Морской порт Ольга – транспортный узел лесной и горной промышленности Приморья - Морские вести России

Морской порт Ольга – транспортный узел лесной и горной промышленности Приморья

09.07.2018

Морской порт Ольга – транспортный узел лесной и горной промышленности Приморья

Среди портов Дальнего Востока морской порт Ольга выделяется особой индустриальной специализацией и широким географическим охватом. О развитии порта и обеспечении безопасности мореплавания рассказывает капитан морского порта Ольга ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Николай Дегтеренко.

«МП»: Николай Михайлович, расскажите, пожалуйста, о значении морского порта Ольга для экономики региона.

– Морской порт Ольга исторически является важной составляющей транспортной системы, необходимой для лесной и горнорудной промышленности, которая сосредоточена на севере Приморского края. Порт обладает необходимыми мощностями и демонстрирует стабильные результаты.

Основная специализация – переработка промышленных грузов, идущих на экспорт. В 2015 году грузооборот порта достигал порядка 1,4 млн тонн, в 2014-м – более 1,4 млн тонн. За 11 месяцев 2017 года переработано около 1,2 млн тонн. Более 80% грузов составляют лес и лесная продукция, порядка 10% – химическая продукция, остальное – рыба и прочие грузы.

В перспективе реализации государственных программ по развитию промышленного сектора региона, в том числе закона о свободном порте Владивосток, роль порта будет, несомненно, возрастать. Так, в связи с развитием горнорудной и химической промышленности в Дальнегорске сегодня прорабатывается вопрос об открытии в морском терминале Рудная Пристань пункта пропуска через государственную границу РФ для захода иностранных судов.

«МП»: Каковы особенности инфраструктуры морского порта и его терминалов?

– Одна из основных особенностей порта заключается в том, что его границы охватывают морские терминалы, значительно удаленные друг от друга. Между южными и северными границами порта расстояние около 400 км по прямой.

Порт включает четыре терминала: самый южный – №1 – находится в северной части залива Ольга и примыкает к поселку Ольга, №2 – Рудная Пристань с выходом к Дальнегорску, №3 – поселок Пластун и №4 – бухта Светлая на севере Приморского края.

Порт способен принимать суда осадкой до 8 метров и длиной до 160 метров. Инфраструктуру порта составляют 11 причалов общей протяженностью более 1,5 км (три причала в Ольге, пять в Пластуне, два в Рудной Пристани и один в Светлой).

Одновременно порт может обрабатывать до 10 судов. Площадь крытых складов составляет порядка 5,5 кв. км, открыты – 133 кв. км. Пропускная способность порта составляет порядка 2,5 млн тонн.

«МП»: Какие проекты по модернизации порта предприняты или ожидаемы в перспективе?

– Одна из недавних проблем порта – несоответствие естественных глубин акватории транспортным потребностям промышленности. Но эта проблема решается во взаимодействии с частными инвесторами.

За последние два года за счет стивидоров были проведены дноуглубительные работы на трех терминалах (в Пластуне, Рудной Пристани и Светлой), в результате которых была существенным образом увеличена глубина у причалов, например, в Пластуне с 7 до 9 метров.

В Ольге стивидор приступает к строительству на территории порта площадки для экспорта мрамора, окончание строительства запланировано на 2018 год.

«МП»: Какова интенсивность судоходства? Какие основные направления и типы судов обслуживает порт?

– В морском порту осуществляются операции с генеральными, навалочными, лесными, насыпными и опасными грузами. В 2015 году было 2254 судозахода, в 2016-м – 2228, за 11 месяцев 2017 года – 1958.

Больше половины заходов приходится на морской терминал в Пластуне, четверть – на Ольгу, остальные – на Рудную Пристань и Светлую. Основная специализация терминалов – лесная продукция, идущая на экспорт в Японию и Китай, а также в приморские порты для дальнейшей переработки.

Экспортные линии обслуживают как отечественные, так и иностранные суда. Особо хочу отметить китайское направление, где работают новые суда, и ни флот, ни экипажи не вызывают замечаний.

