В семье азовских портов прибыло - Морские вести России

В семье азовских портов прибыло

13.03.2024

В семье азовских портов прибыло

В 2023 году в работе морских портов Азовского бассейна произошли не только количественные изменения – рост основных грузопотоков, приток новых, увеличение железнодорожных составов и судов дружественного торгового флота для перевозок внешнеторговых грузов, но и качественные изменения, а именно: добавились новые порты присоединившихся к России республик и областей. Помимо исполнения обязанностей в традиционных портах, АМП Азовского моря в этом году занималась организацией и обеспечением работы в портах Бердянск и Мариуполь. Об этом, а также о других итогах работы Администрации в 2023 году в интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Сафоничев.

«МП»: Сергей Викторович, в состав АМП Азовского моря вошли новые порты Бердянск и Мариуполь. Какую работу в этой связи Вам пришлось провести? Что происходит сейчас в этих портах и какую работу в прошлом году они произвели?

– Историческое событие – вхождение в состав Российской Федерации новых субъектов – поставило перед морской транспортной отраслью и нашим учреждением ряд важных задач. Прежде всего по поручению Минтранса России и Росморречфлота ФГБУ «АМП Азовского моря» были созданы филиалы в морских портах Бердянск и Мариуполь, которые начали действовать на основании согласованных Росморречфлотом положений. Мариупольский филиал АМП Азовского моря приступил к осуществлению своей деятельности 21 февраля 2023 года, а Бердянский филиал – 12 мая 2023 года.

В настоящее время ведется работа по внесению изменений в приказы Минтранса России от 31.10.2012 г. №387 «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации», от 04.12.2013 г. №373 «Об утверждении перечней морских портов, входящих в соответствующие администрации морских портов», а также ведется плановая работа по подготовке ряда нормативно-правовых актов – об утверждении границ морских портов, обязательных постановлений по морским портам и многих других.

Одновременно проводится комплекс мероприятий по формированию штата создаваемых филиалов, ведется работа по материально-техническому и финансовому обеспечению выполнения капитанами морских портов Бердянск и Мариуполь функций в соответствии с законодательством РФ. Последовательное выполнение запланированного комплекса мероприятий обеспечит решение задач по полноценному функционированию Бердянского и Мариупольского филиалов ФГБУ «АМП Азовского моря» в установленные сроки и в полном объеме.

Эти сроки определены до конца 2023 года. Пока же восстановленные после обстрелов в ходе СВО порты работали по временной схеме. В 2023 году они переработали грузов: Мариуполь – 141,4 тыс. тонн, Бердянск – 158,5 тыс. тонн. В основном это были уголь, строительные материалы, зерновые грузы.

«МП»: В результате возвращения в состав России ее исторических территорий Азовское море вновь стало внутренним морем государства. Что это дает портовому комплексу бассейна, экономике региона и страны в целом?

– Действительно, после вхождения Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей в состав РФ в сентябре 2022 года Азовское море стало внутренним водоемом страны.

Напомню, что 24 февраля 2023 года Верховная рада денонсировала Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24.12.2003 г. В ответ Государственная Дума РФ 1 июня 2023 года денонсировала тот же договор и тем самым окончательно перевела Азовское море в статус внутреннего моря России.

Что это дает морскому транспорту и стране? В первую очередь, возможность безопасно осуществлять морские перевозки, развивать портовую и сопутствующую инфраструктуру для расширения внутренней и внешней торговли. Все это вместе взятое позволит раскрыть огромный экономический потенциал Приазовья.

На сегодня морскими портами Азовского бассейна являются Бердянск, Мариуполь, Геническ, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Ейск, Темрюк и Кавказ. Портовая инфраструктура обеспечивает обработку всех видов грузов. Наиболее освоенные международные маршруты из портов бассейна пролегают в Турцию, страны Северной Африки, Ближнего Востока.

Рассматривая роль портов Азовского моря в контексте диверсификации маршрутов экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, можно утверждать, что они обладают большим потенциалом развития.

«МП»: Какие задачи для обеспечения безопасности мореплавания и транспортной безопасности Вам приходится решать в последнее время?

– Прежде всего, на постоянной основе обеспечивается своевременное выставление и с должным уровнем качества обслуживание плавучих средств навигационного оборудования. Береговые знаки, створные знаки и маяки исправно выполняют свои функции.

Поддержание навигационных глубин на устьевых участках портов и подходных каналах обеспечивается путем выполнения с марта по декабрь ремонтных дноуглубительных работ с объемом выемки порядка 1 млн кубометров грунта. Для поддержания навигационных глубин в акваториях портов также по мере необходимости проводятся дноуглубительные работы. В результате обеспечиваются паспортные навигационные глубины на судоходных объектах морских портов.

В современных условия крайне важной задачей является обеспечение безопасности при использовании портовой инфраструктуры. В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» Правительством РФ принят ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих новые требования к обеспечению транспортной безопасности в морских портах. Этому направлению работы в учреждении уделяется повышенное внимание.

