Сланцевый пришелец меняет рынок

Грузовая база

Динамика производства сжиженного природного газа, транспортировка морем, использование действующих и оценка создания новых трубопроводов

За последнее десятилетие сжиженный природный газ (СПГ) перешел из скромной ниши в мировом газовом бизнесе в категорию компенсирующего ресурса на газовом рынке.

В отличие от нефтяного рынка, сегодняшний газовый рынок отнюдь не является однородным. Нефть аналогичного качества благодаря эффективности, с которой ее можно транспортировать, стоит более или менее одинаково почти во всех крупных регионах мира. Например, во втором квартале этого года легкая нефть оценивалась порядка $124/барр. в Северо-Западной Европе, $121/барр. в Японии, $125/барр. в Африке, $125/барр. в США и $122/барр. на Ближнем Востоке.

Рональд СМИТ, старший аналитик нефтегазовой отрасли, МВА. Энгельс ГАГАРСКИЙ, начальник Центра транспортной координации и транспортно-технологических систем института «Союзморниипроект», д.т.н.

 

Европа и Азия

Иная ситуация с газом. Когда мы говорим о мировом рынке газа, мы в значительной степени имеем в виду состояние рынка СПГ, так как только такая форма транспортировки заключает в себе реальную возможность выбора между разными рынками. Хотя трубопроводы – это очень важный способ транспортировки газа, они не дают гибкости в выборе между рынками. Россия, например, может выбрать, отправлять ей газ в Европу или оставить его в России – и к этому, собственно, сводятся все ее возможности. Существующие трубопроводы не могут быть использованы для поставок газа в Китай, Японию, Индию или Южную Америку. У России есть некоторая ограниченная возможность перехода от одного европейского рынка к другому, но это практически все, чем она располагает.

Притом что СПГ относительно эффективно может перенаправляться с одного крупного рынка на другой, в настоящий момент он не дает возможности арбитража между всеми рынками одновременно. Это следует из большого разброса цен на газ на разных рынках спотов или рынках немедленной поставки – от $2,6/тыс. куб. футов ($91/тыс. м3) в США и $8,5/тыс. куб. футов ($300/тыс. м3) в Европе до $17,5/тыс. куб. футов ($618/тыс. м3) в Азии. Отметим, что в США газ стоит в почти в 7 раз дешевле, чем в Азии, и в 3,3 раза дешевле, чем в Европе, в то время как цены европейского рынка более чем в 2,0 раза ниже, чем цены на СПГ в Азии.

В настоящее время существует два основных рынка СПГ, на которые в 2011 году приходилось 91% мирового объема потребления, – это Азия (62%) и Европа (29%). Потребление СПГ в Северной Америке 5%, Центральной и Южной Америке 3% и на Ближнем Востоке не более 1% (табл. 1).

 

Таблица 1. Торговые потоки СПГ в 2011 году, млрд м3 и %

Источник

Направление

Северная Америка

Южная Америка

Европа

Азия

Ближний Восток

Всего

Атлантический океан

7,7

6,8

43,3

15,2

0,1

73,1

Тихий океан

1,3

1,3

6,2

112

0,3

121,1

Ближний Восток

5,9

2,3

43,1

74,2

2,5

128,1

Всего

14,9

10,5

92,6

201,4

2,8

322,3

Источник
Атлантический океан

2%

2%

13%

5%

0%

23%

Тихий океан

0%

0%

2%

35%

0%

38%

Ближний Восток

2%

1%

13%

23%

1%

40%

Всего

5%

3%

29%

62%

1%

100%

Источник: Информационное агентство Блумберг, СМИ

 

И в будущем Европа и Азия останутся основными регионами потребления СПГ, но в увеличении спроса на СПГ основную роль будет играть азиатский, а не европейский регион, так как медленный рост экономики Европы и широкий выбор вариантов поставки газа по трубопроводам ограничивают естественный рост спроса на сжиженный газ. В целом европейский спрос на газ может вырасти, особенно если Германия осуществит свое намерение полностью отказаться от атомной энергетики после атомной катастрофы в Японии в марте 2011 года. Однако надо полагать, что по большей части это увеличение спроса будет удовлетворено за счет поставок газа по трубопроводам, преимущественно из России и Норвегии.

