Скупой платит дважды

Таможня
Скупой платит дважды

Чему может научиться Россия в организации системы внешнеэкономической деятельности у высокоразвитых стран мира?

Александр Чуев, президент ЭАЦ «Модернизация»

 

Опыт Финляндии

На ряде последних международных форумов, посвященных проблемам ВЭД, постановка и организация таможенного дела в Финляндии были отмечены как образцовая. Финляндия является нашим ближайшим западным соседом, и через нее проходит значительная доля российского внешнеторгового товарооборота (включая, например, поставки из Китая). Для Финляндии РФ является третьим по важности партнером по доле в финском экспорте, а по общему обороту внешней торговли Россия также вышла на третье место (вслед за Германией и Швецией). Численность населения Финляндии (2012 г.) – 5 408 917 человек.

 

Финская таможня выступает в качестве особого подразделения государственной налоговой службы

Важность таможенного регулирования для Финляндии определяется тем, что таможня обеспечивает примерно треть доходов государственного бюджета. При этом из более 9 млрд евро общих доходов, собираемых органами таможни, более 3 млрд евро составляет НДС, примерно 4,5 млрд евро – акцизы (из них более половины – акциз на бензин и примерно треть – акцизы на табак и алкогольные напитки) и 1,2 млрд евро – налог на автомобили. Персонал финской таможни составляет 2,5 тыс. человек (из них примерно 400 работают в центральном офисе), общий бюджет расходов (в год) – 130 млн евро.

Из этих цифр мы можем сделать два вывода: первый – что собственно таможенные пошлины занимают крайне незначительную долю в общих доходах таможни и что финская таможня фактически выступает в роли особого подразделения государственной налоговой службы.

И второй вывод – что деятельность таможни в фискальном и контрольно-надзорном плане фактически никак не затрагивает ни финский производительный бизнес, ни транспортно-транзитные организации, поскольку фактически все бремя обязательных платежей финской таможне несут либо потребители, либо поставщики иностранных товаров.

В целом в отношении направлений и организации деятельности таможни Финляндия строго следует правилам, установленным ЕС, и принципам, разработанным Международной таможенной организацией (МТО). В общей же политике регулирования внешнеэкономической деятельности Финляндия руководствуется целями и задачами, определенными Доха-раундом Всемирной торговой организации (ВТО).

 

Ворота ЕС в Россию

В своем международном качестве финская таможня определяется как уполномоченный оператор единого пространства ЕС и как центральное звено в обеспечении торговых связей между ЕС и Россией.

 Как уже отмечалось, по условиям созданного в ЕС Таможенного союза во всех странах – членах ЕС должны действовать единые правила применения таможенного законодательства и таможенных тарифов. В частности, в ЕС в 2005 г. принята Единая товарная номенклатура, которая регулярно пересматривается в сторону обобщения и упрощения. Финляндия фактически полностью перешла на эту обобщенную номенклатуру и участвует в работе по ее дальнейшему упрощению в рамках совета «Еврокастомз» (при этом следует отметить, что Единая товарная номенклатура ЕС создавалась параллельно и в полном соответствии с Гармонизированной номенклатурой ВТО, введенной в действие с 1 января 2007 года).

В ЕС также создана система «Тарик», формирующая единую базу статистической отчетности по контролируемому таможнями обороту грузов и товаров. Ее важность заключается в том, что для целей НДС предприятия должны вести свою отчетность по торговым операциям по трем отдельным блокам: внутринациональный оборот, торговые обороты со странами ЕС, торговля со странами вне зоны ЕС. Для Финляндии доля торговли со странами в таможенной зоне ЕС составляет примерно 60% ее общего внешнеторгового оборота.

Для нормализации налогообложения импорта автомобилей в Финляндии реализована программа AUVO, в рамках которой созданы система учета объектов обложения MOVE и система оценки объектов обложения MAXTI.

Действующие сейчас в Финляндии правила применения таможенных тарифов и реализации таможенных процедур основаны на нормах ведения «Тарика» и согласованы с требованиями этой системы. То же самое относится и к поэтапно вводимой интегрированной электронной системе таможенной очистки грузов ITU.

Одновременно с ускорением и упрощением процедур таможенной очистки грузов таможня развивает практику последующего контроля – аудита отчетности компаний на предмет соблюдения ими правил таможенного регулирования и налогового учета. В середине 2000-х годов примерно 300 компаниям были направлены анкеты с вопросами о приемлемости и уместности для них порядка проведения последующего контроля, и подавляющее большинство из них выразили полное удовлетворение ходом и результатами таких проверок.

