Согреет ли пошлина на экспорт угля?

Грузовая база
Согреет ли пошлина на экспорт угля?

Российские энергетики начали испытывать дефицит высококалорийных углей на фоне роста их экспорта. В будущем ситуация может ухудшиться. И  способствовать этому будет, в том числе, авария на атомной электростанции «Фукусима». Появились и предварительные оценки дополнительного объема угля, который требуется Японии (с поправкой на землетрясение и цунами) - это  более 6 млн. тонн.

Далее. От атомной энергетики отказывается Германия, может отказаться Бельгия (в этой стране атомные станции могут закрыть к 2025 году). Значит,  потребления угля и газа в этих европейских странах будет расти.

Дабы подстраховаться от недопоставок каменного угля на российские электростанции Минэнерго России изучает возможность введения экспортных пошлин на высококалорийный энергетический уголь марки СС (слабоспекающийся) Кузнецкого бассейна в качестве защитной меры. Свои рекомендации о размерах пошлины уже подготовило Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ).

Немало проблем  в связи с ожидаемым ростом потребления угля как на внутреннем, так и на внешних рынках возникает при перевозках его по  железной дороге и морским транспортом.

Надежда Попова

 

Требуется защита

Угольная промышленность – важное звено российского топливно-энергетического комплекса. Три четверти добываемого в России угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а также как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности. Россия занимает второе место в мире по запасам угля: разведанные запасы составляют 193 млрд тонн, а прогнозные ресурсы – 3,816 трлн тонн. Это означает, что страна обеспечена углем на 500 с лишним лет, не говоря о поставках в другие страны.

Основные регионы добычи российского угля – Западная и Восточная Сибирь. Всего в России в 2010 году уголь добывали 137 разрезов и 91 шахта. В Кузбассе в 2010 году были введены в эксплуатацию 5 угольных разрезов общей мощностью 10,8 млн тонн в год, а также обогатительная фабрика мощностью 2 млн тонн в год. В Республике Саха (Якутия) компания «Мечел» начинает промышленную добычу угля на Эльгинском каменноугольном месторождении. За счет развития и модернизации производственных мощностей российских компаний добыча угля к 2030 году будет доведена до 430 млн тонн в год.

Сегодня Россия  занимает третье место в мире по реализации угля на экспорт. В 2010 году объем экспорта составил более 115 млн тонн. Традиционным рынком для российского угля является Европа: страны Западной, Восточной и Южной Европы потребляют почти 65 млн тонн российских углей.

Однако основные перспективы увеличения спроса на российский уголь связаны со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2008 году в Китай Россия экспортировала около 1 млн тонн угля, а в 2009–2010 годах – уже около 12 млн тонн. К 2015 году этот показатель может составить 20 млн тонн.

Российские угольные компании заявили о намерениях увеличить общий объем экспорта со 110 млн тонн в 2010 году до 175 млн тонн в 2030 году.

Ежегодно в России добывается 25-26 млн тонн угля марки СС (около 10-11% от совокупной добычи угля), из них 22-23 млн тонн – в Кузбассе, остальной объем – на «Якутугле» (входит в «Мечел»). Основными поставщиками угля марки СС являются «Кузбассразрезуголь» (15 млн тонн) и «СДС-уголь» ( 4 млн тонн).

– В отличие от низкокалорийных марок российского угля марка СС востребована на внешних рынках, – рассказывает  генеральный  директор Института микроэкономики, доктор  экономических наук Сергей Гальперин, – К тому же цена на экспорт почти втрое выше, чем в России – 145 долларов за тонну против 50 долларов. На Западе угольщикам сложно конкурировать с российским газом, а рост экспорта будет происходить за счет восточных направлений. И чтобы сдержать рост экспорта, АПБЭ предлагает облагать энергетический уголь пошлиной в размере 14,7 долларов  за тонну.

До сих пор Россия к таким мерам не прибегала. Эксперты считают, что введение пошлин даст много минусов: например, может привести к замедлению новых угольных проектов и к замедлению развития портовых мощностей.

 

Уголь для Камчатки и других…

Кто в России нуждается в угле более всего? Регионы, удаленные от центра России, в которых нет атомных электростанций, например, такие, как Камчатка. Как известно, плавучая атомная станция «Михаил Ломоносов» для Камчатки только строится. Планируется, что она будет «обогревать» этот удаленный регион лишь года через два. А пока Камчатка традиционно нуждается в угле.

Северный завоз в этом году здесь прошел успешно. К осенне-зимнему периоду 2011-2012 года на Камчатке, по данным краевого Министерства энергетики и ЖКХ, накоплены нормативные запасы топлива в объемах: 110,3 тыс. тонн угля, 22,4 тыс. тонн дизельного топлива, 8,9 тыс. тонн мазута. Из этого количества в труднодоступные районы доставлено 69,4 тыс. тонн завозного угля и  21,5 тыс. тонн угля с местных месторождений.

