Морской порт Находка: безаварийность и динамика роста - Морские вести России

Морской порт Находка: безаварийность и динамика роста

20.08.2018

Морской порт Находка: безаварийность и динамика роста

Основанный в 1864 году как небольшой пост на берегу Тихого океана, сегодня морской порт Находка является одним из крупнейших портов России. В разные периоды истории в номенклатуре переработки доминировали различные типы грузов, однако в последние годы одной из основных специализаций порта стала работа с экспортом энергоносителей. О том, как при динамичном росте производства в порту организована работа по соблюдению безопасности мореплавания, рассказывает капитан морского порта Находка ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Жарков.

«МП»: Владимир Геннадьевич, в чем основные особенности порта?

– Морской порт Находка – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на северо-западном побережье Японского моря. Выгодное географическое положение, круглогодичная навигация, наличие необходимой инфраструктуры определяют значение порта в развитии торгово-экономических связей России со странами АТР.

Порт является градообразующим предприятием для города Находка. В состав порта входят 11 морских терминалов. Причалы торгового порта рассчитаны на приемку судов с осадкой не более 11 метров, нефтеналивного терминала – не более 12 метров и длиной до 230 метров.

Проектная мощность объектов портовой инфраструктуры, используемых в основном для перевалки экспортной продукции топливно-энергетической промышленности, позволяет перерабатывать порядка 27 млн тонн грузов ежегодно. Порт традиционно перерабатывает рыбную продукцию, генеральные и контейнерные грузы. По всем направлениям фиксируется положительная динамика.

«МП»: Каковы итоги 2017 года по грузообороту и какие наблюдаются тенденции? Какой прогноз на текущий год?

– За последние 8 лет порт увеличил объемы переработки на 70% – с 16 млн тонн в 2009 году до порядка 24 млн тонн в 2017-м. Ежегодный прирост грузооборота за этот период в среднем составляет около 1 млн тонн.

В 2017 году грузооборот вырос на 3,8% по сравнению с 2016 годом. Традиционно около 90% грузоперевозок ориентированы на экспорт. Так, в прошлом году экспортировано более 21 млн тонн грузов. Каботажные грузы составили более 2,4 млн тонн (годовой рост – более 66%), импорт – 260 тыс. тонн (рост 60%), транзит – 33 тыс. тонн.

Судя по тому, что в первом квартале текущего года объем перевалки грузов вырос на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 6,3 млн тонн, – можно заключить, что позитивная динамика сохранится.

«МП»: Какие виды грузов и в каких соотношениях перерабатывает порт сегодня? Как меняется номенклатура грузов, в частности растут ли объемы контейнерных грузов и рыбной продукции?

– По анализу погрузо-разгрузочной деятельности порта номенклатура грузов распределена следующим образом. 75% объема составляют сухогрузы, основная масса которых представлена углем и коксом, а 24,4% – наливные грузы, представленные нефтепродуктами. 85,3% генеральных грузов – черные металлы. Доля рефгрузов составляет 0,8%, контейнерных – 0,1%.

В прошлом году объем сухих грузов вырос на 11% и составил более 18 млн тонн. Количество наливных грузов сократилось на 13,8% – до 5,8 млн тонн. Объем сухогрузов увеличился за счет роста перевалки угля – на 16,3%, руды – на 100%, контейнеров – на 46,6%, лесных грузов – на 9,6%.

Отмечу, что за год почти в 10 раз увеличился объем перевалки мороженой продукции – с 3,7 тыс. тонн до 33,4 тыс. тонн. Однако в первом квартале 2018 года данные показатели сократились с 8,1 тыс. тонн до 3,1 тыс. тонн. В то же время за три месяца текущего года увеличилась доля контейнерных грузов – до 3,9 тыс. тонн, что в 4 раза больше аналогичного показателя прошлого года.

«МП»: Насколько инфраструктура порта готова к росту грузооборота? Каково состояние причальной линии? Соответствует ли объемам перевалки грузов пропускная способность подъездных путей?

– При сложившейся на сегодняшний день структуре грузооборота и технологических схемах переработки грузов производственные мощности порта Находка задействованы на 90%. Многие объекты портовой инфраструктуры, построенные по нормативным базам 60-80-х годов и предназначенные для работы с генеральными грузами, были перепрофилированы и сегодня используются для перевалки продукции топливно-энергетической промышленности.

Изменение специализации причалов было вызвано тем, что грузопоток генеральных грузов сократился, а спрос на уголь в странах АТР начал расти. Все это стало основанием для рассмотрения вопроса дозагрузки причалов углем в целях сохранения уровня пропускной способности. Техническое состояние портовых сооружений экспертными организациями оценено как работоспособное. После реконструкции и капитального ремонта физический износ сооружений составляет от 5% до 30%.

По аналитическим материалам операторов морских терминалов порта Находка, большим препятствием на пути развития порта являются железнодорожные подходы и припортовые станции. Определяющим фактором является то, что грузы в порт и из порта поступают в основном железной дорогой, а пропускная способность станций Находка и Мыс Астафьева не позволяет справиться с возросшим объемом грузов.

«МП»: Достаточен ли уровень портового сервиса для обеспечения растущего грузопотока?

– Ежегодно порт обслуживает порядка 8 тыс. судов. В 2017 году было обработано 8045 судов, за три месяца 2018 года – 1810 судов.

