Брошенный флот - Морские вести России

Брошенный флот

27.10.2014

Судостроение

О перспективах развития и потребностях в создании техники и судов рыбопромыслового флота страны

В рамках деятельности Морской коллегии при Правительстве РФ решаются многие вопросы, касающиеся развития рыбохозяйственного комплекса. Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос обновления рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях.

По материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ, июнь 2013, г. Москва

 

Ориентация на зарубежного производителя

Рыбопромысловый флот России состоит из более 2,5 тыс. судов различного назначения, большинство из них имеет возраст, превышающий 20 лет, а свыше 80% судов эксплуатируется сверх срока полезного использования.

Отечественная промышленность практически не принимает участия в создании больших и средних рыбопромысловых судов, а малые строятся в очень ограниченном количестве. В основном в страну ввозятся из-за рубежа бывшие в эксплуатации рыболовецкие суда.

Основная часть востребованной на рынке гражданской морской техники выполнена по зарубежным проектам. Соответственно практически все, даже несложное судовое комплектующее оборудование ориентировано на зарубежного производителя и импортируется сейчас из стран ближнего и дальнего зарубежья. Российские судовладельцы ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство морских судов на сумму около $1 млрд. Доля российских судостроительных заводов в объеме их заказов составляла за последние 10 лет немногим более 6%, хотя по техническим возможностям российского судостроения она могла бы составить 30-40% и более. Именно это обстоятельство и определяет основные целевые установки госпрограммы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» – принципиально повысить долю России на мировом рынке. При этом наиболее важной частью мирового рынка является сфера интересов отечественных заказчиков.

В рыбной отрасли за прошедшие 15-20 лет накопилось немало проблем, связанных с состоянием рыбопромыслового флота. Среди назревших вопросов:

-         модернизация и замена старых промысловых судов на новые; соответствие промысловой мощности флота объему водных биоресурсов;

-         обеспечение инфраструктурой для приемки и переработки продукции на российском берегу, а также производственными мощностями по ремонту и обслуживанию судов;

-         создание механизма финансовой поддержки по затратам на кредиты, лизинговые платежи, страхование судов;

-         обеспечение безопасности мореплавания;

-         совершенствование и создание нормативно-правовой базы, регулирующей эти процессы.

Решение проблем идет крайне медленно, поэтому по значению последний пункт необходимо рассматривать в первую очередь. По состоянию на 1 января 2012 г. численность средне- и крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота составила более 2300 единиц, в том числе добывающих судов – около 2 тысяч, обрабатывающих – 21 единица, приемно-транспортных судов – 250, судов специального назначения – более 50. Этими судами, а также малотоннажным и маломерным флотом предприятия рыбохозяйственного комплекса добывают в течение двух последних лет около четырех с четвертью миллионов тонн водных биоресурсов. В первом квартале 2013 года – около одного с четвертью миллиона тонн, общий вылов водных биоресурсов растет.

 

Таблица 1. Типовой и численный состав судов рыбопромыслового флота

Типы судов

Наличие на 01.01.2012 (единиц)

Добывающие

1984

Обрабатывающие

21

Транспортные рефрижераторы

250

Научно-исследовательские

22

Учебные

3

Рыбоохранные

20

Спасательные буксиры

12

Всего судов

2312

 

Таблица 2. Объем добычи (вылова) и переработки водных биоресурсов

Годы

2011

2012

1-й квартал 2013

Объем добычи, тыс. тонн

4264,8

4269,8

1269,3

 

Меры господдержки

Седьмого марта 2013 г. Правительство РФ утвердило государственную программу развития рыбного хозяйства, в которой поставлена задача – увеличить добычу водных биоресурсов к 2020 году до 6,5 млн тонн. В ней заложены объемы финансирования по разным отраслевым направлениям и механизмы достижения целевых индикаторов. Подпрограмма № 5 «Модернизация и стимулирование» предусматривает мероприятия, направленные на обновление рыбопромыслового флота и портовой инфраструктуры. На ее реализацию заложено до 2020 года 239,9 млн рублей, а дополнительная потребность заявлена на 901,9 млн рублей. Основные же меры поддержки обновления рыбопромыслового флота учтены в государственной программе «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».

