Россия обустраивает Арктику

Севморпуть

Реализация Основ государственной политики РФ в Арктике до 2020 года и на дальнейшую перспективу и обеспечение экономического и социального развития Арктической зоны на 2012-2020 годы

В Основах государственной политики России в Арктике до 2020 года и на дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом РФ 18.09.2008, отмечается, что особенностями Арктической зоны РФ, оказывающими влияние на формирование государственной политики в Арктике, являются: экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях; низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий.

По материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ в г. Владивостоке

 

Погодно-климатические условия

Для реализации указанных положений Основ государственной политики Росгидрометом в 2012 году было продолжено выполнение мероприятий, направленных на развитие системы гидрометеорологической безопасности хозяйственной и оборонной деятельности в Арктике, восстановление и модернизацию арктической наблюдательной сети, проведение экспедиционных и научных исследований природных процессов в полярной области, изучение колебаний климата Арктики в целях создания новых технологий прогнозирования опасных явлений и разработки рекомендаций по адаптации хозяйственной деятельности в условиях меняющегося климата. Прежде всего следует отметить особенности погодно-климатических условий Арктического региона в 2012 году.

По данным мониторинга морского ледяного покрова Арктики, осуществляемого Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом Росгидромета, летом 2012 года произошло аномальное сокращение площади морского льда в Арктике, не наблюдавшееся никогда ранее с начала наблюдений. Средняя площадь льда в Арктике за 13-19 августа составляла 4,8 млн км2,, почти на полмиллиона кв. км меньше, чем за этот период в 2007 г., когда был отмечен абсолютный минимум протяженности льда в Арктике.

17 сентября 2012 г. был зафиксирован абсолютный минимум 3,35 млн км2, что более чем в 2 раза меньше средней площади льда в сентябре в 1980-е годы.

Ледовые условия для плавания по Северному морскому пути (СМП) квалифицировались как очень легкие. Почти на всей трассе к началу августа сложились условия для безледокольного плавания судов.

Относительно оценки дальнейшего процесса потепления следует отметить, что аномальное сокращение площади льда в Арктике в 2012 году не означает, что в сентябре следующего года льда будет еще меньше, чем в сентябре этого года. Более вероятно обратное событие – количество льда в сентябре 2013 г. снова увеличится вследствие значительной межгодовой изменчивости климата в Арктике. Вместе с тем многолетний климатический тренд на сокращение площади льда в конце летнего сезона сохранится и при наблюдаемых в последние годы темпах сокращения лед может исчезать в конце лета в 2020-е годы.

В холодный период года ледовые условия в морской Арктике будут по-прежнему сложными, а в ряде лет – экстремальными. Увеличение навигационного периода на трассах Северного морского пути будет способствовать более активному плаванию. Однако морской лёд будет присутствовать на Северном морском пути и к концу XXI столетия, поэтому сохранится потребность в мощных атомных и дизельных ледоколах. Кроме того, ледоколы будут необходимы для обеспечения высокоширотной морской деятельности и максимально продолжительной навигации на СМП, вплоть до круглогодичной.

Освобождение ото льда больших участков акваторий арктических морей способствовало развитию опасных для судоходства морских гидрометеорологических явлений. За 9 месяцев 2012 года наблюдалось 10 опасных морских гидрометеорологических явлений. Все эти опасные явления были заблаговременно предсказаны, предупреждения переданы хозяйствующим организациям. Всего потребителям было передано более 22 тыс. морских метеорологических и гидрологических прогнозов со средней оправдываемостью 97,5%. В рамках международной глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности по новым арктическим метзонам XX и XXI передано мореплавателям более 8,4 тыс. метеорологических сводок САФЕТИНЕТ.

 

Восстановление и модернизация арктической наблюдательной сети

При выполнении мероприятий по восстановлению и модернизации полярной сети наблюдений в 2012 году особое внимание уделено автоматизации наблюдений. На побережье и островах арктических морей было установлено 9 автоматических метеорологических станций и 22 автоматических метеорологических комплекса, модернизированы системы связи на 24 полярных станциях, проведена реконструкция объектов инфраструктуры трех станций.

