Морской порт Восточный – лидер по безаварийности - Морские вести России

Морской порт Восточный – лидер по безаварийности

18.04.2019

Морской порт Восточный – лидер по безаварийности

Морской порт Восточный – крупнейший порт Дальнего Востока, построенный в середине прошлого века для масштабного экспорта товаров на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки и других. Замыкаясь на Транссибирскую железнодорожную магистраль, сегодня порт является лидером по перевалке угля в России. Также в состав порта входит нефтяной терминал Козьмино – конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, переваливающий значительные экспортные объемы нефти.

О том, как в порту обеспечивается эффективное и безаварийное функционирование транспортной системы, какими мерами Служба капитана порта достигает высоких результатов безопасности мореплавания, рассказывает исполняющий обязанности капитана морского порта Восточный филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Восточный Василий Бурда.

«МП»: Василий Анатольевич, каковы предварительные итоги работы порта в 2018 году, сколько тонн перевалили, сколько судов приняли? Какой прогноз дадите на 2019 год?

– По предварительным оценкам, грузооборот морского порта Восточный в 2018 году достигнет порядка 70 млн тонн грузов. Из них нефть и нефтепродукты составят около 31 млн тонн, уголь – 34 млн тонн, контейнеры – около 5 млн тонн. Примерно 96% объема идет на экспорт, остальное – импорт, транзит и каботаж.

За 11 месяцев порт посетило 1643 судна под иностранным флагом. Основные направления перевозки грузов – страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): основной грузопоток приходится на Китай, Республику Корею, Японию, реже грузы идут в Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзию.

Под российским флагом порт посетило 2028 судов, работающих в каботаже. Основной флот этой категории – танкеры-бункеровщики, занимающиеся снабжением судов бункерным топливом, и буксиры, обеспечивающие швартовные операции. Вторая категория каботажных судов – линейные контейнеровозы, снабжающие всем необходимым Дальневосточный регион: порты Охотского моря, Сахалина, Курил, Камчатки и Севморпути.

На протяжении последних лет грузооборот порта в среднем увеличивался на 5% в год. Однако уже в ближайшем будущем ожидается еще более значительный рост. В первую очередь он связан с реализацией ряда крупных инвестиционных проектов. Так, с вводом в эксплуатацию в 2019 году 3-й очереди угольного перегрузочного комплекса АО «Восточный Порт» объем переработки грузов вырастет до 80 млн тонн в год. А после реализации всех заявленных проектов грузооборот порта к 2020 году превысит 100 млн тонн.

«МП»: Расскажите немного подробнее о модернизации портовой инфраструктуры. Какие работы были произведены в 2018 году, какие ожидаются в ближайшем будущем и что в планах на долгосрочную перспективу?

– В соответствии с перспективным планом развития морского порта Восточный в настоящий момент ведется строительство следующих терминалов. Как уже говорилось, АО «Восточный Порт» ведет строительство по проекту 3-й очереди углеперегрузочного комплекса мощностью 16,5 млн тонн в год. Построены два причала – №51 и №51А, проведены дноуглубительные работы. Сейчас идет строительство подъездных железнодорожных путей. Первая погрузка судна планируется в первом квартале 2019 года.

ООО «Восточный балкерный терминал» в 2016 году выполнило работы по созданию искусственного земельного участка площадью 10,63 га в составе проекта по строительству углеперегрузочного комплекса мощностью 3 млн тонн в год.

УППК «Север» в 2015 году было начато строительство углеперегрузочного комплекса мощностью 20 млн тонн в год, произведен значительный объем береговых работ по выемке грунта, начаты работы по укреплению берега и установке трубошпунта причальной линии. В настоящий момент в связи с реструктуризацией проекта все работы по строительству приостановлены. Возобновление работ планируется на начало 2019 года с окончанием строительства первой очереди мощностью 12 млн тонн в 2022 году.

ООО «СК «Малый порт» разработана проектная документация для проведения дноуглубительных работ у причалов №34 и №35 до проектной отметки 9,5 метра, что позволит принимать суда водоизмещением более 30 тыс. тонн. Сейчас проводятся работы по дноуглублению причалов и подходного канала р.Хмыловка. Проектируется завод минеральных удобрений с причальными сооружениями у м.Петровского мощностью до 5 млн тонн.

Наконец, ООО «Терминал А» планирует построить специализированный перегрузочный комплекс навалочных грузов мощностью на первом этапе 3 млн тонн (2020 год), согласована Декларация о намерениях инвестирования.

«МП»: Теперь давайте поговорим о Вашей основной сфере деятельности – обеспечении безопасности мореплавания. Как обстоят дела на этом направлении? Какие совместные мероприятия с другими ведомствами и службами проводятся и запланированы?

Как боретесь с нарушениями?

– Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются обязательные для исполнения требования в области безопасности мореплавания и деятельности в морском порту. Служба капитана порта регулирует эту работу, координируя всех участников процесса.

Операторы морских терминалов, владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность в морском порту, – все тесно сотрудничают с филиалом ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Восточный. Проводятся периодические совещания при участии контролирующих органов Приморского края, где обсуждаются вопросы соблюдения установленных правовыми актами и международными договорами РФ соглашений в области обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения.