В этот же период в соответствии с регламентом ЕС по вопросам безопасности в портах проводилась модернизация системы допуска судов к швартовке и разгрузке – реализация программы PortNet (включая такие проекты, как Termis, и другие). В частности, устранены неоправданные задержки судов за счет внедрения порядка предварительного информирования таможни о перевозимых грузах (еще до прихода судна в порт).

 

Регистр «добросовестных налогоплательщиков»

Следует отметить, что важное место в работе таможни занимает обеспечение и сбор налоговых платежей. Этим занимается специализированный отдел, который с 2005 года переведен из Административного департамента в Налоговый департамент.

При этом большое значение в этой работе имеет режим финансового гарантирования налоговых платежей, введенный еще на первом этапе внедрения системы ITU. С точки зрения налоговых рисков финская таможня подразделяет своих клиентов на пять категорий (от А до Е). При этом в зависимости от присвоенной категории размер финансовой (банковской) гарантии для компании-налогоплательщика может составлять от 10 до 100% суммы полагающегося с них налога. Для этих целей таможня ведет регистр «добросовестных налогоплательщиков», в который включено примерно 1800 компаний.

 

Безопасность

С 1 июля 2005 года в Финляндии введена также Международная система кодов безопасности (The International Ship and Port Faculty Secutity Code – ISPS), обеспечивающая безопасность перевозки грузов между морскими портами развитых стран.

Из мер, касающихся технического переоснащения таможенных органов и улучшения их взаимодействия с таможенными органами других стран, можно отметить использование системы GSP для контроля страны происхождения товара (поскольку таможня все еще контролирует обороты грузов и товаров во внутренней торговле ЕС – для учетно-статистических целей).

С точки зрения реализации технического (материального) контроля в деятельности таможенных органов следует отметить выявление попыток нелегальных поставок спиртных напитков (в основном из Германии, включая крупные партии продукции вьетнамского происхождения, и России), табачных изделий (в основном из России и Эстонии, крупные партии товара китайского производства были также отмечены транзитом из Германии и Нидерландов) и наркотиков (организованными преступными группами из Эстонии и также через Россию). В этой сфере следует отметить заключенное ЕС соглашение с компанией «Филип Морис» о совместных действиях в борьбе против контрабанды табачных изделий. В отношении незаконного ввоза алкоголя положительное воздействие оказали снижение акцизного налога, отмена квотирования (ограничений) в отношении количества спиртного, ввозимого пассажирами из стран – членов ЕС, и вступление в ЕС Эстонии.

В отношении оборота наркотических средств таможенные органы выделяют опасность распространения технологий лабораторного изготовления наркосодержащих препаратов, которые могут изготавливаться из веществ, находящихся в свободном коммерческом обращении. В связи с этим рассматривается возможность разработки перечня таких веществ и введения контроля за их межстрановым перемещением. Недавно такой перечень Комиссией ЕС уже был составлен, но он включает только 23 наименования, тогда как реально для целей изготовления наркотических препаратов может использоваться несколько сотен видов химикатов.

При этом успехи в налаживании таможенного контроля за ввозом наркосодержащих веществ и препаратов для их изготовления не успокаивают, поскольку одновременно развивается практика торговли по Интернету и организации поставок с помощью международных почтовых отправлений. Таблетки или ампулы при этом могут сопровождаться ложными сертификатами или просто маскироваться среди других вложений посылки. С бурным ростом торговли по Интернету такие отправления становятся реальной угрозой, не говоря уже вообще о резком росте налоговых рисков для государства в связи с этой торговлей.

 

Особый контроль за продукцией из Китая

В отношении оборота контрафактной продукции финская таможня выделяет поставки товаров из Китая и других стран Дальнего Востока и ЮВА. Такие товары включают аудио- и видеопродукцию, компьютерные игры, текстиль, изделия высокой моды, детские игрушки и т.д. Общий мировой оборот контрафактной продукции, по оценке «Глобал Анти-Каунтерфейтинг Груп», составляет не менее $250 млрд при потере налоговых доходов для государств в сумме примерно $30 млрд. Финская таможня выявляет в год до 700-800 тыс. отправлений контрафактной продукции общей стоимостью, достигающей десятков миллионов долларов США.

В сфере экономической преступности таможня выделяет представление ложных сведений в таможенных документах и попытки необоснованного возмещения НДС. Всего в год выявляется до тысячи таких правонарушений, из них серьезных – примерно 6-7%. Из основных фигурантов таких правонарушений примерно половина российские граждане. Всего в год в результате расследования таких правонарушений в доход государства поступает 2-3 млн евро.

