Зона ответственности – Западная Арктика

10.12.2018  
Зона ответственности – Западная Арктика

Зона ответственности ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» включает в себя 12 морских портов: Мурманск, Кандалакша, Онега, Витино, Архангельск, Мезень, Варандей, Нарьян-Мар, Сабетта, Дудинка, Диксон и Хатанга. Все порты, в отношении которых АМП осуществляет организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение, расположены в Арктической зоне России, большинство из них – на трассе Северного морского пути. В состав АМП также входят Морской спасательный координационный центр (МСКЦ) Мурманск, МСКЦ Диксон, МСПЦ Архангельск, на которые возложены функции по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море. Обеспечение бесперебойной работы служб капитанов морских портов и МСКЦ – основная задача Администрации, с которой ее коллектив успешно справляется. Об этом и о других вопросах деятельности учреждения рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» Сергей Диденко.

«МП»: Сергей Константинович, Арктика, северные порты всегда были зоной повышенного риска для мореплавания и требовали особого внимания. Что изменилось сегодня в работе портовых властей, что делается для обеспечения безопасности судоходства и мореплавания в Арктике?

– Специфику работы АМП Западной Арктики определяют в основном его географическое положение и суровые климатические условия. За последние годы изменился ряд нормативных положений в деятельности АМП, в правилах судоходства и плавания по Севморпути, границы отдельных морских портов и другое. А вот ответственность портовых властей и повышенное внимание к должностным требованиям по-прежнему остались на высоком уровне.

Для обеспечения безопасности судоходства, мореплавания и деятельности служб капитанов морских портов Администрацией заключены договоры на гидрометеообеспечение, несение аварийно-спасательной готовности с соответствующими организациями, структурами и предприятиями. Кроме того, АМП осуществляет информирование мореплавателей посредством размещения на своем сайте навигационной и иной информации.

В АМП создана и в период ледокольных проводок действует Бассейновая комиссия по организации ледокольных проводок в замерзающих портах Западной Арктики. Для оперативной и круглосуточной работы из состава Бассейновой комиссии создан Штаб ледовых операций. Информация о деятельности Бассейновой комиссии и Штаба также размещается на сайте АМП.

Морской порт Мурманск, где располагается АМП Западной Арктики, хоть и находится за полярным кругом, но попадает под влияние теплого течения Гольфстрим, благодаря чему является незамерзающим и перевозки морским транспортом через него осуществляются круглый год. А большие глубины в порту и способность принимать крупнотоннажные суда грузоподъемностью до 300 тыс. тонн сделали порт ключевым транспортным узлом не только в Арктике, но и в России, центром Северного морского пути.

Также благодаря этому течению в регион приходит промысловая рыба, обитающая в теплых водах, что способствует наличию здесь развитой рыбодобывающей отрасли и интенсивному судоходству рыболовных судов. Данный факт, естественно, накладывает дополнительные особенности на деятельность портовых властей в области обеспечения безопасности мореплавания.

Есть и негативные факторы от Гольфстрима – это загрязнения, приносимые течением с запада и являющиеся последствием деятельности североевропейских портов и интенсивного грузового судоходства в западной части Арктики. Данный факт привносит особый подход в деятельность портовых властей по исполнению своих функций в части защиты экологии.

«МП»: Расскажите о состоянии основных портов, входящих в зону ответственности АМП Западной Арктики, ведь от характеристик порта, его грузооборота, количества судозаходов и, как следствие, объемов портовых сборов зависят и доходы Администрации и ее филиалов.

– Основными портами, приносящими наибольший объем корабельного сбора, безусловно, являются Мурманск, Сабетта, Кандалакша. Эти порты на 84% делают нам план по корабельному сбору. Располагаясь на маршрутах Северного морского пути, они обеспечивают не только морские грузовые перевозки, каботаж, северный завоз в малые и отдаленные порты Арктики, но и транзитные перевозки международных грузов.

Планы развития этих портов дают основания полагать, что повышение их мощностей за счет реконструкции, реализации проектов строительства новых терминалов и подъездных автомобильных и железнодорожных путей, морских подходных каналов и акваторий увеличат объемы перевозок в регионе, в том числе по Севморпути, повысят грузооборот и привлекательность этих портов, сделают из них важные транспортные узлы для внешнеторговых перевозок.

Так, в морском порту Мурманск сегодня реализуется программа комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ), благодаря чему порт становится базовым портом Арктики и Северного морского пути, приобретает все большую роль в реализации проектов по освоению природных ресурсов Арктического региона. Программа подразумевает реконструкцию причалов ММТП, строительство новых терминалов на западном берегу Кольского залива, в том числе угольного терминала «Лавна», подходных путей к порту.

