Почему важна адаптация?

Безопасность мореплавания
Почему важна адаптация?

Психическое состояние работника, выполняющего даже самую ответственную работу, сегодня, к сожалению, традиционно остается вне поля внимания работодателя, обеспокоенного только получением прибыли. Между тем такие процессы, как адаптация, реадаптация, дезадаптация, стресс, оказывают существенное неблагоприятное влияние на психику работника и, как следствие, на показатели надежности и работоспособности. Пренебрежение этим фактом в конечном итоге сказывается на интересах работодателя.

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства навигации» ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Алексей Двинин, профессор кафедры «Менеджмент» Российского нового университета

Михаил Наконечный, заместитель генерального директора ККЦ «Арктика»

 

Адаптация и ее фазы

В отличие от большинства бизнесменов – как прошлого, так и настоящего – американский автомобильный король Генри Форд благодаря проникновению в сущность психологии человек сумел добиться очень высоких результатов в своей деятельности, которая для него являлась не столько средством накопления капитала, сколько средством самовыражения. Будучи преуспевающим инженером в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company), он отказался от реального карьерного роста и погрузился в сомнительное по тем временам предприятие – создание автомобиля, доступного широким массам населения. В процессе становления бизнеса Г. Форд сделал важное открытие, которое, пожалуй, является более внушительным вкладом в экономику США, чем производство автомобилей, – закон успешного предпринимательства: во главу дела нужно ставить работника и вникать во все его чаянья и проблемы. Г. Форду принадлежит мысль, которая не потеряла актуальности и в наши дни: «Как-то уж так выходит, что, когда бы я ни нуждался в паре рабочих рук, вместо этого всегда получаю всего работника».

Вопрос адаптации человека в производственных условиях очень важен. Без его положительного решения успешная деятельность просто невозможна – тем более на морском флоте, где от адаптации в замкнутом коллективе судна зависит обеспечение безопасности мореплавания.

Адаптация (лат. adapto – «приспосабливать») – приспособление строения и функций организма, органов, клеток к условиям среды. Процесс адаптации направлен на сохранение гомеостаза (устойчивости). Вместе с тем адаптация в жизнедеятельности человека, в отличие от простого приспособления, понимается как его активное взаимодействие с социальной средой с целью достижения оптимальных уровней взаимодействия по принципу гомеостаза. Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья и болезни.

Современные условия труда и отдыха моряка, как, пожалуй, ни в какой другой профессии, требуют адаптации к непрерывно меняющимся социально-бытовым условиям, будь то смена часовых поясов, замена членов экипажа, изменение погодных условий и т.д. Неспособность к мобильной адаптации чревата последствиями самого разного характера – от психосоматических реакций и до возникновения аварийных ситуаций и даже аварий.

В трудовой деятельности человека выделяются фазы адаптации: первичная, вторичная, реадаптация, дезадаптация.

Адаптация первичная – освоение человеком новых для себя правил, требований, знаний. Ее характерным примером является допуск бывшего курсанта к несению самостоятельной вахты. Глубина первичной адаптации зависит от опыта, приобретенного во время плавательных практик. В прежние годы, когда существовали учебные суда и курсанты проходили практику в должности дублеров, этот процесс не носил столь ярко выраженного характера, поскольку в процессе обучения формировались устойчивые профессиональные навыки, позволявшие более уверенно действовать в штатных ситуациях.

В современных условиях, когда некоторые судовладельцы расценивают наличие практиканта на борту как дополнительные рабочие руки, к тому же не столь дорогие, дело до реального приобретения профессионально важных навыков иногда не доходит. Более того, сложилась порочная практика, когда на практиканта смотрят как на временщика, который в компанию больше не вернется. А происходит это потому, что солидные компании не хотят брать практикантов с малым практическим опытом, зато компании, работающие на грани субстандартного судоходства, более охотно берут практикантов, рассчитывая заполучить лишние рабочие руки по низкой цене.

Адаптация вторичная – совмещение освоенных навыков, знаний, привычек с новыми обоснованиями их реализации.

Учитывая современный характер работы на морском флоте, можно сказать, что вторичная адаптация – это перманентное состояние моряков. Особенно это присуще штурманскому составу. Смена судоходной линии, смена или переадресация груза, погодных условий и прочих параметров рейса требуют определенной перестройки как функциональных обязанностей, так и поведенческих реакций.

Особо следует сказать о появлении новых членов экипажа, особенно капитана и старшего механика, ведь «новая метла метет по-новому».

Практика контрактного найма моряков часто вынуждает моряка менять одну крюинговую компанию на другую, где иные правила игры. Процесс вхождения в новые условия бывает зачастую болезненным. Совсем плохо, если такое вхождение сопряжено с попыткой прийти в чужой монастырь со своим уставом. А это уже новая ступень адаптации – реадаптация. Реадаптация в трудовой деятельности – перестройка сложившихся знаний, навыков, отношений, жизненного уклада, привычек, обусловленная длительным перерывом в работе по разным причинам, переходом в незнакомый новый трудовой коллектив, переездом на новое место жительства.

