Как выйти сухим из «мертвой воды»?

Безопасность мореплавания
Как выйти сухим из «мертвой воды»?

Интересно, что, несмотря на техническую революцию, которую пережил морской флот в конце XX века, многие проблемы 30-летней давности и сегодня не потеряли своей актуальности для практикующих моряков. В сентябре 1981 года в отраслевой газете «Черноморец» легендарный капитан-наставник Александр Косилов рассказал о происшествии, которое три десятка лет назад обсуждалось на совете капитанов Новороссийского морского пароходства: теплоход «Маршал Жуков» во время прохода пролива Дарданеллы испытал воздействие «жидкого грунта». Мы обсудили тему с современными специалистами.

Наталья Шипулина

 

Как это было

Капитан-наставник Александр Косилов подробно описал инцидент:

– Судно следовало с полным грузом из Канады в Новороссийск. Средняя осадка 14,7 метра, дифферент 0,4 метра на корму. Обороты главного двигателя были снижены в связи с выходом из строя воздухонагнетательной турбины. Скорость на переходе составляла 7,7-9,4 узла.

Еще на подходе к Дарданеллам от траверза маяка Баты обороты главного двигателя без изменения нагрузки самопроизвольно снизились до 75 в минуту, лаговая скорость упала до 8 узлов, а фактическая – до 6. Когда судно вошло в пролив, скорость по лагу продолжала снижаться. Выбрали резервы мощности главного двигателя, но ситуация не изменилась.

На траверзе мыса Кепез лаговая и фактическая скорость резко снизилась, судно стало плохо слушаться руля. Для удержания его на курсе руль перекладывали на 15 градусов левого и правого бортов. За полмили до траверза огня Намазглях судно остановилось при работающем двигателе и с большим трудом удерживалось на курсе. Лаг работал неустойчиво и показывал скорость 0,7-0,9 узла.

Еще на подходе к проливу появились признаки плавания судна на мелководье при наличии под килем значительных глубин. После остановки в районе Чаннакале судно начало медленно дрейфовать назад. За это время оформили карантин. Чтобы не мешать другим судам, снизили обороты до 55, судно развернулось поперек пролива и, сдрейфовав таким образом до мыса Кепез, развернулось и последовало на выход.

На следующий день повторили попытку пройти пролив Дарданеллы. Все повторилось. Судно прошло на полмили дальше, но остановилось, и самое узкое место пройти не смогло.

На третий раз явление повторилось, но судно полностью не остановилось и, дойдя до траверза огня Намазглях, продолжало продвигаться со скоростью в пол-узла, при этом очень плохо слушалось руля, и возникла реальная угроза быть выброшенным течением на мель.

Узкую часть пролива судно проходило в течение четырех часов. К повороту у маяка Нара скорость была около одного узла, и поворот длился около 1,5 часа. Затем скорость увеличилась до 1,6 узла, а при выходе из пролива – 5,6-6,5 узла и удерживалась до пролива Босфор. На подходе к проливу скорость увеличилась до нормальной и соответствовала оборотам двигателя.

 

«Мертвая вода» – что это?

Явление «мертвая вода», или «жидкий грунт», известно давно, но в достаточной степени не изучено. Суда, обладающие малым ходом, попав в «мертвую воду», внезапно теряют ход, а суда, застопорившие машины, теряют ход не постепенно, а сразу. Парусные и буксируемые суда в таких условиях сбиваются с курса и перестают слушаться руля. При выходе из «мертвой воды» суда сразу же набирают скорость.

Исследования показывают, что возникновение «мертвой воды» связано с образованием слоя скачка плотности воды и с внутренними волнами. Из-за сильного прогрева верхних слоев воды относительно подстилающего слоя, а также из-за уменьшения солености на поверхности в результате притока пресных вод плотность верхнего слоя значительно понижается. Если верхний слой с меньшей плотностью («слой скачка») по толщине равен или несколько больше осадки судна, то возникает явление плавания судна на мелководье. Масса судна с присоединенной массой воды как бы скользит по грунту, создавая большое сопротивление, трение.

С подобным явлением суда пароходства встречались неоднократно. Оно особо опасно при проходе узкостей, когда суда значительно теряют скорость и управляемость. На совете капитанов были разработаны рекомендации: при обнаружении действия на судно явления «жидкий грунт» капитанам следует использовать буксирное обеспечение. При плавании судов с исправными главными двигателями в нужный момент добавляется мощность, чтобы преодолеть сопротивление. С превышением критической скорости действие указанных явлений уменьшается, и скорость может быть даже выше, чем при плавании на глубокой воде при нормальных условиях.

Неужели по сей день проблема остается актуальной для моряков, у которых на вооружении современные знания и технические средства? Комментирует руководитель аналитико-исследовательской группы управления инвестиций и проектов ОАО «Новошип», кандидат технических наук, профессор кафедры судовождения ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова Юрий Песков:

– А что, собственно, изменилось? Море, морская гидродинамика остались прежними. Крупнотоннажные танкеры и балкеры тоже не претерпели принципиальных изменений. Конечно, вырос максимальный дедвейт судов. (Нефтерудовоз «Маршал Жуков», о котором идет речь в статье, относится по современной классификации к тоннажной группе «афрамакс»). Соответственно выросли линейные размерения судов, в том числе и осадка.

