Брошенный флот

Судостроение

О перспективах развития и потребностях в создании техники и судов рыбопромыслового флота страны

В рамках деятельности Морской коллегии при Правительстве РФ решаются многие вопросы, касающиеся развития рыбохозяйственного комплекса. Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос обновления рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях.

По материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ, июнь 2013, г. Москва

 

Ориентация на зарубежного производителя

Рыбопромысловый флот России состоит из более 2,5 тыс. судов различного назначения, большинство из них имеет возраст, превышающий 20 лет, а свыше 80% судов эксплуатируется сверх срока полезного использования.

Отечественная промышленность практически не принимает участия в создании больших и средних рыбопромысловых судов, а малые строятся в очень ограниченном количестве. В основном в страну ввозятся из-за рубежа бывшие в эксплуатации рыболовецкие суда.

Основная часть востребованной на рынке гражданской морской техники выполнена по зарубежным проектам. Соответственно практически все, даже несложное судовое комплектующее оборудование ориентировано на зарубежного производителя и импортируется сейчас из стран ближнего и дальнего зарубежья. Российские судовладельцы ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство морских судов на сумму около $1 млрд. Доля российских судостроительных заводов в объеме их заказов составляла за последние 10 лет немногим более 6%, хотя по техническим возможностям российского судостроения она могла бы составить 30-40% и более. Именно это обстоятельство и определяет основные целевые установки госпрограммы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» – принципиально повысить долю России на мировом рынке. При этом наиболее важной частью мирового рынка является сфера интересов отечественных заказчиков.

В рыбной отрасли за прошедшие 15-20 лет накопилось немало проблем, связанных с состоянием рыбопромыслового флота. Среди назревших вопросов:

-         модернизация и замена старых промысловых судов на новые; соответствие промысловой мощности флота объему водных биоресурсов;

-         обеспечение инфраструктурой для приемки и переработки продукции на российском берегу, а также производственными мощностями по ремонту и обслуживанию судов;

-         создание механизма финансовой поддержки по затратам на кредиты, лизинговые платежи, страхование судов;

-         обеспечение безопасности мореплавания;

-         совершенствование и создание нормативно-правовой базы, регулирующей эти процессы.

Решение проблем идет крайне медленно, поэтому по значению последний пункт необходимо рассматривать в первую очередь. По состоянию на 1 января 2012 г. численность средне- и крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота составила более 2300 единиц, в том числе добывающих судов – около 2 тысяч, обрабатывающих – 21 единица, приемно-транспортных судов – 250, судов специального назначения – более 50. Этими судами, а также малотоннажным и маломерным флотом предприятия рыбохозяйственного комплекса добывают в течение двух последних лет около четырех с четвертью миллионов тонн водных биоресурсов. В первом квартале 2013 года – около одного с четвертью миллиона тонн, общий вылов водных биоресурсов растет.

 

Таблица 1. Типовой и численный состав судов рыбопромыслового флота

Типы судов

Наличие на 01.01.2012 (единиц)

Добывающие

1984

Обрабатывающие

21

Транспортные рефрижераторы

250

Научно-исследовательские

22

Учебные

3

Рыбоохранные

20

Спасательные буксиры

12

Всего судов

2312

 

Таблица 2. Объем добычи (вылова) и переработки водных биоресурсов

Годы

2011

2012

1-й квартал 2013

Объем добычи, тыс. тонн

4264,8

4269,8

1269,3

 

Меры господдержки

Седьмого марта 2013 г. Правительство РФ утвердило государственную программу развития рыбного хозяйства, в которой поставлена задача – увеличить добычу водных биоресурсов к 2020 году до 6,5 млн тонн. В ней заложены объемы финансирования по разным отраслевым направлениям и механизмы достижения целевых индикаторов. Подпрограмма № 5 «Модернизация и стимулирование» предусматривает мероприятия, направленные на обновление рыбопромыслового флота и портовой инфраструктуры. На ее реализацию заложено до 2020 года 239,9 млн рублей, а дополнительная потребность заявлена на 901,9 млн рублей. Основные же меры поддержки обновления рыбопромыслового флота учтены в государственной программе «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».