Работы по восстановлению и модернизации полярной сети гидрометеорологических наблюдений в настоящее время выполняются за счет выделенных Росгидромету средств по основной деятельности, однако для обеспечения работы вновь вводимых объектов требуется выделение дополнительных средств на эксплуатационные расходы, которыми Росгидромет не располагает.

Согласно Основам государственной политики главными целями государственной политики РФ в Арктике являются:

-         в сфере науки и технологий – обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний.

Согласно указанному положению в ходе проведенных исследований получен ряд важных результатов, направленных на совершенствование системы обеспечения гидрометеорологической безопасности в Арктике, том числе:

-         внедрена в опытную эксплуатацию в Гидрометцентре России численная трехмерная гидродинамическая модель Баренцева и Белого морей повышенного пространственного разрешения (5 миль), основной продукцией которой являются поля суммарных скоростей течений и уровня Баренцева и Белого морей на сетке повышенного пространственного разрешения с учетом сплоченности ледовых полей;

-         разработана и внедрена откалиброванная и верифицированная оперативная модель совместной динамики льда и океана для акватории Северного Ледовитого океана и арктических морей;

-         разработаны и начали внедряться в оперативную работу метод и технология расчета и краткосрочного прогноза уровня моря и течений в Северном Ледовитом океане и его морях на основе трехмерной гидродинамической модели совместной циркуляции вод и льдов;

-         разработаны модифицированная модель распространения нефтепродуктов на акватории Северного Ледовитого океана и арктических морей и программные модули ввода-вывода для реализации технологии расчета распространения нефтяных загрязнений с учетом возможности передачи результатов расчета в ситуационный центр Росгидромета и НЦУКС МЧС России;

-         разработан алгоритм определения возраста льдов и частной сплоченности многолетнего льда в Арктическом бассейне, основанный на байесовской классификации, и выполнена его программная реализация;

-         разработана технологическая схема мониторинга морского ледяного покрова арктических морей и выявления опасных ледяных образований с помощью спутниковых средств наблюдения, а также специализированных математических методов обработки спутниковых данных. Подготовлена и подана на патентование полезная модель «Технология обнаружения и слежения за опасными ледяными образованиями с использованием спутниковых средств дистанционного зондирования в различных спектральных диапазонах»;

-         проведено математическое моделирование дальнего обнаружения дрейфующих айсбергов гидролокационными средствами (в диапазоне частот 1,5-2 кГц) для акватории Штокмановского газоконденсатного месторождения, разработана блок-схема гидроакустической системы дальнего обнаружения айсбергов с использованием технологий низкочастотной дальней гидролокации;

-         разработан критерий выбора оптимальной категории ледовых усилений в зависимости от района эксплуатации и конструктивных особенностей сооружения, методы оценки навалов и истирающего воздействия льда на морские сооружения, эксплуатирующиеся в ледовых условиях, технологические решения по оптимизации надводных конструкций морских сооружений с целью минимизации обледенения, разработана методика определения напряженно-деформированного состояния конструкции при воздействии локальных ледовых нагрузок по данным системы;

-         выполнены модельные оценки долговременной изменчивости площади и массы ледяного покрова за период 1948-2010 гг. На основе результатов численного моделирования с высоким пространственным разрешением получена уточненная схема циркуляции вод СЛО и трехмерная структура основных водных масс в 2000-е годы;

-         успешно используется для обеспечения морских транспортных систем проектов ГМК «Норильский никель» в Карском море, Варандейского терминала в Печорском море разработанный адаптируемый комплекс мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы (АКМОН), который обеспечивает получение метеорологической и ледовой информации непосредственно на судах в картированном виде.

В части «...создания современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями».

В 2010-2012 гг. в рамках подпрограммы «Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане» (ЕСИМО) ФЦП «Мировой океан» разработаны средства полнофункциональной версии единой системы на основе современных информационно-коммуникационных технологий, например, таких как сервисноориентированная архитектура, сетевая модель, геоинформационные системы и др., расширяющие информационные возможности участниц ЕСИМО – федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук.

В 2012 году на базе ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (Санкт-Петербург) Росгидромета организован узел по Северо-Западному федеральному округу и Арктике (СЗА РИТУ) для обеспечения морской деятельности в Северо-Западном (Балтийское, Северное моря) и Арктическом (евразийские моря Арктики и Северный Ледовитый океан в целом) регионах, что позволило существенно улучшить освещенность гидрометеорологическими данными акватории арктических морей и районы Северного морского пути.