В Азии же есть много стран, экономика которых растет ускоренными темпами при ограниченных запасах газа. Эти страны отделены от потенциальных экспортеров расстояниями в тысячи морских миль, большей частью по воде. Тем не менее Европа сохранит принадлежащее ей сейчас второе место по потреблению СПГ, поглощая невостребованные объемы СПГ в те моменты, когда рынок затоварен в связи с сезонными или объективными факторами.

Спрос на СПГ в Южной Америке растет, но с незначительного стартового уровня, а темп этого роста прочно привязан к растущему спросу на импорт СПГ в Аргентине, несмотря на собственные значительные запасы газа.

Между тем Северная Америка из скромного потребителя СПГ превращается в крупного экспортера. Еще несколько лет назад большинство экспертов прогнозировали свыше $12/тыс. куб. футов ($425/тыс. м3), тогда как сейчас эта цена $2,6/тыс. куб. футов ($91/тыс. м3).

 

Производители СПГ

Сегодня в производстве СПГ лидирует Катар, который в 2011 году произвел 102 млрд м3, или 32% мирового объема СПГ. Преимущества Катара в торговле СПГ очевидны, поскольку эта страна не только владеет большими запасами газа, но и оптимально расположена между Азией и Европой, что дает ей возможность выбора между этими двумя основными рынками. В то время как Катар может маневрировать, три следующих за Катаром по величине экспортера СПГ – Малайзия, Индонезия и Австралия – в силу географического расположения ориентированы на азиатский рынок и не смогут существенно влиять на рынки Европы и Азии. Австралия (26 млрд м3, 8%) на сегодняшний день является четвертым по величине экспортером СПГ, следуя за Малайзией (33 млрд м3, 10%) и Индонезией (29 млрд м3, 9%), правда, она быстро наращивает свои мощности по производству СПГ, и можно полагать, что через 5-6 лет опередит Катар.

В свою очередь, Соединенные Штаты в среднесрочной перспективе могут стать самостоятельным крупным экспортером. Имеющиеся в стране терминалы по приему импортируемого СПГ суммарной мощностью 150 млрд м3 в данное время в основном простаивают и в текущие полтора-два года будут конверсируемы в терминалы по отгрузке СПГ на экспорт. Так, компания Cheniere Energy осуществляет установку мощностей по сжижению газа на своем заводе в Сабин Пасс, штат Луизиана, при этом планируется начать экспорт уже в конце 2015 года и приступить к экспорту СПГ на объектах компании в Техасе и поставлять его на азиатские рынки. Вопреки распространенным в середине последнего десятилетия ожиданиям, Северная Америка, вместо того чтобы поглощать значительные объемы СПГ, готовится выйти на мировой рынок СПГ в качестве экспортера мирового класса.

Избыток СПГ на мировом рынке наступил во втором полугодии 2008 года в связи с финансовым кризисом 2008 года и последовавшим падением спроса в Европе (-5,6%) и Азии (-3,3%), что повлекло к сокращению потребления 31 млрд м3 СПГ в пиковый период.

Но падение спроса было незначительным на фоне ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей в Катаре в начале 2009 года. В 2007 и 2008 годах Катар произвел 41 млрд м3 СПГ, в 2009 году – 51 млрд м3, в 2010 году – 77 млрд м3, а в 2011 году – уже 102 млрд м3. Эти 61 млрд м3 новой годовой мощности соответствуют увеличению производства Катара на 148% и увеличению мирового производства СПГ на 26% по сравнению с уровнем 2008 года.

Месячный объем производства СПГ в Катаре вырос от 3,5 млрд м3 в середине 2009 года до 6,3 млрд м3 во второй половине 2010 года и 8,6 млрд м3 в 2011 году, несмотря на то что производственные мощности по выпуску все еще не вышли на заданные проектами объемы. Приступая к строительству новых линий по сжижению газа в середине последнего десятилетия, Катар рассчитывал продавать большую часть этого СПГ в США, где в то время ожидался значительный дефицит газа в связи с продолжающимся снижением внутреннего предложения. Однако в период между началом и окончанием катарских проектов в США произошла революция сланцевого газа, и новые производственные линии запускались уже в отсутствие реальных покупателей, за исключением тех, кого можно было забрать у Норвегии и «Газпрома» в Европе.

Спрос в Азии недолго снижался, уверенный рост начался во второй половине 2009 года и с тех пор продолжается положительная динамика – 12% в 2010 году и 7,7% в 2011-м. Европейский спрос при этом восстановился незначительно. Притом что спрос вырос на 8% в 2010 году, это объясняется в основном за счет аномально холодной погоды. Аномально теплая погода свела на нет этот эффект в 2011 году, когда спрос упал на 9%.

