Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Брошенный флот

Судостроение

О перспективах развития и потребностях в создании техники и судов рыбопромыслового флота страны

В рамках деятельности Морской коллегии при Правительстве РФ решаются многие вопросы, касающиеся развития рыбохозяйственного комплекса. Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос обновления рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях.

По материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ, июнь 2013, г. Москва

 

Ориентация на зарубежного производителя

Рыбопромысловый флот России состоит из более 2,5 тыс. судов различного назначения, большинство из них имеет возраст, превышающий 20 лет, а свыше 80% судов эксплуатируется сверх срока полезного использования.

Отечественная промышленность практически не принимает участия в создании больших и средних рыбопромысловых судов, а малые строятся в очень ограниченном количестве. В основном в страну ввозятся из-за рубежа бывшие в эксплуатации рыболовецкие суда.

Основная часть востребованной на рынке гражданской морской техники выполнена по зарубежным проектам. Соответственно практически все, даже несложное судовое комплектующее оборудование ориентировано на зарубежного производителя и импортируется сейчас из стран ближнего и дальнего зарубежья. Российские судовладельцы ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство морских судов на сумму около $1 млрд. Доля российских судостроительных заводов в объеме их заказов составляла за последние 10 лет немногим более 6%, хотя по техническим возможностям российского судостроения она могла бы составить 30-40% и более. Именно это обстоятельство и определяет основные целевые установки госпрограммы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» – принципиально повысить долю России на мировом рынке. При этом наиболее важной частью мирового рынка является сфера интересов отечественных заказчиков.

В рыбной отрасли за прошедшие 15-20 лет накопилось немало проблем, связанных с состоянием рыбопромыслового флота. Среди назревших вопросов:

-         модернизация и замена старых промысловых судов на новые; соответствие промысловой мощности флота объему водных биоресурсов;

-         обеспечение инфраструктурой для приемки и переработки продукции на российском берегу, а также производственными мощностями по ремонту и обслуживанию судов;

-         создание механизма финансовой поддержки по затратам на кредиты, лизинговые платежи, страхование судов;

-         обеспечение безопасности мореплавания;

-         совершенствование и создание нормативно-правовой базы, регулирующей эти процессы.

Решение проблем идет крайне медленно, поэтому по значению последний пункт необходимо рассматривать в первую очередь. По состоянию на 1 января 2012 г. численность средне- и крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота составила более 2300 единиц, в том числе добывающих судов – около 2 тысяч, обрабатывающих – 21 единица, приемно-транспортных судов – 250, судов специального назначения – более 50. Этими судами, а также малотоннажным и маломерным флотом предприятия рыбохозяйственного комплекса добывают в течение двух последних лет около четырех с четвертью миллионов тонн водных биоресурсов. В первом квартале 2013 года – около одного с четвертью миллиона тонн, общий вылов водных биоресурсов растет.

 

Таблица 1. Типовой и численный состав судов рыбопромыслового флота

Типы судов

Наличие на 01.01.2012 (единиц)

Добывающие

1984

Обрабатывающие

21

Транспортные рефрижераторы

250

Научно-исследовательские

22

Учебные

3

Рыбоохранные

20

Спасательные буксиры

12

Всего судов

2312

 

Таблица 2. Объем добычи (вылова) и переработки водных биоресурсов

Годы

2011

2012

1-й квартал 2013

Объем добычи, тыс. тонн

4264,8

4269,8

1269,3

 

Меры господдержки

Седьмого марта 2013 г. Правительство РФ утвердило государственную программу развития рыбного хозяйства, в которой поставлена задача – увеличить добычу водных биоресурсов к 2020 году до 6,5 млн тонн. В ней заложены объемы финансирования по разным отраслевым направлениям и механизмы достижения целевых индикаторов. Подпрограмма № 5 «Модернизация и стимулирование» предусматривает мероприятия, направленные на обновление рыбопромыслового флота и портовой инфраструктуры. На ее реализацию заложено до 2020 года 239,9 млн рублей, а дополнительная потребность заявлена на 901,9 млн рублей. Основные же меры поддержки обновления рыбопромыслового флота учтены в государственной программе «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».