Мероприятия подпрограммы «Создание единой государственной системы в информации об обстановке в Мировом океане» (ЕСИМО) ФЦП «Мировой океан» завершаются в 2013 году. Продолжение работ по обеспечению деятельности ЕСИМО, ее технологическому и техническому совершенствованию и сопровождению требует государственной поддержки.

В части выполнения мероприятий, направленных на «...обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген».

Росгидрометом в рамках реализации третьего этапа подпрограммы «Освоение и использование Арктики» федеральной целевой программы «Мировой океан» Росгидрометом ведутся работы по созданию на архипелаге Шпицберген инфраструктуры Российского научного центра (РНЦШ) в составе 10 объектов, в том числе двух лабораторных корпусов, океанографического, метеорологического, экологического, криосферно-гидрологического и геофизического научных полигонов.

В настоящее время закончены строительно-монтажные работы и введены в эксплуатацию три объекта РНЦШ: лабораторный корпус № 1, складское помещение и удаленный пункт управления и тематической обработки данных искусственных спутников Земли, принимаемых в Российском научном центре в пос. Баренцбург, архипелаг Шпицберген, завершаются работы по реконструкции лабораторного корпуса № 2. Строительные работы по созданию всех объектов инфраструктуры и научных полигонов РНЦШ планируется завершить в 2013 году.

 

Экспедиционные и научные исследования природных процессов

В 2012 году научным флотом Росгидромета НИС «Иван Петров» и НИС «Профессор Молчанов» выполнено 12 экспедиционных рейсов общей продолжительностью 360 суток, в том числе экспедиция по проекту «Арктический плавучий университет» на НИС «Профессор Молчанов» со студентами на борту, экспедиция по обследованию акватории и побережья Карского моря по заданию Ямало-Ненецкого автономного округа, рейсы ЛЭС «Михаил Сомов» по обеспечению жизнедеятельности морских станцийи научных наблюдений в Белом, Баренцевом, Карском, Восточно-Сибирском морях и море Лаптевых.

При этом следует отметить, что научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» – единственное в Арктике многофункциональное судно, сочетающее в себе функции танкера, пассажирского и грузового судна, несущее на борту вертолет и плавсредства, позволяющие производить доставку грузов и экспедиционного состава на необорудованное побережье, а также смену полярников. При его использовании выполняется большой объем ежегодных экспедиционных работ по осуществлению научных наблюдений за состоянием и загрязнением арктических морей, снабжению полярных станций, расположенных на островах и труднодоступных районах арктического побережья. Это судно 1975 года постройки имеет значительный износ, многократно выработало свой эксплуатационный ресурс и находится на грани списания. Выход его из строя приведет к закрытию ряда полярных станций.

Во исполнение принятых решений по строительству нового многоцелевого научно-экспедиционного судна для Арктики Советом безопасности РФ (протокол совещания от 20.04.2012 п. 5) и Морской коллегией при Правительстве РФ (протокол от 06.07.2011№2(16), п.7 раздела I) Росгидрометом подготовлен с учетом предложений Росрыболовства и Минпромторга по данному вопросу проект постановления правительства, предусматривающий выделение на эти цели в рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2013-2016 годах дополнительных финансовых средств, ориентировочно в объеме 7417 млн рублей.

В настоящее время проектирование и строительство новогомногоцелевого научно-экспедиционного судна для Арктики взамен НЭС «Михаил Сомов» является первоочередной задачей.

Особо следует отметить вопрос, связанный с перспективой деятельности дрейфующих станций «Северный полюс» в условиях потепления климата в Арктике.

В 2012 году в ходе экспедиции «Арктика-2012» при использовании атомного ледокола «Россия» проведены работы по снятию персонала и оборудования дрейфующей станции «Северный полюс-39» и организации новой дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-40», проводящей большой комплекс исследований окружающей среды высокоширотной Арктики.

Однако риски, связанные с исследованиями на дрейфующих научно-исследовательских станциях «Северный полюс» (риски для здоровья и жизни полярников, возможность утраты дорогостоящего оборудования и/или загрязнения окружающей среды и др.), ставят задачу использования плавучих сооружений в качестве долговременной дрейфующей обсерватории взамен дрейфующих станций «Северный полюс»).

