Согреет ли пошлина на экспорт угля?

Грузовая база
Согреет ли пошлина на экспорт угля?

Российские энергетики начали испытывать дефицит высококалорийных углей на фоне роста их экспорта. В будущем ситуация может ухудшиться. И  способствовать этому будет, в том числе, авария на атомной электростанции «Фукусима». Появились и предварительные оценки дополнительного объема угля, который требуется Японии (с поправкой на землетрясение и цунами) - это  более 6 млн. тонн.

Далее. От атомной энергетики отказывается Германия, может отказаться Бельгия (в этой стране атомные станции могут закрыть к 2025 году). Значит,  потребления угля и газа в этих европейских странах будет расти.

Дабы подстраховаться от недопоставок каменного угля на российские электростанции Минэнерго России изучает возможность введения экспортных пошлин на высококалорийный энергетический уголь марки СС (слабоспекающийся) Кузнецкого бассейна в качестве защитной меры. Свои рекомендации о размерах пошлины уже подготовило Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ).

Немало проблем  в связи с ожидаемым ростом потребления угля как на внутреннем, так и на внешних рынках возникает при перевозках его по  железной дороге и морским транспортом.

Надежда Попова

 

Требуется защита

Угольная промышленность – важное звено российского топливно-энергетического комплекса. Три четверти добываемого в России угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а также как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности. Россия занимает второе место в мире по запасам угля: разведанные запасы составляют 193 млрд тонн, а прогнозные ресурсы – 3,816 трлн тонн. Это означает, что страна обеспечена углем на 500 с лишним лет, не говоря о поставках в другие страны.

Основные регионы добычи российского угля – Западная и Восточная Сибирь. Всего в России в 2010 году уголь добывали 137 разрезов и 91 шахта. В Кузбассе в 2010 году были введены в эксплуатацию 5 угольных разрезов общей мощностью 10,8 млн тонн в год, а также обогатительная фабрика мощностью 2 млн тонн в год. В Республике Саха (Якутия) компания «Мечел» начинает промышленную добычу угля на Эльгинском каменноугольном месторождении. За счет развития и модернизации производственных мощностей российских компаний добыча угля к 2030 году будет доведена до 430 млн тонн в год.

Сегодня Россия  занимает третье место в мире по реализации угля на экспорт. В 2010 году объем экспорта составил более 115 млн тонн. Традиционным рынком для российского угля является Европа: страны Западной, Восточной и Южной Европы потребляют почти 65 млн тонн российских углей.

Однако основные перспективы увеличения спроса на российский уголь связаны со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2008 году в Китай Россия экспортировала около 1 млн тонн угля, а в 2009–2010 годах – уже около 12 млн тонн. К 2015 году этот показатель может составить 20 млн тонн.

Российские угольные компании заявили о намерениях увеличить общий объем экспорта со 110 млн тонн в 2010 году до 175 млн тонн в 2030 году.

Ежегодно в России добывается 25-26 млн тонн угля марки СС (около 10-11% от совокупной добычи угля), из них 22-23 млн тонн – в Кузбассе, остальной объем – на «Якутугле» (входит в «Мечел»). Основными поставщиками угля марки СС являются «Кузбассразрезуголь» (15 млн тонн) и «СДС-уголь» ( 4 млн тонн).

– В отличие от низкокалорийных марок российского угля марка СС востребована на внешних рынках, – рассказывает  генеральный  директор Института микроэкономики, доктор  экономических наук Сергей Гальперин, – К тому же цена на экспорт почти втрое выше, чем в России – 145 долларов за тонну против 50 долларов. На Западе угольщикам сложно конкурировать с российским газом, а рост экспорта будет происходить за счет восточных направлений. И чтобы сдержать рост экспорта, АПБЭ предлагает облагать энергетический уголь пошлиной в размере 14,7 долларов  за тонну.

До сих пор Россия к таким мерам не прибегала. Эксперты считают, что введение пошлин даст много минусов: например, может привести к замедлению новых угольных проектов и к замедлению развития портовых мощностей.

