Архангельск: перспективы развития первого российского порта

16.07.2019  
Архангельск: перспективы развития первого российского порта

Развитие Северного морского пути, реализация планов российского государства по освоению Арктики и масштабных энергетических проектов в арктической зоне обусловили задачу развития транспортной инфраструктуры, в частности инфраструктуры морских портов и мощностей по перевалке грузов. В этой связи значительно возрастает роль морских портов, расположенных вдоль арктического побережья. Порт Архангельск, ставший воротами в Арктику, не является исключением.

Порт обеспечивает транспортировку грузов снабжения для обустройства месторождений, строительства производственных мощностей по переработке углеводородов, портовых мощностей для их транспортировки. Прорабатываются проекты дальнейшего развития самого Архангельского порта, главным из которых стал проект создания глубоководного района за пределами действующего порта. Этот проект и ряд других инициатив в Архангельском порту реализуется под руководством АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск». Генеральный директор компании Сергей Кокин рассказал журналу «Морские порты» о новых проектах, реализуемых в порту Архангельск, и ходе их выполнения.

 

«МП»: Сергей Викторович, расскажите, какую роль сыграл и продолжает играть порт Архангельск по обустройству и оборудованию таких арктических проектов, как «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и других. Насколько позволили географическое положение, климатические условия, мощности порта и его подходных путей взяться за такую работу?

– Стратегическая задача по увеличению грузооборота Северного морского пути до 80 млн тонн напрямую связана с перспективными проектами освоения Арктической зоны Российской Федерации.

Одним из самых значимых успешных арктических проектов настоящего времени по праву считается «Ямал СПГ», который оказал большое влияние на развитие промышленности и транспортной инфраструктуры Архангельской области и позволил региональным операторам терминалов получить опыт и модернизировать инфраструктуру под требования и условия крупного международного проекта.

Следующим шагом комплексного освоения месторождений Ямала является проект «Арктик СПГ-2». Есть все основания считать, что в этом проекте будет использована хорошо зарекомендовавшая себя в «Ямал СПГ» логистическая схема накопления, перевалки и морской транспортировки строительных материалов и оборудования через Архангельский транспортный узел.

Существующие причалы на Гыданском полуострове в районе месторождения не позволяют принимать морские суда, поэтому судоходные компании Архангельска будут осуществлять знакомую для них работу, связанную с морской транспортировкой грузов и выгрузкой на ледовый припай уже с марта этого года. В настоящее время идет подготовка к строительству глубоководных причалов в районе месторождения на Гыданском полуострове, но их возведение займет время, поэтому грузы для строительства порта на Гыдане, береговой инфраструктуры, технологических объектов обустройства месторождения, газосборных трубопроводов также пойдут через терминалы морского порта Архангельск.

Для морской части проекта «Арктик СПГ-2», которая включает в себя строительство платформ на железобетонном основании, Архангельская область предлагает использовать мощности крупных верфей Северодвинска по изготовлению и сборке технологических модулей. ОАО «ПО «Севмаш» и АО «ЦС «Звездочка» в рамках подписанного соглашения между ПАО «Новатэк» и АО «ОСК» проходят квалификационный отбор, планируется модернизация производственной инфраструктуры и совершенствование внутренних систем управления проектами.

Учитывая значительное количество свободных производственных площадок вблизи портовых территорий в Архангельске и хорошее транспортное сообщение по морю между Архангельском и Мурманском, имеется возможность разместить сборочные производства элементов и ярусов технологических и вспомогательных модулей верхних строений платформ для нужд проекта «Арктик СПГ-2».

Не стоит забывать, что морской порт Архангельск и сейчас является ключевым портом доставки каботажных грузов снабжения в направлении около 20 портов и портопунктов Арктической зоны. Архангельск сегодня занимает ведущие позиции в перевалке грузов в интересах Минобороны России (по данным правительства Архангельской области, от 76% до 100%), грузов в интересах Пограничного управления ФСБ России для строящихся объектов на арктических территориях, для учреждений Росгидромета (снабжение полярных станций) и Минприроды (снабжение Национального парка «Русская Арктика», арктических заповедников и заказников).

