Портовая отрасль прирастет новыми мощностями - Морские вести России

Портовая отрасль прирастет новыми мощностями

09.01.2019

Портовая отрасль прирастет новыми мощностями

Согласно комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, в портовой отрасли России будут реализованы инвестпроекты суммарной мощностью более 350 млн тонн, что позволит увеличить перевалочные мощности до 1,4 млрд тонн.

Основное внимание при этом будет уделено реализации транзитного потенциала РФ, увеличению грузопотока через Северный морской путь, а также снижению негативного воздействия портовой деятельности на экологическую обстановку.

О ключевых проектах, приоритетах и планах государства по развитию портовых мощностей, о механизмах регулирования их количества и специализации, об использовании концессий как инструмента создания портовой инфраструктуры и других актуальных вопросах развития отечественной портовой отрасли в интервью журналу «Морские порты» рассказал заместитель Министра транспорта РФ – руководитель федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков.

«МП»: Юрий Александрович, морские порты России на протяжении многих лет показывают положительную динамику роста – увеличение грузооборота, расширение мощностей и т.д. Как будет развиваться отрасль в среднесрочной перспективе, какие портовые проекты отнесены к числу приоритетных для государства?

– Основная задача отрасли на перспективу до 2024 года заключается в увеличении мощности морских портов до 1,3 млрд тонн.

Данный показатель заложен в утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Этот документ, в свою очередь, был разработан во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

Комплексным планом предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов суммарной мощностью более 350 млн тонн.

Крупнейшими проектами в Арктическом бассейне станут:

– строительство в рамках концессионного соглашения угольного терминала в устье реки Лавны мощностью 18 млн тонн в год к 2021 году;

– строительство ПАО «НОВАТЭК» терминала сжиженного природного газа (СПГ) «Утренний» в морском порту Сабетта в рамках освоения Салмановского газоконденсатного месторождения. Мощность терминала составит 21,6 млн тонн в год, ввести в эксплуатацию его планируется в конце 2023 года;

– строительство угольного терминала на мысе Чайка в морском порту Диксон мощностью 10 млн тонн к 2021 году. Проект реализует УК «Востокуголь»;

– строительство нефтеналивного терминала в бухте Север (порт Дудинка) мощностью 7,5 млн тонн в год к 2023 году;

– строительство рейдового перегрузочного комплекса для перевалки СПГ в районе губы Ура в морском порту Мурманск в целях перевалки СПГ, доставляемого из порта Сабетта судами ледового класса на суда неледового класса, и его последующей транспортировки потребителям.

Реализация большинства из перечисленных проектов в Арктическом бассейне будет способствовать решению еще одной из важнейших задач отрасли, также обозначенной в Указе Президента РФ, – достижению целевого показателя годового грузопотока через Северный морской путь (СМП) в объеме 80 млн тонн к 2024 году.

На Дальнем Востоке прирост мощностей произойдет преимущественно за счет создания и развития терминалов для перевалки угля, на которые будет приходиться 103,5 млн тонн из 130,7 млн тонн запланированных к вводу к 2024 году мощностей. В частности, планируется:

– строительство угольных терминалов ООО «Порт Вера» (УК «Востокуголь») и АО «ХК СДС-Уголь» мощностью 20 млн тонн в год каждый к 2022 году в морском порту Владивосток;

– строительство угольного терминала АО «Ванинотрансуголь» (ООО «УК «Колмар») в бухте Мучке морского порта Ванино мощностью 24 млн тонн к 2024 году;

– строительство третьей очереди угольного терминала в порту Восточный мощностью 17 млн тонн в год к 2020 году;

– техническое перевооружение порта Посьет с увеличением его мощности на 4 млн тонн к 2024 году;

– реконструкция морского порта Шахтерск и увеличение его мощности на 8 млн тонн к 2023 году.

Также планируется развитие терминалов для перевалки глинозема мощностью 3 млн тонн (реализуется ПАО «Русал» в морском порту Ванино) и терминала для обслуживания контейнерных грузов ООО «Пасифик Лоджистик» в морском порту Владивосток, принадлежащего ПАО «Соллерс», – прирост мощности составит 2,1 млн тонн.

В Азово-Черноморском и Северо-Западном бассейнах крупнейшими проектами станут:

– развитие портовых мощностей на Таманском полуострове, в том числе строительство сухогрузного района морского порта Тамань мощностью 45 млн тонн к 2024 (1 этап) и Таманского терминала навалочных грузов компании «ОТЭКО» мощностью 35 млн тонн;

– развитие морского порта Усть-Луга, включая создание универсального торгового терминала компании «Новотранс» мощностью 24 млн тонн и терминалов для перевалки минеральных удобрений АО «МХК Еврохим» мощностью 5 млн тонн в год и ООО «Ультрамар» мощностью 12 млн тонн в год.