Согласно поручению Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (протокол совещания от 8.07.2010 №1(13), п. 5.3) подготовлены технико-экономическое обоснование проекта и предложения по созданию такой платформы в форме проекта постановления Правительства Российской Федерации, которые представлены в Мин­экономразвития России.

Создание плавучей платформы «Северный полюс» позволит обеспечить российское присутствие в Арктике, создать уникальную базу – плавучую обсерваторию российских исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана с размещением на платформе современных лабораторных комплексов, а также повысить уровень и качество решаемых задач по обеспечению деятельности ВМФ и других государственных институтов.

Принимая во внимание отмеченную крайне сложную ситуацию с обеспечением экспедиционных работ в Арктике, по данным вопросам требуется принятие решения.

 

Необходимые дополнительные меры до 2020 года

-         Разработка новых технологий и методов прогноза опасных гидрометеорологических явлений (штормы, туманы, осадки, опасные колебания уровня моря, обледенения судов, тягун в портах, ледовые сжатия и др.) в условиях меняющегося климата.

-         Создание современных технологий гидрометеорологического и ледового обеспечения транспортных операций на трассах Северного морского пути, работ нефтегазового комплекса на шельфе арктических морей, поддержки операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций экологического и техногенного характера.

-         Разработка моделей и технологий обеспечения безопасности полетов наземной и морской авиации для арктической транспортной системы.

-         Модернизация и автоматизация центров сбора информации в Архангельске, в пунктах Диксон, Тикси и Певек, информационно-аналитического центра системы «Север» Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге.

-         Завершение создания в рамках подпрограммы «Исследование и освоение Арктики» ФЦП «Мировой океан» инфраструктуры Российского научного центра на архипелаге Шпицберген.

-         В целях развития исследований арктических морей России и высокоширотной зоны Северного Ледовитого океана с осуществлением регулярных экспедиционных работ обеспечить продвижение российских инициатив по проведению Международного полярного десятилетия.

-         Разработка проекта и строительство нового многоцелевого экспедиционного судна взамен НЭС «Михаил Сомов» (год постройки – 1976-й), способного проводить комплексные морские исследования и обеспечение труднодоступных пунктов различных ведомств в Арктике.

-         Разработка проекта и строительство ледостойкой платформы для дрейфующих станций «Северный полюс».

Реализация перечисленных мероприятий требует значительных материальных и временных затрат и может быть осуществлена программным методом в рамках федеральных или государственных программ, в том числе при подготовке проекта государственной программы РФ по реализации Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

 

Севморпуть становится безопаснее

Реализация первоочередных мероприятий по восстановлению системы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения плавания по СМП

Гидрометеорологическое обеспечение

Развитие сети гидрометеорологических наблюдений в Арктическом районе в 2012 году:

-         установлены 9 автоматических метеорологических станций (АМС): 4 АМС на побережье и островах Карского моря (мыс Желания, Тамбей, о.Вилькицкого, о.Русский) и 5 АМС в пунктах континентальной Чукотки;

-         установлены 22 автоматических метеорологических комплекса (АМК): 9 на полярных станциях Карского и Баренцева морей, 5 АМК в районе моря Лаптевых и 8 АМК в Восточно-Сибирском (Чукотском) морях. В период экспедиции на НЭС «Михаил Сомов» при финансовой поддержке ОАО «ПК «Роснефть» в августе 2012 г. была произведена установка двух автоматических метеорологических станций на мысе Опасный и на мысе Спорый Наволок архипелага Новая Земля;

-         активно ведется реконструкция и строительство объектов инфраструктуры полярных станций. Построены новые здания станции на о. Визе, ОГМС им. Э.Т. Кренкеля, им. Е.К. Федорова. В перспективе строительство в 2013 году служебно-жилых зданий на ОГМС Амдерма и Диксон в Карском море;

-         осуществлена модернизация оборудования системы связи на 24 станциях (5 станций на побережье Карского моря, 10 станций в районе моря Лаптевых, 9 станций в Восточно-Сибирском и Чукотском морях). Были установлены и успешно эксплуатируются спутниковые терминалы системы «Гонец-Д1М», коротковолновые каналы радиосвязи на базе радиомодемов пакетной цифровой связи SCS РТС, аварийный спутниковый телефонный канал ССС «Иридиум». В Тиксинском филиале (ТФ) в службе АСПД установлена региональная станция (РС-1 №5) системы «Гонец-Д1М».

