Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Согреет ли пошлина на экспорт угля?

Грузовая база
Согреет ли пошлина на экспорт угля?

Российские энергетики начали испытывать дефицит высококалорийных углей на фоне роста их экспорта. В будущем ситуация может ухудшиться. И  способствовать этому будет, в том числе, авария на атомной электростанции «Фукусима». Появились и предварительные оценки дополнительного объема угля, который требуется Японии (с поправкой на землетрясение и цунами) - это  более 6 млн. тонн.

Далее. От атомной энергетики отказывается Германия, может отказаться Бельгия (в этой стране атомные станции могут закрыть к 2025 году). Значит,  потребления угля и газа в этих европейских странах будет расти.

Дабы подстраховаться от недопоставок каменного угля на российские электростанции Минэнерго России изучает возможность введения экспортных пошлин на высококалорийный энергетический уголь марки СС (слабоспекающийся) Кузнецкого бассейна в качестве защитной меры. Свои рекомендации о размерах пошлины уже подготовило Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ).

Немало проблем  в связи с ожидаемым ростом потребления угля как на внутреннем, так и на внешних рынках возникает при перевозках его по  железной дороге и морским транспортом.

Надежда Попова

 

Требуется защита

Угольная промышленность – важное звено российского топливно-энергетического комплекса. Три четверти добываемого в России угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а также как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности. Россия занимает второе место в мире по запасам угля: разведанные запасы составляют 193 млрд тонн, а прогнозные ресурсы – 3,816 трлн тонн. Это означает, что страна обеспечена углем на 500 с лишним лет, не говоря о поставках в другие страны.

Основные регионы добычи российского угля – Западная и Восточная Сибирь. Всего в России в 2010 году уголь добывали 137 разрезов и 91 шахта. В Кузбассе в 2010 году были введены в эксплуатацию 5 угольных разрезов общей мощностью 10,8 млн тонн в год, а также обогатительная фабрика мощностью 2 млн тонн в год. В Республике Саха (Якутия) компания «Мечел» начинает промышленную добычу угля на Эльгинском каменноугольном месторождении. За счет развития и модернизации производственных мощностей российских компаний добыча угля к 2030 году будет доведена до 430 млн тонн в год.

Сегодня Россия  занимает третье место в мире по реализации угля на экспорт. В 2010 году объем экспорта составил более 115 млн тонн. Традиционным рынком для российского угля является Европа: страны Западной, Восточной и Южной Европы потребляют почти 65 млн тонн российских углей.

Однако основные перспективы увеличения спроса на российский уголь связаны со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2008 году в Китай Россия экспортировала около 1 млн тонн угля, а в 2009–2010 годах – уже около 12 млн тонн. К 2015 году этот показатель может составить 20 млн тонн.

Российские угольные компании заявили о намерениях увеличить общий объем экспорта со 110 млн тонн в 2010 году до 175 млн тонн в 2030 году.

Ежегодно в России добывается 25-26 млн тонн угля марки СС (около 10-11% от совокупной добычи угля), из них 22-23 млн тонн – в Кузбассе, остальной объем – на «Якутугле» (входит в «Мечел»). Основными поставщиками угля марки СС являются «Кузбассразрезуголь» (15 млн тонн) и «СДС-уголь» ( 4 млн тонн).

– В отличие от низкокалорийных марок российского угля марка СС востребована на внешних рынках, – рассказывает  генеральный  директор Института микроэкономики, доктор  экономических наук Сергей Гальперин, – К тому же цена на экспорт почти втрое выше, чем в России – 145 долларов за тонну против 50 долларов. На Западе угольщикам сложно конкурировать с российским газом, а рост экспорта будет происходить за счет восточных направлений. И чтобы сдержать рост экспорта, АПБЭ предлагает облагать энергетический уголь пошлиной в размере 14,7 долларов  за тонну.