Важным показателем состояния флота являются его возрастные характеристики. В настоящее время более 80% судов рыбопромыслового флота эксплуатируется с превышением сроков амортизации. Сложившаяся тенденция влечет повышение риска аварийности, увеличение объема ремонтных работ и технического обслуживания, сокращение производственных возможностей. В результате мы будем иметь неконкурентные цены на отечественную рыбопродукцию. Существует опасение, что в условиях ВТО российский рыбный рынок займет импорт.

Рыбопромысловый бизнес в целом понимает тенденции отраслевого развития. В силу своих финансовых возможностей осуществляет модернизацию флота, закупает бывшие в употреблении иностранные суда. Растет инвестиционная активность по консолидации бизнеса в отрасли. Прогнозы по повышению инвестиционной активности в обновлении флота вполне обоснованны. Закрепление на длительный период за пользователями водных биоресурсов квот имеет противоречивые результаты. Положительным является то, что в первую очередь такой механизм дает возможность для окупаемости затрат по модернизации и обновлению флота. Однако распределение квот было произведено в период несоответствия промысловых мощностей флота объемам общедопустимых уловов. Доли квот были закреплены на 10 лет за судовладельцами без оценки промысловых возможностей их судов. При распределении учитывались результаты аукционов по водным биоресурсам. Среди рыбохозяйственных организаций в них принимали участие и компании, не имеющие судов либо утилизировавшие старые суда после аукционов. В одних случаях это привело к недостатку ресурсов при наличии больших судовых мощностей, а в других – к образованию компаний-рантье, у которых нет судов, но есть долгосрочные доли квот.

 

Чтобы заказать судно, надо…

Для заказа нового судна промысловикам прежде всего необходимо обеспечить полную производственную загрузку. Того же требуют жесткие условия кредитных обязательств. В принципе, обеспечить новое судно квотами возможно за счет списания нескольких старых судов. Но в отрасли накопилось большое количество «малых» судовладельцев. Около 60% компаний имеют только одно добывающее судно и еще около 30% судовладельцев эксплуатируют от 2 до 3 судов. Текущая эксплуатация имеющегося флота пополняет расчетный счет такого предприятия, списание промысловых судов несет затраты, которые не покрывает продажа судна на металлолом.

Но не только перечисленные факторы влияют на возможность обновления отечественного рыбопромыслового флота. В настоящее время строительство современных высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота на российских верфях практически не осуществляется. В советские времена основная часть крупных и больших судов рыбопромыслового флота была построена за границей (в основном в ГДР и Польше). В СССР большие суда строились на судостроительных предприятиях в Николаеве (Украина). На современных российских судостроительных предприятиях нет опыта строительства крупнотоннажных добывающих судов.

В этих условиях понятны опасения и некоторый скепсис рыбаков в отношении строительства судов на российских судостроительных предприятиях по российским проектам. Надо признать тот факт, что до настоящего времени предложения зарубежных судостроителей и поставщиков комплектующего оборудования продолжают оставаться более привлекательными по сравнению с отечественными аналогами. Это обусловлено и ценой, и качеством, и сроками строительства. Пополнение состава флота идет в основном за счет приобретения зарубежных судов, бывших в эксплуатации. В сложившихся современных экономических условиях это наиболее быстрый и экономичный способ обновления флота. Предлагаемые российскими конструкторскими организациями проекты судов рыбопромыслового флота не удовлетворяют требования потенциальных российских заказчиков. Проведенная работа с судостроительными предприятиями на предмет возможности заказа крупно- и среднетоннажных судов с глубокой степенью переработки на борту успехом не увенчалась. В связи с этим рыбодобывающие компании вынуждены были начать строительство судов на верфях Хорватии и Сингапура.

