по разным причинам, переходом в незнакомый новый трудовой коллектив, переездом на новое место жительства.

И наконец, дезадаптация – разрушение сложившихся стереотипов поведения (был работником – стал безработным, был работником – стал пенсионером, был семейным человеком – стал одиноким и т.д.). Она проявляется в различных нарушениях деятельности: снижении производительности труда и его качества, нарушениях дисциплины, повышении травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют признакам психической напряженности.

 В современных морских профессиях весьма высок элемент непредсказуемости. По окончании контракта нет гарантий, что с моряком будет заключен следующий контракт. Несовершенство трудового законодательства в судоходном бизнесе позволяет работникам кадровых служб действовать практически безнаказанно.

 

Разновидности и стадии адаптации

Процесс адаптации не является чем-то четко определенным, что можно прописать в чек-листе, однако все многообразие реакций в ходе адаптации можно некоторым образом классифицировать.

В трудовой деятельности человека выделяются следующие разновидности адаптации: психофизиологическая, социально-психологическая, организационно-психологическая, профессиональная.

Психофизиологическая адаптация характеризуется приспособительным изменением психофизиологических функций: внимания, памяти, психомоторики, работоспособности, направленным на соответствие условиям внешней среды и на сохранение целостности организма.

Социально-психологическая адаптация определяется как осознание требований, условий, правил жизни группы (коллектива), их усвоение (включение в структуру актов социального поведения), воспроизведение, одобряемое группой в рамках установленных отношений в структуре коллектива и вне его, приобретение одобренного группой места и собственной роли в группе.

Вопросы социально-психологической адаптации особенно актуальны для случаев, когда экипажи смешаны по признакам квалификации, опыта, возраста и др. Не каждый человек способен быстро и безболезненно перестроиться в меняющейся социальной обстановке. За рубежом это уже давно поняли. К примеру, книга Томаса Квентина Донато Андреса «Понимание культуры, персональных особенностей и характера филиппинских моряков» (Understanding the filipino seaman: his values, attitudes and behavior) адресована европейским и западным судовым офицерам, работающим с филиппинскими моряками. Автор дает советы и рекомендации руководителям экипажей с учетом филиппинских традиций, привычек, социальных устоев, образа мышления. Если и это не поможет в условиях растущей непопулярности морских профессий среди филиппинцев, вполне вероятно, в скором времени потребуется книга с аналогичным названием, но уже по вопросам менталитета нигерийцев, поскольку судовладельцы обратили взоры на нигерийских моряков.

Социально-психологическая адаптации включает несколько ступеней. Среди них конформная ступень – знакомство и усиление групповой сплоченности; формирование межличностных коммуникаций и неформальных групп; активная групповая деятельность как форма трудовой деятельности; образование неформальных групп и межгрупповых контактов с признаками сложностей неформальных отношений. Все вышеперечисленные ступени социально-психологической адаптации особенно характерны для иностранных судоходных компаний. Труднее всего тем членам экипажа, которые оказались единственными представителями той или иной национальности.

В условиях межнациональных различий социально-психологическая адаптация сопряжена с большой психологической нагрузкой на моряка и чревата серьезными последствиями в области безопасности судоходства.

 

Предпосылки успешной социально-психологической адаптации

Социально-психологическая адаптация может быть весьма успешной, если морально-нравственные ценности и свойства личности человека соответствуют запросам социально-психологического климата коллектива, обеспечивается консультативное сопровождение новичка и возможна совместимость субъективно ожидаемых и реально предписываемых и выполненных функций.

Неудачи вновь назначенных и неопытных руководителей объясняются тем, что они не смогли успешно пройти все этапы адаптационного процесса. Не зря появилась пословица «Боже, избавь нас от старых судов и молодых капитанов».

Организационно-психологи-ческая адаптация определяется как приспособление к правилам и регламенту труда и отдыха, установленным в организации, усвоение правил (формальных и неформальных) и участие в мероприятиях организации.

От моряка, переходящего на береговую работу после многолетней привычки работать в режиме «4 через 8» (4 часа вахты через 8 часов отдыха), и при условии, что продолжительность контракта 2-6 месяцев, требуются большие волевые усилия.

Профессиональная адаптация – это доработка, модификация, совершенствование профессиональных знаний, учений, навыков, необходимых для работы в конкретной организации. Явление довольно распространенное среди моряков, особенно молодых, тем более что в современных условиях в большинстве профессий ушли от системы пожизненной занятости. Сегодня во многих случаях легко переучиться и адаптироваться в новой профессии.

Факторы нарушения адаптационных возможностей многочисленны. Среди них – профессионально-квалификационные свойства адаптанта: недостаточность профессиональных знаний, недостаток практического опыта профессиональной работы, неумение работать в команде, а также личностные свойства и состояния: ответственность, неадекватная требованиям (сниженная или завышенная), эмоциональная неуравновешенность, склонность к привычному образу взаимодействия (ригидность), повышенная утомляемость, повышенные тревожность и предубеждение, искажения в структуре «Я-концепции» (заниженная или завышенная самооценка), непривычные переживания, несоответствие реальности новой работы личным ожиданиям от нее. Кроме того, на адаптационные возможности могут повлиять вопросы организации труда (нарушения режима труда и отдыха, трудности с транспортным обеспечением и условиями проезда к работе, вынужденное подчинение условиям) и социально-психологические факторы (неудовлетворенность со стороны близких обстоятельствами новой работы, невозможность высказать собственное несогласие с заданием по работе, ощущение собственной неуклюжести, обиженности, невнимания со стороны руководства).

Спектр неблагоприятных последствий деформации адаптационного процесса достаточно широк. Особенно нежелательными оказываются последствия дезадаптации – например, оповещение моряков о предстоящем сокращении численности судов компании или численности экипажа. В этот период времени можно ожидать от человека более серьезных ошибок в работе, нарушений трудовой дисциплины и правил техники безопасности. Сбоев в работе можно ожидать и когда, к примеру, сотрудник планирует принять участие в важном для него мероприятии (бракосочетание, развод).

Своевременная диагностика индивидуальных особенностей психических состояний адаптации, реадаптации, дезадаптации способствует принятию адекватных мер профилактики нарушений в трудовой деятельности, обусловленных этими психическими состояниями.

Диагностика и прогнозирование индивидуальных особенностей проявления состояний адаптации, реадаптации, дездаптации обеспечивается с помощью тестов, методов критических инцидентов, наблюдений, деловых игр.

 

Если не внять вызовам…

Проблема аварийности – явление многогранное, требующее от всех участников судоходного бизнеса прежде всего тщательного исследования, которое нужно начинать с области эргономики морских профессий. Дальнейшие шаги – это проведение профотбора в учебные заведения и создание психологических паспортов профессий.

Вне всякого сомнения, такая работа требует затрат. Но если не внять вызовам, то новую редакцию ПДНВ с Манильскими поправками ждет участь многих резолюций, которые выполняются формально, не оказывая существенного влияния на состояние аварийности в целом.

 

Критерии эффективности адаптации и реадаптации:

-         успешное выполнение трудовых заданий

-         адекватные, неконфликтные отношения

-         способность предусматривать и предотвращать нештатные ситуации (взаимодействия, трудовой деятельности)

-         сохранение своего состояния здоровья

-         авторитет, адекватный должности и личностным устремлениям

 

Минимизация физических и интеллектуальных усилий при выполнении соответствующей работы в определенной степени объясняет причины нарушения правил ТБ и охраны труда, инструкций и наставлений, которые требуют дополнительных усилий и затрат времени.

 

Морской флот №6 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...