Важным показателем состояния флота являются его возрастные характеристики. В настоящее время более 80% судов рыбопромыслового флота эксплуатируется с превышением сроков амортизации. Сложившаяся тенденция влечет повышение риска аварийности, увеличение объема ремонтных работ и технического обслуживания, сокращение производственных возможностей. В результате мы будем иметь неконкурентные цены на отечественную рыбопродукцию. Существует опасение, что в условиях ВТО российский рыбный рынок займет импорт.

Рыбопромысловый бизнес в целом понимает тенденции отраслевого развития. В силу своих финансовых возможностей осуществляет модернизацию флота, закупает бывшие в употреблении иностранные суда. Растет инвестиционная активность по консолидации бизнеса в отрасли. Прогнозы по повышению инвестиционной активности в обновлении флота вполне обоснованны. Закрепление на длительный период за пользователями водных биоресурсов квот имеет противоречивые результаты. Положительным является то, что в первую очередь такой механизм дает возможность для окупаемости затрат по модернизации и обновлению флота. Однако распределение квот было произведено в период несоответствия промысловых мощностей флота объемам общедопустимых уловов. Доли квот были закреплены на 10 лет за судовладельцами без оценки промысловых возможностей их судов. При распределении учитывались результаты аукционов по водным биоресурсам. Среди рыбохозяйственных организаций в них принимали участие и компании, не имеющие судов либо утилизировавшие старые суда после аукционов. В одних случаях это привело к недостатку ресурсов при наличии больших судовых мощностей, а в других – к образованию компаний-рантье, у которых нет судов, но есть долгосрочные доли квот.

 

Чтобы заказать судно, надо…

Для заказа нового судна промысловикам прежде всего необходимо обеспечить полную производственную загрузку. Того же требуют жесткие условия кредитных обязательств. В принципе, обеспечить новое судно квотами возможно за счет списания нескольких старых судов. Но в отрасли накопилось большое количество «малых» судовладельцев. Около 60% компаний имеют только одно добывающее судно и еще около 30% судовладельцев эксплуатируют от 2 до 3 судов. Текущая эксплуатация имеющегося флота пополняет расчетный счет такого предприятия, списание промысловых судов несет затраты, которые не покрывает продажа судна на металлолом.

Но не только перечисленные факторы влияют на возможность обновления отечественного рыбопромыслового флота. В настоящее время строительство современных высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота на российских верфях практически не осуществляется. В советские времена основная часть крупных и больших судов рыбопромыслового флота была построена за границей (в основном в ГДР и Польше). В СССР большие суда строились на судостроительных предприятиях в Николаеве (Украина). На современных российских судостроительных предприятиях нет опыта строительства крупнотоннажных добывающих судов.

В этих условиях понятны опасения и некоторый скепсис рыбаков в отношении строительства судов на российских судостроительных предприятиях по российским проектам. Надо признать тот факт, что до настоящего времени предложения зарубежных судостроителей и поставщиков комплектующего оборудования продолжают оставаться более привлекательными по сравнению с отечественными аналогами. Это обусловлено и ценой, и качеством, и сроками строительства. Пополнение состава флота идет в основном за счет приобретения зарубежных судов, бывших в эксплуатации. В сложившихся современных экономических условиях это наиболее быстрый и экономичный способ обновления флота. Предлагаемые российскими конструкторскими организациями проекты судов рыбопромыслового флота не удовлетворяют требования потенциальных российских заказчиков. Проведенная работа с судостроительными предприятиями на предмет возможности заказа крупно- и среднетоннажных судов с глубокой степенью переработки на борту успехом не увенчалась. В связи с этим рыбодобывающие компании вынуждены были начать строительство судов на верфях Хорватии и Сингапура.