Для резервирования каналов связи ТФ – ГМО Тикси введена в эксплуатацию беспроводная система связи WiMAX, эксплуатируется спутниковый канал данных ГМО Тикси – ААНИИ (Санкт-Петербург) на базе весьма перспективной для условий Арктики спутниковой станции VSAT. Так, в 2012 году вместо традиционных систем мобильной спутниковой связи Iridium и Inmarsat для телекоммуникационного обеспечения морских экспедиционных работ в Карском море впервые была использована морская станция VSAT, обеспечивающая высокоскоростной доступ в Интернет, круглосуточную телефонную связь и приём программ российского спутникового телевидения в высоких широтах.

Методики прогнозирования

В 2012 году по результатам опубликованных научно-исследовательских работ сформирован комплекс методик прогнозирования следующих опасных ледовых и гидрометеорологических явлений:

-         интенсивного дрейфа льда и сжатий;

-         дрейфа айсбергов;

-         брызгового обледенения судов;

-         экстремально раннего ледообразования;

-         экстремальных колебаний уровня моря.

Указанные прогностические методики применяются в настоящее время в опытном режиме для обеспечения безопасности и эффективности судоходства. Особую опасность представляют айсберги. Так была создана методика обнаружения и мониторинга потенциально опасных ледяных образований (ОЛО), применяемая ко всем видам ледяных образований – айсберги, стамухи, поля многолетнего и поля деформированного льда. В июле-сентябре 2012 года данная методика использовалась для обнаружения айсбергов в Карском море для обеспечения работ нефтегазовой компании «Роснефть».

Остальные методики проходят стадию испытаний (разработка закончена в сентябре 2012 года).

Основным средством спутникового мониторинга ОЛО являются спутниковые радиолокаторы, позволяющие вести съёмку при любых условиях облачности в многополяризационном режиме и обеспечивающие получение высокодетальной информации в узкой полосе обзора (менее 50 км) и для широкой полосы обзора (около 150 км).

Для мониторинга ледяного покрова и оперативного гидрометеорологического обеспечения мореплавания в Арктике в Росгидромете создана информационная система (система «Север»), которая успешно функционирует и непрерывно развивается. Информационное взаимодействие системы «Север» с потребителями осуществляется в форме предоставления индивидуальных информационных услуг в соответствие с их запросами. Информационная продукция передается в форматах, совместимых с ГИС потребителей. При помощи терминалов конечного пользователя, установленных на судах, диагностические и прогностические ледовые карты отображаются и совмещаются с электронными навигационными картами.

Наиболее полно информационные возможности системы «Север» используются при обеспечении круглогодичного безледокольного плавания судов ГМК «Норильский никель» в Карском море. Во многом благодаря информационной поддержке в Арктике стало возможным самостоятельное плавание транспортных судов в зимнюю навигацию.

Другим примером существенного повышения безопасности и эффективности арктического судоходства является многолетняя практика обеспечения плавания по Северному морскому пути судов ОАО «Ленское объединенное речное пароходство». В 2012 году внедрена технология передачи ледовых карт непосредственно на ледоколы ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», находящиеся в море.