В целях противодействия экономической преступности таможня заключает так называемые MOU-соглашения – соглашения о взаимодействии с портовыми компаниями, с компаниями экспресс-почты, с пароходствами и т.д. Всего таких соглашений заключено уже более 20, и для информационного их обеспечения создана специальная система сбора и анализа информации MOUNET.

Для усиления борьбы с преступностью принимаются меры по обеспечению взаимодействия органов таможни с полицией и пограничной охраной. В частности, этими организациями создан совместный Информационно-расследовательный центр, имеющий также свои региональные филиалы.

В техническом плане усилия таможни по этому направлению поддерживает система LIPRE, позволяющая в автоматическом режиме считывать и контролировать автомобильные номерные знаки и коды контейнеров, а также производить взвешивание и просвечивание грузов и транспортных средств, выявлять источники радиации и т.д.

Финляндия также участвует в совместных мероприятиях с другими странами в предотвращении конкретных видов нарушений: в двух общих для ЕС проектах «Меркурий-2» (перевозки синтетических наркотиков средствами почты и с курьерами) и «Толедо-2» (перевозки кокаина воздушным транспортом), «Манифест» – совместно с ФРГ, «ПТН-Балкан» – со странами Балтии, проект МТО «Крокодил» – о контрабанде сигарет из стран Азии в Европу и других.

С Россией были реализованы проекты «Локомотив» – против нарушений таможенных правил на железной дороге и «Карьяла-2» – в целях выявления фактов перевозки товаров по двойным транспортным документам. Кроме того, для ускорения оборота грузов на границе с Россией внедряется проект «зеленого коридора», основанный на заблаговременном направлении информации о грузах. По условиям этого проекта определенные финские компании-экспортеры направляют данные о поставке в XML-формате через финскую таможню в соответствующий пункт российской таможни, что позволяет последней заблаговременно подготовиться к приему транспортного средства. Первоначально в проекте приняли участие примерно 10 финских компаний, затем о своем интересе заявили еще несколько крупных компаний.

С таможенными и правоохранительными органами РФ также развивается сотрудничество по борьбе с преступностью, в частности выявлено несколько преступных группировок, действующих в сфере российско-финской торговли, конфисковано задействованной в этих операциях продукции на десятки миллионов евро, организованы каналы оперативного (и безопасного) обмена информацией между таможенными органами обеих стран. В то же время работа по этим направлениям осложняется тем обстоятельством, что, как было обнаружено, значительная часть транзитных (через Финляндию) перевозок между РФ и Западной Европой осуществляется таможенными брокерами, контролируемыми известными российскими преступными группировками.

Таможня также осуществляет контроль ввозимой продукции в защиту потребителей: в год проводится примерно 607 тысяч таких проверок, из которых примерно в 10% случаев выявляются нарушения санитарных, биологических и иных норм и стандартов. Среди наиболее проблемных – различного рода приправы и пищевые добавки, а также детские игрушки китайского производства. Большей частью нарушений является несоответствие изделий и продуктов прилагаемым спецификациям. Кроме того, в металлической посуде выявлено опасное превышение содержания хрома и никеля, а в керамических изделиях – свинца и кадмия.

 

Разрешено пользоваться автомобилями до момента их таможенной очистки

В сфере ведения таможни также необходимо отметить случаи проблемного характера в отношениях с ЕС.

Так, при принятии первоначальных решений об определении налоговой территории ЕС для целей применения НДС Финляндия резервировала для себя исключение из этой территории Аландских островов. Такое исключение дает возможность торговать спиртными напитками и табачными изделиями на судах, заходящих в порты Аландских островов, без взимания налогов. Судовые компании, как аргументирует Финляндия, на этом основании имеют возможность поддерживать цены на билеты на такие рейсы, особенно включая рейсы паромов на линии Хельсинки – Стокгольм с обязательным заходом на «безналоговые» Аландские острова, на приемлемо низком уровне. Однако Комиссия ЕС с тех пор предпринимает постоянные попытки отменить эту льготу, но Финляндия (при поддержке Швеции) пока успешно противостоит этим требованиям. При этом в последние годы эту «богатую жилу» начинают также активно разрабатывать эстонские паромы (Эстония вошла в ЕС с 1 мая 2004 года).

Обе страны также упорно защищают действующую в них систему государственной монополии на торговлю спиртными напитками (соответственно не допускающую к такого рода торговле предпринимателей из других стран ЕС), что власти ЕС категорически не принимают, ссылаясь на принципы «свободы торговли». Страны-«монополисты» в ответ на такие претензии заявляют, что «свободному предпринимательству» уже открыт свободный доступ к торговле спиртными напитками – через открытие баров и ресторанов в системе общественного питания.