Важным показателем состояния флота являются его возрастные характеристики. В настоящее время более 80% судов рыбопромыслового флота эксплуатируется с превышением сроков амортизации. Сложившаяся тенденция влечет повышение риска аварийности, увеличение объема ремонтных работ и технического обслуживания, сокращение производственных возможностей. В результате мы будем иметь неконкурентные цены на отечественную рыбопродукцию. Существует опасение, что в условиях ВТО российский рыбный рынок займет импорт.

Рыбопромысловый бизнес в целом понимает тенденции отраслевого развития. В силу своих финансовых возможностей осуществляет модернизацию флота, закупает бывшие в употреблении иностранные суда. Растет инвестиционная активность по консолидации бизнеса в отрасли. Прогнозы по повышению инвестиционной активности в обновлении флота вполне обоснованны. Закрепление на длительный период за пользователями водных биоресурсов квот имеет противоречивые результаты. Положительным является то, что в первую очередь такой механизм дает возможность для окупаемости затрат по модернизации и обновлению флота. Однако распределение квот было произведено в период несоответствия промысловых мощностей флота объемам общедопустимых уловов. Доли квот были закреплены на 10 лет за судовладельцами без оценки промысловых возможностей их судов. При распределении учитывались результаты аукционов по водным биоресурсам. Среди рыбохозяйственных организаций в них принимали участие и компании, не имеющие судов либо утилизировавшие старые суда после аукционов. В одних случаях это привело к недостатку ресурсов при наличии больших судовых мощностей, а в других – к образованию компаний-рантье, у которых нет судов, но есть долгосрочные доли квот.

 

Чтобы заказать судно, надо…

Для заказа нового судна промысловикам прежде всего необходимо обеспечить полную производственную загрузку. Того же требуют жесткие условия кредитных обязательств. В принципе, обеспечить новое судно квотами возможно за счет списания нескольких старых судов. Но в отрасли накопилось большое количество «малых» судовладельцев. Около 60% компаний имеют только одно добывающее судно и еще около 30% судовладельцев эксплуатируют от 2 до 3 судов. Текущая эксплуатация имеющегося флота пополняет расчетный счет такого предприятия, списание промысловых судов несет затраты, которые не покрывает продажа судна на металлолом.

Но не только перечисленные факторы влияют на возможность обновления отечественного рыбопромыслового флота. В настоящее время строительство современных высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота на российских верфях практически не осуществляется. В советские времена основная часть крупных и больших судов рыбопромыслового флота была построена за границей (в основном в ГДР и Польше). В СССР большие суда строились на судостроительных предприятиях в Николаеве (Украина). На современных российских судостроительных предприятиях нет опыта строительства крупнотоннажных добывающих судов.

В этих условиях понятны опасения и некоторый скепсис рыбаков в отношении строительства судов на российских судостроительных предприятиях по российским проектам. Надо признать тот факт, что до настоящего времени предложения зарубежных судостроителей и поставщиков комплектующего оборудования продолжают оставаться более привлекательными по сравнению с отечественными аналогами. Это обусловлено и ценой, и качеством, и сроками строительства. Пополнение состава флота идет в основном за счет приобретения зарубежных судов, бывших в эксплуатации. В сложившихся современных экономических условиях это наиболее быстрый и экономичный способ обновления флота. Предлагаемые российскими конструкторскими организациями проекты судов рыбопромыслового флота не удовлетворяют требования потенциальных российских заказчиков. Проведенная работа с судостроительными предприятиями на предмет возможности заказа крупно- и среднетоннажных судов с глубокой степенью переработки на борту успехом не увенчалась. В связи с этим рыбодобывающие компании вынуждены были начать строительство судов на верфях Хорватии и Сингапура.