 

Прогноз потребности

В соответствии с поручением Правительства России Минсельхозом совместно с Росрыболовством подготовлен прогноз потребности судов рыбопромыслового флота. По данному прогнозу до 2020 года необходимо построить 87 судов различного типа и назначения, в том числе 20 крупнотоннажных, 36 среднетоннажных и 31 малотоннажное судно.

Обновление промыслового флота и развитие отечественной судостроительной промышленности может быть обеспечено при конкурентоспособности судостроителей. С технологической стороны она может быть достигнута путем кооперации российских и зарубежных предприятий.

 

Таблица 3. Прогноз потребности в развитии типового и количественного состава добывающих судов на период до 2020 года

Типы судов

Всего до 2020 г., ед.

В перспективе по Приморскому краю, ед.

Крупнотоннажные суда

20

22

Среднетоннажные суда

36

18

Малотоннажные суда

31

2

Всего

87

42

 

Таблица 4. Численность и возрастной состав судов рыбопромыслового флота с мощностью главного двигателя от 55 кВт и выше

Группы судов

Направление

В том числе по возрастным группам, лет

Суда, используемые сверх нормативного срока

до 10

от 10-20

свыше 20

ед.

%

1. Добывающий флот

1984

60

306

1618

1769

89,2

2. Обрабатывающий флот

21

0

11

10

8

38,1

3. Транспортные рефрижераторы

250

0

24

226

235

94,0

4. Научно-исследовательский флот

22

0

7

15

7

31,8

5. Учебные и учебно-производственные суда

3

0

0

3

2

66,6

6. Рыбоохранные суда

20

4

16

0

1

5,0

7. Спасательные буксиры

12

0

0

0

12

100

Всего судов

2312

64

364

1884

2034

87.98

 

Целесообразно разработать меры финансовой поддержки обновления промыслового флота, такие как частичное возмещение затрат по кредитным процентным ставкам, части лизинговых и страховых платежей. При этом речь идет только о финансовых операциях в российских организациях. Необходимо субсидирование долгосрочных инвестиционных кредитов, взятых предпринимателями до 15 лет на строительство и эксплуатацию новых судов. Аналогичные финансовые меры должны распространяться на объекты портовой и логистической инфраструктуры.

Минсельхоз России продолжит правотворческую работу по созданию механизма вовлечения долей квот в имущественный оборот. Это важно для обеспечения ресурсами вновь построенных судов и послужит дополнительным инструментом по консолидации отрасли.

 

Меры стимулирования

Министерство готово совместно с заинтересованными федеральными органами власти разработать программу мер, стимулирующих судовладельцев к обновлению флота. В частности, используя зарубежный опыт по компенсации затрат при утилизации старых рыболовных судов. Например, в странах Евросоюза механизм компенсации за утилизацию отслужившего судна действовал только в случае, если компания прекращает промысловую деятельность. Этот механизм можно рассмотреть для применения и в российских условиях.

При нежелании или невозможности компании продолжать производственную деятельность механизм компенсации может включать в себя утилизацию отслужившего судна и реализацию через аукцион доли квот, закрепленной за организацией-судовладельцем. Такая схема будет служить источником финансирования компенсации и обеспечения ресурсами нового флота. Положение о создании Фонда утилизации старых судов, средства которого будут использоваться на строительство новых рыболовных судов и засчитываться в качестве целевого взноса компании-лизингополучателя, содержится в государственной программе «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».

В этой же программе в части развития отечественного рыбопромыслового флота предусмотрено внесение изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с целью создания условий для строительства судов рыбопромыслового флота в отечественных судостроительных организациях. В настоящее время в этом направлении также ведется соответствующая работа совместно с Минпромторгом России, Росрыболовством и заинтересованными союзами и ассоциациями рыбохозяйственных предприятий.

 

Морские вести России №1 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