Почему важна адаптация? - Морские вести России

Почему важна адаптация?

05.05.2015

Безопасность мореплавания

Психическое состояние работника, выполняющего даже самую ответственную работу, сегодня, к сожалению, традиционно остается вне поля внимания работодателя, обеспокоенного только получением прибыли. Между тем такие процессы, как адаптация, реадаптация, дезадаптация, стресс, оказывают существенное неблагоприятное влияние на психику работника и, как следствие, на показатели надежности и работоспособности. Пренебрежение этим фактом в конечном итоге сказывается на интересах работодателя.

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства навигации» ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Алексей Двинин, профессор кафедры «Менеджмент» Российского нового университета

Михаил Наконечный, заместитель генерального директора ККЦ «Арктика»

 

Адаптация и ее фазы

В отличие от большинства бизнесменов – как прошлого, так и настоящего – американский автомобильный король Генри Форд благодаря проникновению в сущность психологии человек сумел добиться очень высоких результатов в своей деятельности, которая для него являлась не столько средством накопления капитала, сколько средством самовыражения. Будучи преуспевающим инженером в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company), он отказался от реального карьерного роста и погрузился в сомнительное по тем временам предприятие – создание автомобиля, доступного широким массам населения. В процессе становления бизнеса Г. Форд сделал важное открытие, которое, пожалуй, является более внушительным вкладом в экономику США, чем производство автомобилей, – закон успешного предпринимательства: во главу дела нужно ставить работника и вникать во все его чаянья и проблемы. Г. Форду принадлежит мысль, которая не потеряла актуальности и в наши дни: «Как-то уж так выходит, что, когда бы я ни нуждался в паре рабочих рук, вместо этого всегда получаю всего работника».

Вопрос адаптации человека в производственных условиях очень важен. Без его положительного решения успешная деятельность просто невозможна – тем более на морском флоте, где от адаптации в замкнутом коллективе судна зависит обеспечение безопасности мореплавания.

Адаптация (лат. adapto – «приспосабливать») – приспособление строения и функций организма, органов, клеток к условиям среды. Процесс адаптации направлен на сохранение гомеостаза (устойчивости). Вместе с тем адаптация в жизнедеятельности человека, в отличие от простого приспособления, понимается как его активное взаимодействие с социальной средой с целью достижения оптимальных уровней взаимодействия по принципу гомеостаза. Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья и болезни.

Современные условия труда и отдыха моряка, как, пожалуй, ни в какой другой профессии, требуют адаптации к непрерывно меняющимся социально-бытовым условиям, будь то смена часовых поясов, замена членов экипажа, изменение погодных условий и т.д. Неспособность к мобильной адаптации чревата последствиями самого разного характера – от психосоматических реакций и до возникновения аварийных ситуаций и даже аварий.

В трудовой деятельности человека выделяются фазы адаптации: первичная, вторичная, реадаптация, дезадаптация.

Адаптация первичная – освоение человеком новых для себя правил, требований, знаний. Ее характерным примером является допуск бывшего курсанта к несению самостоятельной вахты. Глубина первичной адаптации зависит от опыта, приобретенного во время плавательных практик. В прежние годы, когда существовали учебные суда и курсанты проходили практику в должности дублеров, этот процесс не носил столь ярко выраженного характера, поскольку в процессе обучения формировались устойчивые профессиональные навыки, позволявшие более уверенно действовать в штатных ситуациях.

В современных условиях, когда некоторые судовладельцы расценивают наличие практиканта на борту как дополнительные рабочие руки, к тому же не столь дорогие, дело до реального приобретения профессионально важных навыков иногда не доходит. Более того, сложилась порочная практика, когда на практиканта смотрят как на временщика, который в компанию больше не вернется. А происходит это потому, что солидные компании не хотят брать практикантов с малым практическим опытом, зато компании, работающие на грани субстандартного судоходства, более охотно берут практикантов, рассчитывая заполучить лишние рабочие руки по низкой цене.

Адаптация вторичная – совмещение освоенных навыков, знаний, привычек с новыми обоснованиями их реализации.

