Согреет ли пошлина на экспорт угля?

Грузовая база
Согреет ли пошлина на экспорт угля?

Российские энергетики начали испытывать дефицит высококалорийных углей на фоне роста их экспорта. В будущем ситуация может ухудшиться. И  способствовать этому будет, в том числе, авария на атомной электростанции «Фукусима». Появились и предварительные оценки дополнительного объема угля, который требуется Японии (с поправкой на землетрясение и цунами) - это  более 6 млн. тонн.

Далее. От атомной энергетики отказывается Германия, может отказаться Бельгия (в этой стране атомные станции могут закрыть к 2025 году). Значит,  потребления угля и газа в этих европейских странах будет расти.

Дабы подстраховаться от недопоставок каменного угля на российские электростанции Минэнерго России изучает возможность введения экспортных пошлин на высококалорийный энергетический уголь марки СС (слабоспекающийся) Кузнецкого бассейна в качестве защитной меры. Свои рекомендации о размерах пошлины уже подготовило Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ).

Немало проблем  в связи с ожидаемым ростом потребления угля как на внутреннем, так и на внешних рынках возникает при перевозках его по  железной дороге и морским транспортом.

Надежда Попова

 

Требуется защита

Угольная промышленность – важное звено российского топливно-энергетического комплекса. Три четверти добываемого в России угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а также как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности. Россия занимает второе место в мире по запасам угля: разведанные запасы составляют 193 млрд тонн, а прогнозные ресурсы – 3,816 трлн тонн. Это означает, что страна обеспечена углем на 500 с лишним лет, не говоря о поставках в другие страны.

Основные регионы добычи российского угля – Западная и Восточная Сибирь. Всего в России в 2010 году уголь добывали 137 разрезов и 91 шахта. В Кузбассе в 2010 году были введены в эксплуатацию 5 угольных разрезов общей мощностью 10,8 млн тонн в год, а также обогатительная фабрика мощностью 2 млн тонн в год. В Республике Саха (Якутия) компания «Мечел» начинает промышленную добычу угля на Эльгинском каменноугольном месторождении. За счет развития и модернизации производственных мощностей российских компаний добыча угля к 2030 году будет доведена до 430 млн тонн в год.

Сегодня Россия  занимает третье место в мире по реализации угля на экспорт. В 2010 году объем экспорта составил более 115 млн тонн. Традиционным рынком для российского угля является Европа: страны Западной, Восточной и Южной Европы потребляют почти 65 млн тонн российских углей.

Однако основные перспективы увеличения спроса на российский уголь связаны со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2008 году в Китай Россия экспортировала около 1 млн тонн угля, а в 2009–2010 годах – уже около 12 млн тонн. К 2015 году этот показатель может составить 20 млн тонн.

Российские угольные компании заявили о намерениях увеличить общий объем экспорта со 110 млн тонн в 2010 году до 175 млн тонн в 2030 году.

Ежегодно в России добывается 25-26 млн тонн угля марки СС (около 10-11% от совокупной добычи угля), из них 22-23 млн тонн – в Кузбассе, остальной объем – на «Якутугле» (входит в «Мечел»). Основными поставщиками угля марки СС являются «Кузбассразрезуголь» (15 млн тонн) и «СДС-уголь» ( 4 млн тонн).

– В отличие от низкокалорийных марок российского угля марка СС востребована на внешних рынках, – рассказывает  генеральный  директор Института микроэкономики, доктор  экономических наук Сергей Гальперин, – К тому же цена на экспорт почти втрое выше, чем в России – 145 долларов за тонну против 50 долларов. На Западе угольщикам сложно конкурировать с российским газом, а рост экспорта будет происходить за счет восточных направлений. И чтобы сдержать рост экспорта, АПБЭ предлагает облагать энергетический уголь пошлиной в размере 14,7 долларов  за тонну.