В пресс-службе Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) сообщили, что в этом году схема завоза угля в порты и портопункты Камчатского края была усовершенствована. Торговый дом «Транзит-ДВ» (официальный дилер ОАО УК «Кузбассразрезуголь» на Дальнем Востоке) в навигацию поставил 250 тыс. тонн кузбасского угля в Магадан и 90 тыс. тонн в Камчатский край. Из-за загруженности железной дороги и портовых перевалочных мощностей экспортным углем и углем, который поставляется для ЖКХ дальневосточного региона, было принято решение в первую очередь доставить максимальный объем угля до порта Петропавловск-Камчатский. (По данным Ассоциации морских торговых портов, в 2010 году через порты Дальнего Востока на экспорт было отправлено около половины российского экспортного угля – около 33,5 млн тонн, рост – около 30%.)

На  помощь морякам пришла железная дорога. ОАО «ПГК» в III квартале 2011 года увеличило перевозки угля для нужд предприятий энергетики и ЖКХ Камчатского края и Магаданской области в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. Особенностью топливных перевозок является то, что период доставки грузов на северо-восток России ограничен временем морской навигации. Это потребовало от железнодорожников организации четкой схемы доставки энергетического угля до дальневосточных портов Ванино и Восточный. И  для последующей его перевалки на морские каботажные суда.

Кому еще необходим  уголь и в каких объемах? Основными потребителями угольной отрасли на внутреннем рынке РФ являются электроэнергетика и металлургия.  На внутренний рынок в 2010 году было отгружено 190 млн тонн.  Как они распределились?  Почти 50 млн тонн пойдут на нужды ЖКХ,  38 млн тонн – для нужд коксохимических заводов, 102 млн тонн уйдут на электростанции.

Существует риск, что введение  пошлин  на уголь встретит сопротивление, поскольку увеличит издержки в металлургической отрасли, может снизить загрузку мощностей отечественных металлургических предприятий. Это может произойти с теми компаниями, которые не имеют своих угольных дивизионов.

Все  это способно самым негативным образом повлиять и на наметившийся рост угольного рынка в ближайшей перспективе. А это значит, что с большой долей вероятности отечественные угледобывающие компании еще больше сконцентрируются на экспортном сегменте.

 

Новые мощности развивать, а не тормозить

В последние годы в России все больше вводится новых мощностей для перевалки экспортного угля, расширяются мощности существующих терминалов (в портах Усть-Луга, Ванино, Восточный, Мурманск, Кандалакша, Высоцк и др.)

Инвестиции в строительство первого угольного терминала (ОАО «Ростерминалуголь») в Усть-Луге составили 450 млн рублей. ОАО «Ростерминал-уголь» было учреждено в 1996 году с целью создания и дальнейшей эксплуатации угольного терминала в морском торговом порту Усть-Луга проектной мощностью 8 млн тонн угля в год. Грузооборот ОАО  «Ростерминалуголь» с начала 2011 года по состоянию на конец октября достиг 8,7 млн тонн.

Сегодня Правительство РФ разрабатывает Комплексную программу строительства угольных терминалов в морских портах, продолжается проектирование новой транспортной инфраструктуры. И на угольную арену продолжают выходить новые «игроки».

Развитие мурманского транспортного узла на западном берегу Кольского залива, в том числе подъездные железнодорожные пути и новые терминалы, продолжится в 2012 году. Ранее Минтранс России сообщал, что первую очередь нового угольного терминала на западном берегу Кольского залива в новом порту Лавна планируется построить к середине 2014 года.

Перспективный объем перевалки угля на терминале к 2016 году должен составить 18 млн тонн в год. На создание объектов федеральной собственности на западном берегу Кольского залива планируется инвестировать 18 млрд рублей средств федерального бюджета. Инвесторы (в рамках проекта порта Лавна – «Кузбассразрезуголь» и «Сибирский деловой союз») вложат в строительство терминала около $400 млн.

Компания «Сумма Капитал»  приступила  к реализации своего первого портового проекта на Дальнем Востоке. Группа, владеющая портовыми мощностями в Новороссийске,  Калининграде и Приморске, собирается построить универсальный портовый комплекс в границах  порта Восточный (вблизи Находки) и запустить его к 2013 году. Планируемая мощность перевалки – 15 млн тонн угля и 3 млн тонн генеральных грузов в год. Стоимость строительства составляет более $300 млн.