При реализации проектов Комплексного плана суммарный объем инвестиций составит 927 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 236 млрд руб. Планируется активно применять различные механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), в том числе концессию.

«МП»: Следует ли считать перечень проектов, вошедших в Комплексной план и Государственную программу РФ «Развитие транспортной системы» закрытым, или в него могут войти и новые проекты?

– Этот перечень не является закрытым, и новые проекты, обеспечивающие достижение национальных целей и обладающие высокими показателями производственной эффективности, безусловно, смогут занять свое место в Комплексном плане и в Государственной программе РФ «Развитие транспортной системы».

В дополнение к проектам, уже включенным в Комплексный план, в стадии проработки находится более 35 проектов развития портовых мощностей. Вопрос их включения в Комплексный план может быть рассмотрен при условии подтверждения грузовой базы, определения источников финансирования конкретных проектов, а также взаимоувязки перспектив развития портовых мощностей с подъездными путями к новым терминалам.

Одновременно с этим Аналитический центр при Правительстве РФ разрабатывает методику корректировки Комплексного плана и включения в его состав новых проектов, направленных на достижение целей, определенных в упомянутом выше Указе Президента РФ.

«МП»: Посредством каких механизмов государство сегодня регулирует количество портовых мощностей и их специализацию? Какие изменения планируются в данной сфере?

– К основным механизмам регулирования государством количества и специализации портовых мощностей сегодня относятся:

1) На этапе появления идеи проекта создания или развития портовых мощностей Росморречфлот согласовывает Декларацию о намерениях инвестирования, представляемую инициатором проекта. При этом учитываются наличие грузовой базы, инфраструктуры для доставки и вывоза соответствующих грузов, соответствие проекта стратегическим задачам отрасли, наличие источников финансирования.

2) В случае согласования Декларации проект включается в Долгосрочную программу ФГУП «Росморпорт» – документ стратегический. Это, в свою очередь, служит основанием для включения проекта в Схему территориального планирования в области федерального транспорта.

3) На этапе проектирования техническое задание на разработку проектной документации и впоследствии сама проектная документация до направления на государственные экспертизы согласовывается ФГУП «Росморпорт».

В целях снижения рисков государства при невыполнении частными инвесторами своих обязательств по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов в установленные сроки и в необходимом объеме инициированы поправки в Федеральный закон «О морских портах в РФ».

Согласно законопроекту, после согласования Декларации предлагается заключать соглашение с инвестором, в котором будет предусмотрена обязанность инвестора осуществлять деятельность, инвестиции, определены сроки и объем инвестиций. В случае если инвестор не выполнит этих обязательств, то соглашение с ним будет расторгнуто, что повлечет за собой и расторжение заключенных на его основании договоров аренды земельных участков и иных объектов недвижимости.

«МП»: Вы упомянули концессию как один из механизмов ГЧП, который предполагается использовать при реализации портовых проектов. Расскажите, пожалуйста, подробнее о проектах, где уже используется данный механизм, или его использование представляется целесообразным.

– В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.10.2018 г. №2111-р между Росморречфлотом (концедент) и ООО «МТП «Лавна» (концессионер) в ноябре 2018 года было заключено концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта Мурманск.

В рамках Концессионного соглашения планируется строительство к 2021 году угольного терминала «Лавна» мощностью 18 млн тонн на западном берегу Кольского залива с проведением дноуглубительных работ и созданием акватории терминала. Стоимость строительства составляет 26,7 млрд рублей, в том числе 1,8 млрд в объекты федеральной собственности (дноуглубление, средства навигационного обеспечения).

Ключевым фактором использования механизма концессии остается объем инвестиций в строительство объектов федеральной собственности, обеспечить которые государство способно не всегда. В качестве примера можно привести проект создания сухогрузного района морского порта Тамань, общий объем финансирования которого составляет более 238,5 млрд рублей, в том числе 113,5 млрд в объекты концессии и проект развития транспортного узла Восточный-Находка.

Колоссальный объем финансирования объектов федеральной собственности в данном случае предлагается осуществить за счет внебюджетных источников с последующим представлением созданной инфраструктуры концессионеру в пользование.

«МП»: Заинтересовано ли сегодня государство в присутствии иностранных инвесторов в российском портовом комплексе – в первую очередь в проектах строительства и управления инфраструктурой? Приведите наиболее яркий, на Ваш взгляд, пример участия иностранного капитала в портовом проекте.

– Да, такая заинтересованность есть как с точки зрения финансирования проектов с привлечением иностранного капитала, так и с точки зрения внедрения лучших практик управления проектами и портовой деятельностью.

Ярким примером участия иностранного капитала в портовом проекте является строительство морского порта Сабетта. Проект реализуется ПАО «НОВАТЭК» совместно с французским концерном Total, а также Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) и китайским Фондом Шелкового пути.