Учитывая современный характер работы на морском флоте, можно сказать, что вторичная адаптация – это перманентное состояние моряков. Особенно это присуще штурманскому составу. Смена судоходной линии, смена или переадресация груза, погодных условий и прочих параметров рейса требуют определенной перестройки как функциональных обязанностей, так и поведенческих реакций.

Особо следует сказать о появлении новых членов экипажа, особенно капитана и старшего механика, ведь «новая метла метет по-новому».

Практика контрактного найма моряков часто вынуждает моряка менять одну крюинговую компанию на другую, где иные правила игры. Процесс вхождения в новые условия бывает зачастую болезненным. Совсем плохо, если такое вхождение сопряжено с попыткой прийти в чужой монастырь со своим уставом. А это уже новая ступень адаптации – реадаптация. Реадаптация в трудовой деятельности – перестройка сложившихся знаний, навыков, отношений, жизненного уклада, привычек, обусловленная длительным перерывом в работе по разным причинам, переходом в незнакомый новый трудовой коллектив, переездом на новое место жительства.

И наконец, дезадаптация – разрушение сложившихся стереотипов поведения (был работником – стал безработным, был работником – стал пенсионером, был семейным человеком – стал одиноким и т.д.). Она проявляется в различных нарушениях деятельности: снижении производительности труда и его качества, нарушениях дисциплины, повышении травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют признакам психической напряженности.

 В современных морских профессиях весьма высок элемент непредсказуемости. По окончании контракта нет гарантий, что с моряком будет заключен следующий контракт. Несовершенство трудового законодательства в судоходном бизнесе позволяет работникам кадровых служб действовать практически безнаказанно.

 

Разновидности и стадии адаптации

Процесс адаптации не является чем-то четко определенным, что можно прописать в чек-листе, однако все многообразие реакций в ходе адаптации можно некоторым образом классифицировать.

В трудовой деятельности человека выделяются следующие разновидности адаптации: психофизиологическая, социально-психологическая, организационно-психологическая, профессиональная.

Психофизиологическая адаптация характеризуется приспособительным изменением психофизиологических функций: внимания, памяти, психомоторики, работоспособности, направленным на соответствие условиям внешней среды и на сохранение целостности организма.

Социально-психологическая адаптация определяется как осознание требований, условий, правил жизни группы (коллектива), их усвоение (включение в структуру актов социального поведения), воспроизведение, одобряемое группой в рамках установленных отношений в структуре коллектива и вне его, приобретение одобренного группой места и собственной роли в группе.

Вопросы социально-психологической адаптации особенно актуальны для случаев, когда экипажи смешаны по признакам квалификации, опыта, возраста и др. Не каждый человек способен быстро и безболезненно перестроиться в меняющейся социальной обстановке. За рубежом это уже давно поняли. К примеру, книга Томаса Квентина Донато Андреса «Понимание культуры, персональных особенностей и характера филиппинских моряков» (Understanding the filipino seaman: his values, attitudes and behavior) адресована европейским и западным судовым офицерам, работающим с филиппинскими моряками. Автор дает советы и рекомендации руководителям экипажей с учетом филиппинских традиций, привычек, социальных устоев, образа мышления. Если и это не поможет в условиях растущей непопулярности морских профессий среди филиппинцев, вполне вероятно, в скором времени потребуется книга с аналогичным названием, но уже по вопросам менталитета нигерийцев, поскольку судовладельцы обратили взоры на нигерийских моряков.

Социально-психологическая адаптации включает несколько ступеней. Среди них конформная ступень – знакомство и усиление групповой сплоченности; формирование межличностных коммуникаций и неформальных групп; активная групповая деятельность как форма трудовой деятельности; образование неформальных групп и межгрупповых контактов с признаками сложностей неформальных отношений. Все вышеперечисленные ступени социально-психологической адаптации особенно характерны для иностранных судоходных компаний. Труднее всего тем членам экипажа, которые оказались единственными представителями той или иной национальности.

В условиях межнациональных различий социально-психологическая адаптация сопряжена с большой психологической нагрузкой на моряка и чревата серьезными последствиями в области безопасности судоходства.

 

Предпосылки успешной социально-психологической адаптации

Социально-психологическая адаптация может быть весьма успешной, если морально-нравственные ценности и свойства личности человека соответствуют запросам социально-психологического климата коллектива, обеспечивается консультативное сопровождение новичка и возможна совместимость субъективно ожидаемых и реально предписываемых и выполненных функций.

