Махачкала: упал грузооборот, но не безопасность и потенциал порта - Морские вести России

Махачкала: упал грузооборот, но не безопасность и потенциал порта

03.07.2018

Махачкала: упал грузооборот, но не безопасность и потенциал порта

Морской порт Махачкала – глубоководный и незамерзающий российский порт на Каспии. Единственный оператор АО «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) осуществляет здесь перевалку генеральных, наливных, контейнерных и паромных грузов как внешнеторговых, так и транзитных. В последние годы грузооборот ММТП существенно сократился в основном из-за снижения объемов перевалки нефти, но надежды портовиков на возобновление его роста связаны с высоким потенциалом порта, расположенного на перекрестке важных международных транспортных коридоров.

При этом порт полноценно функционирует, а безопасность мореплавания в его акватории и на подходах поддерживается Службой капитана порта (СКП) на высоком уровне. О ситуации в порту и работе СКП корреспонденту «Морских портов» Наталье Мироновой рассказал капитан морского порта Махачкала Махачкалинского филиала ФГБУ «АМП Каспийского моря» Шах Ургуев.

«МП»: Шах Магомедович, Махачкала – это современный, технически хорошо оснащенный порт, но грузооборот основного оператора АО «Махачкалинский морской торговый порт», один из основных показателей его деятельности, в последние годы заметно снизился. В чем причины этого снижения и каковы объемы грузооборота порта в настоящее время?

– К сожалению, данные по грузообороту по итогам первого полугодия 2017 года оказались самыми низкими за последние 10 лет. За 6 месяцев в этом году портом было обработано всего 560 тыс. тонн грузов, из них 450 тыс. тонн – нефть и 110 тыс. тонн – сухие грузы.

В 2016 году грузооборот ММТП составил 3,26 млн тонн, из них нефти – 2,85 млн тонн, сухих грузов – 410 тыс. тонн. Общие производственные показатели 2016 года оказались ниже, чем в 2014 и 2015 годах. Так, в 2014 году грузооборот порта составил 5,04 млн тонн, из них нефти – 4,4 млн тонн, сухих грузов – 635 тыс. тонн. В 2015 году портом было перевалено 3,83 млн тонн, в том числе нефти – 3,41 млн тонн, сухих грузов – 423 тыс. тонн.

Снижение грузооборота в первую очередь связано с решением некоторых компаний о перенаправлении транзита нефти в иностранные порты. В частности, с 2015 года нефть, добываемая ПАО «Лукойл» на российской части шельфа Каспийского моря, перегружается в портах Азербайджана, что приводит к серьезным потерям не только для Махачкалинского порта.

В текущем году в 4 раза уменьшился транзит нефти из Казахстана. По имеющейся информации, Министерство энергетики РФ своим приказом запретило с 1 января 2017 года транспортировать через Махачкалинский порт в магистральный трубопровод «Транснефти» Махачкала – Новороссийск нефть с содержанием серы более 0,6%, а на сегодня этот показатель у нефти из Казахстана вдвое выше. Этот запрет серьезно повлиял на грузооборот порта, так как казахстанская нефть была его основной составляющей в течение последних 15 лет.

«МП»: Понятно, что интенсивность судоходства тоже снизилась. Тем не менее, какие мероприятия по обеспечению безопасности мореплавания сегодня занимают больший удельный вес в работе Махачкалинского филиала АМП Каспийского моря?

– Обеспечение безопасности мореплавания – основное направление деятельности Махачкалинского филиала ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря». Для обеспечения безопасности мореплавания, безаварийной работы судов, охраны окружающей среды, охраны человеческой жизни на море Служба капитана морского порта Махачкала в своей деятельности руководствуется требованиями международных конвенций (СОЛАС-74, МАРПОЛ, ПДМНВ-78 и других), международных кодексов (МКУБ, ОСПС и других), федеральными законами РФ №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Кодексом торгового мореплавания, Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, Положением о капитане морского порта, иными нормативно-правовыми документами Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта.

Одним из основных направлений деятельности Службы капитана порта является осуществление государственного портового контроля. В морском порту Махачкала инспекторским составом инспекции государственного портового контроля (ИГПК) проверяется соответствие российских и иностранных судов требованиям как российского законодательства, так и международным соглашениям Российской Федерации.

Инспекторским составом при проведении осмотров проверяется выполнение экипажем судов требований безопасности мореплавания, организация и несение вахтенной службы, наличие и ведение документации, исправность технических средств, аварийно-спасательное имущество, готовность членов экипажа судов к действиям по судовым тревогам, соблюдение трудовых прав моряков, отдыха и безопасности членов экипажей судов.