Информационное взаимодействие

С целью улучшения качества специализированного гидрометеорологического обеспечения (СГМО) мореплавания по акватории Северного морского пути в ААНИИ разработан типовой регламент информационного взаимодействия с потребителями. Данный регламент предусматривает оперативное предоставление информационных услуг по заявкам потребителя, которые составляются на основании перечня гидрометеорологических информационных продуктов, используемых при планировании морских операций и управлении ими. Перечень включает обработанные снимки ИСЗ, ледовые карты, метеорологические, ледовые и гидрологические прогнозы различной заблаговременности, навигационные рекомендации, обзоры ледовых и гидрометеорологических условий. Вся информационная продукция, включенная в перечень, объединена в информационные пакеты. Каждый пакет ориентирован на тот или иной вид специализированного гидрометеорологического обеспечения с учетом сезона и особенностей обеспечиваемой морской операции. При возникновении потребности в информационном обслуживании потребитель направляет в ААНИИ запрос, содержащий номера, количество и сроки предоставления информационных пакетов, а также районы обслуживания. Минимальная заблаговременность запросов на информационное обслуживание составляет для текущей информации, краткосрочных и среднесрочных прогнозов и рекомендаций 24 часа, для долгосрочных прогнозов – 7 календарных дней. Данный регламент успешно используется при информационном обслуживанииряда организаций, осуществляющих плавание по трассам Северного морского пути (ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Совкомфлот», ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания», ОАО «Ленское объединённое речное пароходство», ООО «ОНЕГО ШИПИНГ», ООО «МОРТЭК», ООО «Астра Шипинг»). Предложения с данным регламентом переданы в ФГУП «Атомфлот» Росатома. Предложения по осуществлению СГМО организаций Минтранса России на основе данного регламента доложены на совещании Росморречфлота «О подготовке к зимней навигации 2012-2013 годов в замерзающих портах Российской Федерации».

Оперативная доставка информации

С целью улучшения качества специализированногог идрометеорологического обеспечения (СГМО) мореплавания по акватории Северного морского пути ААНИИ были продолжены работы по совершенствованию и широкому внедрению технологии оперативной доставки ледовой и гидрометеорологической информации непосредственно на подвижные объекты и технологии компьютерного совмещения навигационной и ледовой информации. В 2012 году выполнено:

-         В соответствии с предложением ААНИИ на 5 ледоколов ОАО «Ленское объединённое речное пароходство» установлены и прошли опытную эксплуатацию терминалы спутниковой связи FLEET77, что позволило передавать ледовые карты и ледовые прогнозы непосредственно на объекты в море.

-         В ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Совкомфлот», ОАО «Новатэк» направлены предложения по модернизации терминалов конечного пользователя (ЭКНИС с ледовой опцией).

-         В ФГУП «Атомфлот» направлены предложения по установке на атомных ледоколах терминалов конечного пользователя (ЭКНИС с ледовой опцией).

Опыт создания Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) показал целесообразность перехода на сетевую архитектуру в виде региональных информационно-технологических узлов (РИТУ), действующих в центрах ЕСИМО и обеспечивающих равную функциональность.

Аналитическая ледовая информация, представляемая СЗА РИТУ ЕСИМО, включает в себя широкий спектр сведений о текущей и климатической информации о распределении ледяного покрова и его отдельных характеристик.

Информация представлена в виде карт, табличного и текстового материалов по акватории всего Северного Ледовитого океана и акваториям отдельных морей.

Аварийно-спасательное обеспечение

Росгидромет продолжает работы по эксплуатации технологии оперативного прогнозирования распространения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море на базе программного комплекса SPILLMOD.

Разработанный в ФГБУ «ГОИН» Росгидромета программный комплекс SPILLMOD по Баренцеву морю установлен в Северном УГМС и принят в 2012 г. в оперативную практику. Специализированные прогнозы течений, приводного ветра и уровня Баренцева моря, выпускаемые Гидрометцентром России и передаваемые в виде ресурсов ЕСИМО для функционирования ПК SPILLMOD, используются в безлёдный период для прогнозирования перемещения (дрейфа) объектов, оказавшихся в аварийной ситуации или в зоне стихийных бедствий, для информационного обеспечения аварийно-спасательного центра МЧС в городе Архангельске, органов исполнительной власти округа.

В целом задания «Плана первоочередных мероприятий по восстановлению системы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения плавания по трассам Северного морского пути» в 2012 году выполнены Росгидрометом в полном объеме. Вместе с тем выполнение указанных мероприятий до настоящего времени осуществлялось за счет выделяемых  федеральной службе средств по основной деятельности, а также в рамках проектов и ФЦП «Мировой океан», деятельность которых завершилась в 2012 году или завершается в 2013 году. Дальнейшие работы по восстановлению и развитию государственной системы наблюдений и гидрометеорологического обеспечения, включая ледовое обеспечение мореплавания по трассам Северного морского пути и морской деятельности в Арктике требуют выделения дополнительных целевых средств, которыми Росгидромет не располагает.

 

Морские вести России №3 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...