 

Прогноз потребности

В соответствии с поручением Правительства России Минсельхозом совместно с Росрыболовством подготовлен прогноз потребности судов рыбопромыслового флота. По данному прогнозу до 2020 года необходимо построить 87 судов различного типа и назначения, в том числе 20 крупнотоннажных, 36 среднетоннажных и 31 малотоннажное судно.

Обновление промыслового флота и развитие отечественной судостроительной промышленности может быть обеспечено при конкурентоспособности судостроителей. С технологической стороны она может быть достигнута путем кооперации российских и зарубежных предприятий.

 

Таблица 3. Прогноз потребности в развитии типового и количественного состава добывающих судов на период до 2020 года

Типы судов

Всего до 2020 г., ед.

В перспективе по Приморскому краю, ед.

Крупнотоннажные суда

20

22

Среднетоннажные суда

36

18

Малотоннажные суда

31

2

Всего

87

42

 

Таблица 4. Численность и возрастной состав судов рыбопромыслового флота с мощностью главного двигателя от 55 кВт и выше

Группы судов

Направление

В том числе по возрастным группам, лет

Суда, используемые сверх нормативного срока

до 10

от 10-20

свыше 20

ед.

%

1. Добывающий флот

1984

60

306

1618

1769

89,2

2. Обрабатывающий флот

21

0

11

10

8

38,1

3. Транспортные рефрижераторы

250

0

24

226

235

94,0

4. Научно-исследовательский флот

22

0

7

15

7

31,8

5. Учебные и учебно-производственные суда

3

0

0

3

2

66,6

6. Рыбоохранные суда

20

4

16

0

1

5,0

7. Спасательные буксиры

12

0

0

0

12

100

Всего судов

2312

64

364

1884

2034

87.98

 

Целесообразно разработать меры финансовой поддержки обновления промыслового флота, такие как частичное возмещение затрат по кредитным процентным ставкам, части лизинговых и страховых платежей. При этом речь идет только о финансовых операциях в российских организациях. Необходимо субсидирование долгосрочных инвестиционных кредитов, взятых предпринимателями до 15 лет на строительство и эксплуатацию новых судов. Аналогичные финансовые меры должны распространяться на объекты портовой и логистической инфраструктуры.

Минсельхоз России продолжит правотворческую работу по созданию механизма вовлечения долей квот в имущественный оборот. Это важно для обеспечения ресурсами вновь построенных судов и послужит дополнительным инструментом по консолидации отрасли.

 

Меры стимулирования

Министерство готово совместно с заинтересованными федеральными органами власти разработать программу мер, стимулирующих судовладельцев к обновлению флота. В частности, используя зарубежный опыт по компенсации затрат при утилизации старых рыболовных судов. Например, в странах Евросоюза механизм компенсации за утилизацию отслужившего судна действовал только в случае, если компания прекращает промысловую деятельность. Этот механизм можно рассмотреть для применения и в российских условиях.

При нежелании или невозможности компании продолжать производственную деятельность механизм компенсации может включать в себя утилизацию отслужившего судна и реализацию через аукцион доли квот, закрепленной за организацией-судовладельцем. Такая схема будет служить источником финансирования компенсации и обеспечения ресурсами нового флота. Положение о создании Фонда утилизации старых судов, средства которого будут использоваться на строительство новых рыболовных судов и засчитываться в качестве целевого взноса компании-лизингополучателя, содержится в государственной программе «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».

В этой же программе в части развития отечественного рыбопромыслового флота предусмотрено внесение изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с целью создания условий для строительства судов рыбопромыслового флота в отечественных судостроительных организациях. В настоящее время в этом направлении также ведется соответствующая работа совместно с Минпромторгом России, Росрыболовством и заинтересованными союзами и ассоциациями рыбохозяйственных предприятий.

 

Морские вести России №1 (2014)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...