До сих пор Россия к таким мерам не прибегала. Эксперты считают, что введение пошлин даст много минусов: например, может привести к замедлению новых угольных проектов и к замедлению развития портовых мощностей.

 

Уголь для Камчатки и других…

Кто в России нуждается в угле более всего? Регионы, удаленные от центра России, в которых нет атомных электростанций, например, такие, как Камчатка. Как известно, плавучая атомная станция «Михаил Ломоносов» для Камчатки только строится. Планируется, что она будет «обогревать» этот удаленный регион лишь года через два. А пока Камчатка традиционно нуждается в угле.

Северный завоз в этом году здесь прошел успешно. К осенне-зимнему периоду 2011-2012 года на Камчатке, по данным краевого Министерства энергетики и ЖКХ, накоплены нормативные запасы топлива в объемах: 110,3 тыс. тонн угля, 22,4 тыс. тонн дизельного топлива, 8,9 тыс. тонн мазута. Из этого количества в труднодоступные районы доставлено 69,4 тыс. тонн завозного угля и  21,5 тыс. тонн угля с местных месторождений.

В пресс-службе Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) сообщили, что в этом году схема завоза угля в порты и портопункты Камчатского края была усовершенствована. Торговый дом «Транзит-ДВ» (официальный дилер ОАО УК «Кузбассразрезуголь» на Дальнем Востоке) в навигацию поставил 250 тыс. тонн кузбасского угля в Магадан и 90 тыс. тонн в Камчатский край. Из-за загруженности железной дороги и портовых перевалочных мощностей экспортным углем и углем, который поставляется для ЖКХ дальневосточного региона, было принято решение в первую очередь доставить максимальный объем угля до порта Петропавловск-Камчатский. (По данным Ассоциации морских торговых портов, в 2010 году через порты Дальнего Востока на экспорт было отправлено около половины российского экспортного угля – около 33,5 млн тонн, рост – около 30%.)

На  помощь морякам пришла железная дорога. ОАО «ПГК» в III квартале 2011 года увеличило перевозки угля для нужд предприятий энергетики и ЖКХ Камчатского края и Магаданской области в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. Особенностью топливных перевозок является то, что период доставки грузов на северо-восток России ограничен временем морской навигации. Это потребовало от железнодорожников организации четкой схемы доставки энергетического угля до дальневосточных портов Ванино и Восточный. И  для последующей его перевалки на морские каботажные суда.

Кому еще необходим  уголь и в каких объемах? Основными потребителями угольной отрасли на внутреннем рынке РФ являются электроэнергетика и металлургия.  На внутренний рынок в 2010 году было отгружено 190 млн тонн.  Как они распределились?  Почти 50 млн тонн пойдут на нужды ЖКХ,  38 млн тонн – для нужд коксохимических заводов, 102 млн тонн уйдут на электростанции.

Существует риск, что введение  пошлин  на уголь встретит сопротивление, поскольку увеличит издержки в металлургической отрасли, может снизить загрузку мощностей отечественных металлургических предприятий. Это может произойти с теми компаниями, которые не имеют своих угольных дивизионов.

Все  это способно самым негативным образом повлиять и на наметившийся рост угольного рынка в ближайшей перспективе. А это значит, что с большой долей вероятности отечественные угледобывающие компании еще больше сконцентрируются на экспортном сегменте.

 

Новые мощности развивать, а не тормозить

В последние годы в России все больше вводится новых мощностей для перевалки экспортного угля, расширяются мощности существующих терминалов (в портах Усть-Луга, Ванино, Восточный, Мурманск, Кандалакша, Высоцк и др.)

Инвестиции в строительство первого угольного терминала (ОАО «Ростерминалуголь») в Усть-Луге составили 450 млн рублей. ОАО «Ростерминал-уголь» было учреждено в 1996 году с целью создания и дальнейшей эксплуатации угольного терминала в морском торговом порту Усть-Луга проектной мощностью 8 млн тонн угля в год. Грузооборот ОАО  «Ростерминалуголь» с начала 2011 года по состоянию на конец октября достиг 8,7 млн тонн.