Также мы ежегодно проводим заседания координационного совета с представителями таможенных и пограничных органов, Роспотребнадзора и других, анализируем нашу совместную работу по упрощению пропускной способности порта на основании приказа Минтранса от 22.12.2009 г. №247 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Проверки судов являются важной составляющей работы по обеспечению безопасности мореплавания. В 2018 году инспекторами государственного портового контроля (ГПК) проверено 223 судна под иностранным флагом, из которых 11 судов задержано. Из 139 судов под российским флагом задержано 6.

Основные установленные нарушения – отсутствие или неисправность задраек грузовых трюмов и люков; станция обработки сточных вод в нерабочем состоянии; неисправность либо отказ противопожарных средств судна; неисправность двигателей спасательных шлюпок; отсутствие навигационных пособий либо их корректуры; истекшие сроки действия трудовых договоров и другие.

Принятые нами меры не прошли даром. Отсутствие аварийных случаев в 2018 году — хороший показатель работы инспекции ГПК и в целом АМП Приморского края и Восточной Арктики.

«МП»: Как и где Ваша служба готовит инспекторов ГПК? На что ориентируетесь при подготовке и какие программы обучения для них организуете?

– Минтранс России и Федеральное агентство морского и речного транспорта большую работу проводят в направлении подготовки и переподготовки инспекторов ГПК. В 2018 году распоряжением Росморречфлота от 17.01.2018 г. №ВО-7-р был утвержден Общий план подготовки и переподготовки инспекторов государственного портового контроля по иностранным и российским судам на 2018 год.

В соответствии с этим планом наши инспекторы прошли «Курсы подготовки инспекторов ГПК за судами, плавающими под государственным флагом РФ, с использованием компьютеризированного учета» при МГУ им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, курсы по программе «Подготовка к КИК по соблюдению требований МАРПОЛ-73/78, Приложение VI с английским языком» при ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге, приняли участие в региональном семинаре инспекторов ГПК дальневосточных портов РФ, проходившем в г.Южно-Сахалинске.

Кроме того, наши специалисты участвовали в двухстороннем обмене опытом инспекторов ГПК России и Китая в рамках Токийского меморандума. В течение года инспекторы командировались по России и в Республику Корею с целью совместных проверок судов в рамках взаимного сотрудничества. Также они приняли участие в рабочей встрече корреспондентской рабочей группы по портовому контролю в Москве.

Названные мероприятия – часть планомерной работы, направленной на повышение профессионализма сотрудников Службы капитана порта, качественное выполнение ими своих должностных обязанностей при обеспечении безопасности мореплавания в морском порту.

«МП»: Среди основных функций Службы капитана порта – контроль соблюдения экологического законодательства в зоне ответственности Вашего филиала. Чем руководствуетесь сегодня, работая в этом направлении?

– Служба капитана морского порта Восточный на постоянной основе осуществляет контроль за соблюдением экологического законодательства и взаимодействует с другими государственными структурами в рамках, определенных законодательством РФ.

Комплекс нормативов определяют 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», приказ Минприроды России от 03.03.2003 г. №156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», постановление Правительства РФ от 14.11.2014 г. №1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Службой капитана порта осуществляется контроль за соблюдением требований Международной конвенции МАРПОЛ-73/78, Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса от 26.10.2017 г. №463, Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, утвержденных приказом Минтранса от 23.04.2009 г. №68, Обязательных постановлений в морском порту Восточный, утвержденных приказом Минтранса от 11.01.2011 г. №10, и других нормативно-правовых актов.

Нашей Службой совместно с контролирующими органами в области транспорта проводится мониторинг состояния акватории морского порта. При обнаружении загрязнений или получении информации о загрязнении акватории морского порта и других подобных происшествиях Служба своевременно сообщает о случившемся в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти для принятия ими соответствующих мер в соответствии с их компетенцией.

«МП»: Василий Анатольевич, сейчас у Вас в разгаре зимняя навигация. Как она проходит и как Вы к ней готовились, чтобы провести ее наиболее эффективно, без аварий и происшествий?

– Осенне-зимний период – это наиболее тяжелое время для эксплуатации судов. Осадки, низкие температуры воздуха и воды, лед, жестокие шторма и другие факторы, сопутствующие этому периоду, значительно осложняют работу экипажей. А обеспечение безаварийного плавания в этот период требует от экипажа строгой дисциплины, выполнения требований международного и национального законодательства по безопасности мореплавания и сохранению жизни на море, высокой квалификации, выполнения всех рекомендаций Службы капитана морского порта Восточный.

В рамках подготовки к работе в осенне-зимний период в морском порту Восточный проведены следующие мероприятия: изданы распоряжения о подготовке к осенне-зимнему периоду для всех субъектов деятельности в морском порту, включая заходящие суда; разработан план мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему. Операторы морских терминалов, владельцы портового флота и другие хозяйствующие субъекты разработали собственные планы подготовки (операторы, эксплуатирующие причалы, отражают в своих планах необходимое количество и целостность кранцевых устройств на причалах, наличие свободного проезда к стоянке судов и береговым объектам).

В свою очередь Служба капитана морского порта Восточный проводит проверки фактического выполнения всех вышеперечисленных мероприятий в течение всего периода навигации, что является залогом безаварийной работы морского порта Восточный.

Морские порты №10 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