Другой исход получил спор Финляндии с ЕС в отношении налогообложения автомобилей, предоставляемых иностранными компаниями работникам (представителей), постоянно работающих на территории Финляндии. Финская таможня требовала уплаты налога при ввозе этих автомобилей на территорию Финляндии, аргументируя это тем, что для их пользователя нет разницы, получать ли такой автомобиль в составе его «социального пакета» или приобрести его в свою собственность. ЕС со своей стороны аргументировал обратное, ссылаясь на принцип «свободы движения людей и товаров» по всей территории ЕС, и указывал, что данные автомобили уже облагаются налогами в стране своей постоянной регистрации (как транспортного средства), т.е. в стране компании-работодателя.

В конечном счете спор дошел до суда сообщества, который принял решение не в пользу Финляндии.

В частности, при взимании налога на ввоз автомобилей покупателю (импортеру) предоставляется разрешение на свободное пользование автомобилем еще до момента его «таможенной очистки» (начисление и уплата налога и регистрация автомобиля) на срок не более трех месяцев.

 

Опыт Великобритании

В этой стране действует единая Служба налогов и таможенных пошлин – СНП (Her Majesty Revenue and Customs – HMRS).

Согласно закону о СНП, принятому в 2005 году, СНП представляет собой «не-министерский департамент, формируемый комиссионерами СНП».

3 ноября 2008 года СНП выпустила документ («Видение»), в котором она определила свою позицию относительно целей и задач своей деятельности. Общее «видение» роли СНП определено как «закрывать налоговые бреши, делать налоговую систему для «наших потребителей» максимально простой и доступной и выполнять эти функции в качестве высокопрофессиональной и эффективной организации».

Далее СНП определяет цели своей деятельности:

-         «поставлять финансовые средства для общественных служб Великобритании;

-         помогать гражданам средствами целевой финансовой помощи».

Как же СНП видит средства и методы исполнения ею своих функций? В этом же документе на этот счет содержится следующее:

-         «Мы понимаем наших потребителей и их нужды.

-         Мы стараемся помогать нашим потребителям поступать правильно и делать правильные вещи.

-         Мы верим, что наши потребители – честные люди, и мы относимся к ним с уважением.

-         Мы привержены к тому, чтобы помогать, кто нуждается в нашей помощи, и мы непреклонны в том, чтобы преследовать тех, кто уклоняется от налогов и старается нарушить правила.

-         Мы признаем, что у нас привилегия в доступе к частной информации о гражданах, и мы обязуемся защищать ее конфиденциальность.

-         Мы действуем профессионально и с полной ответственностью.

-         Мы хорошо выполняем свою работу и мы горды нашим сотрудничеством с нашими коллегами.

-         Мы развиваем наши средства и наши способности, чтобы делать нашу работу лучше.

-         Мы стремимся постоянно совершенствовать нашу работу».

 

Сокращение чиновников по-английски

Сейчас реализуется специальная программа повышения эффективности деятельности СНП, согласно которой в период с 2010 по 2015 год предполагается снизить общие затраты на содержание СНП на 25% (в том числе административные расходы на 33%). Но при этом в этот же период будет выделено 900 млн ф. ст. на борьбу против уклонения от налогов, и в связи с этим штатное расписание Департамента расследования и взыскания налогов будет увеличено на 2,5 тыс. рабочих мест. За счет этих мер предполагается уменьшить потери от уклонения от налогов в 2014-2015 гг. на 9 млрд ф. ст. и ущерб от злоупотреблений налоговыми льготами и кредитами – на 2 млрд ф. ст.

В сфере косвенных налогов СНП имеет в своем ведении НДС, акцизы и таможенные пошлины. Таможенные пошлины не применяются в отношении торговли между странами ЕС, однако по действующим правилам (например, для отчетности по НДС) фирмы должны вести отдельный учет своих операций по экспорту и импорту в страны ЕС. В действующем таможенном тарифе Великобритании около 14 тыс. наименований товаров. По каждому из них установлена ставка тарифа. Тарифы также могут различаться по стране происхождения товара. Обычно тарифы составляют 5- 9% от стоимости товара, но есть товарные позиции, по которым ставка тарифа может составлять 85%. В отношении ряда товаров, перевозимых в багаже пассажиров или пересылаемых по почте, действуют нормативы беспошлинного ввоза. Аналогичная льгота безналогового ввоза существует и в отношении НДС.