С другой стороны, эксплуатационные скорости танкеров и балкеров с 1980-х годов практически не увеличились – те же самые 14-16 узлов. Более того, подорожавшее топливо и низкие фрахтовые ставки буквально вынуждают значительный процент танкеров и балкеров следовать с пониженной скоростью для экономии топлива (Slow Steaming), а такое сочетание больших размеров судна с его малой скоростью в теории способно существенно повышать влияние эффекта «жидкого грунта».

Появилась и еще одна тенденция: в запале борьбы за снижение выбросов в атмосферу углекислого газа возникла идея стимулировать ограничение мощности судовой энергетической установки (СЭУ). Разработан и вводится индекс энергетической эффективности, под который потребуется «подгонять» новые проекты судов. Таким образом, отношение полезной мощности СЭУ к дедвейту судна может уменьшиться. Квалификация, опыт, искусство судоводителя по-прежнему остаются главной гарантией эффективного выхода из любой нештатной ситуации.

Что же касается случаев с нефтерудовозами «Маршал Жуков» и «Маршал Конев», то в НВИМУ в те годы даже начиналась работа над кандидатской диссертацией на эту тему (которая, к сожалению, так и осталась незаконченной). Между тем специалисты серьезно спорили: было ли это влияние «жидкого грунта» или же известный всем из школьного курса физики эффект наклонной плоскости (из-за разностей уровня в Черном и Эгейском морях), когда одна из составляющих вектора силы тяжести судна дает тормозящую составляющую вдоль поверхности воды, а судно с ограниченной мощностью двигателя не может преодолеть эту «тягу назад» по наклонной плоскости уровня воды в проливах.

Очевидное и невероятное

Моряки СКФ рассказали нам о других интересных природных явлениях, с которыми им приходилось сталкиваться в своей практике.

Эдуард Трофименко, капитан «СКФ Самотлор»:

– В дельте реки Ориноко в сезон дождей в воде бывает такая концентрация взвешенных частиц, что густую субстанцию, которая окружает корпус судна, сложно назвать водой. Судно дедвейтом 76 тысяч тонн на полном ходу двигалось со скоростью 5-6 узлов. А еще, когда мы возили зерно во Францию, мне приходилось сталкиваться с волной Маскаре, которая появляется в устье Сены со стороны Атлантического океана в момент наивысшего прилива. Эта волна движется против течения реки с достаточно большой скоростью и представляет опасность для судов. Портовые власти предупреждают о ее появлении, и на борт обычно поднимается лоцман.

Богдан Сулейманов, капитан «СКФ Сургут»:

– К юго-востоку от Африканского континента суда часто встречаются с так называемой волной-убийцей. Это явление хорошо известно и описано во всех лоциях, тем не менее знакомство с ним нельзя назвать ординарным событием. Ее длина доходит до полумили, высота – до 20 метров. Эту волну хорошо видно на экране радара. Единственное спасение от нее – уходить восточнее. Когда увидел, что волна образуется на моих глазах, я немедленно так и сделал. А вообще в этом регионе на дне океана целое кладбище погибших кораблей.

Юрий Белозеров, капитан «Лаптев Си»:

– Интересные и довольно опасные явления мы наблюдали в дельте Амазонки. Проход дельты обычно занимает около суток, а от приемного буя до порта Манаус пять дней хода. Конечно, заранее готовишь Passage Plan, но идешь все равно «по факту», ведь там можно встретить «плавающие острова», которые медленно движутся вниз по течению. Они образованы переплетенными корнями и стволами упавших деревьев, на которых поднялась новая растительность. Уклон Амазонской низменности настолько мал, что влияние океанских приливов заметно даже за тысячу километров от устья. Особенностью амазонских приливов является знаменитая Поророка. От столкновения реки с идущей навстречу приливной волной на Амазонке образуется высокий вал. Он катится вверх по реке с громким гулом, сметая все на своем пути. Горе судну, которое не успеет заблаговременно укрыться в боковой протоке или в бухте.

Евгений Дворичанский, третий помощник капитана «Владимир Тихонов»:

– Во время экспериментального рейса по Севморпути в прошлом году мы тоже столкнулись с необычным природным явлением: до 3-4 раз в сутки судно буквально ныряло в густой туман, который образуется из-за резких перепадов температур. Впереди шли два ледокола, которые ломали и отбрасывали лед. Ситуация была опасна тем, что, во-первых, нужно было уходить от крупных обломков льда, а во-вторых, ледоколы могли резко снизить скорость при встрече с более толстым льдом. Конечно, мы предварительно отрабатывали маневры на чистой воде, во время рейса постоянно согласовывали наши действия с ледоколами, а на борту танкера был ледовый радар, но все же чувствовали себя неуютно, когда видимость была практически нулевой. Могу сказать, что интуиция в таких условиях развивается отлично.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...