На сегодня при расчетной мощности грузовых терминалов 23 млн тонн в год, в том числе пропускной способности пассажирских терминалов 140 тыс. пассажиров в год, порт Мурманск перерабатывает около 52 млн тонн грузов в год. Порт способен принимать суда длиной до 340 метров и осадкой до 17 метров. Количество заходов судов в прошлом году составило 7586, за 8 месяцев 2018 года – 4743 судозахода.

Морской порт Сабетта мощностью 17 млн тонн грузов был построен для перевалки и транспортировки по Северному морскому пути продукции завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) компании «Ямал СПГ». Первые отгрузки СПГ на танкеры ледового класса начались в конце прошлого года. На полную мощность завод должен выйти в

1 квартале 2019 года после запуска второй линии. При этом уже принято решение о строительстве четвертой линии на 1 млн тонн.

Первые грузовые суда со строительными грузами для завода порт, расположенный на Ямале в Обской губе, принял в 2013 году. С этого же года в порту заработал филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в порту Сабетта. Сейчас порт производит отгрузку СПГ и газового конденсата (ГК) на экспорт в страны АТР и перерабатывает различные обеспечительные грузы комплекса Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

Сабетта – замерзающий порт, но судоходство в нем осуществляется круглогодично в круглосуточном режиме. В ледовых условиях движение судов осуществляется под проводкой ледоколов. В акватории порта установлена обязательная лоцманская проводка судов. Контроль движения судов в акватории порта и на подходах к нему обеспечивают операторы СУДС.

В 1 квартале 2018 года в порту Сабетта Таможней оформлено на экспорт более 1 млн тонн СПГ и более 100 тыс. тонн ГК для Великобритании, Франции, Нидерландов, Испании, Бельгии, которые были перевезены 17 танкерами-газовозами и 6 конденсатовозами соответственно. За 8 месяцев 2018 года всего порт Сабетта переработал 9,1 млн тонн.

«МП»: Что Вы можете сказать о перспективах морского порта Архангельск? Кажется, он незаслуженно забыт, несмотря на свое геополитическое положение. А о планах соединить его с «Белкомуром» говорят уж очень давно!

– Перспективы развития морского порта Архангельск связываются с планируемым развитием здесь нового глубоководного грузового района порта, который будет вынесен за пределы устья реки Северная Двина, где располагаются основные терминалы нынешнего морского порта.

Реализация этого проекта будет способствовать развитию транспортной системы Архангельской области и Северо-Западного региона в целом, повышению инвестиционной привлекательности области и порта, освоению шельфовых месторождений Арктической зоны.

Проект строительства глубоководного района морского порта Архангельск изначально разрабатывался совместно с другим масштабным проектом – железнодорожной магистралью «Белкомур», которая призвана обеспечить кратчайший выход к морю промышленных территорий Урала и Сибири. Синхронный запуск этих транспортных проектов создаст предпосылки для роста мультимодальных перевозок через Арктический бассейн и, как следствие, будет способствовать комплексному развитию северных территорий России.

Также в планах – развитие контейнерных перевозок по транспортному коридору «Север – Юг» для реализации внешнеторговых связей с Китаем и осуществления транзитных контейнерных перевозок из Китая в Европу и обратно.

В апреле 2016 года при поддержке правительства Архангельской области было учреждено Акционерное общество «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АО «АТПУ «Архангельск») для осуществления деятельности, направленной на реализацию проекта, включая разработку экономических, технических и организационных характеристик, согласование проекта с разными органами исполнительной власти, а также ведение переговоров с иностранными и российскими инвесторами об участии.

Техническим консультантом проекта АО «Ленморниипроект» была разработана Декларация о намерениях инвестирования в строительство морского порта Архангельск в соответствии с требованиями стандарта, утвержденного приказом ФГУП «Росморпорт» от 24.06.2016 г.

№294. В апреле 2017 года Декларация направлена на согласование в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

В соответствии с Декларацией в новом грузовом районе планируется построить следующие терминалы: под прием судов класса Panamax – минеральных удобрений мощностью 11 млн тонн в год; металлов мощностью 3,5 млн тонн в год; навалочных грузов мощностью 3,2 млн тонн в год; под прием судов класса Handysize – генеральных грузов мощностью 4,5 млн тонн в год; лесных грузов мощностью 3 млн тонн в год; под прием судов класса LR-1 дедвейтом 74 тыс. тонн – нефтепродуктов и газового конденсата мощностью 12,7 млн тонн в год. Первый этап создания глубоководного грузового района рассчитан до 2023 года, его проектная мощность к 2035 году составит около 38 млн тонн грузов в год.

Сегодня пропускная способность действующих грузовых терминалов морского порта Архангельск – 12 млн тонн в год. В 2017 году грузооборот порта составил 2,4 млн тонн, за 8 месяцев 2018 года – 1,9 млн тонн. Количество заходов судов в порт за 2017 год – 3132, за 8 месяцев 2018 года – 2215 судозаходов.

