АО «Дальтрансуголь»: инновации и развитие - Морские вести России

АО «Дальтрансуголь»: инновации и развитие

22.11.2018

АО «Дальтрансуголь»: инновации и развитие

Терминал АО «Дальтрансуголь» (дочерняя компания АО «СУЭК»), построенный в глубоководной бухте Мучке в 2008 году для перевалки угля СУЭК, в рамках программы развития планирует нарастить грузооборот до 40 млн тонн за счет строительства 3-й очереди. Терминал обеспечивает кратчайший путь экспорта угля от добывающих предприятий группы до конечных потребителей в Китае, Южной Корее, Японии и на Тайване. Рост спроса на энергетический уголь в странах АТР стимулирует российского производителя развивать транспортные активы группы, включая и терминал в порту Ванино.

Сегодня терминал оснащен автоматизированной системой разгрузки вагонов и угольным складом объемом до 1,2 млн тонн, способен принимать и обрабатывать суда типа Сapesize. О том, каких успехов добился стивидор в перевалке угля, об актуальных проблемах деятельности предприятия и перспективных планах журналу «МП» рассказал генеральный директор АО «Дальтрансуголь» (до 22 ноября с.г. ) Владимир Шаповал.

«МП»: Владимир Михайлович, компания «Дальтрансуголь» резко наращивает грузооборот, ставит рекорды по скорости перевалки грузов. Расскажите, что этому способствовало и с какими показателями планируете завершить текущий год?

– Успехи нашего порта обусловлены постоянной модернизацией и развитием производства. Терминал АО «Дальтрансуголь» при этом применяет самые наилучшие разработки и технологии современной отечественной и зарубежной науки и практики, относящиеся к сфере транспортировки и переработки сыпучих грузов. Это касается всех без исключения подразделений порта, каждого производственного участка, где ценится каждая минута, оптимизируется каждая рабочая операция.

Благодаря реализации проекта «Развитие собственной железнодорожной инфраструктуры» терминал в последние годы получил возможность перерабатывать 24 млн тонн грузов в год.

В 2014 году «Дальтрансуголь» стал экспериментальной площадкой для испытания инновационного вагона – при стандартных габаритах его грузоподъемность составляет 75 тонн, то есть он вмещает на 7 тонн угля больше, чем обычный вагон. Разработку вагона заказывала компания СУЭК, инженеры СУЭК и АО «Дальтрансуголь» совместно с учеными занимались испытаниями вагона. С тех пор такие вагоны производятся для нашей компании и работают у нас на постоянной основе.

За 9 месяцев 2018 года в порту было выгружено 203,2 тыс. вагонов. За счет использования вагонов повышенной грузоподъемности прирост по сравнению с 2017-м составил 255 тыс. тонн. К этому можно добавить, что оборот вагонов на терминале составляет 5 часов. На сегодняшний день это наилучший показатель в стране.

В рамках этого же проекта «Развитие собственной железнодорожной инфраструктуры» на терминале сегодня формируются «технические маршруты» порожних поездов. Такие поезда не требуют частых досмотров и проверок специалистов ОАО «РЖД» на станциях и полустанках. Таким образом экономится время, а порту требуется арендовать меньше вагонов для собственных нужд. За первое полугодие 2018 года мы сделали 116 таких маршрутов. В первом полугодии 2017 года их было меньше – 84 маршрута.

Если говорить о других направлениях развития производственных процессов – из уникальных технологических решений можно назвать инфракрасные размораживатели, установленные на вагоноопрокидывателях. Кроме того, на терминале мы сегодня используем самые передовые технологии рыхления мерзлого угля в вагонах при помощи новейших дробильно-фрезерных машин.

За 9 месяцев 2018 года грузооборот терминала АО «Дальтрансуголь» составил 14,9 млн тонн. Для сравнения: за аналогичный период 2017 года эта цифра была несколько ниже – 14,5 млн тонн угля. Завершить год мы планируем с результатом 20,5 млн тонн.

«МП»: Планы по грузообороту в 40 млн тонн компания скорректировала? На какой период они сегодня рассчитаны? Какими нововведениями – объектами, технологиями, техникой – они будут обеспечиваться?

– Терминал АО «Дальтрансуголь», действительно, собирается нарастить мощность до 40 млн тонн угля в год. Но это будет зависеть от темпов модернизации БАМа. В планах компании – строительство третьей очереди терминала, которое и позволит увеличить переработку груза до 40 млн тонн.

Для реализации этого проекта мы планируем построить новый причал, установить тройной вагоноопрокидыватель, стакер-реклаймер, модернизировать угольный склад. В настоящее время ведется проектирование объекта, выбор оборудования.

На IV Восточном экономическом форуме между правительством Хабаровского края и компанией СУЭК было подписано соответствующее соглашение. Компания намерена вложить в этот проект не менее 20 млрд рублей до 2023 года.