Сегодня Правительство РФ разрабатывает Комплексную программу строительства угольных терминалов в морских портах, продолжается проектирование новой транспортной инфраструктуры. И на угольную арену продолжают выходить новые «игроки».

Развитие мурманского транспортного узла на западном берегу Кольского залива, в том числе подъездные железнодорожные пути и новые терминалы, продолжится в 2012 году. Ранее Минтранс России сообщал, что первую очередь нового угольного терминала на западном берегу Кольского залива в новом порту Лавна планируется построить к середине 2014 года.

Перспективный объем перевалки угля на терминале к 2016 году должен составить 18 млн тонн в год. На создание объектов федеральной собственности на западном берегу Кольского залива планируется инвестировать 18 млрд рублей средств федерального бюджета. Инвесторы (в рамках проекта порта Лавна – «Кузбассразрезуголь» и «Сибирский деловой союз») вложат в строительство терминала около $400 млн.

Компания «Сумма Капитал»  приступила  к реализации своего первого портового проекта на Дальнем Востоке. Группа, владеющая портовыми мощностями в Новороссийске,  Калининграде и Приморске, собирается построить универсальный портовый комплекс в границах  порта Восточный (вблизи Находки) и запустить его к 2013 году. Планируемая мощность перевалки – 15 млн тонн угля и 3 млн тонн генеральных грузов в год. Стоимость строительства составляет более $300 млн.

Интерес к перевалке угля на Дальнем Востоке есть не только у «Суммы Капитал». На новый для себя угольный рынок решила зайти группа Global Ports. Она специализируется на транспортировке контейнеров и нефтеналивных грузов. Планы также связаны с угольным терминалом в порту Восточный. И «Сумма капитал», и  Global Ports будут поставлять экспортный уголь в страны АТР.

Заметим, что сегодня все существующие мощности по перевалке угля на Дальнем Востоке принадлежат крупным угледобывающим компаниям (СУЭК, «Мечелу», «Евразу», «Кузбассразрезуглю»). Нехватка независимых угольных терминалов в этом регионе России ощущается достаточно остро: она сдерживает рост объемов перевалки продукции производителей, не имеющих собственных перевалочных мощностей.

Но вернемся к ожидаемой пошлине.

– Пошлина на уголь марки СС даст больше минусов, чем плюсов, – уверен генеральный директор агентства «Росинформуголь» Анатолий Скрыль. – Это может привести к замедлению развития портовых мощностей и новых угольных проектов.

Стоимость угля марки СС на российском рынке – около 1350 рублей, или $49, за одну тонну. На экспорте цена достигает $99 за тонну. Даже с учетом транспортного тарифа реальная рентабельность компании-поставщика угля на экспорт значительно превосходит уровень рентабельности при продаже угля внутри страны. При этом надо учитывать, что российские тепловые электростанции (ТЭС) потребляют по большей части необогащенный, более дешевый уголь, в то время как зарубежные потребители готовы покупать дорогой, обогащенный продукт.

Проблема дефицита угля марок СС – проблема скорее самих электростанций. По данным «Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике», на станциях, попавших «под удар», участились случаи использования непроектных углей и отходов угольного производства, что привело к ухудшению качества топлива и росту аварийности. Помимо прочего, в 2011 году отмечен высокий рост отпускных цен на угли СС, для отдельных ТЭС – на 40–70%. Министерство энергетики РФ, прорабатывая введение экспортных пошлин на дефицитные марки углей, призывает генерирующие компании заключать долгосрочные контракты на поставки угля.

Ко всему прочему, до 2030 года в стране будет построено около 100 новых угольных предприятий, которые станут флагманами роста. Появятся новые угольные районы на Дальнем Востоке и в Сибири. Наиболее перспективным районом сегодня называют месторождение угля в Республике Тува.

 

Морские порты №8 (2011)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...