Благодаря относительно большому объему европейского рынка газа, а также тому, что рынок США хотя и велик по объему, но сейчас затоварен и поэтому характеризуется низкими ценами. Начиная с 2008 года Европа стала играть роль основного потребителя дополнительных объемов СПГ. Учитывая, что наибольшая часть газа, поставляемого в Европу по трубопроводам, продается по долгосрочным контрактам с привязкой к ценам на нефть, продавцы избыточного СПГ знают, что они могут выставить свой газ на европейском рынке по цене значительно ниже цен норвежского и российского газа и при этом все же получить цену в несколько раз большую, чем цена американского рынка. Спрос на европейском рынке газа в 2009-2011 гг. (табл. 2).

 

Таблица 2. Структура предложения европейского рынка газа, млрд м3


2009

2010

2011

Местное производство

269

275

255

Россия*

127

133

141

СПГ

76

91

92

Все остальные источники**

53

61

25

Вего

525

561

512

Источник: МЭА, Информационное агентство Блумберг

* Данные МЭА не всегда соответствуют данным «Газпрома» из-за различий в определениях. По данным «Газпрома», экспорт в Европу в 2009-2011 гг. составил 140 млрд м3, 139 млрд м3 и 150 млрд м3 соответственно.

** В том числе трубопроводы Северной Африки и газ из хранилищ.

 

Сложившийся в данное время избыток СПГ носит временный характер. По экспертным оценкам, затоваренность будет ликвидирована к 2014 году за счет быстрорастущего спроса азиатских рынков. Приток СПГ на европейский рынок сократился после достижения максимального значения 9 млрд м3 в апреле 2011 года. В Азии спрос вырос на большинстве рынков, в том числе в Китае и Индии, где быстрый экономический рост и ограниченный или падающий объем добычи местного газа способствовал росту импорта; в Японии, где СПГ заменил утраченные атомные генерирующие мощности, и в Южной Корее, где быстрорастущая экономика вызвала рост импорта СПГ на 29% в 2010 году и еще на 15% в 2011 году (хотя возможно, что страна уже достигла своих пределов в импорте СПГ, и поэтому в 2013 году существенный рост закупок маловероятен).

 

Газовый рынок США

Газовый рынок США представляет собой остров, изолированный от остального, более интегрированного, мирового рынка газа. Не имея выхода на более дорогие газовые рынки Европы и Азии, растущее предложение сланцевого газа сбило цены на газ в США и Канаде до очень низких уровней, при этом аномально теплая погода в Северной Америке в прошлом году усугубила ситуацию. Цены на рынке упали с отметок более $13/тыс. куб. футов ($465/тыс. м3), где они находились еще в июне 2008 года, до менее чем $2/тыс. куб. футов ($70/тыс. м3) в марте 2012 года и лишь частично восстановились с наступлением летнего сезона, требующего использования кондиционеров.

Однако этот дисбаланс не останется навечно. Ряд американских фирм во главе с Cheniere Energy ведут работы по конверсии приемных терминалов СПГ в экспортные терминалы. Известно, что линии по сжижению газа являются самой дорогостоящей частью объектов по экспорту СПГ, тем не менее конверсия существующего приемного терминала СПГ в экспортный требует значительно меньше времени и меньше средств, чем строительство нового экспортного терминала с нуля.

К концу 2015 года первая очередь экспортного проекта Сабин Пасс компании Cheniere Energy будет налажена и пущена в эксплуатацию. Две линии по сжижению газа, входящие в первую очередь проекта, вместе стоят примерно $5 млрд, т.е. по меньшей мере на $2 млрд дешевле, чем большинство аналогичных объектов. Газ напрямую будет поступать к ним из расположенного поблизости торгового узла Хенри Хаб. Вторая очередь проекта предусматривает еще 9 млн тонн годовой мощности. Долгосрочные контракты на продукцию завода уже подписаны с британской компанией BG, испанской Gas Natural, корейской Korea Gas и индийской GAIL и покрывают 97% валовой производственной мощности обеих очередей проекта. В стадии планирования у Cheniere Energy находится проект конверсии приемного терминала в Корпус-Кристи в штате Техас в терминал по производству и экспорту СПГ, включающий три производственные линии суммарной годовой мощностью 13,5 млн тонн (18 млрд м3); другие компании, владеющие приемными терминалами СПГ, также рассматривают возможность реализации подобных проектов.