Сбором акцизов и таможенных пошлин занимаются специализированные инспекции СНП (таможенно-акцизные офисы). Всего их насчитывается 30, практически все они расположены в портах.

Общим для всех предприятий и фирм является требование вести учет, составлять отчетность и быть готовым представлять свои счета для проверки инспекторами СНП.

 

Порядок упрощения таможенных процедур

Сейчас в Великобритании действует специальный «Порядок упрощенных таможенных процедур» (CFSP), который введен в действие распоряжением 760 (от апреля 2012 г.). Он базируется на положениях Таможенного кодекса ЕС (Регуляция Совета ЕС 2913/92, статья 76) и Регулирующих правил ЕС (Регуляция Комиссии ЕС 2454/93, статьи 253-278).

Этот порядок распространяется на большинство товаров, ввозимых в Великобританию из стран, не входящих в ЕС, и включает в себя следующее:

-         порядок и условия доступа к нему;

-         порядок пользования им;

-         электронное декларирование;

-         меры и средства контроля (проверки).

Порядок CFSP предусматривает, что наряду с применением так называемой упрощенной пограничной декларации (Simplified Frontier Declaration – SFD), включающей самый минимум информации, на основании которой товар может быть немедленно пропущен через границу и перевезен на склад импортера (в режиме «временного хранения»), на котором уже и проводится его окончательная «таможенная очистка», импортер может выбрать процедуру упрощенной (таможенной) декларации (Simplified Declaration Procedure – SDP), на основании которой товар может быть немедленно выпущен «в свободное обращение».

При этом установлены следующие условия допуска к режиму SDP:

-         не менее трех лет финансовой стабильности (безубыточности) в деятельности фирмы;

-         отсутствие прошлых нарушений в отношении декларирования уплаты акцизов, НДС, таможенных пошлин;

-         выполнение всех условий регистрации «экономического оператора»;

-         регулярное извещение СНП обо всех изменениях в статусе фирмы;

-         правильное ведение учета и сохранение всей отчетности за последние четыре года;

-         сохранение всех таможенных деклараций за последние четыре года;

-         обеспечение допуска для инспекторов СНП в помещения фирмы для проведения проверок ведения учета и отчетности.

Великобритания также является участницей единой компьютеризированной системы ЕС по контролю за движением подакцизных товаров (EMCS). Эта система создана и введена в действие с 1 января 2011 года на основании Директивы Совета ЕС № 2008/118/ЕЕС. Эта система охватывает все движение подакцизных товаров по территории ЕС, в отношении которых действует отсрочка или не выполнена уплата соответствующих налогов или пошлин. Всего этой системой охвачены более 150 тысяч торговых предприятий в 27 странах ЕС. Такая система, с одной стороны, позволяет налоговым органам контролировать движение товаров, в отношении которых остается задолженность по налогам, а с другой стороны позволяет этим товарам двигаться в торговой сети до предоставления их к продаже конечному потребителю, поддерживая полную информированность как налогового органа, так и держателя этого товара относительно висящей на нем задолженности по налогам.

 

Опыт США

В США таможенные пошлины давно потеряли какое-либо фискальное значение, но они остаются средством политического или экономического давления на страны-партнеры (например, посредством введения особых антидемпинговых пошлин). Управляет таможенными пошлинами Комиссия США по международной торговле.

США заключили соглашения о свободе торговле с Канадой и Мексикой. Некоторым странам также предоставлен режим освобождения от таможенных пошлин. Среди этих стран Афганистан, Камбоджа и Сьерра-Леоне.

 

Таможня – инструмент защиты американского бизнеса

В 1993 году в США принят закон о модернизации управления таможенным регулированием. Согласно этому закону вся ответственность за нарушения правил ввоза товаров и соблюдения таможенных процедур возлагается на импортера; в случае нарушений он платит все штрафы, несет все санкции и рискует также полной конфискацией товара.

Вообще США в своих отношениях с другими странами всегда занимают чрезвычайно прагматичную позицию – и почти всегда эта позиция наилучшим образом соответствует интересам американского бизнеса. И можно привести пример, когда США сознательно пошли на «сиюминутную» жертву своим государственным (материальным) интересам, но в обмен на выигрыш как государства, так и частного бизнеса – хотя и уже в более отдаленной перспективе.