«МП»: Какие меры сегодня предпринимаются для решения проблемы пылящих угольных грузов на Дальнем Востоке, о которой говорил Президент России Владимир Путин?

– В целях обеспечения санитарной и экологической безопасности на территориях морских портов и прилегающих к ним населенных пунктах, а также минимизации негативного воздействия угольной пыли на окружающую среду и здоровье населения принимается ряд мер, в том числе на уровне нормативных актов.

Так, 24 мая 2018 года Правительством РФ было принято распоряжение, предусматривающее применение стивидорными компаниями наилучших доступных технологий, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля в морских портах.

На основе данного распоряжения Минпромторгом России, Минтрансом России и Росприроднадзором организована работа по внесению изменений в Информационно-технический справочник НДТ, в котором будут прописаны конкретные мероприятия, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду при перевалке угля. Эту работу необходимо завершить к маю 2019 года.

Применение Справочника станет обязательным для всех стивидорных компаний, что будет обеспечено путем внесения изменений в Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта. В настоящее время Минтрансом России ведется соответствующая работа.

Указанные меры позволят создать нормативно-правовую основу для установления требований к оснащению угольных терминалов оборудованием для минимизации негативного воздействия на окружающую среду угольной пыли и создания благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения.

«МП»: Расскажите, как решаются проблемы негативного воздействия портовой деятельности на экологическую обстановку в конкретных портах и прилегающие к ним территории?

– До изменения нормативной базы со стивидорными компаниями, осуществляющими перевалку угля на территории Приморского края, заключены соглашения по поэтапному переходу на технологии, минимизирующие негативное воздействие угольной пыли на окружающую среду. В рамках данных соглашений стивидорные компании обязаны оснастить терминалы специальным оборудованием, а также прекращать перевалку в период неблагоприятных метеорологических условий, обеспечивать непрерывный экологический мониторинг загрязнения окружающей среды угольной пылью, информировать население о его результатах.

В рамках исполнения планов мероприятий в настоящее время стивидорными компаниями выполнены следующие работы по пылеподавлению:

– осуществлена дополнительная закупка систем пылеподавления и спецтехники;

– проводятся работы по установке приборов автоматизированного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха;

– всеми стивидорными компаниями установлены габаритные подпорные стенки для угольных складов;

– для предотвращения загрязнения акватории моря при погрузке угля на суда используются защитные пологи.

С целью соблюдения технологического процесса перегрузки угля и контроля использования систем пылеподавления стивидорными компаниями обеспечена передача данных посредством видеонаблюдения в Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора.

По результатам проводимого стивидорами производственного экологического контроля на всех производственных площадках уровень концентрации угольной пыли на границах санитарно-защитных зон не превышает предельнодопустимых концентраций.

Реализация мероприятий, предусмотренных Соглашениями, носит публичный характер, информация о выполнении стивидорными компаниями условий Соглашений размещается в средствах массовой информации.

Отчеты стивидорных компаний о выполнении Соглашений и планов мероприятий ежемесячно направляются в адрес Росморречфлота, который проводит анализ представленной информации и контролирует ход исполнения Соглашений и планов.

«МП»: Какова Ваша точка зрения на проект строительства железнодорожного перехода на о.Сахалин со строительством там экспортно ориентированного морского порта для перевалки угля? Найдется ли грузовая база для того, чтобы окупить этот проект мостового перехода?

– Проект создания мостового перехода на о.Сахалин в первую очередь направлен на решение задач, связанных с обеспечением гарантированной железнодорожной связи острова с материком, которая в настоящее время осуществляется только с помощью паромной переправы Ванино – Холмск.

С одной стороны, слабым местом проекта является его коммерческая эффективность. Объем грузооборота между островом и материковой частью России незначителен и склонен к дальнейшему снижению: с использованием паромной переправы Ванино – Холмск в 2017 году было перевезено 970 тыс. тонн грузов, что на 9,5% ниже показателей 2016 года, а по итогам 2018 года ожидается не более 940 тыс. тонн.

Для окупаемости этого проекта ОАО «РЖД» рассматривает вопрос строительства современного глубоководного порта на о.Сахалин, который может обеспечить загрузку железной дороги. Однако проблема данного проекта в первую очередь связана с отсутствием грузовой базы, увеличением стоимости доставки грузов и, как следствие, снижением его конкурентоспособности на мировом рынке.

«МП»: Каковы прогнозы Минтранса по грузообороту морских портов России по итогам 2018 года и до 2025 года?

– Прогнозируется, что грузооборот морских портов Российской Федерации в 2018 году увеличится на 4% относительно 2017 года и составит порядка 810-820 млн тонн. К 2025 году перевалка в морских портах РФ по прогнозам составит 1070 млн тонн.

Морские порты №10 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