 

Уголь для Камчатки и других…

Кто в России нуждается в угле более всего? Регионы, удаленные от центра России, в которых нет атомных электростанций, например, такие, как Камчатка. Как известно, плавучая атомная станция «Михаил Ломоносов» для Камчатки только строится. Планируется, что она будет «обогревать» этот удаленный регион лишь года через два. А пока Камчатка традиционно нуждается в угле.

Северный завоз в этом году здесь прошел успешно. К осенне-зимнему периоду 2011-2012 года на Камчатке, по данным краевого Министерства энергетики и ЖКХ, накоплены нормативные запасы топлива в объемах: 110,3 тыс. тонн угля, 22,4 тыс. тонн дизельного топлива, 8,9 тыс. тонн мазута. Из этого количества в труднодоступные районы доставлено 69,4 тыс. тонн завозного угля и  21,5 тыс. тонн угля с местных месторождений.

В пресс-службе Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) сообщили, что в этом году схема завоза угля в порты и портопункты Камчатского края была усовершенствована. Торговый дом «Транзит-ДВ» (официальный дилер ОАО УК «Кузбассразрезуголь» на Дальнем Востоке) в навигацию поставил 250 тыс. тонн кузбасского угля в Магадан и 90 тыс. тонн в Камчатский край. Из-за загруженности железной дороги и портовых перевалочных мощностей экспортным углем и углем, который поставляется для ЖКХ дальневосточного региона, было принято решение в первую очередь доставить максимальный объем угля до порта Петропавловск-Камчатский. (По данным Ассоциации морских торговых портов, в 2010 году через порты Дальнего Востока на экспорт было отправлено около половины российского экспортного угля – около 33,5 млн тонн, рост – около 30%.)

На  помощь морякам пришла железная дорога. ОАО «ПГК» в III квартале 2011 года увеличило перевозки угля для нужд предприятий энергетики и ЖКХ Камчатского края и Магаданской области в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. Особенностью топливных перевозок является то, что период доставки грузов на северо-восток России ограничен временем морской навигации. Это потребовало от железнодорожников организации четкой схемы доставки энергетического угля до дальневосточных портов Ванино и Восточный. И  для последующей его перевалки на морские каботажные суда.

Кому еще необходим  уголь и в каких объемах? Основными потребителями угольной отрасли на внутреннем рынке РФ являются электроэнергетика и металлургия.  На внутренний рынок в 2010 году было отгружено 190 млн тонн.  Как они распределились?  Почти 50 млн тонн пойдут на нужды ЖКХ,  38 млн тонн – для нужд коксохимических заводов, 102 млн тонн уйдут на электростанции.

Существует риск, что введение  пошлин  на уголь встретит сопротивление, поскольку увеличит издержки в металлургической отрасли, может снизить загрузку мощностей отечественных металлургических предприятий. Это может произойти с теми компаниями, которые не имеют своих угольных дивизионов.

Все  это способно самым негативным образом повлиять и на наметившийся рост угольного рынка в ближайшей перспективе. А это значит, что с большой долей вероятности отечественные угледобывающие компании еще больше сконцентрируются на экспортном сегменте.

 

Новые мощности развивать, а не тормозить

В последние годы в России все больше вводится новых мощностей для перевалки экспортного угля, расширяются мощности существующих терминалов (в портах Усть-Луга, Ванино, Восточный, Мурманск, Кандалакша, Высоцк и др.)

Инвестиции в строительство первого угольного терминала (ОАО «Ростерминалуголь») в Усть-Луге составили 450 млн рублей. ОАО «Ростерминал-уголь» было учреждено в 1996 году с целью создания и дальнейшей эксплуатации угольного терминала в морском торговом порту Усть-Луга проектной мощностью 8 млн тонн угля в год. Грузооборот ОАО  «Ростерминалуголь» с начала 2011 года по состоянию на конец октября достиг 8,7 млн тонн.

Сегодня Правительство РФ разрабатывает Комплексную программу строительства угольных терминалов в морских портах, продолжается проектирование новой транспортной инфраструктуры. И на угольную арену продолжают выходить новые «игроки».