С появлением возможностей широких радиоперехватов, формирования сети спутников-шпионов и внедрения новых средств обработки информации очередной американский президент заметил, что информационные отчеты ЦРУ о СССР стали необычайно полными, конкретными и глубокими. И он задал простой вопрос: а могут ли Советы такими же средствами получать аналогичную информацию уже и о США. Ему объяснили, что для Советов делать это намного легче, поскольку «в нашей стране, в отличие от Советов, преобладает частный бизнес, а частному бизнесу всегда ближе интересы своей прибыли, а не государственной безопасности» и «что в Америке невозможно ограничить оборот информации хоть как-нибудь близко к тому, как это осуществляется в СССР».

И тогда американский президент принял простое решение: устранить секретность и в государственном аппарате, и в связанных с государством частных корпорациях везде, где есть вероятность, что эти секреты могут быть вскрыты иными, чисто техническими средствами и методами. И это решение было выполнено, несмотря на горячие протесты «компетентных органов». Фактически же в результате этого решения в США разово удалось сократить сферы и объемы «засекреченности» более чем на 90%, с соответствующим облегчением жизни для бизнесменов и вообще рядовых жителей Америки.

 

Новый информационный колониализм

Заметим, что в этом потоке «рассекречивания» широкой публике, в частности, был открыт и доступ к технологии Интернета (фактически некоторое время только для ученых, работающих по правительственным заказам, но вскоре стало вполне ясно, что ученые, как с ними всегда и как это бывало везде, с требованием конфиденциальности совсем «не дружат»).

И американские политики также скоро определили, что на основе этой информационной «открытости» они могут проводить политику нового, информационного колониализма в образцово совершенном сочетании с привычной для них борьбой «за права человека». Теперь уже одно только посягательство иностранного государства на свободу общения в Интернете рассматривается Белым домом чуть ли не как достаточное основание для направления на территорию этого государства уже вполне конкретно высокоэнергетических аргументов по вполне конкретно баллистическим траекториям.

Но и для США такой случай из ряда вон выходящий. Если взять другие сферы государственной деятельности – здравоохранение, образование, финансово-бюджетную деятельность и конкретно, например, налоги, – во всех этих сферах есть примеры стран, которые далеко опережают по внедрению информационных технологий США. Австралия уже давно практикует дистанционное школьное обучение для детей в отдаленных и малонаселенных районах страны с полным обеспечением таких детей за счет государства всем компьютерным «железом» и программным продуктом, а Финляндия уже внесла в свою конституцию «священное право» каждого своего гражданина на высокоскоростной доступ в Интернет.

Россия же, если и выделяется в ряду развитых государств по своему отношению к комплексному, «полноохватному» внедрению информационных технологий, то явно не в лучшую сторону.

 

Зарубежный опыт: выводы

1. В развитых странах таможенные (пограничные) пошлины фактически вышли из обращения, и таможенные органы в этих странах стали выполнять функции составной части общей налоговой службы, применяющей обычные косвенные налоги – НДС и акцизы – в сфере внешнеэкономической деятельности и действующей на «поле» регулирования налоговых, а не таможенно-тарифных законов.

Но в применении этих налогов «привязка» к пересечению облагаемыми товарами государственной границы не имеет существенного характера: если акцизы взимать в звене розничной торговли, то в этом случае не важно имеет данный товар импортное или местное происхождение (а обложение одного и того же товара одновременно и акцизом, и пошлиной является двойным налогообложением, не одобряемым современными принципами налогообложения; также и НДС вполне может контролироваться только по отчетности предприятий-налогоплательщиков (а в модели «НДС прямым счетом» такой способ начисления налога является вообще единственно возможным).

Поэтому вполне закономерно, что в Великобритании и акцизы, и таможенные пошлины исторически всегда были в ведении единого налогового ведомства; в него же автоматически попал и НДС – в полном объеме, вводимый в замену многих прежних акцизных налогов. В практике же Финляндии НДС и акцизы оказываются «разорванными» между двумя налоговыми службами, осуществляющими регулирование по внутренним и внешнеэкономическим операциям. Такое разделение может быть оправдано тем обстоятельством, что такие важные в фискальном смысле объекты обложения таможни, как автомобили и табак, на территории Финляндии вообще не производятся, а спиртные напитки продаются исключительно в государственных магазинах.

В США таможенными пошлинами занимается отдельное ведомство; но там применение таких пошлин фактически полностью перешло в разряд политических мер, не имеющих самостоятельного фискального значения.

Также следует подчеркнуть, что ни в одной из этих стран не применяются таможенные пошлины на экспорт товаров; в РФ же таможенные пошлины на экспорт, например нефти, сочетаются с возвратом НДС для тех же экспортеров, что создает непроизводительное встречное движение фискальных ресурсов (во взаимно погашающем режиме).