Отсюда следует, что, начав экспорт в конце 2015 года и быстро наращивая его объемы в последующие годы, США выйдут на мировой рынок СПГ в качестве крупного игрока, и цена американского газа начнет приходить в равновесие с ценами в Европе и Америке.

В результате наращивания мощностей по производству СПГ в Катаре и сланцевого газа в США возник дисбаланс мирового спроса и предложения в части танкерного флота, обслуживающего рынок СПГ, даже между двумя крупнейшими рынками СПГ. Следствие – существенное различие между ценами на газ в Азии в размере $17,5/тыс. куб. футов ($618/тыс. м3) и ценами в Европе на уровне $8,5/тыс. куб. футов ($300/тыс. м3) (табл. 3). Дефицит танкеров для СПГ не позволяет трейдерам заниматься выравниванием цен на европейском и азиатском газовых рынках. Это не означает, что трейдеры бездействуют – отдельные танкеры, груженные европейским СПГ, время от времени берут курс на Азию, но таких судов слишком мало для того, чтобы заметно повлиять на цены любого из этих рынков, и значительный разрыв в ценах сохраняется.

 

Таблица 3. Экономика торговли СПГ


В США

В Европу

В Японию

Цена на газ

$2,6

$8,5

$18,2

Транспортировка

($2,2)

($2,1)

($2,0)

Регазификация

($0,2)

($0,4)

($0,0)

Чистая цена за вычетом издержек

$0,1

$6,1

$16,2

Источник: МЭА, Информационное агентство Блумберг

 

Газовый флот

Дефицит танкеров возник по двум разным причинам. Во-первых, рост мощностей по производству СПГ в последние годы не был сбалансирован с ростом морского тоннажа, ибо большая часть дополнительных мощностей по сжижению газа появилась в 2009 году, когда Катар начал вводить в эксплуатацию свои новые установки, добавив приблизительно 2/3 к имеющимся в стране производственным мощностям, способствуя увеличению мирового объема производства СПГ в 2011 году на 31% в сравнении с 2009 годом. Морской тоннаж также нарастал, но медленнее, прибавив только 15% по дедвейту.

Во-вторых, по мере сокращения спроса в Северной Америке и его увеличения в Азии среднее расстояние перевозки существенно выросло. В 2009 году этот показатель составлял 4900 миль, но к 2011 году расстояние перевозки достигло 5400 миль, что, естественно, снизило провозную способность.

Как и в случае с нехваткой мощностей по сжижению газа в США, дефицит танкеров для перевозки СПГ является временным. В январе 2006 года находилось в эксплуатации 191 судно, в настоящее время работает более 360 единиц. Размещены заказы еще на 65 судов, однако большинство из них выйдут на рынок примерно к 2014 году.

 

Рис. 1. Торговые потоки СПГ в 2011 году

 

Сравнительно недавно на рынке СПГ наблюдался избыток судов данного типа. В 2009 году произошло временное падение спроса на СПГ, вызванное мировым финансовым кризисом, что привело к избытку танкерного флота, а фрахтовые ставки на танкеры СПГ упали до таких низких уровней, как $20 000 в сутки. Эта ситуация быстро изменилась с восстановлением спроса на СПГ в Азии, суточные ставки резко повысились, и сейчас они составляют порядка $160 000 в сутки.

В 2009 г. находилось в эксплуатации 312 судов, их общий тоннаж составлял 77 млн м3. Средний коэффициент использования ходового времени судов данного типа в этот период не превышал 78%.

В начале 2011 г. мировой газовозный флот составлял 360 единиц, численно рост превысил 12%, при этом средний дедвейт судна также увеличился на 4%. Вследствие увеличения расстояния транспортировки СПГ время кругового рейса повысилось.

Тем не менее фактический объем перевозок существенно увеличился за счет доведения коэффициента использования ходового времени за круговой рейс до 95% (рекордный результат). Побуждающими факторами являлись увеличение производства СПГ Катаром и спрос стран АТР.

Как уже отмечалось, затоваривание рынка СПГ и дефицит морского тоннажа послужили причиной для возникновения, казалось бы, парадоксальных ценовых различий. Тем не менее эти значительные различия носят временный характер, поскольку к 2014 году цены европейского и азиатского газовых рынков существенно сблизятся. К этому времени значительно увеличится танкерный флот, что позволит в полной мере осуществлять перевозки СПГ морем между рынками Европы и Азии.