И наконец, дезадаптация – разрушение сложившихся стереотипов поведения (был работником – стал безработным, был работником – стал пенсионером, был семейным человеком – стал одиноким и т.д.). Она проявляется в различных нарушениях деятельности: снижении производительности труда и его качества, нарушениях дисциплины, повышении травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют признакам психической напряженности.

 В современных морских профессиях весьма высок элемент непредсказуемости. По окончании контракта нет гарантий, что с моряком будет заключен следующий контракт. Несовершенство трудового законодательства в судоходном бизнесе позволяет работникам кадровых служб действовать практически безнаказанно.

 

Разновидности и стадии адаптации

Процесс адаптации не является чем-то четко определенным, что можно прописать в чек-листе, однако все многообразие реакций в ходе адаптации можно некоторым образом классифицировать.

В трудовой деятельности человека выделяются следующие разновидности адаптации: психофизиологическая, социально-психологическая, организационно-психологическая, профессиональная.

Психофизиологическая адаптация характеризуется приспособительным изменением психофизиологических функций: внимания, памяти, психомоторики, работоспособности, направленным на соответствие условиям внешней среды и на сохранение целостности организма.

Социально-психологическая адаптация определяется как осознание требований, условий, правил жизни группы (коллектива), их усвоение (включение в структуру актов социального поведения), воспроизведение, одобряемое группой в рамках установленных отношений в структуре коллектива и вне его, приобретение одобренного группой места и собственной роли в группе.

Вопросы социально-психологической адаптации особенно актуальны для случаев, когда экипажи смешаны по признакам квалификации, опыта, возраста и др. Не каждый человек способен быстро и безболезненно перестроиться в меняющейся социальной обстановке. За рубежом это уже давно поняли. К примеру, книга Томаса Квентина Донато Андреса «Понимание культуры, персональных особенностей и характера филиппинских моряков» (Understanding the filipino seaman: his values, attitudes and behavior) адресована европейским и западным судовым офицерам, работающим с филиппинскими моряками. Автор дает советы и рекомендации руководителям экипажей с учетом филиппинских традиций, привычек, социальных устоев, образа мышления. Если и это не поможет в условиях растущей непопулярности морских профессий среди филиппинцев, вполне вероятно, в скором времени потребуется книга с аналогичным названием, но уже по вопросам менталитета нигерийцев, поскольку судовладельцы обратили взоры на нигерийских моряков.

Социально-психологическая адаптации включает несколько ступеней. Среди них конформная ступень – знакомство и усиление групповой сплоченности; формирование межличностных коммуникаций и неформальных групп; активная групповая деятельность как форма трудовой деятельности; образование неформальных групп и межгрупповых контактов с признаками сложностей неформальных отношений. Все вышеперечисленные ступени социально-психологической адаптации особенно характерны для иностранных судоходных компаний. Труднее всего тем членам экипажа, которые оказались единственными представителями той или иной национальности.

В условиях межнациональных различий социально-психологическая адаптация сопряжена с большой психологической нагрузкой на моряка и чревата серьезными последствиями в области безопасности судоходства.

 

Предпосылки успешной социально-психологической адаптации

Социально-психологическая адаптация может быть весьма успешной, если морально-нравственные ценности и свойства личности человека соответствуют запросам социально-психологического климата коллектива, обеспечивается консультативное сопровождение новичка и возможна совместимость субъективно ожидаемых и реально предписываемых и выполненных функций.

Неудачи вновь назначенных и неопытных руководителей объясняются тем, что они не смогли успешно пройти все этапы адаптационного процесса. Не зря появилась пословица «Боже, избавь нас от старых судов и молодых капитанов».

Организационно-психологи-ческая адаптация определяется как приспособление к правилам и регламенту труда и отдыха, установленным в организации, усвоение правил (формальных и неформальных) и участие в мероприятиях организации.

От моряка, переходящего на береговую работу после многолетней привычки работать в режиме «4 через 8» (4 часа вахты через 8 часов отдыха), и при условии, что продолжительность контракта 2-6 месяцев, требуются большие волевые усилия.

Профессиональная адаптация – это доработка, модификация, совершенствование профессиональных знаний, учений, навыков, необходимых для работы в конкретной организации. Явление довольно распространенное среди моряков, особенно молодых, тем более что в современных условиях в большинстве профессий ушли от системы пожизненной занятости. Сегодня во многих случаях легко переучиться и адаптироваться в новой профессии.

Факторы нарушения адаптационных возможностей многочисленны. Среди них – профессионально-квалификационные свойства адаптанта: недостаточность профессиональных знаний, недостаток практического опыта профессиональной работы, неумение работать в команде, а также личностные свойства и состояния: ответственность, неадекватная требованиям (сниженная или завышенная), эмоциональная неуравновешенность, склонность к привычному образу взаимодействия (ригидность), повышенная утомляемость, повышенные тревожность и предубеждение, искажения в структуре «Я-концепции» (заниженная или завышенная самооценка), непривычные переживания, несоответствие реальности новой работы личным ожиданиям от нее. Кроме того, на адаптационные возможности могут повлиять вопросы организации труда (нарушения режима труда и отдыха, трудности с транспортным обеспечением и условиями проезда к работе, вынужденное подчинение условиям) и социально-психологические факторы (неудовлетворенность со стороны близких обстоятельствами новой работы, невозможность высказать собственное несогласие с заданием по работе, ощущение собственной неуклюжести, обиженности, невнимания со стороны руководства).