Каботажные перевозки выполняются шестью судами одной из лесопромышленных компаний. Кроме того, терминалы принимают рыбную продукцию и импортные грузы. Что касается терминала Рудная Пристань, то он работает главным образом с экспортом борной и серной кислоты.

В морском порту осуществляется буксирное обеспечение судов, за исключением терминала в Рудной Пристани. Порт имеет возможности для пополнения запасов продовольствия, топлива, пресной воды, проведения ремонта оборудования и водолазного осмотра судна.

«МП»: Каковы особенности навигации в порту?

– Морской порт Ольга – это незамерзающий порт и навигация в нем осуществляется круглогодично. В зависимости от гидрометеорологической обстановки на акватории морского порта возможно появление льдообразования толщиной сплошного ледяного покрова до десяти сантиметров.

Также в зимний период в акватории залива Ольга возникают тягуны. В теплое время года в штормовую погоду бухта служит убежищем для судов.

«МП»: Работа с опасными грузами создает повышенные риски для окружающей среды. Как осуществляется контроль за соблюдением экологического законодательства?

— Служба капитана порта выполняет контроль за соблюдением экологического законодательства, опираясь на нормативные документы и законодательные акты. Комплекс нормативов определяют 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», Приказ МПР России от 03.03.2003 г. №156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 г. №1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», требования Международной конвенции МАРПОЛ 73/78.

Служба капитана порта тесно сотрудничает с Росприроднадзором и активно участвует в межведомственных и общественных мероприятиях экологической направленности, которые регулярно проходят в районе.

Кроме того, используя служебный катер, мы оперативно реагируем на сигналы о загрязнении акватории порта и в зависимости от ситуации прорабатываем решение проблемы с другими инстанциями.

«МП»: В каком режиме ведется государственный портовый контроль, сколько было проведено инспекций за отчетный период, какие основные замечания и нарушения выявлены?

– Оформление прихода судов в морской порт и их выхода из морского порта осуществляется во всех четырех терминалах ежедневно как у причалов, так и на рейде. За 2017 год инспекторами государственного портового контроля проведено 210 осмотров и контрольных осмотров судов.

Основные замечания относятся к таким категориям, как навигация, готовность спасательных средств, пожарное оборудование, условия жизни и труда экипажа. В соответствии с общим планом подготовки и переподготовки инспекторов государственного портового контроля инспекторы регулярно посещают курсы повышения квалификации и обмена опытом.

Ряд инспекторов в последнее время прошли обучение на получение квалификации для проведения инспекций иностранных судов в соответствии с требованиями Токийского меморандума. Также регулярно проводятся квалификационные семинары в России и за рубежом, в последние годы это были рабочие командировки в Пекин, Токио и Сидней.

«МП»: Как в порту организована работа по обеспечению безопасности мореплавания?

– Безопасность мореплавания в акватории морского порта Ольга – это приоритетное направление деятельности Службы капитана порта, которое ведется жестко и неукоснительно, в соответствии с утвержденным комплексом законов и нормативов.

Работа службы основана на положениях Федерального закона от 08.11.2007 г. №261 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 30.04.1999 г. №81 «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», «Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (Приказ Минтранса России №140), «Обязательных постановлениях в морском порту Ольга» (Приказ Минтранса России №344), Положении о капитане морского порта (Приказ Минтранса России от 17.02.2014 г. №39 «Об утверждении Положения о капитане морского порта»), распоряжениях капитана морского порта Ольга.

Отмечу, что с технической стороны в порту обеспечены все необходимые условия для соблюдения безопасности мореплавания. Так, навигационное оборудование (створные знаки, навигационные буи) находится в исправном состоянии.

Для улучшения системы связи в 2016 году в районе морского терминала Пластун ФГУП «Росморпорт» была построена и введена в эксплуатацию станция ГМССБ. Кроме того, Служба капитана порта активно сотрудничает с МЧС и Спецморинспекцией, проводя совместные совещания, рейды и учения, которые направлены на улучшение работы системы транспортной безопасности.

Морские порты №10 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