Ценовой разрыв между газовыми рынками в Европе и Азии должен будет сократиться до уровня стоимости транспортировки с одного рынка на другой. Устранится давление на европейский газовый рынок, так как в регион будет поставляться меньше СПГ, и Россия с Норвегией смогут сохранить свою долю рынка.

Однако благоприятный период для поставщиков трубопроводного газа может оказаться непродолжительным, ибо в конце 2015 года США выйдут на рынок, запустив первую очередь терминала по сжижению газа компании Cheniere в Сабин Пасс. Это произойдет почти одновременно с выходом на рынок продукции многочисленных австралийских проектов. Хотя, по всей вероятности, их продукция на 80-90% будет распределена по долгосрочным контрактам, суммарный объем предложения существенно вырастет и потенциально может опередить по темпам роста спрос на СПГ.

Тем не менее дефицит природного газа в Европе и Азии сохранится, поскольку местное производство по-прежнему будет отставать от местного спроса и для заполнения этого разрыва будет необходим импорт. До тех пор пока будет продолжаться рост спроса на газ, а такой рост, учитывая быстрое развитие экономик стран Азии и повышение экологических стандартов в Европе, будет повышаться, долгосрочные контракты останутся для поддержания инвестиций в новые дорогостоящие крупные проекты строительства газовой инфраструктуры, включая трубопроводы и терминалы по производству СПГ.

 

Образование цены

Можно полагать, что благодаря возможности поставлять СПГ на все основные рынки структура ценообразования и контрактов в целом будет развиваться так, чтобы сохранить экономическую целесообразность строительства новых мощностей для экспорта СПГ. Это, конечно, огромные инвестиции. Для того чтобы предприятие по производству СПГ было выгодным, оно должно включать по меньшей мере две линии по сжижению газа, что в сегодняшних условиях требует инвестиций в размере от $7 млрд до $10 млрд. По экспертной оценке, немногие инвесторы, если таковые найдутся вообще, захотят вкладывать столь крупные суммы с тем, чтобы начать продажи на рынке через 4-5 лет после начала строительства. Новые проекты потребуют заключения долгосрочных контрактов с указанием цен и объемов, которые дадут производителям шансы получить окупаемый доход на вложенные средства.

Это не означает, однако, что исторически сложившиеся контракты, привязанные к цене на нефть, должны оставаться стандартом для отрасли. Хотя можно полагать, что в ближайшие годы привязка к цене на нефть в контрактах сохранит доминирующую роль по инерции, ведь и покупатели, и производители хорошо знакомы с этим механизмом. Не исключено, что условия контрактов переживут серьезную эволюцию и, кроме того, появятся новые условия ценообразования. В будущем наиболее вероятны следующие изменения:

-         все более широкое применение в контрактах так называемых S-образных кривых, которые, сохраняя привязку цен на газ к ценам на нефть, замедляют рост цен на газ после того, как цены на нефть преодолеют определенный порог (порядка $88/барр.);

-         контракты, обеспечивающие доход на инвестиции в создание судов-газовозов, но при этом совсем не привязанные к ценам на нефть.

Следует отметить, что подобные контракты уже начали подписываться в США, где Cheniere Energy заключила долгосрочные контракты на поставку СПГ, в которых фиксированные расценки устанавливались только на мощности по производству СПГ будущего экспортного терминала в Сабин Пасс. Покупатели, обеспечив эти мощности, затем должны покупать газ в близлежащем Хенри Хаб (главном центре газовой торговли в США), организовывать его доставку на завод СПГ и отправку СПГ с этого завода на мировые рынки. Стоимость сжижения газа по этим контрактам составляет $2,25-$3,00/тыс. куб. футов ($79-$106/тыс. м3). Сюда нужно добавить стоимость газа, закупаемого в Henry Hub, включая дополнительные 15% объема газа на покрытие потерь (естественная убыль), а также стоимость транспортировки. Стоимость транспортировки, как мы уже говорили, сейчас весьма высока, однако, по нашим оценкам, должна снизиться вдвое или больше после того, как в 2014 году на рынок поступит новое пополнение танкерного флота. Если предположить, что цены в Хенри Хаб вернутся к $4/тыс. куб. футов, то цены газовых рынков в Европе и Азии должны составлять минимум $8,1/тыс. куб. футов и $9,6/тыс. куб. футов соответственно ($285/тыс. м3 и $338/тыс. м3) для того, чтобы такая торговля была выгодной и газ экспортировался из США.