В границах акватории морского порта установлены районы обязательной и необязательной лоцманской проводки судов. Ледовый покров в осенне-зимний период в акватории порта в среднем составляет 100 см. Несмотря на это, навигация круглогодичная, зимой суда обеспечиваются ледокольными проводками.

«МП»: Как выполняется в этом году финансово-хозяйственный план АМП: каков процент выполнения портовых сборов, достаточно ли средств на покрытие расходов, на финансирование дотационных филиалов? По сравнению с предыдущими годами и прошлым годом в какую сторону изменилось положение, то есть в какую сторону корректируется финансово-хозяйственный план?

– В 2018 году нами прогнозируется выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности на 100%. В настоящее время убыточные филиалы финансируются за счет доходов, полученных от взимания корабельного сбора в морских портах Мурманск и Сабетта. Думаю, в этом году доходов от корабельного сбора для покрытия расходов убыточных филиалов будет достаточно.

В текущем году по сравнению с 2017 годом ожидается увеличение доходов, что связано с ростом объема перевалки грузов в морских портах Мурманск (наливные грузы), Сабетта (сжиженный газ), Кандалакша (уголь).

В целях создания привлекательности морских портов для внутренних перевозок взимание корабельного сбора с судов, заходящих с внутренних водных путей и уходящих обратно, осуществляется с учетом понижающего коэффициента 0,6.

Следует отметить, что сам корабельный сбор занимает незначительный процент в общей стоимости судозаходов.

Морские порты №8 (2018)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Компания-оператор считает, что «Северный поток – 2» не сможет заменить транзит через Украину

Компания-оператор считает, что «Северный поток – 2» не сможет заменить транзит через Украину Новый газопровод представляет собой дополнительную инфраструктуру, считает представитель компании-оп...

Попавшая под санкционное подозрение судоходная компания заявила, что работает только в РФ

Попавшая под санкционное подозрение судоходная компания заявила, что работает только в РФ Судоходная компания «Алиса», судно которой попало под подозрения в нарушении санкционного режима в о...

Российская экономика

Титов: импортеры кормов в РФ могут столкнуться с доначислением НДС на 2,5 млрд рублей

Титов: импортеры кормов в РФ могут столкнуться с доначислением НДС на 2,5 млрд рублей Бизнес-омбудсмен попросил вице-премьера Алексея Гордеева инициировать согласительные внутриправитель...

Медведчук попросил Медведева начать прямые поставки газа Украине

Медведчук попросил Медведева начать прямые поставки газа Украине Украине нужны прямые поставки газа из России, считает глава политсовета партии «Оппозиционная платфо...

Транспортная политика

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла Сооружение Нижегородского низконапорного гидроузла, нацеленное на устранение лимитирующего участка н...

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Морские порты

Северо-Западному бассейновому филиалу переданы средства навигационного оборудования в морском порту Выборг

Северо-Западному бассейновому филиалу переданы средства навигационного оборудования в морском порту Выборг В частности, филиалу переданы 3 светящих и один не светящий навигационные знаки, расположенные на за...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 25 марта 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 25 марта 2019 года С начала периода ледокольных проводок 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контроле...




Морской транспорт

Ограничение 2020: тяжелее всех придется операторам сухогрузов

Ограничение 2020: тяжелее всех придется операторам сухогрузов Доступность высокосернистого топлива  - отнюдь не единственная проблема, с которой придетс...

«Умную плавучую заправочную станцию» представят на VII Международном морском бизнес-форуме СИ МБФ 2019 в Севастополе

«Умную плавучую заправочную станцию» представят на VII Международном морском бизнес-форуме СИ МБФ 2019 в Севастополе Заправочная станция по уровню своей автоматизации и безопасности не имеет аналогов в мире.

Речной транспорт

Завершена подготовка к открытию 1 апреля навигации-2019 в трех южных бассейнах внутренних водных путей

Завершена подготовка к открытию 1 апреля навигации-2019 в трех южных бассейнах внутренних водных путей С 1 апреля 2019 года планируется открытие навигации на участках внутренних водных путей Азово-Донско...

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Ж/Д транспорт

В 2019 году «бархатный» путь Восточно-Сибирской железной дороги увеличится более чем на 190 км

В 2019 году «бархатный» путь Восточно-Сибирской железной дороги увеличится более чем на 190 км Протяженность бесстыкового «бархатного» пути на Восточно-Сибирской железной дороге увеличится к конц...

«ТрансКонтейнер» отправил первый контейнерный поезд со станции Трофимовский-2

«ТрансКонтейнер» отправил первый контейнерный поезд со станции Трофимовский-2 Контейнерный поезд, отправленный 18 марта  со станции Трофимовский-2 Приволжской железной ...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...