2. В развитых странах задачи защиты национальных фискальных интересов в сфере внешнеэкономических отношений решаются средствами регулирования обычными прямыми и косвенными налогами: применением для первых режимов «налогового резидентства», «постоянного делового учреждения», удержания налога «у источника (дохода)» и др. и для вторых – путем освобождения от налога экспорта и через особую регистрацию плательщиков этих налогов.

В РФ такие средства регулирования применяются отрывочно, бессистемно и не складываются в сознательно и последовательно проводимую «внешнюю налоговую политику» (как это имеет место во всех развитых и многих развивающихся странах).

3. В большинстве развитых стран в последние годы проходит масштабная рационализация деятельности государственных органов с максимальным использованием современных информационных технологий. В налоговой сфере она выражается в устранении ситуаций дублирования функций и действий среди разных звеньев налоговой системы и в переходе к формированию и применению единой базы налоговых органов, что позволяет существенно повысить финансово-бюджетную эффективность работы налоговых органов и укрепить их возможности противодействия уклонению от налогов.

4. Таможенные органы во всех развитых странах стараются действовать так, чтобы не создавать барьеров на пути движения товарных потоков, применяя методы последующего контроля и пропуска товаров под финансовые гарантии грузополучателя (организация налогового контроля на основе единой информационной базы в отношении всех налогоплательщиков позволяет эффективно контролировать сбор всех полагающихся налогов и пошлин).

5. Каждое государство в своих налоговых отношениях с другими странами предпочитает концентрировать свое внимание и усилия на тех направлениях, которые обеспечивают прежде всего его материальные интересы. Так, Франция и Италия борются с контрафактом своей косметики и высокой моды, США возглавляют борьбу против пиратства на рынке компьютерных программ и продукции шоу-бизнеса, а Швейцария, напротив, рьяно отстаивает свои законы о банковской тайне и отказывается признавать преступлением действия своих и иностранных граждан, направленные на обход налоговых законов государств их происхождения.

 

Проблемы таможенного регулирования в РФ

Что же касается участия органов таможни в борьбе с преступностью (не борьба против нарушений собственно таможенного законодательства!), которое всегда выделяется в «заявлениях о цели («миссии») деятельности» таможенных органов развитых стран, то органы таможни сами преступников (и преступления) не выявляют, и они готовы пропустить через границу и деньги, украденные в банке, и имущество, полученное в результате мошеннических операций, при условии, что соблюдены все таможенные формальности и проведены все таможенные процедуры. А функции выявления и задержания объявленных в розыск преступников вполне успешно исполняют органы пограничного контроля.

Таким образом, с устранением таможенного контроля на границах РФ, в общем, ничего особенно трагичного не произойдет, а то, что может произойти, легко может быть передано в подконтрольное ведение других органов государственной власти.

В чем же тогда еще может пострадать Россия, что потеряет ее народ и ее экономика, если одно из звеньев ее непроизводительного сектора (сектора, напомним, отнюдь не производящего полезные продукты, а, наоборот, потребляющего их) – таможня – просто исчезнет?

 

Целесообразность таможенного регулирования

Похоже, что остается только один явный минус, а именно – минус фискального свойства. Но есть ли этот минус? А если есть, его надо еще подсчитать. Любой эффект от любого действия можно определить, просто сравнив затраты «на входе» и результат «на выходе».

Во-первых, если брать все «доходы» таможни, то «плюс» дохода от импортного НДС надо дополнить «минусом» от возмещения НДС по экспортным операциям. Еще добавим «минусы» от злоупотреблений, к невыгоде для казны, как при «импортном», так и при «экспортном» НДС. Добавим еще и минусы общеэкономического характера: от стимулирования через НДС невыгодного для России сырьевого экспорта и от «наказания», тем же НДС, импорта новой техники и новых технологий.

Проще же считать «полезность» таможенного регулирования только по таможенным пошлинам. Но тогда получаются другие цифры, и если мы вступили в ВТО «всерьез и надолго», то надо готовиться к тому, что таможня скоро станет «в разы» менее фискально выгодна для государства – т.е. как в других развитых странах будет приносить «трудовые» 1-2% от общих доходов бюджета. Но работать будут те же десятки тысяч таможенных инспекторов, такими же останутся и расходы на содержание таможенных пунктов, ведение самостоятельной информационной базы, поддержание иной инфраструктуры таможенных органов, финансирование управленческих служб и т.д.