Развитие мурманского транспортного узла на западном берегу Кольского залива, в том числе подъездные железнодорожные пути и новые терминалы, продолжится в 2012 году. Ранее Минтранс России сообщал, что первую очередь нового угольного терминала на западном берегу Кольского залива в новом порту Лавна планируется построить к середине 2014 года.

Перспективный объем перевалки угля на терминале к 2016 году должен составить 18 млн тонн в год. На создание объектов федеральной собственности на западном берегу Кольского залива планируется инвестировать 18 млрд рублей средств федерального бюджета. Инвесторы (в рамках проекта порта Лавна – «Кузбассразрезуголь» и «Сибирский деловой союз») вложат в строительство терминала около $400 млн.

Компания «Сумма Капитал»  приступила  к реализации своего первого портового проекта на Дальнем Востоке. Группа, владеющая портовыми мощностями в Новороссийске,  Калининграде и Приморске, собирается построить универсальный портовый комплекс в границах  порта Восточный (вблизи Находки) и запустить его к 2013 году. Планируемая мощность перевалки – 15 млн тонн угля и 3 млн тонн генеральных грузов в год. Стоимость строительства составляет более $300 млн.

Интерес к перевалке угля на Дальнем Востоке есть не только у «Суммы Капитал». На новый для себя угольный рынок решила зайти группа Global Ports. Она специализируется на транспортировке контейнеров и нефтеналивных грузов. Планы также связаны с угольным терминалом в порту Восточный. И «Сумма капитал», и  Global Ports будут поставлять экспортный уголь в страны АТР.

Заметим, что сегодня все существующие мощности по перевалке угля на Дальнем Востоке принадлежат крупным угледобывающим компаниям (СУЭК, «Мечелу», «Евразу», «Кузбассразрезуглю»). Нехватка независимых угольных терминалов в этом регионе России ощущается достаточно остро: она сдерживает рост объемов перевалки продукции производителей, не имеющих собственных перевалочных мощностей.

Но вернемся к ожидаемой пошлине.

– Пошлина на уголь марки СС даст больше минусов, чем плюсов, – уверен генеральный директор агентства «Росинформуголь» Анатолий Скрыль. – Это может привести к замедлению развития портовых мощностей и новых угольных проектов.

Стоимость угля марки СС на российском рынке – около 1350 рублей, или $49, за одну тонну. На экспорте цена достигает $99 за тонну. Даже с учетом транспортного тарифа реальная рентабельность компании-поставщика угля на экспорт значительно превосходит уровень рентабельности при продаже угля внутри страны. При этом надо учитывать, что российские тепловые электростанции (ТЭС) потребляют по большей части необогащенный, более дешевый уголь, в то время как зарубежные потребители готовы покупать дорогой, обогащенный продукт.

Проблема дефицита угля марок СС – проблема скорее самих электростанций. По данным «Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике», на станциях, попавших «под удар», участились случаи использования непроектных углей и отходов угольного производства, что привело к ухудшению качества топлива и росту аварийности. Помимо прочего, в 2011 году отмечен высокий рост отпускных цен на угли СС, для отдельных ТЭС – на 40–70%. Министерство энергетики РФ, прорабатывая введение экспортных пошлин на дефицитные марки углей, призывает генерирующие компании заключать долгосрочные контракты на поставки угля.

Ко всему прочему, до 2030 года в стране будет построено около 100 новых угольных предприятий, которые станут флагманами роста. Появятся новые угольные районы на Дальнем Востоке и в Сибири. Наиболее перспективным районом сегодня называют месторождение угля в Республике Тува.

 

Морские порты №8 (2011)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб.

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб. Объем господдержки проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд ...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан»

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан» В морском порту Калининград 19 мая 2017 года состоялся торжественный спуск на воду и поднятие госуда...

Речной транспорт

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга Ограничение на использование водных артерий Петербурга во время проведения Кубка конфедераций в июне...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...