Однако это не означает, что цены в Азии и Европе достигнут этих уровней, так как:

-         невозможно рассчитывать на то, что США будут играть роль маржинального производителя на этих двух рынках – эту роль, скорее, будут играть другие производители с более высокой стоимостью производства;

-         кроме того, газ начнет активно вывозиться из США, на американском рынке появится тенденция к росту цен.

В любом случае, будь то привязка контрактных цен на газ к ценам на нефть, или заключение контрактов только на мощности по сжижению газа (что может быть явлением, характерным исключительно для Соединенных Штатов), или же какой-либо другой механизм, который стороны сочтут адекватным, но эти контракты должны будут обеспечивать достаточный доход на очень крупные инвестиции в производство СПГ, а это означает, что цены на газ как в Азии, так и в Европе – крупнейших потребителях СПГ – будут иметь тенденцию оставаться на высоких уровнях по сравнению с ценами в регионах-производителях, особенно в США.

В то время как цены долгосрочных контрактов хорошо подходят для того, чтобы обеспечить базовый объем поставок газа и исключить проблему с перебоями в поставках, так как позволяют преодолеть определенный риск, связанный с очень дорогостоящими и долгосрочными проектами строительства мощностей, они вовсе не столь убедительны для окончательного уравновешивания спроса и предложения. С этой задачей лучше справляются рынки, особенно в периоды избыточного предложения. Цены на сырьевых рынках, однако, могут быть весьма волатильными, имея обыкновение резко расти при относительном дефиците и падать при затоваренности. Это особенно верно для газовых рынков, поскольку существует большая разница между стоимостью полного цикла разработки газовых месторождений и себестоимостью добычи газа из существующей скважины.

Из опыта известно, что, когда предложение намного превышает спрос, «невидимая рука рынка» начинает ограничивать предложение и поощрять потребление. Однако в связи с инфраструктурными ограничениями прирост потребления, вызванный низкими ценами, обычно сводится к следующему:

-         загрузка мощностей на предприятиях, уже использующих газ, приближается к 100%;

-         когда относительно ограниченное число предприятий, которые имеют возможность выбора между альтернативными видами топлива, переходит на газ, это скоротечное повышение спроса оказывается исчерпанным. Кроме того, спрос на газ в значительной степени определяется погодными условиями, так как это топливо используется как напрямую для обогрева, так и косвенно для обогрева и охлаждения благодаря его использованию в производстве электроэнергии, а потребление электроэнергии, в свою очередь, тесно связано с потребностями в отоплении и охлаждении.

Поэтому, когда предложение значительно превышает спрос, а кратковременный рост спроса, стимулированный низкими ценами, полностью исчерпан, цены на рынке должны снижаться до того момента, пока производственные мощности не начнут останавливаться и рынок снова не будет сбалансирован. Это означает, что в конечном итоге цены устанавливаются на уровне затрат предельного производителя на производство и поставку газа на рынок. Эти затраты в краткосрочном периоде могут быть очень невысокими, так как себестоимость добычи газа в период, когда скважины пробурены и инфраструктура установлена, является минимальной, поэтому большая часть затрат на производство газа и его доставку потребителю приходится на последнюю часть уравнения – транспортировку.

С другой стороны, в условиях ограниченного предложения газа цены рынка могут значительно превышать даже стоимость замещения газа при полном цикле добычи. В этой ситуации, обратной к ситуации затоваренности рынка, по мере того как рост спроса опережает рост производства, цены растут, способствуя запуску законсервированных мощностей и распродаже запасов. Однако, после того как эти факторы будут исчерпаны, рост цен, как правило, продолжается. В конечном итоге цена рынка определяется возможностями маржинального потребителя и его готовностью платить за газ, а не себестоимостью производства маржинального производителя.

Данная ситуация имеет место сегодня на крупнейших газовых рынках мира, ибо в США, с их очень перенасыщенным газовым рынком, цены на газ недавно опустились ниже $2/тыс. куб. футов ($70/тыс. м3), хотя в последнее время положение существенно восстановилось и цены достигли уровня $2,5/тыс. куб. футов ($88/тыс. м3), тем не менее это ниже средней цены за последние десять лет $5,4/тыс. куб. футов ($191/тыс. м3).