Росморречфлотом перед АМП Азовского моря поставлены задачи по реализации требований новых нормативных правовых актов. В рамках этих задач Администрацией уже осуществлены и по мере возникновения необходимости дополнительно осуществляются мероприятия, как то: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (акваторий морских портов, входящих в состав АМП), разработка планов и паспортов обеспечения транспортной безопасности; сформированы штатные подразделения – отделы транспортной безопасности, специалисты которых прошли специальное обучение и аттестацию.

«МП»: Насколько сегодня загружены порты Азовского моря, как они развиваются? Что мешает использовать высокий потенциал портов бассейна?

– В настоящее время при сопоставлении совокупных значений объемов переработанных грузов с декларированной пропускной способностью грузовых терминалов портов Азовского моря становится очевидным, что пропускная способность грузовых терминалов реализуется не в полном объеме.

Так, совокупная проектная мощность терминалов морских портов АМП составляет 120 млн тонн грузов в год (без учета Мариуполя и Бердянска), тогда как их совокупный грузооборот в 2023 году составил 86,6 млн тонн. То есть мощности портов были задействованы всего на 72%.

Основные причины недозагруженности портов – недостаточная пропускная способность подходных железнодорожных путей и заносимость морских подходных каналов и акваторий, которые требуется регулярно углублять. А в последние годы к этим причинам присоединились санкционные риски.

Ввиду наличия нереализованного потенциала пропускной способности грузовых терминалов в портах АМП их полномасштабное использование является перспективным направлением увеличения грузопотока.

Вместе с тем, наряду с имеющимся потенциалом портовой инфраструктуры в целях перспективного развития морских перевозок в настоящее время в Азовском бассейне реализуется ряд инвестиционных проектов по строительству и модернизации портовой инфраструктуры. В их числе:

– развитие объектов инфраструктуры порта Кавказ, включающее строительство оградительных сооружений, искусственного земляного участка и причального фронта для перевалки накатных, генеральных, контейнерных и наливных грузов (прирост мощности на 10 млн тонн);

– строительство перегрузочного комплекса СУГ и жидких химических продуктов в порту Темрюк, а также реконструкция объектов его инфраструктуры (прирост мощности на 1 млн тонн);

– строительство специализированных терминалов и объектов инфраструктуры в порту Азов, предусматривающее создание терминалов по перевалке зерна и генеральных грузов, а также строительство перегрузочного комплекса для перевалки грузов в контейнерах (прирост мощности на 1 млн тонн);

– реализация ряда иных проектов, в том числе по приведению к должному уровню и последующему развитию инфраструктуры портов Мариуполь и Бердянск.

«МП»: Какую роль играет АМП Азовского моря в реализации инвестиционных проектов?

– Развитие морских портов не обходится без реализации инвестиционных проектов в сфере портовой инфраструктуры. В соответствии с Федеральным проектом «Морские порты России» в рамках транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМИ) в портах Азовского моря планируется реализовать ряд инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры – строительства новых перевалочных комплексов, морских терминалов, причалов. Это позволит в разы увеличить грузооборот морских портов.

ФГБУ «АМП Азовского моря» поддерживает данные инвестиционные проекты и в части, касающейся учреждения, делает все необходимое для их реализации в установленные сроки. Достижение поставленных целей позволит обеспечить сопряжение зарубежных и российских транспортных потоков, увеличить степень интеграции российской транспортной системы в мировую, повысить транспортную активность в Азовском бассейне.

Реализация в бассейне портовых инвестиционных проектов, входящих в КПМИ, будет способствовать диверсификации маршрутов международных транспортных потоков, окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие не только Приазовья, но и всей Российской Федерации.

«МП»: Что сегодня наиболее важно в работе портов Азовского бассейна? Что нужно для наиболее эффективной их работы?

– Обеспечение ритмичной круглогодичной работы портов Азовского моря является особенно ответственной задачей. Развитие портовых мощностей осуществляется по двум основным векторам – сложившихся грузопотоков и перспективных. Это требует от всех участников транспортного процесса мобилизации сил и средств для внедрения новых, прогрессивных, инновационных технологий, направленных на безопасную и экологичную интенсификацию перевалки грузов и увеличение грузооборота портов.

В последние годы в стране значительно возросло производство зерновых, особенно в южных регионах. И на порты Азовского моря ложится часть возросшей нагрузки по перевалке зерна, идущего на экспорт. Соответственно, развитию и модернизации портовой инфраструктуры, связанной с обработкой зерновых грузов, в портах бассейна уделяется особое внимание.

Также необходимо отметить, что развитие портов невозможно без модернизации и обновления флота, в том числе ледокольного, буксирного, вспомогательного. В этой области государством предприняты значительные шаги по созданию благоприятных и выгодных условий, стимулирующих строительство новых современных судов и их эксплуатацию под российским флагом. Надеемся, в скором времени такие суда появятся в портах АМП Азовского моря.

Морские порты №1 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