Неудачи вновь назначенных и неопытных руководителей объясняются тем, что они не смогли успешно пройти все этапы адаптационного процесса. Не зря появилась пословица «Боже, избавь нас от старых судов и молодых капитанов».

Организационно-психологи-ческая адаптация определяется как приспособление к правилам и регламенту труда и отдыха, установленным в организации, усвоение правил (формальных и неформальных) и участие в мероприятиях организации.

От моряка, переходящего на береговую работу после многолетней привычки работать в режиме «4 через 8» (4 часа вахты через 8 часов отдыха), и при условии, что продолжительность контракта 2-6 месяцев, требуются большие волевые усилия.

Профессиональная адаптация – это доработка, модификация, совершенствование профессиональных знаний, учений, навыков, необходимых для работы в конкретной организации. Явление довольно распространенное среди моряков, особенно молодых, тем более что в современных условиях в большинстве профессий ушли от системы пожизненной занятости. Сегодня во многих случаях легко переучиться и адаптироваться в новой профессии.

Факторы нарушения адаптационных возможностей многочисленны. Среди них – профессионально-квалификационные свойства адаптанта: недостаточность профессиональных знаний, недостаток практического опыта профессиональной работы, неумение работать в команде, а также личностные свойства и состояния: ответственность, неадекватная требованиям (сниженная или завышенная), эмоциональная неуравновешенность, склонность к привычному образу взаимодействия (ригидность), повышенная утомляемость, повышенные тревожность и предубеждение, искажения в структуре «Я-концепции» (заниженная или завышенная самооценка), непривычные переживания, несоответствие реальности новой работы личным ожиданиям от нее. Кроме того, на адаптационные возможности могут повлиять вопросы организации труда (нарушения режима труда и отдыха, трудности с транспортным обеспечением и условиями проезда к работе, вынужденное подчинение условиям) и социально-психологические факторы (неудовлетворенность со стороны близких обстоятельствами новой работы, невозможность высказать собственное несогласие с заданием по работе, ощущение собственной неуклюжести, обиженности, невнимания со стороны руководства).

Спектр неблагоприятных последствий деформации адаптационного процесса достаточно широк. Особенно нежелательными оказываются последствия дезадаптации – например, оповещение моряков о предстоящем сокращении численности судов компании или численности экипажа. В этот период времени можно ожидать от человека более серьезных ошибок в работе, нарушений трудовой дисциплины и правил техники безопасности. Сбоев в работе можно ожидать и когда, к примеру, сотрудник планирует принять участие в важном для него мероприятии (бракосочетание, развод).

Своевременная диагностика индивидуальных особенностей психических состояний адаптации, реадаптации, дезадаптации способствует принятию адекватных мер профилактики нарушений в трудовой деятельности, обусловленных этими психическими состояниями.

Диагностика и прогнозирование индивидуальных особенностей проявления состояний адаптации, реадаптации, дездаптации обеспечивается с помощью тестов, методов критических инцидентов, наблюдений, деловых игр.

 

Если не внять вызовам…

Проблема аварийности – явление многогранное, требующее от всех участников судоходного бизнеса прежде всего тщательного исследования, которое нужно начинать с области эргономики морских профессий. Дальнейшие шаги – это проведение профотбора в учебные заведения и создание психологических паспортов профессий.

Вне всякого сомнения, такая работа требует затрат. Но если не внять вызовам, то новую редакцию ПДНВ с Манильскими поправками ждет участь многих резолюций, которые выполняются формально, не оказывая существенного влияния на состояние аварийности в целом.

 

Критерии эффективности адаптации и реадаптации:

-         успешное выполнение трудовых заданий

-         адекватные, неконфликтные отношения

-         способность предусматривать и предотвращать нештатные ситуации (взаимодействия, трудовой деятельности)

-         сохранение своего состояния здоровья

-         авторитет, адекватный должности и личностным устремлениям

 

Минимизация физических и интеллектуальных усилий при выполнении соответствующей работы в определенной степени объясняет причины нарушения правил ТБ и охраны труда, инструкций и наставлений, которые требуют дополнительных усилий и затрат времени.

 

Морской флот №6 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