Как выйти сухим из «мертвой воды»?

Безопасность мореплавания
Как выйти сухим из «мертвой воды»?

Интересно, что, несмотря на техническую революцию, которую пережил морской флот в конце XX века, многие проблемы 30-летней давности и сегодня не потеряли своей актуальности для практикующих моряков. В сентябре 1981 года в отраслевой газете «Черноморец» легендарный капитан-наставник Александр Косилов рассказал о происшествии, которое три десятка лет назад обсуждалось на совете капитанов Новороссийского морского пароходства: теплоход «Маршал Жуков» во время прохода пролива Дарданеллы испытал воздействие «жидкого грунта». Мы обсудили тему с современными специалистами.

Наталья Шипулина

 

Как это было

Капитан-наставник Александр Косилов подробно описал инцидент:

– Судно следовало с полным грузом из Канады в Новороссийск. Средняя осадка 14,7 метра, дифферент 0,4 метра на корму. Обороты главного двигателя были снижены в связи с выходом из строя воздухонагнетательной турбины. Скорость на переходе составляла 7,7-9,4 узла.

Еще на подходе к Дарданеллам от траверза маяка Баты обороты главного двигателя без изменения нагрузки самопроизвольно снизились до 75 в минуту, лаговая скорость упала до 8 узлов, а фактическая – до 6. Когда судно вошло в пролив, скорость по лагу продолжала снижаться. Выбрали резервы мощности главного двигателя, но ситуация не изменилась.

На траверзе мыса Кепез лаговая и фактическая скорость резко снизилась, судно стало плохо слушаться руля. Для удержания его на курсе руль перекладывали на 15 градусов левого и правого бортов. За полмили до траверза огня Намазглях судно остановилось при работающем двигателе и с большим трудом удерживалось на курсе. Лаг работал неустойчиво и показывал скорость 0,7-0,9 узла.

Еще на подходе к проливу появились признаки плавания судна на мелководье при наличии под килем значительных глубин. После остановки в районе Чаннакале судно начало медленно дрейфовать назад. За это время оформили карантин. Чтобы не мешать другим судам, снизили обороты до 55, судно развернулось поперек пролива и, сдрейфовав таким образом до мыса Кепез, развернулось и последовало на выход.

На следующий день повторили попытку пройти пролив Дарданеллы. Все повторилось. Судно прошло на полмили дальше, но остановилось, и самое узкое место пройти не смогло.

На третий раз явление повторилось, но судно полностью не остановилось и, дойдя до траверза огня Намазглях, продолжало продвигаться со скоростью в пол-узла, при этом очень плохо слушалось руля, и возникла реальная угроза быть выброшенным течением на мель.

Узкую часть пролива судно проходило в течение четырех часов. К повороту у маяка Нара скорость была около одного узла, и поворот длился около 1,5 часа. Затем скорость увеличилась до 1,6 узла, а при выходе из пролива – 5,6-6,5 узла и удерживалась до пролива Босфор. На подходе к проливу скорость увеличилась до нормальной и соответствовала оборотам двигателя.

 

«Мертвая вода» – что это?

Явление «мертвая вода», или «жидкий грунт», известно давно, но в достаточной степени не изучено. Суда, обладающие малым ходом, попав в «мертвую воду», внезапно теряют ход, а суда, застопорившие машины, теряют ход не постепенно, а сразу. Парусные и буксируемые суда в таких условиях сбиваются с курса и перестают слушаться руля. При выходе из «мертвой воды» суда сразу же набирают скорость.

Исследования показывают, что возникновение «мертвой воды» связано с образованием слоя скачка плотности воды и с внутренними волнами. Из-за сильного прогрева верхних слоев воды относительно подстилающего слоя, а также из-за уменьшения солености на поверхности в результате притока пресных вод плотность верхнего слоя значительно понижается. Если верхний слой с меньшей плотностью («слой скачка») по толщине равен или несколько больше осадки судна, то возникает явление плавания судна на мелководье. Масса судна с присоединенной массой воды как бы скользит по грунту, создавая большое сопротивление, трение.

С подобным явлением суда пароходства встречались неоднократно. Оно особо опасно при проходе узкостей, когда суда значительно теряют скорость и управляемость. На совете капитанов были разработаны рекомендации: при обнаружении действия на судно явления «жидкий грунт» капитанам следует использовать буксирное обеспечение. При плавании судов с исправными главными двигателями в нужный момент добавляется мощность, чтобы преодолеть сопротивление. С превышением критической скорости действие указанных явлений уменьшается, и скорость может быть даже выше, чем при плавании на глубокой воде при нормальных условиях.

Неужели по сей день проблема остается актуальной для моряков, у которых на вооружении современные знания и технические средства? Комментирует руководитель аналитико-исследовательской группы управления инвестиций и проектов ОАО «Новошип», кандидат технических наук, профессор кафедры судовождения ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова Юрий Песков:

– А что, собственно, изменилось? Море, морская гидродинамика остались прежними. Крупнотоннажные танкеры и балкеры тоже не претерпели принципиальных изменений. Конечно, вырос максимальный дедвейт судов. (Нефтерудовоз «Маршал Жуков», о котором идет речь в статье, относится по современной классификации к тоннажной группе «афрамакс»). Соответственно выросли линейные размерения судов, в том числе и осадка.

С другой стороны, эксплуатационные скорости танкеров и балкеров с 1980-х годов практически не увеличились – те же самые 14-16 узлов. Более того, подорожавшее топливо и низкие фрахтовые ставки буквально вынуждают значительный процент танкеров и балкеров следовать с пониженной скоростью для экономии топлива (Slow Steaming), а такое сочетание больших размеров судна с его малой скоростью в теории способно существенно повышать влияние эффекта «жидкого грунта».