До сих пор Россия к таким мерам не прибегала. Эксперты считают, что введение пошлин даст много минусов: например, может привести к замедлению новых угольных проектов и к замедлению развития портовых мощностей.

 

Уголь для Камчатки и других…

Кто в России нуждается в угле более всего? Регионы, удаленные от центра России, в которых нет атомных электростанций, например, такие, как Камчатка. Как известно, плавучая атомная станция «Михаил Ломоносов» для Камчатки только строится. Планируется, что она будет «обогревать» этот удаленный регион лишь года через два. А пока Камчатка традиционно нуждается в угле.

Северный завоз в этом году здесь прошел успешно. К осенне-зимнему периоду 2011-2012 года на Камчатке, по данным краевого Министерства энергетики и ЖКХ, накоплены нормативные запасы топлива в объемах: 110,3 тыс. тонн угля, 22,4 тыс. тонн дизельного топлива, 8,9 тыс. тонн мазута. Из этого количества в труднодоступные районы доставлено 69,4 тыс. тонн завозного угля и  21,5 тыс. тонн угля с местных месторождений.

В пресс-службе Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) сообщили, что в этом году схема завоза угля в порты и портопункты Камчатского края была усовершенствована. Торговый дом «Транзит-ДВ» (официальный дилер ОАО УК «Кузбассразрезуголь» на Дальнем Востоке) в навигацию поставил 250 тыс. тонн кузбасского угля в Магадан и 90 тыс. тонн в Камчатский край. Из-за загруженности железной дороги и портовых перевалочных мощностей экспортным углем и углем, который поставляется для ЖКХ дальневосточного региона, было принято решение в первую очередь доставить максимальный объем угля до порта Петропавловск-Камчатский. (По данным Ассоциации морских торговых портов, в 2010 году через порты Дальнего Востока на экспорт было отправлено около половины российского экспортного угля – около 33,5 млн тонн, рост – около 30%.)

На  помощь морякам пришла железная дорога. ОАО «ПГК» в III квартале 2011 года увеличило перевозки угля для нужд предприятий энергетики и ЖКХ Камчатского края и Магаданской области в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. Особенностью топливных перевозок является то, что период доставки грузов на северо-восток России ограничен временем морской навигации. Это потребовало от железнодорожников организации четкой схемы доставки энергетического угля до дальневосточных портов Ванино и Восточный. И  для последующей его перевалки на морские каботажные суда.

Кому еще необходим  уголь и в каких объемах? Основными потребителями угольной отрасли на внутреннем рынке РФ являются электроэнергетика и металлургия.  На внутренний рынок в 2010 году было отгружено 190 млн тонн.  Как они распределились?  Почти 50 млн тонн пойдут на нужды ЖКХ,  38 млн тонн – для нужд коксохимических заводов, 102 млн тонн уйдут на электростанции.

Существует риск, что введение  пошлин  на уголь встретит сопротивление, поскольку увеличит издержки в металлургической отрасли, может снизить загрузку мощностей отечественных металлургических предприятий. Это может произойти с теми компаниями, которые не имеют своих угольных дивизионов.

Все  это способно самым негативным образом повлиять и на наметившийся рост угольного рынка в ближайшей перспективе. А это значит, что с большой долей вероятности отечественные угледобывающие компании еще больше сконцентрируются на экспортном сегменте.

 

Новые мощности развивать, а не тормозить

В последние годы в России все больше вводится новых мощностей для перевалки экспортного угля, расширяются мощности существующих терминалов (в портах Усть-Луга, Ванино, Восточный, Мурманск, Кандалакша, Высоцк и др.)

Инвестиции в строительство первого угольного терминала (ОАО «Ростерминалуголь») в Усть-Луге составили 450 млн рублей. ОАО «Ростерминал-уголь» было учреждено в 1996 году с целью создания и дальнейшей эксплуатации угольного терминала в морском торговом порту Усть-Луга проектной мощностью 8 млн тонн угля в год. Грузооборот ОАО  «Ростерминалуголь» с начала 2011 года по состоянию на конец октября достиг 8,7 млн тонн.