И тогда, во-вторых, придется уже считать, насколько вообще целесообразно, в самом конкретном денежном смысле, применение таможенного регулирования в нашей стране. Если, скажем, расходы на содержание таможенных органов сравняются или даже превысят приносимые таможней доходы бюджета, то придется спрашивать уже налогоплательщиков – готовы ли они за счет своих налогов содержать «современную таможенную службу», – просто потому, что «у других есть» и «нам надо чем-то гордиться».

Но если фискально-бюджетный баланс «держания» таможенных органов для государства «двинется» в негативную сторону, то, в-третьих, придется искать дополнительные плюсы в пользу сохранения таможенного регулирования уже среди потребителей услуг учреждений таможни. Тогда кто даст свои голоса «в плюс», в поддержку таможни. Рядовые туристы, экспортеры сырья, импортеры китайских товаров? Придется тогда поискать конкретную отрасль, представители которой скажут: «Да, мы хотим, чтобы наши конкуренты из Китая (Южной Кореи, Турции, Румынии, Латвии и т.д.) контролировались и ограничивались нашей таможней (заградительными пошлинами, квотами и т.д.) в отношении их доступа на наш внутренний рынок». И это станет совсем нелегким делом. Кто, кроме наших потомственных «фиатовцев» из Тольятти, поднимет этот свой голос – текстильщики, обувщики, производители детских игрушек, бытовой техники или, может, станкостроители?

А если мы этих голосов не услышим – от все еще «живых» отраслей нашего народного хозяйства, то впрямую встанет вопрос: стоит ли держать наши таможенные посты на границах, например, с Польшей или Финляндией, единственной задачей которых будет воспрепятствование нашим (и иностранным) гражданам в вывозе дешевого алкоголя в эти страны. Разумнее, наверное, будет просто оставить этот контроль за сопредельной стороной (как на самом деле обычно и бывает).

Необходимо отметить и еще одно обстоятельство – практику постоянного, редко оправдываемого обстоятельствами дублирования функций государственных органов в сфере налоговых и таможенных отношений: контроль таможенников и контроль пограничников, таможенные органы и налоговые органы (в функции фискального контроля), таможня и казначейство (в функции сбора платежей и взаиморасчетов с налогоплательщиками), таможня и Центробанк (в отношении перемещения валютных ценностей), таможня и наркоконтроль, в каждой точке пересечения границы обязательно две таможни и т.д. Все это дублирование для нас стало уже очень привычно и большей частью абсолютно излишне.

При этом, как неоднократно замечали некоторые непредвзято мыслящие эксперты и исследователи, массированное внедрение современных информационных технологий во многие сферы нашей жизни часто влечет за собой не сокращение, а, наоборот, увеличение бюрократической и административной нагрузки на полезную деятельность в этих сферах и в конечном счете имеет своим результатом усложнение условий жизни и деятельности для рядовых граждан и предпринимателей.

 

Технология и психология – педали одного велосипеда

Причина этого в том, что технологии меняются, а психология управленцев и вообще любых бюрократов (в государственном секторе – более, но не сильно отстает от них и высший менеджерский состав крупных частных компаний) все еще остается прежней, и без сильного давления извне в сторону упрощения бюрократических процедур и сокращения собираемой отчетности высшие чиновники (как государственные, так и частные) используют новые возможности сбора и обработки информации просто как дополнительный ресурс подстраховки для сохранения ими занимаемой должности.

Обратим внимание на такой показательный факт: внедрение новых информационных технологий пакетно, «в одном флаконе», сразу выдает возможности более быстрого сбора больших объемов информации, облегчения ее обработки и анализа – и широчайшего и быстрейшего распространения этой информации и полученных результатов ее обработки и анализа! Однако государственные и корпоративные бюрократы из этого пакета охотно заимствуют только направление информации «вверх», в их сторону, и категорически возражают против второго – расширения доступа к этим информационным потокам широких масс избирателей, потребителей, акционеров, и вообще любых масс, управляемых и функционально «обслуживаемых» ими. И это вполне можно понять: усложняющаяся информационная техника и увеличивающиеся объемы доступной для высших уровней управленцев информации объективно способствуют повышению их статуса и помогают обосновывать постоянный рост их окладов, расширение же доступа иных лиц к этим информационным потокам создает новые возможности для контроля за их действиями – и важно, что именно «не сверху», а «снизу» или «сбоку». Поэтому одновременно с распространением новых информационных технологий должен быть создан и механизм «насильственного» перехода управляющих структур в фазу расширенной гласности, публичности и вообще «демократизации» любой управленческой деятельности.

 

Международный экспедитор №3 (2013)


Вернуться к разделу Таможня

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...