«МП»: Известно, что главной проблемой для терминала является пропускная способность железнодорожной инфраструктуры на подходах к порту Ванино, которая составляет сегодня около 40 млн тонн в год. Как планируется ее устранять, если и конкуренты стремятся к увеличению объемов экспорта угля? На какие ж/д мощности рассчитываете Вы в дальней перспективе, какими темпами они будут прирастать?

– Наши планы, как я уже сказал, во многом зависят от пропускной способности Дальневосточной железной дороги.

К 2020 году, после первого этапа модернизации БАМа и Транссиба, по однопутному участку Комсомольск-на-Амуре – Ванино можно будет провезти чуть более 43,3 млн тонн грузов.

Второй этап должен стартовать с 2019 года. Будет расти пропускная способность ДВЖД, вместе с ней будем расти и мы.

«МП»: Если говорить о перегрузочном оборудовании «Дальтрансугля», то это – самая современная техника и технологии. Вообще, как сказывается на деятельности «Дальтрансугля» высокая конкуренция среди экспортеров угля на Дальнем Востоке? В чем Ваши конкурентные преимущества?

– Если говорить о технической оснащенности терминала АО «Дальтрансуголь», то на сегодняшний день это один из самых передовых и современных специализированных морских угольных комплексов в стране. А в части экологической составляющей АО «Дальтрансуголь» занимает лидирующие позиции на Дальнем Востоке.

Если говорить о конкуренции, то она была всегда, она есть и будет. Мы конкуренцию только приветствуем – без этого нет развития. Но это лишь в том случае, если речь идет о честной конкуренции.

Сегодня в Ванино, в бухте Мучке, строится новый терминал, он является резидентом свободного порта со всеми сопутствующими льготами и финансовой помощью государства. Наша компания построила современный порт, который, как уже говорилось, продолжает развиваться исключительно за собственные средства и к тому же выполняет огромные социальные функции. Но наш терминал не может стать резидентом порто-франко – не позволяет закон. В результате конкуренция получается не в нашу пользу – по тем же налогам и льготам. Мы считаем, что это неправильно.

Если говорить о конкуренции за железнодорожные мощности, то тут страдают все. Порты Дальнего Востока, которые на протяжении длительного времени обеспечивали наибольший прирост грузооборота в стране, по итогам 2017 года показали увеличение всего на 3,4%. Это самый низкий результат за последние 9 лет. При этом в 2017 году наибольший прирост показали маленькие порты. А крупным терминалам на железной дороге одинаково тесно.

Если говорить о конкурентных преимуществах АО «Дальтрансуголь» – это, безусловно, постоянная модернизация производства, наилучшие технологии, которые применяются в компании.

Нужно сказать, что за последние годы мы поставили несколько рекордов России. Например, в марте 2018 года загрузили самый большой сухогруз в стране – 165 тыс. тонн было погружено на судно Magdalena Oldendorff дедвейтом 206 тыс. тонн; в августе этого же года поставили рекорд скорости погрузки флота за сутки – 130,24 тыс. тонн, в мае 2017 года – рекорд выгрузки полувагонов за сутки – 1400 полувагонов, или примерно 102 тыс. тонн.

«МП»: Вы много рассказывали раньше о передовых технологиях пылеподавления, применяемых на терминале. И, тем не менее, каково сейчас отношение к Вашей деятельности с точки зрения экологии местного населения, местных органов власти, надзорных органов? Обсуждаются ли публично проблемы защиты окружающей среды Вашим предприятием? Какие вопросы задают люди, надзорные органы? Чего просят и чего требуют? И, соответственно, какова Ваша реакция и действия?

– Результаты деятельности АО «Дальтрансуголь» и СУЭК в сфере охраны окружающей среды наиболее полно подтвердили специалисты Исследовательского института Номура (Япония). Совместно со специалистами компании Idemitsu Kosan Co., Ltd. институт Номура провел анализ мер и средств защиты окружающей среды в портовых угольных терминалах СУЭК.

Исследование подтвердило, что на территории АО «Дальтрансуголь» имеются все необходимые средства для осуществления эффективного контроля за состоянием окружающей среды, система мониторинга рассеяния угольной пыли, а также принимаются все необходимые меры по сведению рассеяния угольной пыли к минимуму, существующему на зарубежных аналогичных предприятиях. В ходе исследований было также подтверждено, что на предприятии разрабатываются и внедряются собственные технологии и решения, которые позволяют эффективно обрабатывать и отправлять на экспорт уголь в сложных климатических условиях с минимальным влиянием на окружающую среду.