«МП»: В связи с чем появился проект создания в Архангельском порту производственно-логистического комплекса? На какую грузовую базу он рассчитан? Каковы планы стивидоров в отношении специализации грузопотоков и терминалов?

– Проект строительства производ-ственно-логистического комплекса «Архангельск» реализуется на условиях концессионного соглашения, заключенного между Минобороны России и специализированной проектной компанией ООО «ПЛК Архангельск», и предусматривает создание портового комплекса на территории порта Архангельск с прогнозным грузооборотом не менее 3 млн тонн грузов различной номенклатуры начиная с 2025 года.

Предусмотренный проектом доступ к подъездной железнодорожной и автомобильной инфраструктуре обусловит высокую конкурентоспособность создаваемых портовых мощностей, а в результате дноуглубительных работ осадка обрабатываемых судов составит 10,6 метра.

После реализации данного проекта в морском порту Архангельск будет две полноценные универсальные портовые площадки, которые работают практически с любым грузом и могут обрабатывать суда вместимостью до 30 тыс. тонн (в настоящее время такой единственной площадкой является терминал «Экономия» ОАО «Архангельский морской торговый порт»).

«МП»: Расскажите об основных параметрах проекта строительства глубоководного района морского порта Архангельск и о ходе его реализации. Какие возможности откроет данный проект для морского порта? На перевалку каких видов грузов будет в первую очередь ориентирован глубоководный район порта?

– Проект создания глубоководного района включает в себя строительство портового комплекса, состоящего из 6 терминалов (2 специализированных и 4 универсальных), подходной транспортной (железнодорожной и автомобильной) и инженерной инфраструктуры.

Глубоководный хаб будет построен в 52 км к северу от Архангельска в акватории Двинского залива Белого моря и будет способен обрабатывать крупнотоннажные суда с максимальной осадкой до 14,5 метра и дедвейтом до 100 тыс. тонн, что значительно превысит действующие технические параметры порта – 9,2 метра и до 30 тыс. тонн соответственно.

В октябре 2017 года Росморречфлотом согласована Декларация о намерениях инвестирования в строительство. В соответствии с документом проект планируется реализовать в два этапа: до 2023 года должны быть завершены проектирование, строительство и ввод объекта в эксплуатацию; с 2026 года будет расширена существующая инфраструктура, что обеспечит выход на проектную мощность уже к 2028 году.

Реализация данного проекта обеспечит возможность выхода морского порта Архангельск на рынки ведущих международных грузоперевозок, включая СМП, и, таким образом, позволит привлечь в порт новые виды грузов и увеличить объемы перевалки.

Ежегодный объем перевалки грузов в новом районе порта к 2035 году планируется на уровне 38 млн тонн. На текущий момент имеется подтверждение 45% грузовой базы ГР МПА 2025 года. Глубоководный район будет, прежде всего, ориентирован на перевалку массовых грузов – минудобрений и иных навалочных грузов, продуктов нефте– и газопереработки, других наливных грузов, погрузка которых потребует глубин, достаточных для захода крупнотоннажных судов.

Более 70% этого объема (27 млн тонн) составят грузы промышленных и производственных компаний регионов тяготения – Северо-Западного и Уральского ФО, которые сейчас активно наращивают объемы производства. Кроме того, это будут грузы, перенаправляемые с других транспортных площадок, а также нишевые грузы, требующие наличия специализированных перевалочных площадок.

Привлекательность глубоководного хаба для углеводородного сырья и продуктов его переработки из ЯНАО связана с расположением порта Архангельск, который является ближайшим морским портом, функционирующим круглый год, на пути в Европу. Отсутствие инфраструктурных ограничений для размещения перевалочных мощностей делает новый район перспективной площадкой для обработки специализированных и нишевых грузов.