Эти цены не продержатся вечно. Уже сейчас бурильные установки активно перемещаются с газовых месторождений на месторождения жидких углеводородов. В этой отрасли в настоящее время происходит революция, основанная на той же самой технологии, которая сначала вызвала революцию в газовой добыче. Прогнозируется рост цен, пока не будет достигнуто новое рыночное равновесие между спросом и предложением. Рост предложения замедлится и в скором времени может даже стать отрицательным (равновесие сложно прогнозировать в связи с быстрым развитием добывающих технологий, сопровождающихся снижением затрат, а также смещением бурильных установок в место добычи жидких углеводородов, где бурение скважин является экономически целесообразным ввиду высоких цен на нефть, вместе с тем эти скважины дают и большие объемы газа).

 

Бум по-американски

Североамериканский газовый рынок является гиперконкурентным, а газовые рынки Азии и Европы – только конкурентными по ряду специфических причин.

Прежде всего главной отличительной особенностью рынка США являются его низкие входные барьеры. Перенасыщенный экспортный газовый рынок североамериканского региона обладает хорошо развитой газосборной и транспортной системой, и маржинальная газовая скважина на этом рынке – это, скорее всего, скважина на месторождении сланцевого газа, которая в зависимости от месторождения требует инвестиций всего лишь от $3 млн до самое большее – $10 млн. Относительно новый фактор в Северной Америке – это начало бума добычи сланцевой нефти. Сегодня, на волне высоких цен на нефть, в нефтедобывающей отрасли Северной Америки происходит революция, вызванная применением горизонтального бурения и многоступенчатого разрыва пласта в нефтяном окне сланцевых формаций – точно так же, как в прошедшем десятилетии эти методы произвели революцию в добыче газа. Учитывая, что экономическая целесообразность скважины в Баккен Шейл в Северной Дакоте или Игл Форд в Южном Техасе довольно часто полностью достигается уже за счет добычи жидких углеводородов на этих скважинах при высоких мировых ценах на нефть, инвестиционное решение о бурении скважины часто принимается вне зависимости от ожиданий добывающей компании в отношении цен на газ. Хотя нефтяная скважина сланцевого месторождения будет производить значительно меньше газа, чем газовая скважина, именуемая газовым месторождением, но суммарный объем добычи газа все же велик, и, учитывая бум добычи сланцевой нефти, добыча газа в этом сегменте растет, несмотря на низкие цены на газ.

В этом случае долгосрочные контракты при добыче сланцевого газа не нужны, поскольку высокий начальный дебит скважин и их быстрое истощение означают, что пик добычи на скважине приходится на первые несколько лет ее жизни, поэтому его с должной эффективностью используют на региональном сырьевом рынке.

С другой стороны, барьеры для входа на рынок СПГ или рынок трубопроводных поставок на дальние расстояния высоки в основном из-за капвложений в транспортировку. Это означает, что маржинальный проект на рынке СПГ или на рынке международных трубопроводных поставок требует миллиардных вложений в долларах США. Практически проект СПГ стоит по меньшей мере $4 млрд, а часто и $7-10 млрд, и это только стоимость линий по сжижению газа, притом что разработка газового месторождения требует существенных дополнительных затрат. Трубопроводные проекты также характеризуются большой капиталоемкостью. Достаточно сказать, что стоимость одного только морского участка российского трубопровода «Северный поток» оценивается в 7,4 млрд евро ($9,6 млрд). Стоимость давно планируемого газопровода «Набукко», по которому газ должен поступать из Средней Азии в Европу, оценивается от 12 млрд до 15 млрд евро.

Иными словами, притом что значительные объемы добычи газа относительно близки к объемам спроса, а транспортная инфраструктура уже в основном установлена, США могут снабжаться за счет полностью конкурентного рынка, но даже при этом должны быть готовы мириться с сильной волатильностью.

Кроме того, этой волатильностью можно управлять за счет существования хорошо развитых и высоколиквидных рынков фьючерсов, которые могут позволить как производителям, так и потребителям хеджировать ценовой риск, т.е. частично играть роль долгосрочных контрактов на европейском и азиатском рынках.

 

Заключение

Можно утверждать, что по сравнению с нефтью стоимость транспортировки газа велика в сопоставлении со стоимостью его добычи и, поскольку производители и поставщики в США находятся относительно недалеко друг от друга, задача транспортировки может решаться практически исключительно за счет дешевых газопроводов.

 

Морские вести России №16 (2012)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...