Появилась и еще одна тенденция: в запале борьбы за снижение выбросов в атмосферу углекислого газа возникла идея стимулировать ограничение мощности судовой энергетической установки (СЭУ). Разработан и вводится индекс энергетической эффективности, под который потребуется «подгонять» новые проекты судов. Таким образом, отношение полезной мощности СЭУ к дедвейту судна может уменьшиться. Квалификация, опыт, искусство судоводителя по-прежнему остаются главной гарантией эффективного выхода из любой нештатной ситуации.

Что же касается случаев с нефтерудовозами «Маршал Жуков» и «Маршал Конев», то в НВИМУ в те годы даже начиналась работа над кандидатской диссертацией на эту тему (которая, к сожалению, так и осталась незаконченной). Между тем специалисты серьезно спорили: было ли это влияние «жидкого грунта» или же известный всем из школьного курса физики эффект наклонной плоскости (из-за разностей уровня в Черном и Эгейском морях), когда одна из составляющих вектора силы тяжести судна дает тормозящую составляющую вдоль поверхности воды, а судно с ограниченной мощностью двигателя не может преодолеть эту «тягу назад» по наклонной плоскости уровня воды в проливах.

Очевидное и невероятное

Моряки СКФ рассказали нам о других интересных природных явлениях, с которыми им приходилось сталкиваться в своей практике.

Эдуард Трофименко, капитан «СКФ Самотлор»:

– В дельте реки Ориноко в сезон дождей в воде бывает такая концентрация взвешенных частиц, что густую субстанцию, которая окружает корпус судна, сложно назвать водой. Судно дедвейтом 76 тысяч тонн на полном ходу двигалось со скоростью 5-6 узлов. А еще, когда мы возили зерно во Францию, мне приходилось сталкиваться с волной Маскаре, которая появляется в устье Сены со стороны Атлантического океана в момент наивысшего прилива. Эта волна движется против течения реки с достаточно большой скоростью и представляет опасность для судов. Портовые власти предупреждают о ее появлении, и на борт обычно поднимается лоцман.

Богдан Сулейманов, капитан «СКФ Сургут»:

– К юго-востоку от Африканского континента суда часто встречаются с так называемой волной-убийцей. Это явление хорошо известно и описано во всех лоциях, тем не менее знакомство с ним нельзя назвать ординарным событием. Ее длина доходит до полумили, высота – до 20 метров. Эту волну хорошо видно на экране радара. Единственное спасение от нее – уходить восточнее. Когда увидел, что волна образуется на моих глазах, я немедленно так и сделал. А вообще в этом регионе на дне океана целое кладбище погибших кораблей.

Юрий Белозеров, капитан «Лаптев Си»:

– Интересные и довольно опасные явления мы наблюдали в дельте Амазонки. Проход дельты обычно занимает около суток, а от приемного буя до порта Манаус пять дней хода. Конечно, заранее готовишь Passage Plan, но идешь все равно «по факту», ведь там можно встретить «плавающие острова», которые медленно движутся вниз по течению. Они образованы переплетенными корнями и стволами упавших деревьев, на которых поднялась новая растительность. Уклон Амазонской низменности настолько мал, что влияние океанских приливов заметно даже за тысячу километров от устья. Особенностью амазонских приливов является знаменитая Поророка. От столкновения реки с идущей навстречу приливной волной на Амазонке образуется высокий вал. Он катится вверх по реке с громким гулом, сметая все на своем пути. Горе судну, которое не успеет заблаговременно укрыться в боковой протоке или в бухте.

Евгений Дворичанский, третий помощник капитана «Владимир Тихонов»:

– Во время экспериментального рейса по Севморпути в прошлом году мы тоже столкнулись с необычным природным явлением: до 3-4 раз в сутки судно буквально ныряло в густой туман, который образуется из-за резких перепадов температур. Впереди шли два ледокола, которые ломали и отбрасывали лед. Ситуация была опасна тем, что, во-первых, нужно было уходить от крупных обломков льда, а во-вторых, ледоколы могли резко снизить скорость при встрече с более толстым льдом. Конечно, мы предварительно отрабатывали маневры на чистой воде, во время рейса постоянно согласовывали наши действия с ледоколами, а на борту танкера был ледовый радар, но все же чувствовали себя неуютно, когда видимость была практически нулевой. Могу сказать, что интуиция в таких условиях развивается отлично.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ Четыре моста в Санкт-Петербурге – Благовещенский, Дворцовый, Троицкий и Литейный – впервые развели п...

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком Экспедиция Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского успешно завершила ...

Российская экономика

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока «Новатэк» планирует ввести в эксплуатацию вторую линию завода по сжижению природного газа (СПГ&#...

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте Прокуратура Приморья за полгода выявила около 150 нарушений в рамках реализации законов о территория...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн Грузооборот порта Хельсинки (Финляндия) в январе-июне 2017 года вырос на 11% относительн...

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года Капитальное восстановление четвертого причала в Магаданском морском торговом порту идет по графику и...




Морской транспорт

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514 20 июля 2017 года входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации АО «Судостроительный за...

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27 ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию - АО «ОСК») ...

Речной транспорт

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15%

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15% Недостаточность дноуглубительных работ в устьях арктических рек Якутии может угрожать выполнению пла...

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае Как сообщает официальный сайт Камчатского края, судно снабжения проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечив...

Ж/Д транспорт

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17%

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17% АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочерняя компания ОАО «РЖД») в первом полугодии ув...

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург ПАО «ТрансКонтейнер» успешно развивает перевозки из Китая в Екатеринбург через Забайкальск. Объем пе...

Авто транспорт

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...