Все экологические мероприятия АО «Дальтрансуголь» обсуждаются публично, в нашей программе охраны окружающей среды задействованы без исключения все жители Ванино и прилегающих поселков, включая школьников, которые постоянно принимают участие в наших мероприятиях.

АО «Дальтрансуголь», как и все предприятия СУЭК, открыто для самых разных представителей общественности. В порту бывают депутаты Законодательной думы Хабаровского края, которые высоко оценивают успехи компании в сфере охраны окружающей среды. С нашим терминалом сегодня хорошо знакомы жители двух районов побережья Татарского пролива – компания организует экскурсии, которые пользуются большим успехом у людей. В итоге никаких претензий к охране окружающей среды нет ни у экспертов, ни у надзорных органов, ни у населения.

Результаты природоохранной деятельности АО «Дальтрансуголь» очень хорошо видны зимой, когда на совершенно чистом льду бухты Мучке рыбачат местные жители: рыбы в акватории порта очень много – и корюшки, и камбалы. Исследования ученых ТИНРО неоднократно подтвердили, что деятельность терминала не наносит вреда морю и его обитателям.

«МП»: Как сказалось на деятельности Вашей компании решение федеральных властей о переводе стивидоров с долларов на рубли в расчетах за услуги по перевалке грузов? Ваша компания попала под отсрочку как инвестор, связанный долларовыми обязательствами? Какие неудобства в такой тарифной политике Вы видите для себя или для других стивидорных компаний сегодня или в будущем, когда обязательства будут исчерпаны?

– В части перевода тарифов на рубли у нас нет вопросов, так как всю мощность перевалки терминала навсегда забронировал наш инвестор – АО «СУЭК». Таким образом, мы работаем в большой группе и зарабатываем совместно на повышении эффективности всей цепочки поставки, а не перекладыванием прибыли из кармана в карман.

Мы установили рублевые ставки для основного клиента – СУЭК – одними из первых в стране, еще до принятия официального закона. Однако, считаем, что российские порты давно работают в условиях жесткой конкуренции друг с другом и за грузы, и за клиента, и за провозную способность железной дороги. Поэтому всю портовую отрасль давно нужно дерегулировать и перестать считать естественной монополией.

ФАС России еще в 2012 году инициировала принятие распоряжения Правительства РФ №381-Р – «дорожной карты» по дерегулированию тарифов. В прошлом году РСПП совместно с Минтрансом и ФАС провел исследование рынка силами Аналитического центра при Правительстве РФ, которое зафиксировало высокий уровень конкуренции среди морских портов. Мы надеемся, что эта работа будет доведена до логического конца.

И дело тут не в тарифах, которые фактически с 2014 года не регулируются государством, а в том, что статус монополиста и требования Федерального закона от 18.07.2011 г. №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предъявляют к портам повышенные требования, которые удорожают их производственные процессы.

«МП»: В связи с новыми инициативами государства по привлечению дополнительных инвестиций в портовую инфраструктуру какие обязательства взял на себя СУЭК и, соответственно, «Дальтрансуголь»? Какие объекты вошли в новый перечень инфраструктурных объектов, которые Вам предстоит построить и профинансировать помимо Вашей основной программы развития? На каких условиях они будут реализовываться и во сколько обойдутся?

– Как уже говорилось, в ходе IV Восточного экономического форума во Владивостоке между СУЭК и правительством Хабаровского края было подписано соглашение, которое включает участие СУЭК, в том числе АО «Дальтрансуголь», в реализации государственных программ Хабаровского края, в развитии социальной среды, в различных направлениях укрепления экономического и промышленного потенциала региона.

Соглашение предусматривает вложение в экономику региона в ближайшие пять лет около 40 млрд рублей. Помимо прочего, оно предусматривает увеличение добычи и перевалки угля в Хабаровском крае на мощностях компании. Как я уже сказал, проект включает увеличение мощности терминала АО «Дальтрансуголь» до 40 млн тонн в год с обязательным использованием передовых технологий в сфере охраны окружающей среды. В соглашении отмечены также направления деятельности компании, нацеленные на повышение уровня жизни населения, на укрепление социальной стабильности в Хабаровском крае.

АО «Дальтрансуголь» сегодня готово разработать план развития Ванинского района и реализовывать его в сотрудничестве с правительством региона. Мы уже реализуем несколько серьезных проектов в районе. В первую очередь хочу отметить проект «СУЭК-классы» – профильные инженерные классы в самой передовой школе района – готовим будущих инженеров со школьной скамьи. Два выпуска уже показали прекрасные результаты: в последнем – 7 золотых медалистов, направления от СУЭК на обучение в вузах получили 5 выпускников.

К социальным программам компании можно отнести и реконструкцию аэропорта, и строительство водно-парковой зоны отдыха, оснащение современным оборудованием больниц и школ, финансирование повышения квалификации врачей и многое другое.

Морские порты №7 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