Спектр неблагоприятных последствий деформации адаптационного процесса достаточно широк. Особенно нежелательными оказываются последствия дезадаптации – например, оповещение моряков о предстоящем сокращении численности судов компании или численности экипажа. В этот период времени можно ожидать от человека более серьезных ошибок в работе, нарушений трудовой дисциплины и правил техники безопасности. Сбоев в работе можно ожидать и когда, к примеру, сотрудник планирует принять участие в важном для него мероприятии (бракосочетание, развод).

Своевременная диагностика индивидуальных особенностей психических состояний адаптации, реадаптации, дезадаптации способствует принятию адекватных мер профилактики нарушений в трудовой деятельности, обусловленных этими психическими состояниями.

Диагностика и прогнозирование индивидуальных особенностей проявления состояний адаптации, реадаптации, дездаптации обеспечивается с помощью тестов, методов критических инцидентов, наблюдений, деловых игр.

 

Если не внять вызовам…

Проблема аварийности – явление многогранное, требующее от всех участников судоходного бизнеса прежде всего тщательного исследования, которое нужно начинать с области эргономики морских профессий. Дальнейшие шаги – это проведение профотбора в учебные заведения и создание психологических паспортов профессий.

Вне всякого сомнения, такая работа требует затрат. Но если не внять вызовам, то новую редакцию ПДНВ с Манильскими поправками ждет участь многих резолюций, которые выполняются формально, не оказывая существенного влияния на состояние аварийности в целом.

 

Критерии эффективности адаптации и реадаптации:

-         успешное выполнение трудовых заданий

-         адекватные, неконфликтные отношения

-         способность предусматривать и предотвращать нештатные ситуации (взаимодействия, трудовой деятельности)

-         сохранение своего состояния здоровья

-         авторитет, адекватный должности и личностным устремлениям

 

Минимизация физических и интеллектуальных усилий при выполнении соответствующей работы в определенной степени объясняет причины нарушения правил ТБ и охраны труда, инструкций и наставлений, которые требуют дополнительных усилий и затрат времени.

 

Морской флот №6 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Новейший МРК «Вышний Волочёк» готовится к ходовым и государственным испытаниям

Новейший МРК «Вышний Волочёк» готовится к ходовым и государственным испытаниям Новейший малый ракетный корабль (МРК) Черноморского флота (ЧФ) «Вышний Волочёк», пос...

ВМС США приостановят операции по всему миру из-за инцидента с эсминцем

ВМС США приостановят операции по всему миру из-за инцидента с эсминцем ВМС США приостановят операции по всему миру в связи со столкновением американского эсминца «Джона Ма...

Российская экономика

Ткачев считает, что Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в этом сельхозгоду

Ткачев считает, что Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в этом сельхозгоду Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в 2017-2018 сельскохозяйственном году, заявил гл...

Молодь гребешка на «морских огородах» в Приморье погибла из-за наводнения

Молодь гребешка на «морских огородах» в Приморье погибла из-за наводнения Предприятиям марикультуры в Приморье компенсируют ущерб за гибель молоди гребешка после августовског...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Резидент чукотской ТОР планирует отгрузить 200 тыс. тонн угля в Китай до конца навигации

Резидент чукотской ТОР планирует отгрузить 200 тыс. тонн угля в Китай до конца навигации Резидент территории опережающего развития (ТОР) «Беринговский» компания «Берингопромуголь» п...

Изменение границ территории морского порта Советская Гавань

Изменение границ территории морского порта Советская Гавань Распоряжением Правительства России от 28.07.2017 № 1634-р принято решение об изменении границ террит...




Морской транспорт

Приватизация «Совкомфлота» должна вывести компанию на новые рынки – Орешкин

Приватизация «Совкомфлота» должна вывести компанию на новые рынки – Орешкин Приватизация «Совкомфлота» должна не только принести доходы в бюджет, но и вывести компанию на новые...

Египет вдвое снижает сборы за транзит контейнеров через Суэцкий канал

Египет вдвое снижает сборы за транзит контейнеров через Суэцкий канал Правительство Египта объявило на прошлой неделе о введении скидок в размере 3%- 50% на транз...

Речной транспорт

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях Вместе с мэрами Союза городов Золотого кольца глава Ярославской области Дмитрий Миронов совершил про...

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Ж/Д транспорт

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» нужно продавать все 50% на аукционе – вице-президент

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» нужно продавать все 50% на аукционе – вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в случае принятия решения о продаже доли в «Трансконт...

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хотят создать его аналог - вице-президент

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хотят создать его аналог - вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хочет получ...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...