Остальной объем грузооборота нового района порта составят грузы, предполагаемые для перевозки при реализации сопряженных инфраструктурных проектов железнодорожных магистралей «Белкомур» и «Северный широтный ход».

В настоящее время формируется комплект документов для включения проекта в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в соответствии с Методическими указаниями по мониторингу и внесению изменений в комплексный план и входящие в него федеральные проекты, утвержденными Правительственной комиссией по транспорту 29 января 2019 года.

«МП»: Несколько слов о роли АО «АТПУ «Архангельск» в развитии порта Архангельск. Какая деятельность ведется в этом ключе и каковы Ваши планы?

– АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АТПУ «Архангельск») создано по инициативе Правительства Архангельской области для управления продвижением и реализацией проектов развития Архангельского транспортного узла, направленных на повышение качества сервиса транспортных и смежных услуг и в конечном итоге на привлечение грузопотока в узел.

На основе разработанной АО «АТПУ «Архангельск» и предварительно утвержденной Стратегии развития Архангельского транспортного узла все проекты, прорабатываемые и реализуемые компанией, делятся на 2 больших блока – Brownfield (проекты развития действующей инфраструктуры) и Greenfield (перспективные проекты). Про проект создания глубоководного района порта сказано ранее.

К числу проектов развития действующей инфраструктуры, реализуемых непосредственно или при активном участии и координации АТПУ «Архангельск», относятся следующие проекты:

проект возобновления фидерной контейнерной линии в порту Архангельск;

проект создания терминала для нишевых грузов;

проект организации тестовых отправок грузовых партий из порта Архангельск.

Проект возобновления фидерной контейнерной линии находится в стадии принятия финальных решений по запуску: определены ключевые грузоотправители, разработана финансовая модель проекта, ведутся коммерческие переговоры по согласованию тарифов с будущими пользователями сервиса.

По проектам создания терминала для нишевых грузов и организации тестовых отправок грузовых партий АО «АТПУ «Архангельск» ведутся обсуждения с заинтересованными и потенциальными участниками.

Морской флот №1 (2019)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Российский катер нашли у берегов Японии. Пустым… шесть рыбаков исчезли

Российский катер нашли у берегов Японии. Пустым… шесть рыбаков исчезли Родственники объявили вознаграждение за сведения о пропавших

GLOBAL PORTS открыл крупнейший центр по перетарке грузов в Большом порту Санкт-Петербург

GLOBAL PORTS открыл крупнейший центр по перетарке грузов в Большом порту Санкт-Петербург Фрукты, овощи и другие грузы обслужат бережно и быстро

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Эксперт: судостроению в России мешают три проблемы

Эксперт: судостроению в России мешают три проблемы Большие накладные расходы, несерийность и отсутствие кадров

Эксперт: роботизация судов ближе, чем вы думаете

Эксперт: роботизация судов ближе, чем вы думаете Уже вовсю готовится нормативная база

Морские порты

121,2 млн тонн перегрузили порты группы НМТП за 10 месяцев

121,2 млн тонн перегрузили порты группы НМТП за 10 месяцев Объемы перевалки наливных растут, других сегментов сокращаются

Рижский и Вентспилсский порты передадут Латвийской Республике

Рижский и Вентспилсский порты передадут Латвийской Республике Чтобы избежать санкций США




Морской транспорт

«Красное Сормово» приглашает всех желающих посетить последний спуск судна в этом году

«Красное Сормово» приглашает всех желающих посетить последний спуск судна в этом году 140-метровый сухогруз впервые коснется воды

Полный газ: последний из 15 арктических танкеров «Ямал СПГ» начал работу

Полный газ: последний из 15 арктических танкеров «Ямал СПГ» начал работу Это позволит оптимизировать логистику проекта как в западном, так и в восточном направлении

Речной транспорт

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019 Суда стали ходить на 4,7% реже

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...