В порту предоставляются все необходимые услуги, включая пополнение припасов, бункеровку и ремонтные работы. Также осуществляется буксирное обеспечение. Услуги по буксировке предлагают шесть компаний, чей флот в целом представлен 18 судами.

Уровень портового сервиса достаточен для обеспечения работы порта в нормальном режиме. Однако рост судозаходов предполагает количественную и качественную модернизацию сервисного сегмента производства.

«МП»: Рельеф дна в заливе Находка является ограничительным фактором для судоходства и развития порта в будущем. В каком порядке проводятся дноуглубительные работы?

– Акватория залива Находка и часть акватории бухты Находка находятся на балансе ФГУП «Росморпорт», поэтому проведение промерных работ и ремонтного черпания выполняется в запланированные сроки в зависимости от результатов промера рельефа дна.

Отмечу, что в связи с проходящими в последние годы процессами реорганизации отдельных государственных предприятий на уровне межведомственных отношений в акватории порта образовался участок, формально не имеющий ответственного пользователя. Несмотря на то, что в целом данный участок акватории проблем для судоходства не создает, надеюсь, что этот вопрос будет решен на соответствующем уровне.

Что касается долгосрочных перспектив развития порта при мировой тенденции увеличения тоннажа флота, успешное развитие производства предполагает комплекс работ по модернизации порта, в том числе проведение дноуглубительных работ.

«МП»: Какая работа ведется Вами по обеспечению безопасности мореплавания в порту Находка?

– В техническом отношении регулирование движения в заливе Находка осуществляется СУДС Находка, оснащенной современным оборудованием и высококлассными специалистами. Служба государственного портового контроля в морском порту Находка осуществляет контроль за безопасностью мореплавания в бухте Находка и в 11 морских терминалах.

В штате службы работают 37 инспекторов. Каждый из них имеет большой опыт работы в море в должности капитана или старшего помощника капитана, а также соответствующую профессиональную подготовку.

В Службе капитана морского порта организовано круглосуточное дежурство государственных инспекторов, которое позволяет осуществлять контроль и согласование всех судовых операций в пределах акватории морского порта Находка в непрерывном режиме. Для совершенствования качества работы сотрудники службы регулярно проходят обучение по повышению квалификации, участвуют в международных, национальных и региональных семинарах.

Организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение службы исполняет ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики». В 2018 году морские терминалы порта были подключены к рабочим программам, используемым в работе государственного портового контроля РФ. Благодаря этому Служба капитана порта получила возможность оперировать более полной информацией о заходах судов в отдаленные терминалы, данными о состоянии судов и легитимности судовых документов.

Отмечу, что безопасность мореплавания в акватории морского порта Находка является приоритетным направлением деятельности Службы капитана порта, которое реализуется в строгом соответствии с законами и нормативными документами. Показателем качества работы службы является тот факт, что в 2017 году порт отработал в безаварийном режиме.

«МП»: Изменения в структуре грузоперевозок повлекли за собой повышение экологических рисков. Как осуществляется контроль за соблюдением экологического законодательства?

— Служба капитана морского порта Находка контролирует соблюдение экологического законодательства и взаимодействует с другими государственными структурами в рамках, определенных законодательством РФ. Комплекс нормативов определяют №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», приказ МПР России от 03.03.2003 г. №156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 г. №1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Вопросы экологической безопасности в морском порту Находка находятся на особом контроле Минтранса и лично у заместителя министра транспорта – руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Олерского. В марте 2018 года В.А.Олерский совместно с врио губернатора Приморского края провел рабочее совещание в администрации Находкинского городского округа с представителями компаний-стивидоров, руководителями надзорных и природоохранных ведомств. Главной темой совещания стали вопросы проведения мероприятий по защите окружающей среды в районах перевалки угля в портах Находкинского городского округа (Находка и Восточный).

Итогом проведенной рабочей встречи стало подписание соглашений между краевыми властями и стивидорами, занимающимися перевалкой угля в портах Находкинского городского округа. По соглашениям компании, переваливающие уголь, должны применять меры по охране окружающей среды. На эти цели в 2018-2020 годах стивидоры обязались направить более 1,5 млрд рублей. В случае несоблюдения условий соглашения компании будут платить большие штрафы, а в крайних случаях им может грозить даже приостановка деятельности на 90 суток.

Службой капитана морского порта Находка совместно с контрольными органами в области транспорта проводится мониторинг состояния акватории морского порта. При обнаружении загрязнений информация передается в соответствующие государственные органы для принятия ими решения в рамках своих полномочий.

«МП»: С точки зрения защиты экологии каким должен быть, на Ваш взгляд, оптимальный путь развития порта Находка в ближайшей и долгосрочной перспективе?

– Очевидно, что порт должен работать. Его перспективы связаны не столько с количественным ростом производства, сколько с принципиально новым подходом в области качества обработки грузов, включая защиту окружающей среды.

Порт, работающий в черте города, должен быть ориентирован на применение современных технологий, соответствующих строгим экологическим требованиям. Так, для перевалки пылящих грузов должны применяться технологии, направленные на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения, исключающие вредное воздействие на окружающую среду при перевалке каменного угля.

Как бы сложно ни проходил сегодня процесс внедрения новых технологий, он движется в позитивном направлении. Будущее города – за развитием порта и его инфраструктуры.

Морские порты №4 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