«МП»: Сколько судов прошло через порт и сколько было проверено инспекторами ИГПК в 2016 и 2017 годах?От чего зависит качество проверок судов и профессионализм инспекторов?

– В 2016 году в морской порт Махачкала было осуществлено 979 судозаходов, из них 646 под флагом РФ и 333 под иностранным флагом, в первом полугодии 2017 года – 398 судозаходов, из них 185 под флагом РФ и 213 под иностранным флагом.

Сотрудниками филиала проинспектировано в 2016 году всего 138 судов, из них 84 под флагом РФ и 54 под иностранным, в первом полугодии 2017-го – 38 судов, из них 31 под флагом РФ и 7 под иностранным.

В целях повышения квалификации и качества инспектирования судов инспекторы ИГПК своевременно направляются на профессиональные курсы переподготовки и семинары в специализированные учебные заведения. Подготовка инспекторов ведется согласно Общему плану подготовки и переподготовки инспекторов государственного портового контроля РФ по иностранным и российским судам.

«МП»: С какими организациями и предприятиями Служба капитана порта тесно сотрудничает в вопросах обеспечения безопасности мореплавания?

– Обеспечение безопасности мореплавания в порту достигается четкой координацией действий Службы капитана порта с Махачкалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» и АО «Махачкалинский морской торговый порт», с Лоцманской службой, Службой управления движением судов (СУДС). Примером сотрудничества в решении вопросов обеспечения безопасности мореплавания можно считать взаимодействие с Махачкалинским филиалом ФГУП «Росморпорт».

В целях совершенствования деятельности по обеспечению безопасности мореплавания, устойчивого функционирования объектов инфраструктуры порта и для проведения согласованных мероприятий распоряжением капитана морского порта сформирована рабочая группа, в которую вошли представители Службы капитана порта, ФГУП «Росморпорт» и АО «ММТП».

Разработан Регламент взаимодействия между Службой капитана морского порта Махачкала и Службой управления движением судов (СУДС) Махачкалинского филиала ФГУП «Росморпорт». Осуществляется постоянный обзор зоны действия СУДС, контроль и регулирование движения судов, что обеспечивает безопасность плавания судов и координацию их действий, способствует безаварийному функционированию Махачкалинского морского порта.

«МП»: Приходится ли Службе капитана порта решать какие-либо специфические вопросы обеспечения безопасности мореплавания по тем или иным видам грузов, в частности по нефти?

– Несмотря на уменьшение грузооборота нефтепродуктов в Махачкалинском морском порту, Служба капитана порта выполняет специфические задачи по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

В порту имеется действующий «План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Махачкала».

Ведется постоянный контроль готовности аварийно-спасательного формирования, ответственного за ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов, его оснащения, обучения специалистов, проведения учений в соответствии с действующим законодательством.

Специалисты по охране окружающей среды осуществляют мониторинг причальных сооружений и акватории порта.

«МП»: Существует проект развития АО «ММТП», включающий организацию пассажиро-туристических перевозок. Какие новые объекты инфраструктуры в порту и новые задачи у Службы капитана порта появятся в связи с этими планами?

– Проект развития ММТП, представленный на XVI Всероссийском инвестиционном форуме «Сочи-2017», предусматривает строительство гавани для круизных судов, яхт и катеров в акватории морского порта Махачкала между северным молом сухогрузной гавани и южным молом судоремонтного завода.

В гавани предусмотрено строительство причальных набережных для круизных и грузопассажирских судов типа ро-ро и причалов понтонного типа для яхт и катеров; слипа для подъема катеров и яхт; морского вокзала вместимостью 300 человек; гостиничного комплекса на 150 человек.

Отличительной особенностью современных портов, осуществляющих пассажирские туристические перевозки, является наличие современных портовых гидротехнических сооружений, необходимой транспортной инфраструктуры, а также пункта пропуска через государственную границу, оборудованного и технически оснащенного в соответствии с требованиями контролирующих органов. Это позволяет создать условия для удобного и быстрого прохождения процедур паспортного, таможенного и иных видов контроля.

Предъявляются повышенные требования по обеспечению безопасности мореплавания, соответственно, и к инспекторскому составу ИГПК Службы капитана порта.

На сегодняшний день Махачкалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» разработано и согласовывается в центральном аппарате предприятия «Техническое задание на разработку Декларации о намерениях инвестировать в строительство гавани для круизных судов в порту Махачкала».

В случае принятия решения о строительстве гавани, на стадии разработки технического задания на проектирование в обязательном порядке будут предусмотрены согласованные с АМП Каспийского моря мероприятия, направленные на обеспечение безопасности мореплавания.

Морские порты №10 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