Интерес к перевалке угля на Дальнем Востоке есть не только у «Суммы Капитал». На новый для себя угольный рынок решила зайти группа Global Ports. Она специализируется на транспортировке контейнеров и нефтеналивных грузов. Планы также связаны с угольным терминалом в порту Восточный. И «Сумма капитал», и  Global Ports будут поставлять экспортный уголь в страны АТР.

Заметим, что сегодня все существующие мощности по перевалке угля на Дальнем Востоке принадлежат крупным угледобывающим компаниям (СУЭК, «Мечелу», «Евразу», «Кузбассразрезуглю»). Нехватка независимых угольных терминалов в этом регионе России ощущается достаточно остро: она сдерживает рост объемов перевалки продукции производителей, не имеющих собственных перевалочных мощностей.

Но вернемся к ожидаемой пошлине.

– Пошлина на уголь марки СС даст больше минусов, чем плюсов, – уверен генеральный директор агентства «Росинформуголь» Анатолий Скрыль. – Это может привести к замедлению развития портовых мощностей и новых угольных проектов.

Стоимость угля марки СС на российском рынке – около 1350 рублей, или $49, за одну тонну. На экспорте цена достигает $99 за тонну. Даже с учетом транспортного тарифа реальная рентабельность компании-поставщика угля на экспорт значительно превосходит уровень рентабельности при продаже угля внутри страны. При этом надо учитывать, что российские тепловые электростанции (ТЭС) потребляют по большей части необогащенный, более дешевый уголь, в то время как зарубежные потребители готовы покупать дорогой, обогащенный продукт.

Проблема дефицита угля марок СС – проблема скорее самих электростанций. По данным «Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике», на станциях, попавших «под удар», участились случаи использования непроектных углей и отходов угольного производства, что привело к ухудшению качества топлива и росту аварийности. Помимо прочего, в 2011 году отмечен высокий рост отпускных цен на угли СС, для отдельных ТЭС – на 40–70%. Министерство энергетики РФ, прорабатывая введение экспортных пошлин на дефицитные марки углей, призывает генерирующие компании заключать долгосрочные контракты на поставки угля.

Ко всему прочему, до 2030 года в стране будет построено около 100 новых угольных предприятий, которые станут флагманами роста. Появятся новые угольные районы на Дальнем Востоке и в Сибири. Наиболее перспективным районом сегодня называют месторождение угля в Республике Тува.

 

Морские порты №8 (2011)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске С 14 по 17 февраля в Бердске проведена ХIV Спартакиада путейцев Обского бассейна внутренних водных п...

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск Теплоход «BBC Belem» в порту Архангельск при прохождении через понтонную переправу, носовой частью п...

Российская экономика

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР Минэкономразвития представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие вид...

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ по итогам января 2017 года выросло на...

Транспортная политика

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока Упрощенный визовый режим в Свободном порту Владивосток (CПВ) может быть утвержден Госдумой 2...

ФАС совместно с участниками рынка определит единые правила поведения на рынке морских перевозок

ФАС совместно с участниками рынка определит единые правила поведения на рынке морских перевозок Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ совместно с участниками рынка сформулирует едины...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП в январе 2017 года вырос на 6,4%, до 12,7 млн тонн

Грузооборот группы НМТП в январе 2017 года вырос на 6,4%, до 12,7 млн тонн Консолидированный грузооборот терминалов группы Новороссийского морского торгового порта (НМТП&#...

Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти

Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти Саудовская Аравия в декабре сократила добычу и экспорт нефти. Это позволило России выйти на первое м...




Морской транспорт

Переправа в Крым вернулась к штатной работе после недели движения с перебоями

Переправа в Крым вернулась к штатной работе после недели движения с перебоями Керченская паромная переправа, единственная автотранспортная артерия между Крымским полуостровом и «...

Viking Line запустит дополнительное скоростное судно по маршруту Хельсинки–Таллин и утроит число рейсов

Viking Line запустит дополнительное скоростное судно по маршруту Хельсинки–Таллин и утроит число рейсов Viking Line с 10 апреля по 22 октября  2017 г. запускает по маршруту новое скоростное судн...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6% РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%, сообщил замг...

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах, сообщил жу...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Минтранс и АСОП подвели итоги года

Минтранс и АСОП подвели итоги года 2 декабря в Москве состоялось совместное с Минтрансом заседание совета директоров Ассоциации морских...

Морские порты

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет?

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет? Осенью 2015 года мы случайно обнаружили статью Сергея Остропольцева «Аренда причалов: взгляд со стор...

Морской транспорт

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Отечественные грузы – российскому флоту

Отечественные грузы – российскому флоту Общее собрание Российской палаты судоходства состоялось 3 марта 2016 г. в Москве в Федеральном агент...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике Россия представила в ООН пересмотренную заявку на расширение континентального шельфа в Северном Ледо...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...