Сегодня Правительство РФ разрабатывает Комплексную программу строительства угольных терминалов в морских портах, продолжается проектирование новой транспортной инфраструктуры. И на угольную арену продолжают выходить новые «игроки».

Развитие мурманского транспортного узла на западном берегу Кольского залива, в том числе подъездные железнодорожные пути и новые терминалы, продолжится в 2012 году. Ранее Минтранс России сообщал, что первую очередь нового угольного терминала на западном берегу Кольского залива в новом порту Лавна планируется построить к середине 2014 года.

Перспективный объем перевалки угля на терминале к 2016 году должен составить 18 млн тонн в год. На создание объектов федеральной собственности на западном берегу Кольского залива планируется инвестировать 18 млрд рублей средств федерального бюджета. Инвесторы (в рамках проекта порта Лавна – «Кузбассразрезуголь» и «Сибирский деловой союз») вложат в строительство терминала около $400 млн.

Компания «Сумма Капитал»  приступила  к реализации своего первого портового проекта на Дальнем Востоке. Группа, владеющая портовыми мощностями в Новороссийске,  Калининграде и Приморске, собирается построить универсальный портовый комплекс в границах  порта Восточный (вблизи Находки) и запустить его к 2013 году. Планируемая мощность перевалки – 15 млн тонн угля и 3 млн тонн генеральных грузов в год. Стоимость строительства составляет более $300 млн.

Интерес к перевалке угля на Дальнем Востоке есть не только у «Суммы Капитал». На новый для себя угольный рынок решила зайти группа Global Ports. Она специализируется на транспортировке контейнеров и нефтеналивных грузов. Планы также связаны с угольным терминалом в порту Восточный. И «Сумма капитал», и  Global Ports будут поставлять экспортный уголь в страны АТР.

Заметим, что сегодня все существующие мощности по перевалке угля на Дальнем Востоке принадлежат крупным угледобывающим компаниям (СУЭК, «Мечелу», «Евразу», «Кузбассразрезуглю»). Нехватка независимых угольных терминалов в этом регионе России ощущается достаточно остро: она сдерживает рост объемов перевалки продукции производителей, не имеющих собственных перевалочных мощностей.

Но вернемся к ожидаемой пошлине.

– Пошлина на уголь марки СС даст больше минусов, чем плюсов, – уверен генеральный директор агентства «Росинформуголь» Анатолий Скрыль. – Это может привести к замедлению развития портовых мощностей и новых угольных проектов.

Стоимость угля марки СС на российском рынке – около 1350 рублей, или $49, за одну тонну. На экспорте цена достигает $99 за тонну. Даже с учетом транспортного тарифа реальная рентабельность компании-поставщика угля на экспорт значительно превосходит уровень рентабельности при продаже угля внутри страны. При этом надо учитывать, что российские тепловые электростанции (ТЭС) потребляют по большей части необогащенный, более дешевый уголь, в то время как зарубежные потребители готовы покупать дорогой, обогащенный продукт.

Проблема дефицита угля марок СС – проблема скорее самих электростанций. По данным «Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике», на станциях, попавших «под удар», участились случаи использования непроектных углей и отходов угольного производства, что привело к ухудшению качества топлива и росту аварийности. Помимо прочего, в 2011 году отмечен высокий рост отпускных цен на угли СС, для отдельных ТЭС – на 40–70%. Министерство энергетики РФ, прорабатывая введение экспортных пошлин на дефицитные марки углей, призывает генерирующие компании заключать долгосрочные контракты на поставки угля.

Ко всему прочему, до 2030 года в стране будет построено около 100 новых угольных предприятий, которые станут флагманами роста. Появятся новые угольные районы на Дальнем Востоке и в Сибири. Наиболее перспективным районом сегодня называют месторождение угля в Республике Тува.

 

Морские порты №8 (2011)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...