 

Прогноз потребности

В соответствии с поручением Правительства России Минсельхозом совместно с Росрыболовством подготовлен прогноз потребности судов рыбопромыслового флота. По данному прогнозу до 2020 года необходимо построить 87 судов различного типа и назначения, в том числе 20 крупнотоннажных, 36 среднетоннажных и 31 малотоннажное судно.

Обновление промыслового флота и развитие отечественной судостроительной промышленности может быть обеспечено при конкурентоспособности судостроителей. С технологической стороны она может быть достигнута путем кооперации российских и зарубежных предприятий.

 

Таблица 3. Прогноз потребности в развитии типового и количественного состава добывающих судов на период до 2020 года

Типы судов

Всего до 2020 г., ед.

В перспективе по Приморскому краю, ед.

Крупнотоннажные суда

20

22

Среднетоннажные суда

36

18

Малотоннажные суда

31

2

Всего

87

42

 

Таблица 4. Численность и возрастной состав судов рыбопромыслового флота с мощностью главного двигателя от 55 кВт и выше

Группы судов

Направление

В том числе по возрастным группам, лет

Суда, используемые сверх нормативного срока

до 10

от 10-20

свыше 20

ед.

%

1. Добывающий флот

1984

60

306

1618

1769

89,2

2. Обрабатывающий флот

21

0

11

10

8

38,1

3. Транспортные рефрижераторы

250

0

24

226

235

94,0

4. Научно-исследовательский флот

22

0

7

15

7

31,8

5. Учебные и учебно-производственные суда

3

0

0

3

2

66,6

6. Рыбоохранные суда

20

4

16

0

1

5,0

7. Спасательные буксиры

12

0

0

0

12

100

Всего судов

2312

64

364

1884

2034

87.98

 

Целесообразно разработать меры финансовой поддержки обновления промыслового флота, такие как частичное возмещение затрат по кредитным процентным ставкам, части лизинговых и страховых платежей. При этом речь идет только о финансовых операциях в российских организациях. Необходимо субсидирование долгосрочных инвестиционных кредитов, взятых предпринимателями до 15 лет на строительство и эксплуатацию новых судов. Аналогичные финансовые меры должны распространяться на объекты портовой и логистической инфраструктуры.

Минсельхоз России продолжит правотворческую работу по созданию механизма вовлечения долей квот в имущественный оборот. Это важно для обеспечения ресурсами вновь построенных судов и послужит дополнительным инструментом по консолидации отрасли.

 

Меры стимулирования

Министерство готово совместно с заинтересованными федеральными органами власти разработать программу мер, стимулирующих судовладельцев к обновлению флота. В частности, используя зарубежный опыт по компенсации затрат при утилизации старых рыболовных судов. Например, в странах Евросоюза механизм компенсации за утилизацию отслужившего судна действовал только в случае, если компания прекращает промысловую деятельность. Этот механизм можно рассмотреть для применения и в российских условиях.

При нежелании или невозможности компании продолжать производственную деятельность механизм компенсации может включать в себя утилизацию отслужившего судна и реализацию через аукцион доли квот, закрепленной за организацией-судовладельцем. Такая схема будет служить источником финансирования компенсации и обеспечения ресурсами нового флота. Положение о создании Фонда утилизации старых судов, средства которого будут использоваться на строительство новых рыболовных судов и засчитываться в качестве целевого взноса компании-лизингополучателя, содержится в государственной программе «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».

В этой же программе в части развития отечественного рыбопромыслового флота предусмотрено внесение изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с целью создания условий для строительства судов рыбопромыслового флота в отечественных судостроительных организациях. В настоящее время в этом направлении также ведется соответствующая работа совместно с Минпромторгом России, Росрыболовством и заинтересованными союзами и ассоциациями рыбохозяйственных предприятий.

 

Морские вести России №1 (2014)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...